частности, активно проводить рекламные кампании, внедрить для персонала компании «бонусную систему оценки деятельности сотрудника».
Только четко представляя положение своей компании на рынке, а также учитывая основные особенности сферы деятельности, на наш взгляд, руководитель организации может определить стратегию, способствующую достижению намеченных целей и финансовых результатов.
Использованные источники:
1. Лапыгин Ю.Н. Стратегическое развитие организации: учебное пособие / Ю.Н.Лапыгин; Д.Ю. Лапыгин, Т.А. Лагина, под ред. Ю.Н.Лапыгина -М.: КНОРУС, 2005 - С. 288, стр. 56.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия.- Спб: Питер, 1999.
3. Попов А. И. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
Индутенко А.Н., к.э.н.
доцент
кафедра «Финансы, кредит и налогообложения»
Безгодкова Л. С. студент 3го курса Курочкина Д.А. студент 3го курса НИУ "БелГУ" Институт управления Россия, г. Белгород АНАЛИЗ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ И ОЦЕНКА ЕГО
ИСПОЛНЕНИЯ
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме исследования - управлению Федеральным бюджетом России. Задача исследования - провести анализ состава, структуры и динамики доходной части Федерального бюджета России, а также дать оценку его исполнения. В работе предлагается найти пути укрепления доходной части Федерального бюджета России и основные подходы к формированию доходов на 2016 год, что даёт возможность учёным в области экономики продолжить данное исследование.
Ключевые слова
Экономика, Федеральный бюджет, структура, оценка, удельный вес, доходная часть.
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью политики.
Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой - бюджетная система,
представленная совокупностью бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей (распределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.). Причем Федеральный бюджет - это зеркальное отражение национальных приоритетов, первостепенных, архиважных целей государства, т.е. в нем зафиксирована политика данной правящей элиты, которая выработала компромисс между различными политическими силами на конкретный момент расстановки этих сил. Следовательно, проблема управления Федеральным бюджетом России является в настоящее время актуальной и социально значимой.
Проведем анализ состава, структуры и динамики доходной части Федерального бюджета за 2012-2014 года с использованием данных об исполнении Федерального бюджета России за исследуемый период. Данный вид анализа предполагает подсчет удельного веса доходов, абсолютное и относительное изменение, темпа прироста и определение причинно-следственного изменения доходов.
Доходами бюджета принято считать установленные законодательством и решениями органов представительной власти обязательные поступления средств в распоряжение государства и органов местного самоуправления в виде налогов, сборов и других платежей.
Рассмотрим состав и структуру доходов Федерального бюджета России за период с 2012 по 2014гг. в таблице 1.
Из представленных данных в таблице видно, что доходы Федерального бюджета складываются из 15 основных показателей. Согласно проведенным расчетам видно, что наибольший удельный вес в структуре доходов занимают налоговые и неналоговые поступления: в 2012 г. - 99,50%, в 2013 г. - 99,61%, в 2014 г. - 99,74%. Также большой объем в структуре доходов имеют поступления от внешнеэкономической деятельности, они составляют: в 2012 г. - 38,60%, в 2012 г. - 39,73%, а в 2014 г. - 41,04%.
Наименьший удельный вес в структуре доходов на протяжении всего периода занимает статья «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам» всего 0,01%.
Отмечается тенденция снижения удельного веса показателя «Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства» в динамике. Данный факт обусловлен снижением их абсолютного значения на протяжении всего рассматриваемого периода.
Что касается поступлений в бюджет от взимания государственной пошлины, то за рассматриваемый период его доля в общем объеме доходов бюджета была нестабильна.
Таблица 1
Состав и структура доходов федерального бюджета России за 2012-
2014гг.
