Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ГОТОВНОСТЬ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Караулов Максим Александрович

Статья посвящена исследованию готовности к трудоустройству у будущих педагогов. На основании анализа понятий «готовность к деятельности», «готовность к трудоустройству» автором обосновывается авторская трактовка, согласно которой готовность к трудоустройству является устойчивой характеристикой личности, представляющей собой предрасположенность индивида к осуществлению активных действий по трудоустройству и актуализации имеющегося личностного и профессионального потенциала для обеспечения результативности данного процесса с субъективной позиции. Также обосновывается структура готовности к трудоустройству будущего педагога, представленная в виде следующих компонентов: профессиональная мотивация, профессиональные намерения, профессиональная идентичность, знания и умения, связанные с процессом трудоустройства, рефлексивно-волевые качества. В статье приведены отдельные результаты констатирующего исследования уровня сформированности готовности к трудоустройству будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND CHARACTERISTICS OF THE STRUCTURAL COMPONENTS OF READINESS FOR EMPLOYMENT AMONG FUTURE TEACHERS

The article is devoted to the study of the readiness for employment of future teachers. Based on the analysis of the concepts of "readiness for activity", "readiness for employment", the author substantiates the author's interpretation, according to which readiness for employment is a stable characteristic of the individual, which is the individual's predisposition to take active steps to find employment and update the existing personal and professional potential to ensure effectiveness this process from a subjective point of view. It also substantiates the structure of readiness for employment of a future teacher, presented in the form of the following components: professional motivation, professional intentions, professional identity, knowledge and skills associated with the employment process, reflexive-volitional qualities. The article presents some results of the ascertaining study of the level of formation of readiness for employment of future teachers.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

моделирования, проведения SWOT-анализа разрабатываются системные меры и конструктивные, в том числе нестандартные, решения по предотвращению опасностей и рисков и повышению общего уровня безопасности. Итогом является доклад с презентацией, служащий основой рефлексивного выходы на новые идеи.

Выводы. Разработка путей развития профессиональной педагогической креативности представляет собой актуальную проблему, направленную на решение современных задач высшего образования. Предлагаемый вариант проектно-модульного обучения в процессе развития профессиональной креативности будущих педагогов является эффективным способом адекватных инноваций в образовании, создавая условия для максимального раскрытия внутренних механизмов его развития. Данное обстоятельство обеспечивает успешность проектной деятельности обучающихся в рамках проектного модуля, направленной на развитие профессиональной креативности. Траектория прогрессивного движения к креативности обосновывается последовательностью выполнения учебных проектов с разной степенью творческой самостоятельности.

Литература:

1. Асташина, Н.И., Исследовательская экологическая деятельность как ресурс развития профессиональной креативности в условиях инновационной стратегии высшего образования / Н.И. Асташина, Г.С. Камерилова // Азумут научных исследований. - 2019. - Т.8. - №2(27). - С. 18-22.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2002. - 320 с.

3. Дейнега, С.А., Особенности реализации проектно-модульного обучения в техническом вузе / С.А. Дейнега // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - №1.

4. Камерилова, Г.С., Модульная технология в системе высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочной формы обучения / Г.С. Камерилова, Е.Л. Агеева // Вестник Мининского университета. - 2016. - №4.

5. Картавых, М.А. Технологическое обеспечение подготовки бакалавров образования в области экологической безопасности / Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №3. - С. 34.

6. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография / под ред. М.М. Кашапова, Т.Г. Киселевой, Т.В. Огородовой. - Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. - 392 с.

7. Ложенко, Н.О. Инновационная деятельность как тенденция развития высшей школы в России / Н.О. Ложенко // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2010. - №4.

8. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие / [И.А. Колесникова и др.]; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.

9. Попов, А.И. Развитие профессиональной креативности в системе высшего образования / А.И. Попов // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и поиски. - 2016. - № 1 (1) 50. - С. 10.

10. Прохорова, И.В., Агеева Е.Л. Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании / И.В. Прохорова, Е.Л. Агеева // Вестник Мининского университета. - 2016. - №2(15). - С. 8.

11. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов высш.учеб.заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

12. Три стороны интеллекта / Психология мышления / [Дж Гилфорд], под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1965.

Педагогика

УДК 37

аспирант Караулов Максим Александрович

ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» (г. Елец)

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ТРУДОУСТРОЙСТВУ

У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию готовности к трудоустройству у будущих педагогов. На основании анализа понятий «готовность к деятельности», «готовность к трудоустройству» автором обосновывается авторская трактовка, согласно которой готовность к трудоустройству является устойчивой характеристикой личности, представляющей собой предрасположенность индивида к осуществлению активных действий по трудоустройству и актуализации имеющегося личностного и профессионального потенциала для обеспечения результативности данного процесса с субъективной позиции. Также обосновывается структура готовности к трудоустройству будущего педагога, представленная в виде следующих компонентов: профессиональная мотивация, профессиональные намерения, профессиональная идентичность, знания и умения, связанные с процессом трудоустройства, рефлексивно-волевые качества. В статье приведены отдельные результаты констатирующего исследования уровня сформированности готовности к трудоустройству будущих педагогов.

Ключевые слова: трудоустройство, готовность к трудоустройству, педагогическое образование, студенты, профессиональная мотивация, профессиональные намерения, профессиональная идентичность.

Annotation. The article is devoted to the study of the readiness for employment of future teachers. Based on the analysis of the concepts of "readiness for activity", "readiness for employment", the author substantiates the author's interpretation, according to which readiness for employment is a stable characteristic of the individual, which is the individual's predisposition to take active steps to find employment and update the existing personal and professional potential to ensure effectiveness this process from a subjective point of view. It also substantiates the structure of readiness for employment of a future teacher, presented in the form of the following components: professional motivation, professional intentions, professional identity, knowledge and skills associated with the employment process, reflexive-volitional qualities. The article presents some results of the ascertaining study of the level of formation of readiness for employment of future teachers.

Key words: employment, readiness for employment, teacher education, students, professional motivation, professional intentions, professional identity.

Введение. Трудоустройство выпускников в условиях рыночной экономики является одним из ключевых показателей ее эффективности. В данном случае экономическая система включает в себя как минимум 4 субъектов - предприятия и организации, выполняющие функции работодателя; образовательные организации, осуществляющие профессиональную подготовку и переподготовку кадров; выпускники данных образовательных организаций, составляющие кадровый потенциал страны; социальные службы трудоустройства, наделенные посредническими функциями. Особое значение в

рыночной экономике отводится системам подготовки и трудоустройства выпускников социально значимых отраслей, к числу которых прежде всего относятся сферы образования, здравоохранения, правопорядка и пр.

Изложение основного материала статьи. Согласно данным Росстата за 2015-2019 гг. (данные за последние 3 года еще не представлены) уровень занятости выпускников педагогических направлений бакалавриата и магистратуры составляет свыше 90% (2015-2017 гг. - 93,9% (9 место в рейтинге из 19 сфер занятости); 2016-2018 гг. - 93,2% (11 место); 2017-2019 гг.

- 92,8% (9 место)). Из этого числа выпускников по специальности работает только порядка 18% специалистов (2015-2017 гг.

- 81% (10 место); 2016-2018 гг. - 80% (12 место); 2017-2019 гг. - 81% (11 место)). Эти данные необходимо воспринимать в контексте информации об общем количестве выпускников педагогических специальностей: 2015-2017 гг. - 330,7 тыс. выпускников (3 место); 2016-2018 гг. - 263,7 тыс. (3 место); 2017-2019 гг. - 240,7 (3 место) [15].

Очевидно, что обеспечение трудоустройства выпускников, в данном случае будущих педагогов, это индикатор успешности, с одной стороны, высшего образования, с другой, - системы образования как работодателя в целом. Соответственно, успешность процесса трудоустройства слагается как минимум из двух сил: результативность самой системы трудоустройства и нацеленность на трудоустройство выпускника. В настоящей статье уделяется внимание проблемы трудоустройства со стороны индивида - будущего педагога.

