Научная статья на тему 'Сущность государственно-частного партнерства'

Сущность государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3206
933
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА / ИНТЕРЕСЫ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ENTREPRENEURSHIP / PUBLIC SECTOR / THE STATE INTERESTS / THE INTERESTS OF PRIVATE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корчагина А. С.

Взаимодействие государства и частного сектора в рамках партнерства доказало свою эффективность на практике в большинстве развитых стран мира, где широко используется для решения важнейших государственных задач. В России государственно-частное партнерство находится на начальном этапе развития, что обусловливает необходимость исследования некоторых теоретических аспектов данного взаимодействия, в частности раскрытия его сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Interaction of the state and private sector within the limits of partnership has proved the efficiency in practice in the majority the developed countries of the world where it is widely used for the decision of the major state problems. The public-private partnership is in Russia at the development initial stage that causes necessity of research of some theoretical aspects of the given interaction, in particular disclosings of its essence.

Текст научной работы на тему «Сущность государственно-частного партнерства»

УДК 330.111.62

А.С. Корчагина

СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Взаимодействие государства и частного сектора в рамках партнерства доказало свою эффективность на практике в большинстве развитых стран мира, где широко используется для решения важнейших государственных задач.

В России государственно-частное партнерство находится на начальном этапе развития, что обусловливает необходимость исследования некоторых теоретических аспектов данного взаимодействия, в частности раскрытия его сущности.

Г осударственно-частное партнерство, предпринимательство,

государственный сектор, интересы государства, интересы частного предпринимательства

A.S. Korchagin ESSENCE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Interaction of the state and private sector within the limits of partnership has proved the efficiency in practice in the majority the developed countries of the world where it is widely used for the decision of the major state problems. The public-private partnership is in Russia at the development initial stage that causes necessity of research of some theoretical aspects of the given interaction, in particular disclosings of its essence.

Public-private partnership, entrepreneurship, public sector, the state interests, the interests of private enterprise

Интенсификация развития российской экономики, устойчивое повышение благосостояния населения страны и укрепление позиций России в мировом сообществе невозможны без высокой результативности государственного управления и динамичного использования имеющихся в экономике ресурсов. Наиболее прогрессивным способом повышения эффективности выполнения государством общественных функций является государственно-частное партнерство, предполагающее передачу частному бизнесу части экономических, организационных и управленческих функций при производстве общественных благ, предоставлении населению общественных услуг, управлении государственной собственностью.

Взаимоотношения государства и бизнеса существовали всегда, включая элементы партнерства, но как самостоятельное и институционально оформленное направление они сложились в период 1970-1980 годов. В это время в Великобритании возникла модель сотрудничества государства и бизнеса, так называемая частная финансовая инициатива. Объектами подобной инициативы выступали объекты инфраструктуры, школы, больницы. Смысл ее заключался в том, что государство заказывало строительство капиталоемких объектов, которые после завершения работ оформлялись государством в долгосрочную аренду. Инвестиции возвращались подрядчику за счет арендных платежей. Идея организации работы в сфере

263

общественных услуг на рыночных принципах получила все большее распространение и стала популярной в континентальной Европе. Правительства европейских стран стали использовать схему государственно-частного партнерства при строительстве школ, больниц, трубопроводов, платных автодорог и местных объектов коммунального хозяйства1.

Раскрытие сущности партнерства государства и частного сектора требует подробного рассмотрения определения его понятия. В научной экономической литературе существует разнообразие подходов к определению государственно-частного партнерства, имеющих крайне противоположные взгляды на некоторые теоретические аспекты взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур. Большинством экономистов наиболее раскрытой считается трактовка государственно-частного партнерства, представленная В. Варнавским как стратегический, институциональный и организационный альянс в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг при сохранении контролирующей и регулирующей роли государства2.

Данное определение предполагает общественную значимость государственно-частного партнерства, разнообразие сфер его применения. Однако некоторые эксперты (В. Фильченков, Д. Амунц, А. Вихрян), на наш взгляд, правомерно, подмечают отсутствие в нем указания на партнерство сторон, лежащее в основе рассматриваемых отношений.

