УДК 336.14
Власенкова Елизавета Александровна Vlasenkova Elizaveta Aleksandrovna
Доцент кафедры экономико-управленческих дисциплин Associate Professor of the Department of Economics and management Филиал Российского государственного гуманитарного университета
в г. Домодедово
Branch of the Russian state University for the Humanities in Domodedovo
ОБ ОЦЕНКЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ И ПОДХОДАХ К ФОРМИРОВАНИЮ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ СУБФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
ASSESSMENT OF KEY INDICATORS OF BUDGETS OF THE BUDGET SYSTEM AND APPROACHES TO THE FORMATION OF OPTIMAL PARAMETERS OF SUB-FEDERAL BUDGETS
Аннотация: статья посвящена исследованию ключевых параметров формирования доходной базы федерального и региональных бюджетов. Так, рассмотрены показатели отношения доходов к ВВП, доходов бюджета, межбюджетных трансфертов. Представлены возможные направления увеличения доходного потенциала бюджетной системы, и, в частности, субфедеральных бюджетов, оптимизации структурирования доходных источников в рамках бюджетных отношений, а также предложен концептуальный подход к оценке необходимых объемов расходов субфедеральных бюджетов.
Abstract: the article is devoted to the study of key parameters of the formation of the revenue base of the Federal and regional budgets. Thus, the indicators of the ratio of income to GDP, budget revenues, and inter-budget transfers are considered. The paper presents possible ways to increase the revenue potential of the budget system, and, in particular, sub-Federal budgets, optimize the structuring of revenue sources within the framework of budget relations, and also offers a conceptual approach to assessing the necessary volumes of expenditures of sub-Federal budgets.
Ключевые слова: федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов РФ, доходы бюджета, межбюджетные отношения, модель оценки расходов субфедеральных бюджетов, направления увеличения доходной базы бюджетов.
Keywords: Federal budget, consolidated budgets of the subjects of the Russian Federation, budget revenues, inter-budget relations, model for estimating expenditures of sub-Federal budgets, directions for increasing the revenue base of budgets.
Доходы как федерального, так и региональных бюджетов, а также показатели их динамики и стабильности, через последующее расходование полученных денежных средств во многом определяют уровень социально-экономического развития государства. В этой связи важно обеспечить стабильную положительную динамику доходных источников наполнения государственного бюджета, в целях обеспечения интенсивного развития государства, его экономики и социальной сферы. При этом особое внимание должно быть уделено показателям именно регионального развития, обеспечив равнозначные во всех субъектах Российской Федерации условия для удовлетворения базовых потребностей граждан, в том числе потребностей в медицинском обслуживании, образовании, мерах социальной защиты, несмотря на наличие как объективных, так и субъективных различий в условиях развития регионов. В таблице 1 приведены показатели объема ВВП и доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таблица 1. Показатели объема ВВП и доходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, млрд. руб. [1, 2]
Показатели / годы 2015 2016 2017 2018 2019
ВВП, млрд. руб. 83 087,4 85 616,1 91 843,2 104 629,6 110 046,1
- прирост к уровню прошлого года, % 5,1 3,0 7,3 13,9 5,2
Доходы всего 26 922,0 28 181,5 31 046,7 37 320,3 39 110,3
- прирост к уровню прошлого года, % 0,6 4,5 10,2 20,2 4,8
Доля доходов бюджетной системы в ВВП, % 32,5 33,7 33,8 35,7 35,5
Налоговые и неналоговые доходы федерального бюджета 13 399,0 13 307,9 15 047,4 19 401,0 20 114,1
- прирост к уровню прошлого года, % -6,9 -0,7 13,1 28,9 3,7
Продолжение таблицы 1
Налоговые и неналоговые доходы
консолидированных бюджетов субъектов РФ 7 625,1 8 289,3 8 986,5 10 222,2 10 992,9
- прирост к уровню прошлого года, % 6,2 8,7 8,4 13,8 7,5
Косвенные налоги 5 302,3 5 926,9 6 737,1 7 606,6 8 463,2
- прирост к уровню прошлого года, % 5,6 11,8 13,7 12,9 11,3
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета региональным бюджетам 1603,7 1 567,8 1 690,1 2 044,8 2 387,2
- прирост к уровню прошлого года, % -0,2 -2,2 7,8 21,0 16,7
Данные за 2019 год взяты по данным отчета Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ по состоянию на 01.01.2020 г. Также использованы годовые отчеты об исполнении консолидированного бюджета РФ за соответствующие годы и материалы Минфина России по исполнению федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Анализ представленных данных показывает, что в исследуемом периоде растут как объемы ВВП, так и доходы бюджетов бюджетной системы. Хотя чаще оценивается доля расходов в ВВП, здесь мы обращаемся к оценке соотношения доходов бюджетной системы к ВВП как к характеристике вклада доходов государства в создание ВВП. В исследуемом периоде доля доходов бюджетной системы (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) в ВВП несколько вырос, но учитывая показатель 2014 года, который составил 35,1%, можно отметить, что он существенно не меняется и составляет порядка трети.
Далее показатели прироста отдельных параметров, характеризующих состояние бюджетной системы изображены графически (рис. 1).
