Научная статья на тему 'Сущность и классификация инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта'

Сущность и классификация инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1227
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ВИДЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гараев М.

В статье определено, что существует срочная необходимость в активизации инвестиционной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. С этой целью проанализировано сущность понятия «инвестиционный проект», что позволило определить его ключевые характеристики, в частности детерминированые во времени инвестиционные цели, координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ, ограниченная протяженность во времени и ресурсах, осуществления единоразовых затрат в начальной фазе реализации проекта. Систематизированы виды инвестиционных проектов для предприятий железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CLASSIFICATION OF INVESTMENT PROJECTS IN RAILWAY TRANSPORT ENTERPRISES

The article specifies that there is a need for investment in the program and an urgent need to intensify the investment activity of railway transport enterprises. To this end, the essence of the concept of an "investment project" was analyzed, which made it possible to determine its key characteristics, in particular time-determined investment objectives, coordinated implementation of numerous interrelated works, a limited length of time and resources, and one-time costs in the initial phase of the project. To improve the efficiency of managing investment projects at railway enterprises, types of investment projects are systematized according to the following features: the objectives of the investment direction, the scale of the project, the complexity, the timeframe for implementation, attitude to risk, the type of relations, place in the reproduction process. Classification of investment projects allows to develop an optimal model for attracting investments, as well as to improve the technology of justification and control over the implementation of investment projects at railway transport enterprises.

Текст научной работы на тему «Сущность и классификация инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта»

удк 330.322:656.2

сущность и классификация инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного

транспорта

Гараев М., аспирант (УкрГУЖТ)

В статье определено, что существует срочная необходимость в активизации инвестиционной деятельности предприятий железнодорожного транспорта. С этой целью проанализировано сущность понятия «инвестиционный проект», что позволило определить его ключевые характеристики, в частности детерминированые во времени инвестиционные цели, координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ, ограниченная протяженность во времени и ресурсах, осуществления единоразовых затрат в начальной фазе реализации проекта. Систематизированы виды инвестиционных проектов для предприятий железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, классификация, виды инвестиционных проектов, предприятия железнодорожного транспорта.

сутн1сть i класиф1кац1я 1нвестиц1йних проект1в на

п1дприсмствах залгзничного транспорту

Гараев М., асшрант (УкрДУЗТ)

В статт1 визначено, що 1снуе термтова необх1дн1сть в активгзацп твестицтног д1яльност1 тдприемств зал1зничного транспорту. З ц1ею метою проанал1зовано суттсть поняття «твестицтний проект», що дозволило визначити його ключов1 характеристики, зокрема детермтоваш в чаЫ iнвестицтш цш, координоване виконання численних взаемозалежних робт, обмежена протяжтсть у чаЫ i ресурсах, здтснення одноразових витрат у початковт фазi реалiзацli проекту. Систематизовано види твестицтних проектiв для тдприемств залiзничного транспорту.

Ключов1 слова: твестицп, твестицтний проект, класиф1кац1я, види твестицтних проект1в, пдприемства зал1зничного транспорту.

the essence and classification of investment projects in railway transport enterprises

Garayev M., aspirant (USURT)

The article specifies that there is a need for investment in the program and an urgent need to intensify the investment activity of railway transport enterprises. To this end, the essence of the concept of an "investment project" was analyzed, which made it possible to determine its key characteristics, in particular time-determined investment objectives, coordinated implementation of numerous interrelated works, a limited length of time and

© Гараев М.

BicHHK економпки транспорту i промисловост № 57, 2017

104

resources, and one-time costs in the initial phase of the project. To improve the efficiency of managing investment projects at railway enterprises, types of investment projects are systematized according to the following features: the objectives of the investment direction, the scale of the project, the complexity, the timeframe for implementation, attitude to risk, the type of relations, place in the reproduction process. Classification of investment projects allows to develop an optimal model for attracting investments, as well as to improve the technology of justification and control over the implementation of investment projects at railway transport enterprises.

Keywords: investment, investment project, classification, types of investment projects, enterprises of railway transport.

Постановка проблемы и ее связь с научными или практическими задачами. За годы независимости предприятия железнодорожного

транспорта Украины были лишены должного финансирования, что в сочетании с неэффективным управлением, постоянным субсидированием перевозок и коррупцией на разных уровнях привело к более, чем 80% изношенности основных фондов отрасли. Работа "Укрзализныци" в том виде, который она имеет сейчас, неэффективна.

