9. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области
на 2008-2010 годы: Программа. Иркутск, 2007. 10. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Иркутской области на 2011-2013 годы: Программа. Иркутск, 2010.
УДК 338.486.4:004.7
Б. Е. Булкин, Е. А. Батенков
Сущность и классификация интернет-коммерции как формы предпринимательской деятельности
B. E. Bulkin, E. A. Batenkov. The Nature and Classification of the Internet-Commerce as a Form of Business Activity
В статье описана сущность интернет-коммерции и проведена ее классификация как формы предпринимательской деятельности. Перечислены и описаны сегменты интернет-коммерции. Выделены новые области принятия управленческих решений в интернет-коммерции. Обозначена возрастающая важность нематериальных активов.
ключевые слова: интернет-коммерция, инфраструктура Интернета, коммуникации, В2В, В2С, Б20
контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
The article describes the essence of Internet — Commerce. The classification Internet — Commerce as a form of business is conducted at the article. The article lists and describes the segments of the Internet-commerce. It identifies new areas of decision-making in the Internet-commerce and denotes the increasing importance of intangible assets.
Keywords: Internet-commerce, Internet infrastructure, communications, B2B, B2C, B2G
Contacts: Lermontovskiy Ave 44/A, St. Petersburg, 190103, Russian Federation
С постоянным развитием сети Интернет связано и совершенствование интернет-коммерции, которая представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся форм ведения бизнеса. Интернет-коммерция является средством решения проблемы перестройки информационной инфраструктуры для поддержания рынка в России и приведения его в соответствие с современными требованиями, которые позволят сократить логистические расходы и частично решат проблемы отдаленных регионов и небольших предприятий, связанные с невыгодным географическим расположением и большими расстояниями от потребителей.
Интернет-коммерция является новой областью предпринимательской деятельности, при которой основные бизнес-процессы (купля-продажа, поиск клиентов, распространение товаров и пр.) осуществляются в сети Интернет.
Направления интернет-коммерции охватывают далеко не только куплю-продажу товаров, которые мы привыкли видеть в интернет-магазинах. Основные сегменты интернет-коммерции:
• Бизнес — Бизнес (В2В),
Борис Ефимович Булкин — профессор Санкт-Петербургского университета управления и экономики.
Евгений Александрович Батенков — аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономики.
© Б. Е. Булкин, Е. А. Батенков, 2013
• Бизнес — Потребитель (B2C),
• Бизнес — Правительство (B2G),
• Потребитель — Бизнес (C2B),
• Правительство — Бизнес (G2B),
• Потребитель — Правительство (C2G),
• Правительство — Потребитель (G2C),
• Потребитель — Потребитель (C2C),
• Правительство — Правительство (G2G).
Направления интернет-коммерции, основанные на участвующих субъектах, представлены на рис. 1.
Рис. 1. Сегменты интернет-коммерции
Дифференциация выделяемых учеными сегментов подтверждает колоссальную важность интернет-коммерции в современном обществе.
К основным способам достижения конкурентных преимуществ в интернет-коммерции следует отнести оперативность получения объективной бизнес-информации, снижение уровня складских запасов и экономию на различных операционных расходах. Нельзя не отметить и тот факт, что благодаря Интернету процесс совершения покупок и продаж существенно упрощается, как и процесс поиска новых поставщиков и покупателей. Интернет стирает границы, что позволяет клиентам из любых уголков света находить для себя наиболее выгодные предложения и пользоваться ими.
Конечно же, Интернет имеет и свою особую инфраструктуру, к которой относятся:
• множество платежных систем, предлагающих удобные способы оплаты и подразделяющихся на традиционные их виды (наличные, банковский перевод, почтовый перевод) и онлайн;
• интернет-магазины, обеспечивающие необходимыми товарами миллионы покупателей по всему миру;
• торговые интернет-площадки, на которых пользователи могут продавать товары самостоятельно;
• службы доставки товаров, без которых невозможно представить существование большого числа интернет-бизнесов, так как именно службы доставки являются точками соприкосновения продавца и покупателя;
• интернет- и хостинг-провайдеры, обеспечивающие технические возможности интернет-коммерции.
