Научная статья на тему 'Сущность и общая характеристика функций социального государства в конце XX- начале XXI века'

Сущность и общая характеристика функций социального государства в конце XX- начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3887
575
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ГЛОБАЛИСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осокина Юлия Юрьевна

В современном мире большинство западных государств позиционируют себя как социальные. В статье предлагается анализ функций современного социального государства, применительно к специфике потребностей современного государства и общества. Многообразие современных подходов как российских, так и зарубежных авторов[Espin-Andersen G., 1990, p. 248] к пониманию социального государства порождает множество доктрин к характеристике его функций и назначения. Можно выделить несколько основных подходов к пониманию сущности социального государства: связь правового и социального государства, поскольку социальное государство считается новой стадией развития правового государства; социальное государство обязано обеспечить достойный уровень жизни человека; социальное государство как социально-регуляционное государство, которое должно активно вмешиваться в экономику и социальную сферу; социальное государство как социально-политический арбитр, регламентирующее отношения труда и капитала, способы давления на государственную власть. Современное социальное государство берет на себя обязанность системного решения комплекса социальных вопросов, включающих реализацию, защиту и гарантии социально-экономических прав и свобод граждан. Современный мир, имеющий тенденцию к глобализации, должен учитывать различные черты и подходы к пониманию и сущности социального государства. В статье впервые представлена систематизированная характеристика к многообразию подходов понимания социального государства. Статья предназначена для тех, кто интересуется проблемами социального государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The nature and general characteristics of the functions of the social state at the end of the XXth and at the beginning of the XXIst century

In today's world most of the western states are positioning themselves as social ones. The article presents the analysis of the functions of the modern social state, with respect to the specifics needs of the modern state and society. Diversity of modern approaches to the understanding of a social state generates a lot of doctrines both Russian and foreign authors[Espin-Andersen G., 1990, p. 248], to the characteristics of its functions and purposes. You can select some basic approaches to the understanding of the nature of a social state : the relationship of a legal and a social state, because a social state is considered as a new stage in the development of a legal state, a social state is obliged to provide a decent standard of life, a social state as a social and regulative state that must actively intervene in the economy and social sphere ; a social state as a social and political referee governing the relations of labor and capital, the methods of pressure on state power. A modern social state assumes the responsibility of system solutions of the complex of social issues, including the implementation, protection and guarantee of social and economic rights and freedoms of citizens. The modern world having a tendency to globalization must take into account different aspects and approaches to the understanding of nature of a social state. The article first provides a systematic response to a variety of approaches to understanding the social state. This article is intended for those interested in the problems of the welfare state.

Текст научной работы на тему «Сущность и общая характеристика функций социального государства в конце XX- начале XXI века»

Осокина Ю. Ю.

СУЩНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕ XX- НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

9.6. СУЩНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕ XX- НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Осокина Юлия Юрьевна, доцент кафедры гражданского права

Место работы: Вологодский государственный педагогический университет

julia-812.74@mail.ru

Аннотация: В современном мире большинство западных государств позиционируют себя как социальные. В статье предлагается анализ функций современного социального государства, применительно к специфике потребностей современного государства и общества. Многообразие современных подходов как российских, так и зарубежных ав-торов[Espin-Andersen G., 1990, p. 248] к пониманию социального государства порождает множество доктрин к характеристике его функций и назначения. Можно выделить несколько основных подходов к пониманию сущности социального государства: связь правового и социального государства, поскольку социальное государство считается новой стадией развития правового государства; социальное государство обязано обеспечить достойный уровень жизни человека; социальное государство как социальнорегуляционное государство, которое должно активно вмешиваться в экономику и социальную сферу; социальное государство как социально-политический арбитр, регламентирующее отношения труда и капитала, способы давления на государственную власть. Современное социальное государство берет на себя обязанность системного решения комплекса социальных вопросов, включающих реализацию, защиту и гарантии социально-экономических прав и свобод граждан. Современный мир, имеющий тенденцию к глобализации, должен учитывать различные черты и подходы к пониманию и сущности социального государства. В статье впервые представлена систематизированная характеристика к многообразию подходов понимания социального государства. Статья предназначена для тех, кто интересуется проблемами социального государства.

