Н.С. Мамчур
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВКУСОВ ...
По мнению исследователя Д. Узнадзе, важнейшим моментом в деятельности человека является установки, то есть состояние готовности к определенному действию, фактор, констатирующий внутреннюю связанность, последовательность поведения и структурную устойчивость деятельности индивида [8].
Практически-деятельностный компонент эстетических вкусов охватывает познавательно-творческую работу студентов-филологов, которая определяется через участие в мастер-классах, кружках, проблемных группах, народоведческих праздниках и обрядах, посещении музеев и выставок.
В процессе декоративной деятельности у студентов закономерно возникает эстетическая потребность, так как их действия и вещи достаточно сложные по своей природе: кроме материальной и духовной, они имеют и эстетическую ценность. Значимость последней трудно переоценить. Красота мастерства не только воспитывает у студентов человечность, нравственность, гуманизм, она дает студентам чувственно-эмоциональное удовлетворение, что способствует восстановлению физических, духовных сил, снятию нервного напряжения, сохранения здоровья студентов.
Практическая деятельность является закономерным следствием процессов трех предыдущих компонентов - ценностно-мотивационного, эмоционально-чувственного, когнитивного и свидетельствует о сформирован-ности эстетического вкуса личности. Характерными признаками этого компонента является активность, увлеченность, стремление, инициатива, самостоятельность, творчество.
Определенные выше компоненты воспитанности
эстетических вкусов будущих филологов имеют логическую последовательность (эмоционально-чувственный, когнитивный, ценностно-мотивационный, практически-деятельностный), действуют взаимосвязано, дополняя и обогащая друг друга. Обеспечение реализации ключевых структурных компонентов эстетических вкусов студентов дает возможность, по нашему мнению, основательно и системно подойти к разработке методической системы их воспитанности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зязюн I. А. Естетичний досввд особи : формування 1 сфери вияву / I. А. Зязюн. - К. : Вища шк., 1976. - 174 с.
2. Борев Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. - М.: Высшая школа, 1988. - 495 с.
3. Лихачев Б. Т. Эстетика воспитания / Б. Т. Лихачев. - М. : Педагогика, 1972. - 160 с.
4. Кудин В. А. Эстетическое воспитание студентов / В. А. Кудин. - К. : Вища школа, 1984. - 30 с.
5. Естетика : тдручник / [В. I. Панченко, О. I. Онщенко, Д. Ю. Кучерук та ш.] ; за заг. ред. Л. Т. Левчук. - 2-е вид., допов. 1 переробл. - К. : Вища школа, 2005. - 431 с.
6. Мешков Н. И. Ценностный подход к проблеме мотивации учебной деятельности студентов / Н. И. Мешков, Н. Е. Садовникова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 3(6) - С. 199-201.
7. Кара-Васильева Т. В. Украшська вишивка / Т. В. Кара-Васильева, А. Д. Чорноморець. - К. : Либвдь, 2002. - 160 с.
8. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. - Тбилиси, 1961. - 119 с.
© 2013
KEY COMPONENTS OF BREEDING OF AESTHETIC TASTES OF PHILOLOGY STUDENTS BY MEANS FOLK ART
N.S. Mamchur, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant professor of Ukrainian literature
and Ukrainian studies
Uman State Pedagogical University named after Pavlo Tychyna, Uman (Ukraine)
Annotation: This article is dedicated to problem of aesthetic taste training as important coefficient of general culture of future pedagogue-philologist. In the research key components of breeding aesthetic tastes of students-philologists by means folk arts and crafts (emotional and sensual, value and motivational, cognitive, practical and functional), every of each is directed to achievement of main aim - training aesthetic tastes of future philologists.
Keywords: breeding, aesthetic culture, aesthetic tastes, art and craft activity.
УДК 378.03
СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
© 2013
К.А. Маслюк, аспирант кафедры украинского языка и методики его преподавания
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: В статье раскрывается сущность понятия «личностное самоопределение»; определяются механизмы, влияющие на успешность личностного самоопределения индивида; представлена характеристика образа будущего и его составляющих - жизненной перспективы, жизненной цели, жизненной программы.
