ФИНАНСЫ
УДК 336.1
Блажевич Олег Георгиевич,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Сафонова Наталья Сергеевна,
магистр финансов, специалист,
Департамент управления рисками, РНКБ Банк (ПАО),
г Симферополь, Российская Федерация.
Blazhevich Oleg Georgievich,
Ph.D. in Economics, Associate Professor,
Associate Professor of the Department of Finance and Credit,
Institute of Economics and Management,
VI. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Russian Federation.
Safonova Natalia Sergeevna,
Master of Finance,
Specialist,
Department of Risk Management, RNCB Bank (PJSC), Simferopol, Russian Federation.
СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО ДОХОДНОЙ ЧАСТИ
THE ESSENCE OF THE STATE BUDGETAND THE METHODOLOGY FORASSESSING THE FORMATION OF ITS REVENUE PART
В современных реалиях развития государства и его экономики особенно важно уделять внимание вопросам эффективного формирования доходной части бюджетов, поскольку именно от качества сформированных доходов, а также их достаточного количества зависит то, насколько своевременно и в полном ли объеме будут выполнены государственные программы, запланированные на тот или иной период времени. Кроме того, важно подчеркнуть, что на сегодняшний день в экономической литературе отсутствует единая методика анализа доходной части бюджета государства, что усложняет процесс оценки эффективности ее формирования. В связи с этим вопросы уточнения сущности исследуемого понятия, а также разработка механизма оценки и методики анализа доходной части бюджетов государства являются достаточно актуальными на сегодняшний день.
В статье рассматривается сущность государственного бюджета, а также структура бюджетной системы Российской Федерации. Дается определение сущности доходов федерального бюджета и его составляющих. Авторами предлагается механизм оценки доходной части бюджетов государства, который включает в себя авторскую методику анализа объекта исследования.
Ключевые слова, государственный бюджет, федеральный бюджет, консолидированный бюджет Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, налоговая деятельность, доходы бюджетов.
In the modern realities of the development of the state and its economy, it is especially important to pay attention to the issues of effective formation of the revenue side of budgets. Since it is the quality of the generated revenues, as well as their sufficient quantity, that determines how timely and in full the state programs planned for a particular period of time will be
5
implemented. In addition, it is important to emphasize that today there is no unified methodology for analyzing the revenue side of the state budget in the economic literature, which complicates the process of evaluating the effectiveness of its formation. In this regard, the issues of clarifying the essence of the concept under study, as well as the development of an assessment mechanism and a methodology for analyzing the revenue side of state budgets are quite relevant today.
The article examines the essence of the state budget, as well as the structure of the budget system of the Russian Federation. The definition of the essence of federal budget revenues and its components is given. The authors propose a mechanism for assessing the revenue side of the state budgets, which includes the author's methodology for analyzing the object of research.
Keywords: state budget, federal budget, consolidated budget of the Russian Federation and state extra-budgetary funds, tax activity, budget revenues.
ВВЕДЕНИЕ
Для обеспечения своей деятельности любой хозяйствующий субъект и тем более такая сложнейшая организационная система как государство должны осознанно и обоснованно подходить к процессу планирования и прогнозирования своих расходов и доходов. В связи с этим исторически сложилось понимание бюджета, которое в упрощённом виде представляет собой план доходов и расходов. Государство посредством аккумулирования денежных средств различными методами образует специальный финансовый фонд, благодаря которому становится возможной реализация государственной программы развития и регулирование социально-экономических процессов.
Теоретические аспекты сущности доходной части бюджета рассматривали многие отечественные ученые на протяжении длительного периода. Среди них следует выделить труды таких ученых, как Бежаев О.Г., Годин А.М., Зотиков Н.З. , Ковтун Л.Р, Комягин Д.Л., Ляпунова Г.В., Ман-жула Т.Ю., Крохина Ю.А., Ломинадзе А.А., Митяков Е.С., Рыбко А.Ю., Родионова В.М., Храм-ченко А.А., Швецов Ю.Г., Кливленд Ф. и другие. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является исследование сущности понятия «государственный бюджет», изучение особенностей формирования доходной части федерального бюджета, а также совершенствование методики оценки доходной части бюджетов государства. МЕТОДЫ
В исследовании применялись следующие методы:
Метод дедукции с целью исследования теоретических основ сущности бюджета и его доходов, формирования системы оценки формирования доходной части государственного бюджета Российской Федерации.
Метод синтеза для обобщения результатов исследования и разработки рекомендаций по совершенствованию системы оценки формирования доходной части государственного бюджета и основной его части — налоговых поступлений.
Метод сравнения для обоснования целесообразности применения предлагаемого авторами механизма оценки доходной части бюджетов. РЕЗУЛЬТАТЫ
Экономическая категория «государственный бюджет» исследуется достаточно давно, а в российском законодательстве нашла своё отражение более двух веков назад. Но, несмотря на такую длительную историю, и по сей день нет единого мнения касательно сущности этого явления и не стихает интерес к вопросу исследования такой сложной категории. Принимая во внимание современные вызовы в виде различного рода санкций, экономических войн, а также стремление к повышению социально-экономического уровня развития, возрастает необходимость унификации имеющихся знаний и подходов к определению сущности исследуемого понятия, поскольку от однозначного понимания и грамотного обоснованного подхода к интерпретации категории «бюджет» напрямую зависит благополучие государства.
В экономической литературе довольно часто отсутствует единая трактовка того или иного термина, поскольку исследованиями занимается множество авторов и каждый рассматривает понятие со своей точки зрения. Это же касается и понятия «государственный бюджет», в связи с чем возникает необходимость унификации и более углублённогоанализа имеющейся информации, критической оценки имеющихся определений с целью предложения авторской трактовки, которая бы содержала в себе все сущностные характеристики изучаемого явления.
6
В таблице 1 представлен ряд наиболее часто встречающихся в экономической литературе определений термина «бюджет», а также выделены ключевые слова, характеризующие каждое из предложенных трактовок.
