УДК 621:519.237.12
М.В. Горяинов
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ
Актуальность рассмотрения вопросов развития инструментария проектирования и разработки информационных систем субъектов экономической деятельности обусловливается прогрессирующим развитием информационных технологий, оказывающих все более заметное воздействие на развитие мировой экономики, обеспечивая в годы благоприятной экономической конъюнктуры высокие темпы роста валового внутреннего продукта.
Ведущие экономисты, исходя из имеющихся тенденций развития мировой торговли, все чаще исследуют возможность формировании в ближайшие десятилетия полномасштабной интернет-экономики, которая постепенно будет охватывать все большее число отраслей, включая и государственный сектор, вплоть до создания «электронного правительства» [1].
В данной статье рассматриваются особенности построения информационного обеспечения интернет-торговли в контексте утверждения, что реализация процедур электронной торговли осуществляется с помощью информационной системы, основу которой составляет информационное обеспечение.
В общем случае к сфере электронной торговли относится любая сделка, совершенная с помощью компьютерной сети, предполагающая передачу права собственности или права на использование товара или услуги [2].
Сделки совершаются в форме конкретных электронных операций (например, акта продажи) и считаются совершенными, когда с помощью компьютерных сетей достигается соглашение между покупателем и продавцом о передаче собственности или права на использование товара или услуги.
Соглашение в электронной форме, а не платеж, является ключевым конституирующим признаком сделки в сфере электронной торговли. При этом неценовые сделки (такие как свобод-
ное распространение в сети Интернет программного обеспечения компьютеров) к сфере электронной торговли не относятся.
Обеспечение в Российской Федерации правового порядка дистанционного оформления и совершения коммерческих сделок с применением электронных информационно-коммуникационных средств и технологий регламентируется Федеральным законом «Об электронной торговле».
Данный закон регулирует отношения (права, обязанности) субъектов, возникающие в связи с реализацией электронных процедур при оформлении и совершении сделок по продаже и/или поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг и иных с ними связанных юридических действий на основе информационно-коммуникационных средств и технологий, образующих сферу электронной торговли.
На рис. 1 представлена характеристика субъектов интернет-торговли.
Кроме этого, например в работе [5], выделяются и другие участники договорных отношений интернет-торговли, а именно - категория информационных и иных посредников.
К данной категории относятся:
- операторы (провайдеры) связи;
- операторы платежных систем;
- организаторы торгов, конкурсов и аукционов;
- государственные и иные негосударственные учреждения и организации.
Проведенный анализ позволил выявить соотношение категорий «электронный бизнес» и «электронная коммерция». Ключевым в данном аспекте является понятие «электронный бизнес» как процесс, обеспечивающий повышение эффективности бизнеса, основанное на использовании информационных технологий, для того чтобы обеспечить взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку
Субъекты интернет-торговли
Субъекты реализации электронных процедур при оформлении и совершении сделок по продаже и/или поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг и иных с ними связанных юридических действий на основе информационно-коммуникационных средств и технологий, образующих сферу электронной торговли
юридические лица независимо от формы собственности \ и организационно-правовой формы,1 осуществляющие деятельность по оптовой и/или розничной продаже/ ) поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг
Операторы (провайдерь) связи
Операторы платежных систем
Организатор торгов, конкурсов, аукционов
Государственные и иные негосударственные учреждения и организации
индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие деятельность по оптовой и/или розничной продаже/поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг
юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы,
органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные государственные учреждения и организации, осуществляющие закупки для государственных нужд, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица в качестве оптового покупателя или заказчика
государственные 'и негосударственные организации, учреждения, юридические лица, приобретающие для своих нужд товары, работы, услуги
физические лица - потребители товаров, работ и услуг, приобретаемых исключительно для личных, семейных, домашних и иных собственных нужд,
не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности
Рис. 1. Субъекты интернет-торговли
добавленной стоимости. Понятие «электронный бизнес» шире понятия «электронная коммерция», касающегося только коммерческой деятельности, поскольку охватывает всю систему взаимоотношений с партнерами и заказчиками.
На рис. 2 представлена взаимосвязь категорий электронного бизнеса. Показано, что интернет-торговля это только часть электронной коммерции, но очень бурно развивающаяся. Торговые операции через Интернет могут осуществлять многие организации: и производители
Электронный бизнес
Электронная коммерция
Коммерция в Интернет (интернет-торговля)
/Система электронной коммерциЛ /Система электронной коммерщш\ ( «Бизнес-Бизнес» ) ( «Бизнес-Потребитель» j V (Business-to-Business - B2B) У V (Business-to-Customer - В2В) J
Коммерческая деятельность в Интернет, когда процесс покупки/продажи товаров или услуг (весь цикл коммерческой/финансовой транзакции или ее часть) осуществляется электронным образом с применением интернет-технологий
Маркетинг, подача предложений, продажа, сдача в аренду, предоставление лицензий, поставка товаров, услуг или информации с использованием компьютерных сетей или Интернет
Процесс, обеспечивающий повышение эффективности бизнеса, основанное на использовании информационных технологий, для того чтобы обеспечить взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавочной стоимости
Рис. 2. Взаимосвязь категорий электронного бизнеса
товаров/услуг, и дистрибьюторы, и розничные торговые компании.
