Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕТРАДИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕТРАДИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕТРАДЬ / МОТИВАЦИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальков Алексей Владимирович, Журавель Ирина Борисовна

В статье представлен анализ результатов использования и применения интерактивной тетради как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка. Установлено, что успешное развитие познавательного интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста может быть обеспечено за счет реализации ряда педагогических условий. При использовании интерактивной тетради на уроках русского языка создавались ситуации успеха для каждого ребенка с учетом его особенностей познавательной сферы и учебных возможностей, применялся дифференцированный подход к содержанию учебных заданий, к применяемым педагогическим методам, дидактическим играм и характеру помощи учителя. В рамках данной статьи представлен анализ результатов исследования, где показано, что использование новых педагогических приемов и создание ситуаций успеха на занятиях позволили изменить эмоциональное и ценностное отношение к русскому языку. Диагностика мотивационно-ценностного, действенно-практического и эмоционально-волевого компонентов выявила наличие интереса детей к самостоятельному изучению дополнительных источников по русскому языку, обучающиеся стали выбирать задания частично-поискового или поискового характера. В ходе реализации совокупности педагогических условий были выявлены факторы, негативно влияющие на развитие познавательного интереса обучающихся к русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальков Алексей Владимирович, Журавель Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR USING AN INTERACTIVE NOTEBOOK AS A MEANS OF DEVELOPING THE COGNITIVE INTEREST OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN LEARNING THE RUSSIAN LANGUAGE

The article presents an analysis of the results of the use and application of an interactive notebook as a means of developing the cognitive interest of younger schoolchildren in learning the Russian language. It is established that the successful development of cognitive interest in learning the Russian language in children of primary school age can be ensured through the implementation of a number of pedagogical conditions. When using an interactive notebook in Russian language lessons, success situations were created for each child, taking into account his cognitive sphere and educational opportunities, a differentiated approach was applied to the content of educational tasks, to the pedagogical methods used, didactic games and the nature of the teacher's help. This article presents an analysis of the results of the study, which shows that the use of new pedagogical techniques and the creation of success situations in the classroom allowed us to change the emotional and value attitude to the Russian language. Diagnostics of motivational-value, effective-practical and emotional-volitional components revealed the presence of children's interest in independent study of additional sources in the Russian language, students began to choose tasks of a partially search or search nature. During the implementation of the set of pedagogical conditions, factors that negatively affect the development of students' cognitive interest in the Russian language were identified.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ТЕТРАДИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Педагогические условия использования интерактивной тетради как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка

Алексей Владимирович Сальков

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутский государственный университет Сургут, Россия [email protected] 0000-0000-0000-0000

Ирина Борисовна Журавель

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования Сургутский государственный университет Сургут, Россия [email protected] 0000-0000-0000-0000

Поступила в редакцию 6.08.2021 Принята 22.09.2021 Опубликована 15.10.2021

< 10.25726/а1337-6128-3582-г

Аннотация

В статье представлен анализ результатов использования и применения интерактивной тетради как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка. Установлено, что успешное развитие познавательного интереса к изучению русского языка у детей младшего школьного возраста может быть обеспечено за счет реализации ряда педагогических условий. При использовании интерактивной тетради на уроках русского языка создавались ситуации успеха для каждого ребенка с учетом его особенностей познавательной сферы и учебных возможностей, применялся дифференцированный подход к содержанию учебных заданий, к применяемым педагогическим методам, дидактическим играм и характеру помощи учителя. В рамках данной статьи представлен анализ результатов исследования, где показано, что использование новых педагогических приемов и создание ситуаций успеха на занятиях позволили изменить эмоциональное и ценностное отношение к русскому языку. Диагностика мотивационно-ценностного, действенно-практического и эмоционально-волевого компонентов выявила наличие интереса детей к самостоятельному изучению дополнительных источников по русскому языку, обучающиеся стали выбирать задания частично-поискового или поискового характера. В ходе реализации совокупности педагогических условий были выявлены факторы, негативно влияющие на развитие познавательного интереса обучающихся к русскому языку.

Ключевые слова

Интерактивная тетрадь, мотивация, русский язык, познавательный интерес, младшие школьники.

Введение

Учебная дисциплина «Русский язык» является одной из наиболее важных в образовании дисциплин. Ее значение обусловлено первоначально функциями, которыми обладает язык - он является

средством коммуникации людей, способствует формулированию и выражению мыслей, эмоций людей. Кроме того, освоение русского языка является обязательным условием для обучения другим дисциплинам. Однако наблюдается неудовлетворенность учителей и методистов практикой изучения младшими школьниками русского языка - недостаточным уровнем освоения дисциплины, познавательной активности и самостоятельности, формализацией процессом обучения (Савкина, 2019).

Поэтому в настоящее время перед образовательными организациями остро стоит проблема формирования, развития и поддержания познавательного интереса, обучающихся к изучению русского языка, особенно на этапе начала обучения - в начальном звене.

В ходе анализа психологической и педагогической литературы, научно-практических исследований, а также изучение педагогического опыта позволило обнаружить особое дидактическое средство, которое обладает педагогическим потенциалом в решении указанной проблемы -интерактивная тетрадь. Интерактивная тетрадь в данной статье авторами рассматривается как особое дидактическое средство, основанное на активизации взаимодействия субъектов учебного процесса друг с другом и/или с учебным материалом, визуализации учебного контента, которое может включать компьютерно-диалоговые технологии обучения (Илюшкина, 2021).