Таблица 1. Сущность термина «бюджет» с точки зрения различных авторов *
Автор(ы) Дефиниция и источник литературы Ключевые слова
1 2 3
Ф. Кливленд «Бюджет — это план финансирования предприятия или государства, рассчитанный на определенный период, который был подготовлен ответственным лицом и представлен в орган исполнительной власти (или иной соответствующий орган), чье рассмотрение и утверждение необходимо для дальнейшей реализации плана» [1]. План финансирования, ответственное лицо, орган исполнитель -ной власти.
Ю.А. Крохина «Бюджет — это публичные экономические отношения, опосредующие процесс аккумулирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств определенного государственно-территориального или муниципального образования, находящегося в распоряжении органов государственной власти или местного самоуправления, предназначенного для финансирования общих задач территории и являющегося основным финансовым планом, утверждаемым соответствующим представительным органом в правовой форме» [2] Экономические отношения, фонд денежных средств, финансирование задач, финансовый план, представительный орган.
О.А. Булаш и Ю.Г. Швецова «Бюджет — это централизованный фонд денежных средств, предназначенный для удовлетворения общественно значимых потребностей в целях ликвидации избыточного неравенства и повышения жизненного уровня населения» [3]. Фонд денежных средств, ликвидация из быточного неравенства, удовлетворение потребностей
А.М. Годин «Бюджет в экономике — это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило, на год» [4]. Доходы, расходы.
Г.Б. Поляк «Государственный бюджет — это главное средство мобилизации и расходования средств государства, которое дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения» [5]. Мо бил изация и расходование средств, воздействие на экономику, социальная поддержка.
Е.В. Бушмин «Бюджет — это результат в той или иной форме разрешившегося конфликта, суть которого заключается в поиске равновесия, т.е. адекватного соотношения между деньгами (финансовым инструментом) и властью (содержательным субъектом действия)» [6, с. 44]. Конфликт, день -ги, равновесие, власть.
7
Продолжение таблицы 1
1 2 3
М.В. Романовский и О.В. Врублев-ская «Бюджет — это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд — централизованный денежных фонд, аккумулируемый государством и используемый в целях финансирования определенных общественных потребностей, в числе которых выделяют обеспечение национальной безопасности и национальной обороны, социальную защиту населения, поддержку отраслей народного хозяйства, развитие образования, здравоохранения, культуры» [7, с. 150]. Императивные отношения, денежный фонд, финансирование потребностей, национальная безопасность, социальная защита.
Г.В. Ляпунова и Т.В. Сорокина «Бюджет — это особая форма распределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства и использованием его с целью удовлетворения потребностей всего общества и его государственно-территориальных и административно-территориальных формирований» [8, с. 7]. Распределительные отношения, доход, удовлетворение потребностей.
В.М. Родионова «Бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления» [9, с. 234]. Денежные отношения, перераспределение дохода, бюджетный фонд, финансирование нужд.
Ю.Г. Швецов «Бюджет — это общественное достояние, используемое в интересах большинства проживающего в стране населения» [10]. Общественное достояние.
Д.Л. Комягин «Бюджет — финансовая программа или план деятельности, который подкрепляется силой государства и выступает уже в качестве обязательного для исполнения императива» [11]. Финансовая программа, план, сила государства, императива.
О.Г. Бежаев «Бюджет как правовая категория — это закрепленная форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения функций органов государственной и муниципальной власти» [12, с. 8]. Образование и расходование средств, обеспечение функций.
В.В. Ильин «Бюджет — это общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов, и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом» [13, с. 15]. Смета, доходы, расходы, подлежащее к исполнению.
Бюджетный Кодекс Российской Федерации «Бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [14, ст. 6]. Образование и расходование средств, обеспечение задач.
* Составлено на основании изучения научной литературы
8
Исходя из проведенного исследования предложенных дефиниций, можно сделать вывод, что в определениях имеются наиболее часто встречающиеся ключевые слова, такие как «план финансирования (или финансовый план)», «экономические отношения», «фонд денежных средств», «государственные органы (или исполнительные органы власти)», «доходы и расходы», «удовлетворение социальных потребностей», «обеспечение задач». Их можно обобщить в несколько групп, которые отражают определенные сущностные аспекты категории «государственный бюджет».
В экономической литературе принято выделять «три различных аспекта, которые может затрагивать понятие «бюджет»: экономический аспект, материальный аспект, юридический аспект» [15]. Однако, на наш взгляд, данное понятие можно также рассматривать с позиции финансового, императивного и социального аспектов. На рисунке 1 представим основные характеристики, которые раскрываются в государственном бюджете исходя из применения того или иного аспекта.
ЭКОНОМИЧЕСКИМ АСПЕКТ
Бюджет как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования централизованных фондов денежных средств.
МАТЕРИАЛЬНЫМ АСПЕКТ
Бюджет как централизованный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении публично-правового образования и предназначенный для обеспечения публичных задач и функций.
ЮРИДИЧЕСКИМ АСПЕКТ
Бюджет — это имеющий юридическую силу закона финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фовда, утверждаемый соответствующим представительным органом власти.
ФИНАНСОВЫМ АСПЕКТ
Бюджет как финансовый план государства, обеспечивающий выполнение возложенных на него обязательств и состоящий из доходной и расходной частей.
ИМПЕРАТИВНЫМ АСПЕКТ
Бюджет как обязательный к исполнению всеми участниками финансовых отношений план доходов и расходов, разрабатываемый государством.
СОЦИАЛЬНЫМ АСПЕКТ
Бюджет как важнейший источник финансирования социальных обязательств государства, обеспечения высокого уровня жизни населения, обеспечение нормальной жизнедеятельности незащищенных слоев граждан.
Рис. 1. Сущностные аспекты категории «государственный бюджет» (Составлено авторами)
Рассмотрим, какие аспекты учитывались в определениях, предложенные авторами в таблице 1. Результаты проведенного анализа представим в таблице 2.