Ключевые слова: жизненная цель, жизненная перспектива, жизненная программа, образ будущего, личностное самоопределение, механизмы.
Современная динамическая жизнь выдвигает перед спективы развития, пути самореализации, способы са-
человеком необходимость не только быстрой адаптации моосуществления, предполагает определение человеком
к трансформациям, происходящим в различных сферах себя в различных аспектах жизни [1]. общественного бытия, но и проявления активности, ини- Различные аспекты проблемы личностного само-
циативы, умения выдвигать реальные цели и прилагать определения - раскрытие внутреннего содержания этого
адекватные усилия для их достижения, конструктивно феномена, характеристика внутренних и внешних при-
взаимодействовать с другими, способности чувствовать знаков его проявления - получили довольно широкое
себя уверенно и комфортно в ближайшем окружении и освещение в научной литературе. К ее изучению обра-
социуме в целом. щаются К. Абульханова-Славская, М. Бахтин, И. Бех,
Успешность решения этих задач в значительной Л. Божович, Т. Буякас, Е. Головаха, Т. Кравченко,
степени зависит от сформированности у индивида лич- О. Кроник. А. Леонтьев, О. Люсова, В. Одолинский,
ностного самоопределения - осознания своей сущности Л. Регуш, М. Семилит, Т. Титаренко и др. и своего места в системе общественных отношений. Несмотря на довольно всестороннее освещение ис-
Самоопределение, определяя жизненные планы, пер- следователями сущности личностного самоопределе-
ния, до настоящего времени предметом специального изучения не стала проблема рассмотрения особенностей его формирования в контексте культуры.
Цель статьи - на основе анализа научной литературы раскрыть сущность и выявить основные механизмы культуры личностного самоопределения.
В переводе с английского (self-determination) под самоопределением понимается процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самопроявления в конкретных жизненных ситуациях; основной механизм достижения и проявления человеческой свободы [2].
По мнению М. Бахтина, самоопределение личности происходит на уровне ее ценностей, имеющих вневременной характер и образующих структуру «смыслового будущего». Способность к самоопределению в этом случае рассматривается как атрибутивное свойство человека, осознанно определяющего личностный способ бытия. Отсюда самоопределенная личность является субъектом, осознающим, чего он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, наклонности, дарования), кем он есть (личностные и физические свойства), что от него хочет и ожидает общество. Личностное самоопределение является проявлением внутренней свободы человека и предусматривает выбор им той или другой альтернативы среди множества существующих. То есть, осуществляя самоопределение, личность проявляет независимость от внешних обстоятельств, актуализирует субъективное начало, присоединяясь, таким образом, к общечеловеческим ценностям
[3].
Итак, в соответствии с концепцией М. Бахтина, самоопределившийся человек - это субъект, готовый к эффективному функционированию в системе общественных отношений.
Существует подход, в соответствии с которым самоопределение рассматривается как осознание личностью своей социальной позиции, которая формируется в середине системы отношений (к коллективному субъекту, своему месту в коллективе и другим его членам). В этом аспекте главными механизмами личностного самоопределения являются: самодетерминация (по определению С. Рубинштейна - активная природа «внутренних условий»), собственная активность индивида и осознанное стремление занять определенную позицию [4].
Т. Буякас акцентирует внимание на тесной взаимосвязи проблемы самоопределения личности с проблемой ее становления как автора своего жизненного пути, свободного «творца своей жизни». Для этого, считает исследователь, человек должен «выйти на уровень смысла», что дает ему шанс вырваться из заточения «причин и следствий и самому стать источником своего поступка - поступка, которым он осуществляет себя» [5, с. 33].
