Научная статья на тему 'Сущность и характеристика понятий "компетенция" и "компетентность" в педагогических исследованиях'

Сущность и характеристика понятий "компетенция" и "компетентность" в педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
525
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / СУЩНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETITION / COMPETENCE / ESSENCE / INFORMATION TECHNOLOGIES / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорочинский Максим Анатольевич

В статье рассматривается и сравнивается содержание понятий «компетенция» и «компетентность», на основе мнений и трактовок различных ученых и исследователей. Рассматриваются варианты их классификации и трактовка в рамках современного развития информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND CHARACTERISTICS OF THE NOTIONS "COMPETENCE" AND "COMPETENCE" IN PEDAGOGICAL RESEARCHES

The article discusses and compares the content of the concepts of "competence" and "competence", based on the opinions and interpretations of various scientists and researchers. The variants of their classification and interpretation within the modern development of information technologies are considered.

Текст научной работы на тему «Сущность и характеристика понятий "компетенция" и "компетентность" в педагогических исследованиях»

актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей XVI Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 203-206.

4. Сомкин, А.А. Общеразвивающие упражнения в занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» в неспециализированном высшем учебном заведении / А.А. Сомкин // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - Нижний Новгород, 2018. - № 6 (23). - С. 73-82.

5. Тематический курс лекций по физической культуре и спорту: учебное пособие / под ред. Ш.З. Хуббиева, Т.И. Барановой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. - 248 с.

6. Теоретические основы физической культуры: курс лекций / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков. - Белгород: ЛитКараВан, 2009. - 124 с.

7. Физическая культура. Курс лекций для студентов всех специальностей дневного обучения / под ред. проф. В.И. Шалупина. - М.: Изд-во МГТУ гражданской авиации, 2011. - 115 с.

8. Физическая культура: курс лекций для студентов всех форм обучения / Составитель: Казначеев С.В. -Новосибирск: Изд-во СибГАГС, 2015. - 162 с.

Педагогика

УДК: 37.026.1

старший преподаватель кафедры ИВТ Сорочинский Максим Анатольевич

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)

СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Аннотация. В статье рассматривается и сравнивается содержание понятий «компетенция» и «компетентность», на основе мнений и трактовок различных ученых и исследователей. Рассматриваются варианты их классификации и трактовка в рамках современного развития информационных технологий.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, сущность, информационные технологии, образование.

Annоtation. The article discusses and compares the content of the concepts of "competence" and "competence", based on the opinions and interpretations of various scientists and researchers. The variants of their classification and interpretation within the modern development of information technologies are considered.

Keywords: competition, competence, essence, information technologies, education.

Введение. В современной системе педагогических исследований, несмотря на широкое применение понятия «информационная компетентность», оно, до настоящего времени не имеет четкого и однозначного определения в педагогической науке. В большей степени, по нашему мнению, это может быть связано со стремительным развитием информационных технологий, которые предъявляют все новые и новые требования к уровню их владения. Помимо этого, существует диссонанс между понятиями «компетентность» и «компетенция».

Для выявления сущности информационной компетентности необходимо выделим наиболее важные свойства, характеристики, качества, присущие исследуемой категории и отличающие ее от сходных смысловых категорий. Информационная компетентность понимается нами как понятие, несущее на себе все характеристики родового понятия, которым является понятие «компетентность». Для однозначного его понимания необходимо конкретизировать его базовые понятия, к которым относятся, в первую очередь, понятия «компетенция» и «компетентность».

Изложение основного материала статьи. Само понятие не является новым в науке, так И. А. Зимняя выдвигает предположение, что понятие компетентности связано с именем Аристотеля, который исследовал «способности состояния человека, которое обозначалось греческим "atere" - «сила, которая развилась и стала совершенной до такого уровня, что сделалась отличительной чертой личности»[2]. В ее трактовках компетентность определяется как «актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество»[1, с. 16].

В начале 1960 - 1970 годах в науке появляется категория понятий «компетентность» и «компетенция», закладывается понимание сущности данных понятий, создаются предпосылки разграничения данных терминов.

Родоначальником компетентности считается Джон Равен и «Компетентность в современном обществе» [4]. В своей работе он приводит развернутое определение компетентности и понимает ее как «комплекс знаний, умений и навыков, которые раскрываются в личностно значимой для субъекта деятельности». Он рассматривал и представлял свои представления о сути компетентности, дал классификацию видам компетентностей.

