Научная статья на тему 'Проблемы регулирования занятости населения на муниципальном уровне'

Проблемы регулирования занятости населения на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6134
966
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТЬЮ / БЕЗРАБОТИЦА НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ / ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ / MUNICIPAL MANAGEMENT / MUNICIPAL MANAGEMENT PROBLEMS / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / EMPLOYMENT REGULATION / MANAGEMENT OF THE EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT AT THE MUNICIPAL LEVEL / LOCAL GOVERNMENT / EMPLOYMENT AT THE LOCAL LEVEL / THE PROBLEM OF UNEMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пухова Марина Михайловна, Дунаева Анастасия Игоревна, Удачин Никита Олегович

В данной статье авторами рассматривается проблема управления занятостью населения на муниципальном уровне. Раскрывается понятие занятости населения как совокупности экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Авторы подробно рассмотрели проблемы безработицы и выявили ее специфические черты на муниципальном уровне. Также были подробно проанализированы полномочия органов местного самоуправления по решению проблем, связанных с занятостью населения. Были выявлены и проанализированы проблемы регулирования занятости на местном уровне, которые в настоящее время являются очень актуальными в связи с тем, что в нашей стране правовое регулирование вопросов занятости населения относится к сфере федерального и регионального управления. Муниципалитеты в данном вопросе имеют ограниченные возможности. В этой связи в заключении авторами предлагается круг мер по решению выявленных проблем. Необходимо отметить, что в целях повышения качества и уровня жизни населения основные усилия органов МСУ должны быть сконцентрированы на создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, в том числе, на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, the authors consider the problem of the management of the employment of the population at the municipal level. The term of the employment as a set of economic and social relations associated with the provision of able-bodied citizens with jobs and their participation in economic activities is clarified. The authors examined in detail the problems of the unemployment and identified its specific features at the municipal level. The powers of the local authorities to solve the problems associated with employment were also analyzed in detail. The problems of the regulation of the employment at the local level, which are currently very actual due to the fact that in our country the legal regulation of employment is a matter of federal and regional government. Municipalities in this regard are limited. In this regard, in conclusion the authors suggest a range of measures to solve the identified problems. It should be noted that in order to improve the quality and standard of living the main efforts of the municipal government bodies should be focused on creating the conditions for effective employment, balance of supply and demand in the labor market, also by improving the quality and competitiveness of the workforce.

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования занятости населения на муниципальном уровне»

УДК 331.5.024.54 (045)

Пухова Марина Михайловна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва1

Заместитель декана факультета «Менеджмент», кандидат экономических наук

Доцент кафедры «Корпоративное управление» E-Mail: corgovfa@yandex.ru

Дунаева Анастасия Игоревна

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студентка факультета «Государственное и муниципальное управление»

E-Mail: nastia007.07@mail.ru

Удачин Никита Олегович

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Россия, Москва

Студент факультета «Государственное и муниципальное управление»

E-Mail: uda4in.nick@yandex.ru

Проблемы регулирования занятости населения на муниципальном уровне

1 119454 г. Москва, ул. Лобачевского, дом 92, корп. 3, кв. 61

Аннотация. В данной статье авторами рассматривается проблема управления занятостью населения на муниципальном уровне. Раскрывается понятие занятости населения как совокупности экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Авторы подробно рассмотрели проблемы безработицы и выявили ее специфические черты на муниципальном уровне. Также были подробно проанализированы полномочия органов местного самоуправления по решению проблем, связанных с занятостью населения. Были выявлены и проанализированы проблемы регулирования занятости на местном уровне, которые в настоящее время являются очень актуальными в связи с тем, что в нашей стране правовое регулирование вопросов занятости населения относится к сфере федерального и регионального управления. Муниципалитеты в данном вопросе имеют ограниченные возможности. В этой связи в заключении авторами предлагается круг мер по решению выявленных проблем. Необходимо отметить, что в целях повышения качества и уровня жизни населения основные усилия органов МСУ должны быть сконцентрированы на создание условий для эффективной занятости населения, обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда, в том числе, на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Ключевые слова: муниципальное управление; проблемы муниципального

управления; занятость населения; безработица; регулирование занятости; управление занятостью; безработица на муниципальном уровне; местное самоуправление; занятость на местном уровне; проблема безработицы.

