Научная статья на тему 'Представления студентов о карьерных перспективах'

Представления студентов о карьерных перспективах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
864
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / КАРЬЕРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КАРЬЕРНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ КАРЬЕРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ / ЮНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Демидова Ирина Феликсовна, Курилова Анна Владимировна

Представлен аналитический обзор психологических подходов к изучению жизненной перспективы и ее проявления карьерной перспективы, приводятся результаты эмпирического исследования когнитивного компонента карьерной перспективы в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Представления студентов о карьерных перспективах»

И.Ф. ДЕМИДОВА,

А.В. КУРИЛОВА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О КАРЬЕРНЫХ ПЕРСПЕКТИВАХ

Представлен аналитический обзор психоло- приводятся результаты эмпирического исследо-

гических подходов к изучению жизненной перепек- вания когнитивного компонента карьерной перс-

тивы и ее проявления - карьерной перспективы, пективы в юношеском возрасте.

Жизненная перспектива, карьерная перспектива, представления о карьерных перспективах, когнитивный компонент карьерной перспективы, юность.

Исследовать и постичь время - это задачи, решение которых имеет важнейшее значение для развития человеческой культуры, общества и личности.

ПДрукер утверждал: «Время - уникальный ресурс. Его нельзя одолжить, взять напрокат, купить или получить каким-либо иным способом» [1, с. 107]. Не всякое время может быть сведено к хронологии. Прежде всего, это относится к субъективному времени человеческой жизни. Субъективное время традиционно является предметом широкого круга гуманитарных наук. В категориальном аппарате психологии время присутствует всегда. Временная форма включена в основу устройства и функционирования психологического знания. Выяснение представленности и значимости для человека понятия «время» может внести вклад в построение его жизненного пути.

Основоположниками психологии жизненного пути можно считать известных российских психологов С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, АН. Леонтьева, К.А Абульханову-Славскую, Л.И. Анцыферову, НА Логинову, В. И. Ковалева. В их исследованиях намечен ряд проблем, которые долгое время оставались невостребованными и неразрешенными в других отраслях психологической науки. Кроме того, психологическим проблемам человеческой жизни посвятили свои научные исследования и зарубежные психологи А Адлер, К. Юнг, Ш. Бюлер, А Маслоу, В. Франкл, Р. Мэй, С. Мадди и др. Их научное наследие подлежит изучению, осмыслению и дальнейшему развитию в новых исследованиях психологии жизненного пути личности.

Предмет психологии жизненного пути составляют психологические феномены, механизмы и закономерности осуществления личностью собственной жизни. Среди многочисленных феноменов, входящих в круг изучения психологии жизненного пути, наибольший интерес представляют психические структуры личности, которые называют психобиографическими образованиями. Психобиографические образования личности - это психические феномены, в которых отражается и посредством которых регулируется реальный жизненный путь. Это жизненная перспектива, жизненные планы, программы, стратегии, сценарии, жизненные цели и задачи, психологическое время и психологический возраст личности, субъективная картина жизненного пути и, наконец, смысл жизни. Закономерности возникновения, развития и

преобразования, а также механизмы функционирования психобиографических образований личности -все это сфера компетенции психологии жизненного пути [2, с.3].

В связи с этим возникает необходимость во всестороннем изучении таких дефиниций, как жизненный путь, жизненная цель, жизненные планы и, в частности, в более глубоком и разностороннем рас -смотрении среди них жизненной перспективы и ее компонентов.

На сегодняшний день представления человека о жизненной перспективе частично исследованы. Различные взгляды по данному вопросу представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, В.Г. Асеева, Е.И. Головахи, П.П. Горностая, В.Н. Карандышева, Е.И. Киричука, В. И Ковалева, А А Кроника, С.Л. Маркова, В. И Мудрака, АБ. Орлова, Т.А Павловой,

Н.Н. Толстых, В.Ф. Серенковой и др. Из зарубежных авторов известны работы Р. Кастенбаума, Т. Коттле, К. Левина, Л. Франка и др.

