Политология
УДК 11.15.45
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
STATE AND MUNICIPAL REGULATION IN THE FIELD OF EMPLOYMENT POLICY
Обоснована основная цель политики содействия занятости населения, которая состоит в обеспечении роста рабочей силы, дифференцированном подходе к регулированию размера и уровня безработицы при одновременной реструктуризации трудового потенциала.
На основе проведенного анализа выделены следующие проблемы в сфере политики занятости и на рынке труда:
— разбалансированность спроса и предложения на рынке труда;
— увеличение числа граждан, уволившихся по собственному желанию;
— сложности в обеспечении занятости населения, испытывающего трудности в трудоустройстве (молодежь до 18 лет, женщины, имеющие малолетних детей, лица, освобожденные из мест лишения свободы);
— сокрытие работодателями полной и достоверной информации о наличии имеющихся вакансий;
— сокращение сферы приложения женского труда;
— существование «скрытой» безработицы.
Автор оценивает муниципальное управление в сфере труда и занятости с точки зрения формирования и функционирования рынка труда на территории муниципального образования.
Отмечено, что создание системы управления занятостью населения является одной из главных задач органов местного самоуправления. Местными администрациями совместно со специализированными государственными службами разрабатываются муниципальные программы содействия занятости, которые утверждаются постановлениями представительных органов местного самоуправления.
Обосновано, что стратегическими задачами в области политики содействия занятости в ближайшее время будут изменение нормативно-правовой базы в сфере занятости населения, увеличение влияния роли центров занятости населения на рынок труда, качественное улучшение кадрового потенциала с помощью проведения профориентации, профобучения, профилирования безработных граждан в целях повышения эффективности предоставляемых им услуг.
Сделан вывод о необходимости следующих мероприятий для формирования гибкого рынка труда: обеспечить совершенствование трудового законодательства, развивать территориальную мобильность рабочей силы, повышать качество занятости, качество оказания государственных услуг в сфере содействия политики занятости населения
Ключевые слова: занятость; государственное и муниципальное регулирование; безработица; политика занятости; рынок труда; муниципалитеты
The main aim of employment promotion policy of the population for ensuring the growth of the labor force, a differentiated approach to regulating the size and the level of unemployment with simultaneous restructuring of the labor potential is proved in the article.
The following problems are pointed out on the basis of the analysis in the sphere of employment policy and labor market:
— imbalances in supply and demand in the labor market;
S. Beydin, Transbaikal State University, Chita
С. В. Бейдин, Забайкальский государственный университет, г. Чита [email protected]
— increase of a number of people laid off on their own;
— difficulty in securing employment, experiencing difficulties in finding employment (young people under 18 years of age, women with small children, persons released from prison) ;
— concealment of employers of full and accurate information about the availability of vacancies;
— reduction of women's work;
— existence of «hidden» unemployment.
The author evaluates the municipal administration in the field of labor and employment in terms of the formation and functioning of the labor market in the municipality.
It is noted that the creation of employment management system of the population is one of the main tasks of local governments. The local administration in cooperation with the specialized public services create the municipal programs of promotion the employment, which are approved by resolutions of the representative bodies of local self-government.
The author proves that the strategic objectives in the field of employment promotion policy in the near future are going to be : changes in the regulatory framework in the field of employment, an increase in the influence of the role of employment centers in the labor market, the qualitative improvement of personnel potential by conducting career counseling, vocational training, profiling of unemployed citizens to improve the efficiency of services given to them.
It is concluded about the need of the following measures to form a flexible labor market: to ensure the improvement of the labor legislation and to develop the territorial mobility of the workforce, improve the quality of employment and the quality of public services in the field of employment promotion policy
Key words: employment; state and municipal regulation; unemployment; employment policy; labor market; municipalities
Актуальность рассмотрения заявленной темы обусловлена тем, что в условиях рыночного реформирования России вопросы, связанные с занятостью и её регулированием на уровне муниципалитетов, являются важной проблемой и регламентируются законодательством. Это обусловлено тем, что обеспечение полной и эффективной занятости, как главная цель и средство достижения достойного уровня жизни, наиболее вероятно лишь при эффективном регулировании рынка труда и процессов, происходящих в сфере занятости населения.
