Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ WEB-КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ WEB-КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Начальное образование / Web-квест / младший школьник / современные образовательные технологии. / Primary education / junior schoolchild / modern educational technologies / Web-quest.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панеш Б.Х., Буркова Л.Л.

Использование современных образовательных технологий на начальном этапе обучения является эффективным средством обогащения интеллектуальной сферы, стимулирования интереса к познанию, развития творческих способностей, формирования личности младших школьников. При представлении учащимся теоретической информации в нестандартном виде интерес к изучаемому материалу увеличивается, восприятие становится избирательным, вниманиепроизвольным, поэтому для развития мотивации к учению у обучающихся учителю в своей работе необходимо сочетать традиционное и инновационное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панеш Б.Х., Буркова Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL WEB-QUEST AS A MODERN FORM OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF LEARNING YOUNGER PUPILS

The use of modern educational technologies at the initial stage of education is an effective means of enriching the intellectual sphere, stimulating interest in knowledge, developing creative abilities, and shaping the personality of younger students. When students are presented with theoretical information in a non-standard form, interest in the material being studied increases, perception becomes selective, attention is arbitrary, therefore, in order to develop student motivation for learning, the teacher must combine traditional and innovative in his work.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ WEB-КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ WEB-КВЕСТ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Панеш Б.Х.

доцент, кандидат педагогических наук доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе

дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета

Буркова Л.Л.

доцент, кандидат педагогических наук доцент кафедры естественно-математических дисциплин и методики их преподавания в системе

дошкольного и начального образования Адыгейского государственного университета

EDUCATIONAL WEB-QUEST AS A MODERN FORM OF APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF LEARNING YOUNGER PUPILS

Panesh B.,

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Natural and Mathematical Disciplines and Methods of Their

Teaching in the System of Preschool and Primary Education

Adyghe State University Burkova L.

Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Natural and Mathematical Disciplines and Methods of Their

Teaching in the System of Preschool and Primary Education

Adyghe State University

Аннотация

Использование современных образовательных технологий на начальном этапе обучения является эффективным средством обогащения интеллектуальной сферы, стимулирования интереса к познанию, развития творческих способностей, формирования личности младших школьников. При представлении учащимся теоретической информации в нестандартном виде интерес к изучаемому материалу увеличивается, восприятие становится избирательным, внимание- произвольным, поэтому для развития мотивации к учению у обучающихся учителю в своей работе необходимо сочетать традиционное и инновационное.

Abstract

The use of modern educational technologies at the initial stage of education is an effective means of enriching the intellectual sphere, stimulating interest in knowledge, developing creative abilities, and shaping the personality of younger students. When students are presented with theoretical information in a non-standard form, interest in the material being studied increases, perception becomes selective, attention is arbitrary, therefore, in order to develop student motivation for learning, the teacher must combine traditional and innovative in his work.

Ключевые слова: Начальное образование, Web-квест, младший школьник, современные образовательные технологии.

Keywords: Primary education, junior schoolchild, modern educational technologies, Web-quest.

В настоящее время осуществляется поиск эффективных методов и технологий формирования системы знаний у младших школьников. В этой связи все более актуальным становится применение в образовании таких средств обучения, которые позволяют в доступной игровой форме развить логическое мышление детей и интенсифицировать учебный процесс. Согласно ФГОС НОО, применение инновационных технологий повышает мотивацию детей к получению новых знаний, ускоряет процесс усвоения знаний и улучшает качество обучения [6].

В образовательных организациях учителям приходится подстраиваться к новым требованиям Федерального образовательного стандарта и пользоваться современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ) для расширения

кругозора школьников, освоения образовательной программы, а также, чтобы учебный процесс был обучающим, увлекательным и разносторонним.

Младшие школьники свободно используют ИКТ в образовательной деятельности и в свободное время. Неограниченный доступ в сеть Интернет, с одной стороны, упрощает получение информации, а с другой стороны, возникает проблема выбора надежного источника. Использование технологий Web-квестов в образовании способствует плавной интеграции сети Интернет в жизнь учеников. Посредством игровой деятельности они осваивают знания, умения и навыки по работе с компьютером, информацией, учебным предметом. С помощью технологий Web-квестов у младших школьников повышается мотивация к самообучению, развива-

ется учебно-познавательный интерес, формируются универсальные учебные действия (УУД). Технологию Web-квестов можно использовать как на уроках, так и во внеурочное время, в исследовательской или проектной деятельности. Она имеет широкий спектр применения в обучении школьников, однако учителя редко её используют в своей деятельности.

