наибольшее развитие именно в сфере программного обеспечения и финансовых услуг, когда развитие международных сетей, в первую очередь перенос информации, связанных с развитием Интернета, позволяет с минимальными расходами осуществлять трансакции практически в любой стране-участнице.
Таким образом, усиление конкуренции в результате процессов глобализации ставит сегодня перед каждым предприятием вопрос о переоценке своих бизнес-целей и существующей рыночной позиции, тщательной фокусировки на ключевых компетенциях. Предприятия отказываются от поддержки непрофильных процессов, передавая их внешним подрядчикам. Следовательно, возникновение аутсорсинга как явления, обусловленного экономическими требованиями потребительского рынка и формированием на него стойкого спроса.
Список литературы
1. Gay, C. L. Outsourcing strategiczny / C. L. Gay, J. Essinger - Kraków : Oficyna Ekonomiczna, 2002.
2. Аутсорсинг бизнес-процессов: «за» и «против» : реферат статьи Джоша Берсина (Bersin J. Business Process Outsourcing: Pros & Cons). - URL: http//lib.obs.ru/npj/librarian/ chieflearningofficer/ 2005/aprel
3. McIvor, R. The Outsourcing Process: Strategies for Evaluation and Management / R. McIvor. - New York : Cambridge University Press, 2005. - 321 р.
УДК 339.138
ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ КАК ФОРМА ПРЯМОГО МАРКЕТИНГА
М. А. Марченко
В данной статье говорится о развитии электронной торговли и предоставляемых ею возможностей для тех, кто использует сетевые формы ведения бизнеса. Также рассматриваются преимущества электронной торговли для производителей и покупателей. Подчеркивается, что электронная торговля перспективна как современный и эффективный канал сбыта, обеспечивая быстрый доступ к потребителю.
This article is concerning electronic commerce development and its opportunities for those who use network forms of business. Additionally, the advantages of electronic commerce for manufacturers and consumers are considered. It is accentuated that electronic commerce is perspective as a new and effective distribution channel, which provides fast access to the consumer.
Самая современная и быстроразвивающаяся форма прямого маркетинга связана с использованием компьютерных сетей, где используется такое понятие, как электронная торговля.
Электронная торговля как эффективное средство ведения операций в международной торговле развивается достаточно быстро. Ее использование
для коммерческих и административных целей уже получило значительное распространение в целом ряде важнейших отраслей промышленности в Европе, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Азии.
Растущее использование электронной торговли радикально трансформирует международную торговую практику, заменяя традиционную торговлю, основанную на бумажной документации, альтернативными электронными системами. Вместо направления и получения оригинальных письменных документов с подписью от руки, участники торговых операций передают структурированные коммерческие данные от одной компьютерной системы к другой с помощью электронных средств, все больше используя электронные подписи [1].
Сейчас развивается седьмая волна маркетинга, специфика которой проявляется в использовании сетевых форм ведения бизнеса и возрастающей роли взаимодействия с субъектами внешней среды в повышении эффективности предприятий. Этой форме ведения бизнеса удалось вобрать в себя действенные наработки всех предыдущих эпох развития экономики [2].
Бизнес седьмой волны соединяет в себе преимущества традиционного бизнеса, рекомендационного и многоуровневого маркетинга, электронного бизнеса в Интернете, достижения в области технического прогресса и человеческих отношений, ставит на центральное место человека, его личностные качества [2].
Возможности, предоставляемые седьмой волной маркетинга:
1) возможность стать владельцем собственного интернет-магазина, который раньше могли позволить себе только люди с высоким уровнем дохода;
2) использование сети Интернет для ведения бизнеса в глобальном масштабе, что открывает возможность использования преимуществ многоуровневого маркетинга для построения сети интернет-магазинов;
3) использование автоматической системы построения такой сети, которая работает 24 часа в сутки 365 дней в году даже при отсутствии владельца, что позволяет применять новейшие методики обучения ведению данного бизнеса.
Электронная торговля - заключение путем обмена электронными документами следующих сделок, предусмотренных ГК РФ (но не ограничиваясь ими): купля-продажа, поставка, возмездное оказание услуг, перевозка, заем и кредит, финансирование под уступку денежного требования, банковский вклад, банковский счет, расчеты, хранение, страхование, поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление имуществом, коммерческая концессия, простое товарищество, публичное обещание награды, публичный конкурс, а также приобретение и осуществление с использованием электронных средств иных прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности [3].
