Научная статья на тему 'Взаимосвязь степени выраженности прокрастинации и самоопределения молодежи'

Взаимосвязь степени выраженности прокрастинации и самоопределения молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1679
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ЭКСПЕКТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР / PROCRASTINATION / SELF-IDENTITY / TIME PERSPECTIVE / EXPECTATIONS / LIFE CHOICE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киселева М. А.

В статье анализируются феномен «прокрастинация» и феномен «самоопределение» в контексте жизненных выборов молодежи. Представлен психологический анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи степени выраженности прокрастинации и самоопределения молодых людей. Дана подробная характеристика связи уровней прокрастинации и жизненного, социального, личностного и профессионального самоопределения личности. Определены основные пути нивелирования негативных эффектов включенности личности в процесс прокрастинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between the procrastination manifestation degree and young people’s self-identity

The paper analyses the procrastination phenomenon and self-identity phenomenon in the context of young people’s life choices. The article presents a psychological analysis of empirical research results about the correlation between the procrastination manifestation degree and young people’s self-identity. It gives a detailed characteristic of the procrastination levels connection and personality’s life, social, personal and professional self-identity. The author defines the basic ways to level up the negative effects of including a personality into the procrastination process.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь степени выраженности прокрастинации и самоопределения молодежи»

Киселева М.А.

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Успешность жизненной перспективы человека напрямую связана с осознанным и своевременным самоопределением. Молодежь, как наиболее активная социальная группа, имеет широкие возможности для выбора наиболее эффективного маршрута достижения желаемых целей. Однако, небезызвестен факт, что наличие возможностей не всегда определяет их продуктивное использование. Причин подобных обстоятельств множество и все они, как система, образуют процесс прокрастинации, то есть осознанной пассивности в реализации поставленных целей, касающихся разных сфер (личностного, социального, профессионального, жизненного и др.) самоопределения молодых людей. Исследование данного вопроса осуществляется нами в рамках научно-исследовательского проекта «Психологический анализ влияния прокрастинации на процесс самоопределения молодежи», осуществляемого при финансовой поддержке РГНФ (проект № 14-06-00228а).

Прокрастинацию можно условно назвать задерживающим, дезорганизующим явлением. Управление временем как процессом, в который встроены значимые для молодежи цели, требует в достаточно существенной мере развитые навыки волевой самоорганизации. Молодые люди склонны воспринимать позитивную динамику жизненного пространства и собственные и внешние ресурсы как перманентное состояние. Причем свой жизненный выбор в той или иной сфере самоопределения молодежь может устойчиво стремиться реализовывать, продвигая собственные интересы. Однако, подобная реализация планов в одном направлении (например, профессиональном) существенно корректирует/задерживает реализацию пленов в иных сферах самоопределения. Ориентируясь на установку «успеть достичь максимального», молодые люди сосредатачивают все доступные им (внешние и внутренние) ресурсы на реализацию актуально значимой цели, определяя ранг остальных как более низкий. В данном случае планы, касающиеся других сфер (осознаваемые как необходимые, но не рельефно потребностные) становятся объектами прокрастинации [1].

Избыточное стимулирование процесса «достичь» может существенно снижать процесс критического осознания. Вполне допустимо возникновение в сознании личности такого психического явления, как иллюзия легкости достижимого, которая экстраполируется на все сферы, где заявлены ценностные планы. И в тоже время данное обстоятельство подавляет внутреннюю рефлексию личности, осознанное усвоение жизненного опыта, стимулирует диффузность в процессе самоопределения молодежи и, как ни парадоксально, активизирует процесс прокрастинации.

Вероятнее всего, ключевым механизмом, запускающим общую прокрастинацию, выступает фактор некритичной активности, которая, в свою очередь, создает ряд трудностей социально-психологического характера и формирует ситуацию не стимулиру-

ющую к реализации целей. Сходную точку зрения можно обнаружить у Н. Милграма, который в своем исследовании указывал, что прокрастинация может выступать как нарушенное поведение, своеобразная задержка в реализации планов, которая сопровождается устойчивым эмоциональным дискомфортом [6]. В ситуации дискомфорта личность находится в рассогласованном состоянии сознания, и готовность принимать решения, касающиеся жизненного выбора, равно как и реализация задуманных планов имеет низкую выраженность. Иными словами, можно констатировать, что процесс самоопределения в данный момент имеет диффузную структуру.

