2. Зимняя И. А. Исследовательская деятельность как объект освоения в высшем профессиональном образовании (уровень бакалавриата) // Исследовательская деятельность в вузовской и послевузовской подготовке бакалавров, магистров, аспирантов : сб. ст. / под науч. ред. проф. И. А. Зимней. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 116 с.
3. Морозова Н. А. Научно-исследовательская составляющая подготовки магистров в России // Исследовательская деятельность в вузовской и послевузовской подготовке
УДК 378
СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ*
Целью статьи является обоснование определения сущности научно-педагогической школы и критериев ее сфор-мированности. Осуществлена попытка ограничения проблемного поля научно-педагогической школы, предложена классификация критериев и показателей сформированнос-ти данного явления. Материалы статьи могут представлять интерес для исследователей истории образования и педагогической мысли.
Ключевые слова: научная школа, научно-педагогическая школа, критерий, показатель.
бакалавров, магистров, аспирантов : сб. ст. / под науч. ред. проф. И. А. Зимней. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 116 с.
4. Синицына Г. П., Чуркина Н. И. Научно-исследовательская деятельность в магистратуре: новые задачи, подходы и содержание // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: http://www.science-education. ru/127-20420 (дата обращения: 10. 05.2018).
© Чуркин М. К., Чуркина Н. И., 2018
C. r. HyxuH S. G. Chukhin
THE content AND CRiTERiA For FoRMATMN of The sCiENTiFiC-
pedagogkal school*
The purpose of the article is to substantiate the definition of the essence of the scientific and pedagogical school and the criteria for its formation. The author attempts to limit the problem field of the scientific and pedagogical school, classifies the criteria and indicates the formation of this phenomenon. The materials of the article may be of interest to researchers of the history of education and pedagogical thought.
Keywords: scientific school, scientific and pedagogical school, criteria, indicator.
Становление и развитие научно-педагогических школ стало одним из актуальных исследовательских направлений в современных научно-педагогических литературных источниках. В области исследования формирования и развития научно-педагогических школ приобрел самостоятельный статус вопрос о педагогическом значении региональной научной школы, ее позиции при создании определенного кластера в развитии системы образования, в воспитании нового поколения исследователей, научного обеспечения образовательных стратегий и практик. До недавнего периода исследовательская работа в этой сфере носила, как правило, характер исследовательского поиска: происходило формирование информационного банка исследовательских данных, выявлялись характеристики определенных региональных научных школ, определялись тенденции, закономерности в развитии данных школ. На настоящем этапе сформировались условия для исследования концептуального характера, который отражает действительный процесс формирования научной школы, и выявления критериев оценки уровня данной сформированности. Как пра-
вило, педагогическая наука обращает внимание на изучение явления научной школы только с позиции анализа генезиса и совершенствования системы идей определенных научно-педагогической школы. Однако школа в науке - это прежде всего, в сущности, явление специфически педагогическое, это символизирует уже само понятие «школа». Любые научные школы решают проблемы формирования и исследовательской подготовки своих последователей. Поэтому научные школы несут определенный педагогический элемент и могут быть рассмотрены в качестве педагогической системы. Но при этом практически не исследуются вопросы, связанные с педагогикой научных школ [1, с. 7]. Также и определение понятия «научная школа» не имеет однозначной трактовки. Имеющиеся в науковедческой, социологической, психолого-педагогической литературе варианты определений научной школы, как правило, выступают в качестве взаимоисключающих. Спектр явлений, которые именуют научной школой, иногда может быть необоснованно широким, а иногда научную школу невозможно отличить от другого типа научного сообщества или формы сотрудничества
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ проект № 18-413-550001 «Становление научно-педагогических школ г. Омска как фактор развития регионального образовательного пространства (вторая половина ХХ - начало XXI вв.)».
* The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research project 18-413-550001 "The Formation of Scientific and Pedagogical Schools in the City of Omsk as a Factor in the Development of Regional Educational Space (the second half of the XX - beginning of the XXI centuries)".
