Научная статья на тему 'Факторы, обуславливающие взаимодействие подразделений органов внутренних дел применительно к оперативно-служебной деятельности: принципы, формы'

Факторы, обуславливающие взаимодействие подразделений органов внутренних дел применительно к оперативно-служебной деятельности: принципы, формы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2224
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИНЦИПЫ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ / ПРЕДМЕТ / ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиуллов Р. Р., Саетгараев В. Ф.

В статье обосновывается необходимость совершенствования взаимодействия подразделений органов внутренних дел, приводятся актуализирующие факторы усиления взаимодействия, раскрытия важных признаков: принципов, предмета, форм, методов, правовой основы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алиуллов Р. Р., Саетгараев В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, обуславливающие взаимодействие подразделений органов внутренних дел применительно к оперативно-служебной деятельности: принципы, формы»

Р.Р. Алиуллов

В.Ф. Саетгараев

факторы, обуславливающие взаимодеиствие подразделении органов внутренних дел применительно к оперативно-служебной

деятельности: принципы, ФоРмы

В статье обосновывается необходимость совершенствования взаимодействия подразделений органов внутренних дел, приводятся актуализирующие факторы усиления взаимодействия, раскрытия важных признаков: принципов, предмета, форм, методов, правовой основы

Ключевые слова: взаимодействие, организация взаимодействия, принципы, формы и методы, предмет, правовая основа взаимодействия

Органами

внутренних дел решаются основные задачи, возложенные на них обществом и государством, по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина, необходимого порядка и общественной безопасности.

В настоящее время органы внутренних дел находятся на стадии глубокого реформирования. На деятельности органов внутренних дел отразилось принятие новых законов, регулирующих деятельность органов внутренних дел, изменения в структуре управления, снятие с органов внутренних дел не свойственных ей функций, переименование из милиции в полицию. Важнейшими задачами для неё на данном этапе являются совершенствование функционирования системы управления органов внутренних дел, слаженная работа входящих в них служб и подразделений, укрепление доверия граждан. [1]

Органы внутренних дел состоят из подразделений полиции, юстиции и внутренней службы, основную нагрузку по обеспечению правопорядка в обществе несут на себе подразделения полиции.

На основании закона «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность по

12 основным направлениям, [2] которые необходимо реализовывать на высоком социально-приемлемом уровне. Данные направления многоаспектны, они не могут быть реализованы одним субъектом. Направления деятельности настолько масштабны, что для их реализации требуется от трех до пяти субъектов, даже решение одной задачи достигается слаженной работой всех подразделений, т.е. их взаимодействием.

В одном случае, взаимодействие - это совместное планирование, мероприятия, совещания и т.д., в другом - установление деловых отношений, обмен опытом, консультирование.

Все эти вещи в литературе получили название взаимодействие - совместное участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающие на основе разделения функций, полномочий, взаимных обязательств. [3]

Взаимодействие осуществляется и в процессе управления (см. организация взаимодействия). В зависимости от положения участников в иерархии системы управления взаимодействие бывает: вертикальное (участники разных ступеней иерархии), го-

ризонтальное (участники одной ступени иерархии) и смешанное. По содержанию взаимодействие может быть информационным (обмен информацией), консультационным (методическое), функциональным (частичное выполнение общей работы), организационным (установление регламентов, нормативов и пр.). По форме взаимодействие разделяется на формальное и неформальное. [3, С.31]

Организация взаимодействия - подфункция организационной функции управления, связанная с согласованием действий, оказанием помощи друг другу членами как одной и той же, так и разных организаций. В первом случае организуется внутреннее взаимодействие, во втором - внешнее. Инициатором организации взаимодействия может быть любой член организации, независимо от его должности, занимаемого места в организации. Организация взаимодействия может осуществляться как на безвозмездной, так и возмездной основе. Однако независимо от того, какая форма взаимодействия выбрана, взаимодействующие стороны должны руководствоваться принципом солидарной ответственности, в соответствии с которым (в случае неудачи) ответственность между ними (материальная, административная и т.д.) должна быть разделена поровну. В зависимости от того, между кем и кем организуется взаимодействие, различают: горизонтальное взаимодействие (между равными по должности, положению работниками), диагональное (междуработниками, находящимися на разных уровнях в параллельных иерархических структурах) и вертикальное (между работниками, находящимися на разных уровнях иерархической структуры, но не состоящих друг к другу в отношении «власти и подчинения»). Так как организация взаимодействия - дело в общем добровольное как по отношению к одной, так и к другой стороне, то успех этой акции во многом зависит от личности инициатора взаимодействия, его умений обосновать, убедить необходимость такого шага. Это справедливо и в тех случаях, когда необходимость организация взаимодействия яв-

ляется нормативным принципом и всячески поощряется системой. [3, С.151]

Рассматривая взаимодействие как важное и необходимое социальное явление в деятельности органов внутренних дел, следует подробно рассмотреть актуализирующие его факторы с точки зрения необходимости и дальнейшего развития. В научной литературе под фактором понимается причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или одну из характерных черт. [4]

Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - движущая сила, причина какого-нибудь процесса, явления. [5]

Фактор (от лат. factor - делающий, производящий) - движущая сила, причина какого-либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении [2, С.244].

