Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОБУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
российская гражданская идентичность / филологические дисциплины / фразеология / устойчивые сочетания / младший школьник / Russian civic identity / philological disciplines / phraseology / stable combinations / junior schoolchild

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вершинина Наталья Викторовна, Малюкова Карина Владимировна

Происходящие сегодня во всех сферах человеческого общества перемены указывают на необходимость систематической и планомерной совместной работы государства и российского педагогического сообщества в аспекте приобщения подрастающего поколения к идеям духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма. Перед учителем сегодня стоит государственная задача формирование российской (гражданской) идентичности учащихся уже на первой ступени обучения в школе. Новым, своевременным и значимым является изучение методического аспекта в обучении фразеологии в начальной школе сквозь призму формирования у обучающихся российской гражданской идентичности. Русские фразеологизмы, являясь «языковой картиной мира», отражают менталитет народа. Россия многонациональное государство, поэтому устойчивые сочетания слов как факт русской культуры передают не только характеристики русского человека, но и выражают национальную специфику российской нации. В этой связи изучение и обучение фразеологии в контексте формирования российской идентичности получает особую актуальность: с одной стороны, изучение фразеологии развивает речь младших школьников, делая ее образной, эмоциональной, выразительной и богатой, с другой стороны во фразеологической системе русского языка отражаются характерные особенности русского народа, т.е. при знакомстве младших школьников с русской фразеологией у детей формируется мощный собирательный образ общественного восхищения и порицания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The changes taking place today in all spheres of human society indicate the need for systematic and systematic joint work of the state and the Russian pedagogical community in the aspect of introducing the younger generation to the ideas of spirituality, morality, citizenship and patriotism. The teacher today faces a state task the formation of the Russian (civil) identity of students already at the first stage of schooling. New, timely and significant is the study of the methodological aspect in teaching phraseology in primary school through the prism of the formation of Russian civic identity among students. Russian phraseological units, being a "linguistic picture of the world", reflect the mentality of the people. Russian Russian is a multinational state, therefore, stable combinations of words as a fact of Russian culture convey not only the characteristics of a Russian person, but also express the national specifics of the Russian nation. In this regard, the study and teaching of phraseology in the context of the formation of Russian identity is of particular relevance: on the one hand, the study of phraseology develops the speech of younger students, making it figurative, emotional, expressive and rich, on the other hand, the phraseological system of the Russian language reflects the characteristic features of the Russian people, i.e., when younger students get acquainted with Russian phraseology, children form a powerful collective image of public admiration and censure.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

При условии реализации субъект-субъектного образования учебный материал выступает в качестве средства мотивации и развития познавательной активности студентов, формирования различных видов мышления посредством воспитания в них морально-нравственных ценностей и идеалов.

В рамках реализации профессиональной подготовки будущих специалистов на основе учета принципа гуманизма совместная деятельность субъектов образовательного процесс переходит на уровень взаимного принятия и обмена ценностями. Возможность такого обмена обеспечивается подбором соответствующего содержания учебных курсов; средствами, методами и технологиями обучения.

Составляющей гуманизации образования и средством ее реализации является гуманитаризация образования. Необходимость гуманитаризации образования вызвана изменениями во всех сферах отечественного социума на современном этапе, а также осознанием того, что образование сегодня должно обеспечить переход к новым стандартам мышления, где наивысшей ценностью государства и общества является человек в атмосфере приоритета нравственных общечеловеческих ценностей.

По мнению И. Т. Фролова, гуманизация образования - это «культурно-мировоззренческий феномен, связанный с обращенностью науки и техники к человеку, в более разносторонней культурной оценке результатов труда человека» [4, С. 39].

По утверждению А.Н. Атрашенко, гуманитаризация образования представляет собой «средство преодоления технократического типа мышления и окультуривания человека» [1, С. 61].

Сегодня гуманитаризация рассматривается как один из необходимых компонентов профессионального образования, реализуемый путем привлечения молодежи к гуманитарной культуре человечества.

На основе вышесказанного, заключим, что гуманитаризация представляет собой процесс изменения ориентации образования с предметно-содержательного принципа обучения основам наук на изучение целостной картины мира путем усиления влияния гуманитарных наук на все виды познания.

