Ibatova Aigul Zufarovna, Ilyin Alexander Gennadievich STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF MOOC ...
pedagogical sciences
УДК 372.881.1
DOI: 10.26140/anip-2019-0801-0030
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МООК В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© 2019
Ибатова Айгуль Зуфаровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» Тюменский индустриальный университет, филиал ТИУ в г. Сургуте
(628400, Россия, Сургут, улица Энтузиастов, 38, e-mail: [email protected]) Ильин Александр Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры
«Философия и социология» Казанский Федеральный Университет (423602, Россия, Елабуга, улица Казанская, 89, e-mail: [email protected])
Аннотация. Увлечённость знанием в современном мире и тяга к познанию мира обуславливает множество разнообразных способов получения информации о мире. Одним из таких способов является МООК, массовый открытый онлайн-курс. МООК позволяет быстро донести до людей актуальную информацию из разных областей позитивных наук о мире, природе и человеке, а также об экономике и политике. Всё это важно, однако в данной статье не упоминаются трудности и всеобщая значимость данных способов донесения знания. Отсутствие концептуальной связи между различными актуальными данными, конечно, снижает общую ориентированность и самостоятельность в жизни, однако этот недостаток компенсируется большим количеством информации, которая покрывает с лихвой всё социальное пространство и предотвращает появление сомнения. Человек в этих условиях действует уверенно, что вполне соответствует самому духу информационного общества.
Ключевые слова: информационное общество, цифровая эпоха, массовые открытые онлайн-курсы, образование.
STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF MOOC IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE
© 2019
Ibatova Aigul Zufarovna, сandidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the Department "Natural Science and Humanities" Tyumen Industrial University, the Branch of IUT in the city of Surgut (628400, Russia, Surgut, Enthusiastov Str, 38, e-mail: [email protected]) Ilyin Alexander Gennadievich, сandidate of Philosophy, Associate Professor of the Department "Philosophy and Sociology" Kazan Federal University (423602, Russia, Elabuga, Kazanskaya Street, 89, e-mail: [email protected])
Abstract. Passion for knowledge in the modern world and a craving for knowledge of the world causes many different ways of obtaining information about the world. One such way is MOOC, a massive open online course. MOOC allows you to quickly bring people up-to-date information from various areas of the positive sciences about the world, nature and man, as well as about economics and politics. All this is important, but this article does not mention the difficulties and universal significance of these methods of communicating knowledge. The lack of a conceptual connection between various relevant data, of course, reduces the general orientation and independence in life, but this disadvantage is compensated by a large amount of information that covers the whole social space with interest and prevents doubt from arising. A person in these conditions acts confidently, which fully corresponds to the very spirit of the information society.
Keywords: Information society, digital age, massive open online courses, education.
Постановка вопроса. Современное образование было поставлено в рамки формирования ограниченного мировоззрения, ввиду того, что давать целостное знание не выгодно, так как затраты на данном этапе подготовки слишком велики. Человека выгоднее учить постоянно и давать ему именно те знания, которые необходимы на данном этапе развития общества.
Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Массовые открытые онлайн-курсы позволяют быстро донести информацию до аудитории. При этом человек должен думать и понимать то, о чём говорится в данных курсах. Привязать данные МООК к реальности можно только посредством методологии и собственного кругозора. Если мировоззрение человека не развито, полученная информация может оказаться бесполезной.
Анализ основных концепций данного вопроса. «Вместе с тем, воплощая в себе черты нового формата образования, МООК синтезирует собственно образование, обучение, самообучение и взаимообучение. При этом акцент делается на активности и интересе слушателя. Исходя из этого посыла, при разработке МООК авторам
следует выполнять ряд требований, где мы отмечаем особую роль лектора в ситуации отдаленности и непредсказуемости аудитории. Не менее важен подбор содержания курса и следование принципу доминирования творческих заданий при закреплении материала. Это позволит слушателям выразить свое отношение к предмету курса с тем, чтобы появился интерес и желание обменяться мнением, оценить работу других обучающихся, в целом построить работу по принципу социальных сетей» [2;с.150].
Одно из направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс исследования и обеспечения сферы образования методологии и практике разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения. Прежде всего, учебные платформы созданы именно для самообразования и саморазвития каждого гражданина, независимо от его статуса или социального положения, но прежде всего для тех, кто хочет реальных изменений в личной жизни. Потому что, как показывает опыт, изменения возможны только тогда, когда берут персональную ответственность за их воплощение.
