Научная статья на тему 'БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / BIORHITHMOLOGICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повзун В.Д., Повзун А.А., Сальков А.В.

Целью настоящего исследования являлось определение сферы влияния индивидуальных ритмов студентов на их успеваемость. Подтверждается тот факт, что у исследуемых с благоприятными биоритмами в течение дня умственная работоспособность выше и, следовательно, состояние биоритма оказывает положительное воздействие на результаты сдачи экзаменов в благоприятные дни. Мы полагаем, что этот результат может стать основанием для более оптимальной организации распределения не только сессионной, но и семестровой учебной нагрузки студентов и организации образовательного процесса в высшей школе в целом. Несмотря на всю свою уязвимость, концепция трёх ритмов может стать достаточно весомым аргументом в пользу индивидуального подхода к составлению расписания не только семестровых экзаменов, но и организации любых других форм учебной деятельности студентов, ориентированной на качественное улучшение результатов образования посредством создания необходимых для этого условий. Обосновывается целесообразность введения рейтинговой системы контроля образовательной деятельности студентов в связи с возможностью использования биоритмологического подхода. Использование рейтинговой системы для оценки знаний студентов является эффективным методом повышения учебной мотивации, качества знаний и формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Повзун В.Д., Повзун А.А., Сальков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Biorythmological approach to the organization of educational process in higher schoole

The purpose of the present study was to determine the scope of the effect of students' biorhythms on their progress in studies. The carried out researches approved the fact that mental performance of subjects with favourable biorhythms is higher during the day, so biorhythms render a positive effect on the exam results in good days. This result is assumed to be able to give the grounds for the more optimal organization of the distribution of the session load. Despite its argumentativeness, the given hypothesis has the right to be, along with deserved right of the distribution and practice of flexible realization of the curriculum, focused on the qualitative improvement of the results of education by means of improved conditions, including organizational ones. Substantiates the expedience of introducing the rating system in view of the biorhythmological approach. The use of the rating system for assessment of students' knowledge is assumed to be an efficient method of enhancement of the learning motivation, quality of knowledge and educational competence of future specialists.

Текст научной работы на тему «БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК: 378.172

БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

В.Д. ПовзунА.А. Повзун2, А.В. Сальков'

1 Кафедра педагогики института гуманитарного образования и спорта ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут

2 Кафедра физиологии медицинского института ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», г. Сургут

Резюме. Целью настоящего исследования являлось определение сферы влияния индивидуальных ритмов студентов на их успеваемость. Подтверждается тот факт, что у исследуемых с благоприятными биоритмами в течение дня умственная работоспособность выше и, следовательно, состояние биоритма оказывает положительное воздействие на результаты сдачи экзаменов в благоприятные дни. Мы полагаем, что этот результат может стать основанием для более оптимальной организации распределения не только сессионной, но и семестровой учебной нагрузки студентов и организации образовательного процесса в высшей школе в целом. Несмотря на всю свою уязвимость, концепция трех ритмов может стать достаточно весомым аргументом в пользу индивидуального подхода к составлению расписания не только семестровых экзаменов, но и организации любых других форм учебной деятельности студентов, ориентированной на качественное улучшение результатов образования посредством создания необходимых для этого условий. Обосновывается целесообразность введения рейтинговой системы контроля образовательной деятельности студентов в связи с возможностью использования биоритмологического подхода. Использование рейтинговой системы для оценки знаний студентов является эффективным методом повышения учебной мотивации, качества знаний и формирования профессиональной компетентности будущих специалистов.

Ключевые слова: образовательный процесс, качество образования, биоритмологический подход.

20 ВВЕДЕНИЕ переоценка факторов, влияющих на качество обра-

Качество современного образовательного про- зовательного ^ц^с^ в результате чег° некоторые

^ цесса определяется множеством факторов, иерархия из факторов, казавшиеся раньше не существенными,

которых является чрезвычайно важной для правиль- внимания на которые практически не обращали, ста-

ного диагностирования, прогнозирования, проек- новятся важными и актуальными, и наоборот. Речь

тирования дидактических процессов, разработки идет, прежде всего, о факторах сохранения здоровья

эффективных технологий управления продуктивно- обучаюЩихся - экологических, геофизических, сани-

стью обучения в вузе. С точки зрения современной тарно-гигиенических. Во-первых, потому что в созна-

педагогики, иерархия эта не является жесткой, и, как нии людей серьезно выросла роль физической культу-

