Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
333
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бадахова Ирина Тельмановна

В статье представлены основные аспекты социально-экономического развития региона. Выявляется, что государственное регулирование реализуется через внедрение в деятельность региона множества самых разнообразных мер, процедур, механизмов и действий. Дается вывод, что социально-экономическое развитие регионов - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бадахова Ирина Тельмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Бадахова Ирина Тельмановна

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и политологии Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия)

Аннотация. В статье представлены основные аспекты социально-экономического развития региона. Выявляется, что государственное регулирование реализуется через внедрение в деятельность региона множества самых разнообразных мер, процедур, механизмов и действий. Дается вывод, что социально-экономическое развитие регионов - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения регионов. Ключевые слова: социально-экономическое развитие, государственное регулирование, регион.

Под социально-экономическим развитием, чаще всего, подразумевается любое прогрессивное изменение, прежде всего в экономической сфере. Наряду с чисто экономическими характеристиками нередко рассматривают социальные параметры развития.

Социально-экономическое развитие всегда имеет направленность, определяемую целью или системой целей. Если эта направленность положительна, то говорят о прогрессе, если отрицательна, то о регрессе, или о деградации.

Процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:

• повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;

• создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;

• увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.

Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценках степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время в экономической науке и политической практике им придается все большее значение.

Специфика России, проявляющаяся в ее масштабности и региональной дифференциации, требует более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом [1,с.513].

Регион, выступает не простой формой системной организации, а, как и государство, является сложной социально-экономической системой. Сложные социально-экономические связи и строение элементов данной системы определяют и понятие его развития. Понятие развития региона как системы, очевидно, должно подразумевать, как и понятие развития вообще положительную динамику его параметров в целом.

Таким образом, государственное регулирование территориального развития можно представить как совокупность специально организуемых действий политического, правового, финансового, экономического характера, призванных [3,с.445]:

1) давать стимулы (в том числе ресурсные) развитию тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития;

2) активизировать и ресурсно поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция);

3) создавать условия для возникновения и функционирования государственно значимых потенциальных точек роста (например, СЭЗ, технопарков и т. п.);

4) обеспечивать выполнение отдельными территориями общегосударственных функций (например, содержание на территории объектов республиканского назначения, финансирование закрытых административно-территориальных образований);

5) формировать и поддерживать специфические организационно-правовые режимы на территориях особого политического и геополитического значения;

6) оперативно реагировать на образование зон бедствий (стихийных, техногенных и др.).

Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными

(макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления.

Социально-экономическое развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Социально-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

• рост производства и доходов;

• перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества;

• перемены в общественном сознании;

• перемены в традициях и привычках.

Федеральные и региональные органы власти оказывают на экономику региона специальные воздействия:

• с помощью усиления роли государства;

• путем совершенствования законодательства;

• с помощью финансирования межрегиональных программ;

• путем организации льготного кредитования и налогообложения;

• с помощью стимулирования социально-экономического развития из специальных бюджетных и внебюджетных фондов и др. для организации устойчивого и сбалансированного функционирования социально-экономических систем, нацеленных на повышение благосостояния населения [4,с.213].

В этих воздействиях и заключается сущность государственного регулирования регионального развития.

В процессе регулирования государство воздействует на территориальное развитие с помощью административно-организационных и экономических методов.

К средствам государственного регулирования относятся:

• организационно-распорядительные (регламентация, лицензирование, регистрация, квотирование, имитирование, запреты);

• нормативные (нормы, стандарты, тарифы);

• кредитно-денежные (учетные ставки, кредитные льготы, порядок проведения валютных операций);

• фискальные (налоговые ставки, налоговые льготы);

• таможенные (таможенные пошлины и льготы);

• финансовые (государственные заказы, займы, дотации, субсидии, субвенции, компенсации, инвестиции);

• плановые индикативные (прогнозы, программы, концепции, стратегии и др.) [5,с.101].

Государственное регулирование в своих воздействиях применяет федеральные законы, указы и

нормативные акты президента, решения Правительства и министерств.

Государственное регулирование территориального развития осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном и местном уровнях, в соответствии с разработанной стратегией территориального развития и с учетом основных приоритетных направлений региональной экономической и социальной политики.

В настоящей работе рассматривается государственное регулирование на региональном уровне. В этом случае в процессе государственного регулирования органы управления регионом должны обеспечивать рациональное использование своих ресурсов, совершенствование организации структуры экономики, решение социальных проблем и наилучшее экологическое состояние на данной территории.