Изложение основного материала. Современное информационное общество характеризуется как общество, в котором широко используются информационно-коммуникационные технологии. Стремительное развитие
126
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Ибатова Айгуль Зуфаровна, Ильин Александр Геннадьевич ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МООК ...
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привело к тому, что современному педагогу уже недостаточно иметь профессиональные компетентности, направленные на использование традиционных технологий обучения. Ему необходимо знать и оптимально использовать возможности Интернета для профессиональной деятельности, ориентироваться в педагогических сетевых сообществах, разбираться в инновационных педагогических технологиях дистанционного обучения, уметь обучать своей дисциплине с помощью различных средств коммуникации и сотрудничества. Современные учащиеся и студенты все чаще пользуются мобильными телефонами и планшетами, проводя много времени, общаясь в социальных сетях или играя в игры, хотя возможности в использовании этих современных средств гораздо шире. Именно поэтому перед преподавателями стоит задача обеспечить образовательный процесс качественными электронным средствами обучения, предназначенных не только для компьютеров, но и для других современных устройств, которые можно было бы использовать во время уроков, так и будучи за пределами учебного заведения. Использование такого учебного ресурса значительно повышает интерес студентов к обучению в целом, создает условия для их развития, а также активизирует познавательную деятельность.
«Вузы в России сталкиваются с необходимостью принимать решения о том, как, выполняя образовательные задачи, удовлетворять различные потребности обучающихся на меняющемся рынке образования. Традиционная модель и система высшего образования, заложенная в средние века, устаревает, а МООК стали сегодняшней реальностью и вошли в нашу жизнь»[3;с.211].
Реализация всего выше перечисленного возможно при условии использования современных облачных технологий.
Облачные технологии (англ. Cloud technologies) - это принципиально новый сервис, который позволяет удаленно использовать средства обработки и хранения данных. Облачные педагогические технологии обеспечивают использование сервисов сети Интернет как средства интерактивного обучения без применения локального программного обеспечения, кроме браузера и плагинов к нему. Облачные технологии обеспечивают выполнение многих видов учебной деятельности, контроля и оценки знаний учащихся, он-лайн тестирование, открытости образовательной среды. Использование облачных технологий в учебном процессе высших учебных заведений, прежде всего, позволит решить проблему обеспечения равного доступа студентов и преподавателей к качественным образовательным ресурсам как на занятиях, так и во внеучебное время.
Одно из направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования - процесс исследования и обеспечения сферы образования методологии и практике разработки и оптимального использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения. «Некоторые аналитики видят в МООК серьезный вызов традиционной системе очного обучения, с ее порою баснословными ценами на качественное и престижное образование. Прогнозируется, что в случае укрепления МООК, они могут стать серьезными конкурентами для традиционных университетов и колледжей. Высказывается опасение, что развитие МООК может поставить под угрозу многие университеты и колледжи, не имеющие репутации элитных университетов» [1; с.95].
Основные результаты статьи. Таким образом, МООК являются важным явлением современной жизни [4-7]. Но возникает вопрос: МООК являются продуктом деятельности системы образования или же это продукт иной сферы, пришедший в образовательный процесс из-
вне? Ответ не может быть однозначным, но очевидно лишь то, что МООК являются важным явлением современной экономической жизни, они позволяют адаптироваться к требованиям современности, так как условия требуют определённого профессионального соответствия. Вместе с этим свободной от МООК остаётся, например, сфера традиционной культуры, так как нет сил в обществе, заинтересованных в оживлении традиционной культуры и традиционных знаний, традиционного отношения к жизни и мудрости, как проявления всего накопленного опыта поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Артюшевская С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в контексте формирования глобального информационного общества // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 31. С. 88-98.
2. Семенов В.И., Казанцева Я.Н. Массовые открытые онлайн курсы как новый формат образования // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6.
3. Хохлова А.А. Массовые открытые онлайн курсы в системе высшего образования на примере самарского государственного технического университета // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 5-2 (71). С. 210-212.
4. Рогова Н.Н. Применение массовых открытых онлайн курсов для организации самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 390-392.
5. Евстропова Н.С., Опарина К.С. Использование технологии массовых открытых онлайн-курсов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 224-226.
6. Готлиб А.С. Онлайн - образование в оптике преподавателей российской высшей школы // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 230-233.
7. Гущина О.М., Очеповский А.В. Психологические измерения для оценки эффективности онлайн курса в системе e-learning // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 301-304.
Статья поступила в редакцию 09.02.2019
Статья принята к публикации 27.02.2019
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26)
127