Научная статья на тему 'Регулирование рынка труда и занятости в Забайкальском крае: политика занятости'

Регулирование рынка труда и занятости в Забайкальском крае: политика занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1470
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / САМОЗАНЯТОСТЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ ТРУДА / ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / БЕЗРАБОТИЦА / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / EMPLOYMENT / SELF-EMPLOYMENT / POLITICAL INSTITUTIONS / LABOR MARKET GOVERNANCE / EMPLOYMENT POLICY / TRANSBAIKAL REGION / UNEMPLOYMENT / LABOR POTENTIAL / REGIONAL LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бейдин Сергей Владимирович

Обоснована политика управления рынком труда и занятости в Забайкальском крае. Отмечено, что рассмотрение государственного регулирования занятости населения и снижение безработицы обусловлены рядом объективных обстоятельств. Вследствие мирового финансово-экономического кризиса часть граждан оказалась в трудной жизненной ситуации, утратила либо работу, либо значительную часть своего заработка. Кроме того, переход России на инновационный путь развития требует структурной перестройки и радикальной трансформации рынка труда и структуры занятости населения России. В Забайкальском крае продолжает сокращаться численность населения, что в долгосрочной перспективе может оказать влияние на значительное сокращение трудового потенциала края. Также сокращается численность предприятий, что ведет к увеличению числа незанятого населения. Рассмотрено совершенствование регулирования занятости населения Забайкальского края. Выполнена работа по изучению ситуации на региональном рынке труда, что позволило сформировать информационную базу для принятия управленческих решений по выработке наиболее важных показателей, требующих воздействия. Реализация вынесенных в статье предложений направлена на совершенствование регулирования в рамках системы мер по минимизации безработицы путем сохранения и создания рабочих мест, стимулирования малого предпринимательства и самозанятости, готовности к перемене профессии, достаточности финансирования мероприятий по содействию занятости населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF THE LABOUR MARKET AND EMPLOYMENT IN THE TRANSBAIKAL TERRITORY: EMPLOYMENT POLICY

The article reveals the management policy of the labor market and employment in the Transbaikal Territory. It was noted that the review of state regulation of employment and reduction of unemployment is determined by a number of objective reasons. Because of the global financial and economic crisis, a part of the citizens was in a difficult life situation, or lost the job, or the most part of their earnings. Russia's transition to an innovative path of development requires restructuring and a radical transformation of the labor market and employment structure of the population of Russia. The population in the Transbaikal Region constantly decreases. In the long term, it could have an impact on a significant reduction of the employment potential of the region. A number of enterprises reduces as well, and this leads to the increase of a number of unemployed population. The regulation improving of employment population in the Transbaikal Territory was studied as well. The article also reviews the situation in the regional labor market. It has allowed to form the information base for management decisions about the development of the most important indicators which require a certain impact. The realization of the revealed proposals is aimed to improve the regulation in the framework of system of measures on minimizing unemployment by maintaining and creating jobs, stimulating small business and self-employment, willingness to change profession, adequacy finance any business events for furtherance of population employment

Текст научной работы на тему «Регулирование рынка труда и занятости в Забайкальском крае: политика занятости»

Политология

УДК 11.15.45

DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-6-40-46

РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ: ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

REGULATION OF THE LABOUR MARKET AND EMPLOYMENT IN THE TRANSBAIKAL TERRITORY: EMPLOYMENT POLICY

Обоснована политика управления рынком труда и занятости в Забайкальском крае. Отмечено, что рассмотрение государственного регулирования занятости населения и снижение безработицы обусловлены рядом объективных обстоятельств. Вследствие мирового финансово-экономического кризиса часть граждан оказалась в трудной жизненной ситуации, утратила либо работу, либо значительную часть своего заработка. Кроме того, переход России на инновационный путь развития требует структурной перестройки и радикальной трансформации рынка труда и структуры занятости населения России.

В Забайкальском крае продолжает сокращаться численность населения, что в долгосрочной перспективе может оказать влияние на значительное сокращение трудового потенциала края. Также сокращается численность предприятий, что ведет к увеличению числа незанятого населения.

Рассмотрено совершенствование регулирования занятости населения Забайкальского края. Выполнена работа по изучению ситуации на региональном рынке труда, что позволило сформировать информационную базу для принятия управленческих решений по выработке наиболее важных показателей, требующих воздействия.