следствие, в последнее время нередко происходит ры как средства повышения не только уровня здоро-

о

(N

О (N

4

ф

BIORYTHMOLOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION ? OF EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER SCHOOLE

a

£ s x

t V.D. PovzunA.A. Povzun2, A.V. Sal'kov'

1 Pedagogy department of humanitarian education and sports institute at Surgut State University of KHMAO-Yugra, Surgut, RUS

2 Physiology department of medical institute at Surgut State University of KHMAO-Yugra, Surgut, RUS

Summary. The purpose of the present study was to determine the scope of the effect of students' biorhythms on their progress in studies. The carried out researches approved the fact that mental performance of subjects with favourable biorhythms is higher during the day, so biorhythms render a positive effect on the exam results in good days. This result is assumed to be able to give the grounds for the more optimal organization of the distribution of the session load. Despite its argumentativeness, the given hypothesis has the right to be, along with deserved right of the distribution and practice of flexible realization of the curriculum, focused on the qualitative improvement of the results of education by means of improved conditions, including organizational ones. Substantiates the expedience of introducing the rating system in view of the biorhythmological approach. The use of the rating system for assessment of students' knowledge is assumed to be an efficient method of enhancement of the learning motivation, quality of knowledge and educational competence of future specialists.

Keywords: educational process, quality of education, biorhithmological approach.

вья, но и качества обучения [1, 2], а во-вторых, и это главное, потому что учет данных факторов открывает возможности для совершенно новых подходов к организации образовательного процесса в вузе, поскольку многочисленные исследования красноречиво говорят о значительном влиянии, например, геофизических факторов на продуктивность обучения и работоспособность, характер отношений в коллективах и т.д., то есть влияние этих факторов сильнее, чем мы предполагаем [3, 4, 5]. В настоящее время и в нашей стране, и за рубежом накоплены данные, неопровержимо доказывающие, что среди и обучающихся, и особенно преподавателей большой процент метеозависимых людей. По некоторым данным, количество неудовлетворительных и низких оценок в «тяжелые дни», когда метеоситуация не благоприятна для людей, на 40-50% превышает их количество в обычные дни. Конечно, такую связь трудно доказать, ведь «неудовлетворительно» - обычно следствие комплекса причин и только широкомасштабные исследования могут прояснить долю собственно геофизических факторов в получении такой оценки. В этой связи мы решили попытаться выяснить, существует ли связь успеваемости и циклических колебаний интеллектуальной, физической и эмоциональной активности человека, известных, как концепция о трех ритмах, согласно которой человеку присущи особые 23-суточный (физический), 28-суточ-ный (эмоциональный) и 33-суточный (интеллектуальный) ритмы [6].

Немецкий врач Вильгельм Флисс (Wilhelm Fliess) еще в начале прошлого века заметил, что у его пациентов, в первую очередь у детей, некоторые заболевания повторяются с правильной периодичностью. Эту периодичность нельзя было объяснить ни структурой недельного расписания в учебных заведениях, ни факторами иного рода. Флисс обнаружил, что у всех людей с момента их рождения действуют два ритма: 23-суточный физический и 28-суточный эмоциональный. Именно от этих ритмов зависит вероятность заболевания или наступления смерти. К аналогичным выводам пришел и венский психолог Герман Свобода, проводивший свои наблюдения также в начале прошлого века. Занимаясь психоанализом, Свобода обратил внимание на то, что способность пациентов проявлять эмоции подвержена ритмическим колебаниям, аналогичным ритму сон-бодрствование, и независимо от своего немецкого коллеги открыл существование циклов с периодами в 23 и 28 суток, которые он назвал соответственно мужским и женским циклами. Несколько позже преподаватель из Инсбрука Фридрих Тельчер (Friedrich Telsher), анализируя результаты экзаменов в высшем учебном заведении, где он преподавал, и сопоставляя оценки с датой рождения экзаменующихся, установил, что успехи студентов колеблются с 33-суточным периодом.