Среди отечественных авторов, рассматривающих вопросы рынка труда, безработицы с макроэкономической позиции, отметим Б. М. Генкина [1], Н. М. Остапенко [3], С. Ю. Рощина. Анализ рынка труда на микроуровне изложен в работах И. В. Галета и А. Кашенова [2].
Особенности отечественного рынка труда анализируются в трудах В. В. Адам-чук, Н. И. Базылева, В. Б. Зотова, А. Ф. Зубова. Проблемам регулирования процессов занятости на государственном и муниципальном уровнях уделяется особое внимание в работах О. М. Роя [4], В. А. Холопо-ва, В. Б. Зотова.
Существенно изменилась роль государства в области формирования рынка труда. Возникли новые экономические рычаги воздействия на этот рынок. Государство было вынужденно взять на себя социальную ответственность за те слои населения, которым трудно адаптироваться в новых экономических условиях.
Занятость — сфера деятельности государства, эффективно регулировать которую можно лишь привлекая все уровни власти, а в некоторых вопросах отдавая приоритет региональным и местным властям. Конечно, следует активно использовать работодателей, оказывая им необходимую помощь. При этом следует иметь в виду, что роль работодателей в осуществлении политики содействия занятости населения проявляется в соблюдении условий договоров, регулирующих трудовые отношения, и в реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работника.
Государственное регулирование в области рынка труда проявляется в:
— создании правового поля для защиты прав трудящихся;
— протекции для уязвимых групп населения, к котором относятся национальные меньшинства, инвалиды и др.;
— проведении подготовки, переподготовки рабочей силы;
— законодательном закреплении минимальной оплаты труда;
— гарантии приемлемых условий для труда;
— обеспечении стабильного дохода и социального страхования работников [5].
Кроме того, значительное влияние на рынок труда оказывает фискальная политика государства, создание новых рабочих мест, регулирование инфляции. Однако действия государства в области регулирования рынка труда имеют не всегда положительное влияние. Например, в странах с развитой рыночной экономикой законодательно установленный государством минимальный уровень оплаты труда обычно выше равновесной цены труда.
Регулирование безработицы на протяжении всего периода реформ являлось основной сферой государственной политики регулирования рынка труда. При этом основной акцент традиционно делался на социальной составляющей — поддержке доходов лиц, оставшихся без работы, — а не на активных мерах борьбы с безработицей (посредничество в трудоустройстве, программы профессионального обучения, переподготовки и профессиональной ориентации, политика создания рабочих мест).
Российское законодательство обеспечивает всем безработным (независимо от риска перехода в статус длительно безработных) доступ к программам, проводимым службами занятости. Это, с одной стороны, ведет к распылению и без того скудных финансовых ресурсов и, с другой стороны, делает активные программы «социальным убежищем» для безработных, имеющих мало шансов получить работу и стремящихся путем получения новой квалификации повторно иметь право на получение пособия.
Совершенствование используемых методов регулирования занятости населения в рамках муниципальных образований в
перспективе может постепенно уменьшить рост безработицы, увеличить эффективность реализации основных мероприятий политики занятости, повысить социальную защищенность различных социально-демографических групп населения.
Муниципальная социальная политика — это комплексная система целей, задач и механизмов их реализации, направленных на обеспечение населения социальными услугами, а также на содержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в соответствии с положениями социальной политики государства и обязательном взаимодействии с органами государственной власти. Сфера труда и занятости — одна из основных составляющих социальной сферы на различных уровнях управления — государственном, региональном или муниципальном.
Мероприятия в области социально-экономического регулирования рынка труда, занятости населения на уровне муниципалитета разделяются на два блока: активная политика, включающая меры по содействию в трудоустройстве, профессиональному обучению, переобучению, повышению квалификации, поддержке рабочих мест, способствованию организации рабочих мест, регулированию миграционных процессов, и пассивная, предполагающая выплату пособий по безработице, поддержку социально уязвимых категорий граждан, обеспечение досрочного выхода на пенсию [4].
Проведенный анализ деятельности центров занятости населения в муниципалитетах России за период 2009—2015 гг. в аспекте рассмотренных направлений показал, что:
1) мероприятия в области активной политики занятости постепенно сокращаются, а проводимые являются малоэффективными, так как разрабатываются, исходя из происходящих событий, т.е. «постфактум». Иначе говоря, слабо действует система прогнозирования развития ситуации на рынке труда конкретного муниципального образования, что не позволяет разрабаты-
вать и эффективно применять превентивные меры;
2) применяемые методы, технологии в области регулирования рынка труда не могут решить накопившиеся проблемы в сфере занятости, вследствие чего требуется их переоценка, методическое обоснование, а также совершенствование.