Из рисунка видно, что четкая прямая пропорциональная зависимость между приростом ВВП и изменением доходов бюджетной системы не просматривается. Но при этом общая тенденция изменения бюджетных доходов соответствует динамике ВВП. Также следует обратить внимание на динамику доходов федерального бюджета, которая обусловлена в первую
очередь изменением цен на нефть и динамикой валютных курсов. Это значимый фактор, определяющий показатели доходной базы федерального бюджета, так как его доходы в исследуемом периоде примерно на 40% состоят из нефтегазовых доходов, обусловленных именно ценовой составляющей углеводородного сырья, а также курсом валют. Хотя, следует отметить, и на ВВП цены на нефть также оказывают определенное влияние, но все же менее существенное, чем на доходы федерального бюджета. Изменение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) более соответствует динамике показателя ВВП, поскольку их структура также ближе к структуре данного показателя и не имеет сырьевой компоненты.
Прирост доходов бюджетной системы
Прирост налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета Прирост налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ -Прирост поступления косвенных налогоов
-Прирост межбюджетных трансфертов из федерального бюджета регионам
Рис. 1. Показатели прироста отдельных параметров, характеризующих состояние бюджетной системы, % [1, 2]
Наибольшей стабильностью отличается динамика поступления косвенных налогов, что лишь подтверждает теоретические положения в части
НДС и акцизов как косвенных налогов как стабильного источника доходов бюджета, отличающегося хорошим уровнем собираемости.
В целом показатели прироста бюджетных доходов характеризуются положительной динамикой, нарастающей до 2018 года включительно, а затем снижающейся, но остающейся в зоне положительных значений. В целом в рассматриваемом периоде наблюдалась нарастающая (кроме 2019 года) позитивная динамика изменения бюджетных доходов.
При этом также интересна динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации. В 2015 г. они сократились на 0,2%, в 2016 г. - еще на 2,2%. В 2017 г. отмечается их увеличение на 7,8%, в 2018 г. - на 21,0%, а в 2019 г. - на 16,7%. Динамика объемов указанных межбюджетных трансфертов в целом не соответствует динамике прироста доходов федерального бюджета, в частности, в 2017 - 2018 гг., которые были наиболее благоприятны с точки зрения формирования доходов бюджета, соответственно показатели динамики доходов федерального бюджета составили 13,1% и 28,9%. Важно учитывать, что объемы бюджетов части регионов России не позволяют качественно и эффективно обеспечивать реализацию функций субъектов Российской Федерации, возлагаемых на них действующим законодательством, а особенно в периоды экономических и социальных шоков.
Безусловно, итоги 2020 года на настоящий момент времени непредсказуемы, но все ожидания имеют негативные оценки. При этом самой серьезной проблемой может стать рост дефицитности субфедеральных бюджетов, что потребует дополнительных мер в части межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию ситуации в региональных финансах и обеспечение исполнения субъектами Российской Федерации своих ключевых функций. Такими мерами могут стать как косвенные механизмы поддержки региональных бюджетов, так и прямое увеличение трансфертов,
что потребует разработки новых методик распределения средств между регионами.
В этой связи уместно обратиться к моделированию прогнозных вариантов необходимых и достаточных объемов бюджетов субъектов Российской Федерации, в основу которых может быть положен показатель величины рационального потребительского бюджета граждан с последующим использованием стандартных прикладных программ и экономико-статистического инструментария в виде системы рекуррентных регрессионных зависимостей, отражающих прогнозы поступлений того или иного вида дохода в зависимости от изменения определяющих эти доходы факторов, с дополнением результатов моделирования экспертным прогнозированием с целью более точного учета возможных существенных изменений выявленных трендов.
Расчеты рациональных потребительских бюджетов по регионам России целесообразно осуществлять на базе стандартов потребления товаров и услуг, включаемых в потребительскую корзину, и прогнозов индексов потребительских цен на период планирования. Далее эти показатели составят основу расчета необходимой и достаточной среднемесячной заработной платы и коэффициентов нагрузки на одного гражданина, имеющего доходы, в региональном разрезе. Следующий этап - расчет необходимого и достаточного годового фонда оплаты труда всех занятых в бюджетной сфере, и окончательный расчет необходимого нормативно-целевого объема расходов субфедерального бюджета на основе концепта пятидесятипроцентной доли расходов на оплату труда работников, занятых в бюджетной сфере регионов, в общем объеме расходной части бюджета [3, с. 21].
В результате будет сформирована расходная часть субфедерального бюджета, включающая две компоненты: как было описано, это расходы на оплату труда для бюджетного сектора, а также текущие расходы по иным статьям и расходы на развитие (научно-техническая, инновационная и
инвестиционная деятельность). Полученные при помощи представленной методологии оценки необходимых и достаточных размеров региональных бюджетов позволят сформировать единые условия для всех субъектов РФ как в части финансирования их текущей деятельности, так и для создания финансовых условий их долгосрочного развития.
В отношении доходной части бюджетов: важно обеспечить максимальную прозрачность формирования доходной базы, с более тщательной оценкой рисков непоступления доходов, а также с оценкой резервов роста поступления по видам доходов, что позволит сделать процесс формирования доходов бюджета, а также исполнение бюджетов по доходам поддающимися корректировке в случае каких-либо незапланированных ситуаций либо при реализации рисковых сценариев, но в то же время сами поступления - более стабильными. Кроме того, в части косвенного налогообложения как важного источника формирования оптимальной и стабильной ресурсной базы региональной экономики, необходимы меры, направленные на выявление резервов оптимизации взимания косвенных налогов, включая совершенствование системы распределения акцизов, а также актуальные точечные меры по усилению их регулирующей функции косвенных налогов.
Библиографический список:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // Режим доступа: https://www.gks.ru/
2. Официальный сайт Федерального казначейства // Режим доступа: https://roskazna.ru/
3. Власенкова Е.А. О подходах к моделированию ресурсной базы региональных бюджетов // Экономика и управление: проблемы и решения. -2018. - № 4, том 3 (76). - С. 19-23.