ученых, из-за чего исследовательский поиск значительно сужается. В результате предлагаются классификации, не наделяющие научные школы специфическими признаками и особенностями по сравнению с другими типами научного сообщества, и, следовательно, их невозможно сопоставить. Это обусловлено тем, что данный феномен обладает достаточной сложностью и неоднозначностью сущностных черт [1, с. 8].
Генезис научных школ как явления исторически обусловлен. Организационные формы науки эволюционируют, и в зависимости от социокультурных особенностей конкретного исторического периода формат научной школы определялся по-разному. Исторический контекст первой половины XIX столетия предложил определение этого явления как обусловленного становлением высшего образования Европы, прежде всего, возникновения в начале девятнадцатого столетия университета классического типа. Объединения профессоров и их последователей в классическом университете получают наименование научной школы. Т. Ю. Па-вельева в своей работе установила, что наиболее точным определением данного вида объединений выступает явление научно-образовательных школ, именно в них происходит не только продуцирование, но и трансляция научного знания и воспроизводятся научные кадры [2, с. 7-8].
Таким образом, научная школа понимается исследователями как институциональное оформление системы научных позиций, а также научного сообщества, которое придерживается данных позиций в определенной научной области. Создание научных школ осуществляется под влиянием их лидеров, масштаб эрудиции, круг интересов и уникальность стиля работы которых обладают важнейшим значением в привлечении последователей. Содержание и стиль отношений внутри таких научных коллективов актуализирует обмен информацией на уровне идей, а не конечного результата исследований, что способствует значительному повышению эффективности творчества в научной работе [3, с. 38]. В настоящее время научная школа стала именно таким форматом в организации научных исследований, который позволяет объединять процесс научно-исследовательской работы и подготовки научных кадров в ее осуществлении. Формат научных школ продолжает использоваться в качестве характеристики форм организации научно-исследовательской работы до современного периода. Г. П. Мягковым выделены два подхода к пониманию сущности научных школ: структурный и генетический [4, с. 33]. Остановимся на рассмотрении основных положений данных подходов в понимании сущности интересующего нас явления.
Анализ природы явления научной школы с позиций структурного подхода позволяет охарактеризовать данный феномен как многокомпонентный и достаточно сложный по структурному строению, наверное, благодаря этой особенности толкование понятия научной школы не присутствует в справочно-информационных изданиях (Г. П. Мягков) [4]. С точки зрения Т. Ю. Павельевой, термин «научная школа» практически не используется зарубежным науковедением, даже если и применяется, то лишь в качестве подчеркивания историко-научного контекста [5, с. 3]. Такие исследователи, как О. Ю. Грезнева, Е. П. Белозерцев, Н. А. Куперштох, В. К. Криворученко, Н. А. Логинова, полагают, что явление
научной школы воплощает в себе некие стратегические нау-коведческие вопросы, с различных аспектов освещаемых педагогами, философами, социологами, психологами, науковедами и культурологами [2, с. 42]. Значительное число исследователей понимает научную школу как группу ученых, объединенных в решении научных проблем едиными методологическими подходами; как достаточно авторитетных в научном мире лидеров - генераторов научных идей; как исследовательскую программу, совершенствуемую и реализуемую научным сообществом; как процесс разработки исследовательской программы и выбора способов разрешения научных проблем; как способ подготовки новых ученых, повышения их квалификации. Научные школы выступают в качестве своеобразного социального образования, обладающего определенной структурной спецификой. Значительными специфическими чертами научной школы выступают явления «духовной общности» и «неповторимой атмосферы научного творчества» [6, с. 13].