Интернет позволяет добиться впечатляющих результатов в плане экономических коммуникаций, которые дают возможность:
• вести интерактивное общение;
• строить многофункциональные модели коммуникации «многие ко многим»;
• автоматически производить сегментации рынков;
• объединять сообщества потребителей (в «сетевые сообщества»);
• оперативно оценивать результаты коммуникативного воздействия.
Интернет-коммерция представляет собой инструмент, приносящий доходы,
а для их максимизации появился интернет-маркетинг, который благодаря современным методам исследования позволяет получать информацию об индивидуальных товарных предпочтениях покупателей, осуществлять рыночные исследования, охватывая большое число респондентов.
Как особая среда предпринимательской деятельности, интернет-коммерция имеет ряд направлений, по которым она осуществляется. Классификация основных направлений интернет-коммерции обусловливается структурой участников (субъектов). Ими выступают коммерческие предприятия, частные лица, государство, а также любые другие организации и объединения, осуществляющие деятельность в сети Интернет.
Модели В2В и В2С являются сегодня основными в интернет-коммерции, поскольку именно они обеспечивают большую часть трансакций в сети Интернет. Однако по мере дальнейшего развития и внедрения информационных технологий в экономические процессы роль других моделей, которые иногда называют смешанными или производными, будет постоянно возрастать. Этому способствует и стремление многих сетевых структур использовать несколько моделей одновременно для диверсификации деятельности компании, обеспечивая тем самым их устойчивость к колебаниям рынка. Пример диверсификации — продажа рекламных мест на сайте интернет-магазина компаниям, работающим в интернет-экономике [1].
Для интернет-коммерции транзакционные модели являются важным понятием, поскольку от того, кто будет клиентом компании, зависит наполнение бизнес-процессов конкретными работами, и, как следствие, — структура компании и решения по развитию инфраструктуры бизнеса.
Внедрение интернет-технологий во внутрикорпоративную структуру компаний позволяет выделить категорию электронной коммерции, к которой можно отнести все внутрифирменные транзакции, т. е. операции, проводимые внутри отдельной организации в большинстве случаев в сети Интернет. Эти операции включают в себя обмен товарами, услугами и информацией. Действия могут быть различными: от продажи корпоративного товара работникам до обучения персонала компании в режиме реального времени с использованием внутренних сайтов, вместо того чтобы посылать им видеокассеты с учебным материалом, что значительно увеличивает расходы.
Интернет-коммерция может принимать различные формы в зависимости от возможности представить в электронном или цифровом виде продаваемый товар (услугу), поставщика (посредника) и процесс проведения сделки (транзакции).
Продукт (товар) или агент (субъект) рынка могут выступать как материальные объекты или в цифровом (электронном, информационном) виде. В традиционной коммерции все составляющие — товар (услуга), субъект, процесс — физические, а в чистой интернет-коммерции они являются цифровыми. Возможна также комбинированная (частичная) форма электронной коммерции [Там же]. Например, приобретение товара в электронном магазине www.ozon.ru не является чистой интернет-коммерцией с точки зрения процесса, так как книга передается потребителю с помощью обычных средств доставки или по почте, тогда как приобретение программного обеспечения в компании www.amazon.com — пример процесса чистой интернет-коммерции.
Рассмотрим преимущества ведения предпринимательской деятельности в основных направлениях (сегментах интернет-коммерции), которыми в настоящее время выступают такие направления, как B2B, B2C, B2G.
B2B-интернет-коммерция
В2В (от англ. business to business, бизнес для бизнеса) — направление интернет-коммерции, представляющее собой торговые транзакции, выполняемые между предприятиями и/или организациями через сеть Интернет [2].