Одним из негативных эффектов процесса прокрастинации является активизация страха неудачи в процессе достижения целей. В этот период молодые люди ориентированы на коррекцию перспективных планов и поиск психологически комфортных стратегий действий во всех сферах самоопределения (личностного, социального, профессионального, жизненного и др.). В своем исследовании П. Стилл отмечает, что прокрастинируя, личность избирает стратегию избегания дел, которые осознанно/неосознанно вызывают негативные переживания [7,8]. Как правило, избегать неприятные переживания посредством прокрастинации стремятся молодые люди, имеющие низкую самооценку, мотивационную недостаточность и слабый волевой контроль.

Необходимо уточнить, что прокрастинаторы, находящиеся в ситуации жизненного выбора, неравнозначно реагируют на процесс активизации иррационального откладывания на неопределенное время актуально важных дел. Перфекционисты (или активные прокрастинаторы) откладывают реализацию планов до крайних сроков, стремясь довести начатое дело до абсолюта. Молодые люди с мотивационной недостаточностью, а так же с высокой выраженностью общей личностной тревоги не ориентированы на активные действия в связи с установкой на общую дистанцию от социальной активности. Активным прокрастинаторам некая временная отсрочка в реализации планов дает иллюзию независимости в контроле за временем, необходимым для решения актуальных задач. Однако иллюзорность подобного восприятия свободы часто приводит данный тип прокрастинаторов к неуспеху, так как авральная мобилизация ресурсов -состояние неустойчивое. В свою очередь, пассивные прокрастинаторы, переживая негативные эмоции страха, тревоги (или нейтральную реакцию - несмотивированности) пропускают эффективные возможности достижения поставленных целей и, переживая состояния неуспеха, вновь возвращаются в состояние прокрастинации. Близкую точку зрения можно наблюдать в исследовании Дж. Феррари [9]. Таким образом, и в первом, и во втором случае, отмечается тенденция негативно деструктуризирующая процесс самоопределения молодых людей.

Прокрастинация имеет двоякое действие. Одно из них ориентировано на создание трудностей в настоящем, посредством не разрешения насущных задач. Второе негативным образом отражается на будущем молодежи, так как не принятые решения - это не реализованные цели. Это связано с тем, что сам факт эффективной самоорганизации времени является технологией проектирования желаемого будущего [2;5].

Несомненно, самоэффективная личность гармонично распределяет усилия для достижения целей во всех сферах самоопределения. Утрированный рывок в одном направлении самоопределения, как правило, стимулирует нарастание интроектов, вну-

тренних конфликтов у молодежи между желаниями и возможностями, желаниями и долгом. Чтобы снизить степень напряжения в процессе переживания внутреннего конфликта, личность упрощает модель запланированных перспектив, что, в свою очередь, значительно сужает выбор молодых людей в процессе самоопределения [4;3].

В рамках проекта РГНФ «Влияние прокрастинации на самоопределение молодежи» нами было проведено исследование в Саратовской и Воронежской областях. Респондентами являлись молодые люди от 18 до 20 лет, выборка составила 150 человек. Целью нашего исследования являлась проблема прокрастинации в контексте самоопределения личности. Для проведения эмпирического исследования нами был разработан авторский опросник «Степень выраженности прокрастинации» (СВП) (Киселева М.А., Карина О.В., Шустова Н.Е) и адаптированы шкалы методики Сакса - Леви «Незаконченные предложения», кроме того, в авторский инструментарий вошла методика «Смысло-жизненные ориентации» (СЖО) Д.А. Леонтьева. Результаты исследования были обработаны методами математической статистики с использованием Хи - квадрата Пирсона.

В данной статье нами будут освещены результаты, касающиеся взаимосвязи степени выраженности общей прокрастинации и видов самоопределения (личностного, социального, профессионального, жизненного). Именно поэтому были выбраны результаты, полученные по шкале «Общая прокрастинация» авторского опросника СПВ и адаптированные шкалы «Личностное самоопределение», «Социальное самоопределение, «Жизненное самоопределение», и «Профессиональное самоопределение». Были получены следующие результаты.

1. Как показал анализ данных, степень выраженности общей прокрастинации взаимосвязана с жизненным самоопределением на уровне значимости (%2 = 82.624, при р= 0,01).

