Научная статья на тему 'Психологические характеристики творческого потенциала студента и их изменения в образовательном пространстве университета'

Психологические характеристики творческого потенциала студента и их изменения в образовательном пространстве университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / САМООЦЕНКА / SELF-ASSESSMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В., Иванова Н.Л.

Estimating the potentials of the university educational space as a specially organized educational environment in development of students' creative potential, we proceeded from the characteristic of this potential as a drive for personal importance and its specificity. The purpose of the study was to analyze the self-assessment of value orientations of students of the sports faculty of Surgut state university and reveal the priority personal qualities, characterizing its creative potential. The results of the studies are deplorable showing that the current actions being taken in the university educational environment to help a student in the adequate evaluation of the level of development of the creative potential, specifically the level of personal qualities in general, are not enough. Exaggerated self-assessment of some students, inadequate interpretation of life phenomena and striving "to seem", but not "to be", reluctance in taking the responsibility for personal life along with the dominant ambitions using power are the worrying indications of problems both in the student environment and in the society in general. The university educational environment has extensive resources to ensure the influence on development of the adequate self-assessment of the student's personality, including the estimation of the level of development of his creative potential, but many of them are being applied inefficiently and not to the full.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Повзун В.Д., Повзун А.А., Апокин В.В., Иванова Н.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические характеристики творческого потенциала студента и их изменения в образовательном пространстве университета»

УДК: 796.011.1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

характеристики творческого потенциала студента и их изменения в образовательном пространстве университета

Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин Аспирантка Н.Л. Иванова

Сургутский государственный университет, Сургут

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENT'S CREATIVE POTENTIAL AND THEIR CHANGES IN UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT

V.D. Povzun, professor, Dr.Hab. A.A. Povzun, associate professor, Ph.D.

V.V. Apokin, associate professor, Ph.D.

N.L. Ivanova, postgraduate Surgut state university, Surgut Key words: creative potential, self-assessment, educational environment.

Estimating the potentials of the university educational space as a specially organized educational environment in development of students' creative potential, we proceeded from the characteristic of this potential as a drive for personal importance and its specificity. The purpose of the study was to analyze the self-assessment of value orientations of students of the sports faculty of Surgut state university and reveal the priority personal qualities, characterizing its creative potential. The results of the studies are deplorable showing that the current actions being taken in the university educational environment to help a student in the adequate evaluation of the level of development of the creative potential, specifically the level of personal qualities in general, are not enough.

Exaggerated self-assessment of some students, inadequate interpretation of life phenomena and striving "to seem", but not "to be", reluctance in taking the responsibility for personal life along with the dominant ambitions using power are the worrying indications of problems both in the student environment and in the society in general. The university educational environment has extensive resources to ensure the influence on development of the adequate self-assessment of the student's personality, including the estimation of the level of development of his creative potential, but many of them are being applied inefficiently and not to the full.

Ключевые слова: творческий потенциал, самооценка, образовательное пространство.

Оценивая возможности образовательного пространства университета как специально организованной образовательной среды в развитии творческого потенциала (ТП) студентов, мы исходили из того, что творческий потенциал студента характеризуется прежде всего его стремлением к собственной значимости [3] и достаточно специфичен. Фактический уровень самооценки развитости своих творческих качеств студенты определяли как очень высокий, сколько-нибудь существенных изменений в структуре профиля их творческого потенциала в течение пяти лет обучения мы не увидели, а структура профиля на протяжении всего периода обучения оставалась сглаженной [1]. Это позволило предположить, что в процессе исследования студенты демонстрируют только высокий уровень притязаний, в частности завышенные оценки развитости своих творческих качеств. В такой ситуации перед вузом возникает необходимость организации целенаправленной работы не столько по развитию, сколько по переоценке студентом уровня собственного творческого потенциала, его адаптации к вызовам современного общества и как следствие - снятию противоречия между требованиями, которые предъявляет университет к студенту, и его готовностью развиваться как личность, наращивать свой творческий потенциал, а не имитировать данный процесс.

Колебания количества студентов с разными уровнями самооценки, в том числе с неадекватно высоким уровнем, свидетельствуют о том, что изменения в самооценке собственного творческого потенциала у студентов всё-таки идут, а вот неизменность структуры профиля, с одной стороны, говорит о том, что изменения эти не являются

качественными и отражают, вероятнее всего, попытки сохранить исходно сложившийся status quo, а с другой - что влияние вуза, если и имеет место, то носит не только не целенаправленный, но даже и не организованный характер [2]. Для полного понимания состояния проблемы и организации работы по изменению ситуации мы попытались выявить приоритетные качества личности, которые характеризуют её творческий потенциал. Поскольку ТП, по мнению А. С. Шарова, характеризуется 18 психологическими характеристиками, мы предположили, что если не происходит изменения структуры творческого профиля студента, то, вероятнее всего, происходит перестройка иерархии этих психологических характеристик как попытка адаптации к условиям и требованиям вуза.

