Научная статья на тему 'Формы и методы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач'

Формы и методы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4916
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алиуллов Р. Р., Саетгараев В. Ф.

В статье раскрывается сущность форм и методов взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алиуллов Р. Р., Саетгараев В. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы и методы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

УДК 351.741

Р.Р. Алиуллов

В.Ф. Саетгараев

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПОЛИЦИИ

в сфере реализации оперативно-служебных задач

В статье раскрывается сущность форм и методов взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач

Ключевые слова: взаимодействие, формы и методы взаимодействия, формы и методы управления.

Коренные социально-экономические преобразования в России, произошедшие за последние годы, в значительной степени затронули сферу правоохранительной деятельности. Активное реформирование органов внутренних дел потребовало приведения форм и методов управленческой деятельности в соответствие с новыми условиями.

Федеральным законом Российской Федерации от 7.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» в ст.1 за полицией закреплено решение основных задач, стоящих перед правоохранительными органами, по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.

Указанные задачи реализуются полицией по 12 основным направлениям деятельности, закрепленным этим же федеральным законом в ст. 2. Характер решаемых полицией задач многоаспектен, и эффективное их решение достигается хорошо отлаженным механизмом взаимодействия подразделений полиции. Содержание механизма взаимодействия подразделений полиции составляет деятельность, которая, являясь функцией управления, осуществляется в установленных формах и соответствующими методами по реализации задач, стоящих перед полицией.

Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. Во взаимодействии реализуются задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными действиями. Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предполагает наличие определенного режима данного взаимодействия; поддержание этого режима в заданном состоянии; постоянное его совершенствование в целях обеспечения все большей эффективности непосредственной правоохранительной деятельности [1, с. 42-44].

Взаимодействие как одна из функций управления проявляет в себе общие элементы процесса управления и выделяет собственные сущность и содержание, цели и задачи, принципы, формы и методы, правовое регулирование.

Рассматривая определения взаимодействия разных авторов, можно выделить в них общий элемент: согласованная деятельность различных субъектов, осуществляющих совместные действия [2; 3; 4; 5]. Организация взаимодействия подразделений полиции, являясь управленческим воплощением комплексного подхода к использованию имеющихся сил и средств, подразумевает их совместную деятельность. Реализуемые в

20

ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

рамках взаимодействия совместные действия должны носить согласованный характер, их алгоритм должен быть предельно ясным всем участникам взаимодействия.

Наиболее полным можно считать следующее определение: взаимодействие -совместное участие и связь сотрудников, подразделений, организаций, органов в процессе трудовой деятельности, возникающее на основе разделения функций, полномочий, взаимных обязательств; осуществляемая по единому замыслу во имя достижения общей цели совместная деятельность различных, не подчиненных друг другу субъектов.

Традиционно управление состоит из следующих функций: организации, планирования, регулирования, кадрового обеспечения и контроля. Некоторыми авторами взаимодействие рассматривается как подфункция организационной функции управления. Нам видится справедливым выделение взаимодействия в самостоятельную функцию управления, так как данный процесс пронизывает все стадии управления: сбор информации, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, контроль. Стадии управления - это определенные взаимосвязанные этапы управленческой деятельности, состоящие из реализации последовательных форм и методов управляющих воздействий. По мнению автора в реальной управленческой практике разделение труда в управлении и выделение функций происходит под воздействием различных причин, факторов и условий [6, с. 156]. К таким причинам, факторам и условиям на сегодняшний день можно отнести низкий уровень эффективности управления деятельностью полиции. В настоящее время органы внутренних дел переживают период кардинальных перемен, находясь в стадии серьезного реформирования. Важнейшими задачами для неё на данном этапе являются совершенствование функционирования системы управления органов внутренних дел, слаженная работа входящих в них подразделений.

Четкость функций каждого подразделения должна сочетаться с подконтрольностью и уравновешенностью в общем механизме взаимодействия.

Практика показывает, как часто возни-

кают между подразделениями полиции противоречия, вытекающие из разнонаправленных целей и отсутствия четкой компетенции. Значительное количество усилий и времени уходит на поиск компромиссов и согласование совместных действий, в ущерб усилиям, направленным на оперативное совместное и слаженное решение управленческих вопросов, на деловое функциональное взаимодействие.