2012 год 2013 год 2014 год
Доходы бюджета Сумма Доля в % Сумма Доля в % Сумма Доля в %
1 2 3 4 5 6 7
1. Налоговые и
неналоговые доходы, в том 12790,88 99,50 12785,38 99,61 14226,16 99,74
числе:
1.1. Налоги на прибыль,
доходы 375, 82 2,92 384,36 2,99 411,3 3,01
1.2. Налоги на товары (работы, услуги), 2 228, 00 17,33 2166,70 16,88 2702,2 17,46
реализуемые на территории РФ
1.3. Налоги на товары, ввозимые на территорию 1 713, 05 13,33 1564,84 12,19 1821,9 13,58
РФ
1.4. Налоги, сборы и
регулярные платежи за 2 442, 81 19,00 2563,21 19,97 2884,6 18,01
пользование природными
ресурсами
1.5. Государственная 92, 33 0,72 92,15 0,72 90,9 0,58
пошлина
1.6. Задолженность и
перерасчеты по 1,21 0,01 0,92 0,01 0,63 0,01
отмененным налогам,
сборам и иным обязательным платежам
1.7. Доходы от
внешнеэкономической 4 962, 74 38,60 5100,23 39,73 5463,4 41,04
деятельности
1.8. Доходы от
использования имущества, 543, 34 4,23 426,88 3,33 304,6 3,36
находящегося в
государственной и
муниципальной собственности
1.9. Платежи при
пользовании природными 101, 31 0,79 206,50 1,61 228,7 0,73
ресурсами
1.10. Доходы от оказания
платных услуг и 131,48 1,02 119,59 0,93 148,7 1,35
компенсации затрат
государства
1.11. Доходы от продажи
материальных и 120, 43 0,94 102,36 0,80 108,3 0,20
нематериальных активов
1.12. Административные 18,19 0,14 17,79 0,14 17,45 0,06
платежи и сборы
1.13. Штрафы, санкции и
возмещение ущерба 20, 70 0,16 20,74 0,16 20,78 0,20
1.14. Прочие неналоговые
доходы 39,47 0,31 19,11 0,15 22,7 0,15
2. Безвозмездные 64,65 0,50 50,07 0,39 35,49 0,26
поступления
3. ИТОГО ДОХОДОВ: 12855,53 100 12835,45 100 14261,65 100
Рассмотрев структуру доходов федерального бюджета, можно сказать, что наибольший удельный вес занимают налоговые поступления, в частности, это: налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, а также доходы от внешнеэкономической деятельности. Более наглядно структура и динамика доходов Федерального бюджета за 2012, 2013 и 2014 года по видам доходных источников представлена на рисунках 1, 2 и 3.
□ Доходы от внешнеэкономической деятельности
□ Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
□ Налоги на товары, ввозимые на террриторию РФ
□ Налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ
□ Налоги на прибыль, доходы
□ Прочее
Рис. 1. Структура доходов Федерального бюджета в 2014 году по видам доходных источников, %
3%
Л 7%
□ Доходы от внешнеэкономической деятельности
□ Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
□ Налоги на товары, ввозимые на террриторию РФ
□ Налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ
□ Налоги на прибыль, доходы
□ Прочее
Рис. 2. Структура доходов федерального бюджета в 2013 году по видам доходных источников, %
□ Доходы от внешнеэкономической деятельности
□ Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
□ Налоги на товары, ввозимые на террриторию РФ
□ Налоги на товары, работы и услуги, реализуемые на территории РФ
□ Налоги на прибыль, доходы
□ Прочее
Рис. 3. Структура доходов федерального бюджета в 2012 году по видам доходных источников, %
Проектировки Федерального бюджета на 2014 год формировались Правительством РФ в русле целевых установок профицитной бюджетной политики, ориентированной на необходимость выполнения обязательств по обслуживанию государственного долга, пик платежей по которому приходится именно на предстоящий год. Министерство финансов РФ в этом году добилось по стабилизации бюджетного процесса в ходе формирования
казначейской системы исполнения Федерального бюджета, по расшивке бюджетных неплатежей и задолженностей, в том числе и по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы.
Начиная с 2014 г. бюджетная система России стремится к функционированию в режиме профицитного бюджета. Правительство считает, что лучшей экономической оценкой данной политики является определенная финансовая стабилизация в России.
Далее в таблице 3 рассмотрим изменение в динамике всех доходных источников Федерального бюджета России. Для проведения анализа абсолютного и относительного изменения воспользуемся исходными данными, представленными в таблице 2.