В научном психологическом поле наряду с термином «жизненная перспектива» распространены такие понятия, как «временная перспектива», «перспектива будущего», «психологическая перспектива», «личностная перспектива» и др. Некоторые из них синонимичны, среди других существуют значимые различия. Аналитический обзор методологических исследований указал на существование трех основополагающих подходов к изучению жизненной перспективы, а именно: мотивационного, системного и типо логичес кого.

Мотивационный подход характеризует жизненную (временную) перспективу как некое мотивационное пространство. Обособившись в категориальном плане, временная перспектива «берет начало» в культурологически-философской статье Л. Франка, после которой К. Левин стал использовать этот термин. Он определил временную перспективу как «существующую в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого» [3, с. 359]. Концепция временной перспективы Ж. Нюттена предполагает, что события со своими временными знаками находятся во временной перспективе подобно тому, как объекты, существующие в пространстве, находятся в пространственной перспективе. По Ж. Нют-тену, параметрами временной перспективы являются: 1) протяженность или глубина; 2) насыщенность распределения объектов в различные периоды (прош-

лого и будущего); 3) степень структурированности объектов; 4) степень яркости и реалистичности восприятия объектов субъектом [3, с. 360].

Результаты современных исследований проблематики жизненной перспективы, выполненных в русле системного подхода Л.С. Выготского, С.Л Рубинштейна, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова и др., использующих принципы анализа изучаемых явлений с точки зрения целого, обладающего специфичностью и многообразием проявлений, их зависимостью от сферы бытия человека, уровня организации, развития, осуществляемой деятельности, обосновывают возможности рассмотрения жизненной перспективы как системного образования, включенного посредством многоуровневых взаимосвязей в систему «человек» [4, с.36].

С точки зрения данного подхода жизненная перс -пектива личности есть многоуровневая система, существующая в сознании индивида как целостная картина будущего, наполненная связанными между собой планируемыми и ожидаемыми событиями и имеющая динамический характер. По мнению ряда отечес твенных исследователей (И.А. Ральникова, И А Демина, Е.А Ипполитова, О.С. Гурова, Т.С. Се-ренкова и др.), жизненная перспектива - это динамичный образ будущего, а не раз и навсегда выбранная стратегия поведения. Каждому качественно новому этапу жизненного пути соответствует специфическое содержание перспективы, в которой одни компоненты сохраняют преемственность, а другие отражают реальные изменения в окружающем мире и самом человеке.

Теоретической базой типологического гохода, представленного в цикле фундаментальных работ, выполненных под руководством К.А. Абульхановой-Славс-кой (Т.Н. Березина, В.И. Ковалев и др.), являются основополагающие тезисы, сформулированные в свое время С.Л. Рубинштейном. К.А. Абульханова-Славская теоретически выделила три типа личностей с выраженными особенностями их жизненных перс -пектив, каковыми являются: 1) когнитивная перс -пектива (способность личности сознательно и детально строить жизненные планы, структурировать будущее, видеть себя в нем); 2) личностно-мотивационная (мотивационная направленность личности в будущее); 3) жизненная перспектива (создается предшествующей жизнью, реальный жизненный потенциал личности, заложенный ее прошлым опытом, дающий возможность будущего продвижения) [5, с.39].

Анализ состояния изученности проблемы жизненных перспектив личности показал, что существует многообразие авторских научно-теоретических и экс -периментально-практических работ в русле данной тематики. Этот анализ позволил сформулировать понятие жизненной перспективы, основанное на положениях системного подхода: жизненная перспектива есть многоуровневая, целостная система представлений личности о желаемых событиях будущей жизни в соответствии с ценностями, мотивами и смыслом жизни. Как и любая другая структура, жизненная перспектива имеет ряд компонентов: 1) ценностный -это совокупность ценностных ориентаций личности, которые, на наш взгляд, выступают базой при плани-

ровании будущей жизни, будущего; 2) мотивационный - сумма потребностей, мотивов, мотивационных образований, направляющих личность к достижению тех или иных жизненных целей в будущем; 3) аффективный - эмоциональное отношение личности к будущему; 4) когнитивный - это совокупность представлений личности о планируемых событиях, выраженных в целях, программах, планах; 5) поведенческий (огранизационно-деятельностный) - стратегии, стили и формы поведения, посредством которых жизненные планы реализуются в будущем.