Для поддержания устойчивой работы железнодорожного транспорта следует обеспечить значительный объем инвестиций, однако финансы

железнодорожного транспорта жестко регламентируются государством,

особенно в части инфраструктурных вложений. Поэтому необходимо привлечение инвестиционных ресурсов со стороны, что в свою очередь связано с активизацией инвестиционной

деятельности на предприятиях

железнодорожного транспорта, в том числе путем совершенствования управления инвестиционными проектами.

Анализ последних исследований и публикаций. Теоретическим и практическим аспектам изучения сущности инвестиционных проектов, их формирования и реализации посвящено ряд работ известных ученых, таких как: И.А. Бланк, Б.М. Щукин, Д.М. Черванев, А.А. Пересада, Т.В. Майорова, Е.А. Ляхова [1-4] и другие.

Проблемы активизации и обеспечения ефективного управления инвестиционной деятельностью на предприятиях железнодорожного

транспорта широко исследуют

отечественные ученые, среди которых: вопросы инвестирования инноваций изучают Дикань В.Л., Зубенко В.А. [5] и Е. Сыч, В. Ильчук, пути повышения инвестиционного потенциала предприятий железнодорожного транспорта

представлены в трудах Калиниченко Л.Л.

[6] и Калычевой Н.Е. [8], особенности инвестиционного прооцесса на основе государственно-частного партнерства раскрывают Пащенко Ю.Е., Коринь М.В.

[7], Токмакова И.В. [9] и другие.

Выделение нерешенных частей общей проблемы. Острота и значимость вопросов инвестиционного обеспечения развития железнодорожного транспорта требует изучения и совершенствования теоретического базиса реализации инвестиционных проектов на

предприятиях отрасли.

Цель статьи заключается в исследовании сущности экономической категории «инвестиционный проект» и изучении разновидностей

инвестиционных проектов на

предприятиях железнодорожного

транспорта как основы формирования оптимального инструментария управления инвестиционной деятельностью.

Изложение основного материала. Для обеспечния устойчивого развития железнодорожного транспорта Украины требуется реализовать различные

Вкник економпки транспорту i промисловост № 57, 2017

105

инвестиционные проекты. Это

обумовлено тем, что в настоящее время железнодорожная отрасль находится в критическом состоянии. Износ основних фондов путевого хозяйства составляет 86%, грузовых вагонов -88,2%, пассажирских вагонов — 85,9%, электровозов — 91,0%, тепловозов — 99,5%. Ежегодная потребность в инвестициях, необходимых для

восстановления только технического оснащения отрасли, составляет 35-40 млрд. грн. Долги «Укрзализныци» по кредитам — почти 37 млрд. грн., и в 2015 году был объявлен технический дефолт [11]. Сохранение текущей ситуации может привести к катастрофическим

последствиям в будущем. Потому возникает необходимость в реализации инвестиционных проектов, что позволит модернизировать производственную базу и обеспечить дальнейшее ефективное развитие предпрятий железнодорожного транспорта.

Инвестиционный проект является организационной формой реализации процесса инвестирования. Для ускорения принятия инвестором решения о том вкладывать ли средства в той или иной инвестиционный объект необходимо составлять инвестиционный проект, определяющий цель, которую стремится достичь предприятие, стратегию предпринимательской деятельности в совокупности со сроками достижения цели.

Современная экономическая

литература и законодательство представляет различные толкования категории «инвестиционный проект». Так, Закон Украины «Об инвестиционной деятельности» определяет

инвестиционный проект как совокупность целенаправленных организационно-

правовых, управленческих,

аналитических, финансовых и инженерно-технических мероприятий, которые осуществляются субъектами

инвестиционной деятельности и

оформленные в виде планово-расчетных документов, необходимых и достаточных для обоснования, организации и управления работами по реализации проекта [12]. Известный экономист И.А. Бланк под инвестиционным проектом понимает совокупность мероприятий, предусматривающих определенные

капиталовложения для получения прибыли или социального эффекта в будущем [1]. Щукин Б.М. рассматривает инвестиционный проект как специальным способом подготовленую документацию, которая содержит максимально полное описание и обоснование всех областей будущего инвестирования» [2]. С точки зрения предпринимательской