Целями гуманитаризация образования являются:

- преодоление одномерности молодого специалиста, заданной традиционной профессиональной подготовкой;

- формирование у будущего специалиста основ гуманистического мировоззрения.

Гуманитаризация образования предполагает существенные изменения в содержании и процессах обучение. Практическая реализация гуманитаризации образования заключается в увеличении количества предметов гуманитарного цикла в структуре обучения, а также в повышении их роли. Помимо этого, с целью формирования у будущих специалистов целостной картины мира гуманитаризация образования предусматривает синтез гуманитарных, естественных и технических знаний, их органическое сочетание, а также эффективное использование гуманитарного потенциала учебных дисциплин естественно-математического цикла.

На основе учета обозначенных целей гуманизации образования можем заключить, что она направлена на преодоление технократического, утилитарно-экономического подхода к образованию, понимаемого исключительно как процесс подготовки кадров без учета ценности человека и морально-нравственных идеалов. Для достижения указанного гуманитаризация образования предполагает внедрение существенных изменений относительно содержания профессиональной подготовки и форм ее реализации.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, заключим, что ведущими тенденциями развития современного высшего профессионального образования являются его гуманизация и гуманитаризация. Осознание представителями разработки концепций отечественного образования необходимости построения процесса профессиональной подготовки будущих специалистов на основе гуманистического и гуманитарного подходов обосновано развитием общечеловеческой научной мысли.

Литература:

1. Атрашенко, А.Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой / А.Н. Атрашенко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 2. - С. 138-141

2. Лежников, В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути (философский аспект): автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В.П. Лежников. - М., 1996. - 37 с.

3. Философия и методология науки: в 2 ч. - М.: БуР-Дргус, 2004. - Ч. 1. - 303 с.

4. Фролов, ИТ. О человеке и гуманизме: работы разных лет / ИТ. Фролов. - М.: Политиздат, 1999. - 198 с.

Педагогика

УДК 378(045)

кандидат педагогических наук, доцент Вершинина Наталья Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск); студентка Малюкова Карина Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Б. Бвсевьева» (г. Саранск)

ОБУЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Происходящие сегодня во всех сферах человеческого общества перемены указывают на необходимость систематической и планомерной совместной работы государства и российского педагогического сообщества в аспекте приобщения подрастающего поколения к идеям духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма. Перед учителем сегодня стоит государственная задача - формирование российской (гражданской) идентичности учащихся уже на первой ступени обучения в школе. Новым, своевременным и значимым является изучение методического аспекта в обучении фразеологии в начальной школе сквозь призму формирования у обучающихся российской гражданской идентичности. Русские фразеологизмы, являясь «языковой картиной мира», отражают менталитет народа. Россия -многонациональное государство, поэтому устойчивые сочетания слов как факт русской культуры передают не только характеристики русского человека, но и выражают национальную специфику российской нации. В этой связи изучение и обучение фразеологии в контексте формирования российской идентичности получает особую актуальность: с одной стороны, изучение фразеологии развивает речь младших школьников, делая ее образной, эмоциональной, выразительной и богатой, с другой стороны во фразеологической системе русского языка отражаются характерные особенности русского

народа, т.е. при знакомстве младших школьников с русской фразеологией у детей формируется мощный собирательный образ общественного восхищения и порицания.

Ключевые слова: российская гражданская идентичность, филологические дисциплины, фразеология, устойчивые сочетания, младший школьник.

Annotation. The changes taking place today in all spheres of human society indicate the need for systematic and systematic joint work of the state and the Russian pedagogical community in the aspect of introducing the younger generation to the ideas of spirituality, morality, citizenship and patriotism. The teacher today faces a state task - the formation of the Russian (civil) identity of students already at the first stage of schooling. New, timely and significant is the study of the methodological aspect in teaching phraseology in primary school through the prism of the formation of Russian civic identity among students. Russian phraseological units, being a "linguistic picture of the world", reflect the mentality of the people. Russian Russian is a multinational state, therefore, stable combinations of words as a fact ofRussian culture convey not only the characteristics of a Russian person, but also express the national specifics of the Russian nation. In this regard, the study and teaching of phraseology in the context of the formation of Russian identity is of particular relevance: on the one hand, the study of phraseology develops the speech of younger students, making it figurative, emotional, expressive and rich, on the other hand, the phraseological system of the Russian language reflects the characteristic features of the Russian people, i.e., when younger students get acquainted with Russian phraseology, children form a powerful collective image of public admiration and censure.