Идентификационный номер статьи в журнале 162БУЫ314

В настоящее время при рыночном реформировании экономики Российской Федерации проблема занятости и ее регулирования на уровне муниципалитетов приобретает все большую актуальность. В первую очередь это связано с тем, что обеспечивая полную и эффективную занятость населения, которая рассматривается как первоочередная цель и инструмент обеспечения достойного уровня жизни граждан в социально-ориентированной экономике, органы государственной власти и местного самоуправления проводят эффективную и целенаправленную политику регулирования процессов, происходящих на рынке труда и в сфере занятости населения.

Под занятостью следует понимать совокупность как экономических, так и социальных отношений, которые связаны с обеспечением трудоспособного населения рабочими местами и их участии в хозяйственной деятельности страны. Уменьшение роста безработицы, увеличение эффективности реализации основных направлений политики занятости, а также обеспечение социальной защиты всех социально-демографических групп граждан в процессе адаптации к рыночным отношениям возможно лишь при совершенствовании государством форм, методов и практики своего регулирования занятости населения как на федеральном и региональном, так и на местном уровнях.

Основные трудности в регулировании вопросов занятости заключаются в том, что эти вопросы регулируются нормами права федеральных и региональных уровней власти и их реализация происходит через территориальные структуры Федеральной службы занятости РФ. Следует отметить, что большая часть населения, которое проживает на той или иной территории муниципального образования, занято на предприятиях, не входящих в муниципальную собственность. Органы муниципального управления достаточно ограничены в возможностях влияния на рынок труда. Функции по трудоустройству безработного населения, а также выплаты им пособий по безработице в настоящее время остаются прерогативой органов государственной власти. Не смотря на это, органы муниципальной власти тоже обладают определенным кругом полномочий по влиянию на процессы занятости в пределах своих территорий.

Следует отметить, что проблема занятости населения должна рассматриваться как проблема, имеющая два аспекта:

1) размер и регулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материального благополучия населения муниципального образования и величину налоговых поступлений в бюджеты муниципалитетов;

2) условия труда, которые могут оказывать негативное воздействие на здоровье и продолжительность жизни работника.

В условиях рыночной экономики проблема занятости населения решается на уровне муниципалитетов. К полномочиям органов федеральной власти относится разработка и реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории Российской Федерации. Они также осуществляют координацию деятельности органов управления всех остальных уровней в сфере занятости населения, путем определения минимальных и обязательных нормативов для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Органы государственной власти субъектов РФ в рамках и на основе разработанной федеральными органами власти государственной политики занимаются разработкой и реализацией региональной политики в сфере занятости, которая учитывает специфику муниципалитетов.

Функционирование рынка труда может быть в значительной степени облегчено участием местного сообщества в подборе специалистов на вакантные рабочие места, в разработке политики, которая направлена на снижение уровня безработицы, в

информационном отслеживании изменения занятости и т.д. Достижение баланса между количеством работников и количеством рабочих мест - это задача, которая может быть решена только на местном уровне. Интерес местного сообщества к рынку труда заключается в том, что местное сообщество помогает наладить конструктивный диалог между работодателями и лицами, ищущими работу. Каждая из сторон диалога стремиться достичь своей цели: работники ищут возможность самореализации, в то время как работодатели ищут работников, удовлетворяющих их требованиям. Проблема установления баланса между количеством работников и количеством рабочих мест является одной из ключевых на муниципальном уровне, так как процесс создания кадров и процесс создания рабочих мест для них - это два совершенно независимых процесса. Независимо от причины безработицы все ее негативные последствия ложатся на рабочих, а именно на определенные группы экономически активного населения в зависимости от их возраста, пола, профессиональных навыков и умений и географического местоположения.

Говоря о безработице на местном уровне, следует понимать, что она отличается от национальной по следующим специфическим особенностям:

• области экономики муниципальных образований могут иметь отличную от национальных структуру издержек и технологии;

• в связи с тем, что экономика в муниципалитетах является динамичной, то существует большая вероятность возникновения ситуации, когда происходит изменение спроса, а предложение осуществляет попытки под него подстроиться. Издержки, направленные на получение информации о спросе, и замедление процесса передвижения рабочей силы создают трудности в ее перестройке в соответствии с данными изменениями.