Реализация вынесенных в статье предложений направлена на совершенствование регулирования в рамках системы мер по минимизации безработицы путем сохранения и создания рабочих мест, стимулирования малого предпринимательства и самозанятости, готовности к перемене профессии, достаточности финансирования мероприятий по содействию занятости населения

Ключевые слова: занятость; самозанятость; политический институт; управление рынком труда; политика занятости; Забайкальский край; безработица; трудовой потенциал; региональный рынок труда

The article reveals the management policy of the labor market and employment in the Transbaikal Territory. It was noted that the review of state regulation of employment and reduction of unemployment is determined by a number of objective reasons. Because of the global financial and economic crisis, a part of the citizens was in a difficult life situation, or lost the job, or the most part of their earnings. Russia's transition to an innovative path of development requires restructuring and a radical transformation of the labor market and employment structure of the population of Russia.

The population in the Transbaikal Region constantly decreases. In the long term, it could have an impact on a significant reduction of the employment potential of the region. A number of enterprises reduces as well, and this leads to the increase of a number of unemployed population.

The regulation improving of employment population in the Transbaikal Territory was studied as well. The article also reviews the situation in the regional labor market. It has allowed to form the information base for management decisions about the development of the most important indicators which require a certain impact.

The realization of the revealed proposals is aimed to improve the regulation in the framework of system of measures on minimizing unemployment by maintaining and creating jobs, stimulating small business and self-employment, willingness to change profession, adequacy finance any business events for furtherance of population employment

Key words: employment; self-employment; political institutions; labor market governance; employment policy; Transbaikal region; unemployment; labor potential; regional labor market

S. Beydin, Transbaikal State Univesity, Chita

C.B. Бейдин, Забайкальский государственный университет, г. Чита beydina@inbox.ru

В связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского рынка рабочей силы актуальными становятся проблемы рынка рабочей силы, занятости и безработицы. Основное внимание при рассмотрении проблем занятости и безработицы в современной науке придается регулирующей роли государством рынка труда, снижению уровня безработицы, реализации эффективной политики занятости населения [2]. Одной из самых насущных в экономике России является проблема государственного регулирования занятости населения и снижение безработицы, что подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости.

Реализация государственной политики в сфере занятости с всевозрастающей очевидностью входит в число приоритетных направлений модернизации страны и субъектов Российской Федерации.

Исследованием теоретических аспектов государственной политики в сфере занятости занимаются такие авторы, как Б.М. Генкин, Н.М. Воловская, Ю.П. Ко-кин, П.Э. Шлендер. Это подтверждается перспективами развития социально-трудовой сферы и данными Федеральной службы государственной статистики. Политику занятости совместно с социальной политикой рассматривают С.В. Калашников, Г.А. Ахинов, Н.А. Волгин. Фундаментальный пласт проблем, связанных с выработкой основных направлений борьбы с безработицей в России, поднят в монографиях известных исследователей В.И. Плакся [7], Б.Д. Бреева [1].

Представляют интерес исследования, затрагивающие проблему реализации государственной политики в сфере занятости в условиях глобального экономического кризиса. В связи с этим, отметим статьи в периодических изданиях А. Разумова, М. Хали-кова, К. Колосова, И. Маслова, Е. Новик. В своих работах авторы рассматривают проблемное поле реализации государственной политики в сфере занятости в условиях кризиса. И.Ю. Бочаровой обобщен зарубежный опыт реализации государственной

политики в сфере занятости и наиболее эффективные технологии, применяющиеся в программах за рубежом, и возможность их приспособления и адаптации в России.

По данным на 1 января 2014 г., имеются некоторые расхождения в численности населения Забайкальского края, представленной Забайкалкрайстатом, и численности паспортов социально-экономического положения Забайкальского края в разрезе муниципальных образований [5]. По данным Забайкалкрайстата, численность составила 1 088,7 тыс. человек (снизилась с начала года на 0,15 %); по данным паспортов, в Забайкальском крае проживает 1 124,4 тыс. человек (рис. 1).

Одна из основных проблем Забайкальского края — устойчивая депопуляция — снижение численности населения. Определяющим фактором снижения численности населения края является устойчивая миграционная убыль населения, которая за январь-сентябрь 2014 г. составила 4 633 человек и уменьшилась к уровню соответствующего периода предыдущего года на 20,3 %. Из общей численности проживающего на территории Забайкальского края населения молодёжь в возрасте 16...29 лет составляет 23,1 % (251,4 тыс. человек). Показатель преобладающей численности мужчин и женщин по сравнению с 2013 г. сравнительно не изменился (рис. 2).

На рынок труда края усиливается влияние демографических ограничений, связанных с сокращением численности населения трудоспособного возраста. Вместе с тем, по предварительным данным обследования населения по проблемам занятости численность экономически активного населения края в январе-сентябре 2014 г. составила 535,3 тыс. человек, что на 0,1 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Численность занятых в экономике — 481,6 тыс. человек, она увеличилась по сравнению с январем-сентябрем 2013 г. на 3,4 тыс. человек (на 0,7 %).