Универсальные учебные действия интегрированы в обучение школьников и постепенно формируются в процессе изучения всех предметов. Одной из технологий для формирования УУД является образовательный Web-квест. Б. Додж в 1995 году разработал технологию по интеграции Интернета в учебную деятельность. Данную технологию, предложенную профессором университета Сан-Диего, назвали Web-квест [1, с. 8]. Я.С. Быховский считает, что образовательный Web-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. В свою очередь, Е.В. Губерная определяет Web-квест как пример организации интерактивной образовательной среды [3, с. 881]. С.А. Атрощенко, С.В. Напалков Web-квест трактуют как проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета [2, с. 168]. О.И. Гизатулина Web-квест рассматривает как Web-проект, при этом часть или вся информация, с которой работает учащийся, может находиться на различных Web-сайтах [4, с. 48]. Ю.В. Корнилов, И.П. Левин под Web-технологией понимают технологию навигации по гиперссылкам, которая позволяет создавать различные обучающие системы, а те, в свою очередь, могут являться основой для организации различных форм дистанционного образования [5, с. 268].

Web-квест включает в себя кропотливую работу с разными видами информации, создание информационных продуктов, презентацию итоговой работы, творческую атмосферу, свободное и активное генерирование идей, а также многовариантные решения проблемы. Образовательные Web-квесты бывают кратковременные и длительные. В зависимости от поставленной цели учитель выбирает нужный по продолжительности Web-квест. С целью углубления полученных знаний используют кратковременный Web-квест, который состоит из од-ного-трех занятий. Для углубления и преобразования знаний учащихся целесообразно использовать Web-квест, направленный на длительную работу (месяц, четверть, полугодие). Участвовать в Web-квесте эффективней всего мини-группам (командой), однако существуют Web-квесты, предназначенные для индивидуальной работы учащегося.

В структуру образовательного Web-квеста входит:

• вступление. Дается четкое представление о будущем квесте. Прописан сюжет, роли, предварительный план работы;

• задание, в котором выделены этапы, вопросы, ролевые задания, а также определен итоговый результат работы. Следует продумать, в каком формате участники квеста получают задание: в

виде презентации, текста, визуального материала (картинки, фотографии и т.п.);

• список информационных ресурсов (в любом формате), который необходим для выполнения задания;

• роли. Разрабатывается список ролей, от лица которых учащиеся могут выполнять задания. К каждой роли прописывается индивидуальный план работы и задание. Данный список предоставляется всем участникам квеста;

• критерии оценки;

• заключение, где прописано, для чего следует ученикам проходить данный Web-квест, чему они смогут научиться в процессе.

Web-квест включает в себя 3 этапа:

1. Начальный (командный) этап. Участники квеста распределяют между собой роли; знакомятся с основными понятиями по заданной теме.

2. Ролевой этап. Все участники Web-квеста выполняют индивидуальные задания, в соответствии со своей ролью, с целью решения главного задания. Учащиеся помогают друг другу, советуются, осваивают новые компьютерные программы, вместе подводят предварительные итоги каждого задания.

3. Заключительный этап. Происходит совместная работа под руководством педагога (куратора). Участники Web-квеста чувствуют ответственность за опубликованный материал (результат своей работы) в Интернет.

В итоге формулируются выводы и предложения по проблеме исследования. Проводится конкурс или показ работ, где в ходе дискуссии или интерактивного голосования оценивают результаты Web-квеста учителя и учащиеся.

Каждый Web-квест индивидуален и имеет свою личную шкалу критериев оценки. Для создания бланка оценки нужно:

• выделить главные критерии оценки, которые соответствуют теме Web-квеста, целям и задачам;

• конкретизировать шкалу оценки. Например, 0-3 балла (удовлетворительно, хорошо, отлично);

• описать каждый параметр оценки, чтобы участники Web-квеста могли сами себя оценивать;

• указать, каким образом высчитывается общее количество баллов. По заданным критериям участники квеста оценивают себя, свою команду, а также учителя - учащихся. Оценивается исследовательская и творческая работа над Web-квестом, устное представление своего продукта, корректность излагаемой информации, качество аргументов во время дискуссии и т.д.

