Научная статья на тему 'Жизненная стратегия личностей с различным типом ответственности'

Жизненная стратегия личностей с различным типом ответственности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3596
518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / ТИП ОТВЕТСТВЕННОСТИ / LIFE STRATEGY / TYPE OF RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Л. И., Купченко В. Е.

Представлены результаты исследования личностной ответственности и ее влияния на жизненную стратегию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life strategy of individuals with various type of the responsibility

This article presents the results of study of personal responsibility and to the role of this person's quality in the life span. Today the responsibility is one of the most essential values of both a person and society. In clause results of research of intelligence of a life at persons with various type of the responsibility were described. The main conclusion is following: the type of the responsibility is defining life span. Fore casting the future, integrity, meaning the life, the results can be use in the education program.

Текст научной работы на тему «Жизненная стратегия личностей с различным типом ответственности»

ПСИХОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 317-324.

УДК 159.923

Л.И. Дементий, В.Е. Купченко

ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ*

Представлены результаты исследования личностной ответственности и ее влияния на жизненную стратегию личности.

Ключевые слова: жизненная стратегия, тип ответственности.

Проблема жизненного пути является составной частью учения о личности, рассматривается во многих науках. Для психологии жизненный путь интересен как особая социальная форма индивидуального развития. Изучение явлений жизненного пути имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Понимая закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свою жизненную стратегию. Понимание роли личности в планировании и осуществлении жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.

Вопросы жизненного пути исследуются в психологии сравнительно недавно. В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев. Для Б. Г. Ананьева проблема жизненного пути стала актуальной в начале 30-х гг. в связи с исследованиями по характерологии, проводимыми им в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева в Ленинграде [1]. С.Л. Рубинштейн уделил внимание психологическим вопросам биографии, теоретически рассматривая вопросы самосознания в «Основах общей психологии» [2]. В дальнейшем разные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах таких отечественных ученых, как К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, И. С. Кон, Т.Н. Березина и т. д.

Перечень тем, касающихся природы жизненного пути, достаточно широк. К ним относятся соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности и т. д. Жизненный путь личности - объемное, системное понятие. Оно включает историю индивидуального развития, представляющего собой вторичное ценностное образование и процесс, который личность создает и осуществляет в порядке самовыражения. В целом можно сказать, что социально-психологические подходы к изучению, пониманию стратегий жизни так или иначе отражают потребность человека организовать свою жизнь таким образом, чтобы она была наиболее эффективной с точки зрения индивидуального представления человека.

Среди зарубежных психологов к проблеме стратегии жизни обращались Э. Фромм, К. Хорни, А. Адлер, Т. Кассер и Р. Райан, Р. Пехунен.

* Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ №МК-2431.2008.6.

© Л.И. Дементий, В.Е. Купченко, 2011

Согласно мнению Э. Фромма, рыночная экономика, основанная на конкуренции, во многом предопределяет жизненную стратегию человека: перед каждым стоит выбор «иметь» или «быть» (что важнее: наличие многих благ, в том числе материальных, или развитие собственных способностей, силы «быть многим») [3]. Именно вторая стратегия позволит личности развиваться более гармонично, активно строить свою жизнь. Автор констатирует тот факт, что люди приносят в ущерб личностное развитие, под давлением общественных норм предпочитают накапливать блага, т. е. «иметь». Таким образом, большинством реализуется единая стратегия, которую условно можно обозначить как «идеал преуспевания любой ценой».

К. Хорни говорит о том, что человек уже с детства вырабатывает три основных жизненных стратегии для удовлетворения стремлений, которые часто навязываются общественными шаблонами. Это стратегии движения к людям, от людей и против людей. Целью человека с ориентацией на первую стратегию является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь. У человека с ориентацией «против людей» система ценностей построена на философии «джунглей»: жизнь - это борьба за существование. Ориентация «от людей» исходит из потребности в независимости, неприкосновенности и приводит к нежеланию всякого проявления борьбы. Но иногда это является результатом отсутствия способа приспособления к современным условиям [4].

