Из всего вышесказанного следует, что чем лучше персонал будет чувствовать себя на рабочем месте, тем выше будет производительность его труда, а, следовательно, будет повышаться эффективность деятельности всей гостиницы.
Когда работникам не приходится тратить время на конфликты с коллегами, интерпретирование своих обязанностей, попытки разобраться в системах мотивации и условиях продвижения по службе, они могут всецело погрузиться в решение проблем гостей и предоставление сервиса на высшем уровне»[4].
Гости будут видеть приветливый, дружелюбный, готовый помочь персонал и их лояльность к гостинице будет повышаться, они будут готовы возвращаться в это место снова и рекомендовать его друзьям и знакомым.
Если появляется необходимость в повышении эффективности деятельности гостиничного предприятия, то в первую очередь руководство отеля должно обратить внимание на главную движущую силу гостиницы - персонал. Это та часть гостиничного предприятия, на которой нельзя экономить, а наоборот нужно вкладывать силы и средства в обучение и улучшение условий труда для работников. Список использованной литературы:
1. Корнова, Г. Н. Управление мини-гостиницей / Г. Н. Корнова, Е. В. Курилова, Ю. Н. Огурцова. -Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2015. 108 с.
2. Анисимов, В.М. Кадровая служба и управление персоналом организации [Электронный ресурс]: Практическое пособие кадровика. Центр кадрологии и эффективного персонал-менеджмента/ Анисимов В.М. - М.: Экономика, 2009.- 703 с. (дата обращения: 21.08.2022)
3. Варданян, И. Оценка системы мотивации для сотрудников гостиничного бизнеса [Электронный ресурс] / Варданян И. // Справочник по упр. персоналом. - 2013. - № 1. (дата обращения: 29.08.2022)
4. Брызгалова, И. Е. Повышение эффективности деятельности предприятия индустрии гостеприимства / И. Е. Брызгалова, А. А. Наринник // История, современное состояние и перспективы инновационного развития науки: Сборник Международной научно-практической конференции, Уфа, 09 сентября 2021 года. - Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2021.
© Огурцова Ю.Н., 2022
УДК 336.142
Сальникова Е.Б.
кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой экономической теории и мировой экономики, ВГАУ
РФ, г. Воронеж Гринева М.Н. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики, ВГАУ
РФ, г. Воронеж
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИИ: ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Аннотация
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все
финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Определяющую роль в формировании и развитии экономики любого современного осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. В статье рассмотрены основы бюджетного устройства Российской Федерации, проведен анализ доходов и расходов федерального бюджета, а также состояния внешнего и внутреннего долга России.
Ключевые слова
Государственный бюджет, финансовый план страны, Бюджетный кодекс, бюджетная система, федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты, консолидированный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, дефицит бюджета, профицит бюджета, государственный долг.
Salnikova E.B.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, head Department of Economic Theory and the world economy, VSAU RF, Voronezh Grineva M.N.
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Economic Theory
and the world economy, VSAU RF, Voronezh
THE STATE BUDGET OF RUSSIA: WAYS OF FORMATION AND USE
Abstract
It is almost impossible to imagine a state in which all financial and economic levers that stimulate the inflow of funds into the budget and state expenditures do not exceed revenues work flawlessly. The decisive role in the formation and development of the economy of any modern state carried out within the framework of the economic policy chosen by the authorities. One of the most important mechanisms, allowing the state to carry out economic and social regulation is its financial system, the main part of which is the state budget. In article bases of the budgetary device of the Russian Federation are considered, the analysis of incomes and charges of the federal budget, and also a condition of an external and internal debt of Russia is carried out.
Keywords
State budget, financial plan of the country, Budget Code, budget system, federal budget, budgets of state extra-budgetary funds, budgets of subjects of the Russian Federation, local budgets, consolidated budget, budget revenues, budget expenditures, budget deficit, budget surplus, public debt.
Бюджет зародился на ранних этапах общественного развития как особая система общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания государственной казны (бюджетного фонда) и с осуществлением государственных расходов.
При первобытнообщинном строе не существовало государства и, соответственно, не возникало бюджетных отношений.
При рабовладельческом строе использовался труд рабов, принудительные сборы с граждан использовались очень редко.
При феодальном строе расходы финансировались вначале за счет собственных имений, а по мере роста расходов устанавливались обязательные подати с поданных. Происходило бесконтрольное расходование средств в своих интересах монархами.
Капиталистический строй характеризуется:
- развитием товарно-денежных отношений,
- совершенствованием производительных сил,
- разделением общественного труда,
- возникновением городов, центров ремесел,
- расширением обмена.
Чтобы обосновать государственные расходы начинают составлять отдельные сметы доходов и расходов. Постепенно отдельные сметы затрат и поступлений пытаются объединить в общую смету расходов и доходов.