Сделки и иные юридические действия сторон, независимо от места их фактического нахождения, совершенные и оформленные с помощью информационных систем, Интернет и иных открытых или корпоративных сетей при формировании, использовании и передаче по каналам связи электронных документов (сообщений) составляют суть интернет-торговли.
В данном контексте информационная система определяется как комплекс программных и аппаратных электронно-вычислительных и коммуникационных средств и технологий, используемых для подготовки и/или отправки, получения, регистрации, систематизации, хранения или иной обработки электронных документов, сообщений и иных записей.
Информационное обеспечение интернет-торговли можно определить как совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в информационных системах интернет-торговли при ее функционировании.
Под информационным обеспечением систем специалистов сферы электронной торговли будем понимать информацию, которая необходима лицам, задействованных в данном процессе, для успешно выполнения ими своих должностных обязанностей.
При формировании электронных документов в сфере электронной торговли по соглашению сторон могут использоваться любые доступные или установленные стандартом формы
(форматы) электронного представления и оборота текстовой или иной документированной информации (запись, файл, сайт, база данных, запись в базе данных) общепринятых и/или установленных нормативными правовыми актами видов документов, применяемых в коммерческой деятельности (письмо, уведомление, учетная запись, оферта, акцепт, договор, соглашение, протокол и др.).
При формировании электронных документов (сообщений) используемые формы (форматы) его электронного представления и употребления должны обеспечивать достоверную передачу и получение документа (сообщения), его обработку, возможность проверки достоверности и целостности документа, хранение и поиск в информационной системе, а также обеспечивать идентификацию отправителя (создателя), время создания и/или получения, воспроизведение и однозначное восприятие его документированной информации.
Особенности построения информационного обеспечения интернет-торговли в значительной мере определяются порядком взаимодействия покупателей с виртуальным магазином, который в соответствии с утвердившейся терминологией называют интернет-магазином.
Отличительной особенностью функционирования интернет-магазина является то, что потенциальный клиент может покинуть интернет-
магазин гораздо легче, нежели реальный магазин. Данное обстоятельство определяет необходимость высокого уровня сервиса, предлагаемого в виртуальных магазинах. В то же время особенности контакта с покупателем приводят к принципиальному различию предоставляемых ими услуг. Элементами, на основе которых строится взаимодействие покупателя с электронным магазином, являются:
- каталог товаров;
- дополнительная справочная информация;
- работа с виртуальной корзиной;
- процедура регистрации.
Полнота размещенной в каталоге товаров информации, удобная структура и быстрый поиск во многом определяют успех магазина. Именно здесь располагается все доступные потенциальному клиенту сведения о товаре, которые должны полностью компенсировать отсутствие образцов и продавца-консультанта.
Наличие на сайте большого количества информации о товарах в свою очередь требует, чтобы клиенты магазина легко и быстро могли найти нужные сведения, руководствуясь структурой каталога или используя систему поиска.
На рис. 3 представлена обобщенная структурно-функциональная диаграмма организации деятельности компании интернет-торговли, соответствующая бизнес-процессу, реализуемому компанией.
Прайс-лист
Госты
База данных товаров (услуг)
Заказь
Договора с распространителями _J Расчетный счет
_J База данных поставщиков
Деятельность компании по реализации товаров и услуг
А0
Работники компании-
.>1
Заказчик
Распространители (поставщики)
Рис. 3. Структурно-функциональная диаграмма организации деятельности компании
интернет-торговли
Информационная поддержка покупателя призвана обеспечить потенциального клиента возможностью в любой момент получать ответы на любой вопрос, сопутствующий покупке. К таким вопросам могут относиться условия послепродажного сервиса, консультации по особенностям схем оплаты и многое другое.
В процессе выбора товара формируется список отобранного товара - виртуальная торговая корзина. Как и в случае с реальной корзиной, любой товар по желанию покупателя может быть в любой момент изъят с последующим пересчетом общей стоимости покупки. Необходимо также, чтобы текущее содержимое корзины постоянно отображалось перед пользователем.
После окончания выбора товара наступает момент оформления заказа с определением метода оплаты и доставки, а также регистрация покупателя. В тех случаях, когда выбор условий доставки произведен покупателем заранее, ее стоимость может сразу учитываться при расчете общей стоимости покупки.
