Научная статья на тему 'Особенности формирования информационного обеспечения интернет-торговли'

Особенности формирования информационного обеспечения интернет-торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
784
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / КОММЕРЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяинов Михаил Владимирович

Проводится анализ интернет-торговли как экономической категории и рассматриваются особенности построения ее информационного обеспечения. При этом отражено, что реализация процедур электронной торговли осуществляется с помощью информационной системы, основу которой составляет информационное обеспечение. Проводится классификация субъектов интернет-торговли и обосновываются требования к информационному обеспечению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the Internet commerce as an economic category, and discusses the features of construction of an information security Internet commerce. In this case reflects that the implementation procedures of electronic commerce by means of an information system which is based on information provision. A classification of the subjects of Internet commerce and justified requirements for information provision

Текст научной работы на тему «Особенности формирования информационного обеспечения интернет-торговли»

УДК 621:519.237.12

М.В. Горяинов

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ

Актуальность рассмотрения вопросов развития инструментария проектирования и разработки информационных систем субъектов экономической деятельности обусловливается прогрессирующим развитием информационных технологий, оказывающих все более заметное воздействие на развитие мировой экономики, обеспечивая в годы благоприятной экономической конъюнктуры высокие темпы роста валового внутреннего продукта.

Ведущие экономисты, исходя из имеющихся тенденций развития мировой торговли, все чаще исследуют возможность формировании в ближайшие десятилетия полномасштабной интернет-экономики, которая постепенно будет охватывать все большее число отраслей, включая и государственный сектор, вплоть до создания «электронного правительства» [1].

В данной статье рассматриваются особенности построения информационного обеспечения интернет-торговли в контексте утверждения, что реализация процедур электронной торговли осуществляется с помощью информационной системы, основу которой составляет информационное обеспечение.

В общем случае к сфере электронной торговли относится любая сделка, совершенная с помощью компьютерной сети, предполагающая передачу права собственности или права на использование товара или услуги [2].

Сделки совершаются в форме конкретных электронных операций (например, акта продажи) и считаются совершенными, когда с помощью компьютерных сетей достигается соглашение между покупателем и продавцом о передаче собственности или права на использование товара или услуги.

Соглашение в электронной форме, а не платеж, является ключевым конституирующим признаком сделки в сфере электронной торговли. При этом неценовые сделки (такие как свобод-

ное распространение в сети Интернет программного обеспечения компьютеров) к сфере электронной торговли не относятся.

Обеспечение в Российской Федерации правового порядка дистанционного оформления и совершения коммерческих сделок с применением электронных информационно-коммуникационных средств и технологий регламентируется Федеральным законом «Об электронной торговле».

Данный закон регулирует отношения (права, обязанности) субъектов, возникающие в связи с реализацией электронных процедур при оформлении и совершении сделок по продаже и/или поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг и иных с ними связанных юридических действий на основе информационно-коммуникационных средств и технологий, образующих сферу электронной торговли.

На рис. 1 представлена характеристика субъектов интернет-торговли.

Кроме этого, например в работе [5], выделяются и другие участники договорных отношений интернет-торговли, а именно - категория информационных и иных посредников.

К данной категории относятся:

- операторы (провайдеры) связи;

- операторы платежных систем;

- организаторы торгов, конкурсов и аукционов;

- государственные и иные негосударственные учреждения и организации.