Ключевые слова: Социальное государство; правовое государство; социальная функция; социальная глобалистика; социальная политика

THE NATURE AND GENERAL CHARACTERISTICS OF THE FUNCTIONS OF THE SOCIAL STATE AT THE END OF THE XXTH AND AT THE BEGINNING OF THE XXIST CENTURY

Osokina Julia, docent Department of Civil Law Work place: Vologda State Pedagogical University

julia-812.74@mail.ru

Annotation: In today's world most of the western states are positioning themselves as social ones. The article presents the analysis of the functions of the modern social state, with respect to the specifics needs of the modern state and society. Diversity of modern approaches to the understanding of a social state generates a lot of doctrines both Russian and foreign authors[Espin-Andersen G, 1990, p. 248], to the characteristics of its functions and purposes. You can select some basic approaches to the understanding of the nature of a social state : the relationship of a legal and a social state , because a social state is considered as

a new stage in the development of a legal state , a social state is obliged to provide a decent standard of life , a social state as a social and regulative state that must actively intervene in the economy and social sphere ; a social state as a social and political referee governing the relations of labor and capital , the methods of pressure on state power. A modern social state assumes the responsibility of system solutions of the complex of social issues, including the implementation , protection and guarantee of social and economic rights and freedoms of citizens . The modern world having a tendency to globalization must take into account different aspects and approaches to the understanding of nature of a social state. The article first provides a systematic response to a variety of approaches to understanding the social state. This article is intended for those interested in the problems of the welfare state.

Keywords: Social state , legal state , social function , social globalism, social policy

Во второй половине XX - начале XXI века большинство европейских государств и государства Северной Америки позиционируют себя как социальные. Изучение эволюции социальной политики зарубежных стран позволяет выявить основные тенденции и этапы развития социального государства. Остановимся лишь на основных этапах и направлениях развития социального государства. В современной российской науке получила распространение периодизация С.В. Калашникова, который выделяет 6 этапов становления социального государства в странах Западной Евро-пы[Калашников, 2002, с.64-80]:

1) Социалистический этап (1870-е - 1930е гг.).

2) Этап правового социального государства (1930-е -1940-е гг.). Для данного этапа характерно значительное влияние социального законодательства на правовую базу государства в целом, гарантированность социальных прав гражданина государством.

3) Этап государства социальных услуг (с конца 1940х до 1960-х гг.). Происходит расширение социальных функций государства за счет таких направлений как обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов и т.п. СВ. Калашников определяет данный этап как период классического социального государства[Калашников, 2002, с. 69].

4) Этап государства всеобщего благоденствия (1960е - середина 1980-х гг.). В указанный период происходит трансформация социальных услуг в социальную помощь, усиливается функция перераспределения, в гипертрофированном варианте роль государства приобретает патерналистский характер.

5) Этап деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия (конец 1980-х - начало 1990-х гг.). Для данного этапа характерны социально-экономические и демографические проблемы, кризис механизма социального страхования, реструктуризация социальной функции, замена принципа солидарности принципом возмещения ущерба.

6) Этап либерального социального государства (1990-е - настоящее время). На данном этапе государство отказывается от патернализма, предпринимает попытки оказывать селективную социальную помощь, активизировать ее адресатов в плане продуктивного труда на благо общества.

Впрочем, выделение шестого этапа С.В. Калашниковым, как и его наименование, критикуется в современной литературе, поскольку «вносит путаницу в научный инструментарий теории социального государст-

127

Бизнес в законе

2’2014

ва»[Родионова, 2010, с. 138-139], так как либеральный тип социального государства рассматривается не как исторический его этап, а как один из способов реализации социальной функции. Некоторые авторы считают, что и в настоящий момент продолжается реструктуризация социальной функции государства, с чем можно согласиться, поскольку практика современных стран непосредственно указывает на поиски оптимальной модели реализации социальной функции. Другие, напротив, указывают, что с 2010-х наступает новый этап, период «социальной глобалистики», для которого характерно активное функционирование наднациональных социальных механизмов[Усачева, 2012, с. 12]. В свете указанных научных споров, а также в связи с перспективами развития социального государства в России и за рубежом исследование сущности, содержания социального государства не теряет своей актуальности. Обратимся к современной теории социального государства с целью выявления основных подходов к его характеристике.

Понятие «социальное государство» («Sozialstaat») ввел в употребление немецкий правовед Лоренц фон Штейн (1815-1890) и, по мнению С. Калашникова, данный момент «стал принципиальным моментом в осознании изменений природы государственно-сти»[Калашников, 2002, с. 32]. Л. фон Штейн указывал на то, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной определяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу своих граждан, ибо развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говориться о социальном государстве»[Stein, 1876, s. 19].