Теоретический анализ явления «научная школа», согласно генетическому (историческому) подходу, позволяет выявить условия и факторы, предпосылки генезиса и формирования научной школы как явления. Генетический подход позволяет понять, почему столь расплывчатым является определение научной школы, так как на разных исторических этапах становления научных институциональных форм сущность данного явления рассматривалась с разных аспектов. Историки генезиса науки полагают, что явление научной школы формируется как тип научного сообщества, особый формат кооперации научно-исследовательских работ, в качестве одной из основных организационных форм в подготовке молодых кадров для научно-исследовательской работы, в виде обусловленной исторически формы организации научно-исследовательской работы групп исследователей, в качестве способа по производству и воспроизводству научных знаний [7]. Содержательный аспект деятельности научных сообществ формируется в определенных социокультурных условиях [2, с. 46]. Последователи генетического подхода полагают, что научная школа как институциональное явление зарождается в эпоху Античности. Как отмечает Н. Ю. Павельева, в начале первой половины XIX века применение понятия «научная школа» было обусловлено становлением высшего образования Европы. Со второй половины XIX - начала XX веков складывается формирование научной картины мира по дисциплинарному принципу. Данный период стал для отечественной науки начальным в формировании научной школы в современном значении этого понятия. Г. П. Мягков в своей работе указывает, что уже во второй половине девятнадцатого столетия в России термины «направление», «школа», «течение» используются в качестве взаимодополняющих характеристик одного и того же явления [4, с. 35]. Генетический подход позиционирует, что научные школы создаются там, где искусство и наука проникают достаточно глубоко и пустили корни, когда они могут расти в разных направлениях [8, с. 288].
Остановимся на характеристике позиций парадигмаль-ного подхода к определению сущности научной школы. Термин «парадигма» рассматривает явление научной школы через диалектическое единство и различие образовательной и исследовательской функций в поиске способов реше-
ния научных проблем и формулировке законов и фундаментальных теорий [9, с. 26], что является господствующей на данном историческом этапе. Сторонники этого подхода исходят из той точки зрения, что важнейшим фактором генезиса научной школы как явления выступает система реализации единых исследовательских программ, а также особенности в приобщении молодых исследователей к научным традициям благодаря формальному и неформальному стилям в общении с авторитетными для научных сообществ учеными [10, с. 539]. Термин «парадигма» рассматривается американским философом Т. С. Куном как ключевой для концепции систематизации научного знания. Т. С. Кун воспринимает науку в качестве явления, которое характеризуется состоянием перманентных научных революций, в результате чего осуществляется отказ от господствующей парадигмы в пользу более прогрессивной. Поэтому явление научной школы с позиций парадигмального подхода понимается как форма организации социального образования, которое формируется в определенных социокультурных условиях и является следствием смены господствующих парадигм в результате научных революций [2, с. 45].
Цивилизационный подход рассматривает сущность явления научной школы через базисные педагогические традиции, которые Г. Б. Корнетов ввел в научный оборот [11, с. 56]. А. В. Овчинниковым установлена еще одна характерная особенность традиции - она схватывает главный смысл человеческого существования в определенный этап социокультурного развития, традиции духовно интегрируют приобретенные полезные знания и сохраняют их до тех пор, когда будет необходимость выявить данное знание в его новом содержании, выводя его в контексте гуманитарной культуры новых социокультурных условий [12, с. 16]. С этой точки зрения феномен педагогической традиции может определяться в качестве специфического проявления социокультурного наследования, когда осуществляется передача поколениями прогрессивных способов организации педагогической деятельности и формирования концептуально-теоретических представлений [13, с. 108].
Таким образом, научная школа представляет самобытное выражение совершенствования коллективного творения, основа которого состоит во взаимном обмене знаниями, идеями, творческой энергией и интересе к научно-исследовательской работе. Научная школа характеризуется значительной концентрацией продуктивно работающих исследователей и высоким уровнем производительности. Научная школа является не единственно возможной формой коллективного характера реализации научной деятельности, но, как правило, самой результативной [14, с. 72]. Научно-образовательные школы выступают в качестве неотъемлемого компонента научной деятельности, так как в данной деятельности осуществляется производство не только идей, но и собственно людей, без чего невозможно сохранять традиции, передавать эстафету знаний, а также существовать науке как социально-исторической системе. Поэтому научная школа в узком значении понимается как школа - исследовательский коллектив (М. Г. Ярошевский). Влияние научных школ на развитие научных сообществ в определенной ситуации может распространяться и за границы ее обычной активности как пространственно, так и во времени. В этом
случае научные школы приобретают характеристики научных направлений. Временной аспект утверждает определенные традиции, которые могут поддерживать поколения новых ученых [1, с. 11].