Нацеленность на трудоустройство и способность трудоустройства будущего педагога в содержательном плане пересекается со множеством педагогических категорий: профессиональное самоопределение, профессиональная компетентность, профессиональная готовность, профессиональная мобильность, конкурентоспособность, профессиональные намерения и пр. Вместе с тем данные понятия не характеризуют точно ту систему личностных качеств и профессиональных способностей, которые обеспечивают успешное трудоустройство выпускника в разрезе сферы влияния личности на обстоятельства. По нашему убеждению, наиболее точно отражает данную личностную систему понятие готовности к трудоустройству.

Среди массива диссертационных исследований достаточно незначительное количество посвящено проблематике трудоустройства выпускников педагогических специальностей (Е.Р. Дахина [5], О.В. Ивлева [7], Т.Б. Панкратова [11], Ю.С. Чаплин [17], С.В. Шаляпина [18]). Все работы за исключением диссертации Е. Р. Дахиной апеллируют к условиям, обеспечивающим трудоустройство выпускников. В исследовании Е.Р. Дахиной говорится о готовности выпускников к трудоустройству.

Понятие готовности к трудоустройству относится к категории «готовность к деятельности», которое восходит к учению Д.Н. Узнадзе [16], В.А. Ядова [14] об установке. Исследование феномена готовности к деятельности получило теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование в работе М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович [6]. В сущности, готовность к деятельности представляет собой комплекс предрасположенности индивида к поведенческому акту и способности, потенциал осуществить данный поведенческий акт. Готовность к деятельности шире понятия отношения (аттитюда), поскольку включает отношение в себя. Фактические, готовность является диспозицией деятельности.

Понятие готовности к профессиональной деятельности и готовности к трудоустройству - не равнозначные. Различаются они направленностью на отдельные процессы - профессиональной деятельности и трудоустройства. Безусловно, данные процессы взаимосвязаны, но далеко не идентичны. Здесь уместно привести классификацию готовности как долговременную, временную и ситуативную [6]. Очевидно, что профессиональная готовность является долговременной, а готовность к трудоустройству - временной и ситуативной.

Как правило, готовность к трудоустройству определяют через компонентный состав. В частности, такой подход можно обнаружить в работах Ю.А. Грачева [4], Е.Р. Дахиной [5], Т.А. Михайловой, Я.С. Габриелян [10] и др.

На основании проведенного анализа тематического поля понятия «готовность к трудоустройству» была дана следующая трактовка: это устойчивая характеристика личности, представляющая собой предрасположенность индивида к осуществлению активных действий по трудоустройству и актуализации имеющегося личностного и профессионального потенциала для обеспечения результативности данного процесса с субъективной позиции. Как видно из определения, видовая принадлежность готовности к трудоустройству - это устойчивая характеристика личности. Причем, речь идет именно о характеристике, а не о личностном качестве (данное уточнение необходимо ввиду того, что в научной литературе часто готовность определяется как интегральное качество личности; качеством личности являются устойчивые проявления личностных особенностей). Данная характеристика является суммой предрасположенности и актуализации потенциала. В качестве потенциала выступают знания, опыт, волевые проявления, эмоциональная и мотивационная стороны профессиональной деятельности.

Содержание понятия готовности к трудоустройству может быть выражена в форме ее структуры. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович структурируют готовность к деятельности следующим образом: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, оценочный компоненты [6]. О.М. Краснорядцева в структуре готовности к деятельности выделяет 3 компонента: установки, мотивацию и профессионально-личностную готовность к самореализации [9]. В.Л. Бозаджиев определяет структуру данного феномена 4 компонентами: мотивационным, познавательным, эмоциональным, волевым [2]. Очевидно, что структура готовности к деятельности трактуется в различных ракурсах, однако неизменным остается наличие мотивации, эмоционально-волевых качеств и способностей.

В исследованиях, посвященных готовности индивида к трудоустройству, структура данного феномена, сохраняя общие черты с видовым понятием, имеет специфические компоненты. В частности, Т.А. Михайлова, Я.С. Габриелян выделяют профессиональные мотивацию, знания и умения, установки и определение [10]. Считаем более взвешенной точку зрения Е.Р. Дахиной. Ученый определяет следующие компоненты структуры готовности к трудоустройству: профессиональная мотивация, профессиональная определенность, профессиональные установки, профессиональные знания, умения и навыки [5].

