Научная статья на тему 'Сущность и экономическое содержание социально-экономической политики региона'

Сущность и экономическое содержание социально-экономической политики региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
7090
521
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / REGION / REGIONAL POLICY / SOCIAL POLICY / ECONOMIC POLICY / SOCIAL AND ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Слинкова О.К., Масленникова Н.Ю.

Перспективы устойчивого, сбалансированного и эффективного развития региона в значительной степени обусловлены проводимой социально-экономической политикой.Цель реализации социально-экономической политики заключается в стремлении достичь максимального благосостояния общества.К настоящему моменту учеными накоплен значительный объем знаний по вопросу региональной социально экономической политики, однако в данной теории имеются некоторые пробелы. Таким образом,возникает необходимость в изучении и исследовании данного вопроса с целью инкорпорации полученного материала к ранее полученным знаниями. Данная цель определяет направления научного поиска.В данной статье проводится исследование основных аспектов социально-экономической политики регионов. Рассмотрены и выделены основные цели, задачи, принципы, ключевые направления региональной социально-экономической политики. В частности, выделены и проанализированы понятия: «региональная политика», «социальная политика» и «экономическая политика», описан механизм реализации социально-экономической политики, приведены основные элементы нормативно-правовой основы разработки и реализации региональной социально-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives for sustainable, balanced and equitable development of the region hugely depend on ongoing socio-economic policy in the region.To the current moment, scientists have accumulated a considerable volume of knowledge on regional socio-economic policy, however, there are still some gaps in this theory. Therefore, there is a need to explore and study this issue more thoroughly in order to ensure the incorporation of obtained material with the previously learned knowledge. This goal determines the direction of scientific research.The main aspects of socio-economic policy of the regions are investigated in this article. The main goals, objectives, principles and key areas of regional socio-economic policy are reviewed and determined in this article. In particular, the following concepts are highlighted and analyzed: "regional policy", "social policy" and "economic policy", mechanism for the implementation of socio-economic policy are described, the main elements of a regulatory framework for the development and implementation of regional socio-economic policy are mentioned.

Текст научной работы на тему «Сущность и экономическое содержание социально-экономической политики региона»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015. №7 (204). Выпуск 34/1

5

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 332.14

СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

THE SUBSTANCE AND ECONOMIC CONTENT OF SOCIO-ECONOMIC POLICY OF REGION

О.К. Слинкова, Н.Ю. Масленникова

O.K. Slinkova, N.U. Maslennikova

Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod State National Research University, 85, Victory St., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: slinkova@bsu.edu.ru

Аннотация. Перспективы устойчивого, сбалансированного и эффективного развития региона в значительной степени обусловлены проводимой социально-экономической политикой.

Цель реализации социально-экономической политики заключается в стремлении достичь максимального благосостояния общества.

К настоящему моменту учеными накоплен значительный объем знаний по вопросу региональной социально-экономической политики, однако в данной теории имеются некоторые пробелы. Таким образом, возникает необходимость в изучении и исследовании данного вопроса с целью инкорпорации полученного материала к ранее полученным знаниями. Данная цель определяет направления научного поиска.

В данной статье проводится исследование основных аспектов социально-экономической политики регионов. Рассмотрены и выделены основные цели, задачи, принципы, ключевые направления региональной социально-экономической политики. В частности, выделены и проанализированы понятия: «региональная политика», «социальная политика» и «экономическая политика», описан механизм реализации социальноэкономической политики, приведены основные элементы нормативно-правовой основы разработки и реализации региональной социально-экономической политики.

Resume. Perspectives for sustainable, balanced and equitable development of the region hugely depend on ongoing socio-economic policy in the region.

To the current moment, scientists have accumulated a considerable volume of knowledge on regional socioeconomic policy, however, there are still some gaps in this theory. Therefore, there is a need to explore and study this issue more thoroughly in order to ensure the incorporation of obtained material with the previously learned knowledge. This goal determines the direction of scientific research.

The main aspects of socio-economic policy of the regions are investigated in this article. The main goals, objectives, principles and key areas of regional socio-economic policy are reviewed and determined in this article. In particular, the following concepts are highlighted and analyzed: "regional policy", "social policy" and "economic policy", mechanism for the implementation of socio-economic policy are described, the main elements of a regulatory framework for the development and implementation of regional socio-economic policy are mentioned.

