Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММА-КВЕСТ "ШЕРЛОК" / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИГРЫ-КВЕСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конягина Людмила Николаевна, Ильина Ольга Викторовна

В статье изложены теоретические основы проблемы развития интеллектуального потенциала современных детей в информационном мире. Акцент дается на интерактивное обучение как условие развития психических познавательных процессов детей младшего школьного возраста. Дается анализ представленной программы «Шерлок»; представлены результаты внедрения данной программы в практику воспитательно-образовательного процесса в начальных классах школы. Проведённое исследование показывает, что, представленный проект может успешно применяться для развития интеллектуального потенциала младших школьников в процессе интерактивного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конягина Людмила Николаевна, Ильина Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL-AGE CHILDREN IN THE PROCESS OF INTERACTIVE LEARNING

The article lays out the theoretical foundations of the problem of the development of the intellectual potential of modern children in the information world. The emphasis is on interactive learning as a condition for the development of mental learning processes in primary school-age children. An analysis of the Sherlock program presented; the results of the introduction of this program into the practice of educational process in the primary school are presented. The research shows that the presented project can be successfully applied to develop the intellectual potential of junior schoolchildren in the process of interction.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ»

 Конягина Л. Н., Ильина О. В. 2021, 15(3), 73-79

Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе интерактивного обучения

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ/ CULTURE & CIVILIZATION

УДК 371.322.3

DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-73-79

Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе интерактивного обучения

КОНЯГИНА Людмила Николаевна, к.п.н, доцент. Кафедра гуманитарных дисциплин и иностранных языков.

АНОО ВО Центросоюза РФ Российский университет кооперации, г. Москва.

[email protected]

ИЛЬИНА Ольга Викторовна, старший преподаватель. Кафедра гуманитарных дисциплин и иностранных языков. АНОО ВО Центросоюза РФ Российский университет кооперации, г. Москва. [email protected]

Аннотация. В статье изложены теоретические основы проблемы развития интеллектуального потенциала современных детей в информационном мире. Акцент дается на интерактивное обучение как условие развития психических познавательных процессов детей младшего школьного возраста.

Дается анализ представленной программы «Шерлок»; представлены результаты внедрения данной программы в практику воспитательно-образовательного процесса в начальных классах школы. Проведённое исследование показывает, что представленный проект может успешно применяться для развития интеллектуального потенциала младших школьников в процессе интерактивного обучения.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, интерактивное обучение, программа-квест «Шерлок», познавательные процессы, игры-квест.

Для цитирования: Конягина Л. Н., Ильина О. В. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе интерактивного обучения // Сервис Plus. — 2021. — Т. 15. — № 3. — С. 73-79. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-73-79

Статья поступила в редакцию: 10.05.2021.

Статья принята к публикации: 10.06.2021.

Intellectual development of primary school-age children in the process of interactive learning

Intellectual development of primary school-age children in the process of interactive learning

Lyudmila N. KONYAGINA, Cand. Sc. (Pedagogic), Associate Prof., [email protected]

Department of Humanities and Foreign Languages, Russian University of Cooperation, Moscow, Russian Federation

Olga V. ILYINA, Senior Lecturer,

[email protected]

Department of Humanities and Foreign Languages, Russian University of Cooperation, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article lays out the theoretical foundations of the problem of the development of the intellectual potential of modern children in the information world. The emphasis is on interactive learning as a condition for the primary school-age children development of mental learning processes. An analysis of the Sherlock program presented; the results of the introduction of this program into the practice of educational process in the primary school are presented. The research shows that the presented project can be successfully applied to develop the intellectual potential of primary school-age in the process of interactive learning.

For citation: Konyagina L. N. & Ilyina O. V. (2021). Intellectual development of primary school-age children in the process of interactive learning. Service plus, 15 (3), 73-79. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-3-73-79 (In Russ.).

Submitted: 2021/05/10.

Accepted: 2021/06/10.