Вовлечение партнеров в систему В2В обеспечивается совместным характером деятельности. В частности, коммерческие предприятия образуют долгосрочные союзы, благодаря чему сокращаются расходы на их функционирование. Совместный характер коммерческой деятельности требует коллективного использования деловыми партнерами общей информации, в том числе о ценах на товары, товарных запасах, о состоянии поставок. Особенность электронной коммерции системы В2В состоит в том, что взаимоотношения сторон сохраняют устойчивый характер, обеспечивая взаимные выгоды всем участникам [3].
Интернет позволяет каждому предприятию связываться с неограниченным числом партнеров. Развитие Интернета обеспечило создание объединенных информационных, торговых, расчетных, коммуникационных и других сетей уже не на уровне отдельных коммерческих организаций, а на макроуровне — в масштабах отраслей или групп однородных организаций.
При этом наполнение системы В2В может быть самым разнообразным — начиная от конкретных сайтов, предоставляющих информацию по специализированной тематике, системы аукционной торговли, организующей продажу и обмен сырья, материалов, оборудования, услугами и т. д., и заканчивая системами, объединяющими в единое целое промышленные корпорации с большим количеством смежных предприятий.
В системе В2В обязательным условием является подключение к Интернету ограниченного и заранее известного круга корпоративных пользователей, принимающих участие в реализации конкретного проекта. Также не требуется создавать дополнительные расчетные и транспортно-логические системы. С точки зрения технологии в системе В2В управление информацией о рынке соединено с корпоративными информационными системами. Необходимые для покупателя сведения размещаются на его сервере, интегрируясь с такими системами, как Интернет или электронная почта.
Многие системы «бизнес ту бизнес», как уже отмечалось ранее, создаются по принципу глубокой специализации и при соответствующем отборе потенциального круга клиентов. Финансовый результат формируется в виде комиссионных отчислений от четко фиксируемых сумм выручки от ее оборота и рекламы, что делает прогноз будущих потоков прибыли более достоверным [Там же].
Преимущества создания бизнес-организаций:
• снижение издержек на процедуры поиска и продаж;
• упрощение процесса поиска новых поставщиков и покупателей;
• высокая скорость получения объективной и достоверной бизнес-информации;
• повышение оперативности в приобретении сырья и реализации продукции по приемлемым ценам;
• снижение уровня складских запасов и получение дополнительных оборотных средств;
• прозрачность процесса закупок, уменьшение издержек, снижение закупочных цен за счет конкуренции;
• оптимизация регулярных бизнес-процессов компании (маркетинговые акции, тендеры);
• уменьшение непроизводственных затрат за счет снижения числа посредников в цепочке поставок, снижение издержек на привлечение новых партнеров [4].
B2C-интернет-коммерция
В2С (от англ. business to consumer, бизнес для потребителя) — направление интернет-коммерции, представляющее собой торговые транзакции, выполняемые по инициативе коммерческих предприятий и организаций через сеть Интернет и ориентированные на конечного физического потребителя [2].
В2С-интернет-коммерция эффективна для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в смысле доступности товаров и услуг для потребителя. В2С позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Устранение посредников дает возможность устанавливать конкурентные цены на местах и даже увеличивать их, исключая вознаграждение посредников, что, естественно, обеспечивает и рост прибыли.
В2С — это концепция построения бизнес-процессов, а также комплекс интернет-технологий и инструментов предприятия, повышающих прозрачность и облегчающих его взаимодействие с клиентами. Один из популярных инструментов В2С-интернет-магазин.
Преимущества для продавцов выражаются в следующем:
• снижение затрат на обслуживание одного клиента;
• эффективная обратная связь через e-mail всех основных служб компании;
• детальная информация о продукции и услугах компании;
• снижение нагрузки на операторов или продавцов;
• увеличение продаж, не увеличивая торговые площади;
• получение более точного представления о своих клиентах и организация обратной связи;
• предоставление клиентам возможности получения подробной информации о товарах, новинках, распродажах;
• прямые продажи с минимальным количеством посредников.