Общность задач подразделений полиции предполагает их взаимодействие на основе строгого разграничения функций.

Интенсивность взаимоотношений подразделений полиции, применение тех или иных, а также реализация новых форм и методов взаимодействия складываются под влиянием разных общественных событий: совершение террористических актов, техногенные и природные катастрофы, военные конфликты в приграничных государствах, связанные с этими событиями миграционные процессы.

В механизме управления подразделениями полиции со временем меняются и функции, среди которых вырастает удельный вес стимулирования служебной деятельности, морально-психологической подготовки, прогнозирования, профессиональной подготовки, информационногообеспечения, кадрового обеспечения и организации взаимодействия.

В процессе управленческой деятельности функции управления, по существу, являются видами управленческих работ, имеют собственные характеристики и формы проявления. Чтобы процесс управления функционировал, необходимо обеспечение выполнения его функций. Это достигается определенными способами, приемами осуществления функций управления. В науке управления их называют формами и методами управления. Механизм взаимодействия, как функция управления, имеет собственные формы и методы, однако в литературе нет четкого разграничения между этими понятиями. Категории «формы» и «методы взаимодействия» вызывают определенную сложность в восприятии и их классификации.

Исходя из основополагающего, философского понимания формы, это связь и способ взаимодействия частей и элемен-

21

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

тов предмета и явления [7, с. 382]. Данное определение позволяет рассмотреть формы взаимодействия как способ организации и осуществления взаимодействующими подразделениями совместной деятельности по решению стоящих перед ними задач. В то же время в литературе под методами понимаются всевозможные способы, средства и приемы. Понятия очень схожие, видимо, поэтому в учебной литературе их объединяют и называют: формы и методы каких-либо социальных действий, функций деятельности.

Довольно сложно провести грань между формами и методами взаимодействия, возможно, они соотносятся как прием и способ выполнения определенного действия; на слух все эти понятия воспринимаются как синонимы. Необходимо, проведя анализ понятий, на успешных примерах взаимодействия разобраться в их категориальной принадлежности.

Формы и методы взаимодействия формируются под влиянием взаимосвязанной и взаимообусловленной системы принципов взаимодействия:

-общиепринципы,характеризующиесущ-ностное предназначение взаимодействия;

- функциональные принципы, отражающие взаимодействие как функцию управления;

- структурные принципы, определяющие организацию процесса взаимодействия.

Формы и методы взаимодействия определяют роль практического применения каждого принципа взаимодействия в отдельности. Следовательно, можно разграничить общие, функциональные и структурные формы и методы взаимодействия.

Согласно Большому толковому словарю, слово форма [лат. forma - вид, облик, наружность] означает: 1. Способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его внешним выражением; тип, устройство, способ организации чего-либо.

2. Способ осуществления, проявления или выражения чего-либо.

Формы управленческой деятельности представляют собой внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функ-

ций и обеспечению их собственной жизнедеятельности. По формам мы можем судить о том, что и как делается в государственных органах по осуществлению их компетенции [8, с. 173]. Управленческой целью взаимодействия является эффективное решение задач, закрепленных за полицией. Данный вывод отвечает на вопрос, что делается в государственном органе по осуществлению его компетенции. Ответ на вопрос, как это делается, требует дальнейшего анализа категорий.

Форма управления - сконструированная с учетом определенных принципов и возможностей тех или иных частей системы процедура, позволяющая субъекту управления принимать и реализовывать управленческие решения. Например, форма принятия управленческого решения может быть индивидуальной или коллегиальной, а реализация конкретного управленческого решения может быть осуществлена в форме приказа, создания условий, благоприятствующих достижению поставленной цели, и т.д. [9, с. 202]. Ключевым понятием в данном определении формы видится процедура, реализующая функцию управления.

В теории управления наиболее распространенной является градация форм реализации функций управления, а следовательно и взаимодействия, на правовые и неправовые, которые также соотносятся как процессуальные и непроцессуальные. В процессе практического осуществления функций обе формы взаимосвязаны.

Правовые формы осуществления функций связанны с изданием юридических актов, применительно к взаимодействию это могут быть: план, приказ, распоряжение, график, инструкция, расчет сил и средств и т.д.