Актуальность: проблема развития интеллектуального потенциала современных детей в информационном мире приобретает всё больший масштаб. В настоящее время школьники совсем не такие, как их сверстники десять лет назад. Конечно, закономерности развития ребёнка остались прежними, но принципиально изменилась сама жизнь. Кроме учебников и тетрадей, в рюкзаке обычного школьника обязательно есть телефон. Семьдесят процентов детей все свои интересы реализует с помощью этого мобильного девайса. Это считается нормой для нашего предметного и социального мира. Процесс получения информации максимально упрощён. В этом есть свой плюс: в интернете всегда можно найти ответ на любой вопрос. Минус в том, что дети слишком часто обращаются за помощью к интернету, поэтому у них нет потребности в расширении кругозора.

Проблема развития интеллектуального потенциала современных детей в информационном мире приобретает всё больший масштаб. Изучением интеллектуального потенциала занимались следующие учёные: Б. Г. Ананьев, Б. С. Волков, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, А. З. Зак, В. Н. Камышников, Л. Тихомирова, Ж. Пиаже, Дж. Брунер и другие [1, 5, 6].

Большинство исследований проведено среди школьников старшего возраста из-за необходимости выявления их профессиональной направленности, а также среди обучающихся вузов для оценки первых успехов в деятельности, и среди работников организаций, разрабатывающих инновационные проекты. Среди множества работ крайне мало исследований интеллектуального потенциала именно младших школьников. Это свидетельствует о том, что данная тема почти не изучена российскими и зарубежными психологами [2].

Суммируя написанное выше, мы объясняем интерес к теме исследования. Необходимо исследовать интеллектуальный потенциал младших школьников, потому что в возрасте 7-11 лет изменяется тип мышления, развиваются социальные, узколичные, познавательные мотивы, возникает произвольность психических процессов, интенсивно развивается самосознание. [3]. Но возникает вопрос: какие условия обучения нужно создать для ребёнка, чтобы обеспечить полноценное умственное развитие и заложить «фундамент», от которого зависит будущее?

Цель исследования — выявить влияние интерактивного обучения на развитие интеллектуального потенциала младших школьников.

Конягина Л. Н., Ильина О. В. 2021, 15(3), 73-79

Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе интерактивного обучения

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.

2. Дать определение понятиям «интеллектуальный потенциал» и «интерактивное обучение» и раскрыть их сущность.

3. Дать характеристику познавательных психических процессов.

4. Выявить психологические особенности младших школьников.

5. Подготовить и апробировать программу интерактивного обучения детей младших классов школы.

6. Подобрать психодиагностические методики для доказательства влияния интерактивного обучения на развитие интеллектуального потенциала.

7. Сделать анализ результатов развития интеллектуального потенциала детей по программе.

Для решения поставленных задач исследования использован комплекс методов, включающих в себя:

1) теоретические методы: анализ научной литературы по проблеме исследования;

2) эмпирические методы: наблюдение, опрос младших школьников (для выявления интересов), квест-игра «Шерлок», психодиагностическое тестирование познавательных психических процессов с помощью сборника А. А. Шевченко: методика «Какие предметы спрятаны в рисунках», методика «Вербальная фантазия» (речевое воображение), методика «Корректурная проба», методика «Память на числа»; методика «Пройди через лабиринт», методика «Определение активного словарного запаса» [10].

Для выявления развитие интеллектуального потенциала учащихся младших классов школы нами использовалась специальная программа интерактивного обучения «Шерлок». (Программа интерактивного обучения «Шерлок» полностью является авторской.) Это программа для детей от 6 до 14 лет. Реализация программы представляет собой проведение занятий, продолжительность которых 1 час 30 минут. Каждое занятие — это мини-квест (детективная история). Детям предлагается расследовать интересные преступления путем решения математических задач, а также выполнения заданий, направленных на развитие логики, внимания, памяти, воображения, речи, восприятия, мышления.