Как мы видим из таблицы 2, нет автора, который бы рассматривал исследуемую категорию с учетом всех указанных аспектов. Следовательно, необходимо предложить трактовку понятия государственный бюджет, которая бы учитывала все аспекты такой сложной и значимой для государства финансовой категории.
На наш взгляд, государственный бюджет—это имеющий силу закона финансовый план государства, составляемый на определенный период времени (чаще всего на год) уполномоченными органами исполнительной власти и обязательный к исполнению всеми участниками финансовых правоотношений, который представляет собой сформированный в результате экономических вза-
9
Таблицу: 2. Аспекты, рассматриваемые авторами при определении сущности категории «бюджет» *
Авторы Экономический аспект Материальный аспект Юридический аспект Финансовый аспект Императивный аспект Социальный аспект
Ф. Кливленд + +
Ю.А. Крохина + + + + +
ОА. Булаш и ЮГ. Швецов + +
А.М. Годин +
Г.Б. Поляк + + +
Е.В. Бушмин +
М.В. Романовский и О.В. Вруб-левская + + + +
Г.В. Ляпунова и Т.В. Сорокина + + +
В.М. Родионова + + + +
Ю.Г. Швецов +
Д.Л. Комягин + +
О.Г. Бежаев + +
В.В. Ильин + +
Бюджетный Кодекс Российской Федерации +
* Составлено авторами
имоотношений специальный фонд денежных средств, доходная часть которого аккумулируется государством и перераспределяется в виде расходов таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на него функций касательно обеспечения необходимого уровня социально-экономического развития страны, ее национальной безопасности, а также защиты и поддержки своих граждан.
В Российской Федерации бюджетная система является трёхуровневой. На рисунке 2 схематично представим структуру бюджетной системы государства.
Если не принимать во внимание Государственные внебюджетные фонды (к которым относится созданный 01.01.2023 г Социальный фонд России, который объединил ранее существовавшие Фонд социального страхования и Пенсионный фонд), федеральный бюджет является основным бюджетом, формирование которого направлено на выполнение общегосударственных расходов.
Следует отметить, что для аналитических и прогностических целей используют так называемый консолидированный бюджет, который представляет собой «свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами» [14]. На рисунке 2 серым цветом выделены составные части консолидированного бюджета согласно дефиниции, представленной на законодательном уровне: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Однако, на наш взгляд, не рационально не рассматривать в составе консолидированного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов, поскольку их формирование также оказывает непосредственное влияние на уровень развития экономики в государстве. В связи с этим в процессе анализа авторами предлагается рассматривать формирование доходной части федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов.
10
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИМСКОМ ФЕДЕРАЦИИ
[ 1 уровень
Бюджет Государственных внебюджетных фондов
Бюджет Субъектов Российской Федерации
Бюджет Субъектов Российской Федерации
Бюджет Территориальных государственных внебюджетных фондов
Бюджет Т ерриториальных государственных внебюджетных фондов
V
Местный Бюджет Местный Бюджет
Бюджеты муниципальных районов
Бюджеты городских округов
Бюджеты муниципальных округов
Бюджеты городских округов с внутригородским делением
Бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя
Бюджеты городских и сельских поселений
Бюджеты внутригородских районов
Рис. 2. Структура бюджетной системы Российской Федерации (Составлено на основании [14])
На законодательном уровне консолидированный бюджет Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов не утверждается и не рассматривается, однако его важность сложно переоценить, поскольку именно благодаря ему появляется возможность оценить в совокупности доходную и расходную часть бюджетов как местном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, так и на федеральном уровне. «Главным его назначением является осуществление анализа финансовой ситуации. Можно отметить, что консолидированный бюджет — это инструмент осуществления анализа положения государственных финансов и перспективы их развития» [17, с. 374]. Формированием отчета об исполнении консолидированного бюджета в соответствии со ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации занимается Федеральное Казначейство.
11
Для обеспечения своего функционирования и покрытия расходных обязательств государство привлекает различного рода поступления, налоги, сборы, пошлины и иные платежи, чтобы обеспечить достаточность доходной части бюджета. Согласно ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, «доходы бюджета — поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета» [14]. Доходы представляют собой многостороннее понятие, которое можно рассматривать с различных точек зрения. Представим сущность данной категории на рисунке 3.
Рис. 3. Сущность доходов бюджета с различных точек зрения (Составлено на основании [18, 19])
Важной составляющей доходной части бюджета являются налоговые поступления, которые с юридической точки зрения представляют собой устанавливаемые законодательством размеры, формы, методы, сроки безвозмездного изъятия государством части доходов юридических и физических лиц [20].
Зачастую доходы бюджета принято рассматривать по трем основным группам, которые выделяются в зависимости от источника поступления. К ним относят налоговые, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. Но учитывая особенности экономики Российской Федерации, которая характеризуется приоритетной ролью нефтегазового сектора, целесообразно выделять так называемые нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. Исходя из этого структурно отобразим виды доходов федерального бюджета страны на рисунке 4.
На рисунке 5 более подробно рассмотрим виды ненефтегазовых доходов федерального бюджета Российской Федерации.
Анализ формирования доходной части бюджетов государства подразумевает по своей сущности оценку эффективности фискальной политики государства, целью которой является обеспечение минимально приемлемого уровня состояния доходной части бюджета различных уровней, а именно на уровне федеральной бюджета, а также консолидированного бюджета Россий-
12
Рис. 4. Виды доходов федерального бюджета Российской Федерации (Составлено на основании [14, 19, 21])
ской Федерации и государственных внебюджетных фондов. Это обосновано тем, что федеральный бюджет является основным источником финансирования общегосударственных расходов, а консолидированный бюджет представляет собой наиболее полный свод данных касательно формирования доходной части бюджета, включая в себя все уровни бюджетной и системы и, что немаловажно, содержит информацию о важнейшем сегменте, направленном на социальную защиту населения — финансах государственных внебюджетных фондов. Следовательно, для получения полной и исчерпываемой информации для целей дальнейшей разработки рекомендаций по увеличению доходной части бюджетов необходимо проведение анализа данных бюджетов указанных уровней.
