Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ'

СУЩНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизация образования / гуманистический подход / принцип гуманизма / гуманитаризация образования / профессиональная подготовка будущих специалистов / humanization of education / the humanistic approach / the principle of humanism / humanization of education / professional training of future specialists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

Статья посвящена изучению феноменов гуманизации и гуманитаризации образования, их роли в развитии современного отечественного высшего профессионального образования. В работе проанализированы указанные направления развития современного образования, обоснована необходимость их учета при реализации профессиональной подготовки специалиста на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the study of the phenomena of humanization and humanitarization of education, their role in the development of modern Russian higher professional education. This paper analyzes these trends of development of modern education, the necessity of their consideration in the implementation of professional training at the present stage.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Однако следует отметить, что ролевая игра имеет свои ограничения. Обучающиеся не погружаются полностью в иностранную культуру и ограничиваются своими представлениями и менталитетом, что может снизить уровень погружения в иноязычную среду. Также важно отметить, что использование ролевых игр не гарантирует полного развития готовности к иноязычной коммуникации у обучающихся, однако способствует развитию общих коммуникативных навыков.

В итоге, выбор методики формирования готовности к иноязычной коммуникации зависит от целей обучения, профессиональной направленности будущих специалистов и доступных ресурсов. Комбинирование различных методик, таких как использование деловых игр, сетевых компьютерных игр, аутентичных материалов и ролевых игр, может быть эффективным способом создания разнообразных и интересных практических занятий, способствующих развитию навыков иноязычной коммуникации у студентов.

Выводы. Итак, в ходе нашего исследования мы рассмотрели различные подходы к решению проблемы формирования готовности к иноязычной коммуникации на практических занятиях по немецкому языку, которые используются преподавателями вузов и практикующими учителями иностранных языков. Они выделяют определенные сложности, связанные с организацией работы с носителями языка на занятиях иностранного языка, и предлагают альтернативные методы коммуникативного взаимодействия, такие как деловые, ролевые игры, использование аутентичных материалов и внедрение нестандартных подходов к обучению, включая элементы геймификации.

Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки, и выбор конкретной методики зависит от целей обучения, профессиональной направленности будущих специалистов и ресурсов, доступных преподавателю. Однако, важно понимать, что формирование готовности к иноязычной коммуникации требует комплексного подхода и комбинации различных методов и стратегий. Сочетание разнообразных методик, обеспечивающих активное участие обучающихся в процессе обучения и их практическую активность, может способствовать более эффективному развитию навыков иноязычной коммуникации.

В дальнейших исследованиях можно обратить внимание на эффективность конкретных методик в различных контекстах обучения и провести сравнительный анализ их влияния на развитие коммуникативных навыков обучающихся. Это позволит преподавателям вузов более осознанно выбирать и адаптировать методики для достижения наилучших результатов в формировании готовности к иноязычной коммуникации у будущих специалистов.

Литература:

1. Белимова, А.Г. Английский в школе / А.Г. Белимова. - URL: https://www.titul.ru/englishatschool (дата обращения: 21.12.2022)

2. Колосов, Б.М. Готовность к деятельности в психологии / М.Б. Колосов. - URL: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1408.html (дата обращения: 21.12.2022)

3. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПб ГУП, 1999.-592 с.

4. Педсовет. - URL: https://pedsovet.org/ (дата обращения: 21.12.2022)

5. Сайгушев, Н.Я. Профессиональная подготовка студентов вузов к вожатской деятельности на основе контекстного подхода/Н.Я. Сайгушев, O.A. Веденеева//Гуманитарно-педагогические исследования. -2018,- Т.2. -№4.-С. 6-11

6. Сверликова, И.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам /И.А. Сверликова-URL: https://nsportal.ru/irina-sverlikova (дата обращения: 21.12.2022)

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

СУЩНОСТЬ ГУМАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

СОВРЕМЕННОЙ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению феноменов гуманизации и гуманитаризации образования, их роли в развитии современного отечественного высшего профессионального образования. В работе проанализированы указанные направления развития современного образования, обоснована необходимость их учета при реализации профессиональной подготовки специалиста на современном этапе.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманистический подход, принцип гуманизма, гуманитаризация образования, профессиональная подготовка будущих специалистов.