В начале занятия озвучиваются правила расследования и интрига (описание происшествия). Далее

детям предлагается выполнить ряд заданий, связанных с детективной историей. Каждая решенная задача приближает детей к разгадке. Дети учатся общаться, выстраивают логическую и хронологическую цепочку событий при составлении протокола, работают как настоящая команда. Все задачи формируются на базе школьной программы (с опережением), а также с помощью типовых олимпиадных заданий по математике. В форме игры-квеста получение новых знаний происходит с интересом, новые темы усваиваются быстро. В ходе расследования преступления дети отвечают на вопросы по географии, литературе и русскому языку, что позволяет получить как можно больше новой информации и быстро переключать внимание. Тренировка памяти происходит при выполнении специальных заданий, а также при повторе интриги и проведении расследования. Развитие воображения происходит при прорабатывании мотивов различных преступлений.

В конце каждого занятия юные сыщики получают приятные призы, что развивает у детей мотивацию к разгадке основной тайны [4].

Цель проекта: развитие интеллектуального потенциала детей от 6 до 14 лет. Задачи проекта:

1. Развитие мотивов для обучения математике.

2. Расширение кругозора детей в различных областях знаний.

3. Восполнение пробелов в освоении школьной программы, а также разбор новых тем.

4. Освоение различных способов решения математических и логических задач.

5. Эффективное снятие страха совершить ошибку у детей.

6. Развитие творческого потенциала у детей при проработке разных следственных версий.

7. Создание условий для самовыражения детей через игру-квест.

8. Развитие навыков работы в команде.

9. Развитие познавательных психических процессов.

Социальная значимость проекта: Это новейший проект для детей от 6 лет не только в Московской области, но и во всей России. Он позволяет воспитывать интерес к учебе в ходе проведения детективной игры, а также способствует развитию познавательных процессов у детей при решении задач разной степени сложности.

Intellectual development of primary school-age children in the process of interactive learning

Мероприятия, проведенные в рамках проекта: было проведено 36 занятий продолжительностью по полтора часа.

За основу исследования интеллектуального потенциала младших школьников мы взяли шесть методик и провели диагностику познавательных процессов младших школьников на разных этапах исследования [7].

Ниже перечислены названия всех методик, которые мы использовали в тестировании младших школьников в начале и в конце интерактивного обучения, описанных в сборнике А. А. Шевченко [10].

1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках». Цель: диагностика уровня развития восприятия.

2. Методика «Вербальная фантазия». Цель: диагностика уровня развития речевого воображения.

3. Методика «Корректурная проба». Цель: диагностика уровня устойчивости внимания.

4. Методика «Память на числа». Цель: диагностика кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности.

5. Методика «Пройди через лабиринт». Цель: диагностика уровня развития мышления.

6. Методика «Определение активного словарного запаса». Цель: диагностика уровня развития речи. Анализ данных, полученных в результате обработки шести тестов, позволяет сделать вывод об общих взаимосвязях ресурсов младшего школьника с его способностями, энергетическим состоянием творческой продуктивности в процессе обучения, а также с мотивационной сферой. Как следствие, мы сделаем вывод об интеллектуальном потенциале в целом.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Пушкинского муниципального района «Средняя общеобразовательная школа №14 города Пушкино».

В исследовании принимали участие обучающиеся из 1 «А», 1 «Б» и 1 «В» классов: 7 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 7 до 8 лет:

Средний возраст детей: 8 лет. (Расчёт произведён в мае 2019 года.) Количество респондентов обусловлено тем, что кружок «Шерлок» проводился во вне-учебное время. Для того чтобы дети могли эффективно взаимодействовать, в группу набиралось не более восьми человек.

Была проведена большая практическая работа: в два этапа мы исследовали психические познава-

тельные процессы, разработали и применили на практике в течение восьми месяцев программу интерактивного обучения.

По каждому этапу были сформулированы промежуточные выводы. Для первого этапа важным является начальный срез представлений о познавательных процессах детей, а также интеллекте в целом. Только оценив возможности группы, возможно было дальше продуктивно продолжать исследование.

