Бизнес-модели электронной коммерции в России
DOI 10.24411/2658-3569-2020-10011
Стеблюк Илья Юрьевич,
Финансовый университет при правительстве РФ
Аннотация. В статье раскрыта актуальность темы. Описаны основные бизнес-модели электронной коммерции в России. Проведен анализ российского рынка электронной торговли. Отображены статистические данные электронной торговли в России за 20132018 год. Сделаны выводы.
Summary. The article describes the relevance of the topic. E-commerce business models in Russia are described. The analysis of the Russian e-commerce market is carried out. The statistics of electronic commerce in Russia for 2013-2018 are displayed. Conclusions are drawn.
Ключевые слова: электронная коммерция, торговая точка, интернет, бизнес-модели, интернет — магазины, Веб-сайт.
Keywords: commerce, outlet, Internet, business models, online stores, Web site.
Во всех сферах жизни общества применяются в современном понимании интернет-технологии и на интеллектуализацию общества оказывают значительное влияние. Особая роль интернет — технологий отводится в экономической сфере, а точнее в торговле и финансах. Название «электронная коммерция» или «интернет-торговля» получила модернизация торговой инфраструктуры с помощью интернет — технологий, куда как физическим, так и юридическим лицам открыт доступ. Достаточно много определений понятия «электронная коммерция» существует на данный момент, однако, до сих пор авторы не пришли к единому мнению, что же данный термин представляет собой действительно.[6]
Первые попытки разработать технологии e-commerce были предприняты в 1960-е годы в США. Это была возможность бронировать места на авиарейсы. Развитие интернета в 90-е годы позволило электронной коммерции выйти на глобальный уровень. Были открыты сайты Amazon и eBay. Объем продаж через интернет к 2012 году превысил показатель в 1 триллион долларов, треть этой суммы приходилась на Европу.
Как отмечает Колесник И.В., коммерция является видом бизнес-деятельности, связанным с торгово-организационными операциями, которые направлены осуществлять
процесс купли-продажи товаров и оказание услуг для возможности получения прибыли. [1]
Под электронной коммерцией Васиным О.Д. понимается перечень коммерческих операций, совершаемых в интернете. С каждым годом этот тип коммерческих отношений занимает все большую долю на рынке, постоянно увеличивая объемы реализуемых товаров, а также подключая новые области и сферы деятельности. Под электронной коммерцией можно подразумевать бронирование и реализацию заказов, транзакции через банковские сервисы или системы электронных денег.
Интернет-магазины и онлайн-аукционы (маркетплейсы) являются торговыми точками (merchant account) в Интернете. Зачастую без создания отдельного Интернет-магазина предприятие организовывает у себя на сайте продажу товаров и услуг.
Бизнес активно идет в интернет по многим причинам. Прежде всего, предприниматели понимают, что такое направление коммерции дает широкий охват аудитории и, следовательно, потенциальных покупателей. Домашним и мобильным интернетом пользуется значительное количество людей, а значит, становится проще донести до них свое предложение. Кроме того, это позволяет сделать охват различных сегментов аудитории. Также электронная коммерция требует меньше затрат на рекламу и продвижение. Наконец, возможность взаимодействовать посредством интернета или посредством электронного документооборота с банками упростила и функцию документооборота.
Фактически, электронная коммерция является отражением всех торговых процессов в сети Интернет, однако отличается более высокой степенью автоматизации бизнес-процессов и обязательным использованием веб-сервисов. Основные возможности, которые получают компании, внедрившие в свою работу системы электронной коммерции, сосредоточены в области рекламы, информировании о товаре, выписке счетов, проведении электронных и банковских платежей, оформление доставки, проведение консультаций и т.д. [3]
Бизнес-модели электронной коммерции можно классифицировать в следующих категориях (таблица 1).
Таблица 1 - Классификация бизнес-моделей электронной коммерции __[2]_
Названое бизнес -подели Характеристика
Бизнес-бизнес (В2В) Веб-сайт после бизнес-модели В2В продает свой продукт промежуточному покупателю, который затем продает продукт конечному потребителю.
Бизнес-клиентам (В2С) Веб-сайт7 следующий за бизнес-моделью В2С, продает сбой продукт непосредственно клиенту. Вео-сайт отправит уведомление бизнес -организации по электронной почте, а организация отправит гоЕар клиенту.