Ключевые слова: регион, региональная политика, социальная политика, экономическая политика, социально-экономическая политика.

Key words: region, regional policy, social policy, economic policy, social and economic policy.

6

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 7(204). Выпуск 34/1

Стабилизация состояния российской экономики, предотвращение чрезмерной дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития, создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства, а также последовательное повышение уровня жизни населения в целом являются важнейшими аспектами модернизации российской экономики и ее устойчивого развития. Выполнение данных задач требует тщательно продуманной, грамотной региональной политики, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации.

Несмотря на повышенный интерес к региональной проблематике, к сожалению, на сегодняшний день не разработана единая научно обоснованная теоретическая и методологическая база региональной социально-экономической политики, отсутствует продуманный комплексный подход, соответствующий современным условиям, продиктованным динамично меняющимися реалиями действительности.

Серьезную путаницу вносит отсутствие единого подхода к определению сущности данного понятия, а также его основных составляющих. Нет единства в понимании того, что стоит за словосочетанием «социально-экономическая политика». В законодательных и нормативных актах данный термин встречается нечасто и в основном используется для обозначения общей стратегии или концепции региона. В научной и специализированной литературе понятие «социальноэкономическая политика» встречается значительно чаще, но уже как «собирательный образ» основной внутренней политики в обществе. При этом необходимо отметить, что большинство авторов подразумевают под этим термином два, несомненно, взаимосвязанных, но в то же время достаточно самостоятельных направления деятельности органов управления - укрепление экономики и развитие социальной сферы.

Таким образом, в складывающейся ситуации возникает необходимость определения теоретических и методологических основ региональной социально-экономической политики, выделения ее атрибутов, целей, задач, обозначение ключевых направлений, основных принципов и составляющих данной категории.

Для уточнения и более полного понимания сущности понятия «социально-экономическая политика», определения ее роли в развитии региона и реализации государственных интересов целесообразно, по нашему мнению, в данном диалектическом ряду выделить и проанализировать в качестве производных от общей категории, следующие понятия: «региональная политика», «социальная политика» и «экономическая политика».

Остановимся более подробно на термине «региональная политика». В Указе Президента РФ от 03.06.1996 N 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» дается следующее определение региональной политики - это система целей и задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов [1].

Такой подход, в частности, используют профессор Вертешева С.М. и профессор Рохчина В.Е., которые в своей работе, посвященной региональной социально-экономической политике, рассматривают региональную политику как совокупность регулирующих документов, целевых установок и механизмов достижения целей в политическом, экономическом и социальном развитии регионов страны [5, с. 14].

Справедливости ради, отметим, что данное понятие вполне адекватно отражает суть региональной политики, однако является, по нашему мнению, весьма общим и кратким.

На наш взгляд, понятие «региональная политика» является комплексным, отражающим все ключевые и важнейшие сферы деятельности органа региональной власти по обеспечению благоприятного климата в регионе, а так же повышению качества жизни населения, улучшению экономического положения территории области.

Можно сказать, что существо региональной политики заключается в том, чтобы максимально использовать в интересах всего общества благоприятные территориальные предпосылки и факторы, минимизировать негативное влияние неблагоприятных природных и экономических условий на социально-экономическое положение региона.

В тесной связи с региональной политикой находится понятие региональная социальноэкономическая политика - это совокупность экономических и социальных факторов и явлений, обусловливающих формирование и развитие производительных сил и социальных процессов в пределах конкретных регионов.

Социально-экономическая политика региона, используемая в качестве инструмента реализации стратегии развития государства, позволяет решать стоящие перед ним приоритетные задачи, направленные, в первую очередь, на улучшение индивидуального и общественного восприятия жизни, что говорит о повышении качества жизни граждан и возможности свободного развития человека.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015. №7 (204). Выпуск 34/1

7

В видовой состав социально-экономической политики региона целесообразно включить следующие элементы: социальную политику и экономическую политику.

В наиболее общем виде экономическая политика определяется как проводимая государством или субъектом управления другого уровня (регионом, муниципалитетом и т.д.) генеральная линия поведения, направленная на придание желаемой траектории протекания экономических процессов и воплощаемая в совокупности предпринимаемых мер, посредством которых достигаются намеченные цели и решаются поставленные задачи [5, с.15].

