Научная статья на тему 'Сущность и основные принципы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач'

Сущность и основные принципы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4829
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / КООРДИНАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиуллов Р. Р., Саетгараев В. Ф.

В статье раскрываются сущность и основные принципы взаимодействия подразделений полиции как важная функция управления органами внутренних дел в сфере реализации оперативно-служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алиуллов Р. Р., Саетгараев В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и основные принципы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач»

УДК 351.741

Р.Р. Алиуллов

В.Ф. Саетгараев

сущность и основные принципы взаимодеиствия подразделении полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач

В статье раскрываются сущность и основные принципы взаимодействия подразделений полиции как важная функция управления органами внутренних дел в сфере реализации оперативно-служебных задач.

Ключевые слова: взаимодействие, функции управления, организация взаимодействия, координация, принципы управления, принципы взаимодействия.

В соответствии со ст. 2 «Основные направления деятельности полиции» Федерального закона Российской Федерации от 7.02.2011 г. №3-Ф3 «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность по 12 основным направлениям, которые должны реализовываться на высоком профессиональном, социально-приемлемом уровне. Данные направления многоаспектны, включают в себя разноплановый объем задач и потому обусловливают необходимость привлечения различных сил и средств. Задачи, стоящие перед подразделениями полиции, многообъектны (затрагивают многие сферы жизнедеятельности граждан) и много-субъектны (их реализация не может быть достигнута одним субъектом). Выполнение всех функций полиции обеспечивается слаженной работой всех подразделений - это необходимое, объективно обусловленное основание эффективного функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, практическая необходимость повседневной работы сотрудников полиции.

В настоящее время органы внутренних дел находятся на стадии глубокого реформирования. Систематически происходят структурные изменения: создаются новые

подразделения, действующие объединяются и переподчиняются. Помимо того, что сегодня приходится оперативно и четко отвечать новым вызовам времени, необходимо создавать условия для создания гибкости правоохранительной системы, способной эффективно отвечать новым вызовам, угрожающим правопорядку, что, несомненно, должно отразиться на законах, регулирующих деятельность органов внутренних дел, структуре, механизмах управления и т.д. Важнейшими задачами на данном этапе являются совершенствование функционирования системы управления органов внутренних дел, организация слаженной работы входящих в них служб и подразделений.

Органы внутренних дел, являясь социальной организацией, имеют сложную структуру с вертикальными и горизонтальными связями. Однако фактор многочисленности личного состава ОВД отражает отсутствие четкого разграничения управленческих и правоохранительных функций, в силу чего развивается бюрократический аппарат. Чем больше управленческих звеньев, тем менее эффективна система. Главным в организации является не набор, количество и качество составляющих ее элементов, а их взаи-

мосвязь, взаимодействие [1].

Решение задач, стоящих перед полицией, регламентированных Федеральным законом «О полиции», возможно только при совместной согласованной деятельности всех сил и средств полиции, то есть при их взаимодействии, чему сегодня пристальное внимание уделяют зарубежные коллеги, которые также сталкиваются с масштабными проблемами современной преступности. Реалии настоящего показывают, что не существует проблем отдельно для каждого государственного органа или его отдельного подразделения, все проблемы решаются совместными усилиями путем взаимодействия. Прямое упоминание о принципе взаимодействия мы найдем в Федеральном законе Российской Федерации № З-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года: в главе 2 «Принципы деятельности полиции» статьей 10 «Взаимодействие и сотрудничество» взаимодействие закреплено как один из принципов организации деятельности полиции.

Термин взаимодействие широко используется в теории и на практике, поскольку объективно отражает характер совместных усилий различных подразделений органов внутренних дел при решении стоящих перед ними задач. Раскрывая понятие этого термина, необходимо учитывать его смысловое значение. В широком смысле взаимодействие выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого [2]. При этом взаимодействие выступает как объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой социальной системы. Такое определение взаимодействия является всеобъемлющим и применимо для отражения любых процессов и форм проявления сознания.

Применительно к органам внутренних дел Е.Ф. Яськов под взаимодействием понимает совместное участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающие на основе разделения функций, полномочий, взаимных обязательств [3].