Как личностное новообразование, обусловленное логикой личностного и социального развития индивида, утверждает Л. Божович, самоопределение возникает на границе старшего подросткового возраста и ранней юности и проявляется не только в понимании человеком самого себя - своих возможностей и желаний, но и в понимании своего места в человеческом обществе, своего предназначения в жизни. Потребность в самоопределении является потребностью в формировании определенной смысловой системы, предусматривающей поиск ответов на вопросы, касающихся смысла своего существования и обеспечивающих направленность в будущее [6].
Принимая во внимание тот факт, что в юности особое значение приобретает личное будущее, расширяются хронологические рамки жизненной перспективы, можно говорить о том, что одним из ведущих факторов, обуславливающих внутреннее содержание и успех личностного самоопределения, является наличие у человека четкого образа своего будущего.
Будущее - это психологическое образование, результат внутренней работы личности, направленной на соз-34
дание непрерывности своей истории, целостности «Я», перспективы жизненного пути. Личность становится его автором, переплавляя свои знания и опыт в соответствие с целями и ценностными ориентациями, которые она сама себе определила. Для человека будущее всегда потенциально может быть изменено, оно - широкий диапазон возможностей, поскольку его содержание не завершено [7, с. 54].
Образ своего будущего является личностным приобретением, результатом внутренней деятельности человека и полностью зависит от него самого. Поэтому вполне правомерно говорить о том, что потребность влиять на будущее является одним из ведущих механизмов индивидуальной активности, определяющим направление и характер действий человека.
Таким образом, человек сам творит свое будущее, являющимся для него «полем», знания о котором конструируются и моделируются им самостоятельно, оказывая сильное влияние на то, что он думает и делает сегодня (цель, которая касается будущего, определяет сегодняшнее поведение человека). Сколько личностей, столько и полей будущего.
Изучая особенности субъективных полей будущего, Н. Долгополов предлагает выделять такие их виды:
- фантастическое (смысл которого состоит в противопоставлении реальности), символическое удовлетворение актуальных потребностей;
- идеальное (создает идеализированное «Я» человека, зависит от родительских требование, уровня притязаний, самооценки);
- будущее для других (направленно на удовлетворение ожиданий других людей относительно своей жизни);
- анти-будущее (копирование отрицательных программ детства, когда желание «назло кому-либо» становится ведущим мотивом жизни);
- реальное будущее (соответствует реальным потребностям человека, его переживаниям, отношениям с другими [8].
Торможение или прекращение процесса порождения полей будущего как недостижимых гештальтов, создает замкнутое поле старения, ситуацию, когда выживание в настоящем блокирует развитие будущего. Фиксированная на событиях прошлого энергия, становится препятствием личностного становления и личностного самоопределения. К тому же, потеря веры в свое будущее усиливает деструктивные тенденции развития, ведет к саморазрушению личности и разрушению ею своего ближайшего окружения. Выборочное, фрагментарное восприятие действительности приводит, во-первых, к утрате человеком контакта с ней (окружение становится опасным), а во-вторых, утрате связи с архетипами веры древней культуры, которые воплощаются в формах сохранения традиций, обычаев, передаваемых от поколения к поколению и составляющих культурную основу интеграции групп разного типа, служащих поддержкой жизнедеятельности общества [9, с. 23].
В этом контексте актуализируется необходимость наполнения субъективно значимыми событиями индивидуального жизненного пути развивающейся личности, поддержки ее «прорыва» в будущее (символического переживания перспективы) с целью формирования сильной, уверенной в себе личности, способной преодолевать препятствия, принимать на себя ответственность, изменять обстоятельства, прогнозировать свое будущее, управлять им. Представления о своем будущем - неотъемлемая составляющая жизненного пути человека, поскольку создают субъективную модель его развития.
Исследователи, изучающие проблему образа будущего (К. Абульханова-Славская, Н. Долгополов, В. Ковальов, О. Кузьмина, М. Семилит, О. Серенкова и др.), используют различные термины для описания представлений личности о своем будущем: «жизненная перспектива», «жизненная цель», «жизненные планы»,
«жизненные программы» и т.п. Эти термины отличаются объектами будущего, уровнем обобщения, а значит и прикладным потенциалом. Но каждый из них описывает конкретные психические явления: переживания, цели, ценности, уровни притязаний.