Key words: Russian civic identity, philological disciplines, phraseology, stable combinations,junior schoolchild.

Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию («Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический -университет» - «Мордовский государственный педагогический -университет имени М.Е. Евсевьева») по теме «Формированиероссийской идентичности обучающихся средствами дисциплин филологической направленности»

Введение. Гражданское, патриотическое, духовное, нравственное развитие подрастающего поколения традиционно находится в поле зрения русской образовательной парадигмы. На различных этапах развития российского государства данным аспектам уделялось достаточно много внимания политиков и ученых, духовенства и общественников, педагогов и методистов, что, несомненно, привело к тому, что духовность, нравственность, гражданственность, патриотизм и их элементы стали ментальной составляющей российской нации. С другой стороны, это вызвало парадоксальное противоречие: в отдельных общественных группах зародилась тенденция сделать названные качества ненужными, малозначимыми, неперспективными. Перемены, происходящие сегодня и в мире, и в России, отражают правильность и важность накопленного опыта в контексте гражданско-патриотического, духовно-нравственного развития подрастающего поколения, указывают на необходимость тщательной, систематической, планомерной, совместной работы государства и российского педагогического сообщества в данном направлении. Сказанное выше юридически закреплено в нормативно-правовых документах [10; 11] и реализуется в образовательных учреждениях на всех ступенях российского образования. Формирование гражданской идентичности человека - важнейшая совместная задача государства и его общественных систем, актуальная проблема современного российского образования.

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования указывает на необходимость формирования российской гражданской идентичности детей уже на первой ступени школьного образования [8]. Младший школьный возраст в силу своих особенностей является достаточно сложным для реализации поставленной задачи. Понятия, связанные с идентичностью, гражданственностью, политической, экономической, социальной и духовной жизнью государства и общества достаточно абстрактны, следовательно, сложны для восприятия. Представления, связанные с названными понятиями размыты, это приводит к их неполному осознанию детьми 7-11 лет. Все это, с одной стороны, усложняет работу педагогов образовательной организации по формированию гражданской российской идентичности младших школьников, с другой - направляет вектор работы на поиск возможных путей решения проблемы. Все это указывает на безусловную актуальность выбранной темы исследования.

Бесспорным и авторитетным феноменом культуры является русская фразеология [3; 5; 7; 12]. В научных работах лингвистов (О.С. Ахманова, В.В. Виноградов, В.П. Жуков, В.Н. Мокиенко, Е.Д. Поливанов, А.И. Смирницкий, В.Н. Телия, Н.М. Шанский и др.) приводятся результаты глубоких многоаспектных исследований данного раздела лингвистики. Справедлива точка зрения Е.В. Радченко и ряда других ученых о том, что «русский народ предъявляет очень высокие требования к нравственным качествам человека, поэтому поступок, хоть в малейшей степени не соответствующий этим требованиям, резко осуждается и отрицается. Таким образом, установка эталона нравственности, красоты человеческой личности в русском самосознании часто происходит через отрицание» [7, С. 23], поэтому в языке так много устойчивых выражений с отрицательным значением. Фразеологизмы, являясь «языковой картиной мира», отражают менталитет народа. Россия на протяжении всей истории была и является полиэтническим государством, поэтому устойчивые сочетания слов как факт русской культуры передают не только характеристики русского человека. Они выражают национальную специфику российской нации. Сегодня изучение и обучение фразеологии в контексте формирования российской идентичности получает особую актуальность, потому что изучение духовных ценностей, закрепленных в языке: «... является актуальной не только лингвистической, но и лингвометодической проблемой» [9, С. 116].

Изложение основного материала статьи. Задача учителя начальных классов - выстраивать учебный процесс и внеурочную работу так, чтобы дать возможность для раскрытия потенциала младших школьников, поскольку поколение «альфа» нуждается в непрерывном потоке новой и полезной информации. Альфа-детей волнует вопрос: как применять приобретенные знания в жизни. Педагог должен выстраивать траекторию своей деятельности так, чтобы одновременно решать образовательные, воспитательные, развивающие задачи в соответствии с ФГОС НОО [11] с учетом потребностей учащихся и социальным / государственным заказом [4].

