Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1191
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / STATE POLICY / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / LABOR MARKET / SOCIO-ECONOMIC SITUATION / FINANCIAL CRISIS / SOCIAL GUARANTEES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карачаево-Черкесский Государственный Университет Имени У.Д. Алиева, Эбзеева Олеся Ильясовна, Бадахова Ирина Тельмановна

В данной статье определяются основные цели и задачи государственной политики в области занятости населения на различных уровнях управления. Исследуются основы реализации политики занятости в соответствии с поставленными целями и задачами, что позволяет стабилизировать уровень регистрируемой безработицы на социально приемлемом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Карачаево-Черкесский Государственный Университет Имени У.Д. Алиева, Эбзеева Олеся Ильясовна, Бадахова Ирина Тельмановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Эбзеева Олеся Ильясовна

Магистрант 3 курса ФЭУ Научный руководитель: Бадахова Ирина Тельмановна

кандидат исторических наук, доцент Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. В данной статье определяются основные цели и задачи государственной политики в области занятости населения на различных уровнях управления. Исследуются основы реализации политики занятости в соответствии с поставленными целями и задачами, что позволяет стабилизировать уровень регистрируемой безработицы на социально приемлемом уровне.

Annotation. This article defines the main goals and objectives of the state policy in the field of employment at various levels of government. The article examines the basics of implementing the employment policy in accordance with the set goals and objectives, which makes it possible to stabilize the level of registered unemployment at a socially acceptable level.

Ключевые слова: государственная политика, занятость населения, безработица, рынок труда, социально-экономическая ситуация, финансовый кризис, социальные гарантии.

Keywords: state policy, employment, unemployment, labor market, socio-economic situation, financial crisis, social guarantees.

Государственная политика занятости населения зависит от темпов и характера рыночных превращений. Она предусматривает систему адаптации разных категорий незанятого населения относительно требованиям рынка труда, а также систему социальной защиты безработных и личностей с ограниченной конкурентоспособностью.

Государственное регулирование занятости населения должно основываться на:

- обеспечении социального партнерства субъектов рынка труда, то есть создании равных возможностей всем гражданам независимо от их происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, политических убеждений, отношения к религии, реализации права на свободный выбор вида деятельности соответственно своим способностям и профессиональной подготовки, учитывая личные интересы и общественные потребности;

- содействии обеспечению эффективной занятости, созданию новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства;

- добровольности и отсутствии принуждения граждан, что касается выбора сферы занятости и рабочего места;

- гласности на основе всестороннего информирования населения о наличии вакантных рабочих мест;

- поддержании трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте, которые требуют социальной защиты;

- определенной гарантии занятости, то есть гарантии сохранения рабочих мест и профессий, гарантий получения доходов.

В зависимости состояния экономики на рынке труда предусматриваются осуществление активных и пассивных способов регулирования занятости.

К активным мероприятиям относятся:

- создание дополнительных и новых рабочих мест путем реструктуризации экономики, развитию частного бизнеса, особенно малого и среднего, создание условий для иностранного инвестирования и для самостоятельной занятости населения;

- профориентация, подготовка и переподготовка кадров;

- организация общественных работ;

- усиление территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы;

- развитие службы занятости.

К пассивным мероприятиям относятся: выплата помощи в связи с безработицей и предоставление помощи членам семей, которые находятся на содержании безработных.

Прогрессивным направлением регулирования занятости следует считать льготную кредитную и налоговую политику относительно предприятий, которые увеличивают количество рабочих мест и предоставляют их социально не защищенным группам незанятого населения.

Разделяют долгосрочные и краткосрочные (на один год) программы. Они разрабатываются как на государственном, так и на региональном уровне.

Целью государственных и региональных программ занятости является содействие занятости населения, удовлетворение потребностей граждан в труде.

Государственные и региональные программы занятости населения направлены на:

- содействие развитию и структурной перестройке экономики, созданию условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь на рентабельные производства и в приоритетные отрясли экономики; предупреждение развития безработицы и его сокращения с помощью повышения экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест с гибкими формами занятости; совершенствование систем восстановления рабочей силы одновременно с повышением числа рабочих мест, улучшением профессиональной ориентации, повышением квалификации работников и эффективности использования трудовых ресурсов;

- защита безработных и их семей от негативных последствий безработицы и обеспечение занятости граждан, которым нужна защита и не способные конкурировать на рынке труда;

- формирование кадровой, материальной, информационной, статистической, финансовой и научно - методической базой государственной службы занятости;

- мероприятия воздействия занятости населения, которое проживает в сельской местности.

Активная политика занятости должна включать в себя:

- формирование динамичной структуры рабочей силы с помощью системы профессионального образования и переподготовки кадров;

- стимулирование создания гибкого и регулируемого рынка труда.

Политика занятости должна иметь общегосударственный (макро), региональный или отраслевой (меза) и локальный (микро) уровни. При этом все эти уровни должны исходить из единой концепции занятости.

Государственная политика занятости на макроуровне должна быть направлена на обеспечение полной занятости как необходимой предпосылки реализации права граждан на труд и достижение высокого уровня жизни. Поэтому содействие полной занятости населения является стратегической целью государства.

Политика в области содействия занятости должна обеспечивать:

- создание благоприятной среды (социально-экономического пространства) для создания новых и сохранения перспективных рабочих мест с учетом специфики конкретного региона и отдельных отраслей и производства;

- активную социальную защиту безработных, достижение цивилизованных стандартов в социальном развитии.