Можно также выделить следующие характеристики жизненной перспективы: осознанность (жизненная перспектива, определяемая посредством таких научных понятий, как «представление», «картина», «образ», репрезентирована в сознании человека [6], продолжительность (хронологический «размах» событий будущего), детализированностъ (подробное или размытое представление личностью будущих событий), реалистичность (способность личности разграничивать в своих представлениях о будущем реальность и фантазию), иерархичность (наличие ведущих и второстепенных содержательных компонентов ; степень предпочтения).

Способность личности задумываться о своем будущем, активно его планировать и претворять в жизнь во многом зависит от экономических, политических, социальных, психологических, личностных факторов. Не секрет, что жизненная перспектива как образ желаемых событий будущего пронизывает абсолютно все сферы человеческой жизнедеятельности, одной из которых является построение человеком своей карьеры.

Существует ряд трактовок явления «карьера» в современной психологии. Большинство определений карьеры объединяет то, что она направлена на достижение двух глобальных результатов: развитие личности и приобретение определенных достижений (статусно-ролевых, материальных) [7, с. 53]. В своей работе мы опираемся на следующее определение: «Карьера - многоаспектный, многомерный, развиваемый личностью и развивающий ее феномен; неразрывно связанный с социализацией и развитием личности профессиональный путь, который реализуется на всех этапах ее субъектом и характеризуется с точки зрения ее целей и средств, содержания и формы, процесса и результата, возможности развития ее субъекта» [8, с.189].

Таким образом, исходя из такого определения карьеры, представления личности о будущем в сфере данного явления составляют карьерные перспективы, которые подчиняются тем же закономерностям, что и жизненные перспективы в целом. Карьерная перспектива - это проявление перспективы жизненной. Она является системным, многосторонним образованием, включающим ценное тный, мотивационный, аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты, тесно связанные с карьерой субъекта. Первоначально карьерные перспективы формируются в юношеском возрасте, поскольку в юности происходит личностное и профессиональное самоопределение, выбор дальнейшего профессионального пути. При удачном выборе такого пути уже в юности человек достигает

в своей профессии достаточно высокого уровня мае -терства и его объективного признания. Профессиональный выбор юноша также осуществляет, исходя из представлений о собственной карьерной перспективе, что является неотъемлемой частью пошагового выстраивания карьеры [9, с.377]. Проводя пилотажное исследование, мы акцентировали внимание на изучении представлений юношей и девушек о карьерных перспективах. В соответствии со структурой жизненной перспективы и карьерной перспективы как ее проявления представления относятся к когнитивному компоненту и находят выражение в планах и знаниях личности о карьерном будущем. Соответственно, объект исследования - карьерные перспективы личности. Предмет - представления о карьерных перспективах в юношеском возрасте. Цель - провести пилотажное исследование представлений о карьерных перспективах в юношеском возрасте.

В исследовании приняли участие студенты ИГА ЮФУ (техническая направленность подготовки специалистов) в количестве 40 человек, студенты ТИУиЭ (гуманитарная направленность подготовки специалистов) в количестве 20 (п=60). Возраст студентов - от 19 до 21 года, образование - неоконченное высшее. Респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Как бы Вы определили понятие “карьерная перспектива”?». В качестве методов анализа полученных данных выступили контент-анализ, х2-крите-рий Фридмана, а также расчет коэффициента ранговой корреляции г8-Спирмена (статистическая обработка проводилась в пакете 8Р88 17.0).

Гипотеза исследования: существуют значимые различия в представлениях о карьерных перспективах у студентов разной профессиональной специализации (гуманитарной, технической).