Исходя из расчетов, произведенных в таблице 2, отметим следующие ключевые моменты по динамике доходов бюджета за рассмотренный период:
1) Общая сумма доходов в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 11%, по отношению к 2012 году увеличилась на 10,9%;
2) Налоговые и неналоговые доходы в 2014 году по отношению к 2013 году увеличилось на 11,3%, по отношению к 2012 году увеличились на 11,2%;
Таблица 2
_Анализ динамики доходов федерального бюджета за 2012-2014гг.
Вид дохода Абсолютно Относительн Абсолютно Относите
е ое изменение е льное
изменение 2014 к 2013, изменение изменени
2014 к % 2014 к е
2013 2012 2014 к 2012, %
1 2 3 4 5
1. Налоговые и
неналоговые доходы, в 1440.78 11,3 1435,28 11,2
том числе:
- Налоги на прибыль, 26,94 7 35,48 9,4
доходы
-Налоги на товары
(работы, услуги), 535,5 24,7 474,2 21,3
реализованные на
территории РФ
- Налоги на товары,
ввозимые на территорию 257,06 -98,8 108,85 6,4
РФ
- Налоги, сборы и
регулярные платежи за 321,39 12,5 441,79 18,1
пользование природными
ресурсами
- Государственная -1,25 -1,4 -1,43 -1,5
пошлина
- Задолженность и
перерасчеты по
отмененным налогам, -0,29 -31 -0,58 -56,9
сборам и иным обязательным платежам
- Доходы от
внешнеэкономической 363,17 -98,9 500,66 10,1
деятельности
-Доходы от пользования
имуществом находящегося в -122,28 -28,6 -238,74 -43,9
государственной и
муниципальной собственности
- Платежи при
пользовании природными 22,2 10,7 127,39 125,7
ресурсами
- Доходы от оказания
платных услуг и 29,11 24,3 17,22 13,1
компенсации затрат
государства
- Доходы от продажи материальных и 5,94 5,8 -12,13 -10,1
нематериальных активов
- Административные платежи и сборы -0,34 -1,9 -0,74 -4,1
- Штрафы, санкции и
возмещение ущерба 0,04 0, 1 0,08 0,4
- Прочие неналоговые 3,59 18,8 -16,77 -42,3
доходы
2. Безвозмездные -14,58 -29,1 29,16 -45,1
поступления
ИТОГО ДОХОДОВ: 1426,2 11,1 1406,12 10,9
3) Если рассматривать все статьи доходов Федерального бюджета, мы практически по всем показателям увидим тенденцию снижения в 2014 году по сравнению с 2013 годом, не считая некоторых пунктов. Однако в сравнении с 2014 годом в 2012 году наблюдалось сокращение доходов во многих статьях: «Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам» - на 56,9%;«Безвозмездные поступления» - на 45,1%; «Доходы от пользования имуществом, находящегося в государственной и муниципальной собственности» - на 43,9%.
Более наглядно динамика доходов Федерального бюджета представлена на рисунке 4.
Рис. 4. Динамика доходов Федерального бюджета России за 2012-2014 гг.
Госдума на пленарном заседании 5 октября 2015 года приняла законы об исполнении Федерального бюджета за 2014 год, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2014 год.
Согласно утвержденному законом отчету, доходы Федерального бюджета за 2014 год составили 14,497 триллиона рублей, расходы - 14,832 триллиона рублей. Бюджет был исполнен с дефицитом в сумме 334,695 миллиарда рублей, или 5% ВВП.
Оценка исполнения доходной части Федерального бюджета России
за 2012-2014 гг.
После утверждения бюджета законодательными (представительными) органами власти начинается его исполнение. На этой стадии бюджетный процесс ставит перед собой следующую задачу: исполнить доходную и расходную часть бюджетов всех уровней. Поступление налоговых доходов в бюджет государства определяется действующим законодательством, которое устанавливает ставки налогов, указывает сроки уплаты, порядок их исчисления и базу обложения.
