6. Дементий, Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения (Текст) / Л.И. Дементий // Журнал прикладной психологии. — 2004. — No 3. — С. 20 — 25.
7. Рассел. Д. Измерение одиночества [Текст] / Д. Рассел // Лабиринты одиночества: сб. науч.тр. — М., 1989. — С. 192 — 226.
8. Вейс. P.C. Вопросы изучения одиночества (Текст) / Р. С. Вейс // Лабиринты одиночества: сб. науч. тр. — М., 1989. — С. 114-128.
9. Абульханова-Славская, К.А. О путях построения типологии личности (Текст) / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. - 1983. — №1. — С. 7-21.
ДЕМЕНТИЙ Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии, заведующая кафедрой социальной психологии. Адрес для переписки: e-mail: [email protected] КОРОТЕЕВА Елена Михайловна, ассистент кафедры социальной психологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.02.2010 г.
© Л. И. Дементий, Е. М. Коротеева
удк 159.923 В. Е. КУПЧЕНКО
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСТВЕ*______________________________________________
В статье описана типология жизненных стратегий в юношеском возрасте, представлены базовые подходы к пониманию жизненной стратегии в зарубежной и отечественной психологии, обоснованы компоненты жизненной стратегии.
Ключевые слова: типы жизненной стратегии, юношеский возраст.
Для каждой личности характерен свой, уникальный способ жизни, ее организации, оценивания и осмысления. В процессе жизни личность выступает субъектом общения и деятельности, имея возможность, в конечном итоге, стать субъектом собственной жизни. Позиция субъекта позволяет человеку соотнести собственные возможности с поставленными целями. К.А Абульханова-Славская данную способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни определяет как жизненную стратегию 11). В настоящее время проблема жизненных стратегий активно изучается отечественными и зарубежными психологами. Но, несмотря на устойчивый интерес ученых к данной проблематике, до сих пор отсутствует четкое представление о структуре и типологии жизненных стратегий, механизмах и процессах их формирования.
В большинстве философских, психологических и социологических концепций эти стремления рассматриваются в контексте творческой деятельности личности, раскрытия еетворческого потенциала. Такого подхода придерживались А. Адлер [2], Э. Фромм (3), К. Хорни |4|. А. Маслоу |5) и др. А. Адлер отмечал, что человек активно стремится к одним переживаниям и избегает других, избирательно преобразует и интерпретирует опыт, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру |2|. Согласно мнению Э. Фромма основанием выделения типов жизненной стратегии является соотнесение экзистенциальных потребностей личности и требований социума. Автор выделяет пять социальных типов характера, анализирует их с позиции продуктивности (3). Идея социального хара-
ктера представлена и в работах К. Хорни, указавшей на то, что человек уже с детства вырабатывает три основных типа социального характера направленных на оптимизацию межличностных отношений и достижения чувства безопасности: это стратегии ориентации на людей, от людей и против людей (4). А. Маслоу выделяет два типа жизненной стратегии: дефицитар-ная жизнь (Д-жизнь) и бытийная жизнь (Б-жизнь) на основании стремления человека и результативности его жизни. Д-жизнь отличается ориентацией на реализацию дефицитарных потребностей (в безопасности) или требования окружения, нежеланием прогнозировать будущее, рутиной и однообразием. Б-жизнь управляется стремлением личности к самоактуализации, реализации ее потенциала, что определяет постановку жизненных целей, продуктивность, индивидуальность |5).