Авторы подчеркивают в своем исследовании, что результативность применения интерактивной тетради для развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка может быть обеспечена за счет реализации следующих педагогических условий:

1) создание на уроках русского языка ситуации успеха для каждого ребенка с учетом особенностей его познавательной сферы и учебных возможностей;

2) обеспечения дифференцированного подхода на уроках русского языка к содержанию учебных заданий, к применяемым педагогическим методам, исходя из индивидуальных особенностей учащихся;

3) использование дидактических игр на уроках русского языка, стимулирующие проявление положительных эмоций учащихся по отношению к учебной деятельности и к ее предметному содержанию;

4) реализация целенаправленной работы по ознакомлению младших школьников со способами и источниками саморазвития в области дисциплины «русский язык».

В статье основными критериями развития познавательного интереса у младших школьников являлись: познавательная мотивация и ценности (мотивационно-ценностный компонент), познавательная активность и самостоятельность (действенно-практический компонент), эмоциональные и волевые проявления (эмоционально-волевой компонент), что является важным фактором достижения высокого уровня качественной успеваемости обучающихся.

Учебная мотивация рассматривается в статье как необходимый элемент вовлечения обучающихся в процесс обучения, при этом, как показывают результаты исследований, степень вовлечения школьников в процесс обучения - это не только самоцель, но и средство достижения ими высоких академических результатов (Сальков, 2020).

И для нас это становится особенно важно, потому что осознанная, что не только эмоциональная вовлеченность ребят может привести к более высоким учебным достижениям на протяжении всей их школьной жизни.

В рамках данной статьи представлен анализ результатов исследования, проведенного на базе МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов города Сургута и реализована с ее обучающимися третьих классов.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально исследовать возможности использования интерактивной тетради как средства развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, нормативно-правовых источников, локальной документации образовательной организации,

сравнение, обобщение; эмпирические - анкетирование, педагогическое наблюдение, интервью, беседа и анализ результатов деятельности.

Статья демонстрирует результаты исследования, проведенного в два этапа, в начале и конце учебного 2020/2021 года на базе МБОУ СОШ №10 г. Сургута. В исследовании проняли участие 55 учащихся 3-ых классов. (п=55).

Структура выборки по основным параметрам отражала основные характеристики исследовательских групп обучающихся по наполняемости, уровню успеваемости и условиям реализации образовательного процесса. Релевантность задачам исследования обусловлена тем, что она представляет собой срез двух классов, объединенных общим признаком - установкой на высокие показатели при изучении русского языка, участие в групповой работе с высокой степенью личной ответственности. Часть вопросов анкет были закрытыми, часть - открытыми. Сравнительный анализ изучаемых признаков познавательного интереса представлен в таблицах, графиках, диаграммах. Наиболее значимые взаимосвязи различных показателей позволили сделать вывод о роли использования ситуации успеха в образовательном процессе, который показал, что для развития познавательного интереса целесообразно использование таких технологических операций, как снятие страха, авансирование успешного результата, персональная исключительность, внесение мотива, скрытое инструктирование о способах и формах совершения деятельности (Гатауллина, 2019).

Результаты и обсуждение

В целях оценки результативности внедрения педагогических условий применения интерактивной тетради для развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка на базе МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов города Сургута была организована и проведена опытно-экспериментальная работа.

Субъектами опытно-экспериментальной работы были обучающиеся 3-х классов. В качестве испытуемых были отобраны учащиеся 3 «В» класса (п=27) и 3 «Г» класса (п=28). Для обеспечения репрезентативности выборки были избраны классы типичные по наполняемости, уровню успеваемости и условиям реализации образовательного процесса. Образовательная программа учащихся обоих классов разработана на базе содержания УМК «Школа России» начальной ступени образования. На уроках русского языка реализуется рабочая программа, основанная на авторской программе В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Канакина, 2013).

Программа опытно-экспериментальной работы заключалась в реализации трех последовательных этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Приведем количественное и качественное описание результатов анкетирования школьников по методике Г.А. Карповой «Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов».

При ответе на первый вопрос анкеты большинство детей (63%) ответили, что в школе им нравится, но второй вопрос показал, что только 38% детей с радостью идут в школу. Желают остаться дома 15% школьников и 47% к походу в школу относятся по-разному. При этом в случае необязательного посещения школы 59% респондентов все равно пошли бы в школу.

Отмена уроков нравится 57% испытуемых, это указывает на то, что нахождение в школе положительно оценивается детьми не только с позиции ценности учебного процесса, но и благоприятного климата в детской коллективе и интереса к общению со сверстниками.

Подтверждают наше суждение и следующие ответы детей.

Отмену домашних заданий одобряют 96% школьников и 63% хотели бы, чтобы в школе остались одни перемены.

Таким образом, мотивация детей к школьной жизни в большей степени не обусловлена учебным процессом.

Далее отметим, что больше половины беседуют с родителями о школе (56%), что скорее свидетельствует о степени контроля родителями за детьми, чем о самом интересе детей делиться школьными впечатлениями.

При ответе на 8 вопрос большая часть детей ответила отрицательно. Поэтому экспериментатором были заданы уточняющие вопросы, которые позволили заключить следующее. Все дети определили такой вопрос по типу «Хотел бы ты поменять учителя».

Такая ситуация, на наш взгляд, может расцениваться только как подтверждение значимости роли учителя на формирование личности ребенка, его большом авторитете для учащихся.