Что касается данного понятия в рамках регионального аспекта, то экономическая политика региона - это важнейшая составляющая деятельности региональных представительных и исполнительных органов власти по реализации централизованного начала управления, обеспечивающего баланс отраслевых и региональных интересов в решении совокупности проблем функционирования и экономического развития субъекта Российской Федерации.

Экономическая политика региона находит своё воплощение в структуре планируемого регионального бюджета, в целевых региональных программах, в региональном законодательстве и т.д.

Региональная экономическая политика - это сердцевина социально-экономической политики региона. Успешная экономическая политика создает необходимые предпосылки для проведения эффективной социальной политики.

Основной целью экономической политики является обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма при разрешении социальных проблем. Экономическая политика не может проводиться без учета таких основополагающих общественных ценностей, как свобода, справедливость, безопасность и прогресс. При проведении экономической политики региональные органы власти должны стремиться к обеспечению стабильности уровня цен, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия в условиях постоянного и сбалансированного экономического роста [8, с. 519].

Под социальной политикой понимается деятельность субъектов управления различного уровня, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. На региональном уровне социальная политика является одним из средств воспроизводства социальных ресурсов и обеспечения стабильности общественной системы. В поле зрения социальной политики находятся все важнейшие процессы и формы организации жизни людей и общественного производства с точки зрения условий труда, быта, отдыха, социальной защиты и развития личности вообще. Важнейшими задачами социальной политики являются обеспечение целостности общества, его устойчивости, возможности динамичного развития и недопущение социальных конфликтов.

Важно отметить, что перспективная социально-значимая задача в регионе состоит в том, чтобы создать благоприятную обстановку для жизни людей в той мере, в которой это позволяют сделать имеющиеся экономические и природные условия. Также региональная политика в социальной области имеет главной целью существенное повышение качества и уровня жизни населения.

По мнению таких авторов как Ермошина Г.П. и Позднякова В.Я. социальная политика региона определяется потребностью обеспечения жизнедеятельности населения, находящегося в трудных жизненных условиях (дети, люди пожилого возраста, инвалиды и т.д.), развития социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, культуры, жилищно-бытового и коммунального хозяйства и т.д.), социального партнерства между работодателями и работниками и социальной ответственностью управляющего механизма региона перед своим населением [6, 56 с.].

Социальная политика нацелена на развитие человеческого потенциала в регионе, повышение продолжительности жизни, доходов населения и создание других благоприятных условий для жизни граждан.

Таким образом, несмотря на то, что как экономическую, так и социальную политику в регионе можно анализировать отдельно, грань между ними весьма условна, поскольку с точки зрения развития территории и общества их стратегические цели во многом совпадают, обе политики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Социальную политику любого региона невозможно рассматривать в отрыве от его экономической политики и наоборот. Вместе данные категории образуют именно то, что определяется как «социально-экономическая политики региона».

В общем виде региональную социально-экономическую политику можно определить как совокупность инструментов, форм, процедур и методов реализации субъектами управления целей и задач, определенных в документах, характеризующих перспективное социально-экономическое развитие территории (концепций, программ, стратегий развития) [5, с. 17].

Исходя из обозначенного определения региональной социально-экономической политики к ее основным признакам необходимо отнести:

8

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 7(204). Выпуск 34/1

- наличие законодательно-нормативной базы проведения политики (региональных нормативных документов, регулирующих общественные отношения в процессе реализации политики);

- адресность деятельности регионального органа власти в заданной сфере (следование фиксированным целям, определенным количественно, качественно и во времени в документах, характеризующих перспективное развитие региона);

- наличие субъекта проведения политики (органа управления, устанавливающего формы, инструменты и процедуры реализации целей, определенных документами, характеризующими перспективное социально-экономическое развитие региона);

- наличие объекта политики (социальных общностей или институтов, реализацией интересов которых занимается субъект политики);

- определенность предмета политики (области или сферы интересов, на которые направлена целесообразная деятельность субъекта политики);

- наличие механизмов (или инструментов) проведения политики (совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами).

Реализация социально-экономической политики региона предполагает разработку соответствующих документов перспективного развития региона, определяющих основные направления социально-экономического развития. К числу таковых относятся краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам.

