Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности инвестиционного Проекта в рамках частно-государственого партнерства (на примере железнодорожного транспорта)'

Оценка экономической эффективности инвестиционного Проекта в рамках частно-государственого партнерства (на примере железнодорожного транспорта) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВНУТРЕННЯЯ СТАВКА ДОХОДА / ECONOMIC EFFICIENCY / INVESTMENT PROJECT / A PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / THE INTERNAL RATE OF RETURN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туфетулов А. М., Вахитов Р. Ф.

В данной статье рассмотрены вопросы оценки экономической эффективности инвестиционного проекта, который планируется осуществить в рамках частно-государственного партнерства. Материалы данной статьи собраны в ходе подготовки реального проекта частно-государственного партнерства группы предпринимателей Республики Татарстан с одной стороны, и Министерство транспорта РФ, Министерство транспорта РТ, ОАО «Российские железные дороги» с другой стороны. В статье показано, что реализация инвестиционного проекта на принципах частно-государственного партнерства характеризуется высокой рентабельностью и эффективностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EVALUATION OF INVESTMENT PROJECT UNDER PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (FOR EXAMPLE, RAIL TRANSPORT)

This article describes how to assess the economic efficiency of an investment project to be implemented within the framework of public-private partnership. The material in this article are collected in preparation for the real project of public-private partnership group of businessmen of Tatarstan on the one hand, and the Ministry of Transport, Ministry of Transport Tatarstan, public corporation «Russian Railways» the other side. The article shows that the implementation of investment projects on the principles of public-private partnership is characterized by high profitability and efficiency.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности инвестиционного Проекта в рамках частно-государственого партнерства (на примере железнодорожного транспорта)»

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА В РАМКАХ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕНОГО ПАРТНЕРСТВА (НА ПРИМЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА)

Туфетулов А.М., заведующий кафедрой налогов и права Казанского (Приволжского) федерального университета

Вахитов Р.Ф.

В данной статье рассмотрены вопросы оценки экономической эффективности инвестиционного проекта, который планируется осуществить в рамках частно-государственного партнерства. Материалы данной статьи собраны в ходе подготовки реального проекта частногосударственного партнерства группы предпринимателей Республики Татарстан - с одной стороны, и Министерство транспорта РФ, Министерство транспорта РТ, ОАО «Российские железные дороги» - с другой стороны. В статье показано, что реализация инвестиционного проекта на принципах частно-государственного партнерства характеризуется высокой рентабельностью и эффективностью.

Ключевые слова: экономическая эффективность, инвестиционный проект, частно-государственное партнерство, внутренняя ставка

дохода.

ECONOMIC EVALUATION OF INVESTMENT PROJECT UNDER PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP (FOR EXAMPLE, RAIL TRANSPORT)

Tafetulov A., Head of the Tax and Law chair, Kazan (Volga) Federal University

Vakhitov R.

This article describes how to assess the economic efficiency of an investment project to be implemented within the framework of _public-private partnership. The material in this article are collected in preparation for the real project of public-private partnership group of businessmen of Tatarstan - on the one hand, and the Ministry of Transport, Ministry of Transport Tatarstan, public corporation «Russian Railways» - the other side. The article shows that the implementation of investment projects on the principles of _public-private partnership is characterized by high profitability and efficiency.

Keywords: Economic efficiency, investment project, a public-private partnership, the internal rate of return.

Инициативной группой предпринимателей Республики Татарстан совместно с Министерством транспорта РТ, Торгово-промышленной палатой РТ был подготовлен инвестиционный проект «Создание современного комплекса сервисного обслуживания подвижного состава пригородного и скоростного сообщения, включающего автоматизированный вагономоечный комплекс» в Республике Татарстан для реализации его совместно с ОАО «Горьковская железная дорога» на принципах государственно-частного партнерства.