Реализация процесса осуществляется с помощью как различных государственных (финансовых, трудовых, природных и др.), так и негосударственных ресурсов. Для контроля за внедрением мер государственного регулирования проводится постоянный мониторинг.

Государственное регулирование реализуется через внедрение в деятельность региона множества самых разнообразных мер, процедур, механизмов и действий. Прежде всего, это реализация федеральных программ социально-экономического характера, финансируемых за счет федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств, поддержание этнокультурных потребностей населения, обеспечение в регионе экологических и природоохранных мероприятий, предоставление облегченного налогового режима для приоритетных направлений деятельности, способствующих развитию региона и др.

Реализация региональной экономической политики является основой системы государственного регулирования регионального экономического развития, которое может быть обеспечено, путем организации новой формы экономики в регионе в виде региональных кластеров и мегакластера, что мы будем рассматривать в следующей главе нашего исследования.

В регионе субъектом регулирования является правительство, а объектом - экономические и социальные структуры, характеризующие непосредственно территорию. В некоторых развивающихся регионах наблюдается переход к инновационной модели развития, которая предполагает принципиальную трансформацию экономики в целом. Примером такой инновационной модели могут служить кластеры и региональный кластер. Инновационная активность стимулируется серьезной конкуренцией [2,с. 113].

В регионе создается инновационная инфраструктура, основой которой являются инновационные, инжиниринговые, консалтинговые центры, кластеры, технопарки, бизнес-инкубаторы и др. Инновационная инфраструктура способствует скоординированности экономической деятельности и повышению ее эффективности. Разработка инновационной экономики в виде кластеров является одной из перспективных стратегий экономического развития регионов. Вместе с тем, разработка стратегии

территориального развития представляет собой один из важнейших элементов государственного регулирования в регионе.

Необходимо отметить, что кластерная организация, может быть положена в основу стратегии развития региона. С теоретической точки зрения обоснованием стратегии служит прогнозирование и планирование.

Стратегия развития региона представляет некую совокупность стратегий:

• корпоративная стратегия в регионе (стратегия крупных фирм, банков, корпораций) со своими целями и интересами;

• стратегия местной власти (администрации региона) с акцентом на бюрократические интересы;

• экономическая стратегия отдельных политических сил, действующих в регионе;

• стратегические интересы населения региона.

Осуществление региональной политики непосредственно связано с государственным регулированием деятельности в регионе. Механизм ее реализации включает систему законодательных, договорных и других экономико-правовых инструментов регулирования отношений, складывающихся между федеральными структурами в целях эффективного использования региональных ресурсов, между региональными органами управления и субъектами хозяйствования в регионе и населением для обеспечения самоуправления и самофинансирования с целью достижения комплексного социально-экономического развития территории.

Создание региональных кластеров способствует объединению деятельности органов управления, населения и бизнес - структур и даже целых отраслей с помощью сформированных связей и взаимосвязей на региональном уровне.

Региональные кластеры приводят к интенсивному развитию рыночных отношений.

Таким образом, социально-экономическое развитие регионов - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения регионов, основанные на повышении доходов, улучшении здоровья населения и повышении уровня его образования; создании условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличении степени свободы людей.

Список литература:

1. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования [Текст] / С. Х. Асланова // Молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 511-514

2. Гафуров И.Р. Инновационные кластеры и социально-экономическое развитие регионов. Анализ методических подходов: моногр. / И.Р. Гафуров, В.Л. Васильев, Р.Р. Кашбиева. - М.: Анкил, 2012. - 292 с.

3. Клименко В.А. Социальная рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития [Текст] / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. — 2017. — № 5. — С. 445-464.

4. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы: учебное пособие для высшей школы. Изд. 4-е, перераб., доп. М. : Академический проект, 2018. - 334 с.

5. Ходусов А.А. Проблемы социальной политики в условиях рыночной экономике [Текст] / А.А. Ходусов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2017. — № 4. — С. 100-107.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ногайлиева Марина Халитовна

(к.ф.н., старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и политологии Карачаево-Черкесского государственного университета

имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия) Текеев Ислам Борисович (магистрант 3 курс ГМУ ОЗО, Карачаево-Черкесского государственного университета

имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. В статье представлены основные меры по реализации региональной миграционной политики. Рассматривается деятельность органов исполнительной власти в Карачаево-Черкесской республике по реализации функций в сфере трудовой миграции.

Ключевые слова: миграционная служба, миграционная политика, мигрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.