Вместе с тем, предлагаем следующую структуру готовности к трудоустройству будущего педагога: профессиональная мотивация, профессиональные намерения, профессиональная идентичность, знания и умения, связанные с процессом трудоустройства, рефлексивно-волевые качества. Обоснуем данную структуру готовности к трудоустройству будущего педагога.

Профессиональная мотивация является неотъемлемой составляющей готовности к трудоустройству. Под профессиональной мотивацией понимается система побуждений человека к определенной профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация также рассматривается как процесс, имеющий временное выражение, соответственно, стимулирующий индивида на разных этапах профессионального развития. В.А. Бодров, Е.П. Ильин выделяют три этапа трансформации профессиональной мотивации: этап профессионального выбора, этап трудоустройства и этап непосредственной трудовой деятельности [1], [8]. Как видно, профессиональная мотивация на этапе завершения профессиональной подготовки выражается в виде мотивации трудоустройства.

Профессиональные намерения - это осознанные побуждения, детерминирующие поведение человека в виде целеполагания и планирования профессионального будущего. В данном контексте профессиональные намерения

выражаются в нацеленности выпускника на трудоустройство по педагогической специальности, а также позволяют более детально конкретизировать выбор желаемого места работы, желаемой должности (А.М. Гендин [3], Н.А. Пахтусова, Г.А. Герцог [12]).

Профессиональная идентичность - это результат профессионального самоопределения индивида, отождествление себя с определенным профессиональным сообществом, как следствие принятие ценностей и поведенческих атрибутов данного сообщества. Фактически, профессиональная идентичность - это включенный аттитюд в профессию, в данном случае, в педагогическую (Н.С. Пряжников [13], Л.Б. Шнейдер [20, 19]).

В структуре готовности к трудоустройству мы выделяем не профессиональные знания, а знания и умения, связанные с процессом трудоустройства. А именно: знание основных механизмов и инструментов трудоустройства в сфере образования, знание особенностей составления документации при трудоустройстве (резюме, заявление, анкета), умения самопрезентации, делового общения.

Рефлексивно-волевые качества, которые составляют основу готовности к трудоустройству будущего педагога, - это волевая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, рефлексивные способности.

Для оценки готовности к трудоустройству будущих педагогов в соответствии с критериями (мотивационный, проектировочный, идентификационный, познавательно-операционный и рефлексивно-волевой) были определены уровни сформированности данной личностной характеристики (низкий, средний, высокий) и их содержание.

Низкий уровень сформированности готовности к трудоустройству характеризуется наличием следующих признаков у студентов: ситуативная, внешняя профессиональная мотивация; профессиональные намерения не связаны с трудоустройством по специальности; неопределенное состояние профессиональной идентичности; отсутствуют знания и умения, обусловливающие эффективное трудоустройство; низкий уровень саморегуляции, самоуправления, рефлексии.

Для среднего уровня сформированности готовности к трудоустройству характерно следующее: односторонняя профессиональная мотивация (направленность либо на предмет, либо на педагогическую деятельность в целом); профессиональные намерения сформированы в сторону выбора трудоустройства в педагогической сфере, однако целеполагание и планирование своей профессиональной карьеры размыты; навязанная профессиональная идентичности или ее мораторий; знания и умения, связанные с процессом трудоустройства, поверхностные; средний уровень саморегуляции, самоуправления, рефлексии

Высокий уровень сформированности готовности к трудоустройству может быть описан посредством следующих характеристик: внутренняя профессиональная мотивация, характеризуемая гармоничным отношением к предметной и процессуальной стороне педагогической деятельности; профессиональные намерения твердо сформированы, что выражается в ориентации на педагогическую профессию, а также в конкретном целеполагании и планировании; сформированная профессиональная идентичность; глубокий уровень сформированности знаний и умений, связанных с процессом трудоустройства; высокий уровень саморегуляции, самоуправления, рефлексии.