Annotation. The article is devoted to the study of the phenomena of humanization and humanitarization of education, their role in the development of modern Russian higher professional education. This paper analyzes these trends of development of modern education, the necessity of their consideration in the implementation of professional training at the present stage.

Key words: humanization of education, the humanistic approach, the principle of humanism, humanization of education, professional training of future specialists.

Введение. Одними из важнейших принципов, отражающих современные общественные тенденции в сфере функционирования высшего образования, являются гуманизация и гуманитаризация образования. Эти тенденции развития современного образования имеют важное научное и практическое значение и вызывают активный интерес ученых в области педагогики. Проблемам гуманизации и гуманитаризации посвящены работы Б.Т. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.Ф. Взятышева, О.В. Долженко, В.П. Лежникова, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Пахомова, ИТ. Фролова, В.Ф. Шадрикова и других ученых.

Развитие тенденций относительно внедрения принципов гуманизации и гуманитаризации образовании в сфере его функционирование вызвано рядом проблем, на решения которых направлены анализируемые в данном исследовании стратегии. В частности, гуманизация образования направлена на преодоление основного недостатка традиционной школы -ее обезличивания, пренебрежения к субъектам образовательного процесса.

Актуальность развития гуманистического мировоззрения вызвана осознанием теоретиками образования того факта, что сегодня все чаще наблюдается несоответствие и противоречие между уровнем образованности человека и состоянием его духовного и морального развития, вызывающее проблему дегуманизации межгрупповых и межличностных отношений, в частности в молодежных кругах. Необходимость следования гуманистическим идеалам в системе воспитания нового

поколения вызвана ухудшением нравственной атмосферы, снижением авторитета нравственных идеалов и моральных норм в современном обществе.

Изложение основного материала статьи. Традиции гуманной педагогики своими корнями уходят в глубокую древность. Прослеживаются они в первых проявлениях бережливого, милосердного отношения к ребенку, в заботах о его здоровье и соответствующем развитии. Обогащаясь воспитательным опытом народов, научными идеями и устоями, и традиции завоевывали право на жизнь в борьбе с антигуманными подходами к воспитанию, с авторитаризмом в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Историей подтверждено, что развитие педагогики не было прямым и постепенным восхождением на пути к гуманности. Однако требования прогресса мировой цивилизации побуждали педагогов вновь обращаться к идеям гуманизма, возрождать гуманистические воспитательные традиции, искать качественно новые подходы, выработать адекватные потребности формы и средства их реализации.

Укрепление гуманных устоев во всех сферах жизни, возвращение человека к активным действиям в интересах личного и социального развития становится потребностью времени. Гуманные ценности, образ мышления и действия, взаимоотношения между людьми нужно формировать постепенно, систематически, к ним нужно призвать еще с детства. И здесь главная роль принадлежит воспитанию и образованию, учебным заведениям и другим воспитательным институтам.

При анализе исторической традиции толкования термина «гуманистический» видим, что данное понятие трактуется как характеристика системы ценностей, прославляющих и утверждающих человека. В современной науке данный термин употребляют как:

- название области теоретического знания, отдающей предпочтение гуманитарным наукам;

- обозначение нравственных качеств личности - человечности, доброты и уважения;

- определение важнейшего фактора развития личности;

- выражение отношения к человеку, как к высшей ценности жизни;

- название практической деятельности, направленной на достижение общечеловеческих идеалов и др.

«Гуманизация - это распространение, утверждение в определенной сфере общественной жизни идей, взглядов и

убеждений,проникнутых гуманизмом» [3,С. 120].

В.П. Лежников подчеркивает, «гуманизация образования определяет качества эмпирического человека, содержание и тип жизнедеятельности. Гуманитаризация высшего образования включает в свое содержание «гуманизацию обучения» в целом, т.е. формирование общей культуры студентов, содействие становлению творческого духовного потенциала специалистов» [2, С. 13].

Основываясь на вышесказанном, сформулируем следующее определение гуманизации образования: это принцип, который предполагает смену направления образования с ориентацией на личность, на формирование человека как творческой индивидуальности, стремящейся максимально реализовать собственные возможности, на обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека с окружающей средой и обществом.

В то же время под гуманизацией образования понимается также и процесс реализации указанного принципа на практике в конкретном учебно-воспитательном процессе.