Цель исследования - проанализировать самооценку ценностных ориентаций студентов спортивного факультета Сургутского государственного университета и выявить приоритетные качества личности, которые характеризуют её творческий потенциал.

Методика и организация исследования.

Эксперимент проводили на факультете физической культуры СурГУ в течение 2011/12 учебного года на всех курсах обучения. В исследовании приняли участие 257 студентов факультета, 18-23 лет обоего пола. Для выявления представлений студентов об уровне их творческих возможностей использовали тест оценки творческого потенциала личности А. С. Шарова [4]. В ходе тестирования студентам предлагалось ответить на восемнадцать вопросов, оценив степень проявления представленных качеств по отношению к себе по 10-балльной шкале. Поскольку за каждым вопросом стоит конкретная психологическая характеристика личности, отражающая определённое качество развития творческого потенциала, то в результате тестирования методом самоо-

ценки, определяли выраженность этого качества у студента. Чем выше ставился балл самооценки качества, тем выше была его выраженность, при этом один и тот же балл мог быть выставлен неоднократно. Для каждого психологического качества рассчитывался средний балл, в результате для каждого курса была выстроена таблица приоритетности качеств личности по среднему баллу, выставленному каждым участником группы. Полученный результат представлен в табл. 1.

Следует учитывать, что, поскольку при самооценке допускалось использование одного и того же балла сколько угодно раз, среднее значение, полученное таким образом, может отражать не столько личное, сколько общепринятое отношение к значимости данного качества. Предпочтительными в этом случае могут оказаться качества, которые, по мнению отвечающего, являются «правильными» с точки зрения социальной среды, в которой он находится, и которые он демонстрирует или делает вид, что демонстрирует, потому что «так надо», а не потому, что он «так считает». Чтобы проверить, насколько этот рейтинг совпадает с личным отношением студента к значимости данного качества, мы провели пошаговое ранжирование качеств личности по их значимости, то есть по частоте выставления их на определённое место, подсчитывая количество людей, дававших каждому качеству максимальную оценку. Скорость, с которой уменьшается это количество, отражает степень его значимости для респондента и позволяет выявить первично и вторично значимые качества как характеристики творческого потенциала. Это будут качества, которые он считает истинно правильными, те, которые, по его убеждению, и следовало бы демонстрировать, для достижения успеха. Их совпадение или несовпадение со средними значениями отражает наличие и степень внутреннего конфликта человека, про-

Таблица 1. Распределение характеристик творческого потенциала по убыванию среднего значения

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс

Требовательный Целеустремленный Решительный Авторитарный Коммуникабельный

Оптимист Оптимист Интеллигентный Требовательный Требовательный

Интеллигентный Коммуникабельный Целеустремленный Коммуникабельный Решительный

Целеустремленный Интеллигентный Энергичный Оптимист Интеллигентный

Коммуникабельный Требовательный Коммуникабельный Решительный Оптимист

Решительный Решительный Авторитарный Интеллигентный Целеустремленный

Авторитарный Авторитарный Конкурентоспособный Целеустремленный Принципиальный

Энергичный Эврист Требовательный Эврист Конкурентоспособный

Принципиальный Энергичный Революционер Принципиальный Энергичный

Революционер Конкурентоспособный Принципиальный Новатор Авторитарный

Конкурентоспособный Принципиальный Новатор Конкурентоспособный Эврист

Новатор Практик Оптимист Энергичный Новатор

Эврист Новатор Лидер Лидер Лидер

Реформатор Лидер Реформатор Реформатор Практик

Практик Революционер Независимый Революционер Революционер

Лидер Реформатор Практик Независимый Реформатор

Гибкий Гибкий Гибкий Практик Гибкий

Независимый Независимый Эврист Гибкий Независимый

Таблица 2. Распределение характеристик творческого потенциала по убыванию частоты максимального балла