В бюджете можно выделить две стороны: по доходам и по расходам.
1) по доходам: поступление денежных средств в бюджет происходит своевременно (в соответствии с планом);
2) по расходам: последовательное финансирование мероприятий в пределах утверждённых сумм, предусмотренных законом о бюджете.
Для правильного распределения средств исполнения бюджета, включающего осуществление доходов и расходов, по отдельным статьям бюджетной классификации составляется детальный план.
Ответственным за исполнение бюджета является Правительство РФ, основная роль которого заключается в реализации закона о бюджете, принятого Парламентом.
Для того чтобы государство могло оперативно реагировать на изменение экономической ситуации, Правительство должно иметь
определённую свободу действий, так как финансовые ресурсы государства ограничены.
Важнейшими задачами исполнения бюджета являются:
1) Обеспечение своевременного полного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом по каждому источнику.
2) Финансирование мероприятий в пределах утверждённых по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утверждён бюджет.
3) Правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утверждённого бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов.
Документ о поквартальном распределении расходов и доходов бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, называется бюджетной росписью. В России свободную бюджетную роспись формирует Министерство финансов, а принимается и утверждается она в течение 15 дней со дня принятия закона о Федеральном бюджете.
Функции Министерства финансов состоят в следующем: составлять консолидированный бюджет, разрабатывать проекты Федерального бюджета, предоставлять отчёт о выполнении Федерального бюджета, а также развивать бюджетный механизм.
В таблице 1 рассмотрим исполнение Федерального бюджета России по доходам за 2012-2014 гг.
Анализ исполнения доходов Федерального бюджета России показал недовыполнение доходов в 2012 году - на 0,46%; в 2013 году - на 0,55%, а в 2014 году - на 0,25 %.
Следует отметить, что по показателям налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами произошло перевыполнение в 2012 и 2013 годах и составило: в 2012г. - на 0,02%, а в 2013г. - на 6,04%. А в 2014 году план оказался недовыполненным на 2,5%.
По доходам от внешнеэкономической деятельности за последние 3 года были самые высокие показатели: в 2012 году - 5001,84; в 2013 - 5132,26 и в 2014 - 5463,4.
Таблица 1
Исполнение Федерального бюджета России по доходам за 2012-2014
гг.
Номер показате ля* 2012 год 2013 год 2014 год
План Факт % испо л. План Факт % испо л. План Факт % испо л.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. 12855, 48 12790, 88 99,5 0 12889, 02 12785, 38 99,2 0 14287, 67 14226, 16 99,5 7
1.1 372,33 375,82 100, 94 374,13 384,36 102, 73 363,2 411,3 113, 2
1.2 2215,7 5 2228,0 0 100, 55 2200,1 2 2166,7 0 98,4 8 2419,0 2702,2 111, 7
1.3 1751,5 6 1713,0 5 97,8 0 1725,9 1 1564,8 4 90,6 7 1857,7 1821,9 98,1
1.4 2442,3 0 2442,8 1 100, 02 2417,1 2 2563,2 1 106, 04 2957,7 1821,9 98,1
1.5 102,51 99,33 90,0 7 81,11 92,15 113, 61 102,3 90,9 88,8
1.6 0,33 1,21 366, 67 0,21 0,92 438, 10 0,11 0,63 572, 72
1.7 5001,8 4 4962,7 4 99,2 2 5132,2 6 5100,2 3 99,3 8 5462,6 5463,4 100, 0
1.8 539,05 543,34 100, 80 542,21 426,88 78,7 3 545,2 304,6 55,8
1.9 87,77 101,31 115, 43 96,32 206,50 214, 39 269,4 228,7 84,9
1.10 139,92 131,48 93,9 7 142,23 119,59 84,0 8 148,5 148,7 100, 1
1.11 130,97 120,43 91,9 5 131,25 102,36 77,9 9 102,2 108,3 105, 9
1.12 10,73 18,19 169, 52 10,23 17,79 173, 90 9,8 17,45 178, 06
1.13 17,20 20,70 120, 35 17,23 20,74 120, 37 17,26 20,78 120, 39
1.14 43,24 39,47 91,2 8 18,69 19,11 102, 25 33,1 22,7 68,6
2. 59,12 64,65 109, 35 17,41 50,07 287, 59 10,1 35,49 351, 4
3. 12914, 60 12855, 53 99,5 4 12906, 43 12835, 45 99,4 5 14297, 77 14261, 65 99,7 5
Федеральный бюджет - это особый финансовый план государства, который утверждается Федеральным собранием. Его функция: финансирование управления и общегосударственных органов власти.