О благоприятности климата в классе указывают ответы 63% испытуемых, у которых «много друзей в классе» и 58% детей, которым нравятся одноклассники.

Последние -11,12 и 13 вопросы были направлены на определение познавательных мотивов в учебе. В результате интерпретации ответов школьников было установлено, что у них имеет место быть высокий уровень познавательных мотивов к учебе (76% имеют мотив к расширению собственного кругозора и испытывают удовольствие от получения новой информации; 51% детей выразили интерес ко всем учебных занятиям, 31% интересуют отдельные учебные курсы; 18% не видят интереса в школьных дисциплинах). При этом 85% детей видят в приобретении знаний ключ к увеличению собственной грамотности и уровня культурного развития.

В целом преимущественно преобладает средний (49%) и высокий (28%) уровни школьной мотивации обучающихся (рис. 1). При этом больше половины детей проявляют положительное отношение к школьной жизни, но в большей степени из-за внеучебного аспекта и возможности взаимодействия со сверстниками. 23% младших школьников продемонстрировали низкую школьную мотивацию. Таким детям было свойственно нежелание посещать школу, частые отвлечения не только на учебных занятиях, но и во время самого диагностирования.

60% п

50% 40% 30% 20% 10% -

0% -

49% 50%

23% 28% 24% 26%

3 "В" класс 3 "Г" класс

■ низкий ■ средний высокий

Рисунок 1. Значение уровня школьной мотивации у испытуемых на констатирующем этапе

Сопоставление данных по 3 «В» и 3 «Г» классу указывает на примерно одинаковое положение в уровне школьной мотивации детей.

Следовательно, преобладание у испытуемых среднего уровня школьной мотивации подтверждает необходимость проведения специально организованной работы в области повышения познавательного интереса и указывает на наличие предпосылок для его развития на уроках русского языка.

Далее приведем результаты исследования исходного уровня развития мотивационно-ценностного компонента познавательного интереса у младших школьников к изучению русского языка.

Первоначально детям было дано задание с помощью методики «Цветные лепестки» определить любимый предмет из 10 заданных учебных дисциплин.

Среди обучающихся 3 «В» класса только 30% назвали «русский язык» «любимым предметом», в то время как большая часть - 37 % обучающихся определили его как «нелюбимый».

Если проранжировать ответы детей по первому и последнему столбцу, то можно сделать вывод, что ученики 3 «В» класса учебный предмет «Русский язык» любят в меньшей степени среди всех представленных 10 предметов. Аналогичный результат наблюдается и в ответах детей 3 «Г» класса.

Для определения преобладающих мотивов изучения русского языка испытуемым было предложено отметить на полученных лепестках пиктограммами номинацию для каждого предмета. В результате дети обозначили номинации в отношении дисциплины «Русский язык» следующим образом:

Таблица 1. Количественные результаты диагностики учащихся с помощью методики «Номинации»

Класс Единицы Номинации по учебному предмету «Русский язык»

измерения интересный полезный ненужный трудный легкий веселый не указали номинацию

3 «В» чел. 2 5 6 12 3 3 10

класс % 7 19 22 44 11 11 37

3 «Г» чел. 3 4 7 14 2 4 9

класс % 11 14 25 50 7 14 32

Как следует из таблицы 1, у 37% детей в 3 «В» классе и у 32% - в 3 «Г» классе имеет место быть безразличное отношение к русскому языку (не обозначили ни одной номинации для русского языка).

Примечательно, что дети осознают значение русского языка (только % детей назвали дисциплину «ненужной»: 22% в 3 «В» классе; 25% в 3 «Г» классе), но при этом почти половина респондентов указывают на его трудность (44% учащихся 3 «В» класса; 50% учащихся 3 «Г» класса) и у более 80% опрашиваемых отсутствует интерес к организационной, методической и содержательной форме его проведения («веселым» обозначили русский язык только 11% в 3 «В» классе и 14% в 3 «Г» классе).

Дальнейшая идентификация мотивов изучения русского языка младшими школьниками проводилась посредством беседы на основе модифицированной анкеты Е.М. Муравьевой и А.Е. Богоявленской «Как вы относитесь к школьным предметам?» в приложении именно к урокам русского языка.

В количественном выражении итоги беседы отражены в таблице 2.

Таблица 2. Количественные результаты диагностики учащихся с помощью беседы на основе модифицированной анкеты Е.М. Муравьевой и А.Е. Богоявленской «Как вы относитесь к школьным __предметам?» (%)_

Класс Интерес к русскому языку

Ситуативный Проявляется по необходимости Осознанный Повышенный

3 «В» класс 21 62 10 7

3 «Г» класс 16 65 8 11

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что более половины опрошенных детей к изучению русского языка относятся как к необходимости («родители заставляют», «учу, потому что это мой долг», «предмет полезен мне») - в 3 «В» классе ответили таким образом 62% школьников, в 3 «Г» классе -65%.

Почти у четверти части детей интерес к изучению русского языка носит ситуативный характер (у 21% в 3 «В» классе; у 16% в 3 «Г» классе), потому что «нравится учитель», «иногда на уроке бывает интересно» или «нравится получать хорошие отметки».

Осознанный самостоятельно сформированный интерес проявили к русскому языку только 10% учеников 3 «В» класса и 8% 3 «Г» класса.

И только 7% в 3 «В» классе и 11% в 3 «Г» классе учащихся продемонстрировали повышенный и устойчивый интерес к предмету.