В группе №1 (45 респондентов) с низкой степенью выраженности прокрастина-ции не нашлось молодых людей, которые не имеют планов относительно жизненного самоопределения, 12 человек имеет достаточно диффузное представление о том, какие жизненные перспективы им необходимы. Подавляющее большинство (33 респондента) имеют в сознании четкий жизненный сценарий, основанный не только на экспектациях, но и на сформулированных целях и планах их реализации. Вероятно, данные показатели связаны с тем, что молодые люди не склонные к прокрастинации не тратят психологические ресурсы на переживание негативных эффектов, связанных с нереализацией потребностных планов и более гармоничны в построение жизненных перспектив.

В группе №2 (67 респондентов) со средней степенью выраженности прокрастина-ции, большинство респондентов - 46 человек имеют относительно нечеткие представления о жизненных перспективах, 13 респондентов вообще затрудняются определить свой жизненный выбор и только 8 человек имеют четкие представления о жизненном самоопределении. Вполне допустимо, данные результаты связаны с тем, что процесс прокрастинации, даже несмотря на среднюю степень выраженности, способствует дезорганизации процесса жизненного самоопределения. Не случайно, что большинство респондентов (46 человек) имеют нечеткие представления о собственном жизненном пути.

В группе №3 (38 респондентов) с высокой степенью выраженности прокрасти-

нации не нашлось респондентов, которые имеют четкие представление о жизненных перспективах, 18 человек затруднились определиться с жизненными планами, а 20 человек имеют диффузные представления о жизненных целях. Вероятно, данные результаты связаны с тем, что молодые люди - прокрастинаторы, находятся в ситуации стрессового восприятия мира и собственных ресурсов.

2. Как показал анализ данных, степень выраженности общей прокрастинации взаимосвязана с личностным самоопределением на уровне значимости (%2 = 63.110, при р= 0,01).

В группе №1 (45 респондентов) с низкой степенью выраженности прокрастина-ции только 1 респондент не смог определиться с личностными планами, 18 человек имеют четкие представления о личных перспективах и большинство респондентов - 26 человек находятся на стадии переосмысления /доработки /систематизации экспектаций, целей и планов, касающихся личностного самоопределения. На наш взгляд, данные результаты отражают активные перемены личной сферы молодых людей, которые вполне нормативны в контексте данного возраста.

В группе №2 (67 респондентов) со средней степенью выраженности прокра-стинации наибольшее число респондентов (29 человек) затруднились с определением личностного выбора, 28 респондентов имеют нечеткие представления о личностном выборе, и только 10 респондентов имеет рельефные представления о личностном самоопределении и планах на будущее в данной сфере. Вероятно, данные результаты связаны с тем, что респонденты - прокрастинаторы в достаточно выраженной степени переживают тревогу и страх относительно доверия близким людям и самому себе.

В группе №3 (38 респондентов) с высокой степенью выраженности прокрастина-ции, фактически тотально, молодые люди не определились с личностным выбором - 33 человека, 3 человека имеют диффузные планы относительно данной сферы и только 2 человека уверенно и ответственно определили вектор дальнейшего движения в сфере личностного самоопределения. Вполне допустимо, что данные результаты символизируют деструктивное вмешательство процесса прокрастинации в сферу личностного самоопределения. Полученные данные свидетельствуют о рассогласованности представлений о личностном выборе, а неготовность к дальнейшим действия - об общей тревожности, связанной с ожиданием неуспеха.

3. Как показал анализ данных, степень выраженности общей прокрастинации взаимосвязана с социальным самоопределением на уровне значимости (%2 = 46.458, при р= 0,01).

В группе №1 (45 респондентов) с низкой степенью выраженности прокрастина-ции только 8 человек не смогли определиться с целями и планами в данной сфере, 19 респондентов достаточно условно представляют свои перспективы в сфере социального самоопределения и 18 человек уверенно выстраивают свой вектор движения к целям в данной сфере. Вероятно, данные результаты отражают стадию выбора и готовности принять решения, определить четко свою социальную позицию.