В течение восьми месяцев проводились занятия «Шерлок», которые помогали детям расширять кругозор, развивать логику, прорабатывать страхи, чувствовать себя членом команды. Иными словами, занятия «Шерлок» целиком и полностью специализировались на развитии интеллектуального потенциала детей. Благодаря формату тренинга, в форме которого проводились занятия, новый материал усваивался эффективно, а упражнения выполнялись с интересом. Каждый из пятнадцати человек смог получить должное внимание преподавателя, поддержку и помощь в обучении.

После проведения тестирования мы провели расчёт средних значений, полученных при диагностике испытуемых на первом и втором этапе [9].

Полученные результаты представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1. Динамика развития интеллектуального потенциала

Table 1. Dynamics of intellectual potential development

Среднее значение по группе на первом этапе Среднее значение по группе на втором этапе

Диагностика восприятия 5,5 8,9

Диагностика воображения 5,8 8,7

Диагностика внимания 6,7 11,3

Диагностика памяти 4,5 6,4

Диагностика мышления 5,0 9,5

Диагностика речи 6,1 8,3

Ниже для более наглядного сравнения мы поместили диаграмму, составленную по таблице.

Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе интерактивного обучения

Рис. 1 — Динамика развития интеллектуального поп Fig. 1 — Dynamics of intellectual potential development

Таким образом, среднее значение по уровню развития восприятия в течение восьми месяцев выросло на 3,4 балла.

Уровень развития воображения вырос на 2,9 балла.

Уровень развития устойчивости внимания среди испытуемых в среднем вырос на 4,6 балла.

Уровень развития памяти повысился на 1,9 балла.

Среднее значение, полученное при диагностике мышление на втором этапе, выросло на 4,5 балла в сравнении со средним значением на первом этапе исследования.

Среднее значение по уровню развития речи выросло на 2,2 балла в процессе интерактивного обучения.

По истечении восьми месяцев абсолютно у всех детей улучшились результаты диагностики познавательных психических процессов. Это значит, что интеллектуальный потенциал каждого ребёнка развивался в течение восьми месяцев. Мы смогли доказать, что интерактивное обучение положительно влияет на все интеллектуальные сферы ребёнка.

Стоит отметить, что у всех детей заметно повысилась успеваемость, они меньше времени стали тратить на выполнение домашнего задания, стали быстрее реагировать на вопросы учителя.

Диагностика психических познавательных процессов проводилась также у детей, которые не посещали кружок «Шерлок». В конце учебного года, на втором этапе, их результаты были гораздо ниже.

Это доказывает, что на интеллектуальный потенциал влияет именно способ получения знаний. В ходе простого обучения в школе дети имеют средние уровни развития психических познавательных процессов, а выше среднего — те, что на первом этапе показывали средний и выше среднего результаты. Это свидетельствует о слабой динамике развития интеллектуального потенциала у детей, которые занимаются только по школьной программе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как мы смогли подтвердить теоретически и практически необходимость использования интерактивного обучения среди младших школьников, мы доказали эффективность разработанной нами программы «Шерлок».

Заключение. Основные достижения младшего школьного возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности. Полноценное проживание этого периода, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

Мы провели большое эмпирическое исследование психических познавательных процессов в два этапа, разработали и применили на практике в течение восьми месяцев программу интерактивного обучения «Шерлок».

По каждому этапу эмпирического исследования мы сформулировали промежуточные выводы.

Intellectual development of primary school-age children in the process of interactive learning

Для первого этапа важным является начальный срез представлений о познавательных процессах детей, а также интеллекте, в целом. Только оценив возможности группы, возможно было дальше продуктивно продолжать исследование.

По результатам первого исследования было выявлено, что по всем рассматриваемым характеристикам познавательных процессов у детей, в основном, наблюдается средний показатель, а также отдельно были отмечены дети, которые чаще других показывали высокие и низкие баллы.

