Научная статья на тему 'Механизмы жизненного самоопределения старшеклассников'

Механизмы жизненного самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПОЛНОЦЕННО ФУНКЦИОНИРУЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / ЖИЗНЕННАЯ ПРОГРАММА / ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН / VITAL SELF-DETERMINATION / SELF- / THE VITAL PROGRAM / THE VITAL PLAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сапожникова Татьяна Николаевна

В статье представлены альтернативные подходы, объясняющие сущность, движущие силы и процессуальные механизмы жизненного самоопределения главного в жизни молодого человека экзистенциального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF VITAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS

Article is devoted to an explanation of the essence, driving forces and mechanisms of the main existential choice of the person

Текст научной работы на тему «Механизмы жизненного самоопределения старшеклассников»

Критерии оценки (умения) Тема: «Корневые орфограммы» Оценка моя Оценка учителя

проверки безударных гласных в корне; 3)проверять безударные гласные в корне

Умение 1) находить парные согласные; 2) находить орфограмму «парные согласные в корне слова»; 3)обводить буквы в кружок Обведи в кружок орфограмму: «парные согласные в корне слова». Бегунок, бег, площадка, низкий, отправка, мягкий, узкий, ложка, завоз, вывозить, шутить, резной

Умение 1) находить проверочные слова; 2) находить родственные слова; 3) находить слова, где пропущенная буква стоит в сильной позиции Найди и подчеркни проверочное слово. Спра..ка - справочный, отправка, отправить, заправка. Перево..чик -повозка, возница, завоз, возить. Ни... кий-низина, низ, внизу, низок. Бе.. - беженцы, беговой, бегун, бежать

Задание. Внимательно прочитай задания. Выбери из предложенных критериев тот, по которому ты будешь оценивать работу. Обведи этот критерий в кружок. Выполни работу, проверь правильность выполнения задания известным тебе способом. Оцени свою работу, исходя из критерия, который ты выбрал

Предложенные виды проверочных работ позволяют учителю включать контрольно-оценочные действия в состав обученности школьников, что является одним из необходи-

мых условий формирования контрольно-оценочной самостоятельности младшего школьника.

Библиографический список

1. Калинина, Н. В. Методика оценки учебных достижений в начальной школе [Текст] / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова, А. Я. Горбылева. - М.: Аркти, 2006. - 72 с.

2. Оценка без отметки [Текст] / под ред. Г. А. Цукерман. - Москва - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. - 128 с.

Т. Н. Сапожникова

МЕХАНИЗМЫ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье представлены альтернативные подходы, объясняющие сущность, движущие силы и процессуальные механизмы жизненного самоопределения - главного в жизни молодого человека экзистенциального выбора.

Ключевые слова: жизненное самоопределение, самоактуализация, полноценно функционирующий человек, самодетерминация, жизненная программа, жизненный план.

Т. N. Sapozhnikova MECHANISMS OF VITAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS

Article is devoted to an explanation of the essence, driving forces and mechanisms of the main existential choice of the person.

Key words: vital self-determination, sel:

determination, the vital program, the vital plan.

В современной науке готовность к жизненному самоопределению рассматривается в качестве центрального новообразования ранней юности - возраста, являющегося переходным между подростковым и юношеским, совпадающего в российской системе образования с периодом обучения в старших классах средней общеобразовательной школы. Однако в области исследования движущих сил и процессуальных механизмов жизненного самоопределения человека нет методологического единства, что вызывает определенные трудности в обеспечении грамотного педагогического сопровождения этого процесса.

Одна группа ученых (Ш. Бюлер, А. Мас-лоу, Г. Олпорт, К. Роджерс) исходит из того, что человеку от рождения присуща внутренняя сила или тенденция к самоопределению, а жизненный путь является историей объективации структур внутреннего мира личности.