Процедура регистрации может происходить до или после выбора товаров. В первом случае создается регистрационный вход, которым могут воспользоваться постоянные клиенты магазина. Для них реализуются специальная система обслуживания и схема оплаты. Возможность регистрации после выбора товара позволяет клиенту сохранить анонимность и экономит время, если он не принял решения о покупке. Во время регистрации система обеспечивает безопасность личной информации покупателя, пользуясь при передаче данных защищенными методами, например протоколом SSL.
Процесс обработки заказа начинается с проверки наличия товара и резервирования его на складе. При отсутствии части заказа система информирует покупателя о возможной задержке. Затем инициируется запрос к выбранной платежной системе и при подтверждении оплаты происходит оформление заказа на доставку товара. Покупатель со своей стороны может получать информацию о его прохождении.
У владельца виртуального магазина есть возможность получать полную информацию о посетителях web-сайта и строить в соответст-
вии с ней систему маркетинга интернет-магазина.
В целом можно выделить два варианта оплаты купленного товара:
- оплата в момент его получения (при доставке курьером, по почте наложенным платежом или визите покупателя в реальный магазин);
- предварительная оплата (при передаче информации через Интернет, доставке обычной или экспресс-почтой, магистральным транспортом).
К варианту предварительной оплаты также можно отнести различные схемы, связанные с резервированием суммы покупки на счете покупателя с действительным переводом средств только после осуществления доставки (так называемые защищенные сделки).
В российском сегменте Интернет наиболее распространены следующие способы осуществления платежей:
- наличными курьеру при доставке товара или при визите покупателя в реальный магазин;
- банковским переводом, т. е. путем перечисления средств на расчетный счет (для иностранных граждан - на валютный счет) электронного магазина;
- наложенным платежом в почтовом отделении при получении товара согласно действующим почтовым правилам;
- почтовым (телеграфным) переводом;
- при помощи платежных систем Интернет.
Таким образом, информационное обеспечение интернет-торговли должно обеспечивать предприятию интернет-торговли не только непосредственно функцию реализации товаров, но и сбор для анализа максимума статистической информации и оперативное ее использование.
На основе полученных результатов можно, например, выявить, в каких местах наиболее оптимально размещать рекламную информацию, а системам управления шеЬ-содержимым позволить автоматизировать ход рекламной кампании.
При этом публикацию дополнительной информации можно реализовать при помощи отдельного сервера приложений и соответствующей базы данных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юрасов, А.В. Основы электронной коммерции [Текст] / А.В. Юрасов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2008.
2. Салбер, А. Как открыть интернет-магазин. Сер. Как заработать [Текст] / А. Салбер. - М.: SmartBook, 2010.
3. Клифтон, Б. Google Analytics. Профессиональный анализ посещаемости веб-сайтов [Текст] / Брайан Клифтон. - М.: Вильямс, 2009.
4. Автоматизированные информационные технологии в экономике [Текст] / под ред. проф. Г.А. Тито-ренко. - М.: Юнити, 2006.
5. Долгов, В. Добро пожаловать, или Несколько правил онлайнового бизнеса [Электронный ресурс] / Владимир Долгов. - Режим доступа: http://www.shop-pingonline.ru/news/news_73.html.
6. Шесть основных рисков онлайн-торговли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. shoppingonline.ru/news/news_152.html
УДК 65.011.4
П.П. Толстолуцкий
ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Строительная отрасль - одна из наиболее чувствительных к проявлениям экономического кризиса. При этом особое влияние, как отмечает большинство экспертов, кризис оказал на сферу жилищного строительства [1]. В этих условиях вопрос конкурентоспособности строительного предприятия, работающего на рынке жилой недвижимости, стоит наиболее остро.
Основными структурными составляющими кризиса на рынке недвижимости, по нашему мнению, являются:
- кризис финансирования на рынке недвижимости, связанный с мировым финансовым кризисом и исчерпанием инвестиционных денег;
- кризис форматов, связанный с невостребованностью и избыточностью объектов, построенных на волне инвестиционного спроса;
- кризис качества объектов, связанный с несоответствием предлагаемых объектов растущим требованиям покупателей.
Типичная схема финансирования и реализации проекта, применявшаяся в российской практике рынка недвижимости и во многом сыгравшая свою негативную роль в текущей
кризисной ситуации, имеет следующие особенности:
- «проектное финансирование» - кредитование под залог роста стоимости инвестиционного проекта и перспектив его реализации;
- использование схем перекредитования;
- получение кредитов под залог начатых, незавершенных проектов для создания новых проектов;
- осуществление продаж с момента начала строительства.
Результатом подобного подхода стали:
- у крупных компаний - большое число незавершенных проектов, в особенности в жилищном строительстве;
- большие сроки ожидания начала эксплуатации домов;
- отсутствие практики и стандартов продажи готового жилья.
Рост требований потребителей к качеству жилья является общим трендом для недвижимости всех классов. Он касается не только формальных характеристик жилья (площадь, строительные материалы, высота), но и его ар-