По трем диагностикам мотивационно-ценностного компонента познавательного интереса у детей к изучению русского языка была разработана следующая бальная система, которая позволяла определить его уровень (таблица 3). Таким образом, по всем диагностикам максимальное количество баллов, которое мог получить испытуемый было 6. В зависимости от полученных баллов применялась следующее уровневое деление.

Таблица 3. Бальная оценка ответов детей в разрезе диагностик мотивационно-ценностного _компонента познавательного интереса к изучению русского языка_

Методические Бальная оценка и соответствующие ей ответы детей

подходы 0 1 2

«Цветные лепестки» «нелюбимый предмет» «не очень любимый предмет» «любимый предмет»

«Номинации» Русский язык Русский язык Русский язык

определен как определен как определен как

ненужный / Русскому веселый, трудный интересный,

языку не присуждена полезный, легкий

номинация

Беседа на основе Ситуативный интерес к Осознанный интерес к Повышенный интерес

модифицированной русскому языку или русскому языку к русскому языку

анкеты Е.М. Муравьевой и А.Е. Богоявленской проявляется по необходимости

Низкий уровень (1 балла): эпизодический интерес к занимательным сторонам изучаемых явлений и процессов в рамках уроков русского языка, особенностям организации педагогического процесса; отсутствие стремления к самостоятельному выполнению заданий и самостоятельному расширению кругозора в области изучаемого материала.

Средний уровень (2 балла): мотивация к накоплению знаний, стремление постижения знаний, умений, навыков на уроках русского языка на основе чувства долга перед будущим, родителями, учителями; есть предрасположенность к самостоятельной работе на уроке, но самостоятельное стремление к расширению кругозора за пределами учебного курса отсутствует.

Высокий уровень (3 баллов): интерес к сущности изучаемых явлений и процессов на уроках русского языка, стремление к самостоятельному расширению кругозора в области изучаемого материала.

По такой системе бальной оценки были внесены данные в протоколы. Исходя из них распределение детей по уровням развития мотивационно-ценностного компонента было произведено следующим образом, как визуализировано на рис. 2.

3 "В" класс 3 "Г" класс

■ низкий ■ средний высокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 2. Значение уровня развития мотивационно-ценностного компонента у испытуемых на

констатирующем этапе

Следующим компонентом познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка, подлежащим исследованию стал действенно-практический компонент.

По результатам анкетирования были полученные бальные оценки, которые обобщены в таблице

4.

Таблица 4. Результаты констатирующей диагностики уровня развития действенно-

практического компонента познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка

Уровни Бальная оценка 3 «В» класс 3 «Г» класс

чел. % чел. %

Низкий 1 9 33 8 29

Средний 2 10 37 11 39

Высокий 3 8 30 9 32

Итого 27 27 28 28

Исходя из значений таблицы 5 следует, что ответы детей по всем уровням находятся примерно в одном числовом диапазоне, но среди всех незначительно преобладает средний уровень (37% у учеников 3 «В» класса; 39% у учеников 3 «Г» класса). Визуально сказанное отражено на рис. 3.

3 "В" класс 3 "Г" класс

■ низкий ■ средний высокий

Рисунок 3. Значение уровня развития действенно-практического компонента у испытуемых на

констатирующем этапе

В основном в ответах детей по анкете была выявлена следующая тенденция - больше половины детей практически не читают дополнительную литературу по русскому языку, при нахождении затруднений в изучении какой-либо темы не обращают внимание, не стремятся самостоятельно выполнять домашнее задание по русскому языку и расширять свои знания в области данной дисциплины, на уроках русского языка часто задают вопросы для получения алгоритма / способа решения учебной задачи от учителя.

Последним оцениваемым компонентом познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка был эмоционально-волевой компонент, результаты диагностики по которому отражены в таблице 5.

Таблица 5. Результаты констатирующей диагностики уровня развития эмоционально-волевого

компонента познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка

Уровни Бальная Пересчет 3 «В» класс 3 «Г» класс

оценка баллов чел. % чел. %

Низкий 9-15 1 6 22 7 25

Средний 16-22 2 14 52 16 57

Высокий 23-27 3 7 26 5 18

Итого 27 100 28 100

Для равнозначности удельного веса каждого показателя при последующем расчете интегрального значения уровня познавательного интереса школьников к изучению русского языка полученные баллы были переведены в 3 бальную шкалу оценки (итоги перевода баллов указаны в таблице 5 в столбце «Пересчет баллов»).

Как видно из таблицы преимущественно (более половины) испытуемые продемонстрировали средний уровень - 52% учеников 3 «В» класса, 57% учеников 3 «Г» класса. Детей с высоким уровнем в 3 «В» классе (26%) немного больше, чем в 3 «Г» классе (18%). По низкому уровню обратная ситуация -в 3 «Г» классе (25%) больше детей проявили низкий уровень, чем в 3 «В» классе (22%).

60% п

50% 40% 30% 20% 10% -0% -

■ низкий ■ средний высокий

Рисунок 4. Значение уровня развития эмоционально-волевого компонента у испытуемых на

констатирующем этапе.

По окончанию всех диагностических процедур был произведен расчет интегрального показателя познавательного интереса, его количественные результаты отражены в таблице 6 и на диаграмме (рис. 5).