Отталкиваясь от анализа стратегических документов субъектов Российской Федерации, от их структуры и от типовой структуры органов исполнительной власти, реализующих данные документы, в видовом составе социально-экономической политики региона целесообразно выделить два основных проблемных, ключевых блока. К ним относятся: блок социальной политики и блок экономической политики. Необходимо отметить, что в свою очередь каждый из выделенных блоков можно разбить на отдельные составляющие элементы, имеющие собственное содержание, систему целей, задач, объектов и процедур. На рисунке представлена структура социально-экономической политики региона.

Как показано на рисунке, в структуре экономической политики можно выделить такие составляющие, как:

- структурная политика;

- финансовая политика;

- денежно-кредитная политика;

- налоговая политика;

- инвестиционная политика;

- политика поддержки малого и среднего предпринимательства.

В структуре социальной политики можно выделить следующие ключевые составляющие:

- политика содействия занятости населения;

- политика социальной защиты населения;

- жилищная политика;

- образовательная политика;

- экологическая политика;

- молодежная политика;

- политика в области здравоохранения;

- политика в области культуры.

Важно отметить, что основные цели, задачи, приоритетные направления отдельных видов социальной и экономической политики региона формируются и определяются исходя из основных положений региональных плановых документов, целевых программ, концепций развития, регламентирующих социально-экономическое развитие региона и в полной степени отражающих региональные особенности.

Составной частью региональной социально-экономической политики является механизм ее реализации. В целом, структура механизма реализации любой политики включает в себя совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Сущность механизма реализации состоит в целенаправленном воздействии структур представительной и исполнительной власти, регионального сообщества на все субъекты хозяйствования. Механизм реализации социально-экономической политики предполагает разработку:

- принципов реализации;

- регулирующих документов;

- плана мероприятий.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015. №7 (204). Выпуск 34/1

9

Рис. Структура социально-экономической политики региона Fig. The structure of socio-economic policy of the region

Формирование и реализация региональной социально-экономической политики основывается на базисных положениях, которые заключаются в принципах государственного управления.

По нашему мнению, основными базовыми принципами, на которых должен строиться механизм реализации региональной политики, являются: законность, объективность, управляемость, обоснованность, гибкость, гласность и организованность. Данные принципы и правила применимы ко всем видам политик, проводимым как на федеральном, так и на региональной уровне. Вместе с тем, важно выделение специальных, ключевых принципов, отражающих специфику социально-экономической политики, проводимой на региональном уровне.

Региональная социально-экономическая политика должна осуществляется на основе синхронизации следующих принципов:

- разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

- согласованности интересов всех участников региональной социально-экономической политики - общества, государственной власти и корпоративного сектора, что обеспечит заинтересованность и скоординированность их деятельности в рамках её реализации;

- соответствия принимаемых в регионе управленческих решений общей стратегии развития страны;

- сочетания экономического развития территории с социальными преобразованиями;

- сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения региона с помощью эффективных механизмов экономической и социальной политики, обеспечивающих развитие человеческого потенциала;

- применения механизмов стимулирования органов исполнительной власти и органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий и созданию максимально благоприятных условий для комплексного социально-экономического развития территорий;

- государственной поддержки приоритетных проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления и бизнеса;

- активизации человеческого потенциала, расширения возможностей личности, формирования у граждан установки на социальную активность и мобильность.

10

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 7(204). Выпуск 34/1

Необходимо отметить, что принципы региональной социально-экономической политики должны нейтрализовать негативную сторону политики, связанную с использованием власти в интересах узких групп, и создавать условия для реализации ее позитивной стороны, связанной с использованием власти в качестве объединяющего начала, позволяющего направить разнообразные интересы и устремления в единое русло.

Региональные органы управления разрабатывают и реализуют собственно региональную социально-экономическую политику, которая представляет собой комплекс мер по достижению целей и приоритетов развития региона, согласие по которым достигнуто региональным сообществом посредством принятия и утверждения соответствующих документов представительным органом власти региона. Сегодня многие субъекты Российской Федерации имеют документы своего стратегического развития, именуемые региональными концепциями, стратегиями, программами социально-экономического развития. Именно в этих документах сформированы стратегические цели, задачи, направления и механизмы реализации социально-экономической политики региона [5, с. 5].