Также следует учитывать различную способность к перестройке рынка труда в зависимости от географического положения муниципального образования. Влияние сил рыночной экономики не всегда способно устранить дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда в определенном регионе. Это связано с сегментацией рынка труда в этом регионе, слабой мобильностью рабочей силы относительно возможных вариантов ее использования, а также ввиду воздействия факторов, имеющих неэкономический характер, например, привязанность людей к району своего проживания.

Также следует учитывать факторы, имеющие чисто политический характер, которые вынуждают людей покидать районы своего проживания. Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ не было установлено функций органов муниципальной власти по управлению и регулированию занятости, а Федеральным законом от 19 апреля 1991г. № 10321 «О занятости населения Российской Федерации» за органами муниципальной власти были закреплены полномочия по организации и финансированию:

• организации и проведения общественных работ на оплачиваемой основе, временного обеспечения рабочими местами лиц несовершеннолетнего возраста (от 14 до 18 лет) в целях заработка в свободное от обучения время, безработного населения, которое испытывает трудности в трудоустройстве, безработных студентов - выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, которые осуществляют поиск работы впервые;

• ярмарки вакансий и учебных рабочих мест.

Большая часть органов муниципальной власти осуществляют разработку и реализацию программ занятости населения, поддержки молодежного предпринимательства и малого

бизнеса, а также активно взаимодействуют с частными посредническими фирмами и биржами труда. Органы муниципальной власти наделены следующими полномочиями в сфере занятости населения:

• осуществление разработки и реализации системы экономических и других механизмов, которые регулируют сферу занятости, местного рынка труда и трудовых отношений;

• реализация функций по координации и контролю за деятельностью в сфере

занятости управленческих структур муниципалитета, общественных и других организаций, предприятий и создание муниципальной службы занятости;

• обеспечение населения, которое ищет работу необходимой информацией;

• создание банка вакансий, временных и сезонных рабочих мест на муниципальном уровне;

• организация муниципального заказа на выполнение общественных работ;

• формирование центра по социальной и психологической адаптации на территории муниципального образования;

• создание бизнес-инкубатора в муниципалитете, который оказывал бы поддержку начинающим предпринимателям;

• создание на территории муниципального образования учебного методического центра по профессиональной подготовке населения по специальностям, востребованным на рынке труда;

• образование муниципальной службы по профориентации учащихся и выпускников школ и учебных заведений начального и высшего профессионального образования;

• образование на территории муниципального образования попечительского совета, который будет содействовать в поиске работы и дальнейшем трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

• осуществление организации и проведения мониторинговых исследований рынка труда в целях дальнейшего прогнозирования отраслевой и профессиональноквалификационной структуры спроса на рабочую силу.

На спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению оказывают финансовые возможности муниципального образования. Приоритетными направлениями политики занятости населения на уровне муниципального образования должны стать:

• помощь в трудоустройстве выпускников школ и профессиональных учебных заведений;

• оказание материальной и психологической помощи социально незащищенным гражданам;

• развитие новых и совершенствование старых форм взаимодействия с работодателями;

• повышение качества рабочей силы (организация мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации занятого населения муниципального образования).

При выборе основных форм и методов регулирования рынка труда на уровне муниципального образования следует исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

В практике существует несколько хорошо зарекомендовавших себя форм содействия занятости населения. Например, ярмарка вакансий, где посетители могут ознакомиться с банком вакансий, проконсультироваться по вопросам трудового законодательства и выбрать при необходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки.

Весьма действенным механизмом реального содействия занятости населения на уровне муниципального образования является организация общественных работ, т.е. оплачиваемые общедоступные виды трудовой деятельности не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и организуемые для обеспечения временной занятости граждан, ищущих работу.

Новой активной формой содействия занятости населения муниципальных образований являются клубы ищущих работу. В клубе гражданам оказывается помощь по поиску работы, приобретении навыков в этом деле, снижении психологической нагрузки, приобретении минимума правовых знаний и т.д.

Для содействия предпринимательской инициативе безработных может быть организован муниципальный бизнес-инкубатор - коллективный офис для начинающих предпринимателей. Особо важна помощь в трудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите, т.е. молодежь, инвалиды, лица, уволенные из рядов российской армии и члены их семей и т.д. Механизмом содействия занятости этим группам населения являются закон о квотировании рабочих мест.