Без систематизации, рационализации целей, задач, принципов, форм и методов взаимодействия подразделений и структуры органов внутренних дел невозможно их эффективное функционирование, а также оценка эффективности их деятельности.

Таким образом, взаимодействие - это объективно-обусловленный факт, направленный на эффективное использование сил и средств для достижения цели. Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. С помощью взаимодействия реализуются задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными действиями. Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предполагает наличие определенного режима данного взаимодействия; поддержание этого режима в заданном состоянии; постоянное его совершенствование в целях обеспечения все большей эффективности непосредственной правоохранительной деятельности [4].

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. Слово "функция" идет от латинского «ШиСю», означающего исполнение, обязанность, круг деятельности. Функция управления - объективно необходимая, относительно самостоятельная часть управленческой деятельности, характеризующаяся специфическим содержанием и особой пространственно-временной формой выражения [5, с. 55]. Как часть соотносится с целым, так и взаимодействие соотносится с управлением.

Очень часто параллельно с термином «взаимодействие» используют термин «координация» либо эти понятия подменяют. Считаем целесообразным разобраться и разграничить их. По определению Е.Ф. Яськова, координация (от лат. со(п) - с, вместе + о^тайо - расположение в порядке) - одна из подфункций организационной функции управления, заключающаяся в согласовании, упорядочении действий смежных подразделений системы. Координировать может только субъект управления,

наделенный соответствующими административными полномочиями по отношению к координируемым объектам управления. В этом плане координация принципиально отличается от организации взаимодействия, когда любой субъект (а также и объект) управления может выступить инициатором взаимодействия [3, с. 96]. Из данного определения важно выделить, что субъектом взаимодействия является любое должностное лицо органов внутренних дел, но следует подчеркнуть, что инициатором данного процесса субъект может выступить только в целях достижений общих задач.

Взаимодействие, являясь частью управленческого процесса, в качестве функции, наряду с такими, как прогнозирование, планирование, организация, контроль, в своей структуре имеет собственные элементы -цели, задачи, субъекты, принципы, формы и методы, правовые основы. Несмотря на то, что взаимодействие чаще выделяется в качестве подфункции организации, оно имеет право на определение в качестве самостоятельной функции управления. Данное мнение подтверждается тем, что взаимодействие пронизывает весь процесс управления, не являясь определенной его стадией, а оказывая на них свое существенное влияние.

Для эффективной реализации возложенных на полицию задач посредством организации качественного процесса взаимодействия между ее подразделениями необходимо раскрыть основные закономерности, называемые в науке принципами. Принцип (от латинского «principium» - первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элементами [6]. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

Несмотря на общественный интерес к принципам как научной категории, принципы реализации отдельных функций управления в науке ранее не рассматривались. Между тем мы убеждены, что функции реализуются в соответствии с определенными принципами.

По мнению Р.Р. Алиуллова, под прин-

ципами управления принято понимать объективно обусловленные, являющиеся отражением законов и закономерностей управления и закрепленные в нормативных правовых актах руководящие правила и нормы поведения, в соответствии с которыми должен формироваться и развиваться механизм управления [7]. Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления.

Р.Р. Алиуллов предлагает классификацию принципов управления по двум основным группам:

- функциональные принципы, т.е. принципы, формирующие основы функционирования механизма управления (законность, разграничение полномочий, баланс прав и обязанностей субъектов управления, ответственность субъектов за принятое решение или за неприятие должного решения, соответствие занимаемой должности и т.д.);

- структурные принципы, т.е. принципы, определяющие организационно-структурное построение аппарата управления (приоритетность функции при формировании органа управления, основного исполнительного звена, формирование органа в пределах его компетенции и т.д.) [8].

Подобным образом строится и классификация принципов взаимодействия, однако, на наш взгляд, видится целесообразным выделение в самостоятельную группу общих принципов, отражающих основные функции управления. Определив общие принципы управления в любых системах, можно попытаться определить, как должна быть организована система, чтобы она работала наиболее эффективно [9, с. 97]. Далее выделяются так называемые процессуальные принципы: функциональные и структурные принципы взаимодействия, отражающие специфику реализации обозначенных функций.

