Научная статья на тему 'Использование ситуации достижения в практике обучающихся по направлению «Физическая культура»'

Использование ситуации достижения в практике обучающихся по направлению «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENT SITUATION / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENT MOTIVATION / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / VALUE ATTITUDE / РЕЙТИНГ / RATING / ЛИЧНОСТНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ / PERSONAL ACHIEVEMENT / ВОСХОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ОТ ПОТРЕБНОСТЕЙ К ЦЕННОСТЯМ / ASCENT OF PERSONALITY FROM NEED TO VALUES / УСПЕХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальков А.В., Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В.

This paper is dedicated to considering the achievement situation in student's educational activity, created by a teacher as an educational condition, facilitating axiologization of the content of studied university courses, namely transformation of the appropriate for a student educational activity into personally important, where achievement motivation acts a mechanism of the increase of the role of student's needs to professional, social values. Personal achievement in studies turned for a student into the value that motivated him to achieve next result, better than the previous one. At the beginning of work students treated each particular achievement as a meaningful event, but then the combination of personal achievements preconditioned formation of the value attitude to educational activity, they were involved during studies in the university in general. The achievement situation arranged by a teacher facilitated the transformation of students' attitude into the value attitude to studies. When achievement in studies was treated by a student as a success, was stabilized and constant, but not situational and necessary, the chain reaction of increase of the role of personal need to social and professional values was launched. Hence, axiologization of university education gave a goal oriented tone to the vector of personality development and the achievement situation acts an effective condition of the process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальков А.В., Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование ситуации достижения в практике обучающихся по направлению «Физическая культура»»

УДК: 796.077.5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ситуации достижения в практике обучающихся по направлению «Физическая культура»

Кандидат педагогических наук, доцент A.B. Сальков Доктор биологических наук, профессор В.Д. Повзун Кандидат биологических наук, доцент A.A. Повзун Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут

THE USE OF SITUATION OF ACHIEVEMENT IN PRACTICE OF STUDENTS SPECIALIZED IN "PHYSICAL CULTURE'

A.V. Sal'kov, associate professor, Ph.D.

V.D. Povzun, professor, Dr.Biol. A.A. Povzun, associate professor, Ph.D.

V.V. Apokin, associate professor, Ph.D.

Surgut state university KhMAR-Ugra, Surgut

Key words: achievement situation, achievement motivation, value attitude, rating, personal achievement, ascent of personality from need to values.

This paper is dedicated to considering the achievement situation in student's educational activity, created by a teacher as an educational condition, facilitating axiologization of the content of studied university courses, namely transformation of the appropriate for a student educational activity into personally important, where achievement motivation acts a mechanism of the increase of the role of student's needs to professional, social values. Personal achievement in studies turned for a student into the value that motivated him to achieve next result, better than the previous one.

At the beginning of work students treated each particular achievement as a meaningful event, but then the combination of personal achievements preconditioned formation of the value attitude to educational activity, they were involved during studies in the university in general.

The achievement situation arranged by a teacher facilitated the transformation of students' attitude into the value attitude to studies. When achievement in studies was treated by a student as a success, was stabilized and constant, but not situational and necessary, the chain reaction of increase of the role of personal need to social and professional values was launched. Hence, axiologization of university education gave a goal oriented tone to the vector of personality development and the achievement situation acts an effective condition of the process.

Ключевые слова: ситуация достижения, успех, мотивация достижения, ценностное отношение, рейтинг, личностное достижение, восхождение личности от потребностей к ценностям.

Введение. В настоящее время проблема реформирования университетского образования, поиска его ценностных ориентаций, обновления содержания и форм приобрела большое значение. Мы полагаем, что задача высшей школы состоит не только в том, чтобы обеспечить профессиональную подготовку специалиста в области физической культуры в соответствии с современными требованиями, но и создать условия для развития нравственно здоровой, разносторонней творческой личности студента, способного к постоянному профессиональному и личностному росту, самосовершенствованию.

В данной статье мы рассматриваем ситуацию достижения в образовательной деятельности студента, создаваемую преподавателем как педагогическое условие, способствующее акси-ологизации содержания изучаемых университетских курсов, т. е. преобразованию необходимой для студента учебной деятельности в личностно значимую, где мотивация достижения выступает механизмом возвышения потребностей студента до ценностей профессии, общества [3].

Мы убеждены, что чем устойчивее ценностное отношение студента к учебной деятельности, тем выше уровень его образовательной мотивации, тем больше студент устремлен к успеху, и даже неудача рассматривается им как осознанный стимул для достижения поставленной образовательной цели.