А. Адлер использовал понятие жизненного стиля («интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней» [5, с. 158]). По мнению данного автора, жизненный стиль реализуется при решении основных жизненных задач -любви, дружбы, работы - которые определены условиями человеческого существования. Стиль жизни каждого человека является уникальным, призван реализовать жизненные цели, сформированные еще в раннем детстве. Любые симптомы, черты поведения - выражение единого стиля жизни, анализировать который необходимо целостно.

Р. Пехунен считает, что понять особенности жизненной стратегии индивида можно, проанализировав способы разрешения конфликтов. Психологом выделяются три базовых вида жизненных стра-

тегий: защитные стратегии, стратегии

приспособления и стратегии развития.

Защитные стратегии (проявляющиеся в двух основных формах: консерватизм и избегание) характеризуются восприятием будущего как неизвестности, наполненной угрозами [6]. Стратегии приспособления представляют собой принятие жизненной ситуации как таковой, в соответствии с которой человек меняет свою личность и образ жизни. Этот вид стратегии проявляется в трёх формах: адаптивном самоограничении, пассивном и активном приспособлении, которые отличаются между собой по выстроенности иерархии жизненных целей, наличию жизненных перспектив. Стратегии развития связаны прежде всего с преодолением конфликта. Личности, избирающие стратегию развития, стремятся расширить границы существующих жизненных ситуаций, активно изменить своё окружение. Такие стратегии проявляются в двух формах: творческом развитии, при котором происходит поиск и освоение новых областей жизни, и ограниченном развитии, когда только одна область развивается, а другие остаются на периферии жизни [6].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что упомянутые зарубежные психологи подходят к пониманию жизненных стратегий с позиции описания их видов, основных направлений (часто взаимоисключающих), в которых движется личность. Исключение в данном случае составляет лишь позиция А. Адлера, говорившего о наличии интегрированного жизненного стиля, строящегося на основе индивидуальных сочетаний решений жизненных задач.

Среди отечественных психологов проблемой жизненных стратегий занимались К.А. Абульханова-Славская, Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов, А.А. Волочков и Е.Г. Ермоленко, А.Е. Созонтов.

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов рассматривают жизненные стратегии личности с точки зрения решения жизненных творческих задач, под которыми понимаются специфические события жизненного пути человека, которые «требуют с его стороны беспрецедентных творческих усилий, способствуют становлению его уникальности и имеют стратегически важное для него значение» [7, с. 161]. Авторы выделяют четыре вида стратегий: творческую уникальность, стихийную индивидуальность, активную типичность, пассивную типичность.

Творческая уникальность предполагает оригинальное, экстраординарное отношение человека к жизни. В случае стихийной индивидуальности формирование человека зависит от внешних обстоятельств, а не от собственных усилий. Активная типичность выражается в желании быть как все, при этом усилия человека направлены на достижение общепринятых целей и ценностей. Пассивная типичность реализуется тогда, когда человек стихийно следует социальным стереотипам, причём в кризисных ситуациях данная стратегия проявляется в виде игнорирования и регрессии, что не способствует ни уникальности, ни творческой активности, а направлено на поддержание освоенного образа жизни [7]. Таким образом, можно сказать, что описанные авторами стратегии предполагают разные формы проявления активности личности в собственной жизни.

О.С. Васильева и Е.А. Демченко важнейшими характеристиками жизненных стратегий считают осмысленность жизни, наличие выстроенной системы ценностей и жизненных целей. Авторы утверждают, что люди с высокими показателями осмысленности жизни и общего уровня субъективного контроля, как правило, сознательно или неосознанно занимают позицию активного творца своей жизни и опираются на такие ценности, как любовь, красота, творчество, добро, развитие [8].