Потребительский потребитель (С2С) Веб-сайт7 следующий за бизнес-моделью С2С, помогает потребителю продавать свои активы, такие как жилая недвижимость, автомобили, мотоциклы н т. д., или снимать комнату, публикуя свою информацию на веб-сайте. Сайт может или не может взимать плату с потребителя за свои услуги.
Потребительский бизнес (С2В) В этой модели потребитель обращается к вебсайту, показывающему несколько бизнес-организаций для конкретной услуги. Потребитель ставил оценку суммы, которую онона хочет потратить на конкретную услугу. Бизнес -правительство (В2С)
Модель B2G Это вариант модели В2Б. Такие веб-сайты используются правительством для торговли и обмена информацией с различными бизнес -организациями. Такие веб-сайты аккредитованы правительством и предоставляют предприятиям возможность подавать заявки в государственные органы.
Правительственный бизнес (G2B) Правительство использует веб-сайт модели В2Сг для организации деловых организаций. Такие веб-сайты поддерживают аукционы, тендеры и функциональность представления заявок.
Государ ство-гражд анин (G2C) Правительство использует веб-сайт модели С2С для подхода к гражданам в целом. Основными задачами веб-сайта в2С являются, сокращение среднего времени для удовлетворения запросов людей на различные государственные услуги.
Следует отметить, что есть сдерживающие факторы, которые мешают полноценному развитию электронной коммерции данных моделей в России и в первую очередь это пользование самим интернетом. Сегодня интернетом в России пользуется немногим более 70% населении, тогда как, к примеру, в Дании, Норвегии этот показатель составляет 96%, в Нидерландах - 93%, в ОАЭ - 91%, в Канаде - 90%, в Испании - 87%, в Италии - 86%. [8]
По данным Минпромторга, в России работает около 40 тысяч интернет-магазинов, однако основная доля оборота при этом приходится всего на 50 онлайн-площадок. При
этом «Почта России» занимает 67% на рынке доставок посылок из интернет-магазинов. На сегодняшний день на каждого гражданина России приходится в среднем 3,5 посылки в год, тогда как за рубежом этот показатель равен примерно 15-20 в год.
В общем объеме глобальной электронной торговли львиную долю занимает торговля между предприятиями (B2B), которая в 2018 году оценивалась на уровне свыше 15 трлн. долл.
Большинство интернет-потребителей покупают товары и услуги в пределах своих стран. Однако число тех, кто заказывает продукцию из-за рубежа, выросло до 21% - в основном за счет жителей Соединенных Штатов.
Список мировых лидеров электронной торговли за последние два года практически не изменился, первые три позиции по-прежнему занимают США, Япония и Китай. В десятку «гигантов» интернет-коммерции также входят Германия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Канада, Индия и Италия. [9] В 2018 году объем российского рынка торговли через Сеть составил 1,285 трлн. руб., при этом на долю российских игроков пришлось 62% рынка, а на трансграничную торговлю - 38%. На рис.1 отображены статистические данные электронной торговли в России.
I I j | I I
Рисунок 1 - Данные электронной торговли в России, млрд .руб. [4]
Анализируя представленные данные, следует отметить положительную тенденцию роста данного сегмента. Объем российского рынка электронной торговли по итогам 2018 года составил 1,285 трлн. рублей, его доля в обороте всего российского ретейла составила 4,07%. Эксперты прогнозируют, что к 2024 году рост российского рынка электронной торговли достигнет 2,78 трлн. руб. [4]
Наиболее активное развитие онлайн-коммерции наблюдается, прежде всего, в больших городах: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке.
Женщины покупают чаще, но в целом тратят на покупки меньше, чем мужчины.
Ключевыми драйверами роста рынка электронной коммерции можно считать распространение мобильного интернета, благодаря чему доля населения, пользующегося интернетом, превышает 70%, и рост популярности иностранных интернет-магазинов (китайских торговых площадок), в которых большинство российских интернет-покупателей и совершает первую покупку, имеется возможность получить товар по доступной цене в любом регионе России.