Механизм оценки доходной части бюджетов государства включает в себя несколько этапов (рис. 6). Первый и наиболее важный этап заключается в определении методики анализа объекта исследования. Его важность и одновременно сложность заключается в том, что от выбора показателей, а также верного определения их нормативных значений и направлений оптимизации, зависит эффективность проведения анализа в целом. Важно выбрать именно те показатели, которые наиболее полно будут отображать реальную картину формирования доходной части бюдже-
13
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
И
Налоговые доходы
Налог на добавленную стоимость
Акцизы
Налог на доходы физических лиц
Налог на прибыль организаций
Налог на добычу полезных ископаемых
Водный налог
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Государственная пошлина
Налог на дополнительных доход с добычи углеводородного сырья
^—^
Неналоговые доходы
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями.
Средства, полученные в результате применения мер административной, уголовной и т.д. ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации.
Средства самообложения
граждан, инициативные
платежи.
Безвозмездные поступления
Дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии)
Субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации
Иные межбюджетные
трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования
Рис. 5. Виды ненефтегазовых доходов федерального бюджета Российской Федерации (Составлено на основании [14, 19, 21])
тов. И в то же время количество этих показателей должно быть оптимальным, поскольку чрезмерное их количество усложнит процесс проведения оценки и, как следствие, обременит исследователя лишними расчетами и потерей времени.
Следует отметить, что для проведения анализа формирования доходной части бюджетов целесообразно использовать разные методы оценки, такие как индикаторный и интегральный методы. На рисунке 7 отобразим сущность данных методов, а также их преимущества и недостатки.
На рисунке 8 представим методику анализа формирования доходной части бюджетов государства, предложенную автором. В ее рамках следует провести оценку формирования доходной части федерального бюджета, доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, а также оценить формирование налоговых доходов как основной составляющей формирования доходов бюджетов. Сравнение формирования доходной части бюджетов двух уровней позволит оценить, насколько сильно влияние федерального бюджета в общем государственном бюджете, а также даст возможность учесть доходы государственных внебюджетных фондов.
14
Рис. 6. Механизм оценки доходной части бюджетов государства (Составлено авторами)
Как видно из рисунка 8, оценка формирования доходной части как федерального бюджета, так и консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов проводится на основе показателей развития доходной части бюджета и показателей состояния доходной части бюджета. Для обоих бюджетов в целом набор показателей схожий. Отличие заключается лишь в основных составляющих налоговых доходов (в федеральном бюджете к ним относятся налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, а также налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; для консолидированного бюджета это страховые взносы на обязательное социальное страхование и налог на прибыль). Также следует отметить, что такой показатель как «доля трансфертов к доходам бюджета» рассчитывается только для федерального бюджета.
15
ИНДИКАТОРНЫЙ МЕТОД
Основывается на анализе динамических рядов основных индикаторов путем сравнения их темпов роста за продолжительный период.
О
Позволяет выявить тенденции показателей формирования доходной части бюджетов государства
Характеризует только тенденции в изменении доходов бюджета, не давая прямой оценки уровню их формирования.
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД
' N
Заключается в выборе определенных показателей, характеризующих формирование доходной части бюджетов, и в сравнении их фактических значений с пороговыми значениями. Затем определяется интегральный показатель формирования доходов бюджетов.
1. Обеспечивает комплексный подход к оценке формирования доходной части бюджетов.
2. На основе проведенных расчетов можно выявить потенциальные угрозы и своевременно принять решение об их устранении.
1. Сложность определения пороговых значений.
2. Сложность выбора индикаторов для оценки.
3. Отсутствие единого подхода к определению интегрального показателя.
Рис. 7. Сущность, преимущества и недостатки методов анализа доходов бюджетов государства (Составлено на основании [22])
Методика расчета показателей развития доходной части бюджета заключается в определении абсолютных и относительных изменений тех или иных данных на протяжении анализируемого периода. По сути следует провести горизонтальный анализ, сущность которого заключается в «проведении сравнительного анализа финансовых данных за ряд периодов. Использование данного вида анализа дает возможность сделать выводы относительно характера изменений тех или иных составляющих доходной части бюджета на протяжении анализируемого периода. Что не менее важно, данный вид анализа позволяет выявить причины имеющихся изменений» [23, с. 7]. Чтобы найти абсолютные изменения показателей следует провести расчеты следующим образом: от данных текущего года следует отнять данные предыдущего года. Относительные изменения или, иначе говоря, темп изменений рассчитываются следующим образом: данные текущего года делятся на данные предыдущего года. Так, с точки зрения анализа доходной части бюджетов необходимо оценить динамику следующих показателей федерального и консолидированного бюджетов: доходы, налоговые доходы, основные составляющие налоговых доходов (как было отмечено ранее, для каждого вида бюджета в расчет берутся свои составляющие), неналоговые доходы, а также оценивается соотношение доходов и расходов бюджета.
Для данной группы показателей нормативом считается среднее положительное значение, т.е. находится среднее арифметическое между всеми положительными значениями показателя. Направлением оптимизации является увеличение, поскольку чем выше доходы бюджета, тем больше задач сможет выполнить государство, финансируя за их счет больше программ.
На рисунке 9 отобразим методику расчета показателей состояния доходной части бюджета.