В группе №2 (67 респондентов) со средней степенью выраженности прокрасти-нации подавляющее большинство респондентов - 38 человек затрудняются определить собственные цели и планы в данной сфере, 24 человека - диффузно представляют соб-

ственную социальную позицию и только 5 респондентов имеют четкие представления и цели. Можно констатировать, что молодые люди- прокрастинаторы не готовы к инновациям в широком социальном плане в связи с тем, что их собственные ресурсы дефицитарны.

В группе №3 (38 респондентов) с высокой степенью выраженности прокрасти-нации фактически все респонденты - 32 человека затруднились с самоопределением в социальной сфере, 4 респондента имеют нечеткие представления, и только 2 респондента имеют отрефлексированные планы, касающиеся социальной сферы. Данные показатели, на наш взгляд, свидетельствуют о том, что прокрастинация формирует у молодых людей своеобразное накопление проблем, находящихся в неразрешенном состоянии, что вызывает переживание стрессовой ситуации. Дисгармоничность представлений о себе и о мире стимулирует дистантность от активной включенности в социальную сферу.

4. Как показал анализ данных, степень выраженности общей прокрастинации взаимосвязана с профессиональным самоопределением на уровне значимости (%2 =53.806, при р= 0,01).

В группе №1 (45 респондентов) с низкой степенью выраженности прокрастина-ции наибольшее количество респондентов - 21 человек четко определились со своим профессиональным выбором, 16 респондентов находятся на стадии отрефлексирования профессиональной стези, и только 8 человек не имеют четких целей и планов относительно данной сферы самоопределения. Можно констатировать, что молодые люди -непрокрастинаторы (или имеющие низкую выраженность прокрастинации) более четко осознают свои ресурсы, эффективнее используют внешние ресурсы и успешно преодолевают возможные трудности на пути реализации профессионального выбора.

В группе №2 (67 респондентов) со средней степенью выраженности прокрасти-нации наибольшее количество респондентов - 51 человек диффузно представляют свои профессиональные планы, 6 респондентов затруднились с определением собственных профессиональных целей, и 10 респондентов имеют четкие цели и планы. Вероятно, данные результаты связаны с тем, что принятие решения относительно своей будущей профессии и реализация данного решения переживаются молодыми людьми на фоне функционирования прокрастинации и, несомненно, ее негативных эффектов.

В группе №3 (38 респондентов) с высокой степенью выраженности прокрастина-ции большинство респондентов - 21 человек не смогли четко определиться со своими профессиональными планами, 16 респондентов диффузно представляют собственную профессиональную стезю, и только 1 респондент имеет четкие цели и планы. На наш взгляд, данные результаты свидетельствуют о том, что чем выше погруженность молодых людей в процесс прокрастинации, тем более выражена неготовность принимать ответственные решения в сфере профессионального самоопределения.

Резюмируя вышеизложенное, мы можем с уверенностью констатировать, что процесс прокрастинации деструктивно влияет на личностное, социальное, жизненное и профессиональное самоопределение. Исходя из проведенного анализа, наиболее деструктивное воздействие оказывается на выбор молодых людей в жизненной и профессиональной сферах. На наш взгляд требуются комплексные разработки психологических программ, снижающие включенность молодежи в процесс прокрастинации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Вопр. Психологии, 2010. № 3. С. 121-131.

2. Козловская Т.Н. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студентов университета / Автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.06.0ренбург, 2005. - 19 с.

3. Коростелева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке// Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростелевой. Спб.: Изд-во С.-Петербугского университета, 1997.- С.4 - 6.

4. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение будущего // Вопросы психологии. - М. - 2001.№1. - С. 57-65.

5. Люсова О.В. Прокрастинация и технология проектирования будущего/ Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи: сборник научных статей.- Саратов.: Изд-во «Саратовский источник», 2015. С. 126-132.

6. Milgram N., Dangour W., & Raviv A. Situational and personal determinants of academic procrastination // Journal of General Psychology. 1992. № 119. P. 123-133.

7. Steel P. Arousal, avoidant and decisional procrastinators: Do they exist? // Personality and Individual Differences. 2010. №48. P. 926-934.

8. Steel P. The nature of procrastination: A. metaanalytic and theoretical review of quintessential self - regulatory failure // Psychol. Bul. 2007. V. 133. №1. P. 65-94.

9. Ferrari J.R. Psychometric validation of two procrastination inventories for adults: Arousal and avoidance measures // J. of Psychopathology and Behavioural Assessment. 1992. V.14. №2. P. 97-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.