Таким образом, само по себе построение человеком образа будущего не является достаточным для организации им своей жизни на основе успешного самоопределения. Необходимые условия обеспечения этого успеха - определение целей, создание реалистических жизненных планом, в основе которых - адекватные притязания, умения подбирать необходимые действия и последовательно их реализовывать.
Осознание потребности и необходимости в планировании жизненного пути вызывает возникновение особенного личностного образования - жизненной перспективы, предусматривающей перевод внутреннего плана сценария жизни во внешние взаимоотношения с конкретными людьми, которые являются материализованными объектами идеальных образом субъекта прогнозирующей деятельности. Это условно символический компонент протранственно-временной структуры жизнедеятельности личности в ее социально-практических и духовно-психологических формах, которые наполняют жизнь глубиной и многообразием [10].
Жизненная перспектива охватывает прошлое, настоящее и будущее личности, где прошлые, настоящие и будущие события занимают определенное место и наделены соответствующим статусом в определении дальнейших этапов ее жизненного пути. Предпосылки реализации жизненной перспективы связаны со способностью личности к саморегуляции, что предусматривает: выдвижение целей, представление о путях и средствах их достижения, готовность к выполнению программы действий и воплощения своих планов, а также наличие системы субъективных критериев, в соответствии с которыми происходит контроль и оценивание достигнутых результатов.
Каждый человек ставит перед собой серьезные задачи, не только во время изучения новых предметов, явлений, процессов. Он ставит довольно сложные задачи перед собой, пытаясь определить жизненные цели, спланировать свою жизнь, изменить повседневность, сконструировать себя в ближайшем будущем.
Жизненную цель личности можно определить как мотив, обладающий самостоятельной силой детерминации и находящейся в субъективном будущем, связанным с ее ценностями и мировоззрением. Наличие или отсутствие жизненной цели зависит от ценностно-смысловых (осознание жизни, связь с ценностями), эмоционально-волевых (свобода - ответственность, воля, положительное отношение к будущему) факторов [1, с. 36].
Таким образом, становление системы глобальных жизненных целей как фактора личностного самоопределения человека возникает на основе осознания им ценностно-смысловых аспектов своей самореализации в тесном соединении с волевыми усилиями, направленными на ее осуществление.
Порядок действий, необходимых для реализации жизненных целей, определяет жизненные планы и жизненные стратегии. Формирование жизненного плана обеспечивает новый тип саморегуляции поведения, организации личной жизни. Более высокая определенность и оптимистичность жизненных планов связана с личностной и социальной зрелостью.
Условием реализации жизненной цели является ее предметная определенность и согласованность со сроками выполнения плана. Построение жизненных планов и программ опирается на жизненный опыт личности и корректируется ею. Расширенным вариантом жизненного плана является жизненная программа личности, которая охватывает не только близкие цели, но и направлена на планирование всей жизни человека. Направленность в будущее, кроме временного, имеет смысловое измере-
ние, детерминированное поисками смысла жизни, становлением жизненной позиции и соблюдением жизненной линии.
С учетом общефилософского понимания жизнедеятельности как сознательной и произвольно регулируемой активности личности, вследствие чего человек становится творцом своей судьбы, интерпретирует понятие «жизненная программа» Л. Сохань. В ее понимании жизненная программа - это установки личности на избранный ею тип социального поведения, уровень активности и творчества в деятельности, а также ориентация на образ жизни, «то есть способ деятельности на основе реализации внутренних возбудителей, собственного понимания обязанностей, ответственности в процессе достижения жизненных целей и реализации избранного жизненного пути» [11, с. 36].