Анализ теоретического материала и осмысление эмпирических изысканий [6; 7; 9; 12] позволили сформулировать предположение, которое заключается в том, что при знакомстве учащихся с русской фразеологией в рамках изучения филологических предметов (русский язык, литературное чтение) в урочной и внеурочной деятельности возможно формирование у обучающихся начальных классов специфической языковой картины мира, которая, в свою очередь, может стать важнейшим звеном в процессе становления российской (гражданской) идентичности. Благодаря фразеологизмам обогащается речь младших школьников, происходит приобщение к русской культуре, развитие личности в духовном, интеллектуальном направлениях. Цель настоящей статьи: продемонстрировать дидактические возможности фразеологизмов как средства формирования российской идентичности у младших школьников.

Степень освоения и овладения морально-нравственными понятиями у детей разная, поскольку каждый индивидуален и имеет свой уровень развития, жизненный опыт. Потому в младшем школьном возрасте необходима поддержка педагогов, родителей в разъяснении, объяснении, поддержке, знакомстве ребёнка с базовыми понятиями, связанными с

формированием российской (гражданской) идентичности посредством фразеологизмов при выполнении, например, различных упражнений. Благодаря грамотно выстроенной работе по изучению фразеологии знания детей систематизируются и автоматизируются, поскольку это находит живой отклик в речи, поведении и поступках ребёнка. Использование фразеологического материала и глубокое понимание смысла того или иного изречения расширяет кругозор, позволяет увидеть и понять выразительность русского языка, его красоту и богатство, обогащать словарный запас, формируя у него картину мира через слово, а также потребность к саморазвитию, самоопределению и самосовершенствованию. Помимо образовательных задач изучение русской фразеологии несет воспитательную функцию -формирование в ребенке чувства принадлежности к русской нации, культуре, что, в свою очередь, является основой формирования гражданской позиции младшего школьника.

Проверка сделанного нами предположения заключалась в проведении эмпирических исследований в 4 классе. Наблюдение, беседа, анкетирование показали, что учащиеся экспериментального класса не соотносят любовь к семье, к Родине, патриотизм и нравственность, духовность и толерантность, а также связанные понятия с изучением русского языка или литературного чтения. Отметим, что некоторые ребята обозначают, что некоторые тексты художественной литературы, изучаемой в школе, содержат примеры для подражания, учат нормам поведения, тому, как надо или не надо поступать. Уроки русского языка дети воспринимают только как источник получения предметных знаний и практических (орфографических и пунктуационных) умений. Анализ устной и письменной речи младших школьников показал, что учащиеся знают недостаточное количество фразеологизмов, не всегда понимают их значение, редко опознают их в тексте, нечасто используют в своей речевой деятельности. С целью корректировки обозначенной проблемы нами разработаны мероприятия по работе с фразеологизмами в 4 классе начальной школы. На этом этапе в уроки русского языка и литературного чтения включались фрагменты текстов с фразеологизмами, а ученики получали задания, связанные с мыслительной деятельностью над устойчивыми сочетаниями. Отметим, что данная работа не нарушала естественного процесса обучения, т.е. тематика уроков, цель и задачи полностью соответствовали утвержденной программе, а деятельность, связанная с фразеологией, выступала в качестве дополнительной. Выполнение предложенных заданий требовало от учащихся активизации полученных ранее знаний о фразеологизмах, об их уникальности, значении, истории, закрепляло навык работы с фразеологическими словарями. Эффективным, по нашему мнению, является проведение интерактивного урока с применением технологии «Метаплан». Подробно с данной технологией можно ознакомится в статье Н.В. Вершининой, К.В. Малюковой, Т.В. Татьяниной, О.И. Чирановой [2]. Урок посвящен решению проблемного вопроса: «Надо ли изучать фразеологизмы?», интерактивный процесс скорректирован в соответствии с учебной целью и задачами, возрастными особенностями младших школьников.