Наиболее полно проблему стратегий жизни рассматривает К.А. Абульханова-Славская. По мнению данного автора, жизнью любого человека движут противоречия, одним из которых является конфликт между желаниями личности и требованиями общества. В связи с этим каждый человек должен осознавать свою жизнь и воспринимать её как некоторое пространство для выбора направления развития. Жизненная стратегия личности как раз и предполагает «принцип опоры на собственные силы, выявление того, хватит ли у нее сил для резких изменений в своей жизни, которые могут обернуться неудачей» [9, с. 61].

То, как происходит решение жизненных противоречий, определяется личностной зрелостью человека, которая связана с соединением своих индивидуальных особенностей и требований общества. Такое соединение, в свою очередь, характеризует жизненную стратегию, которая состоит в том, что человек находит свою

жизненную линию, перспективу, направление самореализации. С этой точки зрения жизненная стратегия представляет собой некое соответствие личности способу жизни.

Основным параметром построения жизненной стратегии К.А. Абульханова-Славская называет активность. Активность личности в осуществлении жизненной стратегии проявляется как способность к балансу между желаемым и необходимым, личным и социальным. В свою очередь, такой баланс (оптимальный или неоптимальный для личности) устанавливается при помошд основных форм активности - инициативы и ответственности.

Из вышеописанного вырисовывается одна из основных особенностей жизненной стратегии - ее индивидуальность. Также представляется возможным, помимо индивидуального, выделить типологический уровень рассмотрения проблемы жизненной стратегии. Эта вторая особенность является некоторым следствием первой: личность имеет свою индивидуальную жизненную стратегию, принципиальной стороной которой является проблема соотнесения своего типа личности со способом жизни. Автор указывает на то, что это соответствие устанавливается произвольно, в зависимости от способности организовать свою жизнь с помощью психики и сознания.

Подводя итоги, можно выделить три основных признака жизненной стратегии, согласно К.А. Абульхановой-Славс-кой: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу - имею» и создание условий для самореализации, творческого поиска.

Проанализировав содержание понятий жизненного пути, жизненной стратегии и ее показателей, обратимся к вопросу о причинах различий особенностей жизненных стратегий у разных людей. Эти особенности определяются личностными качествами человека, среди которых важное место занимает ответственность. В рамках субъектного подхода подчеркивается, что именно это качество личности определяет ее жизненный путь. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность становится субъектом собственной жизни в результате наличия у нее развитого чувства ответственности, так как это качество гарантирует решение жизненных задач, позволяет личности справляться с требованиями окружающей среды самостоятельно, без внешнего кон-

троля [9]. Однако нельзя сказать, что ответственность в целом однозначно определяет жизнь человека и что всякая ответственность делает личность субъектом жизнедеятельности. Целесообразнее говорить о том, что люди, по-разному реализующие и понимающие ответственность, отличаются по таким важным параметрам, как построение жизни в целом, отношение к прошлому и настоящему, уверенность в возможности управления своей жизнью. Кроме того, возникает необходимость выделения оптимального типа ответственности, в котором сочетались бы требования общества, требования личности к самой себе, желание выполнять ответственную деятельность, отношение к ней и т. д.

Л. И. Дементий, разрабатывая проблему ответственности, отмечает, что наиболее продуктивным подходом к пониманию ответственности является рассмотрение в контексте жизненной ситуации позиций и жизненных ценностей личности [10]. Автор утверждает, что эффективность решения многих жизненных ситуаций определяется готовностью-неготовностью личности принимать на себя ответственность и способностью реализовать ответственное поведение. К этому же следует добавить, что «ответственный человек способен моделировать собственное поведение и собственную жизнь и готов нести ответственность не только за процесс жизни, но и за ее результат» [11, с. 2].

Таким образом, объектом нашего исследования выбран жизненный путь личности; предметом же - особенности жизненной стратегии личностей с различными типами ответственности. В процессе планирования исследования была поставлена следующая цель - выявить особенности жизненной стратегии личностей с различными типами ответственности.