Таким образом, под принципами взаимодействия как функции управления понимаются основные правила и нормы поведения субъектов взаимодействия в процессе меха-

низма управления, которые подразделяются на три группы:

- общие принципы, характеризующие сущностное предназначение взаимодействия;

-функциональныепринципы,отражающие взаимодействие как функцию управления;

- структурные принципы, определяющие организацию процесса взаимодействия.

1. Общие принципы. К ним относятся:

принцип законности - взаимодействие

основывается на нормах права и состоит в реализации законов, защищает конституционные права и свободы человека и гражданина. Решение задач, использование форм, средств и методов, предусмотренных законом;

принцип комплексности - организация взаимодействия является управленческим воплощением комплексного подхода к использованию сил и средств в целях своевременного и эффективного решения задач, что на данный момент затруднительно в связи со структурной разобщенностью подразделений полиции;

принцип научности - организация и совершенствование взаимодействия основывается на современных достижениях наук и технологий. Обусловливает необходимость использования и умения пользоваться в деятельности возможностями информационно-телекоммуникационных систем, позволяющих действовать быстро, оперативно, с экономией времени и ресурсов;

принцип целевой направленности -субъекты должны четко и ясно знать цель взаимодействия и каждого шага; без намеченной цели все действия будут обречены на провал или бесполезность. Процесс взаимодействия должен быть целенаправленным - это означает его ориентированность на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед органами внутренних дел. Также следует подчеркнуть обязательное наличие общих целей, задач, направлений деятельности взаимодействующих подразделений полиции.

2. Функциональные принципы. К ним относятся:

принцип разграничения компетенции объектов и субъектов - предполагает четкое разделение прав, обязанностей, полно-

мочий, функций и взаимных обязательств между субъектами, осуществление взаимодействия возможно только в пределах предоставленных субъектам полномочий;

принцип персональной ответственности исполнителей - предполагает личную ответственность субъектов в рамках компетенции, направлен на исключение «коллективной безответственности» при выполнении поставленных задач;

принцип полного ресурсного обеспечения возложенных функций - эффективное функционирование подразделений возможно при их достаточном материально-техническом, финансовом, информационном и т.д. обеспечении;

принцип рационального использования сил и средств, эффективности - предполагает распределение целей по функциям субъектов, исключение дублирования и параллелизма в процессе взаимодействия.

3. Структурные принципы. К ним относятся:

принцип слаженности ресурсов - все основные направления деятельности должны быть регламентированы по предмету, содержанию, объему и способу осуществления;

принцип непрерывности - процесс взаимодействия должен быть предметным, плановым, постоянным, развиваться и совершенствоваться в формах, методах, правовом регулировании;

принцип оптимизации - минимизация структур при реализации функций;

принцип компетентности и профессионализма - при недостаточности квалифицированных кадров от субъектов взаимодействия требуется владение необходимыми знаниями и навыками на высоком уровне.

Очень важно выявить функциональные и организационные закономерности механизма взаимодействия как функции управления. Данный механизм складывается на основе соответствующих функционально-организационных принципов. Это хорошее знание для практических работников при реализации своих функций. Все принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены, общие принципы могут трансформироваться в функциональные или структурные

принципы и наоборот. Например, создание дополнительных подразделений с целью выполнения каких-либо функций является нарушением принципа эффективности, рациональности. Это одновременно структурный и функциональный принцип взаимодействия. Принципы взаимодействия систематизируют цели, задачи и функции. Функции должны быть строго скорреспон-дированы с задачами и непосредственно направлены на их решение. Принципы взаимодействия определяют выбор форм и методов реализации функций с закреплением полномочий в нормативных правовых актах. Несоблюдение принципов взаимодействия является причиной слабой эффективности функционирования полиции в целом, отражая уровень организации ее управления. Взаимосвязаны методы, средства и принципы, что обеспечивает эффективную реализацию целей управления.