В рамках внеурочной деятельности по литературному чтению выполнялась проектная работа: «Удивительный мир фразеологизмов». Дети делились на группы, каждая группа проводила мини-исследование, включающее данные об истории, значении, интересных фактах: фразеологизмы о положительных качествах человека, фразеологизмы об отрицательных качествах человека. Важно, что устойчивые сочетания, выступающие в качестве предмета изучения, младшие школьники должны были найти в произведениях для детского чтения. Каждая группа готовила мини-презентацию с примерами и иллюстрациями, ссылками на использованные источники. Представляя продукт, учащиеся пришли к выводу, что их работа была интересной, продуктивной и познавательной. В заключении ребята продемонстрировали истории, написанные с применением технологии сторителлинг [1]. На следующем внеурочном занятии четвероклассники стали участниками квиза: «Удивительные фразеологизмы - живая история языка» (этот квиз разрабатывался в рамках подготовки гранта «Росмолодежь», Всероссийского конкурса «Клевер ДНК»),

Квиз «Удивительные фразеологизмы - живая история языка» проводится в виде командной игры. Команды могут включать от 5 до 10 человек, задания способствуют развитию мышления, гибкости ума, логики, осмыслению, запоминанию и применению языкового материала. Викторина включает в себя познавательно-занимательные задания, примеры которых представлены ниже:

Задание 1. Угадайте фразеологизм, разгадав ребус, ответ впишите в соседний столбик (см. рисунок). Задание представлено в качестве примера, подобных ребусов на викторине предлагается от 3 до 7. В данном ребусе зашифрован фразеологизм «взять быка за рога».

ть Б р '

Задание 2. Договорите загадки-складки до конца.

а. Дружнее этих двух девчат На свете не найдешь.

О них частенько говорят: ...(Водой не разольешь)

б. А у наших, у ребят ушки ... (на макушке), Ведь они и не хотят все вместе бить ... (баклуши).

Задание 3. Бруппы получают карточки с названием части тела человека, например, глаз, рука, нога и т.д. Задача: за определенный отрезок времени записать максимальное количество устойчивых выражений (золотые руки, взять себя в руки, легкая рука и т.п.).

Задание 4. Как об этом люди говорят? Вам необходимо ответить крылатым выражением. (В помощь группе даётся слово-ассоциация и/или рисунок - см. в скобках).

1. Пожелание успеха в каком-либо деле (птица).

2. Боворить без какой-либо пользы, надобности (ветер).

3. Очень медленно (ложка).

4. Об удачливом, счастливом человеке (рубашка).

Задание 5. Прочитайте рассказ, назовите встретившиеся в нём фразеологизмы и объясните их смысл.

;

Это « Лиза из семьи I

. Но друзья её называют зоопарк. А все это

потому, что на уроках она работает хорошо, чувствует себя прямо как воде. На переменах болтает, про неё говорят, что Лиза трещит как

¥

Ну а

дома с братьями и сестрами иногда она ведёт себя как с ' ;;. Вокруг мамы с папой она ходит, как д когда ей что-то очень нужно. Лиза очень хочет

К

научиться петь. как_

. но боится начать .заниматься пенпем, потому что

думает, что ен

на ухо наступил.

Рассказ дается на карточках, картинки на отдельных карточках, дети приклеивают картинки в нужное место и выполняют задания.

Задание 6. Прочитайте напутственное слово, которое я для вас приготовила, найдите фразеологизмы и объясните их значение, и самое сложное: вам надо самим придумать сказку или рассказ, в котором будут использоваться фразеологизмы о качествах человека.

Напутственное слово:

Ребята, хватит клевать носом и считать ворон! Перестанем бить баклуши! Берем отстающих на буксир! Пусть наша жизнь забьет фонтаном! Возьмем быка за рога, будем трудиться, как пчелки! Если нужно, подкуем блоху так, что комар носу не подточит. Пусть наша жизнь изменится к лучшему, ведь все в наших руках!

Задание 7. Конкурс рисунков. Дети получают задание зашифровать в рисунке устойчивые словосочетания. Побеждает команда, представившая максимальное количество рисунков и отгадавшая зашифрованные соперниками фразеологизмы.

^ïb. ЦК 11 il с и х

ütl *

ПОЛЛС1Ь 0 переплс!

PCГАДЛАГh ПАЛКИ В

шлеса

Золотые руки

Sùnçn в историю

Викторина заканчивается награждением участников.

Выводы. Представленные эмпирические материалы, по нашему мнению, ярко иллюстрируют работу учителя начальных классов, направленную на обучение фразеологии в начальной школе сквозь призму формирования российской гражданской идентичности обучающихся. Грамотная расстановка акцентов, пропагандистская деятельность педагога позволяют не только совершенствовать филологические знания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, но и прививать средствами русской фразеологии духовные ценности, нравственные качества, речевую и общечеловеческую культуру, научить детей гордиться своим языком, Родиной, принадлежностью к нации и месту проживания, тем самым формировать российскую идентичность учащихся.