Электронная торговля (E-shopping) представляет собой одно из направлений электронной коммерции (E-commerce) - понятия, которое объединяет методы и направления коммерческой деятельности субъектов рынка в сфере сетевых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Электронную коммерцию в большей мере следует рассматривать как поставщика ИКТ-решений для электронной торговли.
Появление и практическое применение методов и средств электронной торговли стало возможным вследствие значительного развития электронных телекоммуникационных технологий передачи данных, но не только. Электронная торговля как система полного цикла не смогла бы появиться и развиваться без интеграции с системами электронных платежей, с комплексом сопутствующих информационно-маркетинговых услуг, с транспортной инфраструктурой доставки товаров.
Основные типы электронной торговли в Интернете сложились и различаются по категориям участников торговых отношений [4]:
- электронная торговля по обеспечению закупок для государственных нужд, участниками которой являются государственные органы исполнительной власти и юридические лица - производители и поставщики (business-to-govemment, сокращенно В2G);
- крупно- и мелкооптовая электронная торговля между юридическими лицами - предприятиями и организациями различных формы собственности (business-to-business, сокращенно - В2В);
- розничная электронная торговля по удовлетворению потребностей в товарах и услугах физических лиц (business-to-consumer, сокращенно В2С).
Различные категории торговых отношений, в том числе и электронных, требуют различных, соответствующих действующему законодательству и правилам делового оборота инструментариев осуществления электронной торговли.
Модели бизнеса, построенные с использованием инструментов онлайновой торговли, становятся гораздо более эффективными, чем традиционные модели. Это связано со следующими факторами:
1) увеличение числа интернет-пользователей;
2) интернет-реклама пока еще не очень дорога, по сравнению с традиционными видами рекламы, и в то же время очень эффективна;
3) издержки на содержание вэб-сайта или интернет-витрины магазина значительно ниже, чем традиционной розничной точки;
4) средняя стоимость обслуживания одного заказа в онлайн-торговле ниже, несмотря на необходимость во многих случаях дорогой курьерской доставки;
5) некоторые виды товаров, такие как музыка, книги, видео, бытовая и компьютерная техника, из-за особенностей их продвижения достаточно хорошо подходят для онлайновой торговли.
В целом, по оценкам экспертов, организация хорошей логистической службы, вкупе с хорошим и раскрученным сайтом, интегрированным с брендом, являются составляющими эффективности интернет-магазина [5].
Важно отметить, что электронная торговля объективно снижает затраты времени производителей на проведение закупок сырья, комплектующих и на сбыт продукции. Эффективность управления этими функциями в зависимости от вида деятельности повышается до 25-40 % по сравнению с традиционными, что положительно отражается на снижении себестоимости товаров и услуг. Повышается эффективность использования основных средств, с большей отдачей работают оборотные средства, создаются условия для роста
интенсивности производства, качества товаров (услуг) и инвестиционной активности [4].
Компании, занимающиеся электронной коммерцией, получают ряд преимуществ по сравнению с предприятиями «реального» бизнеса.
Прямой маркетинг имеет определенные выгоды как для покупателя, так и для продавца (изготовителя) (табл. 1).
