туры управления (центры) и сопровождения студенческой деятельности.
1. Алямкина Е. А. Взаимосвязь способностей, задатков и таланта и их развитие в образовательном процессе вуза // Психолог. 2015. № 2. С. 31-46.
2. Бородина В. Н., Соломатин Е. В. Современные подходы к проблеме одаренности // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 4. С. 31-33.
3. Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью МГГУ им. М. А. Шолохова) : коллективная моногр. / под ред. С. Ю. Поповой (Смолик). М. : Москва-Тверь: СФК-Офис, 2015. 326 с.
4. Блинова М. Л., Загайнов И. А. Качество образования в высшей школе: программа поддержки талантливой молодежи // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2017. № 28(47). С. 81-85.
5. Николаева Е. Н. Особенности организации учебной деятельности одаренных студентов // Информационные технологии в работе с одаренной молодежью / под
УДК 378
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ: ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ
Феномен научно-педагогической школы рассматривается в культурно-историческом контексте второй половины XX - начала XXI веков как период становления многих научно-педагогических школ в регионах. Автор выделяет несколько подходов к трактовке понятий научной и научно-педагогической школы. Обсуждается проблема кризиса научных школ.
Ключевые слова: научная школа, научно-педагогическая школа, научно-педагогические школы Западной Сибири, преемственность научных традиций, подготовка научных кадров, региональная научно-педагогическая школа.
ред. М. И. Бальзанникова, С. А. Пиявского, В. В. Козлова; Самарский гос. архитектурно-строительный ун-т. Самара, 2015. С. 170-173.
6. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: утв. Президентом РФ 03.04.2012 г. № Пр-827. URL: http://legalacts.ru/doc/ kontseptsija-obshchenatsionalnoi-sistemy-vyjavlenija-i-razvitija-molodykh, свободный (дата обращения: 22.02.2017).
7. Зарипова Е. И. Анализ опыта современных российских вузов по созданию индивидуальной образовательной программы магистранта // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования : науч. журнал. 2015. № 5(9). С. 70-72.
8. Зарипова Е. И. Индивидуальная образовательная программа студента как средство индивидуализации магистерской подготовки // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования : науч. журнал. 2014. № 1(2). С. 124-129.
9. Репина Е. Г. Студенческое олимпиадное движение как инструмент поиска одаренной молодежи и педагогической работы с ней: принципы организации и опыт проведения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 3(20). С. 297-302.
© Зарипова Е. И., 2018
О. Н. Ибрагимова O. N. Ibragimova
sCiENTIFIC-pEDAGoGICAL schools of western sIBERIA: REsEARCH approaches
The phenomenon of the scientific and pedagogical school is considered in the cultural and historical context of the second half of the XX - early XXI centuries, as the period of the formation of many scientific and pedagogical schools in regions. The author identifies several approaches to the interpretation of the concepts of scientific and scientific-pedagogical schools. The problem of the crisis of scientific schools is discussed.
Keywords: scientific school, scientific-pedagogical school, scientific-pedagogical schools of Western Siberia, formation of scientific school, criteria of scientific-pedagogical school, scientific traditions, preparation of academic staff, regional scientific-pedagogical school.
В современной системе высшего образования и научной сфере России происходят серьезные институциональные преобразования. Государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования, реформируется механизм функционирования высшей школы, российская система подготовки научных кадров. В то же время большинство исследователей указывают на снижение качества образования, а также на разрушение традиции фундаментальных исследований и научных школ. Профессор одного из Московских университетов З. С. Сазонова утвержда-
ет, что «у нас есть наука, но не создаются новые научные школы. На сегодняшний день условий для создания того, что было нашей гордостью, - научных школ - практически нет» [1, с. 53]. Надо отметить, что наблюдения профессора З. С. Сазоновой о состоянии научных школ характерны для многих отечественных вузов, но есть основания полагать, что ученые советов вузов предпримут все возможные меры для их сохранения.