Согласно архивам слово «бюджет» происходит от нормандского bouge, bougtte, что в переводе означает «карман», «мешок», «кожаный мешок». Это слово начали использовать англичане. Первые попытки составления бюджета, в форме смет доходов и расходов, в Европе зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого в 1302 году.
В России 27 января 1710г. Петр I утвердил первый в истории России государственный бюджет, предварительно сосчитав все доходы и расходы Государства Российского.
Можно выделить три основные характеристики государственного бюджета:
1. По форме: государственный бюджет - это финансовый план государственного хозяйства на предстоящий год.
2. По сущности: государственный бюджет - денежные отношения, одним из субъектов которых выступает государство, вторым - предприятия и население.
3. По материальному содержанию: государственный бюджет - это денежные средства, аккумулируемые в одном централизованном фонде.
Таким образом, совокупность специфических отношений, возникающих в процессе формирования и использования бюджетного фонда для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития составляет понятие государственного бюджета.
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет выполняет следующие функции:
1) образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);
2) использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);
3) контрольная функция.
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Бюджетные доходы, сокращая долю денежных средств, отстающих в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Субвенции, трансферты играют большую роль в перераспределении валового национального продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития.
Бюджетная система - это совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и регулируемая законодательством.
Каждое государство имеет свою организацию бюджетного устройства, которая определяется
типом государственного устройства и спецификой административно-территориального деления. В унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня: государственный и местные бюджеты, в федеральных - три звена: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты (рис.1 ).
Рисунок 1 - Типы бюджетных систем различных государств
При этом, бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.
Бюджетная система РФ представляет собой совокупность бюджетов трех уровней и включает:
• федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• бюджеты субъектов РФ (85 бюджетов);
• местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, сельских бюджетов). Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, который имеет силу закона после
его утверждения российским парламентом и подписания Президентом России (рис. 2).
Рисунок 2 - Стадии бюджетного процесса
issn 2410-6070
международный научный журнал «инновационная наука»
№ 9-1 / 2022
Именно федеральный бюджет является основным средством перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Функционирование федерального бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Виды доходов бюджетов:
1) налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы),
2) неналоговые,
К неналоговым доходам относятся доходы:
• от использования, продажи и иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
• финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
Состав доходов бюджета РФ проиллюстрирован на рисунке 3.
Рисунок 3 - Доходы федерального бюджета РФ 2021 г., млрд. руб.
Динамику доходной части бюджета Российской Федерации можно отследить посредством таблицы 1.
Таблица 1
Доходы федерального бюджета РФ за 2019-2021 гг. 2013 г. 2020 г. 2021 г.
Инннение s ?D21 г, Из менен не в 202i г, йткштелышЗй!?. шцитшюЯШг.
мим руб %т млрд руб. «ВВП млрд руб. % ВВП млрд руб. пл. ВВП млрд руб. Ii.г. ВВП
Дрхпды 20135,8 15,4 1(716,1 17,4 2$ ?85,4 13,3 5097,$ 0,9 6567,3 1,9
в [им числе:
Нсфкч aauüMC Й547.7 7,5 4351,2 4,6 йй,5 7,1 1Ö&7.S ■0,4 4314.3 2,5
кзнихНДПИ 5971,7 5,4 3819.7 3,6 7110,1 54 1139,2 0 3291,2 1,S
Ненефтегаэопые 11 №,1 Ю,? 13767,9 12,8 15950,9 12,2 4009,6 1,3 2133,0 -0,5
из них:
НДС 7005,2 6,6 7202,2 6,7 В212,2 7.0 2117,0 0,5 2010,0 0,3
Акцизы $15,5 D.6 1137,3 1,1 ■142,3' -0,1 ■754,i ■0.7 -1279,t -1,2
Таким образом, за трехлетний период наблюдается как снижение доходов (в 2020 г., что обусловлено падением деловой активности в стране и мире под влиянием пандемии), так и существенное увеличение (в 2021 г., как в сравнении с 2020 г., так и по отношению к 2019 г. (более чем на 5 млрд. руб.)). Кроме того, необходимо отметить рост доходов относительно ВВП страны (до 19.3% в 2021 г.). Также можно констатировать неуклонный рост ненефтегозовых статей доходов Федерального бюджета РФ.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Классификация расходов:
1) Государственные услуги общего назначения - это общая бюджетная деятельность, общая кадровая политика, центральные закупки и снабжение, внешние отношения, оборона, общественный порядок и государственная безопасность.
2) Общественные и социальные услуги - образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, коммунальное обслуживание, организация отдыха и культурная деятельность.
3) Государственные услуги, связанные с экономической деятельностью - расходы на регулирование и обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности (экономическое развитие страны, урегулирование диспропорций регионального масштаба, создание рабочих мест и т.д.)
4) Прочие функции - выплаты процентов и расходы, связанные с гарантией государственного долга, а также трансферты общего характера, передаваемые другим государственным учреждениям.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).
Состав расходов бюджета РФ представлен на рисунке 4.