Жизненная программа является психологическим средством саморегуляции, самосовершенствования и самовоспитания личности, она обладает мобилизирую-щими и организационными свойствами, является «идеальным средством превращения возможности в действительность». В противовес единичной жизненной цели жизненная программа характеризуется системностью и интегративностью; это «матрица генеральных целей жизненного пути личности, ядро жизненной позиции и субъективная основа индивидуальной линии жизни». Она разрабатывается личностью на основе смысла жизни и детализируется в жизненных планах. Последнее дает возможность «пересматривать и корректировать жизненную программу с учетом реального динамизма жизни и фактуры жизненных обстоятельств. В процессе создания жизненной программы проявляется активность и выборочность личности как субъекта жизни» [11].
Именно жизненная программа выполняет роль модели жизненного пути, требуя значительных усилий, подчинения активности индивида избранному пути, разработанной стратегии. Характеризуя личностные перспективы как потенциальные средства развития личности, которые требуют волевых решений, Л. Сохань акцентирует на невозможности соединения различных перспектив развития в одной программе. В то же время вполне оправданным признается наличие разных программ реализации определенной жизненной перспективы. Рассматривая жизненную программу личности как отображение ее жизненных целей и средств реализации, Л. Сохань обращает особое внимание на связь целевой перспективы с индивидуально-типологическими особенностями личности, в частности, самооценкой, мотивацией достижений, тревожностью, локусом контроля и особенно с саморегуляцией [11, с. 49].
Социальные ситуации, с которыми сталкивается человек и которые в значительной степени определяют содержание его самоопределения, можно анализировать как ситуации собственно межличностного взаимодействия (как влияние «других людей») и как ситуации влияния общества в целом, которое всегда «больше», чем непосредственное социальное окружение, поскольку включает, кроме общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений, еще и культуру, которая является особым видом производства - «производства» самого человека во всей совокупности его конкретно-исторических определений. Тот или иной тип личности, тип человеческого сообщества, духовности, менталитета эпохи являются продуктом культуры. Культура дает человеку возможность фиксировать свои переживания и мысли, особенности отношения к окружающей действительности, привлекает его к миру значимых смыслов, ценностей и норм.
Благодаря вхождению индивида в родную культуру (инкультурации) происходит приобретение им общей культурной компетентности, которая предусматривает овладение прежде всего ценностными ориентациями и преференциями, принятыми в обществе [12, с. 212]. Любая культура имплицитно несет в себе нормативный
образ человека, существующий на уровне общественного и индивидуального сознания, относительно необходимых личностных качеств. Рассмотрение личностного самоопределения в культурологическом контексте акцентирует на бытие человека в среде культуры, в процессе которого происходит целенаправленное и стихийное овладение ее предметным миром. Вхождение в культуру сопровождается многочисленными рисками, и основной из них связан с амбивалентностью культуры, которая сопутствующим содержанием формирует и даже деформирует личность. Но в «промежутках между противоречивыми оценками начинает формироваться стержень ее индивидуального мира. Речь идет о внутреннем диалоге как средстве переосмысления полярного универсума культурных значений» [13, с. 68]. Благодаря этому окружающий мир становится для человека ближе и понятнее, происходит его интериоризация. Это, с одной стороны, обеспечивает развитие внутренней сферы личности, а с другого - повышает успешность личностного самоопределения.
Таким образом, вполне правомерно говорить о личностном самоопределении как о становлении личности в культуре. Ведь именно от культуры зависят содержание и особенности этого процесса. Именно культура определяет отношение общества к социальному становлению индивида: поддержку или отрицание его активности, определение сфер ее проявления, ориентацию на коллективные или личностные достижения, интер-нальный или экстернальный локус контроля, структуру «Я-концепции». Знание культуры позволяет до определенной степени предусмотреть значительное количество действий любого ее носителя. И если теоретически можно представить отсутствие взаимосвязи между социальными нормами, принятыми в конкретной культуре, и личностными установками, которые их отрицают, то в реальной жизни для большинства людей пребывание в таком состоянии довольно затруднительно.