Так, А. Маслоу одним из первых разработал модель ответственной личности, свободно делающей свой жизненный выбор при условии сформированности определенных видов потребностей. Мотивационный статус здорового человека в рамках его теории состоит, прежде всего, в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершение своей миссии, постижение призвания, судьбы, что предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, то есть реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, «идеальное функционирование».

К. Роджерс ввел в психологию понятие «полноценно функционирующего человека» для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуя природные возможности и двигаясь к полному познанию себя и сферы своих переживаний.

Жизненное самоопределение, по мнению Ш. Бюлер, - это длительная и напряженная внутренняя работа личности, направленная на понимание смысла жизни; ее результатом является индивидуальная концепция смысла жизни, которой руководствуется личность при построении жизненного пути [10].

Другое направление психологии рассматривает процесс жизненного самоопределения как результат жизненных выборов, которые

;tualization, high-grade functioning person, self-

ежечасно делает личность, вступая во взаимодействие с социальной средой.

Одним из наиболее ярких представителей этого научного течения считается А. Адлер, выдвинувший положение о социальном контексте поведения человека [2]. Концепция творческого «Я» явилась главным конструктом адле-ровской теории, в которой автор заявил, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности, которые позволяют осознать цель жизни, определить метод ее достижения и способствуют развитию социального интереса, что делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом.

Опираясь на идею А. Адлера о стилях жизни человека, В.Н. Дружинин предложил свою концепцию, в которой охарактеризовал варианты жизни, существующие независимо от индивида, изобретенные человечеством и содержащие определенные ценности и смыслы жизни с инструментальными стратегиями их достижения. По мнению ученого, человек, в зависимости от конкретных обстоятельств, может добровольно выбрать или исполнить требуемый обществом вариант жизни, в результате чего он превращается в представителя того или иного «жизненного личностного типа».

Резюмируя результаты научного поиска представителей второго направления, мы приходим к заключению, в соответствии с которым жизненное самоопределение можно рассматривать как процесс и результат социализации человека, что совпадает с позициями некоторых современных специалистов.

Так, В.И. Журавлев рассматривает жизненное самоопределение как специфический компонент социализации, характерным признаком которого является переход от социально однозначной роли к социально дифференцированным ролям под влиянием объективных и субъективных факторов. По его мнению, жизненное самоопределение, как и процесс социализации, не имеет временных границ, «поскольку перемены статуса могут проходить неоднократно».

В.Ф. Сафин и Г.П. Ников, связывая самоопределение с социальным созреванием, считают, что самоопределившаяся личность - это социально зрелый человек, обладающий высоким уровнем развития интеллекта, физических

сил, практических умений и навыков, необходимых для социально направленной жизнедеятельности. По их мнению, жизненное самоопределение - это «относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [8].

С.К. Нартова-Бочавер объясняет сущность жизненного самоопределения как результат специфических отношений, в которые вступает индивид в процессе социализации, выявление и утверждение собственной позиции, позволяющей человеку строить самого себя, свою индивидуальную историю; умение переосмысливать собственную сущность, создавать индивидуальное психологическое пространство как персонифицированную часть внешней среды [5].

Таким образом, в психологии выделились два самостоятельных направления с диалектически противоположными позициями относительно влияния на процесс жизненного самоопределения человека внутренних и внешних факторов.

Представители московской, петербургской и киевской научных школ психологии, разделяющих идеи экзистенциализма, сумели обосновать диалектическую связь и взаимообусловленность внутренних и внешних источников жизненного самоопределения человека, тем самым уточнив истоки, движущие силы и процессуальные механизмы этого процесса.

С.Л. Рубинштейн в своей концепции личности как субъекта жизни выдвинул и обосновал идею об индивидуально активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней: «Личность организует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное ... Субъект своим ответственным отношением к жизни придает ей направленность и движение; преодолевая обстоятельства, ситуации, борясь, он отстаивает высший ее смысл, не давая растворить себя в потоке ситуаций, мелких чувств и сиюминутных желаний» [7].