16
§
а
ч
V ♦
I
V
>Я о в
ч
§
а я £ а
о ♦
л
5
► Динамика дохо дов
Показатели развития доходной части бюджета
Динамика налоговых доходов
Динамика основных составляющих налоговых доходов
Динамика неналоговых доходов
Соотношение доходов и расходов бюджета
Показатели состояния доходной части бюджета
Соотношение дефицита / профицита к ВВП
Соотношение дефицита / профицита к доходам
Уровень доходами
покрытия
расходов
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения по доходам
Коэффициент уровня налоговых доходов
Отношение доходов бюджета к ВВП
и
Соотношение темпа роста доходов к ВВП
Коэффициент бюджетной результативности бюджета и его составляющих
Доля трансфертов к доходам бюджета
3. Оценка формирования налоговых доходов как основной составляющей формирования доходов бюджетов
/ N -» Показатели развития налого- . вой деятельности ¥ Абсолютное изменение налоговых доходов Абсолютное изменение основных составляющих налоговых доходов
Показатели осуществления налоговой деятельности
Отношение налоговых доходов к ВВП Налоговое бремя
Показатель собираемости налогов Коэффициент сокрытия (занижения) налогов
Показатель качества выполнения налоговых обязательств Коэффициент результативности выездных налоговых проверок
Коэффициент оборачиваемости налоговой задолженности Коэффициент выявления ошибок при заполнения налоговой декларации
4. Комплексная оценка формирования доходной части бюджета Российской Феде-
Рис 8. Методика анализа доходной части бюджетов государства (Составлено авторами)
17
Соотношение дефицита / профицита к ВВП
Показывает масштабы бюджетной разбалансированности в отношении национальной экономики.
(Дефицит (профицит) бюджета ^ ВВП) х 100% [1% -- 3%], оптимум
Соотношение дефицита / профицита к доходам
Показывает, насколько доходная база способна покрывать финансовые потребности государства.
(Дефицит (профицит) бюджета ^ Доходы бюджета) х 100% [-10% -- 10%], оптимум
Уровень покрытия расходов доходами
Показывает, в какой степени бюджетные расходы покрываются бюджетными доходами.
(Доходы бюджета ^ Расходы бюджета) х 100%
[97% -- 103%], оптимум
V
Коэффициент уровня налоговых доходов
Показывает масштабы бюджетной разбалансированности в отношении национальной экономики.
Налоговые доходы ^Доходы бюджета Среднее значение, увеличение
Соотношение темпа роста доходов к ВВП
Показывает, в какой степени доходы бюджета изменились по отношению к ВВП страны.
Темп изменения доходов бюджета-^ ВВП Среднее значение, увеличение
Коэффициент бюджетной обеспеченности населения по доходам
Показывает уровень социальной защищенности населения страны.
(Расходы бюджета на социальное обеспечение населения^ Доходы бюджета) х 100% 35%, увеличение
Отношение доходов бюджета к ВВП
Показывает, какая часть созданного страной ВВП аккумулируется в рамках ее
бюджета в соответствии с общегосударственными потребностями.
Доходы бюджета ^ ВВП Среднее значение, увеличение
Коэффициент бюджетной результативности бюджета и его составляющих
Показывает, сколько доходов бюджета приходится на одного человека.
(Налоговые доходы + неналоговые доходы) Численность населения Среднее значение, увеличение
Доля трансфертов к доходам бюджета Показывает объем финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета субъектам с целью обеспечения бюджетного выравнивания, сбалансированности, а также
выполнения программ развития. (Объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ^ ВВП) х 100% Норматив [0% -- 20%], оптимум
__У
Рис. 9. Методика расчета показателей состояния доходной части бюджета (Составлено авторами)
18
В дальнейшем проводится оценка формирования налоговых доходов как основной составляющей формирования доходов бюджетов. Выделение в отдельный этап анализа оценку налоговых доходов обосновано тем, что именно налоговые доходы имеют наибольший удельный вес и оказывают наибольшее влияние на формирование доходной части бюджета любого уровня.
Оценка формирования налоговых доходов проводится в соответствии с двумя группами показателей: показатели развития налоговой деятельности и показатели осуществления налоговой деятельности. Первая группа показателей предполагает оценку абсолютного изменения налоговых доходов в консолидированном бюджете, а также абсолютного изменения основных составляющих налоговых доходов в консолидированном бюджете. К ним относятся: налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (бюджетообразующий налог, формирующий основную долю доходов федерального бюджета), налог на прибыль (основной налог, уплачиваемый в бюджеты федерального уровня и уровня субъектов федерации), а также страховые взносы на обязательное социальное страхование (относится к бюджетам государственных внебюджетных фондов).
На рисунке 10 представим методику расчета показателей осуществления налоговой деятельности.
На заключительном этапе анализа доходной части бюджета государства проводится комплексная оценка формирования доходной части бюджета Российской Федерации. Она заключается в расчете интегрального показателя формирования доходов федерального бюджета, консолидированного бюджета Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, а также интегрального показателя налоговой деятельности государства.
Прежде чем рассчитать интегральный показатель, необходимо все рассчитанные ранее показатели и коэффициенты привести к единому, нормализованному значению. Это связано с различной размерностью показателей: так, к примеру, налоговое бремя рассчитывается в процентном соотношении, абсолютное изменение доходов федерального бюджета измеряется в млрд. руб., а темп изменения неналоговых платежей рассчитывается в единицах. Поскольку сравнивать величины различной размерности не представляется возможным, возникает необходимость проведения так называемого нормирования. Для этого следует осуществить «преобразование исходных данных в реальные индикаторы с учетом их размерностей» [24, с. 112]. Суть данного метода приведения несопоставимых показателей к единому формату заключается в вычислении степени относительного отклонения фактического индикатора от нормативного. Так, если в динамике индикатор увеличивается, то для определения сопоставимой величины необходимо фактическое значение индикатора разделить на нормативное; если в динамике значение индикатора уменьшается, то необходимо провести обратный расчет: нормативное значение разделить на полученное фактическое. Если в качестве рекомендуемой динамики указан оптимум, то попадание значения в нормативный интервал приравнивается к 1. Сопоставимые показатели рассчитываются по каждой группе индикаторов, определенной аналитиком на первоначальных этапах анализа, за каждый год в анализируемом периоде, и заносятся в аналитические таблицы или же отражаются на графике для наглядного их отображения.