Определяя функции научной школы, будем руководствоваться тем, что понятие функции в социологии означает определенную роль, которая выполняется социальным институтом или процессом в отношении к определенному целому, например, функции государства, семьи в обществе [15, с. 103]. В выявлении функций, которые реализуют научные школы в обществе, характерным является наличие единства и взаимосвязи, то есть выделяются функции по сохранению опыта научно-исследовательской работы и накопления знания и эвристическая функция, которая состоит в приобретении нового знания, а с другой стороны, выделяются исследовательские и педагогические функции [1, с. 28]. Следует отметить, что явление научной школы с позиций генетического подхода реализует генетические связи в познании и образовании и, например, М. Г. Ярошевским определены образовательная и исследовательская функции научной школы [16, с. 45]. А. Н. Антонов выделяет функцию традиции в применении к научной деятельности [17, с. 24-25], обосновывая это тем, что через традицию осуществляется передача опыта научной деятельности; традиция предстает в качестве результата научно-исследовательской деятельности; традиция позволяет социализировать личность, приобщать ее к определенному образцу научной деятельности, который господствует в традиции [1, с. 39-40].
Возможно ли выделить специфику в определении сущности научно-педагогической школы? Это явление современные исследователи часто отождествляют с другими формами организации научно-исследовательской деятельности: научно-образовательной школой, научной школой, исследовательской школой. О. Ю. Грезнева, Д. В. Аронов, Н. А. Куперштох, В. Г. Садков отмечают необходимость дифференциации данных организационных форм научно-исследовательской деятельности, потому как понятие научно-педагогической школы они применяют непосредственно к характеристике научного сообщества вуза, а педагогическая деятельность выступает как неотъемлемая часть социальной миссии научно-педагогической школы. Значимым сущностным признаком явления научно-педагогической школы исследователями признается реализация профессиональной педагогической подготовки вузовских преподавателей [2, с. 7]. Таким образом, в целом научно-педагогическая школа может определяться исходя из критериев, которые предлагаются нами для определения сфор-мированности научной школы, а в качестве дополнительных могут быть добавлены такие, которые отражают педагогическую составляющую [6, с. 243].
Итак, научно-педагогическую школу (НПШ) можно определить в качестве четко выраженного направления активного научного исследования, результат которого презентуется в формате защищенной кандидатской и докторской диссертации, опубликованной монографии, учебника, перечня научных статей, публичного выступления, внедрен в конкретный образовательный процесс и в производственную практику; НПШ возглавляется признанными учеными и специалистами в данных научных областях, руководство которых по темам
научного направления позволяет готовить специалистов по программам вузовского и послевузовского профессионального образования, кадры высшей квалификации [18, с. 2].
В науке предлагаются различные комбинации признаков научной школы. Например, Д. Ю. Гузевич выделяет следующие: школа - это совокупность (сообщество) людей; в каждой школе имеется своя область деятельности; школа возникает только тогда, когда способна продуцировать что-то оригинальное, что выделяет ее из множества подобных сообществ; школа предполагает наследование, передачу опыта научно-исследовательской работы от одного поколения другому; наследование становится возможным лишь в результате наличия как минимум двух поколений представителей определенной школы [19, с. 74]. Резюмируя обзор признаков научно-педагогической школы, можно заключить, что основной перечень особенностей следующий: имеются апробированные механизмы в преемственности, формировании традиций, имеется индивидуальный педагогический стиль деятельности представителей научно-педагогической школы [2, с. 50-51].
Относительно критериев и показателей сформированнос-ти научно-педагогической школы отметим, что они фиксируют объективные предпосылки в процессе генезиса и развития научно-педагогической школы, поэтому в качестве критериев выступают: наличие ученых, имеющих научный авторитет, научно-исследовательских объединений формального и неформального характера, организация научно-исследовательских конференций и дискуссий для фокус-групп и круглых столов, посвященных специализированным темам, опубликование монографий, учебников, учебных пособий, что обеспечивает формирование в данном научном направлении нового профессионального знания, факт наличия магистерской программы, аспирантуры и докторантуры, защиты кандидатских и докторских диссертаций, преемственности поколений исследователей [3, с. 41].