3 "В" класс 3 "Г" класс

Таблица 6. Результаты констатирующей диагностики интегрального значения уровня развития

познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка

Уровни Бальная оценка 3 «В» класс 3 «Г» класс

чел. % чел. %

Низкий 1-3 5 19 4 14

Средний 4-6 11 41 14 50

Высокий 7-9 11 41 10 36

Итого 27 100 28 100

Как указано в таблице 6, значение познавательного интереса в большей степени у испытуемых на среднем уровне (41% детей в 3 «В» классе и 50% детей в 3 «Г» классе).

3"В"класс

3 "Г" класс

■ низкий ■ средний высокий

Рисунок 5. Интегральное значение уровня развития познавательного интереса у испытуемых на

констатирующем этапе

Однако детей с высоким уровнем развития познавательного интереса к изучению русского языка у 3 «Г» класса меньше. Поэтому в качестве экспериментальной группы были избраны обучающиеся 3 «Г» класса. Ученики 3 «В» класса составят контрольную группу.

Результаты констатирующей диагностики позволяют заключить, что большинству испытуемых характерен средний уровень развития познавательного интереса к изучению русского языка.

При этом были выявлены следующие факторы, негативно влияющие на познавательный интерес обучающихся к русскому языку:

1) сложность содержания учебного материала по русскому языку;

2) недостаточная занимательность средств обучения;

3) отсутствие осознанности обучающимися перспектив и практической значимости уроков русского языка;

4) недостаточно эффективное стимулирование младших школьников к познавательной деятельности, упорства в преодолении учебных трудностей;

5) отвлечения школьников от учебного процесса на уроках русского языка вызванные отсутствием дифференцированного подхода в учебном процессе, учитывающим индивидуальные особенности и учебные возможности учащихся;

6) недостаток в процессе обучения условий для достижения успеха обучающимися (педагогом редко создаются ситуации успеха для обучающихся, имеющих средние и низкие учебные возможности);

7) преобладание на уроках русского языка выполнения учебных заданий репродуктивного характера, недостаточное количество поисковых заданий;

8) недостаток у детей опыта самообразования в области учебного курса русского языка и отсутствие стимулирования к нему.

Такая ситуация, на наш взгляд, требует обязательного исправления результатов, следовательно, можно констатировать необходимость проведения специально организованной формирующей работы.

Изучив состояние проблемы развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка и результаты анализа констатирующего этапа, нами был организован и проведен формирующий этап опытно-экспериментальной работы.

Формирующая работа проводилась только с испытуемыми экспериментальной группы -учениками 3 «Г» класса.

Цель формирующего этапа - внедрение в учебный процесс экспериментальной группы педагогических условий применения интерактивной тетради для развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка.

Для реализации цели требовалось методически и дидактически с учетом выделенных условий конкретизировать и дополнить действующую программу В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» для 3 классов [5]. Соответственно, содержание учебного материала осталось неизменно.

На базе тематических линий действующей программы русского языка была разработана интерактивная тетрадь смешанного формата представления (бумажный и электронный), но с акцентом на бумажный вариант. Выбор такого формата представления интерактивной тетради обусловлен тем, что за последний год у всех участников образовательного процесса наблюдается перенасыщенность работы с компьютером, что проявляется на психологическом (усталость, быстрая утомляемость, раздражительность) и физическом уровне (долгое зрительное напряжение, гиподинамия). Сначала это произошло из-за экстренного перехода учебного процесса в удаленный формат в период пандемии СОУ!й-19, затем уже апробированный удаленный формат был применен еще во время продолжительных актированных дней, карантина, при переводе классов на обязательную самоизоляцию, при занятости учебных аудиторий школы во время проведения государственной итоговой аттестации обучающихся (ОГЭ, ЕГЭ).

В качестве доказательства результативности формирующего этапа для определения анализируемых компонентов познавательного интереса использовался диагностический инструментарий абсолютно аналогичный тому, что был на констатирующем этапе.

Первоначально рассмотрим динамику изменения результатов диагностики мотивационно-ценностного компонента.

С помощью методики «Цветные лепестки» мы увидели динамику изменения ответов детей экспериментальной группы и практически неизменные результаты по диагностике контрольной группы.

В контрольном 3 «В» классе только один школьник перевел «русский язык» из разряда «не очень любимого» в «любимый». 33% учащихся 3 «В» класса русский язык считают «любимым предметом», в то время как большая часть - 37 % обучающихся определили его как «нелюбимый».

Полученные ответы испытуемых экспериментальной группы (3 «Г» класс) в отношении учебного курса «Русский язык» существенно отличались от результатов констатирующего этапа исследования. Если на контрольном этапе русский язык в качестве любимого предмета занимал десятое, последнее место (25% выборов), то при проведении контрольного этапа эксперимента он занял третью позицию (71% выборов, после ИЗО и физической культуры).

Повторная диагностика по второй методике «Номинация», определяющей ценностное отношение к изучению русского языка, также выявила положительную динамику только в экспериментальной группе.

Полученные данные указывают на то, что за счет проведения формирующей работы многим детям русский язык стал доступнее для понимания и легче. Новые педагогические приемы и созданные ситуации успеха позволили изменить эмоциональное отношение к предмету - школьники стали называть его «интересным» и «веселым». Лишь 7% детей после формирующей работы не указали русскому языку номинацию вообще. Кроме того, значительная часть детей (36%) осознали практическое значение дисциплины. Это говорит о возросшем познавательном интересе к дисциплине «русский язык», осознанности значимости и необходимости его изучения в дальнейшем. В то время как 43% учеников

контрольной группы, с которыми формирующей работы не проводилось, в большинстве игнорируют дисциплину «русский язык», не определяя ей ни одну номинацию. В ответах контрольной группы произошли лишь незначительные изменения в отношении детей к русскому языку.