Далее проводится непосредственно оценка формирования доходов федерального бюджета. Для этого необходимо рассчитать единичный показатель развития доходной части федерального бюджета и единичный показатель состояния доходной части федерального бюджета. Методика расчета единичного показателя следующая: необходимо найти сумму всех нормализованных значений факторов, характеризующих развитие доходной части федерального бюджета (и ее состояния), а затем разделить на количество этих факторов. После этого рассчитывается интегральный показатель формирования доходов федерального бюджета. Для этого находится сумма единичных показателей, умноженных на их долю в совокупности факторов (т.е. количество факторов, формирующих показатели развития (и состояния) доходной части федерального бюджета, делится на общее количество факторов, формирующих доходы федерального бюджета). По аналогичному принципу оцениваются интегральный показатель формирования доходов консолидированного бюджета и интегральный показатель налоговой деятельности Российской Федерации.
19
Г
Отношение налоговых доходов к ВВП
Показывает уровень налоговых поступлений страны по отношению к размеру ее экономики, измеряемой ВВП.
Налоговые доходы консолидированного бюджета^ ВВП
^^_Среднее значение, увеличение_^
Коэффициент сокрытия (занижения) налогов
Показывает степень занижения налогов налогоплательщиками, которое выявляется в ходе осуществления налогов ыми органами камеральных и выездных проверок.
Дополнительно начисленные налоги по выездным проверкам Сумма налогов, исчисленных к уплате [0% - 1,7%], оптимум
Коэффициент оборачиваемости налоговой задолженности
Характеризует величину получаемых государством налоговых доходов в виде фактически взысканных налоговых платежей на каждый рубль налоговой задолженности.
Налоговые доходы Совокупная налоговая з адолженность Среднее значение, увеличение
Коэффициент выявленных ошибок при заполнении налоговых деклараций
Характеризует степень выявления ошибок при заполнении декларации на общую сумму начисления налогов.
Дополнительно начисленные налоги по камеральным проверкам Сумма начисленных налогов по декларации Среднее значение, уменьшение
Показатель собираемости налогов
Показывает отношение величины собранных за определенный период налоговых платежей к потенциально возможному объему собираемых налоговых платежей.
(Сумма фактически поступивших налогов Сумма налогов, начисленных к упла-те)х 100% 100%, увеличение
Коэффициент результативности выездных налоговых проверок
Показывает степень эффективности проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверок и добросовестность налогоплательщиков в части декларирования налогооблагаемых доходов и расходов, не учитываемых в целях налогообложения.
Количество проведенных выездных налоговых проверок, выявивших нарушения Общее количество проведенных выездных налоговых проверок Среднее значение, увеличение
V
Налоговое бремя
Показывает уровень социальной защищенности населения страны.
(Расходы бюджета на социальное обеспечение населения Доходы бюджета) х 100% 35%, увеличение
Показатель качества выполнения налоговых обязательств
Показывает степень выполнения налоговых обязательств налогоплательщиками перед бюджетом.
(Сумма фактически поступивших налогов ^ Налоговые доходы) х 100% [95- 100%], оптимум
Рис. 10. Методика расчета показателей осуществления налоговой деятельности (Составлено
авторами)
Второй этап механизма оценки доходной части бюджетов государства предполагает сбор информации, необходимой для проведения анализа. Имеются ввиду исходные данные для расчета показателей и коэффициентов, а также иная информация, которая позволит сделать качественные
20
выводы и разработать эффективные предложения по улучшению сложившейся ситуации. За основу следует брать данные из официальных источников, таких как Министерство Финансов, Федеральное Казначейство, статистические данные, данные Открытого бюджета. Для удобства дальнейшего анализа исходные данные целесообразно занести в единую сводную таблицу.
Помимо сбора информации следует обратить внимание на ее критический анализ, который предполагает оценку данных с точки зрения их достоверности (недостоверные данные исказят результаты проведенного исследования), полноты (отсутствие каких-либо данных приведет к сложностям в оценке), актуальности (нецелесообразно использовать устаревшие данные, поскольку прогнозирование дальнейших показателей и разработка рекомендаций должны основываться на реальных данных) и сопоставимости (поскольку анализ проводится за продолжительный период времени, а именно 5 лет, данные должны быть сопоставимы между собой).
Четвертый этап механизма анализа предполагает осуществление расчетов предложенных ранее показателей, сопоставление полученных данных с нормативными значениями, а также оценку их динамики в соответствии с необходимым уровнем оптимизации. Для наглядности можно применить графический метод, предполагающий отображение полученных данных на рисунках и графиках.
После проведения расчетов необходимо интерпретировать полученные результаты, выявив позитивные и негативные факторы, которые оказали влияние на формирование доходной части бюджетов, акцентируя внимание на поступление. И на основе сделанных выводов снизить риски и обеспечить поступательное увеличение финансовых средств в бюджеты государства. ВЫВОДЫ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Вопросы формирования доходной части государственного бюджета являются достаточно важными, поскольку от качественного прогнозирования и планирования зависит то, насколько эффективно государство будет выполнять свои обязательства.
Исходя из проведенного исследования предложенных дефиниций бюджета можно отметить, что в определениях имеются наиболее часто встречающиеся ключевые слова, такие как «план финансирования (или финансовый план)», «экономические отношения», «фонд денежных средств», «государственные органы (или исполнительные органы власти)», «доходы и расходы», «удовлетворение социальных потребностей», «обеспечение задач».
