Научная статья на тему 'Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте'

Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
736
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белугина М. А.

В статье представлено наше понимание понятия жизненной стратегии личности, ее структурных элементов. Выделены особенности стратегий жизни в юношеском возрасте у современных студентов, отражающие недостаточную их (стратегий) сформированность. Предложена модель, в соответствии с которой в юношеском возрасте происходит формирование жизненных стратегий.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article our understanding of concept of vital strategy of the person, its structural elements are presented. Features of strategy of a life at youth age of modern students are allocated reflecting insufficiency of their formation. The model is offered according to which formation of vital strategy is going on at youth age.

Текст научной работы на тему «Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте»

М.А. Белугина

СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье представлено наше понимание понятия жизненной стратегии личности, ее структурных элементов. Выделены особенности стратегий жизни в юношеском возрасте у современных студентов, отражающие недостаточную их (стратегий) сформированность. Предложена модель, в соответствии с которой в юношеском возрасте происходит формирование жизненных стратегий.

М.А. Belugina

STRUCTURE AND DYNAMICS OF FORMATION OF VITAL STRATEGY

AT YOUTHFUL AGE

In the article our understanding of concept of vital strategy of the person, its structural elements are presented. Features of strategy of a life at youth age of modern students are allocated reflecting insufficiency of their formation. The model is offered according to which formation of vital strategy is going on at youth age.

В настоящее время, когда социальноэкономическая ситуация в обществе недостаточно стабильна, актуальным является вопрос о планировании и проектировании индивидуального жизненного пути. Чем раньше молодые люди становятся «авторами» собственной жизни, жизненной стратегии, тем более эффективно они осуществляют реализацию своих возможностей. Мы полагаем, что важной предпосылкой самореализации является своевременное формирование жизненной стратегии.

Психологический анализ исследований проблемы формирования жизненных стратегий личности показал, что авторы рассматривают этот вопрос с различных позиций: как проблему жизненного пути (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн), как выстраивание временной перспективы (О .Б. Бекасов, Е.И. Головаха, В.И. Ковалев, А.А. Кроник), как построение жизненной перспективы (Р. Кастенбаум, К. Левин, Ж. Нюттен, Л. Франк), как принятие стиля жизни, жизненного сценария (А. Адлер, Э. Фромм), как выбор варианта жизни (В.Н. Дружинин), как формирование жизненной стратегии (К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Демченкова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов).

На основании теоретического анализа современных исследований проблемы формирования жизненных стратегий личности мы предлагаем следующие определения «жизненной стратегии личности»:

1. «Жизненная стратегия личности» - в отличие от других способов жизни - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.

2. «Жизненная стратегия личности» — это система, состоящая из следующих, связанных друг с другом и взаимовлияющих элементов, которые можно отразить в двух направлениях.

С одной стороны, это содержание будущего жизненного пути. Оно определяется выбором жизненной позиции (обобщение субъективных и объективных личностных достижений, открывающих ту или иную перспективу жизненного движения, совокупность жизненных ценностей индивида, позволяющих так или иначе строить образ идеального будущее) и жизненных целей личности (характеризующих доминирующую сферу жизни личности и определяющих идеальный образ будущей жизни человека).

С другой стороны, можно говорить об организационных характеристиках жизненной стратегии, которые одновременно выступают критериями ее сформированности. Это протяженность временной перспективы (насколько далеко в будущее человек планирует собственную жизнь и насколько глубоко в прошлое обращается за необходимым жизненным опытом), направление временной перспективы (про-шлое-настоящее-будущее), то есть психологическая ориентация во времени и, соответственно, жизненные планы, и, наконец, структурированность планируемого жизненного пути (насколько насыщены событиями различные планируемые периоды жизни человека, какие этапы жизненного пути более структурированы, какие менее).

Таким образом, жизненная стратегия личности является внутренним образованием личности. Мы можем характеризовать ее как

сформированную при условии наличия осмысленных жизненных целей, системы ценностных ориентаций и определенной жизненной позиции. Личность со сформированной стратегией жизни планирует свою жизнь далеко в будущее, жизненный путь разрабатывается подробно, каждый его этап насыщен предполагаемыми событиями. Жизненная цель представлена на каждом этапе в виде шагов по ее реализации.

Человек как субъект анализирует события своей жизни, их изменения, влияние на нее, оценивает собственные возможности и личностные особенности. Он способен выходить за пределы собственного «Я» в анализе ситуации и прогнозирует дальнейшие изменения своей жизни. В соответствии с этим происходит планирование будущего и выстраивается жизненная стратегия личности.

Нами было проведено эмпирическое исследование среди студенческой молодежи, направленное на выявление особенностей жизненных стратегий в юношеском возрасте.

На основании данных «Теста смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, шкалы ориентации во времени опросника САМОАЛ и «Теста незаконченных предложений на основе метода мотивационной индукции» Ж. Нюттена в адаптации Н.Н. Толстых нами были рассмотрены основные характеристики жизненных стратегий личности, сформированных к данному моменту в возрасте от 18 лет до 21 года.

1. Недостаточная структурированность образов будущего в сознании юношей и девушек.

2. Низкая представленность в сознании дальней временной перспективы, ориентация в большей степени на ближайшую и удаленную временную перспективу.

3. В будущем доминирует образ самого себя с точки зрения развития различных личностных качеств.