Древнегреческие мыслители были образцом, примером постоянного совершенствования себя, знаний, интеллекта. Сократ хоть и не получил блестящего образования, однако снискал славу мудрого философа еще при жизни ставшего человеком-легендой. Он в молодые годы учился мудрости красноречия у софистов, искусству беседы - у знаменитой жрицы и пророчицы Диотимы, увлечение риторикой было связано у него с занятием музыкой, а музыка вела его к математике и астрономии.

Платон с детства воспитывался в духе классической гармоничности. В зрелом возрасте он поехал к известному математику Феодепу, оттуда в Италию, а впоследствии - в Вгипет к прорицателям. Он занимался рисованием, был замечательным мастером пейзажей, писал трагедии. Восемь лет он дружил с Сократом, был его учеником, вникал в его гуманистическое учение, постигая секреты знаменитых сократовских бесед.

Упомянутые ученые были сторонниками гармоничного, всестороннего развития личности, теоретически обосновывали и развивали теорию и практику гуманистического по своей сути воспитания. Сократ во взглядах на воспитание исходил из своего известного тезиса: «Познай самого себя». По его убеждению, свою природу и свои творческие возможности человек сможет развивать и реализовать познавая свои задатки, способности и чувства.

О гуманистической позиции древнегреческих философов в воспитании свидетельствуют высказанные ими мнения, в которых осуждаются перегрузки детей, применение «силы и закона» и отстаивается учет внутренних стремлений.

Игра, беседа., музыка, сказка, миф рассматривались в педагогической мысли Древней Греции как главные средства воспитания и обучения, т.к. именно использование этих средств будет способствовать выявлению природных задатков, развитию духовных и физических сил, воспитанию добродетелей. Через призму развития личности ребенка, самоутверждение ее в обществе рассматривается греческими мыслителями и роль труда в воспитании.

Линию гуманизма в педагогике Древнего Рима развивает Марк Фабий Квинтилиан (42-118 г.н.э.). Многолетний опыт практической педагогической деятельности, теоретические исследования, стали основанием важного научно-педагогического заключения о том, что дети от природы являются одаренными и нуждаются лишь в правильном воспитании и обучении с учетом их индивидуальных особенностей. Важным условием достижения успехов обучающихся является чередование различных видов учебной деятельности. Для римского педагога условием и средством развития ребенка, успешного обучения выступали гуманные взаимоотношения педагога и обучающихся, общение ребенка с другими детьми.

Реализация гуманистического принципа на практике имеет свои особенности. Обратимся к их рассмотрению. Учет принципа гуманизма в процессе подготовки будущих специалистов в высшей школе требует изменения таких структурных компонентов системы образования, как цель, содержание, формы и средства образовательно-воспитательной деятельности.

На практике одним из путей гуманизации образования является «очеловечивание» атмосферы учебно-воспитательного процесса, обеспечение соответствующей гуманистической среды в высшем учебном заведении, атмосферы, стимулирующей самореализацию преподавателя и студента на основе взаимного доверия и творческого взаимодействия.

Относительно процессуально-методического аспекта гуманистический принцип заключается в обеспечение возможности выбора педагогами и студентами форм и методов обучения, стимулирующих активное включение в структуру познавательной деятельности процессов саморазвития.

Согласно гуманистическому принципу, значение учебно-воспитательного процесса заключается в развитии студента, обращении к его внутреннему миру, его индивидуальности. В связи с чем основным субъектом образовательного процесса становится не преподаватель, а студент, оказывающийся в активной познавательной позиции. В системе профессиональной подготовки будущих специалистов, основывающейся на гуманистической концепции, должны создаваться условия для того, чтобы студент осознавал важность приобретения знаний и формирования компетенций и на основе данного осознания осваивал содержание учебных курсов.

При условии реализации субъект-субъектного образования учебный материал выступает в качестве средства мотивации и развития познавательной активности студентов, формирования различных видов мышления посредством воспитания в них морально-нравственных ценностей и идеалов.

В рамках реализации профессиональной подготовки будущих специалистов на основе учета принципа гуманизма совместная деятельность субъектов образовательного процесс переходит на уровень взаимного принятия и обмена ценностями. Возможность такого обмена обеспечивается подбором соответствующего содержания учебных курсов; средствами, методами и технологиями обучения.