Проанализировав сущность экономической категории бюджет, было сформулировано более полное определение государственного бюджета. Государственный бюджет — это имеющий силу закона финансовый план государства, составляемый на определенный период времени (чаще всего на год) уполномоченными органами исполнительной власти и обязательный к исполнению всеми участниками финансовых правоотношений, который представляет собой сформированный в результате экономических взаимоотношений специальный фонд денежных средств, доходная часть которого аккумулируется государством и перераспределяется в виде расходов таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на него функций касательно обеспечения необходимого уровня социально-экономического развития страны, ее национальной безопасности, а также защиты и поддержки своих граждан.
Предложенный механизм оценки формирования доходной части государственных бюджетов позволит еще на этапе планирования бюджета и в особенности его доходной части более комплексно и обоснованно подойти к данному вопросу. Он состоит из ряда этапов, последовательное выполнение которых даст возможность аналитикам провести оценку качества и эффективности формирования доходной части бюджетов государства и на основании полученных результатов разработать рекомендации по повышению уровня доходной части бюджетов Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Cleveland F.A. Evolution of the Budget Idea in the United States / Frederick A. Cleveland // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. — 1915. — 1 November.—Volume 62. — Access Mode: archive.org/ details/jstor-1013126 (date of the application: 15.06.2023).
21
2. Крохина Ю.А. Бюджетное право России : учебник для вузов / Ю.А. Крохина. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 374 с.
3. Швецов, Ю.Г. Бюджет как финансовая основа реализации общественных проектов / Ю.Г. Швецов, О.А. Булаш // Проблемы учета и финансов. — 2013. — № 3(11). — С. 38-48. — EDN RUYETP.
4. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации : Учебник / А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. — 9-е изд., испр. и доп.. — Москва: Дашков и К°, 2010. — 628 с. — ISBN 978-5-394-00850-4. — EDN RAYEYF.
5. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / [Г.Б. Поляк и др.]; под ред. Г.Б. Поляка, Т.Ш. Тиникашвили. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 399 с.
6. Бушмин, Е. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов / Е. Бушмин // Вопросы экономики. — 2003. — № 5. — С. 42-49. — DOI 10.32609/0042-8736-2003-5-42-49. — EDN PJFKAP.
7. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для вузов / М.В. Романовский [и др.] ; под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 523 с.
8. Ляпунова, Г.В. Бюджетная политика и бюджетный процесс : учеб. пособие / Г.В. Ляпунова, Т.В. Сорокина. — Иркутск : Байкальский государственный университет, 2004. — 201 с. — ISBN 5-7253-1010-8. — EDN OWNTBZ.
9. Финансы : учеб. / В.М. Родионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко [и др.] ; под ред. В.М. Родионовой. — М. : Финансы и статистика, 1995. — 400 с.
10. Швецов, Ю.Г. Теоретические аспекты бюджета как экономической категории / Ю. Г. Швецов // Финансы и кредит. — 2012. — № 27(507). — С. 64-71. — EDN PAFDQP.
11. Комягин Д.Л. Бюджетное право [Текст] : учебник для вузов / Д.Л. Комягин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — (Учебники Высшей школы экономики). — 590 с.
12. Бежаев О.Г. Реформирование межбюджетных отношений : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.10; Рос. академия предпринимательства / О.Г. Бежаев. — Москва, 2000. — 22 с.
13. Ермилов, В .Г. Толковый словарь современных бюджетных терминов / В.Г. Ермилов. — Том Выпуск 1. — Москва : Издательство «Димитрэйд График Груп», 1999. — 224 с. — EDN VSPARN.
14. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 15.06.2023).
15. Воробьева, Е.И. Формирование бюджета региона: теория и практика / Е.И. Воробьева, Ю.Н. Воробьев // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — N° 4(37). — С. 27-33. — EDN YJMOEB.
16. Ломинадзе, А.А. О понятии и роли бюджета / А.А. Ломинадзе // Вопросы экономики и права. — 2015. — № 88. — С. 21-25. — EDN VQYYFT.
17. Вермичева, В.О. Консолидированный бюджет Российской Федерации / В.О. Вермичева, Т.А. Окинча // Форум молодых ученых. — 2019. — № 5(33). — С. 373-377. — EDN PWCXLO.
18. Пауль А.Г. О юридической природе закона (решения) о бюджете / А.Г. Пауль // Вестник ВГУ Серия: Право. — 2018. — №3 (34).
19. Воробьева, Е.И. Повышение эффективности федерального бюджета Российской Федерации / Е.И. Воробьева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 4(37). — С. 19-26. — EDN YJMODR.
20. Малахаткина, Е.В. К вопросу о правовой природе налогов / Е.В. Малахаткина // Человек: преступление и наказание. — 2011. — № 3(74). — С. 110-113. — EDN PWINXX.
21. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 15.06.2023).
22. Блажевич, О.Г. Особенности развития финансового рынка в условиях цифровизации / О.Г. Блажевич, Н.С. Сафонова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — № 1(54). — С. 106-124. — DOI 10.37279/2312-5330-2021-1-106-124. — EDN HXNCGG.
23. Методы финансового анализа для оценки состояния предприятий / Е.И. Воробьева, О.Г. Блажевич, Н.А. Кирильчук, Н.С. Сафонова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2016. — № 2(35). — С. 5-13. — EDN WEBHEV
24. Концепция инновационного развития Нижегородской области: система анализа и прогнозирования / Д.Н. Лапаев, О.Н. Минаева, Е.С. Митяков [и др.] // Инновации. — 2015. — № 6(200). — С. 111-116. — EDN UHPPEX.
SPISOKLITERATURY
1. Cleveland F.A. Evolution of the Budget Idea in the United States / Frederick A. Cleveland // The Annals of the American Academy ofPolitical and Social Science. — 1915. — 1 November.—Volume 62. — Access Mode: archive.org/ details/jstor-1013126 (date of the application: 15.06.2023).
22
2. Krokhina Yu.A. Byudzhetnoye pravo Rossii : uchebnik dlya vuzov / Yu.A. Krokhina. — 7-ye izd., pererab. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2023. — 374 s.