Неправовые, или их еще можно назвать организационные, формы являются подзаконной деятельностью, осуществляются в пределах компетенции субъекта. В управленческой практике используется много организационных форм взаимодействия: сессии, заседания, совещания, конференции, оперативки и т.д.

Формы взаимодействия представляют собой способы практической совместной деятельности, направленные на претворение в жизнь целей и стоящих задач. Формы при-

22

ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

званы обеспечить наиболее целесообразное выполнение взаимодействия как функции управления и достижение целей с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Представив структуру органов внутренних дел и проведя линии между всеми структурными подразделениями, мы получим множество коммуникаций, взаимосвязей, отношений, которые характеризуются стремлением к взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоподдержке, все вместе составляют взаимодействие подразделений, для перечисления которых потребуется объемный список. Однако многие взаимоотношения можно объединить по функциональным признакам и выполняемым задачам:

- взаимный обмен информацией;

- коллективный сбор, анализ и оценка информации;

- совместное прогнозирование и планирование;

- совместный контроль;

- совместная учеба;

- совместная работа;

- согласование мероприятий;

- выработка совместных решений и т.д.

На наш взгляд, идеальной формой взаимодействия является сотрудничество -согласованное взаимодействие индивидов, включающее в себя взаимную поддержку, взаимопомощь, взаимную ответственность и обмен услугами, сопровождаемые положительными эмоциями и направленные на достижение желаемого результата [9, с. 202].

Формы взаимодействия показывают, какими внешними проявлениями может быть организован процесс взаимодействия. Это может быть организация коллективной работы, обмена информацией, учебного процесса с целью освоения навыков, умений, средств, технологий.

Если форму мы разобрали в широком смысле как прием, то метод будет выступать как способ этого приема. Согласно Толковому словарю русского языка слово «прием» означает: способ, образ действий при выполнении чего-либо; способ в осуществлении чего-нибудь; а слово «способ» - действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.

Большой толковый словарь слово метод [от греч. methodos - путь исследования] определяет как: 1. Способ действия в процессе познания чего-либо; последовательность действий при теоретическом исследовании чего-либо. 2. Один из приёмов, позволяющий осуществить чего-л. на практике; процедура.

Метод (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом [10, с. 1207].

По поводу разного толкования понятия метода А.П. Ипакян отмечает, что происходит неоправданное смешение содержания деятельности по управлению со способами ее осуществления [11, с. 7]. Методы - это средства достижения целей, осуществления задач и функций, возложенных на субъекты обеспечения правопорядка. Метод - это то, как делается, средство - при помощи чего делается.

Под методами управленческой деятельности подразумеваются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях [8, с. 176]. Методы управления - способы организующего воздействия субъекта на объект управления, с помощью которых достигаются стоящие перед системой цели. Методы управления делятся на две группы: методы убеждения и принуждения. Первые предполагают стимулирование осознанного, желаемого, соответствующего интересам работников поведения их в процессе труда; с помощью вторых работники побуждаются к должному поведению вопреки их желанию. Кроме того, методы управления могут быть классифицированы: по функциям управления, в реализации которых они применяются (методы прогнозирования, методы планирования, методы контроля и т.д.); по механизму воздействия на объект управления (административные, экономические и социально-психологические методы управления) [8, с. 176].

23

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(21)2015

№ п/п Форма взаимодействия Метод реализации

1. обмен информацией (может быть правовая и организационная) - устный; - письменная переписка; - электронный документооборот; - путем обращения к интегрированным банкам данных через телекоммуникационные системы.

2. Совместное планирование (правовая, так как планы обычно оформляются в виде документа) - непосредственное обсуждение плана; - направление вариантов плана курьером; - по почте; - посредством телекоммуникационных систем.