Необходимо отметить, что правовой основой, базой региональной политики является Конституция Российской Федерации, которая определяет систему стабильных ограничений, в пределах которых осуществляется разработка региональной социально-экономической политики. В соответствии с Конституцией РФ, региональное управление наделено самостоятельностью и всем объемом полномочий, необходимых и достаточных для решения вопросов комплексного социально-экономического развития территории. Законотворческий процесс в сфере региональной политики должен быть направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Конституция РФ создает для этого необходимые предпосылки, являясь основой для разработки механизма регулирования федеративных отношений [1].

Региональные органы управления выступают главным субъектом разработки и реализации региональной социально-экономической политики, осуществляемой совместно с федеральными органами управления, другими заинтересованными в ее реализации субъектами управления и хозяйствования в пределах, установленных законодательством.

Безусловно, успешность выработки и реализации общероссийской стратегии устойчивого развития в сильнейшей степени зависит от ее региональной конкретизации и непосредственно связана со стратегиями территориального социально-экономического развития отдельных субъектов РФ. Стратегии развития регионов представляют собой комплекс управленческих документов и правовых актов, принятых органами государственной власти и направленных на эффективное управление, обеспечение роста валового регионального продукта, капитализацию активов территории и повышение благосостояния граждан. В частности, в стратегии развития определяются основные направления экономического и социального развития территории, а также соответствующие управленческие решения, которые обеспечивают выбор наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, преимущественную ориентацию планов на решение социальных задач, обеспечение сбалансированного роста экономики, повышение уровня и качества жизни населения.

В свою очередь, основу разработки стратегии социально-экономического развития составляют стратегические направления, цели и задачи развития Российской Федерации, определенные Президентом и Правительством РФ, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, документы и материалы министерств регионального и экономического развития Российской Федерации, федеральные отраслевые стратегии.

Стратегия развития региона определяет целевые ориентиры, количественные и качественные индикаторы социально-экономического развития территории, выражающиеся в достижении и закреплении лидерских позиций и создании условий и механизмов, позволяющих обеспечить опережающие темпы развития экономики, сформировать комфортную среду для жизни человека, обеспечить духовное благополучие населения.

Важнейшим элементом нормативно-правовой основы разработки и реализации региональной социально-экономической политики является Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [2].

Отдельные аспекты методологии проведения региональной политики представлены в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [3]. Он, в частности, предусматривает разработку и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта, разработку и реализацию программ социальноэкономического развития.

Ключевое место в системе документов, определяющих перспективы развития региона,

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015. №7 (204). Выпуск 34/1

11

принадлежит концепции его социально-экономического развития. Данный документ разрабатывается на основе долгосрочного прогноза и включает следующие основные разделы:

1. Оценка уровня социально-экономического развития и потенциала региона, характеристика выполнения ранее установленных целей и задач политики.

2. Анализ ключевых проблем и рисков развития региона.

3. Приоритетные и целевые направления и ориентиры, цели, задачи политики на среднесрочный и долгосрочный период, механизм ее реализации.

4. Анализ предполагаемых результатов и возможных последствий реализации концепции.

Важно также отметить, что в ряде регионов - субъектов РФ приняты законы, в той или иной мере регламентирующие работы по нормативному регулированию разработки и реализации социально-экономической политики. Во многом они дублируют основные положения Федерального закона РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [4].

Не менее важное значение для устойчивого развития региона приобретают и региональные программы, в которых регионы определяют цели и направления своего экономического и социального развития, формы межрегионального взаимодействия при обязательном учете количественных и качественных параметров, задаваемых стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, федеральными целевыми программами.

В целом можно констатировать, что в регионах России на сегодняшний день сформирована достаточная нормативно-правовая база для разработки и реализации региональной социальноэкономической политики.

План мероприятий по реализации региональной социально-экономической политики разрабатывается на основе положений основных документов стратегического развития субъекта РФ с учетом основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и включает комплекс организационных, правовых, экономических, социальных и других мероприятий. Данный комплекс, а также перечень государственных программ субъекта РФ, должен в полной мере обеспечивать реализацию социально-экономической политики, долгосрочных целей развития региона, содействующих росту благосостояния его жителей, формированию социально ориентированной экономики, способствующей повышению качества жизни населения.

В зависимости от ключевых составляющих региональной социально-экономической политики все мероприятия можно разделить на отдельные направления, в рамках которых могут быть реализованы проекты, стратегии, программы и т.д. Отдельное место в плане мероприятий по реализации социально-экономической политики региона занимают управленческие мероприятия, связанные с постановкой целей, планированием, организацией, контролем, мониторингом.

