вора и его субъектного состава при условии его разделения по видам с учетом сферы приложения является основой совершенствования инвестиционного законодательства.
Библиографический список
1. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. 2005. № 9. С. 23-25.
2. Шичанин А.В., Гривков О.Д. Некоторые аспекты минимизации правовых рисков при осуществлении инвестиционной деятельности // Право и экономика. 2007. № 6. С. 11-12.
3. Пенцов Д.А. Понятие «security» и правовое регулирование фондового рынка США. СПб., 2003. С. 12.
4. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография. М., 2006. С. 34.
5. Басыров П.П. Понятие и признаки инвестиционного договора (контракта) // Юрист. 2008. № 2. С. 15-18.
6. Сокол П.В. Инвестиционный договор в жилищном строительстве. М., 2004. 144 с.
7. ЛисицаВ.Н. Инвестиционный договор // Закон. 2003. № 6. С. 117. A.A. Beletskaya
Current state of contractual forms of investment
Devoted the analysis of contractual forms of investment activity. Thus the special attention is given working out of a design of the investment contract.
Key words: investment, the investment contract, elements of the investment contract.
УДК [338.45:656.2]: 005.962.131
E.B. Полякова, аспирант, [email protected] (Россия, Москва, МИИТ)
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Рассмотрены методы оценки эффективности инвестиционных проектов предприятии отрасли, международная практика оценки эффективности инвестиций, возможности использования комплексного анализа эффективности инвестиционной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, денежные потоки,
инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционный процесс, инвестиционный проект, ставки дисконтирования, методы оценки инвестиционных проектов, экономическая эффективность инвестиций.
Обоснование экономической эффективности вложений является одним из наиболее ответственных и значительных этапов в управлении ин-
вестированием и включает анализ и интегральную оценку всей имеющейся технико-экономической и финансовой информации. Оценка эффективности инвестиций занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами. Начальный этап оценки эффективности инвестиций включает, как правило, анализ альтернатив и обеспечение их сопоставимости (сравнимости), прежде всего, по временным рамкам и уровню риска. Альтернативные инвестиции (допускающие одну из двух или нескольких возможностей) могут быть независимыми, для которых порождаемые ими денежные потоки не перекрываются (финансирование одного проекта не изменит денежные потоки другого), и зависимыми, когда порождаемые ими денежные потоки взаимозависимы. Для количественной оценки эффективности проектов разработаны определенные методы, позволяющие объективно решить данную задачу.
Методы оценки эффективности инвестиционных проектов предприятий железнодорожного транспорта — это способы определения целесообразности долгосрочного вложения капитала в различные объекты с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости.
Международная практика оценки эффективности инвестиций базируется на концепции временной стоимости денег и основана на следующих принципах:
1. Оценка эффективности использования инвестируемого капитала производится путем сопоставления денежного потока (cash flow), который формируется в процессе реализации инвестиционного проекта, и исходной инвестиции. Проект признается эффективным, если обеспечивается возврат исходной суммы инвестиций и требуемая доходность для инвесторов, предоставивших капитал.
2. Инвестируемый капитал равно как и денежный поток приводится к настоящему времени или определенному расчетному году (который, как правило, предшествует началу реализации проекта).
3. Процесс дисконтирования капитальных вложений и денежных потоков производится по различным ставкам дисконта, которые определяются в зависимости от особенностей инвестиционных проектов. При определении ставки дисконта учитываются структура инвестиций и стоимость отдельных составляющих капитала.
На практике и в экономической литературе существует значительное количество используемых и рекомендуемых методов анализа эффективности инвестиционной деятельности предприятий различных отраслей [1, 3]. Среди них такие, как системный метод, метод декомпозиции, метод последовательной подстановки, метод сравнений, динамический метод, метод структуризации целей, экспертно-аналитический метод, нормативный метод, параметрический метод, метод моделирования, функциональностоимостной метод, метод главных компонент, балансовый метод, корре-
ляционный и регрессионный метод, опытный метод, матричный метод, аналитико-расчетный метод, метод аналогий и др. Безусловно, каждый из перечисленных методов имеет определенные достоинства и недостатки.