На наш взгляд, перечисленные принципы взаимодействия - это базовые начала повышения эффективности полиции и совершенствования взаимодействия ее подразделений как реализация функции управления. Разные авторы по-своему классифицируют принципы управления, однако все они актуальны при определенных социальных, экономических, политических условиях в разных периодах развития страны и органов внутренних дел. Принципы обладают некоторым периодом «жизнедеятельности», и выделение новых принципов, которые соответствуют данному этапу развития общественных отношений, способствует совершенствованию механизма управления [5, с. 48]. Теорией социального управления подчеркивается важное значение принципов, состоящее в том, что принципы не выбирают - им следуют, в противном случае они просто остаются декларациями. Появление новых принципов - закономерный процесс, идущий «в ногу со временем», отражающий закономерности современности и являющийся вектором совершенствования деятельности. Выявленные и сформулированные в соответствии с уровнем развития науки закономерности становятся принципами и играют определяющую роль

в осуществлении деятельности, в том числе оказывают влияние на выбор методов управления [10].

Многие принципы не закреплены в нормативных правовых актах в силу их не-познанности. К примеру, мы не находим нормативного отражения принципов разграничения компетенции и ответственности, персональной ответственности, целевой направленности, слаженности ресурсов и др. Отсутствие четко сформулированных принципов взаимодействия - основных правил, которыми руководствуются в деятельности руководители и сотрудники, порождает субъективный подход к организации процесса взаимодействия. Необходимо также отметить игнорирование такого важного принципа, как непрерывность взаимодействия. Зачастую к взаимодействию сформировано отношение как к временному периодическому явлению. На самом деле взаимодействие постоянно во времени и пространстве, структура органов внутренних дел пронизана горизонтальными и вертикальными непрерывающимися связями (коммуникациями), которые полностью подпадают под определение взаимодействия (Е.Ф. Яськова). Для того чтобы процесс взаимодействия протекал нормально, необходимо обеспечение единства прав и ответственности на каждом его этапе. Избыток прав приводит к управленческому произволу, недостаток же парализует деловую активность и инициативу. Кноринг В.И. подчеркивает принципы как фундаментальные основы управления: «дом начинает строится не с крыши, а с его фундамента» [9, с. 105].

Таким образом, наше исследование раскрывает сущностное содержание взаимодействия как функции управления, выделяет основные принципы взаимодействия, подчеркивает их важность и базовое значение для дальнейшего совершенствования данного процесса, поиска путей повышении эффективности деятельности полиции, построении рациональной системы управления, определении путей оптимального реформирования органов внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ходжалекулыев М. Принцип иерархичности в организации систем / М. Ходжалекулыев. -М., 1991. - С. 34; Сетров М. И. Принципы организации социальных систем. Теория и практика / М. И. Сетров. - Киев, 1998. - С. 57; Самоорганизация, организация, управление. - М., 1995. - С. 76; Покровский В. С. Вопросы организации процессов принятия решений / В. С. Покровский. - М., 1975. - С. 61; Мехонцева Д. М. Организация - составляющая часть управления / Д. М. Мехонцева. - Красноярск, 1990. - С. 87; Лютенс Ф. Организационное поведение / Ф. Лютенс. - М., 1999. - С. 53.

2. Философский словарь. - М. : Наука, 1978. - С. 74.

3. ЯськовЕ. Ф.Теорияипрактикауправления: словарь-справочник/Е. Ф.Яськов.-М., 1997.- С. 31.

4. Вердичевский Ф. Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система / Ф. Ю. Вердичевский //Советское государство и право. 1977. - № 7. - С. 42-44.

5. Бугель Н. В. Основы управления в органах внутренних дел : учебник / Н. В. Бугель. - СПб.: С.-Петербургский университет МВД России, 2004. - С. 55.

6. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. - М.: Юр. литература, 1997. - С. 186.

7. Алиуллов Р. Р. Механизм социального управления: монография / Р. Р. Алиуллов. - М., Чебоксары, 2003. - С. 96.

8. Алиуллов Р. Р. Механизм управления органами внутренних дел (вопросы теории, методологии и практики): автореф. дис. ... докт. юрид. наук / Р. Р. Алиуллов. - М.: Академия управления МВД России, 2004. - С. 31-32.

9. Кноринг В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов по специальности «Менеджмент». - 2-е изд., изм. и доп. - М. : НОРМА, 2001. - С. 97.

10. Ольшевский А. В. Механизм совершенствования системы управления органами внутренних дел (организационно-правовые вопросы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук - М. : Академия управления МВД России, 2004. - С. 20.

© Алиуллов Р.Р., 2015 © Саетгараев В.Ф., 2015 Статья получена: 10.02.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.