В заключение следует отметить, что в последние годы все большее внимание уделяется не только подъему различных отраслей экономики в регионах, повышению уровня благосостояния граждан, социальной защите населения, но и тому, как эти процессы сделать взаимосвязанными, т.е. чтобы рост экономики сопровождался улучшением социальной ситуации, а социальная обстановка эффективно воздействовала бы на протекание экономических процессов.

Таким образом, поставив своей целью анализ понятия «социально-экономическая политика региона», мы выявили и обосновали ее цели, задачи, ключевые направления, принципы и составляющие, получили взаимно подтверждающие и дополняющие данные, в полной степени раскрывающие сущность данной категории.

Резюмируя сказанное, отметим, что понимание и принятие во внимание основных теоретических аспектов социально-экономической политики региона является необходимым условием точного определения векторов развития региона и выработки грамотных управленческих решений региональными органами власти.

Список литературы References

1. Конституция Российской Федерации: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

Constitution of the Russian Federation (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 N 6-FKZ from 30.12.2008 N 7-FCL, from 05.02.2014 N 2-FKZ from 07/21/2014 N-11 FCL) // Law assistance system "Consultant Plus": [electronic resource] / company "Consultant Plus».

2. Указ Президента РФ от 03.06.1996 N 803 «Об Основных положениях региональной политики в

12

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Экономика. Информатика. 2015 № 7(204). Выпуск 34/1

Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

The decree of the President of the Russia Federation from 03.06.1996 N 803 «About substantive provisions of a region policy in the Russian Federation» // Law assistance system «Consultant Plus»: [electronic resource] / company «Consultant Plus».

3. Российская Федерация. Законы. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

Federal law of the Russian Federation. from 06.10.1999 N 184-ФЗ (version dated 03.02.2015). About general principles of the organization of legislative (representative) and executive bodies of the government of subjects of the Russian Federation / / Law assistance system «Consultant Plus»: [electronic resource] / company «Consultant Plus».

4. Российская Федерация. Законы. О стратегическом планировании в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

Federal law of the Russian Federation. from June 28, 2014 of No. 172-FZ. About strategic planning in the Russian Federation / / Law assistance system «Consultant Plus»: [electronic resource] / company «Consultant Plus».

5. Вертешева, С.М. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / С.М. Вертешева, проф. В.Е. Рохчина. - СПб:. СПб ГПУ, 2003. - 320 с.

Vertesheva, S.M. Regional social and economic policy: the development, implementation, performance evaluation (textbook) / S.M. Vertesheva, prof. V.E. Rohchina. - SPb:. SPb GPU, 2003. - 320 p.

6. Ермошина, Г.П. Региональная экономика: учеб. пособие / Г.П. Ермошина, В.Я. Поздняков. - Издательство: ИНФРА-М, 2009. - 576 с.

Yermoshina, G.P. Regional economy: textbook. Manual / G.P. Yermoshina, V.Y. Pozdnyakov. - INFRA-M,

2009. - 576 p.

7. Иншакова, Е.И. Устойчивое развитие макрорегиона: методические и теоретические аспекты исследования / Е.И. Иншакова, А.В. Самохин // Вестник ВолГУ. 2008. № 1(3). С. 2 - 6.

Inshakova, E.I. Sustainable macro-region: methodological and theoretical aspects of the study / E.I. In-shakova, A.V. Samohin / / Bulletin of Volgograd. - 2008.№ 1 (3). P. 2 - 6.

8. Федоров, Н.В. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации / Н.В. Федоров, Л.П. Кураков. - М.: Пресс-сервис, 1998. - 688 с.

Fedorov, N.V. Predicting the socio-economic development of regions of the Russian Federation / N.V. Fedorov, L.P. Kurakov. - M.: Press Service, 1998. - 688 p.

9. Фещенко, Н.В. Формирование и развитие региональной социальной политики: монография / Н.В. Фещенко, Т.А. Елисеева - Хабаровск.: ДВГУПС, 2008. - 120 с.

Feshenko, N.V. Formation and development of regional social policy: monograph / N.V. Feshenko, T.A. Eliseev. - Khabarovsk.: FESTU, 2008. - 120 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.