Для реализации цели сформулированы следующие задачи:

1) исследовать ответственность и построить ее типологию;

2) изучить наличие жизненных целей, представление о возможности и способности контролировать собственную жизнь, удовлетворенность жизнью и реализуемые в повседневной жизни ценностные ориентации личности как показатели жизненной стратегии личностей с различными типами ответственности;

3) выявить различия по наличию жизненных целей, представления о возможности и способности контролировать соб-

ственную жизнь, удовлетворенности жизнью и реализуемым в повседневной жизни ценностным ориентациям личности, выступающим в качестве показателей жизненной стратегии у мужчин и женщин, у испытуемых с разным семейным и профессиональным статусом;

4) провести сравнительный анализ особенностей жизненной стратегии личностей с различными типами ответственности.

Исследование, проведенное под нашим руководством Л.С. Ковалевой, включало два этапа: на первом были изучены компоненты и выделены типы ответственности, на втором этапе исследованы показатели жизненной стратегии, выявлены различия с учётом социально-демографических характеристик, проведен сравнительный анализ особенностей жизненной стратегии личностей с различными типами ответственности.

В качестве гипотезы выступило предположение о том, что личностям с различным типом ответственности свойственны различные особенности жизненной стратегии.

Ответственность и особенности жизненной стратегии исследовались в период ранней взрослости. Согласно периодизации Э. Эриксона, данный возраст ограничивается 20-40 годами [12]. Это то время, когда происходит изменение мотивационной сферы жизни человека, решаются конфликты юношества, происходит поиск своего места, принятие обязательств.

Всего в исследовании приняли участие 80 человек: 40 женщин и 40 мужчин. Все исследуемые являются сотрудниками Омских банков: 47 сотрудников (57,8 %) подразделения ООФЛ ОПЕРУ (операционно-кассовые работники), 33 сотрудника (42,2 %) Управления кредитования (кредитные инспекторы физических и юридических лиц). Сотрудники этих подразделений выбраны не случайно: именно к ним еще на этапе подбора персонала предъявляются повышенные требования к личностной ответственности. При этом можно сказать, что эти требования разного рода: операционно-кассовые работники несут личную материальную ответственность, так как выполнение ими должностных обязанностей непосредственно связано с работой с деньгами, кредитные инспекторы отвечают за выполнение всем отделением планов по кредитованию физических и юридических лиц.

Для проведения исследования применялся комплекс диагностических методик:

1. С целью изучения компонентов от-

ветственности был применен опросник многомерно-функционального анализа

ответственности В.П. Прядеина [11].

2. Для исследования наличия жизненных целей, представлений личности о возможности и способности управления жизнью, удовлетворенности жизнью применена методика смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева [13].

3. Для выявления ценностных ориентаций личности применена методика С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» [14].

Для обработки полученных данных применялись процедура кластерного анализа, частотный анализ, подсчет значимости различий (и-критерий Манна -Уитни), подсчет среднего и стандартного отклонения, подсчет моды, качественный анализ полученных результатов.

Опишем полученные результаты. Для построения типологии ответственности был применен метод кластерного анализа (группа К-Мер). Путем последовательного подбора кластеров выделено три типа ответственности. Представим феноменологически описание выделенных типов ответственности.

1. «Оптимальный» тип ответственности (35 % испытуемых)

У представителей данного типа ответственности присутствуют высокие показатели по таким компонентам ответственности, как: динамическая эргичность, когнитивная осмысленность, продуктивность предметная, эмоции стенические, стремления инструментально-стилевые,

продуктивность субъектная. Субъекты, относящиеся к данному типу ответственности, характеризуются низкими показателями по трудностям личностным, динамической аэргичности, мотивации эгоцентрической, когнитивной осведомленности, регуляторной интернальности.

