Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОГО КОЛЛЕДЖА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОГО КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ИКТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ТЕСТОВЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальков Алексей Владимирович, Матева Жанна Сергеевна

В статье теоретически обосновывается эффективность применения ИКТ-технологий в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальков Алексей Владимирович, Матева Жанна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ICT TECHNOLOGIES IN TEACHING FINANCIAL COLLEGE STUDENTS

The article theoretically substantiates the effectiveness of the use of ICT technologies in the educational process.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВОГО КОЛЛЕДЖА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022

Научная статья Original article УДК 371.3

DOI 10.55186/26584964_2022_5_6_14

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ

ФИНАНСОВОГО КОЛЛЕДЖА

THE USE OF ICT TECHNOLOGIES IN TEACHING FINANCIAL COLLEGE

STUDENTS

Алексей Владимирович Сальков, Кандидат педагогических наук, доцент «Сургутский государственный университет» (628400 Россия, г. Сургут, ул. пр. Ленина , д. 1), тел. 8 (922) 658 62 41, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0000-00000000, avsalkov@list.ru

Жанна Сергеевна Матева, Магистрант, «Сургутский государственный университет» (628400 Россия, г. Сургут, ул. пр. Ленина , д. 1), тел. 8 (922) 658 62 41, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0000-0000-0000, avsalkov@list.ru

Alexey V. Salkov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor "Surgut State University" (1,Lenin st., Surgut, 628400 Russia), tel. 8 (922) 658 62 41, ORCID: http://orcid.org / 0000-0000-0000-0000, avsalkov@list.ru Zhanna S. Mateva, Master's student, Surgut State University (1,Lenin st., Surgut, 628400 Russia), tel. 8 (922) 658 62 41, ORCID: http://orcid.org / 0000-0000-00000000, avsalkov@list.ru

Аннотация. В статье теоретически обосновывается эффективность применения ИКТ-технологий в образовательном процессе.

6495

Abstract. The article theoretically substantiates the effectiveness of the use of ICT technologies in the educational process.

Ключевые слова: ИКТ-технологии, информатизация, образовательный процесс, профессиональная деятельность, эффективность учебного процесса. дистанционное обучение, тестовые и контрольные программы. Keywords: ICT technologies, informatization, educational process, professional activity, efficiency of the educational process. distance learning, test and control programs.

Актуальной темой современного образования является одно из важных направлений компьютеризации нашего общества - внедрение информатизации в образовательный процесс. Получаемые основные навыки информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ), которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в обычной повседневной жизни [2].

Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Агапова О.И., Кривошеев О.А., Пейперт С., Громов Г.Р., Гриценко В.И., Шолохович В.Ф., Клейман Г., Сендов Б., Хантер Б. и др. Современная система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ - технологий становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. Но обучение без желания обучающегося не будет иметь результата и эффективности, поэтому важнейшим из условий, которое способствует возникновению заинтересованного отношения к любому изучаемому предмету является мотивация учебно - познавательной деятельности учащихся, а также их активные и сознательные действия, направленные на освоение материала [4].

6496

Информационные технологии облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие преподавателя и студентов. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Сегодня необходимо, чтобы каждый преподаватель по любой дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Особую роль в управлении качеством образования могут сыграть именно современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника.

Использование ИКТ в процессе обучения способствует: осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся; повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний; развитию личности обучающегося; подготовке его к комфортной жизни в условиях информационного общества [6].

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, «использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

- поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности».

6497

ИКТ-технологии позволяют оптимизировать урок, сделать его более запоминающимся и выразительным, более грамотно и доступно объяснить материал и, главное, организовать работу всей учебной группы одновременной [1].

Для реализации идеи информатизации в колледже оборудован кабинет компьютерных технологий для проведения занятий по учебным дисциплинам с использованием информационных технологий, компьютерного тестирования, индивидуальных работ студентов и преподавателей. В кабинете компьютеры объединены локальной сетью и имеют выход в Интернет. В библиотеке колледжа имеется информационный фонд, состоящий из дисков с записанными на них лекциями, электронными учебниками, энциклопедиями, справочниками, обучающими программами, тестами и др. Во всех компьютерных классах в колледже имеются моноблоки, компьютеры, проекторы, интерактивные доски и другое оборудование для обеспечения учебного процесса, каждому преподавателю выдан персональный ноутбук [3].

В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют ИКТ- технологии, из которых условно можно выделить три группы инструментов:

1. Информация из интернета: электронные учебники, образовательные сайты, справочники, словари, специализированные учебные программы и т. д.

2. Интерактивная информация: презентации, обучающие видео-ролики для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров и т. д.

3. Дистанционное обучение: кейс-технологии, сетевые технологии, информационно-спутниковые технологии, форумы, вебинары, чаты, онлайн-конференции и др.