Знание собственного физического биоритма (продолжительность 23 дня) было особенно интересно тем людям, чья профессия связана с физическим трудом в любой форме: спорт-инструктор, массажист, танцор, строитель и пр. Такие люди лучше ощущают влияние физического биоритма. Как правило, в высшей фазе человек чувствует себя полным сил, выносливым, физическая работа не требует больших затрат энергии, все удается. Эмоциональный ритм (продолжительность 28 дней) влияет на силу наших чувств, на внутреннее и внешнее восприятие, на интуицию и способность

творить. Особенно важным этот биоритм является для тех людей, чьи профессии связаны с общением. В фазе подъема человек более динамичен, склонен видеть в жизни только приятные, позитивные стороны. Он превращается в оптимиста. Работая в контакте с другими людьми, он добивается хороших результатов, способен сделать много полезного. Интеллектуальный ритм (продолжительность 33 дня), прежде всего, затрагивает способность работать по плану, используя умственные способности. Это касается логики, ума, обучаемости, способности предвидеть то или иное событие, комбинаторики, внутренней и внешней ориентации - в буквальном смысле «присутствия духа». Преподаватели, политики, референты, журналисты и писатели хорошо чувствуют «маятник» этого биоритма. Легко себе представить, какой эффект он имеет на стадии подъема: поддержка любой интеллектуальной деятельности, хорошее усваивание учебного материала и информации. Человек способен сконцентрироваться. Если студент посещаете семинар по не любимому предмету, то на фазе подъема он принесет гораздо больше пользы, чем на фазе спада.

Каждый из этих ритмов на половине своей длины достигает наивысшей фазы, затем он резко опускается вниз, достигает исходного пункта (критической точки), и переходит в фазу спада, где достигает низшей точки. Потом снова поднимается наверх, где начинается новый ритм. Критические дни (точки) имеют особое значение для каждого биоритма и отмечают время, которое может длиться несколько часов, иногда целые сутки или даже больше. Их влияние на тело, мысли и чувства можно сравнить с влиянием, которое оказывает перемена климата или движение энергии в ту или другую сторону во время полнолуния.

Оговоримся сразу, что мы знаем все слабые места теории трех ритмов и знакомы с достаточно серьезными академическими дискуссиями вокруг их достоверности [7, 8, 9]. Но несмотря на то, что она не имеет под собой прочной академической основы, ученые все же не торопятся полностью отказываться от теории этих ритмов. Их нерешительность объясняется, прежде всего, проблемой выбора статистически достоверного подхода и числа случаев, лимитируемого самыми разными причинами, а также, отсутствием четких критериев их оценки [10]. Поэтому до сегодняшнего дня эту теорию не только окончательно никто не опроверг, но и, более того, появляются работы, объясняющие существование трех ритмов с совершенно новых позиций [6, 11]. Поэтому мы не собирались оспаривать правильность или неправильность этой гипотезы. В своей работе мы исходили только из того, что правильная периодичность этих ритмов позволяет заранее вычислить именно критические дни, в которые человеку следует воздерживаться от принятия важных решений, и с особой осторожностью относиться к ситуациям, в которых организм подвергается тем или иным испытаниям, в нашем случае, например, семестровым экзаменам. Проблема заключается в том, что сегодня стандартный учебный план абсолютного большинства высших учебных заведений предусматривает жесткую привязку семестровых экзаменов к определенным датам, что с точки зрения классической организации образовательного процесса и его контроля, особенно в медицинских институтах, традиционно придерживающихся строгих академических правил, кажется абсолютно целесообразным.

21

о

(N

О (N

4

ф

а

£ £

I-

U ф

00

22

о

(N

О (N

Однако в связи с введением новых образовательных стандартов и ориентацией на реализацию самим обучающимся индивидуального образовательного маршрута ставится вопрос о разработке гибкого графика учебного процесса, максимально учитывающего потребности и возможности обучающегося. В этой связи использование биоритмологического подхода может реально помочь студентам и преподавателям оптимизировать учебные ритмы, особенно в периоды сессий.

цель

Цель данного исследования состояла в определении степени влияния биологических ритмов студентов на их успеваемость в период сессии. Для этого были поставлены следующие задачи: рассчитать биоритмы студентов университета; изучить характер связи между двумя факторными признаками: успеваемости студентов и биологическими ритмами; проверить статистическую значимость расчетов с помощью критерия X2; в случае наличия корреляционной связи предложить рекомендации по подготовке студентов к экзамену и организации контроля за усвоением знаний со стороны преподавателей в соответствии с его индивидуальным биологическим ритмом.