Суть Проекта заключаются в создании современного сервисного комплекса, включающего в себя автоматизированную систему мойки и чистки вагонов замкнутого цикла и ремонтных цехов для прохождения техобслуживания поездов пригородного, интермодального и скоростного сообщения.

Цели проекта - оптимизация сервисного обслуживания вагонных составов, что приведет к экономии средств на чистку и ремонт подвижного состава для железнодорожных предприятий ОАО «РЖД». Реализация Проекта будет также способствовать улучшению качества сервисного обслуживания, что снизит уровень износа кузовов подвижного состава и увеличит их ресурс.

Был осуществлен ряд мероприятий на прединвестиционной стадии: проект представлен Минтрансу Республики Татарстан на выставке «ДорТрансЭкспо», еде получил одобрение; проект одобрен руководством Горьковской Железной Дороги ОАО «РЖД»; выбрана промышленная площадка для строительства комплекса; подписан договор о намерениях с основным поставщиком оборудования; разработано ТЭО Проекта; создана рабочая группа для его дальнейшей проработки, заключен договора на составление бизнес-плана Проекта.

Технология мойки вагонов замкнутого цикла является инновационной для сферы сервисного обслуживания поездов в России и позволяет существенно сократить расход воды, снизив затраты на обслуживание вагона в 2-3 раза. Социальный эффект Проекта заключается в повышении комфортности проезда пассажиров, поскольку чистка вагонов по данной технологии осуществляется круглогодично и дает лучшие результаты. Кроме того, повышается безопасность ж/д перевозок в связи с тем, что подвижной состав в меньшей степени становится подвержен физическому износу.

Что особенно привлекательно в данном Проекте, то что он является тиражируемым и может быть применен в других сферах филиала ОАО «РЖД», что повысит качество российского железнодорожного сообщения. Строительство подобных сервисных комплексов в железнодорожных узлах других регионов даст положительный экономический и социальный эффект в масштабах страны.

Рассмотрим отраслевые особенности Проекта. В настоящее время мотор-вагонное депо Казани проводит работы по наружной мойке вагонов в объеме в 9 раз меньшем, чем того требуют внутренние нормативные документы. Работы проводятся в течение 8 месяцев в году, что также является нарушением как внутреннего нормативного положения ТО-2. предусматривающего круглогодичное совершение работ по мойке поездов, так и внешнего экологического законодательства РФ. В летнее время ориентировочный расход воды при наружной мойке вагонов в депо г. Казань составляет около 160 тыс. литров в месяц. При использовании автоматизированной системы 60 тыс. литров воды будет использоваться в замкнутом цикле в течение 3 месяцев, проходя специальную очистку. Таким образом, расход воды по сравнению с текущим сократиться в 8 раз.

В настоящее время мойка вагонов осуществляется натиркой кузовов различными кислотосодержащими составами вручную и последующим ополаскиванием с помощью морально устаревших приспособлений. Слив резервуаров отработанной технической воды осуществляется прямо в грунт. В рамках Проекта предлагается автоматизированная система, которая исключает попадание в экосистему смазочных материалов, технических жидкостей и накоплений биотуалетов.

Проведенные расчеты показали, что реализация Проекта способствует экономическому росту и промышленному развитию РФ:

- снижение расходов на мойку и чистку вагонов ГЖД ОАО «РЖД» за счет использования замкнутой системы подачи воды, смазочных материалов и технических жидкостей;

- повышение качества мойки и чистки вагонов за счет автоматизации процесса, а также за счет возможности осуществлять его круглогодично;

- снижение негативно экологического эффекта благодаря отсутствию выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Общая стоимость Инвестиционного Проекта 800 млн. руб. Финансирование Проекта планируется осуществить за счет долгового и долевого финансирования, а также за счет собственных средств Инициаторов Проекта в следующем соотношений:

Долговое финансирование - 45,6%

Долевое финансирование - 49,4%

Собственные средства - 5%

Привлечение долгового финансирования в объеме 365 млн. руб. за счет средств кредитных организаций на следующих условиях:

- период кредитования: 10-12 лет, процентная ставка: 8-10% годовых

Таблица 1. Общая стоимость Инвестиционного Проекта (в номинальных ценах в расчете на 01.10.2011г.), тыс. руб.