В целом динамика изменения мотивационно-ценностного компонента у испытуемых на констатирующем и контрольном этапах наглядно изображена на рис. 6.

60% п

3 "В" класс (ДО) 3 "В" класс (ПОСЛЕ) 3 Г" класс (ДО) 3 "Г" класс (ПОСЛЕ)

■ низкий i средний

высокий

Рисунок 6. Значения уровня развития мотивационно-ценностного компонента у испытуемых на

констатирующем и контрольном этапах

При повторной диагностике действенно-практического компонента был отмечен у экспериментальной группы самостоятельный интерес четверти детей к изучению дополнительных источников по русскому языку (дети стали работать со словарями, дополнительно к домашнему заданию выполнять необязательные задания на платформе «Учи.ру» по дисциплине, обсуждали на переменах новый учебный материал и способы самостоятельной работы за пределами учебного курса). При затруднениях в выполнении учебных заданий дети стремились найти путь решения - задавали вопросы учителю, самостоятельно обращались к интерактивной тетради для актуализации знаний или уточнения хода собственных действий.

По итогам контрольной диагностики уровня развития действенно-практического компонента у обучающихся были получены следующие результаты, представленные на рис. 7.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

64%

37% ,,0/ 37% 39%

33%м 30% ** м 30% 29%И 32%

I I I

3 "В" класс (ДО) 3 "В" класс (ПОСЛЕ) 3 Г" класс (ДО) 3 "Г" класс (ПОСЛЕ)

низкии

среднии

высоким

Рисунок 7. Значения уровня развития действенно-практического компонента у испытуемых на

констатирующем и контрольном этапах

Сравнение результатов констатирующей и контрольной диагностики в разрезе контрольной и экспериментальной групп, позволяет сделать следующие выводы.

В контрольной группе не произошло существенных изменений в уровне развития эмоционально-волевого компонента познавательного интереса: лишь один школьник перешел с низкого уровня на средний, высокий уровень по-прежнему характерен 26%.

В экспериментальной группе изменения очень заметны. Низкий уровень развития познавательного интереса снизился с 25% до 11%, средний уровень уменьшился более, чем в 2 раза (с 57% до 25%), в свою очередь высокий уровень вырос с 18% до 64%.

Отметим, что даже при выборе конвертов дети экспериментальной группы чаще стали проявлять интерес к другим темам курса «Русского языка», поэтому в основном выполняли 2-3 задания частично-поискового или поискового характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На диаграмме полученные значения уровня развития эмоционально-волевого компонента отражены на рис. 8.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

64%

52%

56%

57%

26% 26% 25о/о

22% 19% _

■ ■ ■

3 "В" класс (ДО) 3 "В" класс (ПОСЛЕ) 3 Г" класс (ДО) 3 "Г" класс (ПОСЛЕ)

■ низкий ■ средний высокий

Рисунок 8. Значения уровня развития эмоционально-волевого компонента у испытуемых на констатирующем и контрольном этапах

Сравнительный анализ данных контрольной и экспериментальной групп показал, что систематическое, целенаправленное использование предложенного нами комплекса педагогических условий способствует развитию познавательного интереса к изучению русского языка (наглядно отражается на рис. 9).

80%

75%

40%

70%

60%

50%

20%

30%

10%

0%

3 "В" класс (ДО) 3 "В" класс (ПОСЛЕ) 3 Г" класс (ДО) 3 "Г" класс (ПОСЛЕ)

■ низкий ■ средний высокий

Рисунок 9. Интегральное значение уровня развития познавательного интереса у испытуемых на

В процессе исследования осуществлена разработка важной педагогической проблемы -развитие познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка посредством применения интерактивной тетради.

Решая первую задачу исследования, были изучены сущность, виды и структура познавательного интереса. В итоге было установлено, что интерес в учении является необходимым фактором формирования личности обучающегося; это стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности; это активное познавательное и эмоционально-познавательное отношение человека к миру. Развитие познавательного интереса является сложным процессом, проходящим несколько ступеней: любопытство - любознательность - познавательная активность -познавательный интерес.

Был проведен понятийный анализ категории «интерактивная тетрадь», по результатам которого уточнено ее определение следующим образом: это особое дидактическое средство, основанное на активизации взаимодействия субъектов учебного процесса друг с другом и/или с учебным материалом, визуализации учебного контента, которое может включать компьютерно-диалоговые технологии обучения.

Решение одной из задач исследования было направлено на теоретический поиск и обоснование педагогических условий применения интерактивной тетради для развития познавательного интереса младших школьников к изучению русского языка. В итоге были сформулированы и обоснованы следующие педагогические условия:

1) создаются на уроках русского языка ситуации успеха для каждого ребенка с учетом особенностей его познавательной сферы и учебных возможностей;

2) обеспечивается дифференцированный подход на уроках русского языка к содержанию учебных заданий, к применяемым педагогическим методам, исходя из индивидуальных особенностей учащихся;

3) используются дидактические игры на уроках русского языка, стимулирующие положительные эмоции учащихся по отношению к учебной деятельности и предметному содержанию;

4) осуществляется целенаправленная работа по ознакомлению младших школьников со способами и источниками саморазвития в области дисциплины «Русский язык».