В заключение следует отметить, что для повышения уровня и качества жизни населения муниципального образования органы муниципальной власти должны концентрировать свои основные усилия на обеспечение баланса между спросом и предложением на рынке труда, за счет повышения качества и конкурентоспособности своих кадров, а также на создание условий для эффективной занятости населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-Ф3.

2. Федеральный закон от 19 апреля 1991г. № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации».

3. Гаврилов Р.В. Производительность труда: показатели планирования и методы измерения. М.: Экономика, 2009.

4. Заславский И.К. О пользе рынка труда // Вопросы экономики. 2001. №9.

5. Иванова В.Н. Управление занятостью населения на местном уровне / В.Н.Иванова, Т.И.Безденежных. - М., 2012. - 247 с.

6. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития. // Экономист. 2008. №12.

7. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент. М.:1. ИНФРА-М, 2000.

8. Платонов О.А. Повышение качества трудовой жизни. Опыт США.М., 2010.

9. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб., 2005.- 437с.

10. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства /Ю.В. Филиппов, Т.Т. Авдеева. - М., 2000. - 257 с

Рецензент: Бутова Татьяна Витальевна к.э.н., заместитель декана факультета «Государственное и муниципальное управление», ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Marina Pukhova

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: corgovfa@yandex.ru

Anastasiya Dunaeva

«The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: nastia007.07@mail.ru

Nikita Udachin

The Financial University under the Government of the Russian Federation»

Russia, Moscow E-Mail: uda4in.nick@yandex.ru

The problems of the regulation of the employment at the municipal level

Abstract. In this article, the authors consider the problem of the management of the employment of the population at the municipal level. The term of the employment as a set of economic and social relations associated with the provision of able-bodied citizens with jobs and their participation in economic activities is clarified. The authors examined in detail the problems of the unemployment and identified its specific features at the municipal level. The powers of the local authorities to solve the problems associated with employment were also analyzed in detail. The problems of the regulation of the employment at the local level, which are currently very actual due to the fact that in our country the legal regulation of employment is a matter of federal and regional government. Municipalities in this regard are limited. In this regard, in conclusion the authors suggest a range of measures to solve the identified problems. It should be noted that in order to improve the quality and standard of living the main efforts of the municipal government bodies should be focused on creating the conditions for effective employment, balance of supply and demand in the labor market, also by improving the quality and competitiveness of the workforce.

Keywords: municipal management; municipal management problems; employment; unemployment; employment regulation; management of the employment; unemployment at the municipal level; local government; employment at the local level; the problem of unemployment.

Identification number of article 162EVN314

REFERENCES

1. Federal'nyj zakon № 131 «Ob obshhih principah organizacii mestnogo

samoupravlenija v Rossijskoj Federacii ot 06.10.2003 № 131-FZ.

2. Federal'nyj zakon ot 19 aprelja 1991g. № 1032-1 «O zanjatosti naselenija Rossijskoj Federacii».

3. Gavrilov R.V. Proizvoditel'nost' truda: pokazateli planirovanija i metody izmerenija. M.: Jekonomika, 2009.

4. Zaslavskij I.K. O pol'ze rynka truda // Voprosy jekonomiki. 2001. №9.

5. Ivanova V.N. Upravlenie zanjatost'ju naselenija na mestnom urovne / V.N.Ivanova, T.I.Bezdenezhnyh. - M., 2012. - 247 s.

6. Kartasheva A., Kubishin E. Situacija na rynke truda: napravlenija razvitija. // Jekonomist. 2008. №12.

7. Markova V.D., Kuznecova S.A. Strategicheskij menedzhment. M.:1. INFRA-M, 2000.

8. Platonov O.A. Povyshenie kachestva trudovoj zhizni. Opyt SShA.M., 2010.

9. Sistema municipal'nogo upravlenija / Pod red. V.B. Zotova. - SPb., 2005.- 437s.

10. Filippov Ju.V. Osnovy razvitija mestnogo hozjajstva /Ju.V. Filippov, T.T. Avdeeva. -M., 2000. - 257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.