Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ногайлиева Марина Халитовна, Текеев Ислам Борисович

В статье представлены основные меры по реализации региональной миграционной политики. Рассматривается деятельность органов исполнительной власти в Карачаево-Черкесской республике по реализации функций в сфере трудовой миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

территориального развития представляет собой один из важнейших элементов государственного регулирования в регионе.

Необходимо отметить, что кластерная организация, может быть положена в основу стратегии развития региона. С теоретической точки зрения обоснованием стратегии служит прогнозирование и планирование.

Стратегия развития региона представляет некую совокупность стратегий:

• корпоративная стратегия в регионе (стратегия крупных фирм, банков, корпораций) со своими целями и интересами;

• стратегия местной власти (администрации региона) с акцентом на бюрократические интересы;

• экономическая стратегия отдельных политических сил, действующих в регионе;

• стратегические интересы населения региона.

Осуществление региональной политики непосредственно связано с государственным регулированием деятельности в регионе. Механизм ее реализации включает систему законодательных, договорных и других экономико-правовых инструментов регулирования отношений, складывающихся между федеральными структурами в целях эффективного использования региональных ресурсов, между региональными органами управления и субъектами хозяйствования в регионе и населением для обеспечения самоуправления и самофинансирования с целью достижения комплексного социально-экономического развития территории.

Создание региональных кластеров способствует объединению деятельности органов управления, населения и бизнес - структур и даже целых отраслей с помощью сформированных связей и взаимосвязей на региональном уровне.

Региональные кластеры приводят к интенсивному развитию рыночных отношений.

Таким образом, социально-экономическое развитие регионов - это не столько количественный рост, сколько качественные изменения регионов, основанные на повышении доходов, улучшении здоровья населения и повышении уровня его образования; создании условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства; увеличении степени свободы людей.

Список литература:

1. Асланова С. Х. Современные проблемы социальной политики государства и пути их совершенствования [Текст] / С. Х. Асланова // Молодой ученый. - 2019. - №9. - С. 511-514

2. Гафуров И.Р. Инновационные кластеры и социально-экономическое развитие регионов. Анализ методических подходов: моногр. / И.Р. Гафуров, В.Л. Васильев, Р.Р. Кашбиева. - М.: Анкил, 2012. - 292 с.

3. Клименко В.А. Социальная рыночная экономика: генезис и принципы становления и развития [Текст] / В.А. Клименко // Экономическая наука сегодня. — 2017. — № 5. — С. 445-464.

4. Осадчая Г. И. Социология социальной сферы: учебное пособие для высшей школы. Изд. 4-е, перераб., доп. М. : Академический проект, 2018. - 334 с.

5. Ходусов А.А. Проблемы социальной политики в условиях рыночной экономике [Текст] / А.А. Ходусов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2017. — № 4. — С. 100-107.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Ногайлиева Марина Халитовна

(к.ф.н., старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и политологии Карачаево-Черкесского государственного университета

имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия) Текеев Ислам Борисович (магистрант 3 курс ГМУ ОЗО, Карачаево-Черкесского государственного университета

имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. В статье представлены основные меры по реализации региональной миграционной политики. Рассматривается деятельность органов исполнительной власти в Карачаево-Черкесской республике по реализации функций в сфере трудовой миграции.

Ключевые слова: миграционная служба, миграционная политика, мигрант.

В реализации государственной миграционной политики на территории Карачаево-Черкесской республики участвуют органы власти субъекта РФ - Правительство Карачаево-Черкесской республики, а также в рамках своих полномочий территориальные органы исполнительной власти в субъекте -Управление Федеральной миграционной службы по Карачаево-Черкесской республике, Управление Федеральной государственной службы занятости по Карачаево-Черкесской республике, Управление внутренних дел Карачаево-Черкесской республики, Управление Федеральной службы безопасности Карачаево-Черкесской республики, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Карачаево-Черкесской республике, Государственная инспекция труда.

Деятельность органов исполнительной власти в Карачаево-Черкесской республике по реализации функций в сфере трудовой миграции основывается на нормативно-правовых актах РФ - Конституции Российской Федерации, федеральных законах «О гражданстве Российской Федерации», «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О занятости населения в Российской Федерации», «О беженцах и вынужденных переселенцах», «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом», соответствующих положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Налогового Кодекса, Уголовного Кодекса, Указах Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, межведомственных и внутриведомственных приказах и инструкциях, а также международных договорах: Соглашение государств участников СНГ «О сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся - мигрантов» от 15 апреля 1994 г. [2, с.149].

Проблемы сохранения безработицы в регионе, нехватка новых предприятий или мест занятости населения, отсутствие стабильной и высокооплачиваемой работы стоят за проблемой оттока населения в КЧР. Коренное население выезжает из республики, как на постоянное место жительства, так и временно в поисках более благоприятных экономических условий.

Молодежь, получившая образование за пределами республики, не стремится возвращаться на малую родину в поисках больших перспектив и высокой зарплаты.

Происходит замещение выезжающих местных жителей необразованными и неквалифицированными иностранными работниками.