В научной литературе понятие «фактор» трактуется как весьма близкое к понятиям «причина» и «условие», но не тождественное им. Фактор - это сила влияния, причина, определяющая связи между переменными величинами. Фактором являются причина и сопутствующее условие, а также явление, состоящее с ними в функциональной связи. [6] Одно и то же обстоятельство может быть просто условием развития, не являясь в данный момент реально действующей силой, преобразующей деятельность людей. [7]

Таким образом, взаимодействие представляется важной необходимостью в деятельности полиции, которую подтверждают актуализирующие факторы:

1. Сущностные факторы, характеризующие характер возложенных правоохранительных задач. Необходимость постоянного взаимодействия обусловлена многогранностью решаемых органами внутренних дел задач, характером общественных отношений, складывающихся в обеспечении общественной безопасности. Задачи, закрепленные в ст. 2 Федерального закона «О полиции», показывают, что ни одна из них не может быть достигнута обособленно друг от друга.

2. Многосубъектность ОВД, многочисленность личного состава ОВД, где трудятся порядка 1,5 млн сотрудников (опти-

мальное количество 150-100 тыс.), данный структурный фактор отражает отсутствие четкого разграничения управленческих и правоохранительных функций, в силу чего развивается бюрократический аппарат. Чем больше управленческих звеньев - тем менее эффективна система (чем больше начальников - тем меньше толку).

3. Отсутствие четко разработанного механизма, процесса осуществления взаимодействия. Вопросы взаимодействия подразделений ОВД содержатся в большинстве приказов, регламентов и директив МВД России, однако в них лишь отражается ссылка на необходимость организации, усиления взаимодействия без указания механизма, алгоритма данного действия.

4. Данная проблема не исследована, а если исследовалась, то недостаточно, без выявления существенных признаков - принципов, предмета, форм, методов, правовой основы. Проблема взаимодействия в основном рассматривалась по вопросам организации расследования преступлений. Имеющиеся научные исследования раскрывают лишь отдельные направления организации взаимодействия в органах внутренних дел, в основном с другими правоохранительными органами, государственными, общественными и иными организациями. Большинство исследований проводилось до реформирования Министерства внутренних дел Российской Федерации.

5. Структурная разобщенность ОВД при необходимости комплексного выполнения стоящих задач.

6. Внешние факторы, связанные с международными отношениями Российской Федерации, влияющие на процессы внутри страны. Дезинтеграционные процессы, имеющие место на территориях стран ближнего зарубежья, привели к дестабилизации ситуации в этих странах (Грузия, Украина). Затяжные вооруженные конфликты не способствуют укреплению безопасности на сопредельных с Россией территориях. Экспансия населения некоторых государств (выходцев из стран Средней Азии, переселенцев из Украины) на территорию Российской Федерации отрицательно сказывается

на криминальной обстановке, создает дополнительную нагрузку на полицию (быть бдительными и не допустить среди мирных переселенцев криминальных элементов).

7. Организационно-управленческие факторы, среди которых: несовершенство информационно-аналитического обеспечения; разработки, принятия и реализация решений; координации; контроля и оценки организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел; недостаточное кадровое обеспечение; несовершенство функционально-организационной структуры; недостаточное материально-техническое обеспечение.

8. Факторы, влияющие на состояние оперативной обстановки, и возможности ее контролирования на территории оперативного обслуживания: географическое расположение субъекта РФ (климат, рельеф...) и населенных пунктов (их удаленность друг от друга и т.п.); экономическое состояние субъекта РФ, специфика и количество предприятий, направленность экономики: производство, сельское хозяйство, торговля и т.д.; количество населения, национальный состав, социальное положение; занятость населения; развитость инфраструктуры -вооруженность ОВД в соответствующих условиях транспортными средствами, связью, телекоммуникационными системами и т.д.

9. Интеллектуальные факторы современного управления, проявляющие себя в изменении уровня квалификации руководителей, используемых ими новых методах планирования и новых высоких информационных технологиях и технических средствах (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, Интернет, новые стандарты технического и ресурсного обеспечения ОВД).