Исходным принципом ученого стал тезис, согласно которому «внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта. Это означает, по существу,

что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)». В этом контексте жизненное самоопределение выступает как самодетерминация, в чем выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия.

Обращаясь к результатам исследования Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн заявил, что жизненный путь нельзя рассматривать как сумму жизненных событий, отдельных действий или продуктов творчества. Его необходимо представлять как целое, признавая, что в каждый данный момент человек включен в отдельные ситуации, связан с отдельными людьми, совершает отдельные поступки.

По мнению ученого, становление человека в качестве субъекта жизни происходит в процессе развития механизмов рефлексии жизненного пути и обретения смысла жизни. По этому поводу он писал: «С появлением рефлексии связано философское отношение к жизни. Сознание выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни» [7].

Самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную жизненную позицию как центральные моменты жизненного самоопределения вслед за С.Л. Рубинштейном рассматривает и К.А. Абульханова-Славская [1]. Она впервые в истории науки стала использовать термин «жизненное самоопределение» как выбор жизненного стиля и образа жизни человека, предполагающий умение принимать решение и действовать на его основе, подчеркивая, что от того, как складывается система отношений человека к себе как ее субъекту, зависит самоопределение и жизненная активность человека.

Большое внимание уделялось взаимодействию личности и общества, способности социально мыслить, то есть определить свое место в мире сложных человеческих отношений. Рассматривая свободу как социальную характеристику личности, К.А. Абульханова-Славская вывела некоторую закономерность: чем больше человек включен в социальную жизнь, тем

больше он зависит от временных характеристик действительности; «невключенный» освобождает это время для «подлинной» жизни, свободной от влияния социальной среды. Однако стоит заметить, что исследователь негативно оценивала второй тип личности, характеризующийся активной жизненной позицией, что выглядит как некоторый парадокс, вызванный скорее идеологическими причинами, чем научными основаниями.

Таким образом, с позиции московской научной школы психологии, жизненное самоопределение - это процесс и результат самодетерминации человека в процессе взаимодействия с внешним миром, выбор им стиля и образа жизни на основе рефлексии субъективных событий и связанных с ними переживаниями, прогнозирование жизненного пути в условиях временно-пространственных перспектив.

Петербургская школа ориентировалась на изучение развития целостного человека и основные усилия сосредоточила на методической стороне исследований. За основу был взят комплексный подход, а именно биографический метод, направленный на реконструкцию жизненного пути личности, истории ее развития, выделение «узловых» событий и установление связей между ними. На примере теории Б.Г. Ананьева можно прийти к заключению, что жизненное самоопределение - это процесс становления субъективной картины жизненного пути на основе рефлексии человеком индивидуальной биографии.

Исследования киевской школы психологии (Е.И. Головаха, А. А. Кроник, Л.В. Сохань, М.Х. Титма и др.) ввели в научный оборот такие понятия, как жизненная программа личности, жизненная перспектива, субъективная картина жизненного пути, исходя из событийно-биографического подхода.

Жизненной целью была названа предметная и хронологическая граница «актуального» будущего, непосредственно связанного с заботами и проблемами настоящего. Если до этой границы будущее не наполняется конкретными жизненными планами, то оно может быть выражено в общих ориентациях на жизненные ценности, не требующих хронологической и четкой предметной определенности.

И. С. Кон и Е. И. Головаха жизненный план рассматривали как план деятельности, ко-

торый возникает только тогда, когда предметом размышлений становятся и конечный результат, и те объективные или субъективные ресурсы, которые необходимы человеку для его достижения. По их мнению, возникая в результате обобщения, интеграции и иерархизации мотивов личности и укрупнения целей, жизненный план обеспечивает конкретизацию и дифференциацию этих целей и мотивов.

Е.И. Головаха, Л.В. Сохань, К.К. Платонов подчеркивают, что жизненная программа представляет собой идеальный образ основных целей и результатов жизнедеятельности личности как совокупность целей, а жизненная перспектива - как «образ желанной, осознаваемой и возможной своей будущей жизни при условии достижения этих целей».