Комплексный анализ эффективности инвестиционной деятельности предприятия железнодорожного транспорта должен осуществляться во всех основных направлениях, без дублирования и игнорирования отдельных аспектов. При этом нецелесообразно как преувеличивать роль внешних условий в ущерб внутренним, так и занижать роль потоков натурально-вещественных материальных ресурсов, завышая значимость потоков финансовых инвестиционных ресурсов [4, с. 182]. В то же время целесообразно анализировать эффективность инвестиционной деятельности по главному направлению, отражающемуся показателями степени достижения конечных целей развития, состоящих в максимально возможном росте ключевых показателей результативности функционирования объекта.
Показатели, используемые при комплексном анализе эффективности инвестиционной деятельности предприятий железнодорожного транспорта, должны быть увязаны с его результативными и обеспечивающими целями, что способствует выявлению соответствующего состава, содержания и методов исчисления показателей, необходимых при комплексном анализе эффективности инвестиций [2, с. 190].
IRR- и NPV-методы принадлежат к числу традиционных методов оценки инвестиций и используются уже в течение более чем трех-четырех десятилетий. В абсолютном большинстве случаев определением чистого приведенного дохода и внутренней нормы рентабельности проекта и исчерпывается анализ эффективности. Такое положение вещей имеет под собой объективную основу: эти методы достаточно просты, не связаны с громоздкими вычислениями и могут применяться для оценки практически любых инвестиционных проектов железнодорожного сектора, т. е. универсальны.
Однако обратной стороной этой универсальности является невозможность учета специфики реализации некоторых инвестиционных проектов, что в определенной степени снижает точность и корректность анализа. Специальные методы позволяют акцентировать внимание на отдельных моментах, способных иметь серьезное значение для инвестора и более детально исследовать инвестиционный проект в целом. Если показатели внутренней нормы рентабельности и чистого приведенного дохода дают лишь общее представление о том, что из себя представляет проект, то применение специальных методов позволяет составить представление об отдельных его аспектах и тем самым повысить общий уровень инвестиционного анализа.
Основные специальные методы оценки эффективности инвестиций предприятий сектора железнодорожных перевозок можно разделить на две группы:
- методы, основанные на определении конечной стоимости инвестиционного проекта, т. е. приведенной не на начало, а конец планового периода, что позволяет рассматривать отдельно ставки процента на привлеченный и вложенный капитал. Таким образом, они основаны на принципиально ином подходе, чем традиционные методы;
- методы, представляющие собой модификацию традиционных схем расчетов.
Опросное исследование среди инвестиционных аналитиков ряда крупных международных и отечественных финансовых институтов и консалтинговых фирм, профессионально занимающихся инвестиционной деятельностью и регулярно использующих доходный метод при анализе эффективности инвестиционных проектов предприятий железнодорожного транспорта, подтвердило указанную гипотезу (рисунок).
ется анализ эмпирических данных, характеризующих реальную окупаемость инвестиций железнодорожного сектора в различных регионах России. Лишь по мере накопления и обработки достоверных статистических сведений возрастет эффективность применения разработанных аналитических методик. Изучение полученных данных позволит осветить качественную и количественную степень влияния различных, в особенности институциональных, факторов, в результате чего станет действительно возможным оценить способность инвестиционных проектов в сфере железнодорожного транспорта создавать и являться носителем стоимости для существующих и потенциальных инвесторов.
Библиографический список
1. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 67.
2. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: Юнити-Дана, 2009. 300 с.
3. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инвестиций. СПб.: Бизнес-пресс, 1998. С. 106.
4. Збрицкий А.А., Никаноров Д.Е. Управление эффективностью инвестиционной деятельности промышленного предприятия. М.: Изд-во ГОУ ДПО ГАСИС, 2006. 250 с.
Polyakova E. V.
The features of the economical effectiveness assessment of the investment projects on the rail transport
Particularly, the methods of the economical effectiveness assessment of the investment projects on the rail transport enterprises, the international experience of the effectiveness investment of capital assessment, the ways of the complex analyzing of the investment effectiveness activity on the rail transport are researched in it.
Key words: a railway transportation, monetary streams, investments, investment activity, investment process, the investment project, rates of discounting, methods of an estimation of investment projects, economic efficiency of investments.