констатирующем и контрольном этапах

Заключение

Результаты констатирующей диагностики позволяют заключить, что большинству испытуемых характерен средний уровень развития познавательного интереса к изучению русского языка.

Апробация педагогических условий позволила сформировать качественно более высокий уровень развития познавательного интереса к изучению русского языка у экспериментальной группы.

Полученные данные свидетельствуют о результативности применения выделенных педагогических условий, тем самым подтверждают полную реализацию поставленных задач исследования и достоверность гипотезы исследования.

Итоги экспериментального обучения позволяют рекомендовать его для внедрения в практику. Вместе с тем следует отметить, что апробированные педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников к русскому языку не претендуют на исчерпывающее решение всех вопросов данной проблемы.

Дальнейшие исследования, на наш взгляд, могут быть сосредоточены на поиске и методической разработке педагогических условий, направленных на вовлечение всех субъектов образовательного процесса (всех педагогов начальной школы, родителей) или организационно-методических условий создания системы развития познавательного интереса учащихся разных предметных областей, в отработке преемственности в решении данной проблемы в среднем и старшем звене школы.

Список литературы

1. Гатауллина Э.В., Арасланова А.А. Педагогические условия создания ситуации успеха на уроках как средство развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». https://scienceforum.ru/2019/article/2018013507

2. Илюшкина О.А., Сальков А.В. Интерактивная тетрадь как многофункциональный дидактический материал // Modern Science. 2021. №4-2. С. 191-199.

3. Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электон. носителе. В 2 ч. Ч.1. 2-е изд. М.: Просвещение, 2013. 159 с.

4. Савкина Н.Г. Формирование интереса к урокам русского языка у учащихся начальных классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12.

5. Сальков А.В. Использование заданий криптологического типа на уроках истории как основа формирования учебной мотивации обучающихся 7-8 классов // Современное педагогическое образование. 2020. №11. С. 195-200.

6. Abdul-Rahman Al-Malah, D. K., Hamed, S. I., Haider, T. H., & ALRikabi, S. (2020). The Interactive Role Using the Mozabook Digital Education Application and its Effect on Enhancing the Performance of eLearning. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 15(20), 21-41. https://doi.org/10.3991 /ijet.v15i20.17101

7. Domínguez, J. C., Alonso, M. V, González, E. J., Guijarro, M. I., Miranda, R., Oliet, M., ... Yustos, P. (2021). Teaching chemical engineering using Jupyter notebook: Problem generators and lecturing tools. Education for Chemical Engineers, 37, 1-10. https://doi.org/10.1016/j.ece.2021.06.004

8. Engelberger, F., Galaz-Davison, P., Bravo, G., Rivera, M., & Ramírez-Sarmiento, C. A. (2021). Developing and Implementing Cloud-Based Tutorials That Combine Bioinformatics Software, Interactive Coding, and Visualization Exercises for Distance Learning on Structural Bioinformatics. Journal of Chemical Education, 98(5), 1801-1807. https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.1c00022

9. Galanti, T. M., Baker, C. K., Morrow-Leong, K., & Kraft, T. (2021). Enriching TPACK in mathematics education: using digital interactive notebooks in synchronous online learning environments. Interactive Technology and Smart Education, 18(3), 345-361. https://doi.org/10.1108/ITSE-08-2020-0175

10. Kim, B., & Henke, G. (2021). Easy-to-Use Cloud Computing for Teaching Data Science. Journal of Statistics and Data Science Education, 29(S1), S103-S111. https://doi.org/10.1080/10691898.2020.1860726

11. Rowe, P. M., Fortmann, L., Guasco, T. L., Wright, A., Ryken, A., Sevier, E., ... Neshyba, S. (2021). Integrating polar research into undergraduate curricula using computational guided inquiry. Journal of Geoscience Education, 69(2), 178-191. https://doi.org/10.1080/10899995.2020.1768004

12. Sengupta, I. (2021). Illustrating elementary NMR concepts through simple interactive python programs. Journal of Chemical Education, 98(5), 1673-1680. https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.0c01008

13. Smith, D. H., Hao, Q., Hundhausen, C. D., Jagodzinski, F., Myers-Dean, J., & Jaeger, K. (2021). Towards Modeling Student Engagement with Interactive Computing Textbooks: An Empirical Study. In SIGCSE 2021 - Proceedings of the 52nd ACM Technical Symposium on Computer Science Education (pp. 914-920).

14. Suárez-García, A., Arce-Fariña, E., Álvarez Hernández, M., & Fernández-Gavilanes, M. (2021). Teaching structural analysis theory with Jupyter Notebooks. Computer Applications in Engineering Education, 29(5), 1257-1266. https://doi.org/10.1002/cae.22383

15. Sümmermann, M. L., Sommerhoff, D., & Rott, B. (2021). Mathematics in the Digital Age: The Case of Simulation-Based Proofs. International Journal of Research in Undergraduate Mathematics Education, 7(3), 438-465. https://doi.org/10.1007/s40753-020-00125-6

Pedagogical conditions for using an interactive notebook as a means of developing the cognitive interest of younger schoolchildren in learning the Russian language

Alexey V. Salkov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Professional and Additional Education Surgut State University Surgut, Russia [email protected] 0000-0000-0000-0000

Irina B. Zhuravel

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Professional and Additional Education Surgut State University Surgut, Russia [email protected] 0000-0000-0000-0000