В исследовании С. С. Донецкой приведены данные о сокращении сети диссертационных советов и снижении
количества защищенных диссертаций в период с 2010 по 2015 г. Так, например, общее число защит докторских диссертаций снизилось на 42,5 %. Если в 2010 г. действовало 3217 докторских диссертационных советов, то по состоянию на 5 октября 2016 г. действующих советов стало на 33 % меньше [2, с. 28-29]. Еще сильнее пострадали научные школы регионов, так как закрылись прежде всего именно региональные советы. На огромной территории Западной Сибири осталось только три действующих совета по наиболее распространенным педагогическим специальностям (13.00.01, 13.00.08): в ТГПУ, ТюмГУ, ОмГПУ. Сокращение числа диссертационных советов представители контрольных органов объясняют стремлением повысить качество диссертационных исследований. Нам представляется, что этот путь непродуктивный, так как закрытие диссертационного совета создает препятствие не только для завершения начатых исследований, но и развития науки, оформления научных школ вообще.
Научная (научно-педагогическая) школа является исторически сложившейся формой подготовки ученых и развития науки. В российской науке термин «научная школа» используется на протяжении столетий в различных отраслях научного знания [3, с. 238]. Содержание понятия научной школы множественно и неоднозначно, что связано со сложностью самого феномена научных школ. В Государственной программе поддержки ведущих научных школ правительства РФ указано, что понятие научной школы употребляют «применительно к относительно небольшому научному коллективу, объединенному не столько организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций -сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений» (цит. по: [4, с. 6]).
Становление научных школ традиционно считалось предметом исследования науковедения, истории, науки, социальной психологии. В науковедении можно выделить несколько подходов к трактовке данного понятия:
- как формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, научно-исследовательский институт, лаборатория);
- направление в науке, объединившее интересы группы исследователей;
- исследовательский коллектив.
В представленных подходах отражены как формальные признаки научной школы, так и общность научных интересов исследователей. Понятие «научно-педагогическая школа» распространяется не только на объединение исследователей, но и на процесс подготовки специалистов высшей квалификации в рамках аспирантуры и докторантуры. Сложились разнообразные подходы по отношению к содержанию данного понятия.
О. С. Анисимов, А. А. Вербицкий, Г. Л. Ильин, Т. В. Новикова, С. Д. Поляков, Л. М. Сухорукова и др. рассматривают педагогические научные школы с точки зрения их профессионально-педагогического потенциала по созданию эффективных условий подготовки научных кадров. Это позволяет многим исследователям использовать понятия «научная школа» и «научно-педагогическая школа» как синонимичные, но обозначая понятием «научно-педагогическая
школа» научные сообщества вузов. Так как научные школы являлись традиционным предметом исследования науковедения, то и научно-педагогические школы редко попадают в поле научно-педагогических исследований. В педагогике к научным школам обычно обращаются только с точки зрения рассмотрения развития идей той или иной педагогической научной школы.
Между тем, школы в науке - это явление именно педагогическое, что определяется уже самим понятием «школа». Любая научная школа решает проблему обучения и подготовки. Следовательно, она несет в себе педагогические элементы и может быть рассмотрена как педагогическая система. Но вопросы педагогики научной школой, за редким исключением практически не рассматриваются [4, с. 7]. Подтверждает актуальность нашего исследования использование данного феномена в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
В Положении о научно-педагогических школах это понятие интерпретируют как «четко выраженное направление активных научных исследований, результаты которых представлены и опубликованы в виде защищенных кандидатских и докторских диссертаций, монографий, учебников, ряда статей, выступлений, внедрены в учебный процесс и практику, возглавляемое признанным ученым и специалистом в данной области, под руководством которого по темам данного направления ведется подготовка специалистов» [5, с. 2]. Проведенный контент-анализ определений понятия показал, что в качестве главных критериев научно-педагогической школы ученые выделяют: наличие коллектива единомышленников, объединенных научно-педагогической идеей, завоевавшего известность высоким уровнем подготовки специалистов, а также высоким уровнем научных исследований в признанном и достаточно широком научном направлении, характеризующимся устойчивостью традиций и преемственностью поколений.