Для осуществления основных мероприятий политики занятости необходим организационный механизм регулирования рынка труда, представляющий собой совокупность органов управления, применяемых средств и методов, благодаря которым они воздействуют на объекты управления с целью более эффективного достижения целей, поставленных перед конкретной социально-экономической системой. Исходя из
Для достижения наиболее эффективной занятости населения как в стране, так и в отдельных регионах и муниципалитетах требуется четкое разграничение функций между уровнями власти, которое в общем виде представлено далее.
На федеральном уровне:
— разработка государственной программы в области содействия занятости населения;
— формирование на ее основе федеральной политики занятости;
— создание нормативно-правового поля для обеспечения государственной политики занятости;
— разработка и обеспечение действий системы экономических и финансовых механизмов реализации государственной политики занятости и регулирования общероссийского рынка труда;
этого, механизм регулирования рынка труда муниципалитета правомерно рассматривать как сложную социально-экономическую систему, состоящую из ряда подсистем (объект управления, субъект управления и др.), взаимодействующих между собой и с окружающей средой для обеспечения позитивного развития системы в целом.
Органы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления разрабатывают и осуществляют государственную политику занятости населения, проводят всю необходимую работу по ее реализации. В Российской Федерации административная структура в сфере труда и занятости населения имеет три уровня (см. таблицу).
— координирование деятельности различных министерств, ведомств органов управления субъектом Федерации;
— формирование федеральной службы, занимающейся вопросами реализации политики в области содействия занятости населения;
— контроль над деятельностью в сфере содействия занятости населения различных министерств, ведомств, органов управления субъектов Федерации;
— организация подготовки, переподготовки кадров;
— научно-информационное и методическое обеспечение;
— способствование обмену опытом с зарубежными странами.
На федеральном уровне также происходит разработка целевых программ («Новый старт», «Клуб ищущих работу» и др.) с
Административная структура в сфере труда и занятости населения Administrative structure in the labour field and employment of population
Государственный орган в области содействия занятости Управленческий уровень
Министерство труда и социальной защиты Общегосударственный
Региональные службы занятости Административно-территориальные единицы, республики, края, Москва, Санкт-Петербург
Районные центры занятости Административно-территориальные единицы районного уровня
целью создания и сохранения рабочих мест, формируются и реализуются меры для улучшения инвестиционного климата, целевого финансирования отдельных отраслей. В современных социально-экономических условиях хозяйствования роль государства в области регулирования занятости существенно повышается и усложняется. Возрастает значение государственного прогнозирования динамики рынка труда для превентивного воздействия на вероятные последствия от реализации структурной, научно-технической, региональной политики, приводящие к массовой безработице.
Государственные меры по воздействию на рынок труда существуют на трех уровнях и варьируются в зависимости от методов регулирования занятости:
— экономические методы, к которым можно отнести льготное кредитование, налогообложение, стимулирование предпринимателей к сохранению и созданию рабочих мест, осуществление профобучения кадров;
— организационные методы, предполагающие формирование службы занятости, единой информационной системы, системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
— административно-законодательные методы, включающие в себя регламентацию порядка заключения трудовых договоров, длительность рабочего времени, сверхурочных работ, формирование квот на трудоустройство и др.
Органы власти субъекта Федерации осуществляют:
— формирование региональной политики в области содействия занятости с учетом положений госпрограммы Федерации и местных условий;
— нормативно-законодательное обеспечение её осуществления, закрепление основных положений данной политики в уставе субъекта Федерации;
— создание и реализацию целевых программ содействия занятости населения региона;
— разработку и обеспечение действия системы реализующих ее экономических механизмов;
— координацию и контроль за деятельностью разнообразных управляющих структур региона, муниципалитетов, общественных и других организаций, связанной с реализацией целей, задач региональной политики занятости;
— организацию подготовки и переподготовки кадров;
— научно-информационное и методическое обеспечение;
— обмен опытом с зарубежными странами, а также другими субъектами Федерации и муниципальными образованиями внутри самого региона.