Расходы по функциональным разделам бюджета на 2021 год
£ трлн
Всего
Социальная политика Национальная экономика Национальная оборона Национальная безопасность Общегосударственные вопросы Обслуживание госдолга Здравоохранение
Образование
Межбюджетные трансферты регионам
Охрана окружающей среды ЖКХ
Культура, кино СМИ
Физкультура и спорт
21,52
I 3,37 I 3,11 2,47
1,48 1,2 1,12 1,06 0,97 ] 0,34 | 0,29 | 0,13 0,1 0,07
Доля в общих расходах, %
27 15,7 14,5 11,5 6,9 5,6
5.2 4,9
4.5
1.6
1.3 0,6 0,5 0,3
Рисунок 4 - Расходы по функциональным разделам федерального бюджета 2021 г.
Консолидированный бюджет Российской Федерации - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации.
Не всегда сумма доходов, собранных государством бывает достаточна для осуществления всех запланированных расходов. В этом случае возникает бюджетный дефицит.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую расходы государства превышают его доходы.
Возможна и обратная ситуация, когда собранные доходы больше расходов, в этом случае возникает бюджетный профицит.
Динамика сбалансированности государственного бюджета РФ представлена на рис. 5.
Дефицит/Профицит бюджета России, в млрд. руб.
2741,37
-2956,41
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
V_У
Рисунок 5 - Сбалансированность бюджета РФ
Принято различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.
Фактический дефицит - это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.
Структурный дефицит - это разность между доходами и расходами государственного бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода, соответствующего полной занятости. Другими словами, это та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе налогообложения и принятых законодательной властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.
Циклический дефицит - это разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходах происходят автоматически.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образуют государственный долг.
Государственный долг представляет собой сложившуюся к данной дате сумму дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике, государственным долгом считаются долговые обязательства страны перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ). Государственный долг - это сумма задолженности государства по кредитным операциям. В зависимости от рынка размещения валюты, в которой выпущены и размещены займы, государственный долг может быть внутренним и внешним.
issn 2410-6070
международный научный журнал «инновационная наука»
№ 9-1 / 2022
Рисунок 6 - Разновидности государственного долга
Внутренний долг - это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ государственным внутренним долгом РФ является долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами. Долговые обязательства могут иметь форму кредитов, полученных правительством, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, других долговых обязательств, гарантированных правительством.
Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг наибольшее бремя для страны, так как необходимо отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг.
Внешний государственный долг Российской Федерации (перед нерезидентами) имеет следующую динамику (рис. 7).
Рисунок 7 - Объем государственного долга РФ
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3% ВВП.
Список использованной литературы:
1. Алехин Б.И. Государственный долг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061000 «Государственное и муниципальное управление» и 060400 «Финансы и кредит» / Алехин Б.И. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 с.
2. Еланчук О.В. Взаимосвязь бюджетной и налоговой политики государства / О.В. Еланчук // Проблемы теории и практики управления. - 2021 - №2 - с. 36-42
3. Экономическая теория в схемах и таблицах: учебное пособие / Е. Б. Фалькович, М. Н. Гринева, Т. Б. Ивашинина [и др.] - Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2014. - 232 с.
© Сальникова Е.Б., Гринева М.Н., 2022
УДК 338.1
Ярлыченко А.А.
кандидат экономических наук, управляющий, дополнительный офис «Зилант» в г. Казань Приволжского филиала ПАО «Промсвязьбанк»,
г. Казань, РФ
СИСТЕМНЫЕ ИННОВАЦИИ: СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
В статье анализируются системные инновации, которые трактуются как фактор нарушения равновесного состояния экономической системы и роста неопределенности внешней среды. Определены особенности системных инноваций в условиях цифровизации экономики и условия их превращения в источник сбалансированного экономического развития. Выделена роль государства как субъекта проектирования институциональной среды инновационных процессов.
Ключевые слова
Системные инновации, инновационные процессы, сбалансированное развитие экономики, производство знаний, институциональное проектирование.
Наличие постоянных взаимодействий между экономическими акторами, инициирующими инновационные процессы, генерируют многообразные эффекты от изменений, вносимых продуктовыми или процессными нововведениями. В то же время среди всего многообразия инноваций, которые имеют место в современной экономике, особое место принадлежит системным инновациям, которые отличаются от точечных нововведений значительными объемами мультипликационного эффекта. При этом к числу системных инноваций относятся многообразные формы инновационных образований, включающие: «бизнес-системы, маркетинговые, научно-исследовательские, системы создания социальных ценностей, системы постоянных преимуществ, систем взаимодействия с клиентами и др.» [1]. Указанные системные образования могут рассматриваться как новый тип инновационных систем.
Системные инновации являются результатом взаимодействия заинтересованных сторон, которые генерируют инкрементальные и прорывные внутриотраслевые и межотраслевые нововведения. Результаты комбинации и рекомбинации последних представлены продуктами, процессами, организационными структурами управления и др. В свою очередь, системные инновации как новые