Ядром и основным вектором линии жизни представители киевской школы назвали ценностные ориентации, в основе которых находится система воспринятых личностью социальных ценностей: «Планируя свое будущее, намечая конкретные события, планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании».

По мнению А.А. Кроника, устойчивость и динамика картины жизненного пути определяют долговременную регуляцию будущего: без субъективного прошлого нет субъективного будущего и объективного настоящего, в связи с чем он ввел понятия «психологического возраста» (мера психологического прошлого, умноженная на психологическое будущее) и «коэффициента взрослости» (отношение психологического возраста к биологическому).

Резюмируя сказанное, в качестве истоков жизненного самоопределения мы предлагаем рассматривать процесс преломления внешних событий во внутренние переживания, побуждающие личность осознать границы и содержание своего жизненного поля; процессуальный механизм - как ее внутреннюю активность, направленную на прогнозирование жизненных перспектив на основе рефлексивной самооценки актуальных потребностей и возможностей, а также субъективно значимых ресурсов социокультурной среды, определяемых с помощью анализа жизненных событий.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1998. - 299 с.

2. Адлер, А. Наука жить [Текст] / А. Адлер. - Киев: Port-Royal, 1997. - 315 с.

3. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды [Текст]: в 2 т. / Б. Г. Ананьев. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1980. - 232 с.

4. Кроник, А. А. Жизненный путь личности [Текст] / А. А. Кроник. - Киев: Наукова думка, 1987.

5. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий личности [Текст] / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. - № 5. - С. 20-30.

6. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1973. -424 с.

О. А. Сергеева

ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ

Процесс формирования социально значимых черт личности невозможен без эмоциональной составляющей. Особое значение в этом процессе приобретает умение управлять собственными эмоциями, которое лежит в основе воспитания эмоциональной культуры школьников. Эмоциональная культура является компонентом педагогической деятельности и включает систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих адекватность эмоционального реагирования.

Ключевые слова: эмоциональная культура школьников, формирование социально значимых черт личности, эмоциональное реагирование, эмоциональное стимулирование, эмоциональная среда.

О. А. Sergeeva

EDUCATION OF EMOTIONAL CULTURE OF SCHOOLBOYS

The process of forming of personality characteristics is significant socially. It is impossible without an emotional component. In this case it is very important to have the skill of regulation of your own emotions. This skill is the basis of the emotional culture of senior pupils. This article covers the problem of the education of the emotional culture of senior pupils. The emotional culture is one of the components of the pedagogical work which is comprised of a system of knowledge and skills. They are aimed to the adequacy of the emotional response.

Key words: emotional culture of schoolboys, formation of socially significant lines of the person, emotional response, emotional stimulation, the emotional environment

«Культура (от лат. «cultura» - возделывание) - это мир для существования личностей, чьи биологические потребности мотивируются уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями; это сфера для осуществления именно интеллектуальных и социальных необходимостей» [2. С. 57].

Понятие «культура» легло в основу некоторых научных концепций, различных трактовок того или иного явления. Так, например, создание социокультурной концепции диалогических отношений (М.М. Бахтин); культура помощи ребенку через организацию процесса его сопровождения в системе образования (В.А. Лазарев) и т. д. Казанский ученый-педагог В.И. Андреев выявил универсальный закон - закон творческого саморазвития личности как «человека культуры».

Одним из первых определение эмоциональной культуры дал П.М. Якобсон. По его мнению, эмоциональная культура есть «комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени» [7. С. 64]. С точки зрения П. М. Якобсона, эмоциональная культура включает

«отзывчивость на достаточно широкий круг объектов;

способность ценить и уважать чувства другого человека;

способность к «сопереживанию» с чувствами других людей, с миром переживаний героев произведений литературы и умение делить свои переживания с другими людьми».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.