Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПРЕДМЕТЫ / ФОРМЫ / ОБУЧЕНИЕ / ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальков Алексей Владимирович, Паклинова Наиля Наильевна

Игровые технологии. Почему они вновь стали так популярны, почему после множества испробованных вариантов форм и методик проведения обучения мы снова вернулись к играм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальков Алексей Владимирович, Паклинова Наиля Наильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND FUNCTIONS OF GAMING TECHNOLOGIES AS A PEDAGOGICAL MEANS OF FORMING THE READINESS OF COMPETITIVE SPECIALISTS

Gaming technologies. Why have they become so popular again, why, after many tried variants of forms and methods of teaching, we have returned to the games again.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Научная статья Original article УДК 371.3

DOI 10.55186/26584964_2022_5_6_12

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

THE ESSENCE AND FUNCTIONS OF GAMING TECHNOLOGIES AS A PEDAGOGICAL MEANS OF FORMING THE READINESS OF COMPETITIVE SPECIALISTS

ЕЯ

Алексей Владимирович Сальков, Кандидат педагогических наук, доцент «Сургутский государственный университет» (628400 Россия, г. Сургут, ул. пр. Ленина , д. 1), тел. 8 (922) 658 62 41, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0000-00000000, avsalkov@list.ru

Наиля Наильевна Паклинова, Магистрант, «Сургутский государственный университет» (628400 Россия, г. Сургут, ул. пр. Ленина , д. 1), тел. 8 (922) 658 62 41, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0000-0000-0000, avsalkov@list.ru

Alexey V. Salkov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor "Surgut State University" (1,Lenin st., Surgut, 628400 Russia), tel. 8 (922) 658 62 41, ORCID: http://orcid.org / 0000-0000-0000-0000, avsalkov@list.ru Naila N. Paklinova, Master's student, Surgut State University (1,Lenin st., Surgut, 628400 Russia), tel. 8 (922) 658 62 41, ORCID: http://orcid.org / 0000-0000-00000000, avsalkov@list.ru

6477

Аннотация. Игровые технологии. Почему они вновь стали так популярны, почему после множества испробованных вариантов форм и методик проведения обучения мы снова вернулись к играм.

Abstract. Gaming technologies. Why have they become so popular again, why, after many tried variants of forms and methods of teaching, we have returned to the games again.

Ключевые слова: методика, предметы, формы, обучение, окружающие предметы, процесс.

Keywords: methodology, objects, forms, training, surrounding objects, process.

Обучение в игре, это то, с чего начинается жизнь человека его познание мира познание самого себя и своего места в этом мире. Младенец в игре постигает осязает и осознает окружающие предметы, формы, звуки, цвета. Получается, что самая принимаемая организмом форма обучения для человека, это игровая, в игре процесс происходит естественным путем, наша психика и разум принимает игру, как часть процесса жизнедеятельности. Человеку свойственно играть, это что мы впитываем с молоком матери, это то, через что проходит обучение в первые годы жизни человека. Игровой процесс применяется в дошкольной педагогике, как наиболее успешный для повышения у детей интереса к процессу обучения и подготовке психики к дальнейшему обучению в школе. Использование игровых технологий, позволяет выработать (приобрести) огромное количество компетенций позволяющих налаживать контакты, приобретать новые связи, успешно сотрудничать с людьми разных профессий, социальных слоев населения, разными возрастными категориями и т.д.

Современный мир стремительно меняется, появляются новые тренды, социальная ответственность бизнеса вводит такие понятия, как Impact-карьера, то есть профессиональный путь направленный на создание социальных изменений и общественного блага [1] (impact - «влиять», англ.),

6478

то есть работа со смыслом. Безусловно, для переориентации на создание общественного блага и социальные изменения необходимо обладать множеством компетенций для принятия и понимания другого человека, его особенностей работы и открывает возможности для сотрудничества и развития, а главное для глобальных социальных изменений в обществе. Для поддержания конкурентоспособности сотрудников компании большое внимание уделяют обучению и повышению навыков сотрудников, в корпоративном образовании широко используются кейсы, ролевые и деловые игры, симуляции, тренинги, другими словами, игровые технологии.

Игровые технологии - относятся к активным методам обучения позволяющим получить обратную связь между преподавателем и обучающимся, формированию креативного мышления, коммуникативных способностей, навыков работы в команде, развитию системного мышления, гибких компетенций (soft-skills), которые очень высоко ценят работодатели. Исследователи называют системное мышление одним из самых востребованных навыков будущего, в основе которого лежат 4К компетенции: креативность, коммуникация, кооперация, критическое мышление.