Проведенный анализ позволил выявить соотношение категорий «электронный бизнес» и «электронная коммерция». Ключевым в данном аспекте является понятие «электронный бизнес» как процесс, обеспечивающий повышение эффективности бизнеса, основанное на использовании информационных технологий, для того чтобы обеспечить взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку

Субъекты интернет-торговли

Субъекты реализации электронных процедур при оформлении и совершении сделок по продаже и/или поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг и иных с ними связанных юридических действий на основе информационно-коммуникационных средств и технологий, образующих сферу электронной торговли

юридические лица независимо от формы собственности \ и организационно-правовой формы,1 осуществляющие деятельность по оптовой и/или розничной продаже/ ) поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг

Операторы (провайдерь) связи

Операторы платежных систем

Организатор торгов, конкурсов, аукционов

Государственные и иные негосударственные учреждения и организации

индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие деятельность по оптовой и/или розничной продаже/поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг

юридические лица независимо от формы собственности и организационно-правовой формы,

органы государственной власти и местного самоуправления, а также иные государственные учреждения и организации, осуществляющие закупки для государственных нужд, а также индивидуальные предприниматели без образования юридического лица в качестве оптового покупателя или заказчика

государственные 'и негосударственные организации, учреждения, юридические лица, приобретающие для своих нужд товары, работы, услуги

физические лица - потребители товаров, работ и услуг, приобретаемых исключительно для личных, семейных, домашних и иных собственных нужд,

не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности

Рис. 1. Субъекты интернет-торговли

добавленной стоимости. Понятие «электронный бизнес» шире понятия «электронная коммерция», касающегося только коммерческой деятельности, поскольку охватывает всю систему взаимоотношений с партнерами и заказчиками.

На рис. 2 представлена взаимосвязь категорий электронного бизнеса. Показано, что интернет-торговля это только часть электронной коммерции, но очень бурно развивающаяся. Торговые операции через Интернет могут осуществлять многие организации: и производители

Электронный бизнес

Электронная коммерция

Коммерция в Интернет (интернет-торговля)

/Система электронной коммерциЛ /Система электронной коммерщш\ ( «Бизнес-Бизнес» ) ( «Бизнес-Потребитель» j V (Business-to-Business - B2B) У V (Business-to-Customer - В2В) J

Коммерческая деятельность в Интернет, когда процесс покупки/продажи товаров или услуг (весь цикл коммерческой/финансовой транзакции или ее часть) осуществляется электронным образом с применением интернет-технологий

Маркетинг, подача предложений, продажа, сдача в аренду, предоставление лицензий, поставка товаров, услуг или информации с использованием компьютерных сетей или Интернет

Процесс, обеспечивающий повышение эффективности бизнеса, основанное на использовании информационных технологий, для того чтобы обеспечить взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавочной стоимости

Рис. 2. Взаимосвязь категорий электронного бизнеса

товаров/услуг, и дистрибьюторы, и розничные торговые компании.

Сделки и иные юридические действия сторон, независимо от места их фактического нахождения, совершенные и оформленные с помощью информационных систем, Интернет и иных открытых или корпоративных сетей при формировании, использовании и передаче по каналам связи электронных документов (сообщений) составляют суть интернет-торговли.

В данном контексте информационная система определяется как комплекс программных и аппаратных электронно-вычислительных и коммуникационных средств и технологий, используемых для подготовки и/или отправки, получения, регистрации, систематизации, хранения или иной обработки электронных документов, сообщений и иных записей.

Информационное обеспечение интернет-торговли можно определить как совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в информационных системах интернет-торговли при ее функционировании.

Под информационным обеспечением систем специалистов сферы электронной торговли будем понимать информацию, которая необходима лицам, задействованных в данном процессе, для успешно выполнения ими своих должностных обязанностей.

При формировании электронных документов в сфере электронной торговли по соглашению сторон могут использоваться любые доступные или установленные стандартом формы

(форматы) электронного представления и оборота текстовой или иной документированной информации (запись, файл, сайт, база данных, запись в базе данных) общепринятых и/или установленных нормативными правовыми актами видов документов, применяемых в коммерческой деятельности (письмо, уведомление, учетная запись, оферта, акцепт, договор, соглашение, протокол и др.).

При формировании электронных документов (сообщений) используемые формы (форматы) его электронного представления и употребления должны обеспечивать достоверную передачу и получение документа (сообщения), его обработку, возможность проверки достоверности и целостности документа, хранение и поиск в информационной системе, а также обеспечивать идентификацию отправителя (создателя), время создания и/или получения, воспроизведение и однозначное восприятие его документированной информации.

