Научная статья на тему 'Субъективные условия успешности карьерного становления будущего специалиста социальной сферы'

Субъективные условия успешности карьерного становления будущего специалиста социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / КАРЬЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / КАРЬЕРНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / CAREER FORMATION / CAREER POTENTIAL / SELF-RULE / CAREER SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина-мазнова Галия Хамитовна

В статье рассматриваются самоуправление карьерой и карьерный потенциал как субъективные условия успешности специалиста социальной сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE CONDITIONS OF THE SUCCESSFUL CAREER DEVELOPMENT OF FUTURE SOCIAL SPHERE SPECIALISTS

The article is concerned with the self-ruling the career and career potential as subjective conditions of the successful career development of future social sphere specialists.

Текст научной работы на тему «Субъективные условия успешности карьерного становления будущего специалиста социальной сферы»

УДК 316.477 Мусина-Мазнова Галия Хамитовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Астраханского государственного университета [email protected]

СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ

КАРЬЕРНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Musina-Maznova Galia Khamitovna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Social Pedagogic and Psychology Subdepartment, Astrakhan State University [email protected]

SUBJECTIVE CONDITIONS OF THE SUCCESSFUL CAREER DEVELOPMENT OF FUTURE SOCIAL SPHERE SPECIALISTS

Аннотация:

В статье рассматриваются самоуправление карьерой и карьерный потенциал как субъективные условия успешности специалиста социальной сферы.

Ключевые слова:

карьерное становление, карьерный потенциал, самоуправление, карьерная самореализация.

The summary:

The article is concerned with the self-ruling the career and career potential as subjective conditions of the successful career development of future social sphere specialists.

Keywords:

career formation, career potential, self-rule, career self-realization.

Проблемы профессиональной подготовки определяются обострением проблем качества профессионального образования и эффективности подготовки кадров для учреждений социальной сферы России начала XXI века, а также проведением нового этапа реформирования отечественного высшего образования и в связи с разработкой ФГОС ВПО третьего поколения. Современное переосмысление содержания профессионального образования в вузе предполагает ориентацию на раскрытие личностного потенциала будущего социального работника. Демократизация способствует созданию условий для свободного самоопределения, самореализации человека, самостоятельного выбора им путей своего движения в социальной структуре, социальном пространстве общества.

Карьеру принято планировать и управлять ею, так как современному человеку приходится жить во времена конкуренции на рынке труда. Карьера лежит в зоне личной ответственности, и никто не сделает ее за человека. Общество в целом, отдельные отрасли, предприятия должны располагать механизмами отбора и продвижения по профессиональной лестнице наиболее способных и талантливых работников.

Анализ основных подходов к понятию карьеры позволил сделать вывод о том, что процесс ее развития обусловливается обстоятельствами выбора профессии, особенностями личности, ее успехами в реализации профессиональной «Я-концепции» (А.Д. Кибанов, А.К. Маркова, В.К. Шаповалов и др.).

Проблема профессиональной ответственности личности в современных психологических исследованиях занимает самостоятельное место. Ее изучению посвящены работы В.А. Бодрова, Л.И. Дементия, А.Г. Луценко, К. Муздыбаева и др.

Активная роль личности в процессе жизни и профессиональной деятельности и становления ее субъектности исследована в концепциях (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.А. Деркач, А.Н. Леонтьев и др.).

Знание закономерностей, механизмов, условий и факторов, содействующих эффективному развитию будущего специалиста социальной сферы, позволит более целенаправленно проектировать и реализовать собственную карьеру. Успешность карьерного

продвижения детерминируют определенные внешние и внутренние факторы. В совокупности эти факторы позволяют субъекту достичь профессиональной деятельности высшего уровня самоэффективности - профессионализма, характеризующегося продуктивностью, идентичностью и профессиональной зрелостью.

Анализ научных исследований психологов, социологов и менеджеров позволяет утверждать, что самореализация личности раскрывается в системе его отношений к жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Г.А. Федотова утверждает, что если человек относится к себе как субъект собственной профессиональной деятельности, то выполнение этой деятельности приобретает для него характер решения задачи на личностный смысл [1].