деятельности бизнес-словарь трактует инвестиционный проект как долгосрочные вложения средств для реализации бизнес-идеи вплоть до достижения стабильного дохода от ее воплощения [13]. М.И. Кныш, Б.А. Перекатов, Ю.П. Тютиков трактуют понятие инвестиционного проекта, как основного документа, определяет необходимость осуществления реального инвестирования, в котором в общепризнанной последовательности его разделов даются основные характеристики проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией [14]. Г.А. Бардыш дает определения понятия инвестиционного проекта, как полного комплекта организационно-технических и финансово-экономических документов и мероприятий, необходимых для достижения поставленной цели (развитие технико-экономической базы, начала изготовления продукции, осуществление новых методов или форм деятельности и т.др.) в условиях ограниченности имеющихся ресурсов с обязательным получением положительного

экономического или социального эффекта [15]. В.А. Верба, А.А. Загородних определяют, что инвестиционный проект - это пакет инвестиций и связанных с ними видов деятельности, которые характеризуются определенной целью

(целями), решением проблемы

достижения результатов,

ограниченностью финансовых ресурсов и периода от начала до завершения проекта, наличием определенных внешних условий (институциональных, экономических, правовых), взаимосвязанностью процессов вложения ресурсов (денежных,

финансовых, интеллектуальных) и получения результатов [16].

Как видно из представленных определений, подходы к расскрытию сущности категории «инвестиционный проект» можно сгруппировать в три направления:

- как комплект документов, содержащих формулирование цели предстоящей деятельности и определение комплекса действий, направленных на ее достижение;

- как сам этот комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели (т. е. как документацию и как деятельность);

- как комплекс, который охватывает документы и мероприятия. Также в определениях этой группы раскрываются другие характерные признаки инвестиционных проектов.

Вполне логично, что всякий инвестиционный проект призван обосновать экономическую

целесообразность капитальных вложений, их объемы и сроки. А это обоснование должно быть отражено в разработанной в соответствии со специальными

стандартами и нормами проектной документации. При этом практические действия, касающиеся непосредственного осуществления инвестиций, описываются в бизнес-плане. Важно и раскрытие специфических черт инвестиционных проектов. Так, изучение экономической литературы [2-4, 14-16] позволяет выделить такие характерные признаки инвестиционных проектов:

детерминированные во времени

инвестиционные цели; координированное выполнение многочисленных

взаимосвязанных работ с поуровневой детализацией по видам деятельности, ответственности, объемам и ресурсам; ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом; ограниченность ресурсов; осуществление единовременных затрат в начальной фазе реализации проекта; получение эффектов.

Учитывая положительные стороны существующих определений понятия «инвестиционный проект», их

недостатками остаются: 1) не принятие во внимание такой характеристики процесов управления мероприятиями, как координирование; 2) игнорирование главной особенности инвестиций, а именно способности приносить мультипликативный эффект, т.е. кроме эффекта для предприятий приносить доходы обществу.

В связи с вышесказанным предлагаем рассматривать

инвестиционный проект как

документально оформленный комплекс координированных взаимосвязанных мероприятий, реализуемых при установленных ресурсных ограничениях в течение определенного времени (жизненного цикла проекта),

обеспечивающих достижение целей и получение прямых и косвенных эффектов от привлечения и использования инвестиционных ресурсов.

Инвестиционные проекты на предприятиях железнодорожного

транспорта имеют разнообразные формы и содержание. Например, в компании ОАО «РЖД» инвестиционные проекты разделены на четыре группы исходя временного горизонта и возможности получения дохода [17]:

1. Проекты, связанные с обновлением и поддержанием

железнодорожной инфраструктуры. Их компания финансирует за счет собственного денежного потока и амортизации.

2. Проекты, окупаемость которых достигается на горизонте 10-15 лет и которые ОАО «РЖД» готово профинансировать за счет заемных средств в пределах допустимого уровня долговой нагрузки.

3. Проекты, срок окупаемости которых составляет 15-30 лет. Данные проекты не могут быть в настоящее время профинансированы ОАО «РЖД» за счет заемных источников, так как на рынке отсутствуют рыночные источники заимствований такой срочности. Подобне проекты финансируются за счет выпуска инфраструктурных облигаций.

4. Неокупаемые проекты (без возможности долгового финансирования).К инвестиционным проектам четвертой категории относятся проекты, которые являются неокупаемыми для ОАО «РЖД». Данные проекты можно финансировать только за счет бюджетных источников, так как государственный бюджет сможет вернуть инвестиционные средства за счет мультипликативного бюджетного эффекта.

