Научная статья на тему 'Особенности формирования и пути увеличения доходов федерального бюджета Российской Федерации'

Особенности формирования и пути увеличения доходов федерального бюджета Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1647
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ / FEDERAL BUDGET / REVENUES / FORMATION / WAYS TO INCREASE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Индутенко А. Н., Пьяных Т. А.

В статье исследуются основные особенности формирования доходов федерального бюджета РФ на современном этапе, а также проблема эффективного управления структурой доходной части федерального бюджета и нахождения путей ее увеличения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и пути увеличения доходов федерального бюджета Российской Федерации»

Индутенко А.Н.1, Пьяных Т.А.2 ©

1Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансы и кредит; 2бакалавр Института экономики,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В статье исследуются основные особенности формирования доходов федерального бюджета РФ на современном этапе, а также проблема эффективного управления структурой доходной части федерального бюджета и нахождения путей ее увеличения.

Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы, формирование, пути увеличения.

Keywords: federal budget, revenues, formation, ways to increase.

В настоящее время в России в доходной части федерального бюджета значительную долю занимают доходы от экспорта сырой нефти и природного газа, а не от товаров с высокой степенью переработки и добавленной стоимости. В результате структура доходов федерального бюджета и экономическое развитие страны в значительной степени зависят от конъюнктуры нефтяных и газовых мировых цен [4, 56]. Она сдерживает модернизацию экономики и ее перевод на инновационную траекторию развития. Подобная ситуация предопределяет важность решения проблемы эффективного управления структурой доходов федерального бюджета и нахождения путей их увеличения.

На 2013 г. общий объем доходов федерального бюджета составил 13020 млрд руб., из них поступление налоговых доходов в сумме 6618,3 млрд руб. и неналоговых в сумме 6401,6 млрд руб. При этом НДС и НДПИ в сумме составляют 4884,1 млрд руб. (2329,3 млрд руб. + 2554,8 млрд руб.) -7,3% к ВВП, основные таможенные пошлины 4057,9 млрд руб. (6% к ВВП). Соответственно соотношение основных налоговых доходов от НДС и НДПИ и неналоговых доходов составило 7,3% к ВВП и 6% к ВВП.

Структура доходов федерального бюджета сохранила значительную диспропорцию. Данная диспропорция выражается в абсолютном преобладании доходов от внешнеэкономической деятельности. Динамика доли ВЭД в доходах федерального бюджета к 2013 г. была следующая: 2008 г. - 38,6% в общей сумме доходов, 2009 г. - 36,6%, 2010 г. -38,8%, 2011 г. - 41%, 2012 г.- 39,1%, 2013 г. - 38,5% [3]. Почти 98% доходов ВЭД составляли таможенные пошлины. Из них около 80% приходится на вывозные (экспортные) таможенные пошлины и 18% на ввозные (импортные) таможенные пошлины.

В течение многих лет основным фактором результативности отечественной налоговой политики являлось повышение собираемости налогов и увеличение объема налоговых доходов бюджета.

В целом, анализируя изменения структуры доходов федерального бюджета Российской Федерации за период 2008-2013 гг., следует отметить, что только четыре налоговые группы поступлений можно отнести к структурообразующим. К ним относятся такие, как:

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (3,8% к

ВВП);

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (3,5 % к ВВП);

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (2,6% к ВВП);

- налог на прибыль (0,5% к ВВП).

Динамика доходов федерального бюджета России, в млрд руб. представлена в Таблице 1

[3].

Таблица 1

© Индутенко А.Н., Пьяных Т.А., 2015 г.

Динамика доходов федерального бюджета России, в млрд руб.

Показатели 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.

Доходы федерального бюджета 7337,8 8305,4 11 366 12 853,7 13 020

В процентах к ВВП 18,9 17,9 20,3 20,5 19,5

1.1. Налоговые, в млрд руб 3895,8 4050,5 5575,7 6383,8 6618,3

В процентах к ВВП 10 8,7 9,99 10,2 9,9

1.2. Неналоговые, в млрд руб 3442 4254,9 5790,3 6469,9 6401,6

В процентах к ВВП 8,8 9,1 10,4 10,3 9,6

2. Дефицит (-) / Профицит (+) - 2322,3 - 749,3 + 430,8 - 37,1 - 322,9

Анализ изменения структуры доходов федерального бюджета в налоговой и неналоговой классификации показывает, что доля доходов от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, снижалась с 8,93% в 2008 г. до 7,0% в 2009 г., 7,1% в 2010 г. и 7,4% в 2011 г. несмотря на произведенное увеличение ставок акцизов на период 2011-2013 гг. в 2010 г.