Таким образом, люди с данным типом ответственности характеризуются самостоятельным, без дополнительного контроля, неоднократно подтвержденным на практике тщательным выполнением трудных и ответственных заданий. Личностям, отнесенным к «оптимальному» типу ответственности не свойственны нерешительность и необязательность, отказ от реализации ответственных заданий. Данным

испытуемым присуши схватывание стержневой основы ответственности, ее сути, глубокое и целостное представление качества. Добросовестность выполнения ответственных дел выражена в равной степени при выполнении как коллективных дел, так и дел, связанных с личным благополучием, самореализацией, с развитием разных сторон и качеств личности. Возможность или выполнение ответственных дел вызывает положительные эмоции. Направленность характеризуется большой личной энергией, решительностью, стремлением занять лидирующее положение при выполнении ответственных дел. Реализации ответственных дел не могут помешать трудности внутреннего порядка, такие как тревожность субъекта, его неуверенность, плохое настроение.

2. «Социоцентрический» тип ответственности (38,7 % испытуемых)

В значительной степени выражены следующие показатели: мотивация со-

циоцентрическая, трудности личностные, стремления содержательно- смысловые.

Низкие значения по эмоциям стениче-ским и мотивации эгоцентрической.

Итак, лиц, относящихся к данному типу ответственности, можно охарактеризовать следующим образом: мотивация социально значимая, выраженная в выполнении ответственных дел из-за желания быть среди людей, связанная с чувством долга, преобладанием общественных интересов над личными. При этом выполнению ответственных дел могут помешать трудности внутреннего порядка, такие как тревожность субъекта, его неуверенность, плохое настроение. Большая обязательность и добросовестность проявляется при выполнении дел альтруистического характера. Как правило, выполнение ответственных дел или только лишь необходимость их выполнения не вызывают отрицательных эмоций.

3. «Эгоцентрический» тип ответственности (26,3 % испытуемых)

Личности, относящиеся к этому типу ответственности, отличаются высокими показателями по таким компонентам, как: динамическая эргичность, когнитивная осмысленность, продуктивность субъектная, эмоции стенические, регуляторная интернальность, динамическая аэр-гичность, мотивация эгоцентрическая, стремления инструментально-стилевые.

Присутствуют низкие значения по трудностям личностным.

Реализация ответственных заданий лицами, относящимися к данному типу, характеризуется тем, что в зависимости от ситуации они могут демонстрировать как нерешительность и необязательность, так и самостоятельное, тщательное выполнение трудных и ответственных заданий. Мотивация эгоцентрическая, личностно-значимая, выраженная в желании обратить внимание на себя в процессе реализации ответственных дел, получить поощрение и вознаграждение.

Данным личностям присущи схватывание стержневой основы ответственности, ее сути, глубокое и целостное представление качества. Соблюдение ответственных дел связывается с личностным благополучием, самореализацией, с развитием разных сторон и качеств личности. Выполнение ответственных дел связывается с положительными эмоциями. Выражены самостоятельность, самокритичность, независимость при выполнении ответственных дел. Направленность характеризуется большой личной энергией, решительностью, стремлением занять лидирующее положение при выполнении ответственных дел. Реализации ответственных дел не могут помешать трудности внутреннего порядка, такие как тревожность субъекта, его неуверенность, плохое настроение.

Таким образом, в данной выборке выделены три группы испытуемых, отнесенных к разным типам ответственности, т. е. отличающихся между собой по значимым компонентам.

В результате применения методики СЖО Д.А. Леонтьева и методики Бубновой, проведения процедуры кластерного анализа выявлены особенности жизненной стратегии личностей с различными типами ответственности:

1. Жизненная стратегия личности «оптимального» типа ответственности.

Графически изученные показатели представлены на рис. 1.