Показатели Значения Структура

Общая стоимость Инвестиционного Проекта 800 100,0%

Приобретение оборудования 200 25,0%

Проектно-изыскательные работы 5 0,6%

Строительство ангара, бетонные работы 200 25,0%

Работы по формированию инфраструктуры проекта (электрофиксация, водоснабжение, подведение путей, коммуникаций) 395 49,4%

■ Приобретение оборудования

■ Проектно-изыскательные работы

■ Строительство ангара, бетонные работы

Рис. 1. Структура инвестиций в Проект.

Таблица 2. Бальная оценка инвестиционного Проекта

Критерии Величина балла для критерия Присваиваемый балл для проекта

Наличие Лидера, соответствующего критериям АСИ + 2,2 + 2,2

Готовность Проекта + 2,0 + 2,0

Развитие инноваций или социальный эффект + 2,0 + 2,0

Соответствие количественным критериям Проекта + 2,0 + 2,0

Системный эффект + 0,3 + 0,3

Импортозамещение + 0,3

Развитие экспорта + 0,3

Равное благоприятствование + 0,3 + 0,3

Устранение ограничений развития региона и/или города + 0,3

Эффективность и окружающая среда + 0,3 + 0,3

Итого 9,1

- Grace period по основному долгу: 18-24 месяца

Привлечение долевого финансирования ОАО «РЖД» в объеме 395 млн. руб. Дополнительное привлечение средств Инициатора Проекта планируется в объеме 37 млн. руб. Общая стоимость Инвестиционного Проекта представлена в таблице 1.

Примерная структура направлений инвестиций представлена на рис.1

В ходе подготовки инвестиционного меморандума иных документов была осуществлена бальная оценка инвестиционного Проекта (таблица 2). Проект может быть допущен к рассмотрению на Экспертном Совете частно-государственного партнерства в ОАО «РЖД», если он получает не менее 8,5 баллов).

На рассматриваемом участке ГЖД в 1 кв. 2013 г., к моменту начала эксплуатации комплекса, будут ежедневно курсировать 6 интермодальных поездов и 17 электропоездов. Кроме того, в 2012 г. планируется запуск движения поездов «Сапсан» по маршруту Москва-Казань.

При ежедневной мойке вагонов, только с учетом пригородных

и интермодальных поездов комплекс будет обслуживать 3 960 вагонов в месяц, или 47 520 вагонов в год. В список оказываемых услуг будет входить наружная мойка и внутренняя влажная уборка вагонов, очистка биотуалетов и заправка вагонов технологической вожжой.

Высокая рентабельность Проекта (55% - валовая рентабельность, 39% - рентабельность чистой прибыли) объясняется низкой себестоимостью проводимых работ (440 руб. на 1 вагон против 3 760 руб. в настоящее время). Высокая себестоимость работ в настоящее время объясняется высокими затратами на оплату труда, неэкономичным использованием воды и моющих средств и высокой долей накладных расходов.

Показатель внутренней ставки дохода является одним из важнейших показателей эффективности инвестиционных проектов. Численное значение данного показателя характеризует максимально возможную отдачу на вложенные средства. Однако следует отметить, что показатель IRR можно рассматривать лишь как теоретически возможную максимальную ставку дохода по рассматрива-