Литература:

1. Вершинина, Н.В. Обучение будущих педагогов приемам развития речи младших школьников посредством сторителлинга / С.А. Бабина, Н.В.Вершинина, С.И.Люгзаева //Проблемы современного педагогического образования. -Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып.76 (4). -С.61-64,- URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/5598/BHnycK%2076%204acTb%204,%202022%20rofl.pdf (дата обращения: 19.07.2023)

2. Вершинина, Н.В. Применение технологии «Метаплан» в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов / Н.В. Вершинина, Т.В. Татьянина, О.И. Чиранова, К.В. Малюкова // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - №3 (51). - С. 27-33. - URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/861/Tom-13_-_3-_iyul_sentyabr_.pdf (дата обращения: 19.07.2023)

3. Жуков, В.П. Русская фразеология / В.П. Жуков. - Москва: Высшая школа, 1986. - 310 с.

4. Маслова, C.B. Социальный заказ и содержание методической подготовки учителя начальных классов / C.B. Маслова, Н.В. Кузнецова, О.И. Чиранова, Т.А. Иванова // Гуманитарные науки и образование. - 2021. - Т. 12. - № 3. - С. 84-90. -URL: https://www.mordgpi.ru/upload/iblock/48c/Tom-12_-_3-_iyul_sentyabr_.pdf (дата обращения: 19.07.2023)

5. Мокиенко, В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические и этнолингвистические очерки фразеологии / В.М. Мокиенко. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1986. - 280 с. - URL: https://imwerden.de/pdf/mokienko_obrazy_russkoj_rechi_1999_ocr.pdf (дата обращения: 19.07.2023)

6. Пахомов, В.И. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в формировании личности. Основные формы, методы, направления информационно-пропагандистской работы по воспитанию патриотизма и духовности у молодежи /

B.И. Пахомов. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/duhovno-nravstvennoe-i-patrioticheskoe-vospitanie-v-formirovanii-lichnosti" osnovnye-formy-metody-napravleniya-informatsionno (дата обращения: 19.07.2023)

7. Радченко, Г.В. Русская фразеология и культура речи: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / Е.В. Радченко. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2004. - 28 с. - URL: https://lib.susu.ru/ftd?base=SUSU_METHOD&dtype=F&etype=.pdf&key=000302729?base=SUSU_METHOD&dtype=F&etype=.p df&key=000302729 (дата обращения: 19.07.2023)

8. Реестр примерных основных общеобразовательных программ [сайт] / Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - URL: https://fgosreestr.ru/educational_standard/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia (дата обращения: 23.06.2023)

9. Скоморохова, C.B. Отражение во фразеологии духовных ценностей русской национальной личности /

C.B. Скоморохова, С.Л. Орлова // Baltic Humanitarian Journal. - 2018. - T. 7. - № 4(25) - Pp. 113-116. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/otrazhenie-vo-frazeologii-duhovnyh-tsennostey-russkoy-natsionalnoy-lichnosti (дата обращения: 03.07.2023)

10. Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70184810/ (дата обращения: 03.07.2023)

11. Федеральные государственные образовательные стандарты [сайт].- URL:https://fgos.ru(flaTa обращения: 23.06.2023)

12. Фразеология в контексте культуры: сборник научных трудов / ответственный редактор В.Н. Телия. - Москва: Языки славянских культур, 1999. - 336 с. - ISBN 5-88766-061-9. - Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. -URL: https://e.lanbook.com/book/137389 (дата обращения: 03.07.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

13. Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка: учебное пособие. - 4-е., изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: Специальная Литература, 1996. - 192 с. - https://www.rulit.me/books/frazeologiya-sovremennogo-russkogo-yazyka-read-391809-l.html (дата обращения: 23.06.2023)

Педагогика

УДК 378 378.046.4

кандидат педагогических наук, доцент Витольник Галина Адамовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Санкт-Петербургский университет МВД России, ФГКОУ ВПО СПбУ МВД России) (г. Санкт-Петербург);

кандидат педагогических наук, доцент Витольник Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Санкт-Петербургский университет МВД России, ФГКОУ ВПО СПбУ МВД России) (г. Санкт-Петербург)