МАТЕРИАЛы И МЕТОДы ИССЛЕДОВАНИЯ. Для расчета биоритма студента использовалась компьютерная программа М. Годовицина, позволяющая рассчитать три классических синусоиды, не учитывая интуитивный уровень. Мы делали расчет биоритма с помощью данной программы в день проведения экзамена и сопоставляли состояние биологических ритмов у студента с полученной им оценкой в этот день. В исследовании приняли участие студенты 3 курса биологического факультета (58 человек). Критерием

успеваемости считали оценки, полученные ими на четырнадцати экзаменах в ходе шести сессий за три года обучения. В таблицу заносили данные о результатах сдачи экзаменов по всем предметам студентами, у которых были совпадения благоприятных дней и хороших отметок (выше 3-х баллов), и, наоборот, плохих отметок (3 и ниже) и неблагоприятных дней по каждой дисциплине. Затем проверяли наличие связи между этими показателями с помощью корреляционного анализа. Коэффициент корреляции (С) рассчитывался по формуле А.А. Чупрова [12]. Коэффициенты считали статистически достоверными при а=0,05.

Корреляционная связь между показателями считалась прямой, если С=0 или обратной, если С<0. Связь отсутствовала, если С=0. Связь расценивалась как функциональная при С=+1 или С=- 1. Чем ближе С к единице, тем связь более тесная, чем ближе к нулю, тем связь слабее.

результаты И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Результаты наших расчетов представлены в таблице 1 . Исследованием установлено, что прямые связи существуют между всеми результатами сдачи экзаменов и благоприятными днями студентов университета, а значит, при равных педагогических требованиях на протяжении всего экзамена по отдельному предмету, лучших академических успехов добивались студенты с благоприятным биоритмическим типом, а студенты с неблагоприятными биоритмами в этот день терпели неудачу в течение всего дня. Следовательно, подтверждается тот факт, что у исследуемых с благоприятными биоритмами в течение дня умственная работоспособность выше а, следовательно, состояние биоритма оказывает положительное воздействие на результаты сдачи экзаменов в благоприятные дни.

Таблица 1

Оценка направления и характера связи между благоприятными днями студентов и их результатами сдачи экзаменов по предметам в эти дни

ф

а £

I-

U ф

00

Предметы Коэффициент корреляции Направление и характер связи корреляции

История 0,721 Сильная прямая связь

Химия общая и неорганическая 0,645 Умеренная прямая связь

Физика 0,675 Умеренная прямая связь

Химия общая и неорганическая 0,338 Слабая прямая связь

Ботаника (анатомия растений) 0,655 Умеренная прямая связь

Зоология беспозвоночных 0,587 Умеренная прямая связь

Философия 0.584 Умеренная прямая связь

Химия органическая 0,574 Умеренная прямая связь

Физика 0,525 Умеренная прямая связь

Иностранный язык 0,565 Умеренная прямая связь

Экономика 0,574 Умеренная прямая связь

Химия (физическая и коллоидная) 0,685 Умеренная прямая связь

Ботаника (систематика растений) 0,625 Умеренная прямая связь

Зоология позвоночных 0,695 Умеренная прямая связь

Следовательно, исходя из того, что суточные изменения внутренних ритмов студентов носят устойчивый характер [3], и студенты, и преподаватели могут заранее выстроить прогноз возможной успеваемости и найти оптимальный вариант сроков сдачи любых видов контроля или задолженностей в более комфортное, причем для них обоих, время, и

тем самым получить более качественный результат учебной деятельности студента. Мы полагаем, что этот результат вполне может стать основанием для более оптимальной организации распределения не только сессионной, но и любой семестровой нагрузки и организации образовательного процесса вообще [13].

Отметим, что в ряде стран мира уже сегодня активно применяется практика, когда студент в определенный период времени может часть дисциплин учебного плана сдавать по гибкому графику, используя возможности блочно-модульного обучения и опираясь на принцип академической свободы, делегирующей ему не только ответственность за содержание своего индивидуального учебного плана и качество его реализации, но и возможность согласовывать его исполнение с администрацией вуза, включая сроки сдачи экзаменов и зачетов.

В период, когда Россия активно модернизирует систему высшего образования, важно понимать, на чем может быть основана такая организация учебного процесса. Понимая, что процесс конструирования студентами необходимых знаний является сложной задачей, решение которой заключается, прежде всего, в развитии их творческих способностей на всех этапах обучения, повышении их интеллектуального потенциала, активности и самостоятельности [14, 15], мы полагаем, что, в конечном итоге, лишь самостоятельная работа студентов и контроль за ее выполнением при соответствующей организации будут способствовать формированию у них самостоятельности мышления и творческого подхода к решению образовательных и жизненных проблем.