На первый взгляд, введение нового термина не является столь существенным событием в теории государства, поскольку данная наука, как и все прочие, постоянно рождает новые определения и теории, но в данном случае мы имеем дело с более значимым понятием, чем кажется на первый взгляд, поскольку оно детерминирует социальное назначение, роль государства.

О. Лейст указывает на то, что государство современности - это «правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправления, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом»[Марченко, 2001, с. 348].

Естественно-правовая теория происхождения государства, одна из самых старейших и наиболее распространенных. Наряду с личной свободой, основоположники данной теории в качестве основных целей государства видели устранение имущественного неравенства и защиту личности государственноправовыми средствами.

В конституционно-правовой науке социальное государство трактуется в русле общетеоретических положений. М. В. Баглай определяет социальное государство, как государство, которое берет на себя обязанность заботится о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенно-

сти[Баглай, 2007, с. 118-119]. О. Е. Кутафин пишет, что социальным будет являться государство, «главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное человеческое существование»[2, с. 141] М. И. Кукушкин видит социальным такое государство «деятельность которого направлена на достижение высокого благосостояния общества, общественного прогресса. Эта деятельность выражается в социальной политике государства»[8, с.6]. Р. Г. Тимофеева указывает, что социальное государство служит обществу и стремится свести к минимуму социальные различия, создает такие условия, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека[7, с. 206].

Часть государствоведов прослеживает определенную связь социального и правового государства. В отечественной науке конституционного права она также получила распространение. Е. А. Лукашева говорит о том, что социальное государство «это новая стадия развития правового государства, стремление преодолеть резкую поляризацию различных слоев общества, гуманизировать социальные условия жизни ... основные принципы социального государства -достоинство человека, справедливость, ответственность, преодоление фактического неравенства с целью устранить резкие расхождения материальных статусов индиви-дов.»[11, с. 208-209]. Впрочем, взаимосвязь социального и правового государства подчеркивается не только теоретиками и конституционалистами, социолог А.Ю. Кладов определяет социальное государство как «правое демократическое государство, высшей ценностью которого является человек; это государство, которое создает все условия для обеспечения достойной жизни человека, свободного развития и всесторонней реализации творческого потенциала лично-сти»[Кладов, с. 22]. Данное определение, на наш взгляд не только размывает границы между двумя различными феноменами, но и существенно сужает понятие социального государства. Феномен правого государства нередко рассматривается как идеальная теоретическая конструкция, сложно достижимая в современном мире, цель функционирования современных государств, социальное же государство - это вполне реальный исторический феномен. Увязывая социальное и правое государство в единую конструкцию, мы не просто сужаем понятие социального государства, исключая многие страны и периоды, но предполагаем, что социальное государство - это такая же сложно реализуемая идеальная конструкция.

Таким образом, отечественные исследователи 1990х -2000-х гг. трактуют понятие социального государства, в общем-то, в едином русле, опираясь на конституционную формулировку «обеспечить достойный уровень жизни» и одну из основных функций, с которых собственно и начинается забота государства о населении - поддержка социально-уязвимых слоев населения.

Следовательно, социальное государство расширяет сферу своего влияния на общество, экономику и политику. Одна из основных его функций заключается так-

128

Осокина Ю. Ю.

СУЩНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В КОНЦЕ XX- НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

же в том, чтобы быть гарантом тех социальных прав, которые им законодательно сформулированы.

Исходя из подобной трактовки В. А. Иваненко и В. С. Иваненко предлагают существенные признаки социального государства[Иваненко, 2003, с. 61]:

- социальная ориентация экономики, политики, права;

- основные социальные права и свободы человека;

- механизмы социальной солидарности и социальной справедливости;

- достойный уровень жизни и свободное развитие человека;

- меры для недопущения резкого социального неравенства;

- меры по «выравниванию» возникшего «социального неравенства»;

- достаточный уровень социальной поддержки, помощи и защиты человека;

- специальные меры поддержки социально уязвимых слоев общества.

В.Е. Чиркин подчеркивает, что современное социальное государство, помимо вышеуказанных черт, выступает как социально-регуляционное государство, то есть активно вмешивается в экономику и социальную сферу, прогнозируя и планируя реализацию социальной функции (кстати, функция прогнозирования и планирования изначально характерна для социалистического типа социального государства и заимствована зарубежными странами)[Чиркин, 2007, с. 57-58]. Планирующую, регулирующую, распределяющую и управляющую роль социального государства подчеркивает и Г.А. Коробов, исследующий государственную систему социальной защиты населения при переходе к рыночной экономике[Коробов, 1994, с. 8].