Величина прожиточного минимума в Забайкальском крае за III квартал 2014 г. составила: на душу населения —

8 360,72 р., для трудоспособного населения для детей — 8 526,07 р. [6] (табл. 1; 2). — 8 766,64 р., для пенсионеров — 6 679,97 р.,

Рис. 1. Численность экономически активного населения по Сибирскому федеральному округу в 2014 г.

данные службы занятости, данные Забайкалкрайстата, тыс. человек тыс. человек

■ 2013 г. 2014 г.

Рис. 2. Численность населения по данным Забайкалкрайстата и Службы занятости в 2013-2014 гг.

Таблица 1

Величина прожиточного минимума по группам населения Забайкальского края

Группы населения Величина прожиточного минимума, р.

Всего 8636,41

Трудоспособное население 9052,74

Пенсионеры 6915,38

Дети 8803,69

Таблица 2

Уровень занятости и общей безработицы в Забайкальском крае, %

Показатель Сентябрь-ноябрь

2013 г. 2014 г.

Численность экономически активного населения 536,7 534,5

Уровень экономической активности населения 65,0 65,7

Уровень занятости 58,3 59,1

Уровень общей безработицы 10,3 10,1

Уровень регистрируемой безработицы в Забайкальском крае на 01 января 2015 г. находится на шестом месте среди регионов СФО и равен 1,9 % (к экономически ак-

тивному населению, по данным Роструда 535 407 человек). В среднем уровень по СФО равен 1,5 % (рис. 3).

□ 2013г. а2014г

Рис. 3. Изменение численности безработных граждан в Забайкальском крае в 2013 и 2014 гг.

Коэффициент напряженности на 1 января 2015 г. (отношение численности незанятых граждан, состоящих на учете к потребности, заявленной работодателями на конец периода) на регистрируемом рынке труда составил 2,5 единицы и снизился на 0,5 п.п. в соответствии с аналогичным периодом прошлого года (на 1 января 2014 г. — 2,0 единицы). Напряженная ситуация наблюдается в монопрофильном населенном пункте пгт. Жирекен и пгт. Верши-но-Дарасунский, где коэффициент напряженности на конец года составил 9,8 и 6,6 единиц соответственно, т.е. на численность безработных 9,8 и 6,6 человек существует только одна свободная вакансия.

Государственной службой занятости населения Забайкальского края проводится активная работа по привлечению вакансий. Информирование работодателей о порядке предоставления государственных услуг в сфере занятости населения осуществляется в государственных казенных учреждениях, центрах занятости населения, через средства массовой информации, а также с использованием интернет-ресурсов. На официальном портале Службы занятости регулярно размещается актуальная информация о наличии свободных рабочих мест. Осуществляется ежедневная выгрузка информации о вакансиях из центров занятости на информационный портал «Работа в России», что удобно для использования работодателем.

В число приоритетных задач развития Забайкальского края входит сохранение имеющихся и создание новых эффективных рабочих мест как на крупных предприятиях (организациях), так и в малом бизнесе, развитие полноценной инфраструктуры поддержки инновационной деятельности и малого предпринимательства, привлечение государственных и частных инвестиций на осуществление важнейших проектов регионального развития.

Реализация названных направлений социально-экономического развития будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, в первую очередь, низкой ква-

лификации, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности, возникновением новых профессий, обострением конкуренции за квалифицированную рабочую силу [3].

Сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, в том числе уменьшение выпускников общеобразовательных школ, может стать существенным ограничением для формирования необходимого кадрового потенциала и, в конечном счете, экономического роста [4]. Усугублению проблемы дефицита трудовых ресурсов способствует сложившееся нерациональное распределение производительных сил в сочетании с локализацией местных рынков труда.

На занятость населения существенно оказывают влияние:

— концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, спроса и предложения рабочей силы в определенных частях Забайкальского края;

— сокращение и ликвидация производства в лесных и сельскохозяйственных районах края, отток трудоспособного населения из этих территорий;

— сохранение очагов застойной безработицы в поселениях, имеющих или имевших ранее градообразующие предприятия.

Данные, полученные в ходе ежегодно проводимого краевой службой занятости населения мониторинга спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, показывают, что в течение ближайших пяти лет для удовлетворения потребностей промышленности в профессионально подготовленных кадрах с высшим образованием потребуются инженерно-технические специалисты со знанием маркетинга, анализа хозяйственной деятельности и управления персоналом [6].