В трактовках государственно-частного партнерства особое значение имеет вопрос соотношения вложенных затрат и разделения рисков в рамках совместных проектов. Некоторые авторы делают акцент на привлечении дополнительных финансовых ресурсов в экономику со стороны частного сектора3. Государственно-частное партнерство представляется «долгосрочным партнерством, не ориентированным на краткосрочное участие частного партнера, с целью привлечения дополнительных источников финансирования, достижения успешного выполнения обязанностей муниципалитета, качественно новый и эффективный способ привлечения инвестиций»4. Приведенное определение ограничивает понимание сущности государственночастного партнерства, отражает его частный случай.

С позиции В. Варнавского, В. Якунина, партнерские взаимодействия предполагают объединение расходных обязательств государства (затраты на безопасность, территориальную целостность, суверенность, устойчивость развития, социальное обеспечение населения) и «доходных» интересов и мотивации частного сектора5. При этом большую часть затрат на реализацию своих функций государство покрывает за счет налоговых отчислений, в том числе уплачиваемых бизнесом, то есть происходит законное изъятие части прибыли одним «партнером» у «другого»6. Данные выводы, на наш взгляд, также выглядят односторонними. Допуская инвестиционные вложения частного сектора, совместные проекты могут частично, а иногда и полностью финансироваться за счет средств государства, повышая их эффективность, при этом в партнерстве происходит не только вовлечение частного сектора для финансирования инвестиционных проектов на основе доходов, полученных от эксплуатации объектов инфраструктур, но также и привлечение знаний и опыта управления частного сектора для реализации и эксплуатации государственных проектов более эффективным способом.

По мнению Д. Амунца и А. Вихряна, в центре государственно-частного партнерства заложено больше понятия об оказании услуг, чем просто финансирования или развития инфраструктур»7. Специалисты Международного центра социально-экономических исследований «Леонтьевский центр» под партнерством государственного и частного секторов экономики

1 Клинова М. Государство и частный капитал в поисках прагматичного взаимодействия. М., 2009. С.95-96.

2 Варнавский В. Государственно-частное партнерство в Европе // Современная Европа. 2005. № 2. С.64.

3 Бруссер П., Рожкова С. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2007. № 2 (329). С. 30; Евстратова У. Возможности и перспективы закрытых ПИФов как инструмента государственно-частного партнерства // Рынок ценных бумаг. 2007. №19. С.50.

4 Бруссер П., Рожкова С. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2007. № 2 (329). С.30.

5 Варнавский В. Государственно-частное партнерство в Европе // Современная Европа. 2005. № 2. С. 64; Якунин В. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2007. № 2. С.60.

6 Якунин В. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2007. № 2. С.60.

7 Амунц Д., Вихрян А. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства // Управление собственностью. 2005. №3. С.51.

понимают объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных услуг8.

Л. Шарингер отмечает в качестве основной цели взаимодействия государства и частного сектора в рамках партнерства повышение качества, объема общественных услуг и принятие на себя частным сектором специфических рисков. На наш взгляд, отношения государственно-частного партнерства предполагают разделение рисков между всеми его участниками. При этом риски несут не только государство и бизнес, но и общество как конечный потребитель услуг.

В разнообразных определениях государственно-частного партнерства неоднозначно представлена степень равноправия участников партнерства.

Ряд исследователей занимают позицию, согласно которой отношения государственночастного партнерства, основанные на паритете, равенстве прав и ответственности участников друг перед другом, имеют неиерархический характер9. Данные утверждения можно считать правомерными, поскольку сам термин «партнерство» предполагает равноправие субъектов взаимодействия, их свободу и автономию, ориентацию на доверие, взаимную ответственность10.

С другой стороны, государство, являясь партнером частного сектора, в значительной мере обеспечивающим и опосредующим его развитие, играет особую роль в рассматриваемых отношениях. С позиций теории государственного сектора государство рассматривается как агентство по производству общественных благ (услуг) в отношениях партнерства выступает, во-первых, в роли носителя общественно значимых интересов и целей, исполняя не только целеполагающую, но и контролирующую функции, во-вторых, в роли участника хозяйственного оборота, который заинтересован как в эффективности общих результатов проекта, так и в обеспечении собственного коммерческого эффекта.