Современное социальное государство выступает и как социально-политический арбитр, детально регламентируя отношения труда и капитала, роль политических партий, способы мирного давления на государственную власть. Современное социальное государство, по мнению В.Е. Чиркина, выступает и как технократическое и технологическое государство, предъявляя повышенные требования к управленцам, экспертам, специалистам, порядку государственного управления в том числе и в социальной сфере[Чиркин, 2007, с. 5758].

Социальное государство исследователь определяет как «...активное, интервенционистское, регуляционное социальное государство, смешивающееся в сферу социально-экономических отношений и отношений в области культуры, духовной жизни, в конечном счете в общих (общественных) целях»[Чиркин, 2008, с. 28].

Многообразие вышеприведенных дефиниций позволяет сделать вывод что в отличие от принятых в обществе XIX-XX вв. стереотипов социального государства, сущность которого сводилась к удовлетворению социальных потребностей малоимущих классов, современное социальное государство берет на себя обязанность системного решения комплекса социальных вопросов, включающих реализацию, защиту и гарантии социально-экономических прав и свобод граждан. К основным из них, по мнению исследователей, относится конституционно-правовое регулирование отношений между трудом и капиталом, социальных функций частной собственности, свободы экономической деятельности, повышения жизненного уровня населения, борьбы с безработицей, охраны семьи,

материнства и детства, развития образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологической безопасности и др. Реализация обозначенных задач возможна в случае социальной ориентации всего спектра деятельности государства, а не только воплощения в жизнь отдельных элементов социальной политики, в том числе путем социальной ориентации рыночной экономики[Усачева, 2012, с. 6].

Современные ученые утверждают, что новый этап в деятельности государства связан не столько с внешними преобразованиями и увеличением размера зарплат и пенсий, а также перечня предоставляемых социальных выплат, сколько с внутренним изменением взаимоотношений государства и человека и роли государства в преобразовании общества.

В отечественной научной литературе 2000-х - 2010-х гг. для оценки деятельности государства предлагается использовать два подхода: национальный и междуна-родный[Усачева, 2012, с. 7]. Национальный подход в оценке социального государства определяется комплексом задач, стоящих перед государством с учетом их социальной важности и сложности и закрепляется нормативно-правовыми актами на краткосрочную и долгосрочную перспективы. При оценке социального государства с позиций международного подхода имеет значение такой критерий, как уровень социальноэкономического имиджа государства. Категория «социально-экономический имидж государства» определяется набором рейтингов, характеризующих положение обследуемых стран относительно друг друга. Одним из значимых элементов названного рейтинга является качество нормативно-правового обеспечения социальной функции государства.

Безусловно, исторические особенности развития Российского государства накладывали и продолжают накладывать отпечаток на специфику развития социального государства в нашей стране, но в современном мире, имеющем тенденцию к глобализации необходимо также учитывать мировой опыт построения и развития социального государства, тем более что он имеет большую историческую протяженность по сравнению с российским.

Список литературы:

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М.: НОРМА, 2007. 784 с.

2. Государственное право Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. Козловой Е. И., Кутафина О. Е., Михалевой Н. А., Скуратова Ю. И. М., 1996. 608 с.

3. Иваненко В. А., Иваненко В. С. Социальные права человека и социальные обязанности государства: международные и конституционные правовые аспекты. Спб.: Юрид. центр. Пресс, 2003. 402 с.

4. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М.: Экономика, 2002. - 188 с.

5. Кладов А.Ю. Формирование социального государства в Российской федерации: Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2005. 179 с.

6. Конституционное право / Отв. ред. В. В. Лазарев. М., 1999. 529 с.

7. Конституционное право Российской Федерации / Отв. ред. М. И. Кукушкин, В. Д. Перевалов. Екатеринбург.: Изд-во УрГЮА, 1995. 367 с.

8. Коробов Г. А. Государственная система социальной защиты личности при переходе к рыночной экономике : Авто-реф. дисс. ... к.ю.н. М.,1994. 23 с.

9. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. М.: Юрист, 2001.656 с.

129

Бизнес в законе

2’2014

10. Осокина Ю. Ю. Пути решения демографической проблемы в социальном государстве // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 1. С. 85-87.

11. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. чл.-корр. РАН, д. ю. н. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002. 448 c.

12. Родионова О.В. Социальная функция современного государства: монография. М.: Нота Бене, 2010. 228 с.