Программы тестовые и контролирующие позволяют быстро установить обратную связь с обучающимися, исправить ошибки и закрепить их знания по изучаемой теме, экономить время преподавателя. Такие программы позволят

6498

снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения у студентов при контроле знаний, а также объективно оценивать ответы [5]. Вследствие объективности выставления оценок, студенты адекватно оценивают свои возможности и тем самым критически относятся к своим успехам.

По результатам опроса можно отметить «плюсы» (например, по приему «тестирование»): для преподавателей - исключение ситуации списывания, автоматическая проверка тестов (именно проверка является самым трудоемким этапом) и анализ работ; для учащихся - при выполнении теста является важным как можно быстрее узнать свою оценку и выяснить, в чем заключались ошибки. когда за короткий промежуток времени можно опросить сразу всю группу. По мнению преподавателей колледжа, удобство и выгода использования на уроках ИКТ-технологий очевидна, но существуют и их отрицательные стороны, например: зависимость от наличия в электронной форме материала, уменьшаются возможности вариативности, зависимость от состояния оборудования и техники.

А как же воспринимают ИКТ - технологии на уроке студенты колледжа?

Для получения ответа проводился опрос студентов 2 курса финансового колледжа. Им было предложено выявить «плюсы» и «минусы» использования на уроке мультимедийной презентации. Из «плюсов» они отметили -наглядность материала, лучше воспринимается, более понятно. Из «минусов» - иногда бывает слишком мелко, открываются не все форматы, проблемы с подключением или с оборудованием. Но в большинстве своем студенты были «за» применение и использование ИКТ-технологий в своем обучении.

Оценивая эффективность применения ИКТ-технологий в финансовом колледже, можно отметить существенные преимущества: формирование у обучающихся исследовательских способностей, готовности принимать оптимальные решения, основных способов работы с информацией; повышение уровня знаний студентов, ускорения и улучшения подачи материала, активизации обучения, что позволяет повысить эффективность

6499

обучения в случае, если требуется подача большого и достаточно трудного для усвоения студентами материала [7].

Наличие современного компьютерного и программного обеспечения, оптимальная и рациональная организация учебной и учебно-методической работы позволяют повышать мотивацию и качество подготовки студентов в финансовом колледже. Этому способствует высокого уровня теоретическая подготовка преподавателей в области применения ИКТ -технологий в образовательном процессе, так как преподаватели регулярно проходят курсы повышения квалификации в области информационных технологий и педагогических методик проведения занятий, а также совершенствуют практические навыки владения прикладным программным обеспечением. Следовательно, круг приобретенных компетенций студентов становится шире и соответствует требованиям современного образования

Литература

1. Кораблёв А. А. Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - 120 с.

2. Корень А.В., Ивашинникова Е.А., Голояд А.Н. Использование современных коммуникационных технологий в учебном процессе// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. - № 8-5. - 29 с.

3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006.-59 с.

4. Федосов А.Ю. Информационно-коммуникационные средства поддержки воспитательного процесса // Информатика и образование - 2008. - №4 -104 с.

5. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для студентов средних учебных заведений. - М., 1980.-357 с.

6. Деменцова В. И. Роль информационно-коммуникационных технологий в познавательной деятельности учащихся [Текст] //Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015.-78 с.

6500

7. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. /А. Дистервег [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога исследователя. - URL: http://si-sv.com/board/a_disterveg/9-1-0.

References

1. Korablev A. A. Information and communication technologies in the educational process// School. - 2006. - 120 p.

2. Koren A.V., Ivashinnikova E.A., Goloyad A.N. The use of modern communication technologies in the educational process// International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016. - No. 8-5. - 29 p.

3. The use of modern information and communication technologies in the educational process: an educational and methodological manual / Authors-compilers: D.P. Tevs, V. N. Podkovyrova, E. I. Apolskikh, M. V., Afonina. -Barnaul: BSPU, 2006.-59 p.

4. Fedosov A.Yu. Information and communication means of supporting the educational process // Informatics and education - 2008. - No. 4 - 104 p.

5. Krutetsky, V.A. Psychology: textbook for students of secondary educational institutions. - M., 1980.-357 p.

6. Dementsova V. I. The role of information and communication technologies in the cognitive activity of students [Text] //Innovative pedagogical technologies: materials of the II International Scientific Conference (Kazan, May 2015). — Kazan: Buk, 2015.-78 p.

7. A bad teacher presents the truth, a good teacher teaches her to find it. / A. Disterveg [Electronic resource] // Sidorov S.V. The website of the teacher researcher. - URL: http://si-sv.com/board/a_disterveg/9-1-0.

© А.В. Сальков, Ж.С. Матева, 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

Для цитирования: А.В. Сальков, Ж.С. Матева Использование икт-технологий в обучении студентов финансового колледжа// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №6/2022.

6501

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.