Контроль уровня знаний студента может быть достаточно традиционным. Так можно проверять и оценивать качество конспектирования лекций (что, чаще всего, с нашей точки зрения, не целесообразно), точность и качество выполнения лабораторных работ, навыки работы с приборами, умение вести наблюдение, проводить необходимые расчеты, описывать и анализировать результаты, формулировать выводы по полученным в рамках эксперимента результатам, пользоваться каталогами и справочниками и т.д. Однако следует отметить, что качество учебной работы студента заметно повышается при введении рейтинговой системы контроля его знаний, поскольку это позволяет систематически и дифференцированно оценивать все виды деятельности студента, а ему самому рационально распределять свою учебную нагрузку и по времени, и по видам деятельности для получения наилучшего результата, то есть реализовать на практике в образовательном процессе принцип свободы выбора.

Целесообразность такого подхода основывается, прежде всего, на многолетней практике вузовского образования в мире и опыте многочисленных российских университетов, доказавших высокую эффективность внедрения в образовательный процесс вуза рейтинговой системы оценки знаний. Эффективность рейтинговой системы, предложенной нами, при оценке знаний студентов факультета физической культуры в курсе физиологии была подтверждена психологическими и педагогическими исследованиями, в частности диссертационным исследованием А.В. Салькова [16]. Он доказал, что внедрение рейтинговой системы в образовательный процесс является эффективным средством развития мотивации достижения студентов, создания ситуации успеха. Такой результат, по нашему мнению, особенно значим для спортивных факультетов, где организация учебного процесса в таком подходе особенно целесообразна, поскольку у студентов-спортсменов чрезвычайно развиты соревновательные качества - азарт, стремление к достижению высоких результатов, упорство, трудолюбие, умение концентрироваться в ответственные моменты, которые позволяют значительно повышать эффективность образовательного процесса, повышать качество

обучения. Однако с учетом особенностей изучаемых дисциплин он с успехом может быть использован на любом факультете. Прежде всего, потому что он не только дает возможность студенту выбрать наиболее удобные и интересные для него виды работ, но, что особенно важно, позволяет самостоятельно определять сроки их выполнения. Таким образом, у студентов не только развиваются навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, снимаются психологические проблемы, вызванные необходимостью жестко следовать требованиям учебной программы, но и формируется умение делать выбор и организовывать собственный образовательный процесс в пространстве и времени. И правильная организация этого процесса, выбор оптимальных сроков и для подготовки, и для выполнения как семестровых, так и текущих заданий, оцениваемых с помощью различных форм контроля, может оказать существенное влияние, в том числе и на повышение академической успеваемости студентов.

Достаточно сложно, с точки зрения эффективности, оценить в рамках рейтинговой системы оценки знаний студентов лекционные занятия, тем более, что количество их с переходом на новые образовательные стандарты заметно снижается. Традиционно учитывается, как правило, только посещаемость, хотя при определенной организации и рассмотрении лекции как основного источника информации по предмету, как принято в практике медицинского института, можно оценивать и качество конспекта. Другое дело, что это предполагает особую ответственность преподавателя, читающего лекцию, задача которого не просто «дать» учебный материал под запись, опираясь на учебники, которые и так есть у студентов, а сориентировать их в огромном поле информации, в том числе самой актуальной, отражающей современное состояние изучаемой проблемы, раздела курса, побудить их к возникновению вопросов, ответы на которые будут получены студентом как в процессе самостоятельной работы, так и в процессе работы на практических занятиях. В любом случае, роль лекции в рейтинге определяется преподавателем. Так, на спортивных факультетах, ввиду частого отъезда студентов на различные спортивные мероприятия и соответственно частом отсутствии, лекционные занятия в систему контроля вообще не могут быть включены.

Зато лабораторные занятия, являющиеся основой изучения, например, физиологии, являются отличным материалом для этого. Физиология - наука экспериментальная и основной формой учебной работы студентов являются лабораторные работы по всем разделам изучаемого курса. Выполнение каждой лабораторной работы внесено в систему рейтингового контроля, в котором по специальной бальной системе оцениваются навыки сформированные у студента в процессе выполнения лабораторной работы: умение поставить эксперимент, проанализировать результат и сформулировать по нему развернутый вывод.