В педагогическую науку термин «компетенция» перекочевал из сферы труда и предприятий. В своих исследованиях С.Е. Шишов и В.А. Кальней говорят о том, что «в последние десятилетие, этот мир во многом довел до автоматизма, сделал формальными свои концепты и свою технику оценки и управления людскими ресурсами. Оказавшись лицом к лицу с большой конкурентоспособной средой, а также с быстрыми изменениями знаний и технологий, предприятия были вынуждены направить свои инвестиции в развитие того, что зачастую упоминают как «человеческий капитал» [10].

Компетентность - это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций.

По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность является системным множеством, объединяющим личностные, предметные и инструментальные качества и компоненты» [9]. А.И. Сурыгин под компетенцией понимает «знания, умения, опыт, необходимые для выполнения некоторой деятельности, некоторых действий», а и компетентность рассматривает как «операционально-технологическую способность личности к выполнению какой-либо деятельности, каких-либо действий» [5]. Д. А. Иванов считает что компетентность — это характеристика, которая дается человеку в результате оценки того, насколько эффективны и результативны были его действия, направленные на решение определенных задач или проблем» [3].

Общим в понимании авторов является представление о компетентности как некой совокупности компонентов (способностей, знаний, умений, качеств), тогда как компетенция - это способность реализовывать знания и умения в конкретной практической деятельности.

Наиболее точно разграничивает два данных понятия А.В. Хуторской: «компетенция - это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественных и продуктивных действий по отношению к ним; отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке специалиста» [7, с. 59-62].

В свою очередь, «компетенция» также характеризуется неоднозначностью трактовок. Различия понятий компетентность и компетенция отражены в толковом словаре под редакцией Д.И. Ушакова: «компетентность - осведомлённость, авторитетность; компетенция - круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий» [6].

Во многих работах и исследованиях при рассмотрении компетенции делается акцент на конкретные ситуации, в которых и проявляется компетенция человека. Отсюда следует, что компетенция, это область взаимоотношений, которые существуют между знанием и действием в деятельности человека.

В Федеральном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) явно (в отдельный блок) не выделены информационные компетенции. Однако они являются составной частью общепрофессиональных компетенций (ОПК), которыми должен овладеть обучающийся. Между тем, формирование и развитие компетенций, обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской информационной компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. И. А. Зимняя (2004) определяет такие ИКТ-компетенции: прием, переработка и выдача информации, навыки работы с мультимедийными и массмедийными технологиями, а также владение навыками работы с Интернет-ресурсами.

Таким образом, общее в определении компетенции является понимание ее как качество личности, связанное с умением решать разнообразные задачи, как комплекс знаний. Все представленные определения отображают компонентный состав компетентности, однако ни в одном из них не прослеживается специфика определенной учебной дисциплины, что позволяет считать данные определения универсальными. Мы полагаем, что информационные компетенции могут быть выделены в отдельную группу, как набор компетенций, требующий целенаправленного развития в процессе освоения обучающимся различных дисциплин.

Компетентностный подход направлен на результат образования: в учебную программу дисциплины, модуля или практики изначально закладываются такие требования и параметры (знания, умения, способности, владение, готовность и т.д.), которые необходимо достичь «на выходе». Отсюда следует, что главным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не просто система знаний, умений и опыты, а способность человека успешно действовать в конкретной ситуации с эффективным использованием их совокупности, т.е. владение конкурентоспособностью в современном обществе.

Анализ исследований показывает, что «информационная компетентность» рассматривается исследователями, как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле она связывается с умением использовать для поиска, получения, обработки, представления, передачи информации информационные технологии, современные технические средства и методы. В широком смысле - не только с умениями использовать информационные технологии для работы с информацией, но и с умениями осуществлять аналитико-синтетическую переработку информации, решать информационно-поисковые задачи, используя библиотеку как информационно-поисковую систему, т.е. осуществлять информационную деятельность с использованием информационных технологий.

Таким образом, компетенция - это развиваемое (в зоне ближайшего развития) качество, тогда как компетентность - это уровень владения специалистом соответствующей компетенцией, проявляющийся в профессиональной деятельности и включающий его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Мы полагаем, что по отношению к обучающимся, студентам следует использовать слово «компетентность». Развитие информационной компетентности обучающихся реализует деятельностный подход и происходит в процессе аудиторной и внеаудиторной работы студента в электронной образовательной среде, а также самостоятетельного образования.