Важную роль в поддержке становления личности, способной к личностному самоопределению в контексту культуры, играет образование, в частности, высшее. Сегодня одна из приоритетных задач, которые выдвигаются перед высшими учебными заведениями наряду со специальной подготовкой, состоит в создании условий для формирования у студентов системных представлений об окружающем мире, его ценностях, обеспечение успешной самореализации в период обучения и после его окончания, содействие определению адекватных ценностных ориентиров и способности опираться на них в своей жизнедеятельности и отношениях с другими людьми
В то же время изучение практики показывает, что молодежь, обучающаяся в высшей школе, не всегда адекватно реагирует на общественные преобразования, что ведет к замещению приоритетов в ценностной сфере, мировосприятии, потере веры в какие бы то ни было идеалы вообще, становится причиной распространения среди студентов правонарушений и преступности, пьян-
ства и наркомании, вознесение на высший ценностный уровень личностного обогащения. Это требует обращения особого внимания на проблему формирования у студентов культуры личностного самоопределения, как в теоретическом, так и в практическом аспектах, что является перспективой дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Жигулин А. А. Самопределение как результат личностного развития человека / А. А. Жигулин // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. «Педагогика, психология». - 2013. - № 2 (9). -С. 117-119.
2. Философский словарь / [под ред. И. Т. Фролова]. -5-е изд. - М. : Политиздат, 1991. - 559 с.
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества: [сб. избр. тр.] / Михаил Михайлович Бахтин; прим. С. С. Аварийцева. - М. : Искусство, 1979. - 423 с.
4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / Абульханова-Славская К. А. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
5. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Буякас Т. М. // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 28-39.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дестком возрасте / Лидия Илинична Божович [Психологическое исследование] - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
7. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: Успехи в познании будущего / Регуш Л. А. - Спб.: Речь, 2003. -352 с.
8. Долгополов Н. Сотворение мира. Футуропрактика: проектирование „новых миров" с детьми и взрослыми / Долгополов Н. // Гештальтподход и психодрама в образовании. - М.: Мысль, 1997. - С. 11-27.
9. Семилгг М. В. Детермшанти вибору життево-го шляху особистосп / Семилгт Микола Васильович // Перший усеукрашський конгрес iз сощально! психологи (УКСП - 2010) [„Сощально-психолопчна наука третьо-го тисячолптя: досвщ виклики, перспективи" ], (Ки!в, 18 - 20 жовтня 2010 р.). - К., 2010. - С. 21-25.
10. Головаха, Е. И. Психологическое время личности. / Е. И. Головаха, А. Н. Кроник. - К. : Наук. думка, 1984. - 207 с.
11. Психолопя i педагопка життетворчосп: навч.-метод. поабник / [ред. рада: В. М. Донш (гол.), Г. М. Несен, Л. В. Сохань та ш.]. - К.: 1ЗМН, 1996. -792 с.
12. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: [учеб. пособие] / Флиер А. Я. - М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. - 492 с.
13. Вiрна Ж. П. Освгга як автобiографiчний факт осо-бистосп / Вiрна Ж. П.// Практична психолопя та соць альна робота. - 2005. - № 11. - С. 68-72.
14. Люсова О. В. Цель как смысложизненная детерминанта настоящего в юношеском воздасте: дис. ... кандидат психол. наук: 19.00.05 / Люсова, Оксана Валерьевна. - Ярославль, 2007. - 216 с.
SUMMARY AND MAIN MECHANISMS OF FORMATION OF CULTURE PERSONAL
SELF-DETERMINATION
© 2013
K.A. Maslyuk, graduate student of the Ukrainian language and methods of its teaching
Uman State Pedagogical University Pavlo Tychyna,Uman (Ukraine)
Annotation: Essence of concept «personality self-determination» opens up; the mechanisms which influence on progress of personality self-determination are outlined; description of appearance future and its constituents - vital prospect, vital purpose, and vital program are given.
Keywords: vital purpose, vital prospect, vital program, appearance of the future, personality self-determination, mechanisms.