Для разработки эффективного инструментария управления

инвестиционными проектами в

экономической литературе предлагается множество классификаций, в которых выделяются виды проектов по различным признакам. Для предприятий

железнодорожного транспорта

применение этих класификаций возможно при условии учета специфики их работы, что диктует необходимость выделения характерных для железнодорожной отрасли типов инвестиционных проектов. С это целью проведена систематизация видов инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного

транспорта, которая представлена на рисунке.

Инвестиционные проекты на предприятиях железнодорожного

транспорта могут быть классифицированы по целям, которые ставятся при их реализации. Эти цели могут быть различны и не обязательно связаны с прямым получением прибыли. Могут быть проекты сами по себе убыточные в экономическом смысле, но приносящие косвенный доход за счет обретения стабильности в обеспечении материалами, выхода на новые рынки сырья и продукции, социального эффекта, снижения затрат по другим проектам, улучшения экологии, повышения безопасности продукции и т.д.. Такие инвестиционные проеты требуют для своей оценки использования

неформализованных критериев.

Для предприятий

железнодорожнорго транспорта по целям инвестирования можна выделить следующие виды проектов:

- инвестиционные проекты, обеспечивающие удовлетворение потребностей в дополнительных объемах перевозок. Этого рода проекты связаны с реализацией таких форм реального инвестирования, как новое строительство, ре-конструкция верхнего строения пути и искусственных сооружений, расширение парка подвижного состава и т.п.;

- инвестиционные проекты, обеспечивающие повышение качества транспортной продукции. Такие проекты связаны обычно с осуществлением модернизации и реконструкции отдельных видов подвижного состава, внедрением прогрессивных видов перевозок;

- инвестиционные проекты, обеспечивающие решение социальных, экологических и других задач. Эти проекты обеспечивают улучшение условий труда и отдыха работников железнодорожного транспорта и т.п.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

по целям инвестирования по функциональной направленности по типу отношений

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- инвестиционные проекты, обеспечивающие удовлетворение потребностей в дополнительных объемах перевозок; - инвестиционные проекты, обеспечивающие повышение качества транспортной продукции; - инвестиционные проекты, обеспечивающие решение социальных, экологических и других задач - инвестиционные проекты реновации; - инвестиционные проекты развития. - инвестиционные проекты санации - организационно-управленческие; - информационные; -социально- технические; - интегрированные - независимые - те проекты, реализация которых не сказывается на решении о принятии других проектов; - альтернативные или взаимоисключающие (принятие одного из проектов означает, что остальные должны быть отвергнуты); - проекты связаны между собой отношениями комплементарности. - проекты, связанные между собой отношениями замещения.

по сроку реализации

1 г

- краткосрочные инвестиционные проекты. Эти проекты реализуются в период времени до трех лет. - среднесрочные инвестиционные проекты. Период реализации данных проектов составляет от 3 до 7 лет. - долгосрочные инвестиционные проекты. Реализация этих инвестиционных проектов требует более 7 лет. степень риска и основным группам риска: макроэкономические, социальные, операционные и природно-климатические.

по масштабу

по объему требуемых инвестиций

- глобальные; - народнохозяйственные - крупномасштабные, - локальные, * - крупные; - средние; - мелкие

Рис. Классификация инвестиционных проектов на предприятиях железнодорожного транспорта [систематизировано автором на основе 1-4, 14-16, 18]

В зависимости от направленности выделяют следующие группы

инвестиционных проектов:

- организационно-управленческие -проекты, направленные на модернизацию и совершенствование организации производства;

- информационные - проекты, направленные на компьютеризацию и автоматизацию производственного процесса, на совершенствование различных информационных потоков;

- социально-технические -проекты, направленные на повышение производительности труда, на улучшение условий труда персонала;

- интегрированные проекты включают организационно-управленческие, информационные и социально-технические проекты. Они могут быть направлены как на весь хозяйствующий субъект, так и на его отдельные элементы - например, цех, участки и рабочие места.

В зависимости от масштаба инвестиционные проекты предприятий железнодорожного транспорта

подразделяются на:

- глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

- народнохозяйственные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в стране;

- крупномасштабные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию в отдельных регионах или отраслях страны;

- локальные, реализация которых не оказывает существенного влияния на экономическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках».