На основе теоретического анализа понятий и разработок ученых в области информационных технологий (В. Ф. Бурмакина, М. Зелман, И. Н. Фалина, 2007) можно соотнести основные уровни информационной компетентности: компьютерная грамотность, информационные компетенции и информационная компетентность, где на первой ступени формируется компьютерная грамотность, на второй - развиваются информационные компетенции и заключительная ступень - информационная компетентность. На первой стадии обучающийся должен овладеть базовыми знаниями и основными умениями по использованию современных ИКТ и средств компьютерной техники для получения доступа к информации и для использования в современном информационном обществе.

Так как понятие компетенции тесно сопряжено с профессиональной деятельностью, то в педагогической литературе часто употребляют такое понятие как «ключевые компетенции». Существует ряд ключевых компетенции, выделенных и отечественными педагогами, например, А.В. Хуторской выделяет 7 групп ключевых компетентностей: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личностного самосовершенствования [8].

Одну из самых комплексных классификаций, предложила И.А. Зимней [1], основанную на категории деятельности. Она говорит о трех группах компетенций:

1) компетенции, которые относятся к человеку как личности, субъекту деятельности, общения;

2) компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной среды;

3) компетенции, относящиеся к деятельности человека.

Каждая группа включает в себя несколько видов компетенций. К первой группе принадлежат следующие компетенции: сбережения здоровья; ценностно-смысловой ориентации в Мире; интеграции; гражданственности; самообразования и совершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение

культурой родного языка, владение иностранным языком. Во второй группе выделено две компетенции: социального взаимодействия; общения. Третья группа состоит из: компетенций в деятельности; познавательной деятельности; информационных технологий.

С. В. Тришина, описывая структуру информационной компетентности, выделяет следующие пять компонентов: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный и рефлексивный. Основываясь на компонентах, которые выделяют ученые в понятии информационная компетентность, нами были выделены и определены, на наш взгляд три основных компонента: ценностно-мотивационный, информационно-технологический, рефлексивный. Каждый из этих компонентов состоит из набора определенных умений и навыков.

Выводы. Применение информационных технологий в образовательном процессе вуза позволяет активизировать аудиторную и внеаудиторную работу студентов с использованием различных электронных средств учебного и развивающего назначения; развивать умения по использования компьютерной техники и навыки работы с ней, направленные на получение теоретических и практических знаний. Среди универсальных учебных действий, которые используются при обучении в школе, можно выделить умения, которые необходимы для формирования информационной компетентности: искать информацию в индивидуальных информационных архивах, ЭИОС образовательного учреждения, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов, электронных библиотеках; записывать информацию, в том числе с помощью аудио- и видеозаписи и т.д.; структурировать знания, и представлять их в виде диаграмм, графиков, карты мышления и пр.; создавать мультимедийные продукты, включающие изображения, звуки, видео; готовить, создавать и использовать презентации; строить модели объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов; соблюдать требования эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ; фиксировать изображения, звуки, обрабатывать их с помощью соответствующего программного обеспечения; сканировать и распознавать отсканированный текст.

Мы считаем необходимым целенаправленно развивать информационную компетентность студентов в электронной образовательной среде. В связи с чем, в структуре информационной компетентности мы выделили ценностно-мотивационный, информационно-технологический, коммуникативный компоненты и определили набор навыков и умений, которые включает в себя компонент.

Таким образом, информационная компетентность студентов рассматриваются нами как развиваемое качество, являющееся элементом информационной культуры, позволяющее учиться и общаться в условиях современного этапа цифровой революции, вступать в информационно-педагогическое взаимодействие, используя готовое и авторское программное обеспечение, телекоммуникационные и мультимедийные средства, Интернет-сервисы и сервисы офисных программ, а также технологии аудиторного и внеаудиторного электронного обучения.

Структура информационной компетентности представляет совокупность ценностно-мотивационного, информационно-технологического, рефлексивного компонентов, отражающих знания, умения, навыки, способы деятельности, позволяющих с помощью средств электронного обучения и технологий самостоятельно использовать ресурсы, глобальной сети интернет для поиска, сохранения, обработки, преобразования и публикации образовательно-значимой информации, успешного информационно-педагогического и информационно-компьютерного взаимодействия в электронной образовательной среде.

Литература:

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34- 42.

2. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

3. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании [Текст] / Д.

A. Иванов. М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.

4. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж. Равен. М., 2002.