В своем докладе «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» авторы подводят итоги многолетней совместной работе Global Education Futures и WorldSkills Russia по определению образа рабочих мест в экономике будущего и определению перечня востребованных компетенций [2]. Если в XX веке стояла задача научить людей читать, писать и основными знаниями об окружающей мире, поскольку для профессионального развития и успешной карьеры достаточно было обладать двумя- тремя навыками, то в XXI веке актуальной и приоритетной задачей является развитие большого количества базовых навыков, не говоря уже о дополнительных компетенциях. К коим относятся:

• Концентрация и управление вниманием

• Эмоциональная грамотность

6479

• Цифровая грамотность

• Творчество, креативность

• Экологическое мышление

• Кросскультурность

• Способность к (само)обучению2.

Развитие вышеперечисленных навыков возможно только при соответствии требованиям времени, это непрерывное обучение, постоянное саморазвитие, умение справляться с постоянными перегрузками, социальной трансформации, владению кросскультурными коммуникациями и т.д. Многие из этих навыков возможно развить или выработать в результате постоянной работы над собой, обучению и самообучению, повышению квалификации. Именно эти задачи стоят перед учреждениями высшего и средне-специального образования, выпустить на рынок труда конкурентоспособных специалистов, обладающих гибкими компетенциями. Новые профессии, уже существующие и появляющиеся каждый день связаны со способностью придумывать новые решения или выносить собственные суждения, не опираясь на заранее заданные параметры. То есть способность генерировать идеи, креативность

Для достижения этой цели в образовательный процесс включаются методы активного обучения, среди которых:

• игровые методы (деловые игры, ролевые игры, организационно -деятельностные игры);

• кейс-стади;

• тренинги;

• методы конкретных ситуаций и т.д.

Игровые технологии активно-способствуют развитию творческого мышления, которое включает в себя аспекты новых компетенций, таких как креативность, творчество, концентрация и управление вниманием и т.д.

Специалисты, изучающие интеллект человека [3] считают, что процесс творческого мышления состоит из совокупности конвергентного мышления

6480

содержащего (логическое, последовательное, линейное) мышления, предполагающего, что существует лишь одно правильное решение проблемы и дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) заключающегося в поиске множества решений одной и той же проблемы [4]. Эти методы способны развивать как раз так называемые компетенции будущего, основу развития науки, технологий, их агрегации в жизнь современного общества. Владение этими компетенциями способствуют повышения уровня профессионализма, а соответственно значимости и востребованности работодателями на рынке труда.

Литература

1. Работа со смыслом: на кого и где учиться, чтобы менять мир к лучшему.

— Текст : электронный // РБК Тренды : [сайт]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/5edfb2ca9a79473791f6c5a3?page=tag&nic k=social_resource&from=infinityscroll (дата обращения: 30.03.2022).

2. Образование для сложного общества. Образовательные экосистемы для общественной трансформации. Доклад Global Education Futures «Образование для сложного мира: зачем, чему и как» / авт. -сост. Е. Лошкарева, П. Лукша, И. Ниненко, И.Смагин, Д. Судаков. - М.: Русский учебник, 2018. - 212 с.

3. Либина А. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - Litres, 2018.

4. Лапыгин, Ю. Н. Методы активного обучения : Учебник и практикум / Ю. Н. Лапыгин. - 1-е изд.. - Москва : Издательство Юрайт, 2017. - 248 с. -(Образовательный процесс). - ISBN 978-5-534-02216-2.

References

1. Work with meaning: who and where to study to change the world for the better.

— Text : electronic // RBC Trends : [website]. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/5edfb2ca9a79473791f6c5a3?page=tag&nic k=social_resource&from=infinityscroll (accessed: 30.03.2022).

6481

2. Education for a complex society. Educational ecosystems for social transformation. Report of Global Education Futures "Education for a complex world: why, what and how" / author-comp. E. Loshkareva, P. Luksha, I. Ninenko, I.Smagin, D. Sudakov. - M.: Russian textbook, 2018. - 212 p.

3. Libina A. Coping intelligence: a person in a difficult life situation. - Liters, 2018.

4. Lapygin, Yu. N. Methods of active learning : Textbook and workshop / Yu. N. Lapygin. - 1st ed.. - Moscow : Yurayt Publishing House, 2017. - 248 p. -(Educational process). - ISBN 978-5-534-02216-2.

© А.В. Сальков, Н.Н. Паклинова, 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

Для цитирования: А.В. Сальков, Н.Н. Паклинова Сущность и функции игровых технологий как педагогического средства формирования готовности конкурентоспособных специалистов// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

6482

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.