Суммарная доля НДС от товаров, реализуемых на территории Российской Федерации и ввозимых на территорию Российской Федерации в налоговых доходах составляет: 23,64% в 2008 г., 29,94% в 2009 г., 35,6% в 2010 г., 35,6% в 2011 г., 34,9% в 2012 г., и 35,2% в 2013 г. [1].

В 2013 году по сравнению с 2009 годом доходы федерального бюджета по отношению к ВВП увеличились на 0,6%, при этом нефтегазовые доходы увеличились на 2,1%, а ненефтегазовые доходы снизились на 1,5% (Рис. 1) [4, 64]. Увеличение нефтегазовых доходов связано с ростом мировых цен на нефть, экспортных цен на газ природный, а также индексацией ставок НДПИ на углеводородное сырье. Уменьшение ненефтегазовых доходов обусловлено заменой единого социального налога на страховые взносы, поступающие напрямую во внебюджетные фонды, и снижением средневзвешенных ставок импортного тарифа (с 10,9% до 8,3%) в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО.

Рис.1. Динамика поступления доходов федерального бюджета в 2009-2013 годах, в % к ВВП

В общей сумме доходов федерального бюджета в 2013 году нефтегазовые доходы составили 50,2%,ненефтегазовые доходы - 49,8%.

По данным Минфина России, доходы федерального бюджета по итогам января-декабря 2013 г. составили 19,1% ВВП (13019,6 млрд руб.) расходы - 19,6% ВВП (13330,3 млрд руб.), что на 1,4 и 1,0 п.п. ВВП соответственно ниже их значения за аналогичный период 2012 г [3].

Предполагается, что в плановом периоде 2015 - 2016 годов в процентном отношении к ВВП будут снижаться объемы нефтегазовых доходов и увеличиваться объемы ненефтегазовых доходов бюджета. Кроме того, скорректированы основные показатели бюджета 2015 года, предусмотренные законом о бюджете на 2013 - 2015 годы (Федеральный закон N 216-ФЗ). Прогнозируется, что объемы поступлений в доходную часть бюджета составят 14 564,9 млрд. рублей (18,3 процента ВВП). Расходы бюджета будут увеличены до 15 361,5 млрд. рублей. Таким образом, дефицит бюджета 2015 года составит 796,6 млрд. рублей.

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета не изменилась относительно января-декабря 2012 г. и составила 50,2%, в то время как ненефтегазовый дефицит сократился на 0,3 п.п. ВВП.

Доходы федерального бюджета за 1-е полугодие текущего года продолжили рост и составили 21,1% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП выше уровня аналогичного периода предыдущего года [2].

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации в настоящее время положительна, что позволяет говорить об отсутствии существенных рисков устойчивости бюджета в краткосрочном периоде. Однако в среднесрочном периоде состояние бюджетной системы России не вызывает оптимизма. В июле текущего года на сайте Министерства финансов России были опубликованы «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», в которых прогнозируется увеличение дефицита бюджетной системы с 1,0% ВВП в 2014 г. до 1,5% ВВП в 2017 г.

На 2016 год доходы федерального бюджета запланированы в сумме 15 905,7 млрд рублей (18,3 процента к ВВП), расходы в сумме 16 392,2 млрд руб. Дефицит бюджета в 2016 году снизится и составит 486,5 млрд рублей.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2014 -2016 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

Установлена нормативная величина Резервного фонда. На 2014 год данная величина определена в сумме 5 132,05 млрд рублей; на 2015 год в сумме 5 576,2 млрд рублей и на 2016 год в сумме 6 078,6 млрд рублей [2].

Федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован на основе бюджетных правил, направленных на снижение зависимости исполнения расходных обязательств РФ от изменения мировых цен на энергоресурсы. Бюджет впервые составлен по программно-целевому принципу, предусматривающему формирование расходов исходя из целей, установленных государственными программами.

Литература

1. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_133448/

2. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (федер. закон: от 2 декабря 2013 № 349-ФЗ) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/29902.html

3. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://minfin.ru/ru/

4. О.А. Филипчук - Механизм формирования доходной части федерального бюджета Российской Федерации // Актуальные проблемы развития общества, экономики и права. - 2011. - №4. - С. 53 -67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.