Благодаря ситуации достижения, созданной преподавателем, студент побуждается к активному общению, взаимодействию в образовательном пространстве университета со всеми субъектами образовательного процесса. Он не только приобретает опыт деятельности, конструирует собственное знание, но и, как отмечал Л. С. Выготский, погружается в такую окружающую среду, которая для развития его личности выступает в роли источника развития, а не просто обстановки [1].

Цель исследования состояла в определении роли ситуации достижения в преобразовании оценочного отношения в ценностное отношение студентов к учебной деятельности в условиях университета.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенное исследование доказало, что ситуация достижения запускает механизм развития личности студента, когда его личностное достижение выступает объективным показателем успеха в образовательной деятельности. Как известно, для многих студентов, обучающихся по образовательным программам направления «Физическая культура», содержание ряда предметов (особенно непрофильных) не является личностно значимым и как следствие у них наблюдается низкая мотивация достижения в учебной деятельности по освоению содержания этих курсов.

В нашей работе на основе анализа ряда научных исследований [2, 4, 9] были выделены наиболее значимые стороны ситуации достижения, создаваемой преподавателем, благодаря которым учебные действия переживаются студентом как компоненты деятельности достижения:

1. Самостоятельное достижение студентом результата, на основе освоения технологии достижения успеха.

2. Результат деятельности оценивается преподавателем и самим студентом качественно и количественно.

3. Для оценки личностных достижений студента в образовательной деятельности используется шкала, в рамках которой определен нормативный уровень.

4. Субъект деятельности получает вознаграждение за полученный результат.

5. Требования, предъявляемые к оцениванию личностных достижений, адекватны возможностям студента.

Отношение студента к учебной деятельности изменялось после оценки преподавателем достигнутых студентом результатов. Последние оценивались на основе четко разработанной

рейтинговой системы контроля знаний студентов. Баллы, которые зарабатывал студент, фиксировались в журнале преподавателя, а затем переносились на стенд [5]. Поэтому каждый студент мог ознакомиться с достижениями не только своими, но и своих сокурсников, что способствовало формированию соревновательной атмосферы, традиционной для спортсменов, которая положительно влияла на развитие их мотивации достижения.

Выполняя задания, студент получал не только оценку своей деятельности, но и возможность глубже осознать цель и смысл задания, его место и роль в своем профессиональном становлении как будущего специалиста.

На первых этапах опытно-экспериментальной работы студенты относились к рейтингу, как к отметке, и, получая три балла за выполненное задание, 78 % студентов считали себя неуспешными, а 98,5 % утверждали, что оценки «4» или «5» являются доказательством их успеха. Из них «успешными в собственных глазах» выступали 40,2 % опрошенных и «успешными в глазах окружающих» - 48,25 % студентов. Поэтому мы отказались от отметочной системы, но оставили пятибалльную рейтинговую систему как базовую.

Студенты, обучающиеся по направлению «Физическая культура», при изучении курса физиологии за девять практических занятий могли набрать 90 баллов. На каждом занятии студент мог набрать максимум 10 баллов: за выполнение тестового задания, состоящего из 15 вопросов, и за лабораторную работу. Тест давал возможность сделать вывод об уровне усвоения знаний и сформированности умений студента, лабораторная работа - о способности применять полученные знания на практике, уровне развития креативных способностей студентов, их умении анализировать и синтезировать полученные данные, самостоятельности и умении отстаивать собственную позицию.

Учитывая тот факт, что на академическую успеваемость студентов влияет множество факторов, в том числе индивидуальные биологические ритмы [7, 8], мы предположили, что одним из них может стать уровень мотивации достижения студентов университета. Однако полученные в ходе исследования данные не подтвердили нашего предположения. Студенты как с низким, так и с высоким уровнем мотивации достижения демонстрировали достаточно высокий уровень усвоения знаний. Студенты же, для которых достижение успеха было привлекательным, качественно отличались от других в процессе постановки

образовательной цели и поиска эффективных способов и средств ее достижения.

Об этом свидетельствуют следующие факты. Около 69 % студентов с высоким и очень высоким уровнями мотивации достижения желали получить «бонусы», т. е. дополнительные баллы, которые зарабатывались устным ответом на практическом занятии или во внеучебное время (на консультации) и учитывались при выставлении оценки. Устный ответ предполагал возможность начисления дополнительных баллов. Попытка ответа - 1 балл, пересказ с конспектом - 2 балла, пересказ без конспекта - 3 балла, ответ с конспектом и с использованием дополнительной литературы -4 балла, анализ противоречий и обоснование вывода по вопросу - 5 баллов.