Преимущества для покупателей находят отражение в виде факторов:
• простоты процедуры заказа и отсутствия очередей;
• удобства покупки товара или заказа услуги;
• широкого ассортимента товаров;
• экономии времени;
• более низких, по сравнению с обычными магазинами, цен [4].
B2G-интернет-коммерция
B2G (от англ. business to coverment, бизнес для правительства) — направление интернет-коммерции, представляющее собой торговые транзакции, выполняемые коммерческими предприятиями и организациями через сеть Интернет для государственных или муниципальных заказчиков [2].
Преимущества для бизнес-организаций следующие:
• доступность (участвовать в торгах может поставщик из любой точки страны, удовлетворяющий требованиям);
• актуальность (так как торги проводятся по необходимости, результат известен практически в день размещения заказа в Сети);
• глобальный характер (преодоление традиционных барьеров, заключающихся в территориальной удаленности и недостатке информации относительно возможностей рынка).
Преимущества для государства выражаются в том, что обеспечиваются:
• снижение издержек, связанных с оформлением конкурсной документации;
• уменьшение закупочных цен в результате информирования поставщиков и усиление конкуренции между ними;
• повышение доверия (обеспечение условий для установления обратной связи и развития взаимодействий между государством, гражданами и бизнес-организациями; повышения тем самым доверия граждан к государству и органам власти) [4].
Таким образом, интернет-коммерция представляет собой направление интернет-бизнеса, совокупность технических средств, программных продуктов и способов, позволяющих реализовать коммерческую деятельность в сети Интернет. В интернет-коммерции все операции тесно связаны и нарушение хотя бы одной из них повлечет за собой остановку всей коммерческой деятельности. Появление интернет-коммерции и дополнительных технических возможностей для пользователей глобальной компьютерной сети Интернет перевернуло существующие представления о способах оказания услуг и их продвижения на рынке продавца и покупателя. Интернет сегодня — это крупный комплекс, включающий в себя локальные сети и автономные компьютеры, соединенные между собой любыми средствами связи, а также программное обеспечение, которое позволяет осуществлять взаимодействие этих средств. Современные технологии дают возможность организовать бизнес, используя стратегию минимизации издержек. Интернет-бизнес сокращает и упрощает производственно-сбытовой цикл до минимума. Промедление во внедрении интернет-технологий может повлечь за собой отток клиентов, что неминуемо приведет к снижению прибыли.
Перечисленных моделей ведения бизнеса в сети Интернет вполне достаточно для понимания того, что остальные формы так или иначе вытекают из основных, а именно: Бизнес — Бизнес (B2B), Бизнес — Потребитель (B2C), Бизнес — Правительство (B2G), что наглядно показано на рис. 1.
Интернет-коммерция представляет собой новую область принятия управленческих решений, которые включают в себя:
• выбор стратегии интернет-маркетинга;
• управление контентом веб-ресурса;
• принятие решений о выборе интернет- и хостинг-провайдеров. Появление интернет-коммерции дает людям не только больше возможностей,
но и требует от них новых знаний и умения получать нужную информацию. Это и становится новой ценностью наряду с ноу-хау. Нематериальные активы приобретают все большую значимость, и это является основным отличаем интернет-коммерции.
Литература
1. Брагин Л. А. Электронная коммерция: Учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2005. 285 с.
2. максиянова Т. В. Инновационные технологии в современной экономике: основные понятия и категории: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2010. 124 с.
3. климченя Л. C. Электронная коммерция: Учеб. пособие. М.; Минск: Вышэйшая школа, 2005. 191 с.
4. Васильева Т. В. Организация и оценка эффективности предпринимательской деятельности в сфере интернет-коммерции. СПб.: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2007. 272 с.