Актуальность изучения научно-педагогических школ определяется их вкладом в развитие науки. К примеру, М. Г. Ярошевский считает, что «школы в науке являются непременным постоянно действующим фактором ее прогресса» [6, с. 56]. Роль научных школ в развитии науки активно исследовалась в науковедении и общественных науках. В последние годы на фоне подъема интереса к изучению научно-педагогических школ как ядра научного сообщества, появились теоретические, методологические и истори-ко-педагогические исследования о научно-педагогических школах в масштабах отдельного региона. Эти исследования интересны не только для науки, но и для региональной системы образования, так как позволяют выделить перспективы развития педагогической науки и практики в регионах, а также открывают возможность обнаружения новых методологических и теоретических подходов к определению феномена, критериев его становления, выявления региональной специфики и описания отдельных практик и их взаимообусловленности с социокультурным процессами в регионе, в том числе к историческому опыту становления научно-педагогических школ в Западной Сибири как целостного явления и описания особенностей входящих в него сообществ. Процесс создания и развития любой научной школы долгий и сложный, но именно научные школы высту-
112
Гуманитарные исследования • 2018 • № 4 (21)
пают в роли хранителей лучших научных традиций, передавая их через своих учеников другим научным коллективам и всему научно-педагогическому сообществу. Изучение вопросов становления научно-педагогических школ Западной Сибири будет происходить за счет осуществления исторической реконструкции опыта деятельности ведущих ученых-педагогов и особенностей создания ими целостной педагогической системы, в основе которой лежит инновационная научная концепция, сформировавшиеся традиции, осуществляется преемственность в подготовке научных кадров.
Понятие «научно-педагогическая школа» мы рассматриваем в культурно-историческом контексте на этапе трансформации российского общества во второй половине XX -начале XXI веков. В этот период происходило становление многих научно-педагогических школ в регионах. Главным итогом деятельности этих школ стало формирование региональной научно-педагогической школы, аккумулировавшей лучшие интеллектуальные силы региона в сфере педагогики, подготовки кадров высшей квалификации.
В последние годы результаты деятельности западносибирской региональной научно-педагогической школы за последнее время значительно снизились, что подтверждается общими тенденциями современной научной жизни. Как отмечают представители томской научно-педагогической школы В. И. Ревякина и Ю. Т. Ревякин «среди общего числа сегодняшних аспирантов только 15 % тех молодых людей, кто по-настоящему увлечен научно-исследовательской деятельностью» [7, с. 188]. Но, скорее всего, проблема не только в отсутствии стремления у молодых исследователей, но и в кризисе научных школ региона, что переводит задачу из области теоретической в практическую. Необходимо поддерживать и развивать научно-педагогические школы, создавать региональную систему выявления будущих педагогов-исследователей и приобщения их к научно-педагогической деятельности. Можно согласиться, что «сохранение традиций научно-педагогической школы является одной из актуальных задач в период реформирования системы высшего образования России» [8, с. 148].
Изучение процесса становления научно-педагогических школ Западной Сибири необходимо начинать с определения теоретических и методологических основ исследования региональных научно-педагогических школ как особого педагогического и социокультурного явления. Это позволит
осмыслить историю региональной педагогической науки, выявить новые факты, образовательные практики. Определение теоретических основ и методологических подходов позволит восполнить недостаток знания о генезисе и специфике научно-педагогических школ Западной Сибири во второй половине XX - начале XXI веков, определить их роль и место в развитии регионального образовательного пространства, наметить практические меры по их восстановлению и поддержке.
1. Сазонова З. С. Круглый стол. Идея университета: вызовы современной эпохи. Ч. 3 // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 48-53.
2. Донецкая С. С. Статистика защит докторских диссертаций: изменения после реформы ВАК // Высшее образование в России. 2017. № 4(211). С. 26-37. URL: https://cyberleninka. ru/artide/n/statistika-zaschit-doktorskih-dissertatsiy-izmeneniya-posle-reformy-vak (дата обращения: 25.11.2018).
3. Аронов Д. В., Садков В. Г. «Научная (научно-педагогическая, творческая) школа» в системе российского высшего образования // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 2 (30). С. 236-246.
4. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). М., 2003. 69 с.
5. Положение о научно-педагогических школах. Самара : СамГМУ, 2011. 5 с.
6. Ярошевский М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С. Р. Микулинско-го, М. Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. C. 56-90.
7. Ревякина В. И., Ревякин Ю. Т. Проблемы подготовки педагогических кадров по физической культуре: история и современность // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2013. № 12 (140). С. 185-189.
8. Карнаух Н. В. Феномен научно-педагогической школы Профессорского института // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 143-149. URL: http: //cybe rleninka.ru/article/n/ fenomen-nauchno-pedagogicheskoy-shkoly-professorskogo-instituta (дата обращения: 25.11.2018).
© Ибрагимова О. Н., 2018