В течение восьми месяцев проводились занятия «Шерлок», которые помогали детям расширять кругозор, развивать логику, прорабатывать страхи, чувствовать себя членом команды. Иными словами, занятия «Шерлок» целиком и полностью специализировались на развитии интеллектуального потенциала детей. Благодаря формату психологического тренинга, в форме которого проводились уроки, новый материал усваивался эффективно, а упражнения выполнялись с интересом. Каждый из пятнадцати человек смог получить должное

внимание преподавателя, поддержку и помощь в обучении.

По истечении восьми месяцев мы заметили, что у всех детей есть улучшения в диагностике всех психических познавательных процессов. У детей заметно повысилась успеваемость, они меньше времени стали тратить на выполнение домашнего задания, стали быстрее реагировать на вопросы учителя. Это свидетельствует о развитии интеллектуального потенциала у каждого ребёнка под влиянием интерактивного обучения. Мы смогли доказать, что программа-квест «Шерлок» повлияла на развитие интеллектуального потенциала младших школьников. Таким образом, подтверждается гипотеза исследования: интерактивное обучение младших школьников влияет на развитие их интеллектуального потенциала.

Наша основная рекомендация для учителей начальных классов — это использование программы-квеста «Шерлок» для младших школьников с целью повышения уровней развития познавательных психических процессов и интеллектуального потенциала, в целом.

Список литературы

1. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. — 2010. — № 12. — С. 53-63.

2. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. — 2011. — № 6. — С. 111-114.

3. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов н/Д : Феникс , 2010. — 315 с.

4. Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 1. — С. 24-25.

5. Дубровина И. В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей. — М.: Просвещение, 2003. — 148 с.

6. Зак А. З. Систематический курс формирования универсальных учебных действий в 1-4 классах. Методич. Руководство — М.: Интеллект-Центр, 2013. — 96 с.

7. Кашлев С. С. Технологии интерактивного обучения. Учебно-методическое пособие. — М.: Тетрасистемс, 2005. — 35 с.

8. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. — 2010. — № 4. — С. 14-16.

9. Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

10. Шевченко А. А. Диагностика познавательных процессов младших школьников. [Электронный ресурс] — режим доступа к источнику ИИрэ: // infourok.ru/diagnostika-poznavatelnih-processov-mladshih-shkolnikov-sbornik-testov-2827706.html

Конягина Л. Н., Ильина О. В. 2021, 15(3), 73-79

Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе интерактивного обучения

The list of literature is

1. Anthony M. A. (2010). Interactive Teaching Methods as a Potential for Personal Development of Students. Psikhologiya obucheniya [Psychology of Learning], 12, 53-63. (In Russ.).

2. Vislobonov N. Yu. (2011). Technology organization of the interactive learning process. Informatika i obrazovanie [Informatics and education], 6, 111-114. (In Russ.).

3. Voronkova O. B. (2010). Information Technology in Education : Interactive Methods. Rostov-on-Don: Phoenix. (In Russ.).

4. Gerasimova N. I. (2011). Business game as an interactive method of speech training. Srednee professionalnoe obrazovanie [Secondary vocational education], 1, 24-25. (In Russ.).

5. Dubrovina I. V. (2003). Junior schoolboy. Development of cognitive abilities. Moscow: Prosveshchenie [Enlightenment]. (In Russ.).

6. Zak A. S. (2013). Systematic course of formation of universal training actions in 1-4 classes. Methodical Guide. Moscow: Intellect tsentr [Intelligence Center]. (In Russ.).

7. Kashlev S. S. (2005). Interactive Learning Technologies. Teaching manual. Moscow: Tetrasystems. (In Russ.).

8. Malysheva T. V. (2010). Influence of interactive learning methods on the development of communication competence of students. Ushchitel v shkole [Teacher in school], 4, 14-16. (In Russ.).

9. Tikhomirova L. (1996). Development of the intellectual abilities of a schoolboy. Yaroslavl: Development Academy. (In Russ.).

10. Shevchenko A. Diagnostic cognitive processes of junior schoolchildren. [Electronic resource]. (In Russ.). URL: https: // infourok.ru/diagnostika-poznavatelnih-processov-mladshih-shkolnikov-sbornik-testov-2827706. html12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.