В таблице 2 представлены планируемые (данные приведены без изменений) расходные показатели функциональной классификации Федерального бюджета за 2012-2014 года и фактическое исполнение расходов Федерального бюджета, а также процент его исполнения, данные приведены в млрд. рублей.
Таблица 2
Исполнение расходов федерального бюджета РФ за 2012-2014 гг.
Номе 2012 год 2013 год 2014 год
р показ ателя * План Факт % испол План Факт % испол. План Факт % испол
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Всего 12957 ,30 12894 ,99 99,52 13730,6 1 13499 ,37 98,32 14259 ,24 14290 ,93 99,58
1 832,3 3 809,8 5 97,30 854,32 852,9 0 99,83 874,3 7 897,5 8 102,6 5
2 1846, 25 1812, 39 98,17 1890,36 1883, 38 99,63 1932, 14 1927, 06 99,73
3 1818, 58 1842, 98 101,3 4 1863,38 1822, 96 97,83 1845, 49 1817, 29 98,47
4 2027, 20 1968, 49 97,10 2271,74 2185, 61 96,21 2396, 91 2474, 65 103,2 4
5 221,8 1 228,8 4 103,1 7 219,63 220,1 0 100,21 206,5 1 218,3 3 105,7 2
6 22,66 22,50 99,29 19,63 91,70 110,55 17,76 20,43 115,5 0
7 609,8 6 603,8 4 99,18 625,85 623,5 0 99,362 641,0 4 647,0 1 100,9 3
8 93,51 89,85 96,09 93,65 92,30 98,56 95,38 95,18 99,79
9 558,7 98 613,8 2 109,8 1 675,21 658,2 2 97,48 737,8 4 689,1 3 93,39
10 3891, 66 3859, 73 99,18 3994,52 3988, 65 99,85 4186, 81 4278, 95 102,2 0
11 42,17 45,72 108,4 2 49,37 47,50 96,21 53,42 49,21 92,11
12 77,41 77,54 100,1 7 86,87 81,47 93,78 96,45 84,59 87,70
13 332,0 3 320,0 0 96,38 417,98 408,6 3 97,76 489,7 6 478,0 7 97,61
14 685,3 6 629,1 6 91,79 583,86 599,4 4 102,69 685,3 6 613,4 5 89,51
Из таблицы 2 можно увидеть, что план по исполнению Федерального бюджета за последние 3 года остался недовыполненным: в 2012г. - на 0,48%, в 2013г. - на 1,68%, в 2014г. - на 0,42%.
Рисунок 1 позволяет наглядно просмотреть исполнение доходов Федерального бюджета по годам и разделам классификации, а также соотношение планируемых показателей и их фактическое исполнение (рассчитанный процент исполнения).
Налоговые и Безвозмездные Всего доходов
неналоговые доходы поступления
Рис. 1. Динамика процента исполнения федерального бюджета России по доходам за 2012-2014 года Стоит отметить, что структура бюджета осталась прежней по доходности по секторам за 2014 год, но снизилась в 2 раза наполняемость бюджета: на 40% доходы от внешнеэкономической деятельности, на 32% -налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и налоги на товары, реализуемые на территории РФ.
Просмотрев структуру расходов Федерального бюджета за 2014 год, следует отметить следующее: по расходам по секторам структура осталась прежней, однако расход бюджета снизился в общей сложности в 2 раза по сравнению с 2013 годом, в том числе снизились расходы на социальную политику на 50%, на национальную оборону на 26% и на правоохранительную деятельность - на 48%.