Личности с этим типом ответственности способны четко представлять собственное будущее, ставить жизненные цели. Им присущи большая уверенность при выполнении ответственных дел, низкая вероятность того, что их выполнению могут помешать трудности внутреннего порядка (тревожность, нерешительность, плохое настроение), что также повышает вероятность более четкой постановки жизненных целей. Данные личности, поставив перед собой цель, стремятся ее

а 3

ш

5 2,5

га

2 2

1,5

1

0,5

Ш Ш Ш -О О О

и ^ п 5 О 5 Сй ^ ^

I I

чх к* О йЮ “ ^ ш о ш о

= 13 « >5

сь о ^ <5

ш ш ш

ю

ш

о

X

_0

о

^ 5 ГО х ^ ш !п

13 § 1 1

с го

<3 1 !

с О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ о

Показатели жизненной стратегии

Рис. 1. Жизненная стратегия личности

«оптимального» типа ответственности

достигнуть во что бы то ни стало, независимо от наличия или отсутствия внешней поддержки или осуждения, т. е. движимы лишь собственными, внутренне выработанными представлениями о желаемом результате. Присутствует высокий уровень веры в собственную способность осуществлять контроль над жизнью. Иногда могут воспринимать жизнь как череду фатально предопределенных событий, которые невозможно предугадать и проконтролировать, однако при этом убеждены, что при необходимости смогут взять ситуацию в свои руки и изменить ход событий. Могут в действительности некоторое время реализовывать роль «наблюдателя за ходом жизни», однако в нужный момент обязательно проявят активность и, независимо от внешних трудностей, приведут внешние обстоятельства в соответствие своим целям, смогут изменить положение вещей. Человек в данном случае строит свою жизненную стратегию по плану, наделенному собственным смыслом. Лица с данным типом ответственности однозначно воспринимают собственную жизнь в настоящем как интересную и насыщенную, удовлетворены прожитой частью своей жизни. Показатели позволяют характеризовать лиц с данным типом ответственности как целеустремленных, строящих планы на реальной основе, подкрепляющих их личной ответственностью за реализацию.

0

В реальных условиях жизнедеятельности реализуется ценность помощи и милосердия к другим людям, не реализуются ценности поиска и наслаждения прекрасным; познания нового в мире, природе, человеке; социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе.

2. Жизненная стратегия личности «со-циоцентрического» типа ответственности.

Графически изученные показатели представлены на рис. 2.

3

5

£ 2,5

га

£ 2

1,5

0,5

о

р

>

і

о о

ш

Ч О о Р X о^юш(с ф

Ес:;=П0(0®201-¥

<Р о ф § а

CL о ^ !g s

ф ф

S -О

х m

Ф о

1 і £

> ь О со

ГО

аз

о

X s (О

» к

ІЗ I 1 “

— ^ ГО .0

Показатели жизненной стратегии

Рис. 2. Жизненная стратегия личности «социоцентрического» типа ответственности

с окружающими, могут строить свою жизненную стратегию так, как того желают окружающие, значимые люди. Можно предположить, что их вера в способность осуществлять контроль над жизнью остается «знанием внутреннего порядка», которое не претворяется в жизнь. Не имея собственных жизненных целей, ориентируясь лишь на чувство долга и коллективные интересы, данные личности не удовлетворены настоящим, чувствуют свою нереализованность. Однако высокие результаты и положительные воспоминания прожитой части жизни не позволяют им изменить собственную жизненную стратегию, так как эти личности считают ее хотя бы отчасти продуктивной. Кроме того, нерешительность и боязнь оценки окружающими, роль «наблюдателя» в жизни, выявленные ранее, укрепляют позицию личности относительно своей жизненной стратегии.

В реальных условиях жизнедеятельности реализуются ценности приятного времяпрепровождения, отдыха; помощи и милосердия к другим людям; любви; признания и уважения людей и влияния на окружающих. Не реализуются ценности познания нового в мире, природе, человеке; социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе.

3. Жизненная стратегия личности «эгоцентрического» типа ответственности.

Графически изученные показатели представлены на рис. 3.