1-й курс 2-й курс 3-й курс 4-й курс 5-й курс

Требовательный Целеустремленный Целеустремленный Авторитарный Требовательный

Оптимист Оптимист Решительный Реформатор Коммуникабельный

Интеллигентный Коммуникабельный Конкурентоспособный Эврист Целеустремленный

Целеустремленный Требовательный Авторитарный Решительный Эврист

Решительный Решительный Интеллигентный Оптимист Решительный

Коммуникабельный Авторитарный Энергичный Коммуникабельный Оптимист

Авторитарный Эврист Принципиальный Новатор Принципиальный

Эврист Практик Коммуникабельный Конкурентоспособный Конкурентоспособный

Энергичный Принципиальный Новатор Интеллигентный Интеллигентный

Принципиальный Энергичный Революционер Целеустремленный Авторитарный

Конкурентоспособный Конкурентоспособный Реформатор Принципиальный Новатор

Революционер Интеллигентный Требовательный Требовательный Лидер

Гибкий Новатор Независимый Энергичный Энергичный

Новатор Лидер Лидер Революционер Независимый

Реформатор Революционер Эврист Практик Революционер

Практик Реформатор Практик Лидер Реформатор

Лидер Гибкий Оптимист Независимый Гибкий

Независимый Независимый Гибкий Гибкий Практик

тиворечие между личным представлением о себе и вынужденным демонстрированием качеств, позволяющих во втором случае относительно легко избегать ряд ситуаций, возникающих в образовательном пространстве университета и имитировать успешность в разных видах деятельности.

Мы приводим данные рейтинга качеств по пяти максимальным оценкам, т. е. по 50 % шкалы. Эта граница, по нашему мнению, и достаточна, и наиболее объективна, поскольку уровень самооценки развитости творческих качеств личности в наших группах оказался высоким и сдвинутым вправо от среднего значения. Результат такого ранжирования представлен в табл. 2.

Прежде всего отметим, что принципиальных различий между табл. 1 и 2 практически нет, а значит, и противоречия между демонстрируемыми и предпочитаемыми качествами тоже нет. Студент искренне верит в то, что выбирает, и считает, что именно эти качества и дадут результат - позволят ему творчески самореализоваться. Такое постоянство и единство в выборе как приоритетных, так и непопулярных качеств особенно характерно для первых двух курсов, но в большей или меньшей степени сохраняется на протяжении всего времени обучения. Никаких радикальных попыток изменения психологических характеристик, определяющих творческий успех, практически нет: студенты свободны в выборе и просто перебирают предпочитаемые качества, т. е. в лидерах и аутсайдерах в основном одни и те же качества. Как минимум это означает, что противоречия между студентом и университетской средой нет и ситуация с развитием творческого потенциала личности студента в образовательном пространстве университета всех устраивает, и это было бы замечательно, если бы не неизменно сглаженная форма профиля творческого потенциала [2], дающая основание полагать, что студент демонстрирует

то, чего нет. Из этого, с одной стороны, следует, что в развитии творческого потенциала и становлении творческих качеств молодых людей университет как учебное заведение и университетское образование как таковое играют как минимум не главную роль, с другой - если университет считает необходимым оказывать влияние на развитие творческого потенциала своих студентов, то его первостепенная задача - поиск адекватных путей для оказания такого влияния. Найти подход к изменению этой ситуации мы попытались, проанализировав рейтинги более детально.

Результаты исследования и их обсуждение. Прежде всего отметим, что студент приходит в университет уже с определенным уровнем творческой самооценки и набором личностных качеств, а значит, при организации работы и по по мере развития и переоценки студентом уровня своего творческого потенциала, Университету необходимо этот уровень учитывать. Поскольку градации среднего значения и приоритетно высокой оценки совпадают, мы можем с уверенностью утверждать, что студент демонстрирует именно те качества, которые и отражают, по его мнению, высокий уровень развитости творческого потенциала и обеспечивают демонстрацию его. Более того, первые пять качеств набирают в среднем более 8 баллов, т. е. студенты убеждены в их правильности и уверенно их ранжируют. Изменить такую ситуацию может только серьёзная неудача, пережитая студентом, при реализации творческих притязаний за их счёт.

Судя по тому что восемь баллов на 2-м курсе не набирает уже ни одно качество, такой неуспех имеет место, однако вряд ли он переживается студентом как очень серьёзный. Даже если у него и снижается уверенность в том, что эти качества могут повысить собственную значимость, готовности что-то менять принципиально у него нет,

список предпочтительных качеств личности практически не изменяется. Это говорит либо о крайней уверенности студента в собственной правоте, либо о том, что создаваемое университетом образовательное пространство недостаточно активно влияет на эти представления и не побуждает студента к адекватной самооценке и переоценке своего творческого потенциала.