Такая система оценивания позволяла студенту считать себя успешным, даже если он зарабатывал 2 или 3 балла, так как этот уровень достижения соответствовал либо приложенным усилиям, либо способностям студента, иначе говоря, уровню его притязаний. В этом случае преподаватель способствовал формированию положительной самооценки студента благодаря осознанию им собственного достижения как значимого положительного события - успеха.

Вывод. Личностное достижение в учебной деятельности становилось для студента ценностью, которая стимулировала его к достижению следующего результата, превосходящего по своей значимости предыдущий.

В начале работы студенты относились к отдельному достижению (в виде результата) как к значимому событию, но впоследствии именно совокупность личностных достижений создавала предпосылки для формирования ценностного отношения к образовательной деятельности, в которую они были вовлечены в процессе обучения в университете в целом.

Создаваемая преподавателем ситуация достижения, способствовала тому, что оценочное отношение студентов преобразовывалось в ценностное отношение к учебной деятельности. В случае, когда достижение в учебной деятельности переживалось студентом как успех, становилось устойчивым и постоянным, а не ситуативным и необходимым, начиналась цепная реакция возвышения потребностей личности до ценностей общества и профессии [7]. Таким образом, аксиологизация университетского образования придает вектору развития личности целеустремленный характер, а ситуация достижения выступает эффективным условием данного процесса.

Литература

1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования /Л.С. Выготский. - М., 1956.

2. Додонов Б.И. Эмоции как ценность / Б.И. Додонов. - М., 1978. - 272 с.

3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей: монографии / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 188 с.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М., 1990.

5. ПовзунА.А. Рейтинговая система оценки знаний студентов в процессе преподавания физиологии на факультете физической культуры / А.А. Повзун // Теория и практика образования в области ФК: Сб. научно-метод. работ. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 44-50.

6. Повзун В.Д. Ценностные ориентации студентов факультета физической культуры / В.Д. Повзун, И.А. Свиридова // Теория и практика образования в области ФК: Сб. научно-метод. работ. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - С. 91 -100.

7. Повзун В.Д. Организация рейтинговой системы контроля знаний студентов спортивных факультетов с учётом их индивидуальных ритмов / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 10. - С. 89-93.

8. Повзун В.Д. Роль учета биоритмов в повышении академической успеваемости студентов университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, А.В. Сальков // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 4. - С. 86-88.

9. Сальков А.В. Ситуация достижения - основное условие ак-сиологизации университетского образования. Актуальные проблемы высшего педагогического образования: Сб. науч. ст. Вып. 2 / А.В. Сальков, В.Д. Повзун. - Шадринск: Шадрин-ский государственный педагогический институт, 2006. - С. 168-171.

References

1. Vygotsky, L.S. Selected psychological studies / L.S. Vygotsky. -Moscow, 1956. (In Russian)

2. Dodonov, B.I. Emotions as a value / B.I. Dodonov. - Moscow, 1978. - 272 P. (In Russian)

3. Kir'yakova, A.V. Theory of personality's orientation i n the world of values: monograph / A.V. Kir'yakova. - Orenburg, 1996. - 188 P. (In Russian)

4. Markova, A.K. Formation of learning motivation / A.K. Markov, T.A. Matis, A.B. Orlov. - Moscow, 1990. (In Russian)

5. Povzun, A.A. Ranking system of students' knowledge assessment when teaching physiology at the physical culture department / A.A. Povzun // Theory and practice of education in the field of physical culture: Collected research works. - St.Petersburg: Publ. h-se of Herzen RSPU, 2001. P. 44-50. (In Russian)

6. Povzun, V.D. Value orientations of students of the physical culture department / V.D. Povzun, I.A. Sviridova // Theory and practice of education in the field of physical culture: Collected research works. - St.Petersburg: Publ. h-se of Herzen RSPU, 2001. P. 91 -100. (In Russian)

7. Povzun, V.D. Organization of the rating system of students' knowledge control at sports departments in view of their individual rhythms / V.D. Povzun , A.A. Povzun , V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013 - № 10 - P. 89-93. (In Russian)

8. Povzun, V.D. The role of consideration of biorhythms in enhancement of academic progress of university students / V.D. Povzun , A.A. Povzun , V.V. Apokin , A.V. Sal'kov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 4. - P. 86-88. (In Russian)

9. Sal'kov, A.V. Achievement situation as the main condition of axiologization of university education. Actual issues of higher pedagogical education: Collected scientific papers. Iss. 2 / A.V. Sal'kov , V.D. Povzun. - Shadrinsk: Shadrinsk State Pedagogical Institute, 2006. - P. 168-171. (In Russian)

Информация для связи с автором:

apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 15.12.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.