Необходимость использования и умения пользоваться в деятельности всех возможностей информационно-телекоммуникационных систем, позволяющих действовать быстро, оперативно, с экономией времени и ресурсов, использованием точных данных, пользоваться объективной информацией;

10. Фактор нежелания и страха нести ответственность за собственные действия, действия подразделения и совместные дей-

ствия. Несмотря на кардинальные изменения в законодательстве, регулирующем деятельность и прохождение службы в ОВД, у сотрудников отсутствует чувство защищенности при исполнении своих обязанностей. Стремление к защите прав и обязанностей граждан принимает извращенные формы, при рассмотрении споров «кто виноват: сотрудник или гражданин» однобоко принимается сторона гражданина. Хотя на практике давно известна такая форма защиты, как на-падение, зачастую неправомерное.

11. Фактор нечитабельности и бесполезности многих ведомственных документов, регламентирующих деятельность ОВД. Приказы должны быть краткими, четкими, емкими и читабельными, без двоякого толкования его сути. В последнее время наблюдается процесс «приказотворчества»: приказы издаются объемные, но несодержательные и нечитабельные. Конкретные алгоритмы действий, в том числе по вопросам взаимодействия, не детализируются, ограничиваясь лишь общими фразами о необходимости организовать какое-то из мероприятий.

12. Бюрократизм и коррупция. ОВД должны оперативно реагировать на возникающие вызовы с использованием всех имеющихся сил и средств. Однако не все так просто и быстро, как в художественных фильмах: по звонку все встают «в ружье», поднимаются вертолеты и т.д. Для привлечения к совместным действиям разных подразделений необходима сложная процедура согласования и документального оформления, во время которой теряется самое ценное - время, за которое может быть раскрыто преступление, пойман преступник, получены доказательства и т.д., а также самое крайнее, недопустимое - предательство интересов службы. Без обоюдного доверия не может быть достигнута поставленная совместная задача. Взаимодействие подразумевает слаженную работу служб, сотрудников этих служб, основанную на доверии.

13. Интеллектуально-личностный фактор, связанный с приходом на службу поколения людей, родившихся в 90-е годы прошлого столетия, отличающихся инертностью, отсутствием инициативы, низки-

ми морально-нравственными качествами и интеллектуальным уровнем, что отрицательно сказывается на оперативно-служебной деятельности и облике современных стражей правопорядка. Причины данного обстоятельства можно найти, проанализировав сложный период, когда это поколение росло. Их родители - старшее поколение -в буквальном смысле выживали, зарабатывая на жизнь, страна испытывала тяжелейший кризис во всех отраслях, естественно, детям не уделялось достаточного внимания ни в воспитании, ни в образовании (педагоги тоже находились в тяжелом положении). Дети были предоставлены самим себе.

Преподавательский состав учебных заведений МВД России отмечают отсутствие интереса к учебному процессу этого поколения курсантов. Если в начале учебного процесса у трети или четверти учебной группы еще проявляется какая-то активность на занятиях, то к моменту окончания и эта часть курсантов поддаются общему настроению и становятся пассивными слушателями. В практической работе эти выпускники показывают низкие результаты в оперативно-служебной деятельности, имея при этом большое стремление стать руководителями и... ничего не делать. Прогноз очень печальный, исходя из того, что доказано: кадры решают все. ("Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным; это могут сделать только люди" А. Морита).

Эффективно противостоять проявлениям преступности можно только согласованными действиями всех подразделений ОВД. Обеспечить необходимый уровень согласованности призвана координация. При координации выявляются недостатки в деятельности подразделений, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, принимаются меры, направленные на их устранение.

Среди указанных факторов в первую очередь следует выделить отсутствие законодательно закрепленного принципа выполнения задач полицией во взаимодействии структурных подразделений ОВД,

который напрямую связан с главным принципом законности и также указанным пробелом в правовой основе взаимодействия. Отсутствие четко сформулированных принципов взаимодействия - основных правил, которыми руководствуются в деятельности руководители и сотрудники - порождают субъективный подход к организации процесса взаимодействия. Далее необходимо отметить такой важный принцип, как непрерывность взаимодействия. Зачастую к взаимодействию сформировано отношение как к временному периодическому явлению, когда возникает необходимость обращения к коллегам из другой службы, без помощи которых невозможно или затруднительно решить задачи «собственного» подразделения. На самом деле взаимодействие постоянно во времени и пространстве, взаимодействие начинается с начала рабочего дня каждого сотрудника - практически с момента входа в здание и встречи с постовым при предъявлении служебного удостоверения, затем участие в рабочем совещании с коллегами, получение корреспонденции (лично в канцелярии или посредством телекоммуникационных систем), в ходе исполнения служебных задач при общении с коллегами из других служб (совместный выезд для выполнения определенных процессуальных действий, подготовка документов, консультации и т.д.). Сама структура органов внутренних дел пронизана горизонтальными и вертикальными непрерывающимися связями (коммуникациями), которые полностью подпадают под определение взаимодействия (Е.Ф. Яськова).