Результаты контент-анализа ответов студентов технического вуза (ИГА ЮФУ) позволили выделить следующие категории, характеризующие карьерную перспективу: «будущее», «власть», «возможность», «деньги», «краткосрочность», «ресурсы/условия труда», «образ будущего места работы», «общественное мнение», «опыт», «ответственность», «самооценка», «должность», «положение в обществе», «развитие», «ПВК (профессионально важные качества)», «самоопределение», «самореализация», «цель». В выборке гуманитарного вуза (ТИУиЭ) этими категориями явились: «будущее», «возможность», «мотивация», «образ будущего места работы», «план», «должность», «положение в обществе», «развитие», «самореализация», «цель».

В студенческой выборке ИГА ЮФУ часто встречаемыми категориями, характеризующими карьерную перспективу, стали: «развитие» (12,80), «возможность» (12,12), «должность» (11, 90) при

Х2=293,9 (р<0,001). Соответственно, в выборке

ТИУиЭ таковыми категориями являются: «должность» (7,05), «развитие» (6,80), «возможность» (6,05) при х2=30,8 (р<0,001) (усредненный ранг, %2-критерий Фридмана).

В результате корреляционного анализа в выборке респондентов ИТ А ЮФУ были найдены следующие статистически значимые связи. Категория «ПВК» положительно соотносится с категориями «будущее»

(г8=0,562 при р<0,01), «общественное мнение»

(г8=0,370 при р<0,01), «самооценка» (г8=0,562 при р<0,01). Категория «деньги» положительно коррелирует со следующими: «положение в обществе» (г,=0,424 при р<0,01), «опыт» (г,=0,424 при р<0,01), «ресурсы/условия труда» (г,=0,424 при р<0,01). Положительно соотносятся в данной выборке также категории «ответственностъ»-«властъ» (г, =1 при р<0,01) и отрицательно коррелируют «развитие»-«долж-ностъ» (г, =-0,323 при р<0,01). А категория «цель» имеет обратную связь с категориями «развитие» (г8=-

0.360 при р<0,01), «возможность» (г,=-0,309 при р<0,01).

В выборке гуманитарного ТИУиЭ категория «самореализация» положительно коррелирует с категориями «план» (г,=0,688 при р<0,01), «будущее» (г,=0,688 при р<0,01), отрицательно коррелирует с категорией «должность» (г8=-0,333 при р<0,05). Категория «план» положительно коррелирует с категорией «будущее» (г8=1 при р<0,01); категория «положение в обществе» с категорией «цель» (г,=0,327 при р<0,05), а также категории «развитие»-«образ будущего места работы» коррелируют отрицательно (г,=-0,380 при р<0,05).

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.

Во-первых, выявленные в ходе исследования категории «возможность», «должность», «развитие» отражают ведущее содержание представлений студентов о карьерной перспективе. Во-вторых, в ходе анализа были выявлены категории «ПВК», «деньги», «самореализация», имеющие тесные взаимосвязи, при этом данные взаимосвязи отличаются у студентов с различной профессиональной специализацией.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что преобладающие категории в представлениях студентов о карьерной перспективе соответствуют предложенному определению карьерной перспективы в рамках данного исследования.

Проведенное исследование дает возможность обобщить полученный опыт работы специалистов центров планирования карьеры при вузах. Материалы также будут актуальны для психологов, осуществляющих патронирующую консультационную деятельность со студентами, находящимися на этапе планирования карьеры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М.: ШІПІа.тк, 2004.

2. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: учебное пособие. Гродно: ГрГУ, 2002.

3. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего /годред Д. А Леонтьева. М.: Смьел, 2004.

4. Ральникова И.А. Системная трансформация представлений о жизненной перспективе личности на переломных этапах жизненного пути // Сибирский психологический журнал. 2007. № 26.

5. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Агетейя, 2001.

6. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М., 1991.

7. Шерет Т.Д. Виды и характеристики отношений к профессиональной карьере у служащих страховой

компании: автореф. дис. ... канд. псх. наук. Ростов н/Д, 2006.

8. Джанерьян С. Т. Профессиональная Я-концепция: Системный подход: дис. ... д-ра псх. наук. Ростов н/Д, 2005.

9. Кулагина И.Ю., Колющий В.Н Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: Сфера, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.