Для оценки уровня сформированности готовности к трудоустройству педагогов использовался в соответствии с критериями следующий диагностический инструментарий:

- мотивационный критерий: методика «Мотивы педагогической профессии» Т.Н. Сильченковой;

- проектировочный критерий: опросник «Профессиональные намерения» Л.Н. Кабардовой;

- идентификационный критерий: методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель,

A.Г. Грецова; опросник профессиональной идентичности А.А. Озериной;

- познавательно-операционный критерий: тестирование, анализ конкретных ситуаций, решение кейсов;

- рефлексивно-волевой критерий: диагностика коммуникативного контроля М. Шнайдера; тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» A.B. Зверькова, Е.В. Эйдмана; диагностика индивидуальной меры выраженности рефлексивности А.В. Карпова.

В констатирующем исследовании приняли участие 156 студентов 4 курса бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина в период 2020-2021 гг. Для статистической обработки данных применялся критерия Краскала-Уоллиса для независимых выборок.

Обобщенные данные показали, что у выпускников в основном доминирует средний уровень сформированности готовности к трудоустройству (54,7%). Высокий уровень продемонстрировали 23,5% выпускников. 21,8% студентов показали низкий уровень. Исследование в разрезе получаемой специальности (Нэмп1-6 = 0,012; 0,23; 0,14; 0,004; 0,38; 0,29) и пола (Нэмп = 0,005) не выявило статистически значимых различий.

Анализ экспериментальных данных по критериям позволил определить две существенные закономерности. Во-первых, наиболее низкие показатели студенты демонстрируют в разрезе профессиональных намерений и идентичности; показатели по познавательно-операционному и рефлексивно-волевому критериям выражены умеренно. Наиболее высокие результаты зафиксированы по показателям мотивационного критерия. Это означает, что ключевые проблемы в обеспечении эффективного трудоустройства связаны с обеспечением развития операционных характеристик студентов.

Во-вторых, установлено, что студенты, которые демонстрируют отсутствие профессиональных намерений в плане трудоустройства в педагогической сфере далеко не всегда имеют низкие показатели по другим критериям.

Выводы. Таким образом, проведенное исследование готовности к трудоустройству будущих педагогов позволило дать сущностное определение данному феномену, выявить компонентную структуру (профессиональная мотивация, профессиональные намерения, профессиональная идентичность, знания и умения, связанные с процессом трудоустройства, рефлексивно-волевые качества), определить уровневые показатели и разработать диагностический инструментарий. Проведение констатирующего исследования в рамках конкретного вуза выявило совпадение полученных результатов с общероссийскими тенденциями. Очевидно, что при наличии относительно высоких показателей по трудоустройству будущих педагогов, выявляется кризис профессиональной идентичности, который формируется уже на уровне высшего образования.

Литература:

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности: учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров. - 2-е изд. -Москва: Per Se, 2006 (Екатеринбург: Уральский рабочий). - 511 с.

2. Бозаджиев, В.Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности / В.Л. Бозаджиев // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 7. - С. 98-99.

3. Гендин, A.M. Эволюция профессиональных намерений и планов выпускников педагогического вуза (по материалам мониторинга) А. М. Гендин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им.

B.П. Астафьева. - 2013. - №4(26). - С. 140-145.

4. Грачев, Ю.А. Понятие «готовности к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания / Ю.А. Грачев // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2011. - № 4(52). - С. 172-175.

5. Дахина, Е.Р. Педагогические условия формирования готовности выпускников вузов к трудоустройству:

автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Е.Р. Дахина. - Воронеж, 2017. - 24 с.

6. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск, 1976. - 25 с.

7. Ивлева, О.В. Педагогическое сопровождение центра содействия трудоустройству выпускников вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / О.В. Ивлева. - Калининград, 2012. - 24 с.

8. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2011. - 508 с.

9. Краснорядцева, О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности / О.М. Краснорядцева. - Барнаул, 1998. - 114 с.

10. Михайлова, Т.А., Габриелян, Я.С. Формирование готовности к трудоустройству у студентов вузов / Т.А. Михайлова, Я.С. Габриелян // Педагогика и просвещение. - 2020. - № 4. - С. 86-95.