Предлагаем часть 1 ст. 10 Федерального закона РФ «О полиции» изложить в следующей редакции: «Полиция выполняет возложенные на нее обязанности во взаимодействии всех подразделений органов внутренних дел».

Определенную сложность вызывают понятия формы и методы взаимодействия. Исходя из основополагающего философского понимания формы, это связь и способ взаимодействия частей и элементов предмета и явления. [8] В то же время в литературе под методами понимаются всевозможные

способы, средства и приемы. Понятия очень схожие, видимо, поэтому в учебной литературе их объединяют и называют формы и методы какого-либо социального действия.

Довольно сложно провести грань между формами и методами взаимодействия, возможно, они соотносятся как прием и способ, на слух все эти понятия воспринимаются как синонимы. Необходимо на успешных примерах взаимодействия разобраться в их категориальной принадлежности.

Обратившись к структуре органов внутренних дел, попробуем провести линии между всеми структурными подразделениями и получим множество взаимосвязей, отношений, которые составляют взаимодействие подразделений, для перечисления которых потребуется объемный список. Однако многие взаимоотношения можно объединить по функциональным признакам и выполняемым задачам.

Министерством внутренних дел России заключено множество совместных приказов и соглашений с другими правоохранительными и государственными органами, общественными и религиозными объединениями по взаимодействию, однако вопросы внутреннего взаимодействия редко отражены в ведомственных документах самого МВД, зачастую вопросы взаимодействия обсуждаются устно, хотя очень часто. В большинстве проводимых ведомственных оперативных совещаниях поднимается вопрос о взаимодействии подразделений при решении оперативно-служебных задач, так как их эффективное достижение во многом зависит от взаимодействия подразделений ОВД. Для эффективного решения задач по внешнему взаимодействию необходима слаженная работа подразделений внутри ведомства.

Анализ системы нормативно-правового регулирования организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел выявил проблемы в правовом регулировании организации взаимодействия, как на законодательном, так и ведомственном уровне, в связи с чем считаем необходимым внести предложения по его совершенствованию.

Необходимость конкретного определения форм и методов организации взаимо-

действия подразделений ОВД требует четкого нормативного закрепления. Однако правовая база взаимодействия подразделений ОВД также нуждается в дальнейшем совершенствовании. Выбор форм и методов взаимодействия подразделений органов внутренних дел зависит от специализации и полномочий субъектов взаимодействия.

Видятся следующие пути совершенствования правовой базы: внесение изменений во все многочисленные приказы, регулирующие различные направления деятельности и разработка по ним форм, методов взаимодействия либо издания совершенно нового нормативного документа, например Положения о взаимодействии подразделений ОВД РФ, дополнить положениями, совершенствующими процесс взаимодействия подразделений ОВД, имеющийся нормативный акт, например Регламент МВД РФ.

На сегодняшний день мы имеем огромное количество ведомственных документов

(приказы, распоряжения, наставления, регламенты и т.д.), регламентирующих деятельность ОВД, в каждом из них в большей или меньшей степени затрагиваются вопросы взаимодействия, такое обилие правил порождает большое количество юридических процедур, что в свою очередь снижает быстродействие системы взаимодействия, как реализации управления, соответственно, страдает его качество.

На наш взгляд, процедура взаимодействия должна представлять собой свод стандартных алгоритмов (в обычных условиях и при чрезвычайных обстоятельствах), позволяющих получить решение стандартных задач взаимодействия как управленческого решения, с гарантированным уровнем качества взаимодействия в частности и управления в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева А.П. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации (кадровый профессионализм, открытость для доверия и оптимизация): проблемы и перспективы реализации // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 4. С.16-20.

2. См.: Ст. 2 «Основные направления деятельности полиции» Федерального закона Российской Федерации от 7.02.2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

3. Яськов Е.Ф. Словарь-справочник. М.

4. См.: Большой энциклопедический словарь. М., 1983. С.1408.

5. См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. С.834.

6. См.: Миронов Р.Г. Взаимодействие органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы по обеспечению национальной безопасности в сфере правопорядка//Организаци-онно-научный и редакционно-издательский отдел Уфимского юридического института МВД России. Уфа. 2005. С.107.

7. См.: Грехнев В.С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М.: МГУ, 1985. С.133.

8. См.: Философский словарь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.