Представляется, что особая роль государства в рассматриваемых отношениях связана со спецификой распределения правомочий между партнерами. Государство в партнерствах выступает как единый и единственный субъект публично-правовых (носитель власти) и гражданско-правовых отношений (участник хозяйственного оборота). Это выражается в том, что, с одной стороны, государство определяет правовые рамки для всех хозяйствующих субъектов, с другой - сохраняет властные функции, и даже вступив на началах равенства сторон в отношения партнерства, может принимать административные акты, это равенство игнорирующие. Особенность распределения правомочий между участниками партнерств исключает изначальное равноправие государственного и частного партнеров, которое может быть достигнуто при корректном разделении гражданско-правовых и публично-правовых функций, определении условий и особенностей реализации гражданско-правовых отношений.

Одним из признаков отношений взаимодействия государства и частного сектора в рамках партнерства М. Дерябина выделяет обязательное наличие конкурентной среды при заключении контракта или концессионного соглашения. Несмотря на то, что в некоторых случаях практическая реализация партнерств предполагает наличие борьбы между потенциальными партнерами государства, распространять в качестве характерной черты на все формы государственно-частного партнерства данное обстоятельство нельзя. При взаимодействии в рамках аренды, лизинга или совместных предприятий, которые признаются большинством экономистов эффективными формами рассматриваемых отношений, состязательность между предпринимателями в большинстве случаев отсутствует.

Частным случаем, по нашему мнению, представляется также распространение в качестве обязательного признака партнерских отношений их долгосрочного характера (от 10-15 до 20 и более лет). Например, контракты, являющиеся одной из наиболее приоритетных форм государственно-частного партнерства (в выполнении заказов прямо или косвенно ежегодно занято 15-17% населения США), могут иметь краткосрочный характер и заключаться на период до нескольких недель (контракты на поставку продукции).

8 См.: Макареня Т., Синельников Т. Государственно-частное партнерство как механизм межфирменного взаимодействия на локальном рынке жилищно-коммунальных услуг // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. С.36.

9 Амунц Д., Вихрян А. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства // Управление собственностью. 2005. №3. С.50.

10 Малый В. Концепция делового партнерства и развитие организаций в современной России. Саратов, 2004. С.5.

Отдельные авторы под государственно-частным партнерством понимают любое взаимодействие государственных и частных структур при выполнении ими хозяйственных функций11. Данная ошибочность в трактовке государственно-частного партнерства исключает необходимость его нормативного и организационного обеспечения, что ведет к увеличению рисков неэффективности проектов такого партнерства.

Взаимодействие государства и частного предпринимательства может осуществляться в многообразных формах, к которым относят поддержку государством частного предпринимательства; лоббирование интересов предпринимательства, коррупцию, заключение соглашений о сотрудничестве с органами исполнительной власти и др. Например, поддержка государством частного предпринимательства предполагает отношения взаимодействия, при которых бизнес получает финансовые средства, а государство реализует свои общественные функции.

Партнерство государства и частного предпринимательства является самостоятельной экономической категорией, характеризующейся определенными признаками, отличающими его от других форм взаимодействия государства и частного сектора. Эти признаки можно представить следующим образом:

- Стороны партнерства представлены государственным и частным секторами экономики.

- Взаимоотношения между участниками партнерства формально закреплены в официальных документах, регулирующих права и обязанности сторон, порядок возмещения общих расходов и распределения прибыли, сроки действия, условия прекращения деятельности и

др.

- Партнерство государства и частного предпринимательства направлено на удовлетворение потребностей общественного сектора (предоставление населению общественных благ и услуг, реализацию общественно значимых проектов, привлечение дополнительных инвестиционных средств, решение социальных задач и т.п.).

- Взаимодействие между государством и частным предпринимательством осуществляется как на долгосрочной, так и на краткосрочной основе, но в большинстве случаев

соглашения о партнерстве заключаются на длительный период и под конкретный объект. Временная ограниченность четко соблюдается. Права собственности на государственное имущество не передаются в частную собственность.

- Для государственно-частного партнерства характерны равноправие, свобода и автономия участников отношений.

- Партнерство взаимовыгодно и предполагает консолидацию материальных (финансовые ресурсы) и нематериальных (знания, опыт управления и др.) ресурсов, а также разделение рисков и полученных выгод.