3. Shvetsov, Yu.G. Byudzhet kak finansovaya osnova realizatsii obshchestvennykh proyektov / Yu.G. Shvetsov,
0.A. Bulash // Problemy ucheta i finansov. — 2013. — №№ 3(11). — S. 38-48. — EDN RUYETP.
4. Godin, A.M. Byudzhetnaya sistema Rossiyskoy Federatsii : Uchebnik / A.M. Godin, V.P. Goreglyad,
1.V. Podporina. — 9-ye izd., ispr. i dop.. — Moskva: Dashkov i K°, 2010. — 628 s. — ISBN 978-5-394-00850-4. — EDN RAYEYF.
5. Gosudarstvennyye i munitsipal'nyye finansy: uchebnik dlya studentov, obuchayushchikhsya po napravleniyam «Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye», «Finansy i kredit» / [G.B. Polyak i dr.]; pod red. G.B. Polyaka, T.Sh. Tinikashvili. — 5-ye izd., pererab. i dop. — M.: YUNITI-DANA, 2020. — 399 s.
6. Bushmin, Ye. Rol' i mesto byudzhetnykh protsedur v sisteme gosudarstvennykh finansov / Ye. Bushmin // Voprosy ekonomiki. — 2003. — №> 5. — S. 42-49. — DOI 10.32609/0042-8736-2003-5-42-49. — EDN PJFKAP.
7. Finansy, denezhnoye obrashcheniye i kredit : uchebnik dlya vuzov / M. V Romanovskiy [i dr.] ; pod redaktsiyey M.V Romanovskogo, O.V Vrublevskoy, N.G. Ivanovoy. — 3-ye izd., pererab. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo Yurayt, 2023. — 523 s.
8. Lyapunova, G.V. Byudzhetnaya politika i byudzhetnyy protsess : ucheb. posobiye / G.V. Lyapunova, T.V. Sorokina. — Irkutsk : Baykal'skiy gosudarstvennyy universitet, 2004. — 201 s. — ISBN 5-7253-1010-8. — EDN OWNTBZ.
9. Finansy : ucheb. / V.M. Rodionova, Yu.Ya. Vavilov, L.I. Goncharenko [i dr.] ; pod red. V.M. Rodionovoy. — M. : Finansy i statistika, 1995. — 400 s.
10. Shvetsov, Yu.G. Teoreticheskiye aspekty byudzheta kak ekonomicheskoy kategorii / Yu.G. Shvetsov // Finansy i kredit. — 2012. — №> 27(507). — S. 64-71. — EDN PAFDQP.
11. Komyagin D.L. Byudzhetnoye pravo [Tekst] : uchebnik dlya vuzov / D.L. Komyagin ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M. : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2017. — (Uchebniki Vysshey shkoly ekonomiki). — 590 s.
12. Bezhayev O.G. Reformirovaniye mezhbyudzhetnykh otnosheniy : avtoreferat dis. ... kandidata ekonomicheskikh nauk : 08.00.10; Ros. akademiya predprinimatel'stva / O.G. Bezhayev. — Moskva, 2000. — 22 s.
13. Yermilov, VG. Tolkovyy slovar' sovremennykh byudzhetnykh terminov / VG. Yermilov. — Tom Vypusk 1. — Moskva : Izdatel'stvo «Dimitreyd Grafik Grup», 1999. — 224 s. — EDN VSPARN.
14. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] / Konsul'tant Plyus. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_19702/ (data obrashcheniya: 15.06.2023).
15. Vorobyova, E.I. Formirovaniye byudzheta regiona: teoriya i praktika / E.I. Vorobyova, Yu.N. Vorobyov // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — №№ 4(37). — S. 27-33. — EDN YJMOEB.
16. Lominadze, A.A. O ponyatii i roli byudzheta / A.A. Lominadze // Voprosy ekonomiki i prava. — 2015. — №№ 88. — S. 21-25. — EDN VQYYFT.
17. Vermicheva, V.O. Konsolidirovannyy byudzhet Rossiyskoy Federatsii / V.O. Vermicheva, T.A. Okincha // Forum molodykh uchenykh. — 2019. — №> 5(33). — S. 373-377. — EDN PWCXLO.
18. Paul' A.G. O yuridicheskoy prirode zakona (resheniya) o byudzhete / A.G. Paul' // Vestnik VGU. Seriya: Pravo. — 2018. — №№3 (34).
19. Vorobyova, E.I. Povysheniye effektivnosti federal'nogo byudzheta Rossiyskoy Federatsii / E.I. Vorobyova / / Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — №№ 4(37). — S. 19-26. — EDN YJMODR.
20. Malakhatkina, Ye.V. K voprosu o pravovoy prirode nalogov / Ye.V. Malakhatkina // Chelovek: prestupleniye i nakazaniye. — 2011. — №> 3(74). — S. 110-113. — EDN PWINXX.
21. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] / Konsul'tant Plyus. — Rezhim dostupa: www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (data obrashcheniya: 15.06.2023).
22. Blazhevich, O.G. Osobennosti razvitiya finansovogo rynka v usloviyakh tsifrovizatsii / O.G. Blazhevich, N.S. Safonova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — №> 1(54). — S. 106-124. — DOI 10.37279/ 2312-5330-2021-1-106-124. — EDN HXNCGG.
23. Metody finansovogo analiza dlya otsenki sostoyaniya predpriyatiy / E.I. Vorobyova, O.G. Blazhevich, N.A. Kirilchuk, N.S. Safonova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2016. — .№ 2(35). — S. 5-13. — EDN WEBHEV.
24. Kontseptsiya innovatsionnogo razvitiya Nizhegorodskoy oblasti: sistema analiza i prognozirovaniya / D.N. Lapayev, O.N. Minayeva, Ye.S. Mityakov [i dr.] // Innovatsii.—2015. — №> 6(200). — S. 111-116. — EDN UHPPEX.
Статья поступила в редакцию 21 июля 2023 года Статья одобрена к печати 5 сентября 2023 года
23