У лиц социоцентрического типа ответственности выражено отсутствие жизненных целей. Вероятно, данные личности ожидают коллективных целей, свои не ставя, так как они могут помешать выполнению дел альтруистического характера. Жизнь таких людей лишена далеких перспектив, они, скорее всего, имеют постоянную необходимость во внешней поддержке, что не позволяет говорить о наличии активно выстроенной собственной жизненной стратегии. Выявлен высокий уровень веры в собственную способность осуществлять контроль над жизнью. Иногда могут воспринимать жизнь как череду фатально предопределенных событий, которые невозможно предугадать и проконтролировать, однако при этом убеждены, что при необходимости смогут взять ситуацию в свои руки и изменить ход событий. Чаще выбирают роль наблюдателя, не вмешиваясь в ход событий, чтобы не испортить отношения

З

е

же

а

р

.0

Ш

Й* И а » 8

^ ст ^ О > с; ц О

со ^

Ф

(D -О S CQ

*

п Ф Ф

О si Ю § го Ф о

£ 8 ■§ 2 Б * £

І З £ g

CD

X ш

ф о

г? ^ О со

го

ю

ф

о

го

ф

го

X s (С

с £ *

їй sro

s £ х

ГО ^

о 5 §

о S і

С о

о

Показатели жизненной стратегии

Рис. 3. Жизненная стратегия личности «эгоцентрического» типа ответственности

о

2

о

Такая личность способна четко представлять собственное будущее, ставить жизненные цели. Присуща большая уверенность при выполнении ответственных дел, низкая вероятность того, что их выполнению могут помешать трудности внутреннего порядка (тревожность, нерешительность, плохое настроение), что также повышает вероятность более четкой постановки жизненных целей. Данные личности, поставив перед собой цель, стремятся ее достигнуть во что бы то ни стало, независимо от наличия или отсутствия внешней поддержки или осуждения, т. е. движимы лишь собственными, внутренне выработанными представлениями о желаемом результате. Самостоятельно выстраивают свою жизненную стратегию, убеждены в том, что жизнь подконтрольна. Кроме того, таким личностям присуща вера в собственную способность контролировать жизнь, направлять свою жизненную стратегию в необходимое русло. Вероятно, такой убежденности способствует также независимость от мнения окружающих и четкая нацеленность на результат при достижении желаемой цели.

В реальных условиях жизнедеятельности реализуются ценности высокого материального благосостояния; помощи и милосердия к другим людям; любви. Не реализуются ценности поиска и наслаждения прекрасным; познания нового в мире, природе, человеке; высокого социального статуса и управления людьми»; признания и уважения людей, влияния на окружающих; социальной активности для достижения позитивных изменений в обществе.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать важный вывод: особенности жизненной стратегии

сочетаются с особенностями выделенных типов ответственности. Это означает, что по типу ответственности личности с высокой долей вероятности возможно сделать предположение об особенностях ее жизненной стратегии. Данный факт особо значим с учетом того, что жизненная стратегия представляет собой устойчивое образование, особенности которого сохраняются на протяжении всей жизни личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2000. 245 с.

[2] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. Т. II. М., 1989. 328 с.

[3] Фромм Э. Иметь или быть. Киев, 1998. 350 с.

[4] Хорни К. Собрание сочинений : в 3 т. Т. 3. Невроз и развитие личности. М., 1997. 696 с.

[5] Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. 288 с.

[6] Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / ред. Е. В. Шорохова. М., 1987. 219 с.

[7] Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

творческой уникальности человека: Рефлексивно-гуманистический подход. М., 2002.

250 с.

[8] Васильева О. С., Демченко Е. А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74-85.

[9] Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.

[10] Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности : монография. М., 2005. 188 с.

[11] Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания. Омск, 2001. 192 с.

[12] Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997. 608 с.

[13] Леонтьев Д. А. Смысложизненные ориентации. М., 1992. 43 с.

[14] Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 3. С. 22-31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.