4. Планирование будущего только на ближайшую перспективу, что в значительной степени связано с внешними организационными факторами (необходимость сдавать сессию, посещение университетских мероприятий).

5. Наличие стремления к достижению целей, но отсутствие планов по их реализации.

Таким образом, у относительно большой части юношей и девушек мы не можем

говорить о сформированной жизненной стратегии, что существенно затрудняет процесс их самореализации. Следовательно, необходимо в студенческий период жизни молодых людей оказывать им помощь в построении жизненной стратегии. А это, в свою очередь, будет более эффективно, если мы сможем определить, на каком этапе формирования стратегии личность находится в данный момент.

Опираясь на исследования К.А. Абуль-хановой-Славской, Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, А.А. Тюкова, Г.П. Щедровицкого, П.Г. Щедровицкого, мы предлагаем следующую модель формирования жизненной стратегии личности, включающую несколько этапов:

1. Выход в рефлексивную позицию и принятие установки на формирование будущего своей собственной жизни. Для реализации установки на формирование будущего необходима проспективная рефлексия - рефлексия, опережающая и подготавливающая будущую деятельность и жизнедеятельность, способность мышления представить возможные события, действия и возможные последствия этих событий, действий. Рефлексия в единстве ретроспективной и проспективной составляющих осуществляет анализ действующих жизненных обстоятельств, условий формирования желаемого будущего, имеющихся жизненных способностей. Жизненные способности человека мы понимаем как способности сознания, включающего «Я-концепцию», самосознание, активность, а также способность к организации времени жизни; жизненные обстоятельства - это та система отношений, со-циально-экономичес-кие условия, в которых живет и функционирует индивид, в зависимости от жизненных способностей личность строит собственную стратегию жизни или выбирает вариант, предлагаемый обществом.

2. Выбор культурных и принимаемых человеком ценностных ориентаций. Индивидуальная иерархия жизненных ценностей личности служит важным фактором жизненных выборов на протяжении всего жизненного пути человека. Этот этап тесно связан с формированием мировоззрения личности, выражает ее предпочтения и стремления.

Вслед за рефлексивным выходом, принятием установки на формирование жизненной стратегии, выбором ценностных ориентаций необходимо самоопределение человека в деятельностных позициях: целеопределе-

ния, планирования, проектирования - и осуществление соответствующего комплекса деятельностей.

3. Целеопределение как процесс постановки цели (образа желаемого будущего). Происходит осознание образа предвосхищаемого будущего, на достижение которого будут направлены усилия и действия личности. Иерархия ценностей, мировоззрение, осознание собственных возможностей и условий деятельности будут определять конечную цель жизненной стратегии.

4. Планирование или конструирование системы событий для достижения желаемого будущего. Для этого этапа характерно выстраивание системы шагов по реализации жизненной цели. До достижения цели предполагается ряд событий, которые будут происходить с личностью.

Для эффективной жизненной стратегии личности характерно наличие каузальных (причинных и целевых) связей между событиями, так как оно определяет связь прошлого, настоящего и будущего.

На этом этапе происходит выбор способа эффективного преодоления жизненных трудностей: выбор способа поведения и принятия решений в ситуации конфликта и трудностей, а также в ситуации жизненных перемен в значительной степени определяет организацию жизненного пути и последующие изменения жизненной стратегии; для активного процесса

формирования жизненной стратегии личности характерен способ преодоления конфликта или жизненного противоречия. В этом варианте представлено наличие стремления расширить границы существующих жизненных ситуаций, человек активно меняет свое окружение, при творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность и развивает жизненную стратегию.

5. Создание структурного плана будущего жизненного пути как результат. Этот план может быть представлен системой жизненных событий (поворотных жизненных точек), которые должны произойти в будущем. В сформированной жизненной стратегии событийный план имеет протяженность временной перспективы до старости. В нем достижение одних целей не противоречит достижению других, временная направленность в будущее. Этот план является описанием способа реализации жизненной цели.

Мы исходили из предположения, что в юношеском возрасте формирование жизненной стратегии происходит в соответствии с предлагаемой нами моделью, и это предположение подтвердилось в части исследования. Таким образом, своевременное выявление того, на каком этапе происходит отклонение формирования стратегии от модели, позволит нам оказывать эффективную помощь молодым людям в построении собственного будущего молодежи и их самореализации.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль,

1991. - 299 с.

2 Адлер, А. Понять природу человека [Текст] / А. Адлер; пер. Е.А. Цыпина. - СПб.: Академический

проект, 2000. - 256 с.

3. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека [Текст] / О.С. Васильева, Е.А. Демченко // Вопросы психологии. - 2007. - №4. - С. 74-85.

4. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев: Наукова Думка, 1998. - 144 с.

5. Дружинин, В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии [Текст] / В.Н. Дружинин. -М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН. - М., 2000. - 135 с.

6. Кроник, А. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути [Текст] / А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2003. - 284 с.

7. Резник, Ю.М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) [Текст] / Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов. - М.: Институт человека РАН, Независимый ин-т гражданского об-ва, 2002. - 260 с.

8. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. - 512 с.

9. Толстых, Н. Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего [Текст] / Н.Н. Толстых // Психологическая диагностика. - 2005. - №3. - С. 77-94.

10. Nuttin, J. & Lens, W. Future time perspective and motivation: Theory and research method. - Leuven & Hillsdale: Leuven University Press, 1985. - 598 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.