Выполнение всех видов самостоятельной работы студента осуществляется согласно специально составленному практикуму, включающему не только описание методики выполняемых лабораторных работ, но и достаточно обширный теоретический материал по предмету, необходимый для понимания студентами сути выполняемой работы.

Этот же теоретический материал совместно с материалом учебника является основой для проведения вводного контроля, который позволяет быстро и качествен-

23

о

(N

О (N

4

ф

а

<j

£

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I-

U ф

00

24

о

(N

О (N

4

ф

а

I-

U ф

со

но оценить уровень подготовки студента к выполнению лабораторной работы. Одним из наиболее эффективных способов контроля является предварительный тестовый опрос, позволяющий в короткое время опросить всю группу студентов. Для каждого лабораторного занятия разработаны тестовые вводные задания, включающие пятнадцать вопросов разных типов по основным положениям изучаемой темы.

Вводный контроль хорошо вписывается в рейтинговую систему оценки знаний студентов - каждое задание теста оценивается определенным числом балов. Успешным прохождение вводного контроля считается в том случае, если студент набрал не менее 60% от максимальной суммы баллов за все задание. Получившие более низкий балл к лабораторной работе или не допускаются, или допускаются с условием выполнения задания этого контроля во вне учебное время. Для этого контроля разработаны другие варианты заданий, а выполнение задания оценивается более низким баллом.

Баллы, полученные в процессе вводного контроля и за выполнение лабораторных работ, являются основными, но не единственными слагаемыми рейтинга. Важной формой самостоятельной работы студентов является выполнение домашних заданий по изучаемым на аудиторных занятиях темам. Для этого к каждому лабораторному занятию формулируется ряд вопросов, для обсуждения которых выделяется специальное время в ходе еженедельных консультаций для студентов. Теоретическое обсуждение этих вопросов не является обязательным, однако, наиболее подготовленные студенты могут таким образом существенно повысить свой рейтинг по дисциплине. Эта же форма контроля используется в обязательном порядке для студентов, которые не смогли набрать необходимого количества баллов при выполнении обязательных заданий или по тем или иным причинам отсутствовали на лабораторном и лекционном занятии.

Еще одной формой самостоятельной работы являются семестровые задания, выполняемые студентами на протяжении всего семестра и сдаваемые по мере их выполнения. Такие задания могут быть обязательными как, например, контрольные работы, с помощью которых проверяется теоретическая подготовка студентов по разделам, которые по тем или иным причинам не могут войти в лабораторный практикум. Контрольные работы позволяют оценить не просто сумму теоретических знаний, но и умение излагать их письменно, находить дополнительную литературу по теме и использовать ее, умение выделять главное. Написание

ЛИТЕРАТУРА

контрольной работы является обязательным заданием для каждого студента.

Необязательным, но важным семестровым заданием является решение ситуационных задач по изучаемым темам. Умение решать задачи является хорошим показателем уровня усвоения знаний студентом, но для развития этих навыков в рамках лабораторного практикума времени, как правило, не остается. Поэтому по каждому изучаемому разделу разработаны ситуационные задачи, которые студенты решают самостоятельно и к моменту завершения темы сдают. Обсуждение правильности решения происходит на консультациях. Правильно решенные задачи оцениваются соответствующим количеством баллов и засчитываются в рейтинг.

Выполнение всех видов самостоятельной работы, в комплексе или частично, позволяет студентам более глубоко и полно изучить дисциплину, получить первоначальные навыки профессиональной подготовки и, кроме того, дает возможность существенно повысить свой образовательный рейтинг, а преподавателю - использовать различные формы поощрения при аттестации студента. По нашему мнению, именно использование рейтинговой системы оценки знаний студентов является эффективным средством повышения мотивации обучения, качества знаний и уровня профессиональной компетенции будущих специалистов.

заключение

Таким образом, концепция трех ритмов может стать достаточно весомым аргументом в пользу индивидуального подхода к составлению расписания не только семестровых экзаменов, но и организации любых других форм учебной деятельности, не только студентов-спортсменов, но и студентов других специальностей.

Биоритмологический подход к организации образовательного процесса в вузе в сочетании с рейтинговой системой оценки знаний студентов позволит не только оптимально организовать распределение учебных нагрузок студентов, но и повысить качество образовательного процесса в целом. Тем более, что новые образовательные стандарты высшей школы строятся на идеях системно-деятельностного подхода, в логике которого эффективность деятельности студента и преподавателя вуза в целом определяется, прежде всего, качеством условий, в которой она протекает. Поэтому игнорировать возможности учета факторов сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, в том числе из биологических ритмов, было бы неправильно.

