Научная статья на тему 'ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ГУМАНИЗМА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Венцель Владислав Антонович

Статья посвящена изучению феномена гуманизации образования, проанализированы указанные направления развития современного образования, обоснована необходимость их учета при реализации профессиональной подготовки специалиста на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANIZATION OF EDUCATION AS A LEADING DIRECTION IN THE DEVELOPMENT OF MODERN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article is devoted to the study of the phenomenon of humanization of education, analyzes these areas of development of modern education, justifies the need to take them into account in the implementation of professional training of a specialist at the present stage.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЕДУЩЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

студент Венцель Владислав Антонович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Развитие тенденций относительно внедрения принципов гуманизации образовании в сфере его функционирование вызвано рядом проблем, на решения которых направлены анализируемые в данном исследовании стратегии. В частности, гуманизация образования направлена на преодоление основного недостатка традиционной школы - ее обезличивания, пренебрежения к субъектам образовательного процесса.

Актуальность развития гуманистического мировоззрения вызвана осознанием теоретиками образования того факта, что сегодня все чаще наблюдается несоответствие и противоречие между уровнем образованности человека и состоянием его духовного и морального развития, вызывающее проблему дегуманизации межгрупповых и межличностных отношений, в частности в молодежных кругах. Необходимость следования гуманистическим идеалам в системе воспитания нового поколения вызвана ухудшением нравственной атмосферы, снижением авторитета нравственных идеалов и моральных норм в современном обществе.

Изложение основного материала исследования. При анализе исторической традиции толкования термина «гуманистический» видим, что данное понятие трактуется как характеристика системы ценностей, прославляющих и утверждающих человека. «Гуманизация - это распространение, утверждение в определенной сфере общественной жизни идей, взглядов и убеждений, проникнутых гуманизмом» [3].

В.П. Лежников подчеркивает, «гуманизация образования определяет качества эмпирического человека, содержание и тип жизнедеятельности. Гуманитаризация высшего образования включает в свое содержание «гуманизацию обучения» в целом, т.е. формирование общей культуры студентов, содействие становлению творческого духовного потенциала специалистов» [2].

Основываясь на вышесказанном, сформулируем следующее определение гуманизации образования: это принцип, который предполагает смену направления образования с ориентацией на личность, на формирование человека как творческой индивидуальности, стремящейся максимально реализовать собственные возможности, на обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека с окружающей средой и обществом. В то же время под гуманизацией образования понимается также и процесс реализации указанного принципа на практике в конкретном учебно-воспитательном процессе.

Реализация гуманистического принципа на практике имеет свои особенности. Обратимся к их рассмотрению. Учет принципа гуманизма в процессе подготовки будущих специалистов в высшей школе требует изменения таких структурных компонентов системы образования, как цель, содержание, формы и средства образовательно-воспитательной деятельности.

На практике одним из путей гуманизации образования является «очеловечивание» атмосферы учебно-воспитательного процесса, обеспечение соответствующей гуманистической среды в высшем учебном заведении, атмосферы, стимулирующей самореализацию преподавателя и студента на основе взаимного доверия и творческого взаимодействия.

Относительно процессуально-методического аспекта гуманистический принцип заключается в обеспечение возможности выбора педагогами и студентами форм и методов обучения, стимулирующих активное включение в структуру познавательной деятельности процессов саморазвития.

Согласно гуманистическому принципу, значение учебно-воспитательного процесса заключается в развитии студента, обращении к его внутреннему миру, его индивидуальности. В связи с чем основным субъектом образовательного процесса становится не преподаватель, а студент, оказывающийся в активной познавательной позиции. В системе профессиональной подготовки будущих специалистов, основывающейся на гуманистической концепции, должны создаваться условия для того, чтобы студент осознавал важность приобретения знаний и формирования компетенций и на основе данного осознания осваивал содержание учебных курсов.

При условии реализации субъект-субъектного образования учебный материал выступает в качестве средства мотивации и развития познавательной активности студентов, формирования различных видов мышления посредством воспитания в них морально-нравственных ценностей и идеалов.

В рамках реализации профессиональной подготовки будущих специалистов на основе учета принципа гуманизма совместная деятельность субъектов образовательного процесс переходит на уровень взаимного принятия и обмена ценностями. Возможность такого обмена обеспечивается подбором соответствующего содержания учебных курсов; средствами, методами и технологиями обучения.

Составляющей гуманизации образования и средством ее реализации является гуманитаризация образования. По мнению И.Т. Фролова, гуманизация образования - это «культурно-мировоззренческий феномен, связанный с обращенностью науки и техники к человеку, в более разносторонней культурной оценке результатов труда человека» [4].

По утверждению А.Н. Атрашенко, гуманитаризация образования представляет собой «средство преодоления технократического типа мышления и окультуривания человека» [1].

Сегодня гуманитаризация рассматривается как один из необходимых компонентов профессионального образования, реализуемый путем привлечения молодежи к гуманитарной культуре человечества.

На основе вышесказанного, заключим, что гуманитаризация представляет собой процесс изменения ориентации образования с предметно-содержательного принципа обучения основам наук на изучение целостной картины мира путем усиления влияния гуманитарных наук на все виды познания.

Гуманитаризация образования предполагает существенные изменения в содержании и процессах обучение. Практическая реализация гуманитаризации образования заключается в увеличении количества предметов гуманитарного цикла в структуре обучения, а также в повышении их роли. Помимо этого, с целью формирования у будущих специалистов целостной картины мира гуманитаризация образования предусматривает синтез гуманитарных, естественных и технических знаний, их органическое сочетание, а также эффективное использование гуманитарного потенциала учебных дисциплин естественно-математического цикла.

На основе учета обозначенных целей гуманизации образования можем заключить, что она направлена на преодоление технократического, утилитарно-экономического подхода к образованию, понимаемого исключительно как процесс подготовки кадров без учета ценности человека и морально-нравственных идеалов. Для достижения указанного гуманитаризация образования предполагает внедрение существенных изменений относительно содержания профессиональной подготовки и форм ее реализации.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, заключим, что ведущими тенденциями развития современного высшего профессионального образования являются его гуманизация и гуманитаризация. Осознание представителями разработки концепций отечественного образования необходимости построения процесса профессиональной подготовки будущих специалистов на основе гуманистического и гуманитарного подходов обосновано развитием общечеловеческой научной мысли.

Аннотация. Статья посвящена изучению феномена гуманизации образования, проанализированы указанные направления развития современного образования, обоснована необходимость их учета при реализации профессиональной подготовки специалиста на современном этапе.

Ключевые слова: гуманизация образования, гуманистический подход, принцип гуманизма, профессиональная подготовка будущих специалистов, система высшего профессионального образования.

Annotation. The article is devoted to the study of the phenomenon of humanization of education, analyzes these areas of development of modern education, justifies the need to take them into account in the implementation of professional training of a specialist at the present stage.

Key words: humanization of education, humanistic approach, the principle of humanism, professional training of future specialists, the system of higher professional education.

Литература:

1. Атрашенко, А.Н. Некоторые концептуальные положения управления образовательной системой / А.Н. Атрашенко // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - Вып. 2. - 138 с.

2. Лежников, В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути (философский аспект): автореф. дис. ... д-ра филос. наук / В.П. Лежников. - М., 1996. - 37 с.

3. Философия и методология науки: в 2 ч. - М.: БуР-Дргус, 2004. Ч. 1. - 303 с.

4. Фролов, И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет / И.Т. Фролов. - М.: Политиздат, 1999. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.