Особенности построения информационного обеспечения интернет-торговли в значительной мере определяются порядком взаимодействия покупателей с виртуальным магазином, который в соответствии с утвердившейся терминологией называют интернет-магазином.

Отличительной особенностью функционирования интернет-магазина является то, что потенциальный клиент может покинуть интернет-

магазин гораздо легче, нежели реальный магазин. Данное обстоятельство определяет необходимость высокого уровня сервиса, предлагаемого в виртуальных магазинах. В то же время особенности контакта с покупателем приводят к принципиальному различию предоставляемых ими услуг. Элементами, на основе которых строится взаимодействие покупателя с электронным магазином, являются:

- каталог товаров;

- дополнительная справочная информация;

- работа с виртуальной корзиной;

- процедура регистрации.

Полнота размещенной в каталоге товаров информации, удобная структура и быстрый поиск во многом определяют успех магазина. Именно здесь располагается все доступные потенциальному клиенту сведения о товаре, которые должны полностью компенсировать отсутствие образцов и продавца-консультанта.

Наличие на сайте большого количества информации о товарах в свою очередь требует, чтобы клиенты магазина легко и быстро могли найти нужные сведения, руководствуясь структурой каталога или используя систему поиска.

На рис. 3 представлена обобщенная структурно-функциональная диаграмма организации деятельности компании интернет-торговли, соответствующая бизнес-процессу, реализуемому компанией.

Прайс-лист

Госты

База данных товаров (услуг)

Заказь

Договора с распространителями _J Расчетный счет

_J База данных поставщиков

Деятельность компании по реализации товаров и услуг

А0

Работники компании-

.>1

Заказчик

Распространители (поставщики)

Рис. 3. Структурно-функциональная диаграмма организации деятельности компании

интернет-торговли

Информационная поддержка покупателя призвана обеспечить потенциального клиента возможностью в любой момент получать ответы на любой вопрос, сопутствующий покупке. К таким вопросам могут относиться условия послепродажного сервиса, консультации по особенностям схем оплаты и многое другое.

В процессе выбора товара формируется список отобранного товара - виртуальная торговая корзина. Как и в случае с реальной корзиной, любой товар по желанию покупателя может быть в любой момент изъят с последующим пересчетом общей стоимости покупки. Необходимо также, чтобы текущее содержимое корзины постоянно отображалось перед пользователем.

После окончания выбора товара наступает момент оформления заказа с определением метода оплаты и доставки, а также регистрация покупателя. В тех случаях, когда выбор условий доставки произведен покупателем заранее, ее стоимость может сразу учитываться при расчете общей стоимости покупки.

Процедура регистрации может происходить до или после выбора товаров. В первом случае создается регистрационный вход, которым могут воспользоваться постоянные клиенты магазина. Для них реализуются специальная система обслуживания и схема оплаты. Возможность регистрации после выбора товара позволяет клиенту сохранить анонимность и экономит время, если он не принял решения о покупке. Во время регистрации система обеспечивает безопасность личной информации покупателя, пользуясь при передаче данных защищенными методами, например протоколом SSL.

Процесс обработки заказа начинается с проверки наличия товара и резервирования его на складе. При отсутствии части заказа система информирует покупателя о возможной задержке. Затем инициируется запрос к выбранной платежной системе и при подтверждении оплаты происходит оформление заказа на доставку товара. Покупатель со своей стороны может получать информацию о его прохождении.

У владельца виртуального магазина есть возможность получать полную информацию о посетителях web-сайта и строить в соответст-

вии с ней систему маркетинга интернет-магазина.

В целом можно выделить два варианта оплаты купленного товара:

- оплата в момент его получения (при доставке курьером, по почте наложенным платежом или визите покупателя в реальный магазин);

- предварительная оплата (при передаче информации через Интернет, доставке обычной или экспресс-почтой, магистральным транспортом).