Немаловажное значение, на наш взгляд, имеет дефицит (профицит) Федерального бюджета за 2012-2014 года (таблица 3).
Таблица 3
_Параметры Федерального бюджета за 2012-2014 гг. (млрд. руб.)
Показател 2012 год 2013 год 2014 год
ь Утверж- Испол- Утверж- Испол- Утверж- Испол-
дено нено дено нено дено нено
1 2 3 4 5 6 7
1. Доходы 12914,60 12855,53 12906,43 12835,45 14297,77 14261,65
2. 12957,30 12894,99 13730,61 13499,37 14259,24 14290,93
Расходы
3.Профиц -42,7 -39,46 -824,18 -663,92 38,53 -29,28
ит/
дефицит
Из таблицы 3 видно, что дефицит в 2012 году составил 39,46 млрд. рублей, что было меньше утверждённого изначально на 7,6%; дефицит в 2013 году составил 663,92 млрд. рублей, что было меньше утверждённого на
19,44%. В 2014 году также наблюдается дефицит, который составил 29,28 млрд. рублей. Министр финансов отмечал, что к 2015 году планируется достичь нулевого дефицита бюджета. Но как видно из заявления главы Минфина Антона Селиванова, это сделать не удалось: дефицит бюджета в
2015 году составил 2,9-3% ВВП.
Исполнение основных показателей Федерального бюджета за январь-декабрь 2014 года составило:
- объём поступивших доходов - 14 496 144,1 млн. рублей или 101,8% к общему объёму доходов Федерального бюджета, утверждённому Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов»;
- кассовое исполнение расходов - 14 824 107,2 млн. рублей, или 106,2% к общему объёму расходов федерального бюджета, утверждённому Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015-2016 годов» и 98,5% к уточнённой росписи.
Общий объём поступивших в казну доходов составил при этом 14 трлн. 26 млрд. руб., а объём расходов казны - 14 трлн. 290 млрд. руб.
Таким образом, дефицит бюджета в минувшем году достиг 2,5% ВВП, о чём ранее сообщал министр финансов Антон Силуанов. Дефицит Федерального бюджета РФ за 2013г. составил 6,04% ВВП, а в 2012 году -0,02 % ВВП[6, 7, 8, 9].
Большая часть доходов Федерального бюджета, в сумме 7 101 328,5 млн. руб., была обеспечена за счет поступлений от Федеральной таможенной службы, а также Федеральной налоговой службы, в сумме 6 214 735,0 млн. рублей.
Согласно закону «О Федеральном бюджете на 2014г. и на плановый период 2015-2016 гг.», дефицит Федерального бюджета в 2014г. составил 327 млрд. руб. (0,5% от ВВП), в 2015г. - 796,6 млрд. руб. (1% от ВВП) и в
2016 - 486,5 млрд. руб. (0,6% от ВВП).
Совокупный объём средств Резервного фонда по состоянию на 1 января 2014 года в рублёвом эквиваленте составил 4 945 492,3 млн. руб., а Фонда национального благосостояния - 2 900 639,4 млн. рублей.
В долгосрочной бюджетной стратегии Министерства финансов РФ сообщалось, что даже при сохранении высоких цен на нефть бюджету РФ до 2020г. не хватит порядка 10 трлн. руб. для финансирования всех государственных обязательств. Эксперты финансового ведомства обнаружили необеспеченные доходами обязательства бюджета с 2017г. по 2020г.: 5,6 трлн. руб. утверждённых и ещё 4,2 трлн. руб. - обещанных. Эксперты подчеркнули, что в случае сокращения бюджетных поступлений этот недостаток может стать ещё больше, и при сохранении высоких цен на нефть до 2020г. бюджету РФ не хватит порядка 10 трлн. руб. для финансирования всех государственных обязательств.
Эксперты Минфина приводят ряд факторов, несущих дополнительные риски для бюджетной системы страны, включая обязательства по пенсиям,
возможное падение доходов от экспорта сырья, а также сокращение поступлений от налогов и т.д.