Учитывая рассмотренные дефиниции государственно-частного партнерства, а также его характерные признаки, партнерство государства и частного сектора, на наш взгляд, целесообразно определить как институционально и организационно оформленное взаимовыгодное партнерство государственных структур и частного предпринимательства, предусматривающее объединение ресурсов, разделение рисков и выгод с целью повышения качества общественных благ (услуг) и реализации проектов и программ в широком спектре видов экономической деятельности, направленное на повышение эффективности аллокации ресурсов.

Сферы применения государственно-частного партнерства изначально были сосредоточены преимущественно в области строительства и содержания объектов инфраструктуры, большая часть которых имеет сетевой характер. Сюда относят базовые отрасли, составляющие основу жизнеобеспечения экономики и общества, - связь, энергетику (электро-, газо-, водоснабжение), транспорт, дорожное хозяйство и др. Инфраструктура объединяет производственную и социальную сферы, к последней относятся жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, наука. В развитых странах государственно-частные партнерства широко используются для строительства и управления объектами социальной инфраструктуры. По мере развития отношений партнерства государства и частного бизнеса сферы его применения стремительно расширялись. В настоящее время разнообразные формы такого партнерства

11 Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства // Общество и экономика. 2007. №1. С.48. 266

используются практически во всех сферах экономической деятельности и для решения различных экономических и социальных задач.

Субъектами рассматриваемых отношений выступают, с одной стороны, государственный сектор в лице федеральных, региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, с другой - частный сектор. Участниками со стороны частного сектора экономики могут выступать как предпринимательство, бизнес, так и граждане, юридические лица, представленные как коммерческими, так и некоммерческими организациями, учредителем которых не является государство. Для частного сектора определяющим признаком является наличие частной собственности на средства производства в разнообразных ее формах и видах. В экономической литературе к частной собственности относят все разновидности негосударственной собственности. Важнейшими экономическими признаками функционирования института частного хозяйствования выступает относительная экономическая обособленность производителей товаров и услуг и свобода предпринимательства. Конечная цель его функционирования - достижение положительного финансового результата от хозяйственной деятельности, выбор вида и направления которой предоставлен собственному усмотрению12. К государственному сектору относится часть экономического пространства, в которой преобладает нерыночный способ координации деятельности, осуществляется процесс производства общественных благ13.

При формировании отношений государственно-частного партнерства важное место занимает согласование интересов этих двух основных экономических субъектов. Каждая из сторон партнерства имеет свои цели, решает свои конкретные задачи, стороны имеют различные мотивации. Обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом, однако интересы государства и бизнеса могут не просто не совпадать, но и быть противоречивыми14.

Базовые интересы частного предпринимательства можно определить как извлечение прибыли15, при этом приоритеты бизнеса сводятся к устойчивости получения доходов от проекта. Интересы государства не поддаются столь однозначному толкованию, что определяет различия в подходах к определению сущности государственно-частного партнерства. Согласно одному из них, государство рассматривается как инструмент осуществления гегемонии правящего класса, а механизмы государственно-частного партнерства используются для реализации интересов узких групп населения. Даже в развитых странах с их мощной институциональной базой партнерских отношений государственно-частное партнерство иногда используется для реализации

преимущественно частного интереса. Так, Т.Барнеков, Р.Бойл и Д.Рич доказывают, что партнерства

- это механизм, посредством которого государство обслуживает капитал. В результате проведенного анализа партнерств в сфере городского развития в США Д. Сквайр заключает, что главной их целью было создание условий для развития корпораций и крупной промышленности. К аналогичным выводам приходит и японский ученый С.Китадзима . Отметим, что сведение сущности государственно-частного партнерства к защите интересов и созданию условий развития крупных корпораций, исключая решение социальных задач, представляется ограниченным.

Другой подход провозглашает нейтралитет государства и служение его на пользу всего общества, а партнерство рассматривается как механизм, способствующий развитию экономики, согласованию интересов государственного, частного секторов экономики и домохозяйств17. Отражая интересы широкого диапазона общественных групп, этот механизм выступает как эффективное средство осуществления прогрессивной политики развития территории.

Реализация интересов узких групп населения, на наш взгляд, не является выражением сущности государственно-частного партнерства. Подобные негативные явления приводят к деформациям в экономической политике, нарушению условий конкуренции, росту недоверия к партнерским отношениям между государством и частным сектором. На практике эти явления часто принимают форму коррупции18.