К варианту предварительной оплаты также можно отнести различные схемы, связанные с резервированием суммы покупки на счете покупателя с действительным переводом средств только после осуществления доставки (так называемые защищенные сделки).

В российском сегменте Интернет наиболее распространены следующие способы осуществления платежей:

- наличными курьеру при доставке товара или при визите покупателя в реальный магазин;

- банковским переводом, т. е. путем перечисления средств на расчетный счет (для иностранных граждан - на валютный счет) электронного магазина;

- наложенным платежом в почтовом отделении при получении товара согласно действующим почтовым правилам;

- почтовым (телеграфным) переводом;

- при помощи платежных систем Интернет.

Таким образом, информационное обеспечение интернет-торговли должно обеспечивать предприятию интернет-торговли не только непосредственно функцию реализации товаров, но и сбор для анализа максимума статистической информации и оперативное ее использование.

На основе полученных результатов можно, например, выявить, в каких местах наиболее оптимально размещать рекламную информацию, а системам управления шеЬ-содержимым позволить автоматизировать ход рекламной кампании.

При этом публикацию дополнительной информации можно реализовать при помощи отдельного сервера приложений и соответствующей базы данных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юрасов, А.В. Основы электронной коммерции [Текст] / А.В. Юрасов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2008.

2. Салбер, А. Как открыть интернет-магазин. Сер. Как заработать [Текст] / А. Салбер. - М.: SmartBook, 2010.

3. Клифтон, Б. Google Analytics. Профессиональный анализ посещаемости веб-сайтов [Текст] / Брайан Клифтон. - М.: Вильямс, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Автоматизированные информационные технологии в экономике [Текст] / под ред. проф. Г.А. Тито-ренко. - М.: Юнити, 2006.

5. Долгов, В. Добро пожаловать, или Несколько правил онлайнового бизнеса [Электронный ресурс] / Владимир Долгов. - Режим доступа: http://www.shop-pingonline.ru/news/news_73.html.

6. Шесть основных рисков онлайн-торговли [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. shoppingonline.ru/news/news_152.html

УДК 65.011.4

П.П. Толстолуцкий

ТЕНДЕНЦИИ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Строительная отрасль - одна из наиболее чувствительных к проявлениям экономического кризиса. При этом особое влияние, как отмечает большинство экспертов, кризис оказал на сферу жилищного строительства [1]. В этих условиях вопрос конкурентоспособности строительного предприятия, работающего на рынке жилой недвижимости, стоит наиболее остро.

Основными структурными составляющими кризиса на рынке недвижимости, по нашему мнению, являются:

- кризис финансирования на рынке недвижимости, связанный с мировым финансовым кризисом и исчерпанием инвестиционных денег;

- кризис форматов, связанный с невостребованностью и избыточностью объектов, построенных на волне инвестиционного спроса;

- кризис качества объектов, связанный с несоответствием предлагаемых объектов растущим требованиям покупателей.

Типичная схема финансирования и реализации проекта, применявшаяся в российской практике рынка недвижимости и во многом сыгравшая свою негативную роль в текущей

кризисной ситуации, имеет следующие особенности:

- «проектное финансирование» - кредитование под залог роста стоимости инвестиционного проекта и перспектив его реализации;

- использование схем перекредитования;

- получение кредитов под залог начатых, незавершенных проектов для создания новых проектов;

- осуществление продаж с момента начала строительства.

Результатом подобного подхода стали:

- у крупных компаний - большое число незавершенных проектов, в особенности в жилищном строительстве;

- большие сроки ожидания начала эксплуатации домов;

- отсутствие практики и стандартов продажи готового жилья.

Рост требований потребителей к качеству жилья является общим трендом для недвижимости всех классов. Он касается не только формальных характеристик жилья (площадь, строительные материалы, высота), но и его ар-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.