В отечественной психологии проблему стратегии жизни наиболее широко рассматривает К.А. Абульханова-Славская (11. Автором выделены три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу - имею», создание условий для самореализации. Многие психологи убеждены, что в каждом человеке имеются силы, направляющие его к реализации всех своих возможностей, к гармонии с миром, иостижению смысла жизни. Л.И. Дементий, разрабатывая проблему ответственности, отмечает, что наиболее продуктивным подходом к пониманию ответственности является рассмотрение в контексте жизненной позицией и жизненных ценностей личности [6]. По данному автору, эффективность решения многих жизненных ситуаций определяется готовностью —неготовностью
■ Рдбота выполненп при поддержке гранта Президента РФ МК-2431.2008.6
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТМИХ N*4 (89) 2010 ПСИХОЛОГИЧЇСКИЕ И ПЕДАГОГИЧІСКИІ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ КСТНИК Hß 4 (89) 2010
личности принимать на себя ответственность и спо-|ЕГ собностью реализовать ответственное поведение. ш К этому же следует добавить, что «ответственный человек способен моделировать собственное поведение и собственную жизнь и готов нести ответс твенность не только за процесс жизни, но и за ее результат» [6, с. 2|. Л.Ф. Бурлачух и Е.Ю. Коржова [7J, рассматривая вопрос о стратегиях поведения в значимых ситуациях, останавливают внимание на такой характеристике как уровень субъективного контроля, или локус контроля. В соответствии с этим показателем можно судить о том, в какой степени человек считает себя активным субъектом собственной деятельности, а в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. О.С. Васильева и Е.А. Демченко важнейшими характеристиками жизненных стратегий считают принятие ответственности за свою жизнь, осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей |8].
Таким образом, в современной психологической науке активно проводятся исследования по изучению основных характеристик жизненной стратегии. Наличие различных точек зрения указывает на сложность и специфичность рассматриваемого вопроса. В нашем понимании жизненная стратегия — это индивидуальный способ организации и регуляции личностью собственной жизни. При исследовании жизненной стратегии нами реализовывался субъектный (С.Л. Рубинштейн (9|), системный (Б.Ф. Ломов (10|) и типологический (К.А. Абульханова-Славская (1)) подходы. Теоретически мы определили такие компоненты жизненной стратегии как:
— жизненная цель (Ш. Бюлер (111, А. Адлер [2], С.Л. Рубинштейн (9), Е.И. Головаха (12)) — осознанный предвосхищаемый личностью результат жизни в целом - определенного жизненного периода. Жизненное целеполагание выполняет ориентирующую и направляющую функцию в жизни: задает ориентиры, к которым личность стремится;
— смысл жизни (А. Адлер [2], В. Франкл (13], ДА. Леонтьев (14)) — жизненная концепция человека, осознанный и обобщенный принцип жизни. Наличие смысла жизни дает человеку чувство самостоятельности, возможности самому создавать свою жизнь, включенность в различные жизненные структуры. Отсутствие смысла приводит к отчуждению жизни: для человека его поступки и действия теряют субъективную значимость;
— ценностные ориентации (О.С. Васильева, Е.А. Демченко |8), Д.А. Леонтьев (14)) — ценности, мотивирующие личность на определенные жизненные поступки;
— наличие либо отсутствие убеждения о возможности и способности управления собственной жизнью (С.Л. Рубинштейн (9), К.А. Абульханова-Славская |1], Д.А. Леонтьев (14), Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова |7)) определяет локализацию сил, способных оказывать влияние на жизнь человека: является ли жизнь с точки зрения того или иного человека неуправляема, либо управляема, а также кто ею управляет- сама личность, другие люди или случай;
— временная перспектива (К. Левин (15)) — отношение личности к собственному психологическому прошлому, настоящему и будущему, выполняющее организующую и регулирующую функцию в жизни;
— готовность к самостоятельному преодолению трудностей (Р. Пехунен (16)) — убеждение личности в готовности личности к преодолению
жизненных трудностей. Данное качество личности может повысить или снизить мотивацию к осуществлению активных действий в трудных ситуациях;
— самостоятельность—зависимость личности (С.А Рубинштейн (9), К.А. Абульханова-Славская [ 1)) — способность личности к независимому существованию, проявляющемуся в постановке собственных целей и их достижению благодаря своим усилиям;
— творческая направленность личности (Ш. Бюлер (11), В. Франкл 113]) указывает на результативность личности в обществе. Согласно взглядам В. Франкла, именно творческая направленность личности определяет уровень осмысленности личностью собственной жизни (13);
— самоактуализация (Э. Фромм (3), Ш. Бюлер (11)) — степень реализации личностью собственных возможностей. Соотнесение целей с ценностными ориентациями и показателями самоактуализации позволит поня ть, реализует ли личность собственные ценности в поставленных целях, а также определить содержательную сторону жизненной стратегии, ее активность, либо пассивность;
— жизненная удовлетворенность (ДА. Леонтьев (14)) — обобщенное чувство, отражающее степень соответствия желаемого и достигнутого. Важно исследовать, в каких случаях возникаето!цущение жизненной удовлетворенности: когда личность нашла для себя такой способ жизнедеятельности, когда ее жизненные поступки одновременно соответствуют требованиям социума и собственным интересам, желаниям личности; либо когда реализует желания и цели других людей.