11. Панкратова, Т.Б. Сетевое взаимодействие учреждений высшего профессионального образования и службы занятости по адаптации выпускников на рынке труда: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Т.Б. Панкратова. - Томск, 2011. - 23 с.

12. Пахтусова, Н.А., Герцог, Г.А. Исследование профессиональных намерений выпускников профессионально-педагогического вуза / Н.А. Пахтусова, Г.А. Герцог // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 437.

13. Пряжников, Н.С. Психологический смысл труда: учебное пособие / Н.С. Пряжников. - 3-е изд., испр. и доп. -Москва: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 534 с.

14. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. - Ленинград: Наука, 1979. - 264 с.

15. Трудоустройство выпускников образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования / https://rosstat.gov.ru/labour_force

16. Узнадзе, Д.Н. Психологические исследования / Д.Н. Узнадзе. - Москва: Наука, 1966. - 449 с.

17. Чаплин, Ю.С. Организационно-педагогическое взаимодействие профессионального училища и службы занятости на территориальном рынке труда: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ю.С. Чаплин. - Москва, 2005. - 23 с.

18. Шаляпина, С.В. Организационно-педагогические условия содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов педагогического вуза: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 5.8.7. / С.В. Шаляпина. - Томск, 2021. - 22 с.

19. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность и память: опыт генетической реконструкции / Л.Б. Шнейдер // Мир психологии. - 2001. - № 1. - С. 64-78.

20. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учебное пособие / Л.Б. Шнейдер. -Москва: МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2004. - 600 с.

Педагогика

УДК 371.8

кандидат педагогических наук, доцент Колокольникова Зульфия Ульфатовна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Блинцова Ирина Михайловна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск); студент Староверова Мария Владимировна

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В 1935-1945 ГГ.

Аннотация. В статье описаны методы и формы педагогического образования, реализованные в высших учебных заведениях и в педтехникумах Красноярского края в 1935-45 гг. В данный период была приоритетной заочная форма обучения студентов. Рассмотрены меры, направленные на создание благоприятных условий для обучения будущих учителей, и способы подготовки педагогических кадров в предвоенные годы и годы Великой отечественной войны. Институт повышения квалификации обеспечил обучающихся необходимыми учебными материалами, провёл ряд мероприятий по привлечению на экстернат и на заочное обучение. Большое значение в подготовке учителей имел Красноярский педагогический институт. Во время войны было произведено его расширение: открыты новые факультеты (физико-математический, факультет русского языка и литературы с северным отделением). В Хакасии был открыт Абаканский учительский институт с тремя факультетами. На севере Красноярского края начал свою работу Енисейский учительский институт, впоследствии преобразованный в Енисейский государственный педагогический институт. С началом Великой Отечественной войны в институтах и в училищах сократилось число педагогов. В школах работали педагоги, зачастую не имеющие должной педагогической подготовки. В этот период снижается успеваемость у учащихся школ Красноярского края. Обучающиеся и преподаватели собственными силами обеспечивали жизнедеятельность учебных заведений в военное время. В связи с военными условиями некоторые училища и техникумы были переведены в другие города. На основе анализа архивных материалов в статье показано число студентов, получивших педагогическое образование с 1935 по 1945 годы. Данная статья заслуживает внимания исследователей проблем истории развития педагогического образования в регионах Российской Федерации.

Ключевые слова: педагогическое образование, Великая Отечественная война, предвоенные годы, экстернат, заочное обучение, повышение квалификации.

Annotation. The article describes the methods and forms of pedagogical education implemented in higher educational institutions and pedagogical colleges of the Krasnoyarsk Territory in 1935-45. During this period, the correspondence form of students' education was a priority. The measures aimed at creating favorable conditions for the training of future teachers and ways of training pedagogical personnel in the pre-war years and the years of the Great Patriotic War are considered. The Institute of Advanced Training provided students with the necessary educational materials, carried out a number of measures to attract students to external studies and distance learning. The Krasnoyarsk Pedagogical Institute was of great importance in the training of teachers. During the war, its expansion was carried out: new faculties were opened (physics and Mathematics, Faculty of Russian Language and Literature with a northern department). The Abakan Teachers' Institute with three faculties was opened in Khakassia. In the north

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.