Таблица 3

Производственный план Проекта

Наименование показателя Ед. измерения 2012 2013 Стоимость работ, руб./шт

Наружная мойка вагонов шт. 11 880 47 520 2 000

Внутренняя влажная уборка вагонов шт. 11 880 47 520 340

Очистка биотуалетов шт. 3 960 15 840 50

Заправка вагона технологической водой шт. 3 960 15 840 40

Итого стоимость услуг, с НДС тыс. руб. 28 156 112 622

Таблица 4

Финансовый план Проекта

Наименование показателя Ед. измерения 2012 2013

Выручка, без НДС тыс. руб. 24 483 97 932

Себестоимость тыс. руб. 11 026 44 104

Валовая прибыль тыс. руб. 13 457 53 828

Валовая рентабельность % 55% 55%

Коммерческие и управленческие расходы тыс. руб. 1500 6000

Прибыль до налогообложения тыс. руб. 11 957 47 828

Налог на прибыль тыс. руб. 2 391 9 566

Чистая прибыль тыс. руб. 9 566 38 262

Рентабельность чистой прибыли % 39% 39%

Таблица 5. Согласование критериев экономической эффективности по рассматриваемому проекту

Наименование критерия Значение критерия Характеристика критерия

Срок окупаемости (7), лет 3 года 1,5 месяца Проект обеспечивает окупаемость инвестиций за период менее чем 3,5 года

Чистый дисконтированный доход , тыс. руб. 166808 Проект обеспечивает значительный положительный прирост инвестиций

Индекс доходности (отдача на вложенный капитал), % 32% На каждый рубль инвестированных средств проект обеспечивает 32 копейки чистой прибыли

Внутренняя норма доходности,% 19 Максимально возможная отдача на вложенные в проект средства составляет 19%. IRR (21%) > ставки дисконтирования (18%), следовательно проект приемлем

Итого: Совокупная экономическая эффективность рассматриваемого проекта достаточно высока

- если IRR меньше i, проект не приемлем;

- если IRR равно 1, можно принимать любое решение. Показатель IRR косвенно предполагает, что поступления денежных средств, получаемых в разные периоды деятельности проекта, будут реинвестированы в проект по той же ставке дохода, что и первоначальные инвестиции. Данное допущение считается недостатком показателя IRR, поскольку нельзя с уверенностью утверждать, что ставка реинвестирования, равная IRR, будет достигнута. Существует аксиома, что дополнительные инвестиции всегда дают

емому проекту инвестиций. Показатель IRR определяется на весь инвестиционный капитал, без учета наличия собственных и заемных средств, т.е. структура капитала здесь не учитывается.

Внутренняя ставка дохода позволяет найти граничное значение ставки дохода, разделяющее инвестиции на приемлемые и невыгодные. Для этого показатель IRR сравнивают с требуемой, желаемой инвестором ставкой дохода i. Возможны следующие результаты сравнения и, соответственно, варианты решений:

- если IRR больше i, проект приемлем;

пониженную отдачу по сравнению с первоначальными инвестициями. Кроме того, в случае, если отток инвестиционных средств происходит более одного раза, эти потоки также дисконтируются по ставке IRR. В этом случае может быть получено несколько математически правильных значений IRR.

Применение в практике расчетов экономической эффективности указанных выше показателей будет способствовать принятию более верного управленческого решения относительно эффективности предлагаемого проекта.

Составленный план денежных поступлений и выплат по годам реализации инвестиционного проекта, из которого видно что по истечении 1,5 лет реализации данного проекта, предприятие будет обладать накопленным денежным потоком в объеме порядка 168 млн. руб. - объеме, достаточном для возврата 56% инвестиционных средств.

При сохранении заданной динамики в последующие года реализации проекта. Срок окупаемости инвестиций в размере 300 млн. рублей составит 3 года 1,5 месяца, обеспечив отдачу на вложенный капитал в размере 32 копеек с каждого рубля инвестированных средств (Доходность проекта - 32%). Значение показателя NPV к концу срока реализации предлагаемого проекта (2021 гг.) составит около 167 млн. рублей, что говорит о высокой эффективности предлагаемого проекта.

Завершающим этапом анализа оценки экономической эффективности оцениваемого проекта является согласование различных критериев эффективности, сводный перечень которых представлен в таблице.