Разрабатывая Web-квест, нужно обратить внимание на то, чтобы его участники при выполнении тех или иных заданий учились формулировать проблему, планировать свою работу, критически мыслить, находить компромисс, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность. Учащиеся должны вырабатывать навык поиска и анализа информации, а также умение хранить, передавать, сравнивать и синтезировать данные. Учитель, проектируя, а далее используя Web-квест, может его многократно применять. За счет использования демонстрационного материала уменьшить

количество рассказываемой информации; на всех этапах работы учеников контролировать их деятельность и т.п. Школьники, работая над Web-кве-стом, получают возможность самим выстраивать план своей деятельности, самим распределять время, выбирать оптимальный для себя темп. У них есть возможность возвращаться к пройденному материалу. Участникам квеста, которые имеют барьеры психологического характера, становится легче преодолеть свои страхи, несмелость и нерешительность. Однако, для того, чтобы эффективно применять Web-квесты на уроках и во внеурочное время, необходимо:

• достаточное количество компьютеров и свободный доступ в сеть Интернет;

• высокая скорость Интернета, чтобы школьники имели возможность использовать в своей работе картинки, видеоматериал и т.п.;

• адаптировать Web-квесты к конкретной учебной программе, требованиям ФГОС, так как в свободном доступе существует множество Web-квестов, разработанных иностранными педагогами и методистами.

Приведем пример использования технологий Web-квестов на уроках по окружающему миру в начальной школе (программа УМК «Школа России» А.А. Плешакова, 3 класс).

Изучая раздел «Мы и наше здоровье», учителя могут применить на уроке Web-квест по теме «Опора тела и движение». Ученики в роли ортопедов, диетологов, исследователей, медиков и спортсменов узнают, что нужно делать, чтоб кости были крепкими, а осанка правильной. Выполняя центральное задание, ортопед приготовит сообщение об опорно-двигательном аппарате. Диетолог подготовит презентацию о полезных продуктах для укрепления и роста костей. Исследователи изучат особенности строения мужского, женского и детского скелетов и подготовят доклад. Медики узнают, какая осанка является правильной, от чего зависит осанка, и найдут картинки на данную тему. Спортсмены подберут ряд упражнений для улучшения осанки и познакомят с ними класс.

Во второй половине учебного года в игровой форме можно провести урок на тему «Дорожные знаки». Классу можно предложить разделиться на команды (инспекторы, пассажиры, пешеходы и ученые) и выполнить ряд заданий. Инспекторы должны будут по предложенным интернет-источникам изучить историю и эволюцию дорожных знаков, выяснить, на какие группы они делятся, какие

знаки должны знать пешеходы. Пассажиры узнают, кто такие пассажиры и велосипедисты, изучат и соберут материал о правилах поведения в пассажирском транспорте. Пешеходы, в свою очередь, узнают правила поведения пешеходов, выяснят, что такое перекрёсток, как надо переходить улицу, придумают перечень советов для пешеходов. Учёные найдут информацию о том, когда появились первые правила дорожного движения, проанализируют материал об истории светофора и дорожных знаков. Полученную информацию представят в электронном виде.

Данную технологию можно использовать на уроках и во внеурочное время, разрабатывая Web-квесты для целого класса; для работы с учащимися с ограниченными возможностями, проектируя их под каждого ученика индивидуально, учитывая особенности ученика; для работы с одарёнными детьми, создавая более сложный и углубленный план игры.

Список литературы

1. Алексеева А.В. Образовательный Web-квест в диалоге языков и культур / Алексеева А.В. // Учитель и время. - 2015. - №10. - С. 7-12.

2. Атрощенко С.А., Напалков С.В. Использование тематического образовательного Web-квеста в развитии познавательной самостоятельности учащихся / С.А. Атрощенко, С.В. Напалков // Международная научно-практическая конференция «Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы». - 2015. - С.168-171.

3. Губерная Е.В. Web-квест как современная образовательная технология / Е.В. Губерная //Аллея Науки. - 2019. - №1(28). - С. 881-884.

4. Гизатулина О.И. Использование Web-технологий в образовании / Гизатулина О.И. // Достижения науки и образования. - 2018. - №17 (39). - С. 48-52.

5. Корнилов Ю.В., Левин И.П. Геймификация и Web-квесты: разработка и применение в образовательном процессе / Ю.В. Корнилов, И.П. Левин // Современные проблемы науки и образования. -2017. - №5. - С. 268.

6. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons doc LAW 96801/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.