Тем не менее время перемен приходит. На 3-м курсе из списка значимых качеств исчезает, а при ранжировании опускается на предпоследнее место такое качество, как «оптимист». И это даёт основание полагать, что будущее для студента перестаёт быть однозначно перспективным и он приходит не только к пониманию, но и к желанию что-то изменить в собственной жизни, и именно поэтому в число значимых качеств личности начинают входить такие характеристики, как «решительный» и «энергичный», что, несомненно, означает его готовность к действию. Мы, к сожалению, не можем охарактеризовать направленность этого действия и допускаем, что оно вполне может быть направлено за пределы университетского образовательного пространства, но для университета это самое удачное время для включения студента в различные виды творческой деятельности. Учитывая, что такие качества, как «реформатор» и «новатор», оказываются в аутсайдерах данного списка, такая ротация может отражать готовность студента скорее отстаивать собственную позицию, чем ее менять. Тем не менее это лучшее время для организации пространства деятельности студента, стимулирующего его поиск в различных областях творчества. Но, по всей видимости, в жизни студента 3-го курса мало что меняется, - время упущено и как следствие на первое место среди качеств личности при самооценке собственного творческого потенциала у студентов 4-го курса выходит «авторитарность». Как стиль жизни - это абсолютная уверенность в собственной правоте и готовность отстаивать эту правоту уже не логикой и аргументами, а силой. Авторитарность проявляется в выраженной централизации управленческих функций и максимальном подавлении инициативы окружающих, устранении их от обсуждения и решения вопросов совместной жизнедеятельности. В качестве обеспечивающих механизмов выступают приказы и распоряжения, поощрения и наказания. И такой переход, по-видимому, имеет эффект, так как к 5-му курсу в число значимых качеств возвращается «оптимист», а «новатор» сменяется «реформатором», т. е. на смену желанию просто улучшить ситуацию приходит желание её изменить и, скорее всего, в свою пользу. Уверенность в своей правоте, учитывая средний балл предпочитаемых качеств, опять переваливает за 8 - практически максимальная. Остаётся только радоваться, что нет желания всё разрушить: такое качество,

как «революционер», находится в аутсайдерах списка.

Заканчивается всё тем же, чем и начиналось: на 5-м курсе в списке средних значений мы имеем перечень практически тех же качеств, что и на 1-м, только с ещё большим баллом средней оценки, а значит, почти максимальной убежденностью студента в высоком уровне развития своего творческого потенциала.

Вывод. В ходе исследования можно сделать весьма неутешительный вывод о том, что в настоящее время в образовательном пространстве университета прилагается недостаточно усилий для помощи студенту в адекватной оценке уровня развития своего творческого потенциала, в частности и уровня развития своих личностных качеств в целом. Завышенный уровень самооценки у части студентов, неадекватное восприятие ими жизненных реалий и стремление «казаться», а не «быть», отсутствие желания брать на себя ответственность за собственную жизнь и при этом стремление доминировать, используя ресурс силы, являются тревожным симптомом неблагополучия не только в студенческой среде, но и в обществе в целом. Университетское образовательное пространство обладает значительными ресурсами, позволяющими влиять на формирование адекватной самооценки личности студента, в том числе на оценку уровня развития его творческого потенциала, но пока многие из них используются недостаточно эффективно и не в полной мере.

Литература

1. Повзун В.Д. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. - 2013 - № 1 - С. 94-95.

2. Повзун В.Д. Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов спортивного факультета в условиях образовательной среды Университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры.

- 2013 - № 7 - С. 85-88.

3. Шаров А.С. Рефлексия в развитии личности / А.С. Шаров // Материалы конф. «Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации». - Новосибирск, 1995. - С. 224-225.

4. Шаров А.С. Система ценностных ориентаций как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: дис. ... докт. психол. наук / А.С. Шаров. - Новосибирск, 2000.

- 383 с.

References

1. Povzun, V.D. The potentials of the university educational environment in development of creative potential of students of sports faculty / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013 - № 1 - P. 94-95. (In Russian)

2. Povzun, V.D. The comparative analysis and ways of development of creative potential of students of sports faculty within the university educational environment / V.D. Povzun, A.A. Povzun, V.V. Apokin // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013 - № 7 - P. 85-88. (In Russian)

3. Sharov, A.S. Reflection in personality development / A.S. Sharov // Proceedings of the conf. "Reflection, education and intellectual innovations". - Novosibirsk, 1995. - P. 224-225. (In Russian)

4. Sharov,A.S. The system of value orientations as a psychological mechanism of regulation of human life: doctoral thesis (Psych.) / A.S. Sharov. - Novosibirsk, 2000. - 383 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 18.06.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.