5. Сурыгин, А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке [Текст] / А. И. Сурыгин. СПб.: Златоуст, 2000. 230 с.

6. Толковый словарь русского языка [Текст]: в 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. М., 2000.

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.

B. Хуторской. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (12.04.2017).

8. Хуторской, А. В. Современная дидактика [Текст] / А. В. Хуторской. 2-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2007. 639 с.

9. Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст]: кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. 144 с.

10. Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.

Педагогика

УДК 37

кандидат педагогических наук, доцент Спирина Мария Леонидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет" (г. Армавир); аспирант Ушанёва Инна Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Армавирский государственный педагогический университет" (г. Армавир)

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам добровольческой деятельности в России среди студентов - будущих бакалавров. Проанализирована актуальность добровольческой деятельности для современного общества. Особое внимание уделено активной гражданской позиции. Дано определение добровольчества, названы ее критерии и уровни.

Ключевые слова: добровольчество, активная гражданская позиция, молодежь, ценностные ориентиры.

Annotation. This article is devoted to the issues of volunteering in Russia among students - future bachelors. Analyzed the relevance of volunteering for modern society. Particular attention is paid to active citizenship. The definition of volunteering is given, its criteria and levels are named.

Keywords: volunteering, active citizenship, youth, value orientations.

Введение. Добровольчество уходит своими корнями еще в начало XX века. До этого времени, "добровольцами" в первую очередь называли людей, которые в военное время добровольно уходили на службу. В советское время это были люди, которые добровольно отправлялись на Целину, на строительство БАМа. Российская история знает множество примеров. Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. До 1905 года благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции, а потому часто носила комплексный характер. Москве в 1894 году по инициативе профессора МГУ Владимира Ивановича Герье Московской Городской Думой было учреждение "Городских попечительств о бедных". В 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал "распространить опыт Москвы в другие города". И таких организаций было множество. На рубеже XIX-XX века в России было 14854 благотворительных учреждений.

Добровольчество сегодня — это мощное общественное движение, имеющее свои организации во всех странах мира, но давно уже переросшие как национальные границы, так и сферу применения волонтерского труда. Волонтерство, как показывает международный опыт, развивается в рамках так называемого третьего сектора, или некоммерческих организаций. В некоторых исследованиях последних лет патриотическое воспитание рассматривается в совокупности с проблемой гражданского воспитания (К.Ш. Ахияров, А.С. Гаязов, А.В. Беляев, С.Е. Матушкин и др.).

К.Ш. Ахияров рассматривает воспитание гражданственности на основе этнопедагогики. Подчеркивая огромное значение родного языка, традиций, нравственных ценностей и идеалов в воспитании подрастающего поколения, автор анализирует различные методы воздействия на воспитанников на основе использования фольклора, эстетического восприятия действительности и пр.

А.С. Гаязов выделяет в качестве одной из задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма и интернационализма, отмечая, что «по своей сущности данное направление более тесно связано именно с гражданским воспитанием, так как оно специфично связывается с понятием Отечество, государство. Родина, страна» [4, с. 86].

Изложение основного материала статьи. Во всем мире молодежное добровольческое движение уже получило широкое распространение, а его роль в социальном развитии оценена на международном уровне. Правительства многих стран используют ресурс добровольчества, финансируя его проекты, в реализации государственных программ по поддержке молодежи, в решении общественных проблем.

В последнее время стало наиболее активно развиться добровольчество в новейшей истории нашей страны. Добровольческий сектор во многом обязан социальной активности молодежи, ее стремлению оказать помощь нуждающимся, что и есть основа добровольчества.

Добровольцы работают от столицы до малых сёл нашей необъятной страны. Основные направления волонтерских отрядов разнообразны:

- волонтёры Победы,

- волонтёры пропаганды здорового образа жизни,

- экологическое волонтёрство,

- спортивное волонтёрство,

- событийное волонтёрство,

- помощь детям,

- социальное служение,

- помощь животным,

- инклюзивное волонтёрство,

- медицинское волонтёрство,

- культурное волонтёрство,

- волонтёрство в чрезвычайных ситуациях.

Российские общественные организации активно развивают механизм поддержки этих инициатив, создаются молодежные добровольческие центры, создаются и применяются специализированные образовательные программы. Проводятся семинары по обмену опытом, круглые столы по вопросам взаимодействия добровольческого сектора с государственными структурами, бизнесом и средствами массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.