Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
861
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / MUNICIPAL EDUCATION / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карачаево-Черкесский Государственный Университет Имени У.Д. Алиева, Лайпанов Шамиль Артурович, Бадахова Ирина Тельмановна

Данная статья посвящена оценке эффективности управления социально-экономическим развитием который является важнейшим условием совершенствования инструментов и механизмов воздействия местных органов власти на изменения, которые происходят в локальной системе развития, в частности в местном сообществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карачаево-Черкесский Государственный Университет Имени У.Д. Алиева, Лайпанов Шамиль Артурович, Бадахова Ирина Тельмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

1. Барамзин, С.В. Методика оценки социально-экономического развития сельских поселений / С.В. Барамзин //Региональная экономика: теория и практика. - 2012. - №9.- С.38-47.

2. Бондаренко, Е.Ю. Региональная стратегия частно-государственного партнерства: мировой опыт и российская практика: монография / Е.Ю. Бондаренко. - Москва: Научная книга, 2008. - 203 с.

3. Ворошилов, Н.В. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз / Н.В. Ворошилов, Е.С. Губанова// Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований Вологодской области. - 2012.- №6.- С. 8-15.

4. Мокрый, B.C. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления/ В.С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. -2014. - № 4. - С. 14-17.

5. Шугрина, Е.С. Муниципальное право: учеб. пособие/ Е.С. Шугрина. - Москва.: Дело, 2011. - 496

с.

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Лайпанов Шамиль Артурович

магистрант 3 курса ФЭУ Научный руководитель: Бадахова Ирина Тельмановна

кандидат исторических наук, доцент Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. Данная статья посвящена оценке эффективности управления социально-экономическим развитием который является важнейшим условием совершенствования инструментов и механизмов воздействия местных органов власти на изменения, которые происходят в локальной системе развития, в частности в местном сообществе.

Annotation. This article is devoted to evaluating the effectiveness of socio-economic development management, which is an important condition for improving the tools and mechanisms of local authorities ' influence on changes that occur in the local development system, in particular in the local community.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, муниципальное образование, качество жизни. Keywords: socio-economic development, municipal education, quality of life.

С одной стороны, все существующие на данный момент методики оценки направлены на исследование, оценку и анализ уровня социально-экономического развития, а с другой, на анализ процесса разработки и реализации стратегических планов, проектов, программ развития муниципальных образований.

В современные методики оценки уровня социально-экономического развития эффективны и имеют ряд значительных достоинств. Но можно выделить и существенные недостатки. К ним относятся недостаточное внимание, которое уделяется оценке управленческого воздействия на степень развития, а также ошибочная оценка значимости социальных, экономических и экологических факторов, оказывающих влияние на развитие муниципальных образований [3].

Важным показателем эффективности социально-экономического развития муниципального образования является качество жизни. Данный показатель определяет удовлетворенность населения, имеющимися духовными и материальными благами, обеспеченность, продолжительность и комфортность жизни, удобство жизненных условий, то есть характеризует - насколько хорошо живется населению. Система интегральных показателей, входящих в понятие «качество жизни населения», рассмотрена в таблице 1.

Таблица 1

СИСТЕМА ИНТЕГРАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ВХОДЯЩИХ В ПОНЯТИЕ «КАЧЕСТВО

ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ»

№ п\п Показатель Интегральные понятия, определяющие данный показатель

1. Благосостояние доходы, финансовая обеспеченность;

2. Образование уровень образованности: дошкольное, общее среднее, среднее и высшее, специальное, развитие способностей одаренных граждан, повышение квалификации, общая образовательная программа для населения;

3. Жилищные условия качество жилых помещений, обеспеченность граждан жильем, инфраструктура на территории жилого фонда;

4. Здоровье уровень заболеваемости, травматизма, вредных привычек, продолжительность жизни населения, занятие физической культурой и спортом, отдых;

5. Духовная сфера и культура моральные, нравственные ценности, религиозное развитие, книжное дело, литература и искусство, театр, традиционные народные промыслы;

6. Товары и услуги цены, качество и номенклатура товаров и услуг;

7. экология защита окружающей среды, природоохранные мероприятия;

8. Социальное обеспечение пособия, льготы, пенсии, социальная помощь инвалидам;

9. Безопасность граждан безопасность от стихийных бедствий, терроризма, на производстве, в транспорте, на дорогах, имущества;

10. Обеспечение прав человека соблюдение прав граждан по Конституции РФ

Качество жизни - это такой интегральный показатель, который применяется для оценки, а также для сопоставления уровней социально - экономического развития страны, региона или муниципального образования. Применяя систему интегральных показателей, определяющих качество жизни населения, из таблицы 1 можно выделить всю совокупность работ необходимых для успешного социально-экономического развития муниципального образования [2].

Методика оценки уровня эффективности социально-экономического развития необходима для того, чтобы определять, на сколько эффективна проводимая социально-экономическая политика, а также для оценки намечаемой в ближайшее время политики. Методика предусматривает обширные возможности для того, чтобы сравнивать и группировать по уровню социально-экономического развития муниципалитеты, а также определять их место и в общем числе муниципальных образований региона. Однако она не дает возможности объективно оценить принимаемые управленческие решения по их восприятию у граждан, а также содержит некие противоречия в динамике взаимозависимых индикаторов.