М.А. Емельянова определяет профессиональную зрелость «как конечный результат целостного развития личности студента в процессе обучения в вузе». На наш взгляд, профессиональную зрелость можно интерпретировать как готовность к карьерному становлению. Профессиональная зрелость, по мнению М.А. Емельяновой, сводится к следующим профессионально значимым характеристикам:

- сформированность устойчивой «Я-концепции», высокий уровень осознания ценностей, определяющих уровень личностного развития, сформированность мотивационной основы в избранной профессии, интегративных аспектов «самости»: самореализации, самоутверждения в жизнедеятельности (личностный аспект);

- сформированность системы профессионально значимых социальнопедагогических знаний, умений, навыков, способов их реализации в практической деятельности, способность давать оценку и самооценку уровня усвоенного комплекса профессиональных знаний;

- сформированность системы социально значимых качеств, устойчивую адаптацию к условиям постоянно изменяющегося социума, социальную активность (социальный аспект) [2].

Перечисленные профессионально значимые характеристики предлагаем принять как готовность к карьерному становлению.

Ценностно-мотивационные условия, относящиеся к субъективным условиям, способствуют повышению мотивации к профессиональной деятельности, к профессиональному развитию и к профессиональному самосовершенствованию как движущей силе карьерного роста; к осознанию ценностей профессии, к повышению ее престижа. Мотивация выбора того или иного варианта карьерного продвижения связана с мотивами профессиональной деятельности. В число ведущих факторов карьеры входит также желание повысить уровень жизни, улучшить свое материальное положение при занятии более высокой должности, то есть материальные стимулы являются одними из определяющих в мотивации к карьерному росту. Довольно большую значимость имеет такой фактор, как честолюбие. Внутреннее побуждение продвижения формируется прежде всего под воздействием его динамических черт: потребности, установки, интересы. Они должны быть ориентированы на достижение поставленных целей.

Специалист социальной сферы личные задачи определяет как достижение более высокого служебного положения; обеспечение высокого материального благополучия; повышение авторитета, престижа. Учреждение, стремящееся к повышению своего статуса и уровня, путем модернизации и внедрения инновационных технологий выделяет из числа работников, особенно молодых компетентных, самостоятельных специалистов, отвечающих требованиям и обладающих определенными качествами, способностями и умениями (организаторские и коммуникативные способности, саморегуляция, ответственность и т. д.) и готовит к назначению на высокие и ответственные должности.

Рассматривая самоуправление карьерного становления специалиста социальной сферы как непрерывный процесс самообразования и самореализации, следует учесть безусловную необходимость приоритетного изучения отдельных компонентов развития личности (профессиональное самоопределение и мотивация, профессиональная компетентность, способность к самореализации и самоуправлению, позитивное самоотноше-ние, субъектная активность и др.).

В концепциях профессионального становления личности подчеркивается тот факт, что субъект может выступать и автором своей карьеры и ее объектом. В настоящее время существуют разные критерии классификации карьер, а следовательно, и стратегий их построения. Критерии могут быть поделены на объективные и субъективные. К объективным критериям относятся: продвижение по службе, достижение определенного социального статуса, число смен мест и видов работы. Субъективные критерии связаны с ценностными представлениями субъекта о своей карьере с его пожеланиями относительно того, как она будет складываться в дальнейшем.

Стратегия построения карьеры представляет собой специфическую систему действий, предназначенных для адаптации или развития самой карьеры и человека в ней и направленных на преобразование себя, преобразование других людей, изменение условий и содержания профессиональной деятельности для достижения карьерных целей [3]. Строение «Я-концепции» Л.В. Лидак и Н.Ф. Желаевская представляют тремя компонентами:

1. Когнитивный компонент, который образован из представлений индивида о самом себе, выраженных в вербальной форме. Когнитивный компонент рассматривается как оценка личностью своей профессиональной компетентности, стремление (или его отсутствие) постоянно расти, понимание профессиональных перспектив, наличие (отсутствие) профессиональных планов на будущее, понимание своего места в сложной системе профессиональных отношений.