Основные задачи государства сводятся к формированию институционально-правовой основы хозяйственной деятельности и сглаживанию недостатков рынка (выравниванию

12 Абдуллаев Н. Взаимодействие секторов экономики // Журнал для акционеров. 2004. № 4. С.12.

13 Ахинов Г. Экономика общественного сектора. М., 2008. С.18.

14 Кеслер А. Экономические основы государственно-частного партнерства: дис. ... канд. экон. наук: (08.00.01). М., 2007. С.39.

15 Якунин В. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2007. № 2. С.60.

16См: Варнавский В. Партнерство государства и частого сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №7. С.29.

17 Там же. С.30.

18 Варнавский В.Указ. соч. С.29-30.

экономического цикла, улучшению структуры народного хозяйства, обеспечению занятости населения). Государство призвано создавать условия для экономического роста и эффективного хозяйствования, обеспечивать удовлетворение непосильных рынку потребностей общества. Однако ведение государством хозяйственной деятельности заведомо менее эффективно, чем предпринимательской структурой19. В работе государственного ведомства нет четких критериев эффективности функционирования, которые для частных предпринимателей определены как прибыль и убытки, результаты и последствия выполненных мероприятий, как правило, не измеримы (например, трудно определить эффект от мероприятий по обеспечению города иллюминацией), чиновники заинтересованы в личной выгоде, а безопасность своего положения увеличивает их склонность к оппортунизму. Все это делает необходимым привлечение в сферу производства общественных благ (услуг) бизнеса, отличающегося мобильностью, высокой эффективностью использования ресурсов, склонностью к инновациям.

В рамках отношений государственно-частного партнерства происходят делегирование функций государства, их коммерциализация. Коммерциализация отдельных государственных функций может быть результатом общего изменения концепции государственного управления, а может быть неким дополнительным элементом к уже сложившейся системе, позволяющим локально повысить ее эффективность. Ориентация на стратегическое управление в государственном масштабе приводит к формированию устойчивых взаимосвязей государства и предпринимательских структур в решении особо важных социальных задач20.

На основании вышеизложенного сущность государственно-частного партнерства, на наш взгляд, целесообразно выразить в консолидации интересов и уникальных потенциалов государства и частного предпринимательства, обусловленное мотивацией сторон, при которой государство делегирует частному предпринимателю на взаимовыгодных условиях реализацию части своих функций по производству общественных благ, оказанию общественных услуг, решению социальных и экономических задач путем формального закрепления совместной деятельности в виде договора (контракта). Такой договор фиксирует наличие согласованных договоренностей, а также объединение материальных и нематериальных ресурсов, разделение рисков и выгод.

Результативность взаимодействия в рамках государственно-частного партнерства достигается за счет объединения уникальных потенциалов сторон. Государство обеспечивает совместный проект правомочиями собственника государственного (муниципального) имущества, финансовыми ресурсами, а также предоставлением налоговых и иных льгот, гарантий. Бизнес привносит в проект знания, эффективные методы управления, способность к оперативному принятию решений, финансовые ресурсы, что способствует внедрению прогрессивных технологий, более совершенных методов организации труда и производства, созданию новых предприятий, налаживанию эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками.

Функционирование государственно-частного партнерства оказывает существенное положительное влияние на экономику, обеспечивая:

- повышение эффективности реализации проектов за счет участия в них частного бизнеса, который может более эффективно в отличие от государственных институтов решать производственные и управленческие задачи в рыночных условиях;

- повышение качества обслуживания конечных потребителей, а также реализацию в наиболее короткие сроки общественно значимых проектов;

- снижение нагрузки на государственный бюджет за счет привлечения частных средств и переложения части затрат на пользователей (коммерциализация предоставляемых услуг);

- дополнительные возможности для развития предпринимательства, что способствует решению проблемы занятости, поскольку на рынке труда повышается спрос на высококвалифицированные профессии;

- эффективную интеграцию на мировые рынки капиталов, а также привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.

Наряду с рассмотренными преимуществами в проектах государственно-частного партнерства может происходить перекос в сторону реализации преимущественно частного интереса, поскольку каждая сторона имеет свои корыстные цели: коррупция, нарушение условий конкуренции. В этой связи результативность государственно-частного партнерства во многом зависит как от условий его реализации, так и от способности сторон обеспечить эффективные

19 Орехова Е. Экономическое развитие страны: сущность, проявление и особенности реализации в современной России. Саратов, 2006. С.51.