Подводя итоги, можно отметить, что рассматриваемое мероприятие по приобретению линии по мойке подвижного состава железнодорожного транспорта инициирует высокий экономический эффект, достаточный для принятия положительного решения относительно вопроса его реализации.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. - М.: Наука, 2005.

2. Дерябина М.А. Теоретические и практические проблемы государственно-частного партнерства. - Институт экономики РАН, 2006.

3. Левитин И.Е. Инновационные источники развития государственного партнерства и логистики на транспорте. Монография. -М.: ИТК «Дошков и Ко», 2007. - 318с.

4. Левитин И.Е. Развитие государственно-частного партнерства на транспорте. - М.: ВИНИТИ РАН, 2010. - 444 стр.

5. Левитин И.Е., Морозова Л.Э. Оценка инвестиционных проектов транспортной отрасли. // М.: Мир транспорта. - 2009 - №12.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТРИЧНОГО МЕТОДА ОЦЕНКИ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ ДИНАМИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Умалатов Т.Н., аспирант ГОУ ВПО РосЗИТЛП

Рассмотрены методические основы матричного метода оценки комплексного показателя динамики эффективности работы промышленного предприятия.

Раскрыты возможности получения множества различных показателей эффективности использования вида ресурсов и эффективности получения видов конечного результата. Даны предложения по осуществлению оценки комплексного показателя динамики эффективности работы промышленного предприятия на основе построения матрицы.

Ключевые слова: детализация, эффективность, конечный результат, основные средства, проведения матричного анализа

METHODICAL FUNDAMENTALS OF MATRIX METHOD OF EVALUATION OF THE INTEGRATED INDICATOR OF THE DYNAMICS OF THE EFFICIENCY OF WORK OF INDUSTRIAL ENTERPRISES

Umalatov T., The post-graduate student, GOU VPO RosZITLP

Considered methodical fundamentals of matrix method of evaluation of the integrated indicator of the dynamics of the efficiency of operation of industrial enterprises.

Opened the possibility of obtaining a variety of different indicators of efficiency of use of the kind of resources and the efficiency of obtaining residence of the final result. The proposals are given to the implementation of the complex parameter evaluation of the dynamics of the efficiency of operation of industrial enterprises on the basis of the construction of the matrix.

Keywords: detail, the effectiveness of the, the final result, fixed assets, of a matrix analysis

Наиболее удобной формой представления расчетов при оценке комплексного показателя динамики эффективности работы промышленного предприятия графо-аналитическим методом является матрица. Результаты анализа, представленные в табличных формах (матрицах), позволяют охватить i представить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживать связь между исследуемыми показателями. Существуют различные матричные методы анализа. Рассмотрим матричную форму формирования экономических показателей эффективности работы промышленного предприятия (Таблица 1). Расположим по крайней верхней >ой строке показатели, которые обозначим «П.», а по крайнему левому столбцу показатели, которые обозначим «П.».

В Таблице 1 можно построить по формуле (1) матрицы экономических показателей отчетного и базового периода, а также матрицу эффективности использования ресурса или эффективности получения конечного результата за отчетный и базовый периоды:

Пі j = —

1■ —

(1)

« —і » и « П j

» - показатели, располагаемые соответственно

по крайней верхней строке и крайнему левому столбцу Таблицы 1, которые могут принимать значения различных показателей видов конечных результатов и/или ресурсов.

Таким образом, можно получить множество различных показателей эффективности использования определенного вида ресурса, и эффективности получения вида конечного результата, а также индексы указанных показателей в сопоставлении аналогичных показателей за различные периоды (отчетный - базовый, отчетный -плановый и т.д.).

Значения показателей « » и « » зависят от того, матри-

цы каких показателей необходимо рассчитать, а также и от того, значения каких показателей заданы для расчетов по крайней верхней >ой стоке и крайнему левому _]-ому столбцу в Таблице 1.

Показатель (П ), стоящий на пересечении в ьой строке и _]-ом столбце матрицы, построенной в Таблице 1, определяется из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.