Сочетание выделенных компонентов образует определенный тип жизненной стратегии. В настоящей статье мы представим часть результатов исследования применительно к юношеству, выполненного в рамках более масштабного исследования, посвященного изучению возрастных особенностей жизненных стратегий (17). Цель данного исследования: выявить типологию жизненных стратегий в юношеском возрасте. Поставленная цель конкретизирована нами в следующих задачах:
— провести теоретический обзор зарубежных и отечественных теорий по психологии жизненного пути и жизненной стратегии;
— теоретически выделить компоненты жизненной стратегии и эмпирически их изучить;
— построить типологию жизненных стратегий в юношестве.
Для исследования компонентов жизненной стратегии мы использовали б методик: методика смысложизненных ориентаций ДА. Леонтьева; шкала общей самоэффективности Р. Шварцера, М. Ерусалема (адаптация В.Ромека); методика изучения особенностей временной перспективы Ф. Зимбардо (адаптация А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной); методика самоактуализации Э. Шострема (адаптация Ю.Е. Алешиной, Л.Я Гозман); методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой; методика мотивации достижения А. Мехрабиана. С целью построения типологии жизненных стратегий мы провели процедуру кластерного анализа методом К-средних.
Юношество — это период, в котором личность начинает активно воплощать свою жизненную стратегию, примерять различные социальные роли. В данном возрасте человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социальном отношении, оказывается перед объективной необходимостью осуществления целого ряда важных выборов, в частности
выбора своего жизненного пути, ролей, соответствующих его внутренней сути.
В нашем исследовании приняли участие 100 юношей 17—19 лет, обучающихся в высших учебных заведениях и колледжах г.Омска. На выделение типов жизненной стратегии в юношестве оказало влияние 23 переменные. Полученные данные свидетельствуют, что период юношеского возраста является значимым этаном формирования жизненной стратегии. Наибольшее влияние оказали переменные «самостоятельность» (F = 41,48 при р^0,01) и «спонтанность» (F= 33,23 при р^0,01). «Вес» данных переменных говорит о том, что жизненные стратегии юношей разделяются в первую очередь на основе зависимости — независимости личности от мнения и поведения других людей, а также от способности личности к свободному проявлению в жизнедеятельности своих интересов и желаний.
В результате кластерного анализа выделены три кластера, отражающие три типа жизненной стратегии: фаталистический, гедонистический и целеустремленный, представленные в выборке примерно в равной степени. Ключевой характеристикой личности с фаталистическим типом жизненной стратегии является убежденность в неуправляемость жизни вообще и неверие в свои силы в частности. Данное убеждение приводит к тому, что личность в собственной жизни отказывается от постановки жизненных целей, «плывет по течению», ориентирована на избегание неудачи, в связи с чем, жизненные поступки часто характеризуются хаотичностью и случайностью. Итогом такого типа жизненной стратегии является низкая удовлетворенность как сегодняшним, так и вчерашним днем. Достаточно высокое значение по шкале «негативное прошлое» указывает на то, личности с фаталистическим типом жизненной стратегии присуще негативное пессимистическое отношение к предыдущему жизненному этапу.