20 Фильченков В. Формирование государственно-частного партнерства в социальной сфере: дис. ... канд. экон. наук : (08.00.05). М., 2008. С.30.

договорные отношения, поскольку каждый вид партнерства не может работать по типовым формам договоров, а должен реализовывать свои конкретные задачи21. Поэтому эффективное государственно-частное партнерство способно обеспечить сильное государство, содействующее развитию гражданского общества и общественных институтов, развитию особой культуры, когда государство и бизнес, не вмешиваясь в сферы автономной компетенции, способны на конструктивной и доверительной основе достигать согласия22.

Таким образом, взаимодействие государства и частного предпринимательства в рамках партнерства предполагает реализацию совместно выработанных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели его участников. Конструктивное взаимодействие государства и частного предпринимательства в рамках партнерства обеспечивает существенное положительное влияние на экономику путем снижения нагрузки на государственный бюджет, создания дополнительных возможностей для развития предпринимательства, благоприятных условий для эффективной интеграции на мировые рынки капиталов, а также привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики. Все это стимулирует экономическое развитие и способствует повышению конкурентоспособности экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаев Н. Взаимодействие секторов экономики // Журнал для акционеров. 2004. № 4. С.9-13.

2. Амунц Д., Вихрян А. Концессионные соглашения как форма государственно-частного партнерства // Управление собственностью. 2005. №3. С.16-24.

3. Ахинов Г. Экономика общественного сектора. М., 2008. 345 с.

4. Бородачев И. Частно-государственное партнерство и его роль в развитии социальной инфраструктуры: дис. ... канд. экон. наук : (08.00.01). М., 2008. 142 с.

5. Бруссер П., Рожкова С. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2007. № 2 (329). С. 29-33.

6. Варнавский В. Государственно-частное партнерство в Европе // Современная Европа. 2005. № 2. С. 62-71.

7. Варнавский В. Партнерство государства и частого сектора: теория и практика // Мировая экономика и международные отношения. 2002. №7. С. 28-37.

8. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика // Вопросы экономики. 2008. №8. С. 61-77.

9. Евстратова У. Возможности и перспективы закрытых ПИФов как инструмента

государственно-частного партнерства // Рынок ценных бумаг. 2007. №19. С. 50-52.

10. Кабашкин В. Формирование и развитие партнерских отношений государства и

предпринимательских структур в Российской Федерации. М., 2006. 296 с.

11. Кеслер А. Экономические основы государственно-частного партнерства: дис. ... канд. экон. наук : (08.00.01). М., 2007. 155 с.

12. Клинова М. Государство и частный капитал в поисках прагматичного взаимодействия. М., 2009. 122 с.

13. Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства // Общество и экономика. 2007. №1. С. 28-57.

14. Макареня Т., Синельников Т. Государственно-частное партнерство как механизм

межфирменного взаимодействия на локальном рынке жилищно-коммунальных услуг // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. С. 35-42.

15. Малый В. Концепция делового партнерства и развитие организаций в современной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

России. Саратов, 2004. 56 с.

16. Мочальников В. Стратегические аспекты государственно-частного партнерства // Федерализм. 2007. №2. С. 35-46.

17. Орехова Е. Экономическое развитие страны: сущность, проявление и особенности реализации в современной России. Саратов, 2006. 456 с.

18. Фильченков В. Формирование государственно-частного партнерства в социальной сфере: дис. ... канд. экон. наук: (08.00.05). М., 2008. 182 с.

19. Якунин В. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 58-68.

21 Мочальников В. Стратегические аспекты государственно-частного партнерства // Федерализм. 2007. №2. С.42.

22http:www//lobbving.ru

20. http://lobbving.ru

Корчагина Алена Сергеевна - Korchagina Alena Sergeevna -

аспирант кафедры экономической теории The post-graduate student of chair of the

и национальной экономики Саратовского economic theory and national economy of the

государственного университета Saratov State University named after N.G.

им. Н.Г. Чернышевского Chernyshevsky

Статья поступила в редакцию 01.05.11, принята к опубликованию 10.05.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.