Реализация мероприятий по содействию занятости населения и дополнительных мер способствует снижению безработицы и напряженности на рынке труда республики.

В этой связи, реализуется ряд следующих мер:

- Использование данных информационного портала Российской Федерации «Работа в России». Он содержит сведения о вакансиях всей страны, официально заявленных в службу занятости. Перечень вакансий обновляется ежедневно.

- Заключены Соглашения о сотрудничестве и обмене наиболее полной информацией о вакансиях с 32 субъектами Российской Федерации. Она поступает по электронной почте, на бумажных носителях, направляется в центры занятости всех городов и районов республики. Информация о вакансиях других регионов Российской Федерации используется во время приема посетителей службы занятости населения.

- Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики и Межрегиональный ресурсный центр заключили «Соглашение о сотрудничестве по вопросам трудоустройства граждан, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике, за пределами СевероКавказского федерального округа - в других регионах Российской Федерации» от 01.01.01 г. № 9.

- На уличных стендах, консультационных пунктах, стендах в службах занятости размещены объявления о возможности переселения в другую местность, вакансии других регионов Российской Федерации.

- Реклама услуг службы занятости населения по содействию в трудоустройстве в других субъектах Российской Федерации размещается в средствах массовой информации, а также на «бегущей строке» в помещениях городских и районных центров занятости населения республики;

- На информационном портале Управления ГСЗН КЧР размещен баннер Межрегионального ресурсного центра. Также на портале создан раздел «Трудовая миграция», в котором размещена информация о вакансиях МРЦ [3].

В рамках Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики в 2019 году запланировано организовать мероприятие по стимулированию 21 работодателя, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению 182 свободных рабочих мест (вакантных должностей) гражданами, признанными в установленном порядке безработными, и гражданами, ищущими работу. Основными регионами реализации данного мероприятия являются: Ставропольский и Краснодарский края, г. Москва, Московская и Кировская области [1].

Основными проблемами, сдерживающими развитие данного направления деятельности, являются:

- в силу сложившихся национальных традиций, коренные народы не желают покидать место постоянного проживания и оставлять своих родителей, подсобное хозяйство;

- неудовлетворенность размером заработной платы по предлагаемым профессиям, так как она незначительно выше сложившейся в республике;

- банк предлагаемых вакансий не соответствует специальностям и квалификации граждан, желающим переехать в другую местность;

- не устраивают климатические условия и регионы Российской Федерации, предлагающие вакансии для переезда.

В целом Карачаево-Черкесия имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными, поскольку республика по-прежнему не обладает достаточной инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

тч \/ \/\/ч_>\/ \/ \/ ч/ ч/

Региональные программы по содействию занятости населения являются важнейшим звеном

\/ Ч/ Ч/ Ч/ 1 Ч/ V \/ \/ \/

государственной политики в сфере занятости. Эти программы позволяют сохранить социальную стабильность. Во всех регионах по реализации этих программ проводится большая работа. Для координации действий федеральной власти и регионов, повышения эффективности реализации этих программ создана рабочая группа, которой предстоит разработать комплекс мер по "снижению "уровня "безработицы "в "СКФО.

нашему мнению, если оценивать весь комплекс мер по реализации региональных "программ, "то "можно "сказать, "что "заметное "улучшение "произошло "только "по "одному "направлению - содействие самозанятости граждан по всем субъектам России, в том числе и в СКФО. Это

\/\/ ч/ 1 ч/ ч/ \/ \/

"дало "максимальные "цифры "по "численности "участников "программы.

Взаимодействия "органов "власти "и "центров "занятости должны строиться "по направлению содействия трудовой миграции граждан как внутри региона, так и за его пределами.

Качественный "анализ "безработных "показывает, "что "это, "в "основном, "молодежь, "именно "поэтому "необходима "корректировка "программных "мероприятий, "направленных "на "трудоустройство "молодежи. Необходима работа по повышению "качества "профессиональной "переподготовки

' ' ч/ ^ 1 V V у"1 V V у"1 V/— ' \/

"безработных, "как "фактора "повышения "конкурентоспособности "и "мобильности "безработных "на "рынке "труда. "В "настоящее "время "в "СКФО "рассматривается "вопрос "о "создании "центров "по "переподготовке "кадров.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом», Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики от 29.11.18 г. № 278 была создана межведомственная комиссия по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Ответственными за взаимодействие с органами исполнительной власти по реализации Государственной программы в республике являются начальник и инспектор отдела по делам миграции ОФМС России по Карачаево-Черкесской Республике.

Подготовлено МВД России в целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена Указом Президента от 22 июня 2006 года №637).

Подписанным распоряжением согласовывается проект подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Карачаево-Черкесскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Карачаево-Черкесской Республики «Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2020 годы» (далее - подпрограмма).

Подпрограмма разработана в соответствии с типовой программой субъекта Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (утверждена распоряжением Правительства от 27 декабря 2012 года №2570-р).

Подпрограммой предусматривается приоритетное переселение в Карачаево-Черкесскую Республику высококвалифицированных специалистов и рабочих по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда.