Следует отметить, что консервативный сценарий развития экономики, положенный в основу бюджетной стратегии, состоит в следующем: темпы роста ВВП до 2030г. не превысят 2,5%. Но в Минфине всёже опасаются, что даже таких темпов роста достичь не удастся, и доходы бюджета будут меньше прогноза. Чтобы решить проблему дефицита бюджета, финансовое ведомство предлагает проработать возможности сокращения расходов и повышения налогов на сырьевой сектор. Существуют также риски постоянного увеличения обязательств по пенсиям: расходы на сбалансированность бюджета Пенсионного фонда вырастут с 943 млрд. руб. в 2013г. до 2 трлн. руб. в 2030г.
Согласно стратегии бюджет будет дефицитным весь расчётный период, а дефицит - покрываться в основном за счёт госзаймов, которые станут фактически единственным источником его финансирования, а, следовательно, к 2030г вырастет госдолг с 12% до 18,2% ВВП. В условиях прогнозного периода для обеспечения сбалансированности Федерального бюджета в 2017г. необходимо сокращение расходов на 1,247 трлн. руб., в 2018г. - 1,655 трлн. руб., в 2019г. - 1,517 трлн. руб. и в 2020г. - 1,142 трлн. руб.
Авторы стратегии предупреждают о рисках падения ненефтегазовых доходов - налоговых и таможенных платежей, доходов от приватизации. Так, по оценкам налоговой и таможенной служб, объём недопоступления доходов может составить в 2016 году 792 млрд. рублей. По прогнозам Минфина, властям придётся сокращать заложенные в бюджет расходы в случае долгосрочного снижения нефтяных цен, так как Резервный фонд будет исчерпан уже в 2016 году.
В заключение вопроса отметим основные задачи, стоящие перед казначейскими органами в части исполнения Федерального бюджета России.
Основным является вопрос совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на реформирование системы бюджетных платежей. Необходимо указать, что в части повышения эффективности управления свободными остатками денежных средств бюджетов бюджетной системы РФ и осуществления операций в секторе государственного управления в соответствии с утвержденной Концепцией реформирования системы бюджетных платежей на период до 2017 г. определен перечень законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, принятие которых потребуется в целях реализации поставленных задач.
В целях развития системы бюджетных платежей Федеральным казначейством в 2014 г. было предложено включить в проект новой редакции Бюджетного кодекса РФ новые главы, касающиеся функционирования казначейского обслуживания, единого казначейского счета и системы бюджетных платежей.
Итак, анализ формирования доходов Федерального бюджета России за
период с 2012 по 2014 года показал, что в целях снижения дефицита бюджета и повышения его финансовой устойчивости в современной нестабильной экономической ситуации необходимо найти пути укрепления доходной части Федерального бюджета России и основные подходы к формированию доходов на 2016 год.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с поправками от 30 декабря 2008 г. и 5 февраля 2014 г. [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 31. - Ст. 445.
2. О Правительстве Российской Федерации: федер. конст. закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ: по сост. на 8 декабря 2010 г. [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 51. - Ст. 5712.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998г. №145-ФЗ [Текст]: офиц. текст // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
Индутенко А.Н.
доцент
кафедра «Финансы, кредит и налогообложение»
Забнина Г.Г. ст. преподаватель кафедра «Финансы, кредит и налогообложение»
НИУ БелГУ Стерлева Д.С. студент 3 курса институт Экономики кафедра «Финансы, кредит и налогообложение»
Россия, г. Белгород АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ
РЕШЕНИЙ
Статья посвящена анализу и оценке финансовой деятельности предприятия как основе управленческих решений. Рассматривается анализ ликвидности баланса предприятия на примере ПАО «Газпром». На основе анализа составлена оценка баланса на 2015 год. Предложен ряд управленческих решений, способных увеличить не соответствующую норме ликвидность баланса.
Ключевые слова: финансы, анализ, оценка, предприятие, баланс, управление, управленческие решения, ликвидность, коэффициенты ликвидности.
Актуальность статьи заключается в том, что отсутствие навыков адекватной оценки собственного финансового состояния приводят к неверным управленческим решениям, которые на нем основаны, что может