1. Соловьев В. Н. Успеваемость студентов как один из показателей адаптации к образовательному процессу в вузе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. № 3. С. 21-22.

2. Повзун А.А., Повзун В.Д., Апокин В.В. Биоритмологическая оценка роли физической культуры в организации оздоровительной работы в ВУЗе // Теория и практика физической культуры. 2013. № 2. С. 85-88.

3. Биологические ритмы / Под ред. Ю. Ашоффа. М.: Мир, 1984, т. 1. 414 с., т. 2. 262 с.

4. Повзун В.Д., Повзун В.Д., Апокин В.В., Сальков А.В. Роль учета биоритмов в повышении академической успеваемости студентов университета // Тео-

рия и практика физической культуры. 2013. № 4. С. 86-88.

5. Павловская В.С., Повзун А.А., Вахлова М.С. и др. Изменение структуры биоритмов основных физиологических показателей у студентов лечебного факультета при переходе на зимнее время // Вестник СурГУ. Медицина. 2010. № 3(6). С. 4-15.

6. Кузнецов Ю.Ф. Биоритмы человека: физический, эмоциональный, интеллектуальный. Амрита-Русь, 2006. 384 с.

7. Алякринский Б.С., Степанова С.И. По закону ритма. М.: Наука, 1985. 176 с.

8. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990. 208 с.

9. Гласс Л., Мэки М. От часов к хаосу: Ритмы жизни. М.: Мир, 1991. 124 с.

10. Детари Л., Карцаги В. Биоритмы: современные представления о периодических изменениях биологических процессов. М.: Мир, 1984. 160 с.

11. Котельник Л.А. Ми - д™ сонця: Цикл: ритми космосу i життя. Ч. 2. - Киев: Знання УкраТни, 1990. 48 с.

12. Климова Т.Е. Методы корреляционного анализа в педагогике: учебно-методическое пособие. Магнитогорск: МаГУ, 2000. 96 с.

13. Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В., Булгакова О.В. Организация рейтинговой системы контроля знаний студентов спортивных факультетов c учетом их индивидуальных ритмов // Теория и практика

физической культуры. 2013. № 10. С. 89-93.

14. Повзун В.Д., В.В. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета // Теория и практика физической культуры. 2013. № 1. С. 94-95.

15. Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В. Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов в условиях образовательной среды университета // Теория и практика физической культуры. 2013. № 7. С. 85-88.

16. Сальков А.В. Педагогические условия развития мотивации достижения у студентов университета: ав-тореф. дисс.. ..канд. пед. наук. Оренбург, 2002. 20 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Повзун Вера Дмитриевна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры». 628412, пр. Ленина, 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Тел. + 7 (3462) 76 28 50; е-mail: povzun64@mail.ru

Повзун Александр Андреевич - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры». 628412, пр. Ленина, 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Тел. + 7 (3462) 76 30 63; е-mail: povzun64@mail.ru

Сальков Алексей Владимирович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры». 628412, пр. Ленина, 1, г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра. Тел. + 7 (3462) 76 28 50; е-mail: avsalkov@list.ru

ABOUT AUTHORS

Povzun Vera Dmitrievna - doctor of pedagogical sciences, professor, Head of pedagogy department of humanitarian education and sports institute at Surgut State University of KHMAO-Yugra. 628412, Lenin av, 1, Surgut, KHMAO-Yugra. Ph. +7 (3462) 76 28 50; e-mail: povzun64@mail.ru

Povzun Alexandr Andreevich - candidate of biological sciences, associate professor of physiology department of medical institute at Surgut State University of KHMAO-Yugra. 628412, Lenin av, 1, Surgut, KHMAO-Yugra. Ph. +7 (3462) 76 30 63; e-mail: povzun64@mail.ru

Sal'kov Alexey Vladimirovich - candidate of pedagogical sciences, associate professor of pedagogy department of humanitarian education and sports institute at Surgut State University of KHMAO-Yugra. 628412, Lenin av, 1, Surgut, KHMAO-Yugra. Ph. +7 (3462) 76 28 50; e-mail: avsalkov@list.ru

Статья поступила в редакцию 21.05.2014, принята в печать 20.06.2014.

25

о

(N

О (N

4

ф

а

£ £

I-

U ф

00

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.