Личность с целеустремленным типом жизненной стратегии (34% испытуемых) характеризуется противоположными особенностями жизненной стратегии по сравнению с предыдущим типом. Личность с целеустремленным типом жизненной стратегии в юношестве убеждена, что жизнь контролируема. Убежденность в том, что человек сам способен определять свою жизнь приводит к постановке четких жизненных целей, придающих жизни смысл и направленность. Средние показатели по шкале «поддержка» могут свидетельствовать о недостаточной самостоятельности, а также о том, что на постановку жизненных целей личности юношеского возраста с целеустремленным типом жизненной стратегии оказывает влияние мнение значимых людей. Настоящий период жизни воспринимается как эмоционально насыщенный и интересный, проявляется удовлетворенность прожитой частью жизни. Из соотношения результатов по жизненным целям, удовлетворенности прошлым и настоящим следует, что жизненное целе-полагание таких юношей соотносится с позицией личности в настоящем и подкрепляется личной ответственностью. Однако для личности с целеустремленным типом жизненной стратегии харак терен средний уровень готовности преодоления жизненных трудностей.
Для личности с гедонистическим типом жизненной стратегии (37% испытуемых) в юношеском возрасте присуще беззаботное и беспечное отношение ко времени и жизни. В зависимости от ситуации данная личность ориентирована на удовольствие, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы
о последствиях в будущем. В результате беззаботности и беспечности личность не стремится планировать свое будущее, что проявляется в нечеткости жизненных целей и готовнос ти к спонтанным, непредсказуемым, рискованным поступкам. Высокая удовлетворенность настоящим периодом жизни указывает на то, что на данном жизненном этапе реализуется беззаботное отношение к жизни и стремление к получению удовольствий. Причиной этого может быть хорошее знание данной личностью своих потребностей и чувств. Описанное отношение к жизни у личности с гедонистическим типом жизненной стратегии, возможно, является результатом характерной ей неуверенности и сомнения в том, что жизнь подконтрольна и личность сама способна задавать ей направление, придавать смысл. Независимость в ценностях и поведении от окружающих подчеркивает, что гедонистическое отношение к жизни — самостоятельный выбор такой личности. Данная личность практически не готова самостоятельно справляться с жизненными трудностями. Выражен высокий уровень самоуважения и высока ценность самоактуализации личности. Проявляется способность к быстрому установлению межличностных контактов.
Сходством выявленных типов жизненных стратегий в период юношеского возраста является низкая значимость ценности отдыха, связанная, на наш взгляд, с осознанием юношей необходимости обучения и получения профессионального образования, а также неразвитая готовность преодоления жизненных трудностей, по нашему мнению, обусловлена возрастными особенностями юношеского возраста, проявляющимися в их зависимосги от родителей. Принципиальные отличия выделенных типов жизненных стратегий в юношеском возрасте касаются жизненных целей, удовлетворенности прожитой части жизни, возможности и способности управления собственной жизнью, ценности самоактуализации. По переменным «самостоятельность» и «спонтанность», оказавшим наибольшее влияние на разделение типов жизненной стратегии в юношеском возрасте, следует обозначить, что для личности с гедонистическим типом жизненной стратегии свойственна независимость от окружающих и способность к спонтанным поступкам. Для личности с фаталистическим и целеустремленным типом жизненной стратегии в юношеском возрасте в собственных жизненных поступках характерна ориентация и на окружающих и на самого себя, а также средний уровень готовности к спонтанным действиям.
Таким образом, в процессе нашего исследования впервые была построена типология жизненных стратегий применительно для периода юношества. Полученные результаты могут быть использованы педагогами, родителями, студентам вузов и сузов в целях формирования активной жизненной позиции личности в период обучения.
Библиографический список
1. Абульхаиова-Славская, К.А. Стратегия жизни (Текст) / К.А. Абульхаиова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 319 с.
2. Адлер, А. Наука жить (Текст) / А Адлер; пер. с апгл. и пей. -К.: РоА-НоуаИ. 1997. - 225 с.
3. Фромм, Э. Иметь или быть (Текст) / Э. Фромм. - Киев: Ника-Центр: Вист-С. 1998 - 279 с.
4. Хорни, К Невроз и развитиеличносги(Текст)/К.Хорни. — М.: Смысл. 1996. —319с.