В зависимости от срока реализации инвестиционные проекты подразделяют на:

- краткосрочные инвестиционные проекты. Эти проекты реализуются в период времени до трех лет. Они связаны с такими формами реального инвестирования, как обновление отдельных видов оборудования, замещение подвижного состава, выработавшего свой ресурс, инновационное инвестирование, инвестирование прироста запасов материальных оборотных активов;

- среднесрочные инвестиционные проекты. Период реализации данных проектов составляет от 3 до 7 лет. Такого периода осуществления требуют, как правило, инвестиционные проекты, направленные на модернизацию инфраструктуры, развитие пропускной и провозной способности отдельных участков;

- долгосрочные инвестиционные проекты. Реализация этих инвестиционных проектов требует более 7 лет. Такой период реализации требует крупномасштабного нового строительства..

Для каждого инвестиционного проекта характерна своя степень риска, влияющая на изменение инвестиционных затрат и предполагаемых доходных поступлений. Классификация рисков производится по следующим основным группам: макроэкономические,

социальные, операционные и природно-климатические. При оценке проекта степень риска определяется по разработанным шкалам.

По объему требуемых инвестиций проекты можно разделить на крупные, средние и мелкие. Подразделение проектов по объему требуемых инвестиций носит достаточно

субъективный характер и во многом зависит от величины и финансовых возможностей инвестора и объекта инвестиций. Субъективизм данного элемента классификации может быть несколько снижен при переходе к оценке доли инвестиций в выручке или прибыли предприятия, в ВВП страны или ВРП региона.

В зависимости от типа отношений инвестиционные проекты классифицируются следующим образом:

- независимые - те проекты, реализация которых не сказывается на решении о принятии других проектов;

- альтернативные или взаимоисключающие (принятие одного из проектов означает, что остальные должны быть отвергнуты);

- проекты связаны между собой отношениями комплементарности. В данном случае осуществление проекта способствует росту доходов по одному или нескольким другим проектам.

- проекты, связанные между собой отношениями замещения (осуществление проекта приводит к снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам).

По функциональной

направленности инвестиционные проекты железнодорожного транспорта можно разделить на следующие группы:

- инвестиционные проекты реновации. Такого рода проекты направлены на замену выбывающих основных средств и нематериальных активов и осуществляются, как правило, за счет средств амортизационного фонда предприятия. Например, приобретение

электровозов (взамен выбывающих) для поддержания парка локомотивов на определенном уровне;

- инвестиционные проекты развития. Такие проекты характеризуют расширенное воспроизводство хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивая ее рост в каждом новом цикле хозяйственного развития. Они в наибольшей степени обеспечивают прирост рыночной стоимости предприятия. Например, приобретение электровозов с целью освоения дополнительного объема перевозок;

- инвестиционные проекты санации. Проекты такого вида разрабатываются в процессе антикризисного развития предприятия и направлены, как правило, на реструктуризацию его имущества или отдельных видов деятельности. Например, реструктуризация парка электровозов с целью минимизации затрат на удовлетворение потребностей в перевозках в условиях падения объемов перевозок;

Вывод. Исследование сущности экономической категории

«инвестиционный проект» позволило сделать вывод, что он представляет собой документально оформленный комплекс координированных взаимосвязанных мероприятий, реализуемых в течение определенного времени (жизненного цикла проекта) при установленных ресурсных ограничениях,

обеспечивающих достижение целей и получение прямых и косвенных эффектов от привлечения и использования инвестиционных ресурсов.. Характерными признаками инвестиционного проекта являются: детерминированные во времени инвестиционные цели; координированное выполнение многочисленных

взаимосвязанных работ; ограниченная протяженность во времени;

ограниченность ресурсов; осуществление единовременных затрат в начальной фазе реализации проекта; получение эффекта.

Совершенствование управления инвестиционными проектами на предприятиях железнодорожного

транспорта требует классификации инвестиционных проектов, что в свою очередь позволит: сформировать эффективные модели привлечения инвестиционных ресурсов, разработать требования к структуре обосновывающих материалов и презентации

инвестиционных проектов; определить набор показателей, рекомендуемых для оценки эффективности и контроля инвестиционных проектов.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента/ И.А. Бланк. - К.: Эльга-Н, Ника-Центр, 2001. -536 с.