Составляющей гуманизации образования и средством ее реализации является гуманитаризация образования. Необходимость гуманитаризации образования вызвана изменениями во всех сферах отечественного социума на современном этапе, а также осознанием того, что образование сегодня должно обеспечить переход к новым стандартам мышления, где наивысшей ценностью государства и общества является человек в атмосфере приоритета нравственных общечеловеческих ценностей.

По мнению И. Т. Фролова, гуманизация образования - это «культурно-мировоззренческий феномен, связанный с обращенностью науки и техники к человеку, в более разносторонней культурной оценке результатов труда человека» [4, С. 39].

По утверждению А.Н. Атрашенко, гуманитаризация образования представляет собой «средство преодоления технократического типа мышления и окультуривания человека» [1, С. 61].

Сегодня гуманитаризация рассматривается как один из необходимых компонентов профессионального образования, реализуемый путем привлечения молодежи к гуманитарной культуре человечества.

На основе вышесказанного, заключим, что гуманитаризация представляет собой процесс изменения ориентации образования с предметно-содержательного принципа обучения основам наук на изучение целостной картины мира путем усиления влияния гуманитарных наук на все виды познания.

Целями гуманитаризация образования являются:

- преодоление одномерности молодого специалиста, заданной традиционной профессиональной подготовкой;

- формирование у будущего специалиста основ гуманистического мировоззрения.

Гуманитаризация образования предполагает существенные изменения в содержании и процессах обучение. Практическая реализация гуманитаризации образования заключается в увеличении количества предметов гуманитарного цикла в структуре обучения, а также в повышении их роли. Помимо этого, с целью формирования у будущих специалистов целостной картины мира гуманитаризация образования предусматривает синтез гуманитарных, естественных и технических знаний, их органическое сочетание, а также эффективное использование гуманитарного потенциала учебных дисциплин естественно-математического цикла.

На основе учета обозначенных целей гуманизации образования можем заключить, что она направлена на преодоление технократического, утилитарно-экономического подхода к образованию, понимаемого исключительно как процесс подготовки кадров без учета ценности человека и морально-нравственных идеалов. Для достижения указанного гуманитаризация образования предполагает внедрение существенных изменений относительно содержания профессиональной подготовки и форм ее реализации.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, заключим, что ведущими тенденциями развития современного высшего профессионального образования являются его гуманизация и гуманитаризация. Осознание представителями разработки концепций отечественного образования необходимости построения процесса профессиональной подготовки будущих специалистов на основе гуманистического и гуманитарного подходов обосновано развитием общечеловеческой научной мысли.

Литература:

1. Атрашенко, А.Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой / А.Н. Атрашенко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 2. - С. 138-141

2. Лежников, В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути (философский аспект): автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В.П. Лежников. - М., 1996. - 37 с.

3. Философия и методология науки: в 2 ч. - М.: БуР-Дргус, 2004. - Ч. 1. - 303 с.

4. Фролов, ИТ. О человеке и гуманизме: работы разных лет / ИТ. Фролов. - М.: Политиздат, 1999. - 198 с.

Педагогика

УДК 378(045)

кандидат педагогических наук, доцент Вершинина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск); студентка Малюкова Карина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск)

ОБУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Происходящие сегодня во всех сферах человеческого общества перемены указывают на необходимость систематической и планомерной совместной работы государства и российского педагогического сообщества в аспекте приобщения подрастающего поколения к идеям духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма. Перед учителем сегодня стоит государственная задача - формирование российской (гражданской) идентичности учащихся уже на первой ступени обучения в школе. Новым, своевременным и значимым является изучение методического аспекта в обучении фразеологии в начальной школе сквозь призму формирования у обучающихся российской гражданской идентичности. Русские фразеологизмы, являясь «языковой картиной мира», отражают менталитет народа. Россия -многонациональное государство, поэтому устойчивые сочетания слов как факт русской культуры передают не только характеристики русского человека, но и выражают национальную специфику российской нации. В этой связи изучение и обучение фразеологии в контексте формирования российской идентичности получает особую актуальность: с одной стороны, изучение фразеологии развивает речь младших школьников, делая ее образной, эмоциональной, выразительной и богатой, с другой стороны во фразеологической системе русского языка отражаются характерные особенности русского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.