Наиболее популярными категориями среди российских интернет-магазинов являются «электроника и бытовая техника» (240 млрд. руб), «одежда, обувь, аксессуары» (160 млрд. руб.) и «универсальные магазины» (152 млрд. руб.). Самые высокие темпы роста показали не самые популярные категории «продукты питания», «зоотовары», «товары для красоты и здоровья», чей прирост объемов продаж составил более 50% за последний год. Во многом это связано с решением проблем с логистикой, реализацией и хранением скоропортящейся продукции, а также активным ростом популярности данных категорий и отсутствии явного лидера по продажам в данных категориях. Большим потенциалом, основываясь на мировых тенденциях обладают категории «музыка» и «книги», но в России, только с недавним ужесточением законов об авторском праве, данные категории стали показывать активный рост. [5]
Дальнейший рост интернет-торговли возможен за счет увеличения количества заказов на одного покупателя. Самой популярной категорией по частоте совершения покупок, по его словам, являются продукты: за ними интернет-пользователи возвращаются в среднем 8,4 раза в год. Частота покупок смартфонов и планшетов, для сравнения, составляет около 1,4 раза в год.
Сильно зависит развитие e-commerce в России и от логистики. Согласно обзору Института Гайдара, сейчас минимальная и максимальная скорость доставки различаются в 775 раз, поэтому именно этот вопрос приобретает ключевое значение для дальнейшей экспансии интернет-ретейлеров. [7]
Можно определить и сгруппировать факторы, которые позволят российским компаниям избежать многих ошибок, и добиться лучших результатов в сегменте электронной коммерции основываясь на зарубежном опыте. Речь идет о:
- Человеческом факторе - ведь кадры решают все. То-есть, отсутствие на нужных местах нужных людей — одна из главных причин краха онлайновых проектов.
- Рыночных возможностях. Спектр рыночных возможностей представлен качеством выбранной модели бизнеса, конкурентной рыночной позицией, рыночным потенциалом проекта.
- Финансировании. Как недостаточным финансированием может объясняться крах проекта, так и нерациональным использованием полученных средств.
- Продукции и услугах. Это весьма немаловажный аспект онлайнового бизнеса. Он включает востребованность продукта на рынке, степень того, насколько предлагаемый продукт отвечает потребностям клиентов, правильный выбор технологического решения, функциональность системы исполнения заказов и качество обслуживания.
На успешное завершение проекта электронной торговой площадки каждый из этих факторов по-разному влияет на разных стадиях его осуществления. Но тот факт остается бесспорным, что человеческий фактор является наиболее критическим, который на успех любого проекта оказывает наиболее существенное влияние, тем более онлайнового.
В заключение следует подчеркнуть, что в России в значительной мере отстает от показателей развития зарубежных стран общий уровень развития электронной коммерции. Своевременному развитию рынка препятствовали негативные последствия экономического кризиса, недоступность современных телекоммуникационных сетей в большинстве регионов страны. Но, в целом благоприятная обстановка с положительными тенденциями формируется на сегодняшний день в сфере электронной коммерции.
Таким образом, электронная коммерция - один из самых стремительно развивающихся сегментов рынка. За счет своих плюсов, а также постоянного совершенствования системы онлайн-торговли товарами и услугами она привлекает к себе внимание новых покупателей и производителей.
Список использованной литературы
1. Колесник И.В. Перспективы развития рынка интернет — технологий в РФ / Томск: Современные технологии в мировом и научном пространстве, 2018.- С. 21-23.
2. E-Commerce — Бизнес-модели[Электронный ресурс].Ц^: http://unetway.com/tutorial/e-commerce-biznes-modeli/
3. Васин О.Д. Электронная коммерция[Электронный ресурс] .URL:http://www.tadviser.ru/index.php/
4. Российский рынок интернет-торговли к 2024 году достигнет 2,78 трлн. руб. [Электронный
ресурс] .URL:https://www.rbc.ru/business/13/03/2019/5c88f46a9a79479761da827d
5. Электронная коммерция в России растет в три раза быстрее обычной торговли [Электронный ресурс].Ц^: https://rossaprimavera.ru/news/11d3f9cb
6. Перспективы развития электронной коммерции в России [Электронный ресурс].Ц^: http://www.oboznik.ru/?p=51018
7. Рынок электронной торговли в России оценили в 1,2 трлн рублей [Электронный ресурс].Ц^: https://www.dp.ru/a/2019/03/13/RinokJelektronnoj _torgovl
8. Интернет в странах мира [Электронный ресурс].Ц^: http://www.bizhit.ru/index/polzovateli interneta v mire/0-404
9. Четверть населения Земли затоваривается через Глобальную сеть [Электронный ресурс].Ц^: http://www.ng.ru/economics/2019-03-31/4_7544_shop.html