Основные проблемы в развитии занятости населения Забайкальского края следующие:

— снижение численности трудовых ресурсов в условиях демографического кризиса;

— несоответствие спроса и предложения рабочей силы на краевом рынке труда;

— снижение уровня занятости трудовых ресурсов в экономике.

Формирование трудовых ресурсов края определяется основными тенденциями демографического развития, в том числе и сокращением численности населения.

Таким образом, основными задачами по развитию трудовых ресурсов и эффективности их использования являются:

— стимулирование расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, снижение миграционного оттока населения в другие регионы;

— повышение качества профессионального образования, приведение подготовки кадров в соответствие с потребностью края;

— повышение уровня занятости трудовых ресурсов.

Список литературы_

1. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. М.: Наука, 2005. 271 с.

2. Замминистра Максим Топилин в интервью «Первому каналу» — о содействии занятости россиян в 2011 г. // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/videobank/284 (дата обращения: 05.03.2016).

3. Кашенов А. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы занятости и безработицы // Социальная политика и социальное партнёрство. 2010. № 8. С. 7—16.

4. Министр Максим Топилин: наблюдается тенденция снижения регистрируемой безработицы // Министерство труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс ]. Режим доступа: http://www.rosmin-trud.ru/employment/employment/437 (дата обращения: 05.03.2016).

5. Отчёт о деятельности Государственной службы занятости населения Забайкальского края за 2013— 2014 г. // Федеральная служба государственной статистики по Забайкальскому краю, 2014.

6. Отчёт о деятельности Государственной службы занятости населения Забайкальского края за 2013— 2014 г. // Федеральная служба государственной статистики по Забайкальскому краю, 2015.

7. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). М.: Изд-во РАГС, 2005. 384 с.

8. Социально-трудовые отношения: состояние и перспективы развития. М.: Изд-во РАГС, 2007. 100 с.

9. Труд и занятость в России: стат. сб. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2013.

List of literature_

1. Breev B.D. Bezrabotitsa v sovremennoy Rossii [Unemployment in Russia today]. Moscow: Nauka, 2005.271 p.

2. Zamministra Maksim Topilin v interviyu «Pervomu kanalu» — o sodeystvii zanyatosti rossiyan v 2011 g. (Deputy Minister Maxim Topilin in an interview with «First Channel» — in 2011 about the promotion of employment of Russians): Official site of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation Available at: http://www.minzdravsoc.ru/videobank/284 (accessed 05.03.2016).

3. Kashenov A. Sotsialnaya politika i sotsialnoe partnyorstvo (Social policy and social partnership), 2010, no. 8, pp. 7—16.

4. Ministr Maksim Topilin: nablyudaetsya tendentsiya snizheniya registriruemoy bezrabotitsy (Minister Maxim Topilin: There is a downward trend in registered unemployment): The Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation Available at: http://www.rosmintrud.ru/employment/employment/437 (accessed 05.03.2016).

5. Otchyot o deyatelnosti Gosudarstvennoy sluzhby zanyatosti naseleniya Zabaykalskogo kraya za 2013— 2014 g. (Report on the activities of the State Service employment, the Transbaikal Territory for 2013-2014, the Federal Service of Transbaikal region: 2014 government statistics.

6. Otchyot o deyatelnosti Gosudarstvennoy sluzhby zanyatosti naseleniya Zabaykalskogo kraya za 2013— 2014 g. (Report on the activities of the State Service employment, Transbaikal Territory for 2013—2014, the Federal Service of Transbaikal region: 2014 government statistics.

7. Plaksya V.I. Bezrabotitsa: teoriya i sovremennaya rossiyskaya praktika (sotsialno-ekonomicheskiy aspekt) [Unemployment: theory and practice of modern Russian (socio-economic aspect) ]. Moscow: Publishing House of RAGS, 2005. 384 p.

8. Sotsialno-trudovye otnosheniya: sostoyanie i perspektivy razvitiya [Social and labor relations: state and prospects of development]. Moscow: Publishing House of RAGS, 2007. 100 p.

9. Trud i zanyatost v Rossii [Labor and Employment in Russia]: Collected articles. Moscow: Federal State Statistics Service, 2013.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Бейдин Сергей Владимирович, канд. полит. наук, доцент кафедры «Государственное муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические процессы, политические институты, политика занятости, региональная политика beydina@inbox.ru

Sergey Beydin, candidate of political sciences, associate professor, State and Local Government department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political processes, political institutions, employment policy, regional policy

Образец цитирования _

Бейдин C.B. Регулирование рынка труда и занятости в Забайкальском крае: политика занятости // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 6. C. 40—46. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-6- 40-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.