Received 6.08.2021 Accepted 22.09.2021 Published 15.10.2021

d 10.25726/a1337-6128-3582-r

Abstract

The article presents an analysis of the results of the use and application of an interactive notebook as a means of developing the cognitive interest of younger schoolchildren in learning the Russian language. It is established that the successful development of cognitive interest in learning the Russian language in children of primary school age can be ensured through the implementation of a number of pedagogical conditions. When using an interactive notebook in Russian language lessons, success situations were created for each child, taking into account his cognitive sphere and educational opportunities, a differentiated approach was applied to the content of educational tasks, to the pedagogical methods used, didactic games and the nature of the teacher's help. This article presents an analysis of the results of the study, which shows that the use of new pedagogical techniques and the creation of success situations in the classroom allowed us to change the emotional and value attitude to the Russian language. Diagnostics of motivational-value, effective-practical and emotional-volitional components revealed the presence of children's interest in independent study of additional

sources in the Russian language, students began to choose tasks of a partially search or search nature. During the implementation of the set of pedagogical conditions, factors that negatively affect the development of students' cognitive interest in the Russian language were identified.

Keywords

Interactive notebook, motivation, Russian language, cognitive interest, junior schoolchildren.

References

1. Gataullina Je.V., Araslanova A.A. Pedagogicheskie uslovija sozdanija situacii uspeha na urokah kak sredstvo razvitija poznavatel'nogo interesa u detej mladshego shkol'nogo vozrasta // Materialy XI Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum». https://scienceforum.ru/2019/article/2018013507

2. Iljushkina O.A., Sal'kov A.V. Interaktivnaja tetrad' kak mnogofunkcional'nyj didakticheskij material // Modern Science. 2021. №4-2. S. 191-199.

3. Kanakina V.P. Russkij jazyk. 3 klass. Ucheb. dlja obshheobrazovat. uchrezhdenij s pril. na jelekton. nositele. V 2 ch. Ch.1. 2-e izd. M.: Prosveshhenie, 2013. 159 s.

4. Savkina N.G. Formirovanie interesa k urokam russkogo jazyka u uchashhihsja nachal'nyh klassov // Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika. 2019. №12.

5. Sal'kov A.V. Ispol'zovanie zadanij kriptologicheskogo tipa na urokah istorii kak osnova formirovanija uchebnoj motivacii obuchajushhihsja 7-8 klassov // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020. №11. S. 195-200.

6. Abdul-Rahman Al-Malah, D. K., Hamed, S. I., Haider, T. H., & ALRikabi, S. (2020). The Interactive Role Using the Mozabook Digital Education Application and its Effect on Enhancing the Performance of eLearning. International Journal of Emerging Technologies in Learning, 15(20), 21-41. https://doi.org/10.3991 /ijet.v15i20.17101

7. Domínguez, J. C., Alonso, M. V, González, E. J., Guijarro, M. I., Miranda, R., Oliet, M., ... Yustos, P. (2021). Teaching chemical engineering using Jupyter notebook: Problem generators and lecturing tools. Education for Chemical Engineers, 37, 1-10. https://doi.org/10.1016/j.ece.2021.06.004

8. Engelberger, F., Galaz-Davison, P., Bravo, G., Rivera, M., & Ramírez-Sarmiento, C. A. (2021). Developing and Implementing Cloud-Based Tutorials That Combine Bioinformatics Software, Interactive Coding, and Visualization Exercises for Distance Learning on Structural Bioinformatics. Journal of Chemical Education, 98(5), 1801-1807. https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.1c00022

9. Galanti, T. M., Baker, C. K., Morrow-Leong, K., & Kraft, T. (2021). Enriching TPACK in mathematics education: using digital interactive notebooks in synchronous online learning environments. Interactive Technology and Smart Education, 18(3), 345-361. https://doi.org/10.1108/ITSE-08-2020-0175

10. Kim, B., & Henke, G. (2021). Easy-to-Use Cloud Computing for Teaching Data Science. Journal of Statistics and Data Science Education, 29(S1), S103-S111. https://doi.org/10.1080/10691898.2020.1860726

11. Rowe, P. M., Fortmann, L., Guasco, T. L., Wright, A., Ryken, A., Sevier, E., ... Neshyba, S. (2021). Integrating polar research into undergraduate curricula using computational guided inquiry. Journal of Geoscience Education, 69(2), 178-191. https://doi.org/10.1080/10899995.2020.1768004

12. Sengupta, I. (2021). Illustrating elementary NMR concepts through simple interactive python programs. Journal of Chemical Education, 98(5), 1673-1680. https://doi.org/10.1021/acs.jchemed.0c01008

13. Smith, D. H., Hao, Q., Hundhausen, C. D., Jagodzinski, F., Myers-Dean, J., & Jaeger, K. (2021). Towards Modeling Student Engagement with Interactive Computing Textbooks: An Empirical Study. In SIGCSE 2021 - Proceedings of the 52nd ACM Technical Symposium on Computer Science Education (pp. 914-920).

14. Suárez-García, A., Arce-Fariña, E., Álvarez Hernández, M., & Fernández-Gavilanes, M. (2021). Teaching structural analysis theory with Jupyter Notebooks. Computer Applications in Engineering Education, 29(5), 1257-1266. https://doi.org/10.1002/cae.22383

15. Summermann, M. L., Sommerhoff, D., & Rott, B. (2021). Mathematics in the Digital Age: The Case of Simulation-Based Proofs. International Journal of Research in Undergraduate Mathematics Education, 7(3), 438-465. https://doi.org/10.1007/s40753-020-00125-6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.