Научная статья на тему 'РИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА'

РИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / БИОРИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дренина Ю.А.

Целью настоящего исследования является определение сферы влияния индивидуальных ритмов студентов на их успеваемость. Подтверждается тот факт, что состояние биоритма оказывает положительное воздействие на результаты сдачи экзаменов в благоприятные дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дренина Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 796.015.86

Ю.А. Дренина

РИТМОЛОГИЧЕСКИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ

УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

Целью настоящего исследования является определение сферы влияния индивидуальных ритмов студентов на их успеваемость. Подтверждается тот факт, что состояние биоритма оказывает положительное воздействие на результаты сдачи экзаменов в благоприятные дни.

Ключевые слова: образовательный процесс, качество образования, биоритмологический подход.

С точки зрения современной педагогики влияние геофизических факторов на продуктивность обучения и работоспособность, характер отношений в коллективах и др. есть и, возможно, влияние этих факторов сильнее, чем мы предполагаем [2, с.414]. Речь идёт, прежде всего, о факторах здоровья -экологических, геофизических, санитарно-гигиенических, определяющих во многом эффективность образовательного процесса, и факт этот имеет очень важное значение, прежде всего, для студентов спортивных факультетов [4, с.86]. Их индивидуальный спортивный график жёстко привязан к различным спортивным событиям, и редко согласуется с не менее жёстким учебным планом учебного заведения, что вызывает массу затруднений, поскольку сколь-нибудь аргументированные научные доводы в пользу организации свободного, хотя бы, семестрового экзаменационного режима практически отсутствуют. В этой связи мы обратили внимание на связь успеваемости учащихся и циклических колебаний их интеллектуальной, физической и эмоциональной активности, известных, как концепция о трех ритмах. Отметим, что мы не собирались оспаривать правильность или неправильность этой гипотезы. В своей

© Дренина Ю.А., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 6(57). Т. I

ISSN 2223-4047

работе, мы исходили только из того, что, если эти ритмы существуют, то их правильная периодичность позволяет заранее вычислить именно критические дни, в которые человеку с особой осторожностью относиться к ситуациям, в которых организм подвергается тем или иным испытаниям, в нашем случае, например, семестровым экзаменам. Поэтому, несмотря на всю свою уязвимость, гипотеза трёх ритмов может стать, по нашему мнению достаточно весомым аргументом в пользу индивидуального подхода к расписанию семестровых экзаменов, и не только для спортсменов, но и для студентов любых других специальностей [6, с.91].

Таким образом, цель данного исследования состояла в определении степени влияния биологических ритмов студентов на их успеваемость. Методы и методика анализа результата подробно описаны в работе [4, с.86]. Результаты наших расчетов представлены в таблице 1, а исследованием установлено, что прямые связи существуют между всеми результатами сдачи экзаменов и благоприятными днями студентов.

Таблица 1

Оценка направления и характера связи между благоприятными днями студентов и их результатами сдачи экзаменов по предметам в эти дни

Предметы Коэффициент корреляции Направление и характер связи корреляции

История 0,721 Сильная прямая связь

Химия общая и неорганическая 0,645 Умеренная прямая связь

Физика 0,675 Умеренная прямая связь

Химия общая и неорганическая 0,338 Слабая прямая связь

Ботаника (анатомия растений) 0,655 Умеренная прямая связь

Зоология беспозвоночных 0,587 Умеренная прямая связь

Философия 0.584 Умеренная прямая связь

Химия органическая 0,574 Умеренная прямая связь

Физика 0,525 Умеренная прямая связь

Иностранный язык 0,565 Умеренная прямая связь

Экономика 0,574 Умеренная прямая связь

Химия 0,685 Умеренная прямая связь

Ботаника 0,625 Умеренная прямая связь

Зоология позвоночных 0,695 Умеренная прямая связь

Таким образом, при изучении учебной деятельности студентов установлено, что при равных педагогических требованиях на протяжении всего экзамена по отдельному предмету, лучших академических успехов добивались студенты с благоприятным биоритмическим типом, а студенты с неблагоприятными биоритмами в этот день терпели неудачу в течении всего дня. А следовательно, в результате проделанной нами работы подтвердился тот факт, что у исследуемых с благоприятными биоритмами в течении дня умственная работоспособность выше а, значит, биоритмы оказывают положительное воздействие на результаты сдачи экзаменов в благоприятные дни. Мы полагаем, что этот результат вполне может стать основанием для более оптимальной организации распределения сессионной нагрузки не только для студентов спортивных факультетов [3, с.94]. Исходя из того, что суточные изменения внутренних ритмов студентов, носят устойчивый характер, и студенты и преподаватели могут заранее выстроить прогноз возможной успеваемости и найти оптимальный вариант сроков сдачи экзамена или зачета в более комфортное, причём для них обоих время, и тем самым получить более качественный результаты учебной деятельности студента [5, с.89].

Несмотря на всю свою спорность, мы полагаем, что данная гипотеза имеет право на существование, как и заслуживает распространения практика гибкой реализации учебного плана, ориентированная на качественное улучшение результатов образования за счет улучшения условий в том числе организационных [1, с.92, 7, с.107].

Отметим, что в ряде стран мира уже сегодня активно применяется практика, когда студент, в определенный период времени может часть дисциплин учебного плана сдавать по гибкому графику, используя возможности блочно-модульного обучения и опираясь на принцип академической свободы, делегирующей ему, не только ответственность за содержание своего учебного плана и качество его реализации, но и возможность согласовывать его исполнение с администрацией вуза, включая сроки сдачи экзаменов и зачетов.

Библиографический список

1. Апокин, В.В. Гуманитарная среда ВУЗа как условие ценностного самоопределения студентов / В.В. Апокин, А.А. Повзун, В.Д. Повзун // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 4. - С. 92.

2. Биологические ритмы./ Под ред. Ю. Ашоффа. - М.: Мир, 1984, т.1. - 414 с., т.2. - 262 с

3. Повзун, В.Д. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 1. - С. 94-95.

4. Повзун, В.Д. Роль учёта биоритмов в повышении академической успеваемости студентов университета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, А.В. Сальков // Теория и практика физической культуры. - 2013. - №4. - С 86-88.

5. Повзун, В.Д. Организация рейтинговой системы контроля знаний студентов спортивных факультетов c учётом их индивидуальных ритмов / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, О.В. Булгакова // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 89- 93.

6. Повзун, В.Д. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации интерактивной модели университетского образования / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин, Н.Н. Сидорова // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 1. - С.91-93.

7. Повзун, В.Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета / В.Д. Повзун. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. -116 с.

ДРЕНИНА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - клинический ординатор кафедры кардиологии, Сургутский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.