Механизмы регулирования занятости можно сгруппировать в три блока: экономический, организационный и нормативно - правовой. Важная задача - оптимальное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения рабочей силы.

Необходимость государственного регулирования занятости, как показывает опыт стран с рыночной экономикой, обусловлено тем, что: рыночные механизмы сами по себе недостаточны для комплексного решения проблем трудовой сферы; желаемые результаты в трудовой сфере не могут быть достигнуты только методами рыночного регулирования.

Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследований. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ в структуре мировой экономической мысли.

Основные выводы неоклассической теории о проблемах безработицы состояли в следующем:

1. Рыночная система обладает автоматическим саморегулированием. При чрезвычайных внешних воздействиях равновесие на рынке труда (и других рынках) временно нарушается и возможно появление безработных. Затем равновесие восстанавливается.

2. Регулировка осуществляется за счёт гибких цен, ставок зарплаты и процента. Эластичность регуляторов обусловлена совершенной конкуренцией.

3. В условиях совершенной конкуренции рыночная система способна обеспечить полную занятость трудоспособного населения, что соответствует нормальным условиям функционирования рынка труда.

4. Существование длительной безработицы невозможно. Если она всё-таки повысилась, то это объясняется негибкостью цен, ставок зарплаты и процента.

5. Государство не должно вмешиваться в действие рынка труда.

Классическая школа исходит из того, что в условиях рынка каждый товар подчиняется закону спроса и предложения. На рынке труда это касается прежде всего самого труда (рабочей силы). Если спрос больше предложения, то растёт цена труда - зарплата и занятость работников, соответственно уменьшается безработица и, наоборот.

В принципе на рынке труда теоретически возможно установление равновесия. Механизм его установления, согласно воззрений классической школы таков: в первом случае, то есть при нехватке работников, предприниматели готовы не только привлечь новых работников при неизвестной заработной плате, но и повысить её, чтобы занять пустующие рабочие места; во втором - появление безработных, готовых трудиться за более низкую заработную плату.

Исходя из этого, причину безработицы представители классического направления видели в требованиях наёмными работниками высокой зарплаты. Соответственно безработица, по их мнению,

могла быть устранена автоматически, самим рыночным механизмом, вследствие "давления" предложения труда на зарплату вниз до равновесия. Другими словами, с позиции экономической теории сама безработица способна снижать уровень зарплаты и повышать занятость.

Из классической концепции вытекает однозначный ответ о роли государства в экономике. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечить автоматическое использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. Именно в классической теории был сформулирован принцип невмешательства государства в экономику вообще и в сферу рынка труда, в частности.

Литература:

1. Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011 - 2015 гг.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/doc_ projects/554.

2. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица / В. А. Павленков. - М. Кнорус, 2009. 282 с.

3. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование: учеб. пособие / Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

4. Павленков В. А Рынок труда; Занятость; Безработица: учеб. изд. - М.: Изд. - во МГУ, 2004. - 368

с.

КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ

Лайпанов Шамиль Артурович

магистрант 3 курса ФЭУ Научный руководитель: Бадахова Ирина Тельмановна

кандидат исторических наук, доцент Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. Статья посвящена исследованию устойчивого социально -экономического развития муниципальных образовании и решению социальных проблем граждан.

Annotation. The article is devoted to the study of sustainable socio-economic development of municipalities and solving social problems of citizens.

Ключевые слова: муниципальное образование, социальные проблемы, устойчивое развитие.

Keywords: municipal formation, social problems, sustainable development.

Важнейшими факторами сохранения муниципальных образований являются перспективное, устойчивое социально-экономическое развитие и решение социальных проблем граждан.

Особое значение в управлении муниципальными образованиями уделяется развитию социальной сферы, на которой основаны и реализуются условия для воспроизводства населения образования, в первую очередь, это удовлетворение потребностей граждан [3].

Необходимо отметить, что управление социально-экономическим развитием муниципального образования - это управление согласованными между собой программами развития и функционирования сфер жизнедеятельности общества муниципального образования, которые согласованны как по срокам, так и по ресурсам в соответствии с расставленными населением приоритетами, а также исполняющимися на базе договоров, региональных программ развития и федеральных законов.

Также следует отметить, что если в муниципальном образовании будет отсутствовать упор на рыночный механизм, то возникнет ситуация при которой будет происходить деградация человеческих возможностей и имеющегося потенциала, что в результате приведет к затормаживанию социально -экономического развития в целом.

Но прежде чем рассматривать комплексное социально-экономическое развитие, важно определиться с полномочиями, функциями и компетенцией органов местного самоуправления в данной области. Права, обязанности и компетенции местного самоуправления основаны на действующем законодательстве, сложившихся в обществе традициях, а также инициативе органов местного самоуправления. Важно разграничить предметы ведения и определить полномочия местного самоуправления. К предметам ведения органов местного самоуправления относится благоустройство территории, а именно планировка территории, обустройство и строительство зданий общественного и частного пользования, эксплуатация и ведение жилищного фонда, озеленение территорий. Для того чтобы органы местного самоуправления могли реализовывать возложенные на них обязанности, необходимо, чтобы они имели следующие права

[4]:

- право на распоряжение муниципальным имуществом, а именно определение списка неотчуждаемых объектов собственности и арендной платы по отношению к муниципальной собственности:

- право на распоряжение финансами муниципального образования, а также функционирования налогообложения на данной территории;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.