Таблица 1
Преимущества электронной торговли
Для производителей (поставщиков) Для покупателей
1) расширение рынка сбыта с перспективой выхода на зарубежные рынки; 2) доступность круглосуточно; 3) автоматизация сбора маркетинговой информации с использованием CRM-систем (CRM, Customer Relationship Management - управление отношениями с клиентами); 4) любой посетитель сайта оставляет о себе некоторую информацию (с какого он сайта пришел и на какой ушел и т.д.), некий электронный «след». Эту информацию можно накапливать; 5) снижение расходов на организацию и поддержку инфраструктуры, так как в этом случае нет необходимости в организации торговых залов, офисов; 6) снижение расходов на рекламу. Реклама в Интернете в ряде случаев обходится дешевле, по сравнению со средствами массовой информации, к тому же Интернет предоставляет больше возможностей 1) возможность сделать покупку круглосуточно, семь дней в неделю; 2) покупателю не нужно ехать в магазин, искать место, где можно поставить машину, ходить и выбирать товар -в результате он тратит на покупку меньше времени и денег; 3) максимальное удобство для покупателя при оформлении покупки, т.к. заказ можно оформить с любого компьютера, имеющего выход в Интернет как дома, на рабочем месте, так и в пути, а в будущем даже на борту авиалайнера; 4) низкие цены на товары, в связи с меньшими затратами на маркетинговые исследования и поиск нужного товара; 5) 100 %-я доступность фирмы для потребителей и своих служащих; 6) меньшее налоговое бремя при покупке в Интернет магазинах (т.к. налоговое законодательство зачастую не успевает за развитием информационных технологий)
В целом электронная торговля - привлекательный вид деятельности, так как в некотором смысле упрощает определенные процессы и снижает издержки.
Но также есть недостатки электронных каналов торговли. К основным относятся: во-первых, то, что приходится ждать доставки заказа иногда день, а порой и дольше; во-вторых, прежде чем заказать товар, потребитель не может посмотреть и потрогать его руками [6].
В России доля интернет-торговли в общем розничном товарообороте еще мала и составляет менее 1 %. Одной из ключевых проблем, сдерживающих в настоящее время развитие электронной коммерции в России, является «проблема доверия», что связано прежде всего с отсутствием у потенциальных покупателей полной и достоверной информации об онлайновых продавцах. Следствиями данной проблемы являются страх быть обманутым, страх
перед возможным мошенничеством с платежными средствами или несанкционированным использованием информации персонального характера и др.
У покупателей зачастую нет информации о многих магазинах, работающих в сети, а среди них есть много занимающихся мошенничеством. Так, по данным Центра анализа интернет-мошенничества (IFCC), чаще всего жертвами компьютерных жуликов становятся участники онлайновых аукционов - 43 % от всех случаев. Далее идут покупатели разного рода товаров и услуг - 20 % [5].
Хотелось отметить, что электронная торговля - это прямой маркетинг через двухканальную систему, связывающую кабельной или телефонной линией потребителей с компьютеризированным каталогом продавца. Маркетинг прямых отношений (прямой маркетинг) направлен на установление прямых контактов с потенциальными покупателями (заказчиками) и главным эффектом маркетинговых усилий в этой сфере будет превращение контактов в постоянные отношения.
Интернет со своими сервисами предоставляет фирмам широкий спектр услуг, позволяет перейти на качественно новый уровень ведения бизнеса, организации коммуникационных процессов. Электронная торговля актуальна для современной жизни, так как экономика постоянно развивается и, следовательно, чтобы не потерять клиентов необходимо совершенствовать свой бизнес [1].
Список литературы
1. Прыгун, И. В. Диагностика Интернет-торговли как инновационной технологии : учеб. пособие / И. В. Прыгун, О. А. Скуратович. - М. : Дело и Сервис, 2009.
2. Котлер, Ф. Маркетинг на пороге третьего тысячелетия / Ф. Котлер. - М., 2001.
3. Курьер печати. - 2007. - № 29-30. - URL: http://web-kniga.com/publ/2-1-0-3
4. Комиссия Организации объединенных наций по праву международной торговли // Межпарламентская ассамблея евразийского экономического сообщества. Электронная торговля. - Проект. - Вена ; Санкт-Петербург, 2009.
5. URL: http://www.kgau.ru
6. Федеральный закон «Об электронной торговле» (принят Государственной Думой РФ № 1582-III ГД от 6 июня 2001 года).
УДК 330.1
ПРИМЕНИМЫ ЛИ В РОССИИ ТРАДИЦИИ И ОПЫТ ВОСТОЧНОЙ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА
С. Г. Михнева, А. В. Тимофеева
В статье проанализирована одна из характерных черт японского менеджмента - система пожизненного найма. С помощью сравнения американского, японского и русского менеджмента, были выявлены положительные и отрицательные черты этой системы, а также ее возможность внедрения в России. В работе представлен опыт крупных фирм Поволжья и в общих чертах обрисованы дальнейшие перспективы.