13. Усачева, Ю. В. Эволюция теоретико-правовых воззрений о социальном государстве в контексте развития социальной доктрины Российской Федерации: автореф. дисс. X

k. ю. н. М., 2012. 26 с.

14. Чиркин В.Е. Конституция и социальное государство: юридические и фактические индикаторы //Журнал российского права. 2008. №12. С. 24-37.

15. Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы // Российский юридический журнал. 2007. № 4. С. 52-59.

16. Espin-Andersen, G. The Three Worlds of Welfare Capitalism Cambridge, 1990. 259 p.

17. Stein L. Von. Gegenwart und Zukunf des Rechts-und staat-wissenschaften Deutschlands. Stuttgart, 1876. 215 p.

Reference list:

l. Baglaj M.V. Constitutional Law of the Russian Federation . M. NORMAL , 2007.784 p.

2 . Public Law of the Russian Federation . Textbook for High Schools / Ed. Kozlova E.I. Kutafin O.E., Mikhaleva N.A., Skura-tova Y. I. M, 1996.608 p.

3 . Ivanenko, V.A., Ivanenko V.S. Social rights and social responsibilities of state: constitutional and international legal aspects. SPB. : Legal. center. Press, 2003. 402 p.

4 . Kalashnikov S.V. Functional theory of the welfare state. MA Economics , 2002 . - 188p.

5 . Kalashnikov S. Functional structure of the welfare state / / Man and labor . 2003 . Number 6. P. 27-35 .

6. Kladov A.Y. Formation of the welfare state in the Russian Federation : Diss . ... Cand. sotciol. Sciences . Moscow, 2005 . 179 p.

7. Constitutional law / Ed . Ed. V.V. Lazarev . M , 1999. 529 p .

8. Constitutional law of the Russian Federation / Ed . Ed. M. Kukushkin, V.D. Perevalov. Yekaterinburg . Univ UrGYuA , 1995.367 p.

9. Korobov G.A. State system of social protection of the individual in the transition to a market economy : Author. diss . PhD ... M. , 1994.23p.

10 . Marchenko M.N. Problems of the theory of state and law . M. Lawyer , 2001 . 656 p.

11. Y. Y. Osokina Ways of solving the population problem in the social state / / Gaps in Russian legislation. 2009 . Number 1. P. 85-87 .

12. Human Rights: A Textbook for High Schools / Ed . Ed. Corr. Russian Academy of Sciences , on th . n . E.A. Lukasheva. M. : NORMA- INFRA 2002.448 p.

13. Rodionova O.V. The social function of the modern state: a monograph . M. : Nota Bene, 2010.228 p.

14. Usacheva ,Y. V. Evolution of theoretical legal views about the social state in the context of the social doctrine of the Russian Federation: Author. diss . Th ... k . n . M. , 2012.26 p.

15. Khropanyuk V.N. Theory of State and Law : Textbook for universities / Under . Ed. Professor V.G. Strekozova . M. : IPP "Fatherland" , 1993.344 p.

16. Chirkin V.E. The Constitution and the welfare state : the legal and factual indicators / / Journal of Russian law. 2008 . Number 12. P. 24-37 .

17. Chirkin V.E. Social state : legal indicators / / Russian Law Journal . 2007 . Number 4 . P. 52-59.

18. Espin-Andersen, G. The Three Worlds of Welfare Capitalism Cambridge, 1990.259 p.

19. Stein L. Von. Gegenwart und Zukunf des Rechts-und staat-wissenschaften Deutschlands. Stuttgart, 1876. 215 p.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью Ю. Ю. Осокиной «Сущность и общая характеристика функций социального государства в конце XX-начале XXI века»

Рецензируемая статья подготовлена автором на основе результатов проведенного ею научного исследования и посвящена весьма актуальной проблеме определения функций социального государства в современных условиях. В статье раскрываются многообразные подходы к пониманию сущности современного социального государства. Безусловной новизной является систематизация подходов к пониманию сущности государства данного типа, путем выявления эволюционной специфики изменения функций социального государства, в .зависимости от экономического и политического развития общества. Впервые в научной литературе изложена обязанность социального государства, включающая в себя комплексный подход к решению социальных вопросов. Приведенные в статье этапы становления социального государства являются правильными, и им дан объективный научноправовой анализ: На основании вышеизложенного, рецензируемая статья Ю. Ю. Осокиной рекомендуется для опубликования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рецензент

кандидат юридических наук, доцент,

декан юридического факультета ВГПУ

А.А. Макарьин

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.