Необходимым при оценке качества управления критерием является соответствие целям и задачам социально-экономического развития с интересами и потребностями всех слоев населения данного сообщества. Именно поэтому важно учитывать отношение населения к результатам деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления.

Рассмотренная система индикаторов включает в себя две составляющие. Во-первых, она позволяет оценить результаты развития муниципального образования, а во-вторых сгруппировать все составляющие индикаторы для оценки системы управления социально-экономическим развитием. Таким образом, система индикаторов эффективна для оценки управления социально-экономическим развитием, потому что способна учесть все достоинства и недостатки существующих методик оценки.

Для оценки социально-экономического развития района используется комплексная оценка. Она характеризует социально-экономическое положение в отчетном и прогнозируемом периодах [4].

Комплексная оценка основана на сравнении значений различных показателей социально -экономического развития муниципальных районов и осуществляется поэтапно.

На первом этапе необходимо сформировать блоки показателей, отражающих все стороны социально-экономического развития соответствующей территории. Блоки для расчета интегрального показателя отражают демографические показатели, благоустройство, уровень жизни населения и экономику территории.

Далее элементы блоков распределяются относительно средних значений установленных по стандарту.

На следующем этапе необходимо рассчитать величину относительного отклонения каждого показателя конкретного муниципального района от среднего областного значения показателя по следующей формуле (1.1):

О1=Р1/Рср (1.1)

где О - относительное отклонение показателя по 1-му муниципальному району;

Р - показатель 1-го муниципального района;

Рср - среднеобластное значение.

Далее рассчитывается интегральный показатель по каждому муниципальному району при помощи метода сложения полученных отклонений, которые скорректированы на весовой коэффициент. Расчет производится по следующей формуле (1.2):

1Р1 = X (01*У) (1.2)

где 1Р - интегральный показатель развития 1-го муниципального района;

V - весовой коэффициент показателя развития муниципальных районов.

На заключительном этапе необходимо рассчитать комплексную оценку уровня социально -экономического развития каждого муниципального района путем сложения интегральных показателей социального, экономического и финансового положения, скорректированных на весовые коэффициенты,

по формуле (1.3) [1]:

Ui = IPe*Ve+IPs*Vs+IPf*Vf (1.3)

где Ui - комплексная оценка уровня социально-экономического развития i-го муниципального района;

IPe - интегральный показатель экономического развития;

IPs - интегральный показатель социального развития;

IPf - интегральный показатель финансового положения.

Данная модель оценки позволяет облегчить контроль, за результатами деятельности, управления и развития муниципального образования. При помощи математического инструментария, построенного на базе количественного и качественного подхода, а также с применением статистического программном обеспечения, можно оценить уровень социально-экономического развития [9].

Рассматривая эффективность оценки уровня социально-экономического развития муниципального района с точки зрения системы важно учитывать все параметры, влияющие на качество жизни населения конкретного муниципального образования. Необходимо также провести соответствующий анализ результатов производства регионального совокупного общественного продукта и затраты на их содержание.

Эффективность социально-экономического развития муниципального образования выражает качество общественных и экономических взаимоотношений между населением и муниципальным районом.

Для оценки социально-экономического развития муниципального района используются следующие системообразующие показатели [5]:

- эффективность хозяйственной и производственной деятельности;

- общий объем всех произведенных товаров и услуг на данной территории;

- демографическая ситуация и уровень жизни населения соответствующего района.

В целом эффективность социально-экономического развития определяет на сколько используется экономический и социальный потенциал муниципального образования, и позволяет определить уровень ресурсов (экономических и социальных) вовлеченных в хозяйственный оборот.

Следует сделать вывод о том, что применяемые формализованные методики оценки эффективности социально-экономического развития муниципального образования, являются базой для систематизации всех факторов и показателей, которые обеспечиваю синергический эффект при взаимодействии с инфраструктурой на местном уровне.

Литература

1. Боровикова, Е.В. Формы финансовой поддержки муниципальных образований/ Е.В. Бровикова Е.В. // Вопросы экономических наук. - 2015.- №5. - С. 193-199.

2. Ворошилов, Н.В. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз / Н.В. Ворошилов, Е.С. Губанова// Оценка уровня социально-экономического развития муниципальных образований Вологодской области. - 2012.- №6.- С. 8-15.

3. Гордеев, А. О проекте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы./ А. Гордеев // АПК: экономика, управление - 2008. -№9. - С. 2-5.

4. Картышева, И.В. Методические рекомендации по комплексной оценке и прогнозу социально-экономического развития муниципальных образований: учеб. пособие / И.В. Картышева, В.Ю. Ульяшина. - Москва: Российский научный центр государственного и муниципального управления, 2004.- 329 с.

5. Мокрый, B.C. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления/ В.С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 4. -С. 14-17.

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Темирдашева Динара Мухамедовна

магистрант 3 курса ФЭУ Научный руководитель: Бадахова Ирина Тельмановна

кандидат исторических наук, доцент Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. Данная статья посвящена проблематике недостаточного демографического роста в КЧР. В исследовании обозначены приоритетные направления социально-демографического развития региона.

Annotation. This article is devoted to the problem of insufficient demographic growth in the KCR. The study identifies priority areas of socio-demographic development of the region.

Ключевые слова: демография, приоритетные направления, миграция, рождаемость, смертность.

Keywords: demography, priority areas, migration, birth rate, mortality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.