5. Маслоу, А Психология бытия (Текст) / А. Маслоу. — М.: Рефл-бук. 1997. - 376 с,
6. Дементий, Л.И. Ответственность: типология и личностные основания (Текст) /Л.И. Дементий. - Омск: ОмГУ, 2001. — 192 с.
7. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций (Текст): учеб. пособие /Л.Ф. Бурлачук. В.Ю. Коржова. — М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 225 с.
8. Васильева, О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии (Текст) / О.С. Васильева. Е.А. Демченко // Вопросы психологии. — 2001. — No 2. — С. 74 —85.
9. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир (Текст) / CJV Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 376 с.
10. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии (Текст| / Б. Ф. Ломов. - М.: Наука. 1984. - 350 с.
11. Bühler, Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem / Ch. Buhler - Güttingen: Hogvefe, 1959. - 181 S.
12. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности |Текст) / Е.И. Головахина // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. - С. 256 - 269.
13. Франкл, В. Доктор и душа (Текст) / В. Франкл. - СПб.: Ювента, 1997. - 245 с.
14. Леонтьев. ДА Психология смысла [Текст]/ДАЛеонтьев. — М.: Смысл. 1999. - 450 с.
15. Левин, К. Теория поля в социальных науках (Текст) / К. Левин. — СПб.: Речь, 2000. — 345 с.
16. Пехунен, Р. Задачи развития и жизненные стратегии (Текст) / Р. Пехунен // Психология личности и образ жизни; ред. Е.В. Шорохова. — М.: Наука, 1987. - 269 с.
17. Купченко. В.Е. Возрастные особенности типологии жизненных стратегий (Текст) / В.Е. Купченко // Психология человека в современном мире: материалы Всероссийской юбилейной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября; ред. А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков. М.И. Воловикова. — М.: Изд-во Института психологии РАН, 2009. - Т. 1. - 334 с.
КУПЧЕНКО Виктория Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.02.2010 г.
© В. Е. Купченко
удк 378.1 Ю. М. СОСНОВСКИЙ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
«МЯГКАЯ» МОДЕЛЬ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В данной статье обосновывается применение «мягких» моделей к оценке качества образовательного процесса. Рассмотрены и проанализированы наиболее распространенные модели качества образования. Полученные результаты могут быть полезны при определении критериев качества образовательного процесса в высшей школе.
Ключевые слова: «жесткие» и «мягкие» модели, качество образовательного процесса.
Возрастающее значение качественной оценки состояния образовательного процесса породило развитие одного из новых научных направлений в педагогической науке: управление качеством современного образования. Анализ изменяющейся роли образования в современном мире показывает, что образование, к сожалению, не успевает за темпами развития общества, за меняющимся потоком информации и за способами его обработки. Следует заметить, что качество образования и качество образовательного процесса имеют разное смысловое содержание. Качество профессиональной подготовки специалистов в вузах следует рассматривать, с одной стороны, как способность образовательной системы удовлетворять запросы производства, а с другой — как удовлетворение потребностей личности в получении конкурентоспособных знаний и умений. Вместе с тем анализ данных социологических исследований показывает, что далеко не все студенты российских вузов «озабочены» получением качественного образования. Более того, представление о том, какое образование они получат (получают), постепенно формируется только к окончанию университета или после прохождения про-
изводственной практики, а зачастую много лет спустя после окончания вуза.
Проведенный анализ отечественного и зарубежного опыта оценки качества образования показал, что существует около девяти различных моделей системы менеджмента качества в вузах.
1. Модель системы менеджмента качества но международному стандарту ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001)|1-3).
2. Модель Европейского фонда но менеджменту качества (EFOM) (4).
3. Модель премии Правительства РФ в области качества.
4. Модель премии конкурса Министерства образования РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» 2003 г. [5].
5. Модель Центра исследований политики в области высшего образования (CHEPS) университета Твенте (Нидерланды) (6].
6. Модель Ассоциации университетов Нидерландов (VSNU) (7).
7. Бельгийско-нидерландская модель (НВО Expert Group) (8,9].