Реализация подпрограммы позволит привлечь в Карачаево-Черкесскую Республику до 2021 года около 400 соотечественников.

Итак, ссылаясь на данные Федеральной службы государственной статистики о миграционных процессах в регионах России за 2019 года можем сделать вывод о том, что для Карачаево-Черкесии эти итоги оказались неутешительными. Как и ранее, в республике остро стоит проблема оттока населения. Из республики уезжает больше людей, чем приезжает, и «залатать дыры» за счет естественного прироста населения не удается, ведь рождаемость в Карачаево-Черкесии продолжает сокращаться.

Согласно вышеуказанным данным, за минувшие полгода 2019 года в республику прибыли 4392 человека, а покинули пределы региона 4664 человека. Миграционная убыль составила -272 [3], при сохранении негативной тенденции показатель миграционной убыли 2020 году станет еще больше, чему также послужит ситуация, которая складывается на сегодняшний день в условиях пандемии с короновирусной инфекцией.

Следует отметить, что в 2019 году число жителей, решивших покинуть республику, возросло, по сравнению с 2018 годом. Тогда Карачаево-Черкесию покинули 4529 человек [3]. Лишь за счет того, что в 2019 году увеличилось число прибывших, удалось несколько снизить миграционную убыль.

Таким образом, Карачаево-Черкесия вошла в число четырех регионов СКФО, в которых зафиксирована миграционная убыль. Также в минус ушли Кабардино-Балкария (- 185 человек), республика Северная Осетия-Алания (миграционная убыль - 1381 человек) и Чечня (- 571 человек). Следует отметить, что, в отличие от КЧР, эти три республики Северного Кавказа показали снижение численности выбывших, по сравнению с 2018 годом, причем весьма существенное, что говорит об изменении ситуации в лучшую сторону [3].

Все это обуславливает то, что в КЧР практически исчез средний класс. Республика оказалась в числе аутсайдеров рейтинга регионов по численности среднего класса.

Литература:

Об утверждении программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики в 2018 году [Текст]: Постановление Правительство Карачаево-Черкесской Республики от 24 января 2018 года N 9

Гаврилова, Татьяна Международная миграция и занятость в современном обществе [Текст] / Татьяна Гаврилова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 232 c

УФМС России по КЧР [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ufmsgid.ru/kchr/

Пшмахов Ауес Заудинович (магистрант 3 курс ГМУ ОЗО,

Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ. РОЛЬ ВОВЛЕЧЁННОСТИ И ПРИВЕРЖЕННОСТИ

Пшмахов Ауес Заудинович

(магистрант 3 курс ГМУ ОЗО, Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск, Россия

Аннотация. Данная статья посвящена нематериальной мотивации персонала как фактора повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих. Рассматриваются теоретические аспекты специфики трудовой нематериальной мотивации с учётом особенностей характеристик профессиональной деятельности государственных гражданских и муниципальных служащих.

Ключевые слова: мотивация, государственный служащий, муниципальный служащий.

Когда речь заходит о стимулировании трудовой деятельности в наёмном труде, в первую очередь подразумевается материальное стимулирование, т.е. оплата труда и премирование. В экономической литературе к настоящему времени достаточно детально исследованы роль, место и значение оплаты труда в системе общественных отношений, выявлена ее функциональная значимость как элемента «классической цепочки взаимодействия потребностей, интересов-мотивов и стимулов с выходом ее на решение конкретных целей, задач и достижение конечных результатов»[2, с. 7]. Доказано, в частности, что оплата труда в отношении трудовой мотивации - уникальная категория с мощным внутренним потенциалом, уровень которого сложно с чем-либо сопоставить. Этот потенциал может выполнять как созидательную, так и разрушительную роль в коллективе и обществе. Если оплата труда по своему размеру и организации заинтересовывает работников, она служит фактором роста производства и развития страны [2, а 8].

Сказанное имеет прямое отношение и к труду государственных гражданских служащих. При этом последние, равно как и наниматель в лице государства, обладают своей спецификой.

Так, для государственного гражданского служащего, как и для любого другого наемного работника, оплата труда есть доход, который он получает в обмен на свой труд в системе государственного управления и использует для удовлетворения своих потребностей и потребностей своей семьи. Оплата труда должна обеспечивать служащему и членам его семьи достойный уровень жизни, отвечающий как возможностям достигнутого состояния экономики, так и его социальному статусу, предполагающему определенный уровень культурных, профессиональных и социальных потребностей. Последние в свою очередь зависят от традиций, культурного уровня страны и от притязаний самих работников.

Государственный гражданский служащий заинтересован в увеличении своих доходов.

Достигнуто это может быть двумя основными способами:

1) за счет роста цены рабочей силы на рынке труда;

2) за счет приложения больших трудовых усилий для получения большего заработка.

Объективным ограничителем таких притязаний является уровень производительности труда в

материальной сфере, опосредованный бюджетными возможностями: чем выше развитие производства, тем шире возможности для повышения личного потребления работников, тем больше у государства средств для содержания аппарата государственных гражданских служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.