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация. В настоящее время в педагогике активно разрабатывается новое направление - цифровая дидактика. Появление цифровой дидактики является сегодня реальностью, неоспоримым фактом. Цифровая дидактика термин для обозначении отрасли педагогики об организации процесса обучения в условиях цифрового общества. Цифровую дидактику необходимо рассматривать как трансфер - интегративную область научного знания, так как она развивается на основе интеграции инженерии и педагогики. В результате формируется научно - практическая зона, накапливающая и реализующая конвергентное знание, объединяющее и техническое, и гуманитарное. Научное сообщество справедливо указывает на то, что тенденции роста в геометрической прогрессии по всему миру онлайн - курсов - неизбежность, поддерживаемая и тенденцией массовизации высшего образования, и ростом экономики образования, и запросами на инновационные подходы к обучению в ориентации на предельную оптимизацию процесса обучения.

Возможность учиться под руководством опытных педагогов образовательных организаций лучших научных и учебных центров страны и мира, получать новую квалификацию или углублять свои профессиональные знания, расширять свой культурный кругозор - все это дает грамотно организованное дистанционное обучение на основе единого информационно -образовательного пространства. Настоящая статья призвана охарактеризовать способы и приёмы развития цифровой грамотности и формирования цифровых компетенций в процессе обучения иностранных слушателей. В работе рассматриваются центральные понятия темы, уточняется компонентный состав цифровой грамотности и цифровых компетенций обучающихся. В результате авторам очерчивается круг методических указаний по эффективизации процесса формирования цифровой грамотности и цифровых компетенций у иностранных слушателей.

Ключевые слова: цифровизация обучения, цифровая грамотность, цифровые компетенции, дистанционные технологии в обучении, иностранные слушатели, проблемное обучение, цифровая среда, диджитал-технологии, технические и интеллектуальные навыки.

Annotation. Currently, a new direction is being actively developed in pedagogy - digital didactics. The emergence of digital didactics is today a reality, an indisputable fact. Digital didactics is a term for the branch of pedagogy about the organization of the learning process in a digital society. Digital didactics should be considered as a transfer - an integrative field of scientific knowledge, as it develops on the basis of the integration of engineering and pedagogy. As a result, a scientific and practical zone is formed, accumulating and implementing convergent knowledge, combining both technical and humanitarian. The scientific community rightly points out that the trends of exponential growth around the world of online courses are inevitable, supported by the trend of massification of higher education, and the growth of the education economy, and requests for innovative approaches to learning in a focus on the ultimate optimization of the learning process.

Key words: digitalization of education, digital literacy, digital competencies, distance technologies in learning, foreign students, problem-based learning, digital environment, digital technologies, technical and intellectual skills.

Введение. Современная система образования на всех её ступенях обнаруживает стремительное внедрение в ход обучения цифровых технологий, которые наряду с оптимизирующим и интенсифицирующим эффектом обладают большими развивающими возможностями. В частности, их применение в процессе трансляции знаний позволяет качественно влиять на уровень сформированности цифровой грамотности обучающихся, а также на степень обладания цифровыми компетенциями (вне зависимости от осваиваемой образовательной программы).

Изложение основного материала статьи. В научных кругах в связи с тенденцией к цифровизации и компьютеризации образования всё чаще поднимается вопрос о формировании новых компетенций и аспектов функциональной грамотности обучающихся, к которым относится и цифровая. Большой исследовательский опыт в данных вопросах детерминирует обилие научных трактовок терминов «цифровая грамотность» и «цифровые компетенции». Так, цифровая грамотность представляется в роли родового (более широкого понятия), которое включает в себя цифровые компетенции, а также личностные, технические и интеллектуальные навыки [2, С. 37]. Их перечень постоянно пополняется, поскольку происходит постоянное развитие и совершенствование диджитал-технологий, что влечёт за собой обновление и расширение требований к специалистам, функционирующим «в цифровом веке и цифровой среде» [9, С. 209].

Цифровые компетенции, имеющие в своей структуре несколько разновидностей компетенций (информационную (по-другому медиакомпетентность), коммуникативную, техническую и потребительскую) [5, С. 109], трактуются в качестве готовности и умения пользователя сети находить и обрабатывать необходимый объём информации. При этом поиск и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.