2. Мотивационно-ценностный компонент включает доминирующие у человека настроения, связанные с профессией и профессиональной деятельностью; эмоциональная окрашенность представлений о будущем, в частности, профессиональном. Детерминантом мотивационного компонента является эмоционально-ценностное самоотношение (глобальная самооценка, определяющая модальность отношения человека к себе).

3. Поведенческий компонент определяется как готовность к действиям; реальные действия; поведение в целом или саморегуляция поведения [4].

Поведенческий компонент профессиональной ответственности личности обусловливает готовность действовать, осуществлять задуманное в соответствии с целью и задачами. Компонент связан с проявлением личностных качеств: добросовестности, исполнительности, дисциплинированности, требовательности, честности, самостоятельности, уверенности, самокритичности, собранности [5].

Все компоненты структуры личности взаимосвязаны между собой и имеют иерархическую структуру, логику, последовательность.

В качестве общих исходных положений, в которых выражаются основные требования к самоуправлению карьеры, выступают следующие принципы:

- принцип приоритетности самостоятельности, под которой понимается большая доля их участия в процессе организации карьеры;

- принцип опоры на социальный, профессиональный, в целом жизненный опыт;

- принцип соответствия потребностям целей, содержания, методов, средств и форм самоуправления и оценивания его результатов;

- принцип актуализации достигнутого в процессе обучения уровня социальной компетентности, когда приобретенные знания, умения и навыки сразу применяются на практике;

- принцип стимулирования развития социальных потребностей, согласно которому социальные работники на основе оценки достигнутых результатов проектируют дальнейшие стратегии повышения уровня своей социальной компетентности.

Опора на данные принципы позволяет сделать процесс становления карьеры специалиста социальной сферы рефлексивным, определить необходимые условия для наиболее успешной его реализации, осуществлять управление на любом иерархическом уровне и таким образом мотивировать стремление специалиста к личностному и карьерному росту.

Потребности человека, его жизненные цели, а следовательно, и цели карьеры различаются по периодам времени. Каждый человек в той или иной мере планирует свою карьеру, свое будущее, ориентируясь на потребности, способности, реальную оценку имеющихся социально-экономических условий реализации своих ожиданий (желаний) и т. п. Причем выбор приоритетов осуществляется работником исходя из его жизненных целей, ценностных ориентации. Однако свою карьеру работник сравнивает не только со служебным продвижением, но и с жизненными целями.

Обобщая изученную литературу о целях карьеры, мы выделили несколько наиболее жизненно важных целей для личности. Самоопределение цели карьеры состоят в том, чтобы:

- профессия или занимаемая должность соответствовали самооценке и поэтому доставляли моральное удовлетворение;

- условия работы способствовали развитию специалиста;

- работа носила творческий характер и позволяла достичь определенной степени независимости;

- труд хорошо оплачивался;

- работа позволяла продолжать активное обучение;

- работа позволяла заниматься семьей и детьми;

- работа находилась в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых.

Самоопределение цели карьеры может явиться барьером к достижению карьерного становления. Умение четко и конкретно поставить цель, выстроить последующие задачи, определить пути и средства достижения главной цели являются операциональными условиями успешности самоопределения цели карьеры.

При выстраивании стратегии карьеры на этапе ее планирования специалисту социальной сферы было бы более правильным рассмотреть процесс построения своей карьеры не как непрерывное действие, продолжающееся в течение всей жизни, а как последовательность шагов, действий, проектов, то есть действий с определенным результатом, ограниченных во времени и ресурсе. Это облегчит выработку конкретных шагов по воплощению карьерных замыслов в жизнь.

Основные карьерные стратегии определяются потребностями специалиста, характеризующими карьерные цели и место карьеры в системе его жизненных ценностей. Личностные и профессиональные потребности позволяют нам определить различные виды целей.

1. Собственно профессиональная цель. Профессиональная цель связана с потребностью личности признания своих способностей, компетенций и талантов в специализированной профессиональной области. Специалист раз и навсегда выбирает профессиональное пространство для своего развития, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремится к его достижению.

2. Управленческая цель. Специалист владеет управленческими и организаторскими способностями и умениями, отсюда вытекает его готовность управлять и желание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.