Итак, научно-педагогическая школа понимается как вузовское объединение исследователей, которое выполняет такие функции, как продуцирование и распространение нового знания, и обладает потенциалом в самовоспроизводстве. Признаки научно-педагогической школы заключаются в разработке новых оригинальных направлений науки; в общности основных научно-исследовательских задач, которые решаются научной школой; в общности ведущего принципа и методического приема по решению поставленной научно-исследовательской задачи; в обучении молодых поколений ученых основам мастерства научного творчества. Факторы формирования научных школ заключаются в следующем: накоплен уровень научно-исследовательских знаний, который позволяет совершить научно-исследовательский прорыв; имеется выдающийся лидер (основоположник научной школы); имеются общественные ожидания, которые заключаются в развитии определенного направления научно-исследовательской работы; имеется престиж научно-исследовательской деятельности как фактор в отборе последователей научно-педагогической школы; имеется спрос на результаты научно-исследовательской работы; имеется материальное обеспечение научно-исследовательской работы. Критерии продуктивности деятельности научной школы: защита диссертаций, наличие открытий, опуб-
ликование монографий, создание на базе научной школы научно-производственной структуры.
1. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). М., 2003. 69 с.
2. Карнаух Н. В. Дерптский Профессорский институт как научно-педагогическая школа России в культурно-историческом контексте первой половины XIX века : дис. ... д-ра пед. наук. М., 2016. 446 с.
3. Кванина В. В Понятие и признаки научной школы // Вестник университета имени О. Е. Кутафина. 2016. № 11 (27). С. 37-42.
4. Мягков Г. П. Научное сообщество в исторической науке: опыт «русской исторической школы». Казань : Изд-во Казанского университета, 2000. 298 с.
5. Павельева Т. Ю. Научные школы в системе науки: философский анализ : дис. ... д-ра филос. наук. М., 2012. 353 с.
6. Аронов Д. В. «Научная (научно-педагогическая, творческая) школа» в системе российского высшего образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 2 (30). С. 236-246.
7. Кузнецова В. Ф. Научная школа. URL: http://vslovare. ru/slovo/filosofskiij-slovar/nauchnaja-shkola/285326 (дата обращения: 12.11.2018).
8. Никитенко А. В. Дневник : в 3 т. М. : Гослитиздат, 1955-1956. Т. 3. 582 с.
9. Кун Т. С. Структура научных революций / пер. с англ. И. З. Налетова ; сост. В. Ю. Кузнецов. М. : АСТ, 2001. 608 с.
10. Мельникова О. М. Школа научная // Теория и методология исторической науки : терминологический словарь; отв. ред. А. О. Чубарьян; РАН, Ин-т всеобщ. ист. М. : Аквилон, 2014. 576 с.
11. Корнетов Г. Б. Проблема базисных педагогических традиций // Свободное воспитание. Вып. 2. 1993. С. 56-69.
12. Поляков Ю. А. Как отразить многомерность истории // Новая и новейшая история. 2003. № 4. С. 10-16.
13. Юдина Н. П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты // Методология историко-педагогического исследования : хрестоматия. Хабаровск : Хабаровский пограничный институт ФСБ РФ, 2007. 228 с.
14. Устюжанина Е. В. Научная школа как структурная единица научной деятельности / Препринт #WP/2011/288. М. : ЦЭМИ РАН, 2011. 73 с.
15. Леднев В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. М. : МГАУ, 2001. 120 с.
16. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под. ред. С. Р. Микулинского и др. М. : Наука, 1977. 523 с.
17. Антонов А. Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М. : Изд-во Московского университета, 1985. 171 с.
18. Положение о научно-педагогических школах в ГОУ ВПО СамГМУ Минздравсоцразвития России. Самара, 2011. 5 с.
19. Гузевич Д. Ю. Научные школы как форма деятельности // Вопросы истории естествознания и техники. 2003. № 1. С. 64-93.
© Чухин С. Г., 2018