2.Щукш Б.М. 1нвестування: курс лекщй / Б.М. Щукш. - К.:МАУП, 2004. -216 с.

З.Черваньов Д. М. Менеджмент швестицшно! дiяльностi тдприемств: навч. поаб. / Д.М. Черваньов. - К.: Знання-Прес, 2003. - 622 с.

4.Пересада А. А. Проектне фшансування : тдручник/ А.А. Пересада, ТВ. Майорова, О. О. Ляхова. - К.: КНЕУ, 2005. - 736 с.

5.Дикань В.Л. Забезпечення ефективносп шновацшно! дiяльностi тдприемств залiзничного транспорту: монографiя / В.Л. Дикань, В.О. Зубенко. -Х.: УкрДАЗТ, 2008. - 194 с.

6.Сич С.М. 1нновацшно-швестицшний розвиток залiзничного транспорту / С.М. Сич, В.П. 1льчук. - К. : Логос, 2002. - 256 с.

7.КалЫченко Л.Л. Виршення швестицшно! проблеми шновацшного розвитку тдприемств залiзничного транспорту / Л.Л. КалЫченко // Економша: проблеми теорп та практики: Зб. наук. праць. - Дтпропетровськ: ДНУ, 2008. - Випуск 236, Т. 2. - С. 222 - 227.

8.Каличева Н. С. Органiзацiя управлiння на тдприемствах залiзничного транспорту в сучасних умовах / Н. С. Каличева // Вюник економши транспорту i промисловосп. - 2014. - Вип. 45. - С. 167170.

9.Пащенко Ю.С. Державно-приватне партнерство як мехашзм фiнансового забезпечення розвитку транспортно'1 iнфраструктури залiзниць / Ю.С. Пащенко, М.В. Коршь // Вiсник економши транспорту та промисловостi. -2015. - № 49. - С. 74-79.

10. Токмакова 1.В. Сутшсть та тдходи до формування швестицшно'' стратеги на пiдприeмствах залiзничного транспорту / 1.В. Токмакова, О.О. Дараган // Вюник економiки транспорту i промисловостi. - 2013. - №43. - С. 189193.

11. Реформы на запасном пути. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.golos.com.ua/rus/article/260179

12. Про швестицшну дiяльнiсть: закон Укра'ни вщ 18.09.1991 р. № 1560-XII [Електронний ресурс] // ВВР Укра'ни. - 1991. - № 47. - Режим доступу: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/1560-

12/card6?info=1

13. Business Dictionary [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.businessdictionary.com/ definition/investment-project.html.

14. Кныш М.И. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности : учеб. пособие / М.И. Кныш, Б.А. Перекатов, Ю.П. Тютиков. -СПб.: Изд. дом «Бизнес-Пресса», 1998. -316 с.

15. Бардиш Г. О. Проектний аналiз: тдручник. - 2-ге вид. стер. / Г. О. Бардиш. - К.: Знання, 2006. - 415 с.

16. Верба В. А. Проектний аналiз: тдручник / В. А. Верба, О. А. Загородтх. - К.: КНЕУ, 2000. - 322 с.

17. Подходы к планированию инвестиционных проектов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ar2013.rzd.ru/ru/

18. Экономика железнодорожного транспорта: учеб. для вузов ж. -д. транспорта / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - М.: УМЦ ЖДТ, 2006.801 с.

удк 336.221:330.322

1дентиф1кац1я напрям1в актив1защ1 швестицшно1 д1яльност1 як об'екта податкового стимулювання

Мискш Ю. I., к. е.н., доцент, доцент, Мискша О. О., к.е.н., доцент (УДФС Украши)

Розглянуто суттсть активгзацп твестицтног д1яльност1 у контекст1 взаемозв'язку понять «твестици» - «твестицтна д1яльн1сть» - «актив1защя твестицтног д1яльност1». За результатами анал1зу семантичног транскрипцИ визначення сутностг твестицт з гносеологгчног позицгг обхрунтовано доцшьтсть видшення методолог1чного та емтричного тдходгв. Базуючись на суттсних аспектах ¡нвестицтног дгяльностг (ресурсний, соцгально-економгчний, витратний, гедотстичний та майновий) Iдентифжовано напрями активгзацп ¡нвестицтног д1яльност1 як об 'екта податкового стимулювання.

© Мискш Ю.1., Мискша О.О.

Вкник економпки транспорту i промисловосп № 57, 2017

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.