На уровне субъекта Федерации используются пакеты документов, принимаемых соответствующими региональными органами. Кроме этого, разрабатываются целевые программы («Первое рабочее место», «Школа безработного»), направленные на создание новых, сохранение существующих рабочих мест, развитие предпринимательства. Финансирование подобных программ осуществляется, как правило, из регионального бюджета. В целевых программах содействия занятости и социальной поддержки населения рассматриваются вопросы разделения функций, направлений комплексной деятельности органов субъекта Федерации и местного самоуправления. Данные программы, как правило, включают:
— совокупность направлений и мероприятий, реализуемых в сфере занятости на территории данного субъекта Федерации и финансируемых из бюджетов всех уровней;
— совокупность направлений, мероприятий по содействию занятости населения, финансирование которых осуществляется только из регионального бюджета.
Органы местного самоуправления, в свою очередь, осуществляют:
— разработку муниципальной политики занятости с учетом политики в области содействия занятости федерации и региона;
— правовое обеспечение реализации программы занятости населения муниципалитета;
— разработку, обеспечение действий системы экономических и финансовых ме-
ханизмов реализации муниципальной политики занятости и регулирование рынка труда муниципалитета.
Ярмарки вакансий являются хорошо зарекомендовавшей себя формой содействия занятости населению. На них посетители имеют возможность решить, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтому состав участников ярмарок вакансий включает ведущие предприятия и организации, действующие на территории муниципального образования или находящиеся поблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения; юридические службы и консультации; представителей территориальных органов службы по труду и занятости.
Одним из действенных механизмов реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, не требующие предварительной профессиональной подготовки, имеющие социально полезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.
Список литературы_
Безработица в России имеет особенности, обусловленные демографическими процессами и отличающие её от общемировых закономерностей. В стране отмечается старение населения, численность и удельный вес в возрасте моложе трудоспособного сокращается. Это приводит к необратимым изменениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: снижается мобильность трудовых ресурсов, людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию; доля лиц пожилого возраста составляет больше 30 %; обостряется проблема занятости среди молодежи, так как в настоящее время трудоспособное население пополняется многочисленным поколением 90-х гг. XX в.
В мире существует значительный теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия, в свою очередь, нуждается в особом комплексном подходе, при котором государственная политика содействия занятости будет иметь предупреждающий, превентивный характер, включать целый ряд мер государственного регулирования, препятствующих росту безработицы и переходу её в застойную форму. В настоящее время рациональной является работа на опережение реального развития рынка труда для устранения препятствий, способных увеличить безработицу. Основная цель такой политики — снижение безработицы уже в среднесрочном периоде.
1. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: М.: ИНФРА-М, 2010. 416 с.
2. Кашенов А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы / / Социальная политика и социальное партнёрство. 2010. № 8. С. 7—16.
3. Остапенко Н.М. Экономика труда. М.: ИНФРА-М, 2009. 317 с.
4. Рой О.М. Основы государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2013. 448 с.
5. Холопов В.А. Государственное и муниципальное управление. Ростов/н Д.: Феникс, 2010. С. 56.
List of literature_
1. Genkin B.M. Ekonomika i sotsiologiya truda ]Economics and sociology of labor]. Moscow: INFRA-M, 2010.416 p.
2. Cashenov A. Sotsialnaya politika i sotsialnoe partnyorstvo (Social policy and social partnership), 2010, no. 8, pp. 7—16.
3. Ostapenko N.M. Ekonomika truda [Labor Economics]. Moscow: INFRA-M, 2009. 317 p.
4. Roy O. Osnovy gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya [Fundamentals of state and municipal government]. St.-Petersburg: Peter, 2013. 448 p.
5. Kholopov V.A. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie [State and municipal management]. Rostov / n D.: Phoenix, 2010, p. 56.
Коротко об авторе
Briefly about the author
Бейдин Сергей Владимирович, канд. полит. наук, доцент кафедры «Государственное муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические процессы и институты, политика занятости, региональная политика, государственное и муниципальное управление, регионы
Sergey Beydin, candidate of political sciences, associate professor, State and Local Government department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political processes and institutions, employment policy, regional policy, state and municipal administration, regions
Образец цитирования _
Бейдин C.B. Государственное и муниципальное регулирование в сфере политики занятости / / Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 8. C. 34—40.