3. Совещание (как правило, организационная): - непосредственный сбор участников в конкретном месте; - дистанционное: - селекторное; - в режиме видеоконференции;

4. Совместное проведение мероприятия (всегда правовое, основывается на юридическом акте) - командно-штабные учения; - коллективный анализ; - создание группы (рабочей, следственно-оперативной, аналитической); - практически все специальные операции при возникновении чрезвычайных обстоятельств; - мероприятия, проводимые при введении специального плана; - планирование; - направление поручения, запроса; - мобилизационная подготовка и проверка ее готовности; - охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; - комплексная проверка и инспектирование

5. установление деловых отношений (организационная форма) - личные встречи; - телефонный разговор; - поездки

6. обмен опытом, консультирование, обучение (организационная) - непосредственное общение на встречах; - направление письменных обзоров; - в режиме видеоконференции

7. Совместное принятие решения (правовая форма) - коллегия; - комиссия; - заседание

Управление есть взаимодействие людей, поэтому в нем важное значение принадлежит приемам, способам, операциям стимулирования, активизации и направления деятельности человека со стороны государственных органов и должностных лиц. По аспектам влияния на интересы и мотивы поведения человека и, соответственно, по содержанию методы обеспечения реализации целей и функций государственного управ-

ления можно подразделить на морально-этические, социально-политические, экономические и административные [9, с. 118].

Правильное применение административных методов способствует четкой и слаженной работе в органах, повышает оперативность и гибкость управления органами. И, наоборот, недооценка роли административных методов влечет отрицательные последствия, затрудняет управление, ведет к утра-

24

ГОСУДАРСТВЕННОЕ, ГРАЖДАНСКОЕ, АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

те оперативности, к снижению дисциплины и организованности [12, с. 82].

Как принципы взаимосвязаны и взаимообусловлены, так и методы не исключают, а дополняют друг друга. Правильное понимание взаимосвязи методов и их классификация важны для познания сущности и условий более эффективного их использования.

Взаимодействие в правоохранительной деятельности предусматривает взаимосвязь между формами и методами совместных и согласованных действий, где форма рассматривается как обобщающая категория приема воплощения действия, а метод конкретизирует ее в различных способах исполнения.

Итак, в практической деятельности сложились разные виды совместной деятельности, взаимоотношений между подразделениями полиции, которые мы можем разграничить как формы и методы взаимодействия, руководствуясь принципами взаимодействия.

Следует отметить, что формы и методы вза-

имосвязаны. Суть соотношения форм взаимодействия и методов взаимодействия состоит в том, что если форма есть способ выражения содержания, то метод отражает содержание этой управленческой деятельности.

Метод взаимодействия, условно говоря, есть ни что иное, как процесс реализации формы взаимодействия. Но для того, чтобы этот процесс имел возможность действовать интенсивно, необходимо облечь его в определенную форму. Таким образом, форма и метод являются взаимосвязанными сторонами процесса взаимодействия.

Роль форм и методов взаимодействия заключается в решении проблемы эффективности реализации всех управленческих функций. Для решения этой задачи видится комплексный подход к применению форм и методов взаимодействия, реализация принципов комплексного и рационального использования сил и средств, слаженности ресурсов и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вердичевский Ф. Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система / Ф. Ю. Вердичевский // Советское государство и право. - 1976. - № 7.

2. Ермаков К. К. Взаимодействие и координация в органах внутренних дел / К. К. Ермаков. - М., 1971.

3. Гребельский Д. В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы розыскной деятельности органов внутренних дел / Д. В. Гребельский. - М., 1977.

4. Захватов И. Ю. Сочетание отраслевого и территориального управления органами внутренних дел: учебное пособие / И. Ю. Захватов. - М.: Академия управления МВД России, 2010.

5. Потапова С. А. Теоретические аспекты организации взаимодействия правоохранительных органов / С. А. Потапова // Теория и практика правоохранительной деятельности: Труды Академии управления МВД России. - М., 2010. - № 2 (14).

6. Алиуллов Р Р. Механизм социального управления: монография / Р Р Алиуллов. - Мо-сква-Чебоксары, 2003.

7. Философский словарь. - М.: Наука, 1978.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. - М., Изд-во «Юр. литература», 1997.

9. Яськов Е. Ф. Теория и практика управления. Словарь-справочник / Е. Ф. Яськов. - М. 1997.

10. Новейший философский словарь. - Минск,1999.

11. Ипакян А. П. Методы научной организации управления в органах внутренних дел / А. П. Ипакян. - М., 1972.

12. Коренев А. П. Основы управления в ОВД / А. П. Коренев. - М., 2001.

© Алиуллов Р.Р., 2015 © Саетгараев В.Ф., 2015 Статья получена: 16.06.2015

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.